Mentor. Men-Tor… Люди-бублики. Чем не имя для голливудских суперменов?.. Вполне, кстати, достойное имя для аппарата, который претенедует на лидерство в классе «интремедиат» и имеет в своём классе крайне мало конкурентов.
Условия испытаний
Испытывался строго серийный Mentor M (весовая вилка 95-110 кг). Вес системы во время тест-драйва был близок к верху вилки, но не доходил до него. Подвесная система: Advance Impress. Условия полётов: ветер от слабого до предельного, турбулентность от слабой до предельной, термическая активность от нулевой до умеренной. Полёты проводились со склона в Коломенском и в Татаринцево с использованием пассивной лебёдки.
Конструкция
Типичная, моментально узнаваемая NOVA. Всё на месте — и фирменная раскраска, и тонкие, качественные свободные концы, и прочие рюшки-финтифлюшки. Видимо, после смелых экспериментов с Ra на Нове решили не рисковать — и Mentor получился четырёхрядным (A2A’B4C3D2). Удивило разнообразие фурнитуры — в проводке акселератора стоят мелкие, но качественные блочки Ronstan, а вот рулевая стропа проведена через блочок Holt. Стропы — довольно толстые, арамид в оплётке, без чудес.
Форма купола сразу и чётко говорит о том, чего хотел добиться от Ментора товарищ Папеш. Вроде бы и удлинение невелико, и арочность не запредельная. Но стоит приглядеться — и становится интересно. Грубо обрезанные «уши» и тщательно «вылизанные» поверхности купола тонко намекают на заложенную в Ментор серьёзную амбицию. Эстетика Ментора несёт в себе этакий оттенок агрессивности, не сказать бы брутальности — но всё же в пределах разумного. Забегая вперёд, замечу, что практика отчасти подтвердит смутные предчувствия, рождённые формой крыла…
Взлёт, работа с куполом на земле
Очень интересные впечатления. Понятно, что Ментор долго и фанатично доводили до ума. Хотя то тут, то там всё-таки вылазят едва заметные намёки на агрессивность, которой наверняка страдали первые прототипы Ментора. Нет, всё хорошо — аппарат прекрасно встаёт, чётко слушается пилота и прощает большинство ошибок старта. Но стоит появиться ветру и турбулентности — и выясняется, что не так прост Ментор, как оно кажется поначалу. Обычный в обычных условиях, в сложную погоду Ментор способен неожиданно удивить резким клевком или мощным уходом вперёд. Приходится отключить режим имитации чайника и начать работать клевантами и корпусом по-честному. Нет-нет, никаких проблем со стартом у Ментора нет — но всё-таки не следует рассчитывать на то, что это типичное послешкольное крыло. Это топовый интермедиат, которому вполне простительна лёгкая непростота характера.
Игры с касанием «ухом» земли Ментор очень любит. С одной стороны, это не очень просто ввиду достаточно высокой чуткости подопытного — но с другой стороны именно чуткость крыла и делает эту игру столь интересной. Я уже привык к тому, что «интермедиаты» безропотно выполняют команды пилота — но Ментор, будучи вполне послушным и предсказуемым, оказался более тонким и сложным инструментом, чем этого можно было бы ожидать от аппарата класса EN B. Впрочем, тем интересней и полезней работать с Ментором на земле…
Отрыв что на склоне, что на лебёдке происходит почти мгновенно, несмотря на достаточно высокую балансировочную скорость подопытного. Проблем со стартом нет никаких. Иногда проскакивает едва заметная тенденция к лёгкому недовыводу, но она может оказаться заметной только в штиль и при слишком вялом старте.
Буксировка
Всё интересней и интересней… Предоставленный самому себе, Ментор ведёт себя подобно аппаратам классом выше — чётко и быстро реагирует на турбулентность, но не стремится быстро уйти с траектории затяжки. Управляемость под тягой — несколько выше среднего, очень сбалансированная и приятная. Это относится и к работе клевантами, и к переносу веса. При затяжке в болтанку иногда даже приходится слегка компенсировать клевки и забросы, что с «интермедиатами» случается редко. Но в целом впечатления очень приятные. Клевок после отцепа невелик, но всё же вполне ощутим.
Полёт, манёвренность
Ментор — изрядный хитрец. Причём хитрости его вызывают весёлое удивление сродни удовольствию от красиво исполненного фокуса…
Так вышло, что моё знакомство с Ментором началось на маленьком склоне московского парка Коломенское в сильный порывистый ветер. Парение в Коломенском — как известно, непростая наука. Склон маленький, но плющить и колбасить там может вполне по-взрослому. Взлетаю на Менторе первый раз — так, балансировочная скорость явно немаленькая, рулить у склона надо быстро и чётко. Ещё несколько полётов-прыжков ушло на то, чтобы грамотно «настроить» вираж, который у Ментора оказался на диво хорош, но не так прост, как ожидалось. А потом я с большим удивлением осознал, что парю! Парю при несильном для Коломенского ветре, причём почти без типичных для этого места расколбасов. Раскусить Ментор с первого полёта, вероятно, получится не у каждого пилота — но если не пожалеть сил и времени на вникание в характер этого крыла, то Ментор способен приятно удивить.
