NOVA Mentor2: возвращается и наносит ответный удар

Условия испытаний

Тестировался строго серийный Mentor2 S(80-100 кг).Вес системы во время тест-драйва был близок к верху рекомендованной производителем вилки весов. Подвесные системы: Advance Impress. Условия полётов: ветер от слабого до сильного, турбулентность от слабой до сильной, термическая активность от нулевой до сильной. Полёты проводились на парадроме Зинки.

Конструкция


Первое, что изменилось по сравнению с Ментором Первым — это… запах. Да, новый, с иголочки Ментор Второй пахнет не так, как Ментор Первый. Впрочем, запах мало на что влияет, а Ментору Второму есть чем выделиться на фоне конкурентов и безо всяких там запахов.

Риджифойлы. Точнее, вставки из толстой лески в швах, соединяющих панели и нервюры. Вроде бы и грозился Ганс Папеш, что не будет пихать ничего жёсткого в передние кромки своих чудо-аппаратов — но слова своего не сдержал… Сделаны жёсткости просто, но, на мой вкус, очень разумно и удачно — помимо выполнения чисто аэродинамических функций они ещё и заменяют собой майларовые вставки в носиках нервюр. Отныне мяться в передней кромке нечему — следовательно, укладывать Ментор Второй можно практически как угодно, не заморачиваясь тщательным налистыванием. Впрочем, рука не поднимается пихать такое мегаизделие в мешок абы как.

Короткие дополнительные нервюры по задней части хорды. Грубо говоря, в конце хорды число секций у Ментора Второго удваивается. Мера понятая и грамотная — точность поверхности задней кромки на высокой скорости может быть не менее важна, чем точность передней. Впрочем, для интермедиата это если не прецедент, то один из первых случаев использования такого решения — его применяют в основном на хай-перфах да компетишенах.

Формой купола Ментор Второй почти не отличается от Ментора Первого. Видно фамильное родство. Те же грубовато обрубленные агрессивные «уши», похожая арочность, умеренное удлинение. Внешне Ментор Второй не производит впечатления чего-то запредельного, но дьявол, как известно, живёт в мелочах… Широченная стяжка примерно по середине хорды — у Ментора Первого её не было. Стяжка поуже вдоль передней кромки. Характерная «пила» по задней кромке. Выглядит интригующе.

Стропление. Вот тут уже становится интересно. Такой замысловатого и в чём-то дерзкого выбора строп я ещё не наблюдал. Верхние ярусы — безоплёточные, частично из дайнимы, частично из арамидов фирмы Edelrid, что для современного интермедиата крайне амбициозно и совершенно нетипично. Вообще-то безоплётночные арамиды обычно имеют относительно низкий ресурс. Средние и нижние стропы — в оплётке, но на удивление тонкие. Схема стропления — псевдотрёхрядка с короткими вилками в верхних ярусах. Борьба за каждый грамм выигрыша в сопротивлении чувствуется во всём.

Концы. Чуть поаккуратнее, чем у Ментора Первого, всё из той же 15-миллиметровой арамидной ленты в капроновой оплётке. Клеванты — без чудес, мягкие, умеренно удобные, на кнопках. Удивили здоровенные подшипниковые ролики проводки клевант — более уместно было бы видеть их в проводке акселератора, где стоят хотя и качественные, но мелкие ролики.

Старт

Первый раз взлетать на втором Менторе мне довелось в сильный, слегка порывистый ветер. Времени на граунд-хэндлинг практически нет — надо взлетать, пока не раздуло всерьёз. Одно короткое движение руками и корпусом — и Ментор резко вылетает над головой. Как-то, пожалуй, даже слишком резко для «интермедиата», пусть и продвинутого. Тормозить подопытного клевантами при старте в бодрую погоду приходится по полной программе — иначе легко можно получить как минимум серьёзный заскок купола вперёд, как максимум — ядрёную «фронталку» в самый неподходящий момент. Разбег впечатляет — с балансировочной скоростью у испытуемого явно всё в порядке. Лёгкое движение клевант — и Ментор выпрыгивает в могучий чегемский динамик над склоном, покрытым пожухлой травой и первыми робкими пятнами снега.