Вникания в основном потребовал «менторский» вираж. Ментор управляется очень интересно — примерно как крылья классом повыше. Ключ к успеху — умение использовать случайно возникающие забросы скорости и тангажа. Полезные движения крыла нужно усиливать, неполезным — противостоять. И когда Ментор, наконец, выдаст свой первый правильно исполненный вираж — впечатление будет сильным. Поймав нужный ритм движений, можно заставить Ментор крутиться очень компактно, быстро, но практически без потери высоты! Для «интермедиата» это редкость. Однако повторюсь, что скушать вишенку с этого торта получится наверняка не с первой попытки. При балансировочной скорости Ментора всё происходит достаточно быстро, времени на ленивое помахивание руками этот аппарат не даст. Ментор любит короткие, быстрые, точные движения корпуса и клевант. А к пилотированию в стиле «зажа-а-а-али — де-е-е-ержим — отпу-у-у-ускаем» этот аппарат относится со спокойным снисхождением. То-есть, конечно, Ментор выполнит все команды пилота, но об остроте и точности реакций в таком случае придётся забыть.
Чуть позже, с началом весенней термичности, я открыл для себя второй вираж Ментора. Он много проще в исполнении, но не так интересен в нюансах отклика крыла. Достаточно набраться наглости, от души загрузить одну сторону подвески, смело дать процентов 40-50 клеванты с той же стороны и придержать клевантой внешюю консоль — и Ментор радостно валится в плотную, чёткую, стабильную термическую спираль. Держит он её просто на отлично, почти не требуя подруливания. Но такая спираль становится оправданной только в достаточно сильных, пусть и нешироких, термиках — вероятно, именно под такие потоки в основном и «затачивали» аппарат отцы-основатели. Вираж номер два заметно скучнее хитрого виража номер один — зато никаких сложностей и тонкостей! Самое оно для добропорядочного австрийского бюргера, который решил прошвырнуться километров на энцать по родному ущелью в перерыве между лагером, йодлями и прочими штруделями с оксеншваннзуппе.
Смена направления и радиуса вращения не вызывает никаких проблем. Энергоёмкость Ментора не настолько велика, чтобы мешать перецентровке, а манёвренности хватает с лихвой.
Летучесть. Вишенку с торта мы уже съели — пора, наконец, переходить собственно к торту 😉 Летучесть Ментора — вторая причина почувствовать себя участником эффектно выполненного фокуса. Качество Ментора поначалу не бросается в глаза — и только разменяв десяток-другой километров маршрута, начинаешь замечать, что летится как-то подозрительно хорошо. Переходя с балансировочной скорости на первую ступень акселератора, начинаешь удивляться и радоваться ещё больше. Не секрет, что у «интермедиатов» акселератор чаще всего сделан «чтоб был». Иногда «интермедиаты» даже способны выдавать на акселераторе скорости за 50 км/ч — но качество при этом падает настолько, что получившийся режим полёта пригоден разве что для быстрого удирания от всяких погодных бяк в направлении «вперёд-вниз». Но не таков Ментор! Пожалуй, на моей памяти это первый «интермедиат», поляра которого позволяет активно и даже нагло пользоваться примерно 50% хода акселератора, не опасаясь при этом быстро оказаться на земле. Качество, конечно, падает — но несильно. Мне довелось воспользоваться этой особенностью подопытного на полную катушку, выходя из безлюдных полей против довольно ощутимого встречно-бокового ветра. Садиться в пустой местности ой как не хотелось, а очередной термический набор удул меня от трассы километров на десять. И ничего — встаём на акселератор, и через каких-то 20 минут трасса снова под ногами! Да и высоты ещё осталось вполне прилично. Короче говоря, по качесту на скоростях от балансировочной до 45-47 км/ч Ментор, безусловно, один из лидеров своего класса.
Впрочем, чудес на свете не бывает — и вторая ступень акселератора заставляет Ментор бодро лететь вниз. Но и на этом режиме Ментор способен приятно порадовать — максимальная скорость убедительно зашкаливает за 50 км/ч. Независимые французские тестеры смогли выжать из Ментора аж целых 55 км/ч — у меня вышло поменьше, где-то 52-54, но всё равно результат весьма достойный.
Минимальная скорость снижения тоже не разочаровала, скорее наоборот. Цифру не назову, но парит Ментор очень хорошо. А в условиях узких слабых потоков можно «включить» хитрый вираж номер один — и тогда конкурентов Ментору практически не находится. Ну разве что Windtech Zephyr?..
Динамика и энергоёмкость, как ни удивительно, на среднем для «интермедиатов» уровне. Никаких чудес. Конечно, Ментор вполне способен переводить скорость в высоту и обратно, но это происходит мягко и ненавязчиво, совершенно не мешая центровать потоки. Если раскрутить Ментор в крутой спирали и резко её окончить — конечно, аппарат выпрыгнет вверх, но ничего страшного не случится. Винговеры — приятные, в меру энергичные, опять-таки без чудес. Грубое пилотирование, как это и положено в классе «интермедиат», прощается аппаратом легко и даже снисходительно. И только вблизи склона Ментор оказывается для своего потенциального владельца не слишком прост из-за высокой балансировочной скорости, которая не даёт времени на подумать и заставляет пилотировать в резвом темпе.
Стоит уделить специальное внимвание комфорту Ментора в болтанку. В целом аппарат вполне спокойный и задемпфированный — но иногда способен и удивить каким-нибудь мощным и быстрым движением. Расслабляться на Менторе я бы не стал — конечно, это «интермедиат», но весьма серьёзный «интермедиат». Подозреваю, что в первых прототипах Ментор имел довольно крутой норов, которой потом, в процессе доводки, был безжалостно укрощён — но всё-таки изредка способен проявиться. В сложных и длинных маршрутных полётах основные силы пилота будут, впрочем, тратиться на пилотирование, а не на борьбу с болтанкой, ибо Ментор — достаточно тонкий и чуткий инструмент. При полёте на акселераторе комфортность ожидаемо уменьшается. Пробовал даже крутить потоки на чуть выжатом акселераторе — манёвренность и динамичность ожидаемо растут, но и глубоко запрятанный нором Ментора начинает проявлять себя в полную силю, делая полёт не особенно комфортным. Состояние передней кромки на максимальной скорости восторга не внушает — верхняя кромка заборников заметно промята, и видно, что запас до сложения достаточно невелик. Но уж лучше так, чем получить неожиданное сложение. Кстати говоря, «боевых» сложений на Менторе получить за пару часов весенних полётов так и не удалось — даже помятая акселератором, передняя кромка сохраняет хороший запас стойкости к сложениям.
Посадка Ментора не вызывает ни малейших нареканий. Всё просто, всё по классике. Нет избытка динамики, который мог бы осложнить заход — и в то же время эффективности клевант с лихвой хватает и на финальное подруливание, и на гашение немаленькой скорости подопытного.
Опасные режимы полёта
Асимметричное сложение
Без проблем. Классика! Чувствуется, что аппарат доводили долго и упорно. Большого труда сложить аппарат не составляет, A-ряды нагружены умеренно. При сложении 60-70% размаха Mentor плавно, но энергично уходит в косой клевок градусов на 45 и, выдержав едва заметную паузу для разгона, начинает плавно и постепенно раскрываться. Поведение аппарата на режиме весьма предсказуемое и не напугает даже не шибко опытного пилота. Угол доворота в процессе выхода, впрочем, довольно велик — явно больше 90 градусов, может доходить градусов до 120. Однако при такой плавности выхода это вполне допустимо. Оценка — пять с минусом.
Режимы быстрого спуска
Крутая спираль
Оценку поставить сложно. По эффективности в качестве метода быстрого спуска — твёрдая пятёрка. Mentor разгоняется с удивительной для «интермедиата» лёгкостью, и уже после первого витка легко можно получить снижение в районе -12…-14. И уже на этой скорости начинаются коварные намёки на спиральную нейтральность. Уходить за -14 на Менторе большого желания у меня не было — жёсткие рамки DHV и CEN не предусматривают бОльших скоростей, а динамичность Ментора в спирали такова, что типичный владелец этого аппарата и сам вряд ли захочет выходить за эти пределы. Выход несколько растянутый. При форсировании выхода происходит мощный заброс, а вслед за ним — клевок, который может быть внушительным по амплитуде, но до сложения таким варварским методом мне довести Ментор всё же не удалось.
Выводы
Безусловно, Ментор — один из лидеров мирового рынка в классе «интермедиат». Впечатляющая для «интермедиата» способность идти с хорошим качеством на 50% хода акселератора, высокие скорости, отличная манёвренность… Однако лидерство имеет свою цену. Аппарат требует внимательного, грамотного пилотирования. Это не «рабочая лошадка» для ленивых выпускников лётных школ — но достаточно совершенный, чуткий и тонкий в реакциях аппарат, который сполна раскроет свой потенциал только в руках вдумчивого, зрелого пилота. Невдумчивый и незрелый не будет иметь с Ментором проблем, но попросту не сможет использовать аппарат на всю катушку. Наконец, изредка появляющиеся резкие движения по тангажу и быстрота полёта требуют хорошей реакции и здорового автоматизма в пилотировании. Лучше всего Ментор подойдёт опытным пилотам, которые уже всего достигли и летают ради удовольствия. Впрочем, не менее хорош он будет и в руках молодых амбициозных компетиторов, которые ещё не доросли до аппаратов класса «перформанс», но хотят учиться и совершенствоваться. В целом Ментор показался мне оптимизированным под горы, под сильную погоду — хотя он более чем достойно способен показать себя и на равнине. Минимальный потребный налёт оцениваю часов в 30-40.
Плюсы
- Высокая балансировочная скорость
- Великолепное качество на скоростях от балансировочной до 45-47 км/ч
- Высокая максимальная скорость
- Отличная «парючесть», небольшое минимальное снижение
Минусы
- Не найдено
Особенности
- Вираж может потребовать привыкания
Полезные ссылки |
Алексей Тарасов aka theoretic |
Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность Александру Тронину за предоставление параплана на тесты