Полёт

Круто. Просто круто. Уж не помню, с кем и о чём конкретно спорил конструктор Nova Ганс Папеш, но определённо выигранное в споре молоко он заслужил. На время написания тест-драйва я не знаю ни одного интермедиата, который сможет хотя бы приблизиться ко второму Ментору по скорости и качеству в правой половине поляры. Впрочем, столь выдающееся достижение имеет и свою цену…

Летучесть

Первое, что сразу бросается в глаза — отличная балансировочная скорость. Старт в ядрёный чегемский дульник проблем не составил — сдуть второго Ментора назад по силам только очень плотному ветру. По первым прикидкам балансировочная скорость подопытного никак не меньше 40 кмч, и это при загрузке по середине вилки (хотя и на высоте примерно от 1500 до 2000 метров над уровнем моря). Качество на скоростях в районе балансировочной и ниже её вполне достойное, хотя и без чудес. Полёты рядом с видавшей виды шестой Омегой не показали какого-то специального преимущества. А вот на скоростях выше балансировочной начались настоящие чудеса. Первая ступенька акселератора (кстати, достаточно лёгкого) — и Омега прыгает назад, загадочным образом не улетая при этом вверх. Знакомый до зуда в подвеске переход от Зинки до скал на дальнем берегу реки Ментор Второй вытянул не просто легко, а как-то удивительно легко. Качество на первой ступени акселератора практически не падает, при этом скорость прирастает на внушительные 10-12 км/ч —для интермедиата это очень, очень серьёзная цифра. А если воткнуть в передний обтекатель верного кокона и вторую педаль?.. О да, это практически оргазм. Прирост скорости — 15-17 км/ч!Мерил многократно, по ветру и против ветра — иногда получалось больше, но никак не меньше. Что-то не припомню, чтобы интермедиаты умели раскочегариваться до таких скоростей. Но что впечатляет ещё больше — качество вблизи максимальной скорости. Конечно, оно падает, но совсем несильно. И, наконец, распёртая риджифойлами передняя кромка на таких взрослых скоростях ведёт себя вполне прилично. Нет флаттеров, нет промятий и прочих предвестников скорого сложения — аппарат просто летит и даже вполне способен сопротивляться лёгкой предзимней болтанке.

Скорость снижения подопытного фурора не произвела. Всё очень достойно, но, пожалуй, без чудес. Аппарат уверенно парит, не демонстрируя убедительного преимущества над современными «перформансами», но, впрочем, и не проигрывая им. На парении куда более важна манёвренность, а ей второй Ментор ничуть не обделён. Впрочем, об этом ниже…

Манёвренность

И снова шок и трепет, господа и дамы. Коснувшись земли после первого моего парения на Менторе Втором, я крепко задумался. А надо ли интермедиату, пусть и самому-самому амбициозному, столько манёвренности?.. Пожалуй, и в этом плане Ментор2 способен небрежно заткнуть за пояс многие современные ему хай-перформансы, если не компетишены. Да, после Фактора с его странноватым виражом NOVA явно проделала большую работу над ошибками. Вираж второго Ментора прост не только для «квази-трёхрядки» (каковой Ментор2 и является), но даже и для параплана с честными четырьмя рядами строп. Лёгкие, но почти совсем не люфтящие клеванты. Реакция на движения рук следует практически мгновенно. И она поначалу ошеломляет своей остротой. Первые виражи получались у меня, несомненно, резковатыми, и понимание начало постепенно приходить только через четверть часа парения, не меньше. Чем-то второй Ментор напомнил мне некоторые знакомые мне современные компетишены. Та же почти пугающая точность, однозначность и острота реакции. Руки при парении с довольно энергичными виражами ни разу не дошли даже до карабинов; 10-15сантиметров — вот те хода клевант, которых вполне достаточно для уверенного и даже энергичного управления Ментором Вторым. Чуть переборщил — и с радостным свистом безоплёточной дайнимы Ментор2 улетает в крутую спираль. На парении удерживать подопытного внешней клевантой приходится постоянно, причём делать это надо точно и во-время. Пожалуй, не повредят этому аппарату какие-нибудь жёсткие цеплялки для пальцев вроде тех, которые делает Нивиук: точность реакции на движения рук у Ментора Второго настолько высока, что возникает устойчивое желание управлять этим аппаратом одними только движениями пальцев. Реакция на вес у подопытного, впрочем, ничуть не хуже. В совокупности же получается вираж, типичный скорее для очень серьёзной спортивной техники: мгновенная, острая и точная реакция на вес и руки. Пожалуй, Ментор Второй даже «идёт за рукой», чего я у Новы раньше не встречал. При этом вход в вираж и выход из него достаточно спокойные — не могу назвать реакции Метора Второго резкими или агрессивными: он просто делает то, что от него просят. И понимает все команды буквально — порой даже слишком буквально.

В термиках главная проблема Ментора2 — это необходимость тонко и точно настраивать радиус и скорость вращения. Аппарат с радостью и моментально выполняет любую команду пилота — и именно поэтому команды должны быть быстрыми и точными. Чуть упёрся боком в подвеску, слегка шевельнул рукой — и припорошенные первым снегом чегемские деревья послушно начинают крутиться далеко внизу под ногами. При недостаточном контроле виража внешней рукой снижение быстро, очень быстро вырастает до величин, неподходящих для парения. Деликатно осаживаю подопытного внешней рукой — и, ощутимо «всплыв» на добрый десяток метров, Ментор Второй уже стоит как влитой в довольно узкой термической спирали. Плоско крутить этот аппарат, в принципе, может — но зачем?.. Зачем душить аппарат, заставляя его крутиться почти без крена на неестественно малой скорости? Ведь намного проще одним коротким движением утопить «ухо» почти до подвески — и под азартный свист строп оседлать самое ядро потока, беря от него всё.

У первого Ментора, помнится, был ещё «вираж номер два» — более простой и спокойный, требующий довольно больших ходов клевант. У второго Ментора я такого виража не обнаружил. Опускать руки ниже 20-30 сантиметров при термическом парении и несложном пилотировании желания не возникло — при такой чувствительности лучше работать клевантами ровно настолько, насколько нужно.

Винговеры на Менторе Втором в очередной раз заставляют задуматься. Обычно интермедиаты приходится постепенными нарастающими движениями рук и корпуса уговаривать «встать на нож» — но с Ментором Вторым всё проще. Сильно проще. Возможно, даже слишком сильно проще. Одно-единственное движение руки и корпуса — и аппарат улетает в крен градусов 70. Можно и больше. Опытный, точно пилотирующий пилот может довести Ментора Второго до косой петли в одно-два движения — и при этом может ещё и остаться запас хода клевант.

Динамика и энергоёмкость

Впечатляют. Пожалуй, на время тестирования Ментор Второй выходит в уверенные лидеры своего класса и по этой паре параметров. При обычной, в пределах вилки, загрузке обычный серийный Ментор2 вполне может быть очень неплохим акро-крылом. Попытка от души покачать винговеры очень быстро закончилась натуральной косой петлей; выходить из винговеров, даже не столь радикальных, лучше через спираль в один-полтора оборота. Переразгоны со свупом перед посадкой и мощные горки на выходе из режимов с высокой воздушной скоростью — родная стихия подопытного. Хорошо и тонко чувствующего, в меру хладнокровного пилота это порадует, чуть менее опытного — почти гарантированно напугает. Крутые и не очень крутые спирали на Менторе Втором надо выполнять аккуратно — аппарат легко и очень быстро разгоняется до любых скоростей снижения в пределах −20 м/с, а вот излишне быстрый выход чреват мощнейшей горкой и таким же клевком, который придется быстро и энергично компенсировать. Опять-таки лучше растянуть выход из крутой спирали на оборот-полтора, плавно рассеивая накопленную энергию.

Комфорт и информативность

В части комфорта Ментор Второй получился, пожалуй, более удачным, чем Ментор Первый. В ядреной горной болтанке аппарат показал себя молодцом: какой-то особой резкости или агрессивности в небольших движениях крыла почувствовать не удалось, все свои шевеления аппарат совершал по делу и в меру. Многократные позывы к сложению тоже ни к чему нехорошему не привели — обмякшая передняя кромка неизменно повисала на риджифойлах, по крылу пробегала короткая судорога, и этим дело и кончалось. Впрочем, на бОльших движениях все уже не так оптимистично. Склонность к мощным движениям по тангажу, типичная для многих старых и новых Нов, никуда не делась и у Ментора Второго. Аппарат может и хочет хорошо клевать вперед, и удерживать его от этих неприятных движений приходится на удивление большими ходами клевант. Не факт, конечно, что каждый неотловленный клевок будет заканчиваться сложением, но уж лучше гасить такие движения в зародыше.

Информативность подопытного оказалась ожидаемо выше среднего. В потоках аппарат скорее сам завинчивается в ядро, чем вываливается из него — вероятно, сказывается достаточно высокая арочность. Высота стропления, наоборот, умеренная, поэтому мягких, спокойных движений по тангажу и таких же колебаний воздушной скорости от подопытного не дождешься. Информативность Ментора Второго — это прежде всего нагрузка на клеванты и подвеску. И тут уж придраться не к чему: информации и на руки, и на корпус приходит ровно столько, сколько нужно, чтобы уже чувствовать и понимать, но еще не бояться. Чуть больше — и пришлось бы прилепить на подопытного ярлык «нервный», но Ментор Второй удачно балансирует где-то на самой грани, все-таки ее не переходя.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение


Хорошо с минусом. При величине сложения больше55-60процентов размаха для интермедиата, даже такого продвинутого, режим протекает откровенно агрессивно. Усилие при сложении несколько выше среднего, сказывается присутствие риджифойлов. Немедленно после сложения аппарат швыряет вбок. Амплитуда косого клевка доходила градусов примерно до 50. Раскрытие, как это типично для аппаратов с риджифойлами, резкое, взрывообразное, с характерным «парашютным» звуком. Потеря высоты в процессе выхода из режима существенно выше среднего — в районе20-25 метров;впрочем, часть потерянной высоты набирается на взмывании после раскрытия. Курсовое отклонение тоже не порадовало — стабильно получалось не меньше 180 градусов, пару раз доходило примерно градусов до 200. Сложения до 50% протекают значительно комфортней. Аппарат выдерживает небольшую паузу и мягко клюет градусов на 40. Раскрытие получается также более спокойным, постепенным, от центроплана к законцовке. Курсовое отклонение получалось в районе90-120 градусов,потеря высоты — примерно10-15 метров.

Фронтальное сложение

Где-то между «хорошо с жирным минусом» и «удовлетворительно». Усилие на рядах выше среднего, дергать надо от души, из-за чего с первой попытки «фронталка» получилась с несимметричным выходом. Аппарат очень резко теряет скорость и уходит далеко назад. После чего, естественно, развивается очень мощный прямой или косой клевок. В нескольких первых попытках было тяжело заставить себя не компенсировать, потом приноровился — и обнаружил, что прямой клевок на выходе зашкаливает за 50 градусов. Аппарат улетает настолько далеко вперед, что при полной пассивности пилота вполне вероятны повторные сложения. Как и положено крылу с риджифойлами, на выходе из «фронталки» Ментор Второй ведет себя непредсказуемо — возможен как абсолютно прямой, так и косой клевок, и даже существенное отклонение от исходной траектории тоже вполне возможно. Как и большая «асимметрия», фронтальное сложение протекает быстро и агрессивно, а если вспомнить о высокой стойкости подопытного к сложениям — то становится ясно, что само попадание во «фронталку» и тем более лихой выход из нее может стать для владельца Ментора Второго полной неожиданностью. С этим крылом не забалуешь — в серьезную погоду пилотировать подопытного надо быстро и точно, не допуская попадания в опасные режимы.

Режимы быстрого спуска

«Уши»


Отлично с минусом. Минус придется влепить за хорошо знакомую владельцам NOVA Ra неустойчивость на режиме. Сложенные части крыла полощутся в потоке аки первомайские транспаранты, норовя вырвать стропы из рук. Держать режим нужно жестко, с большим усилием, четко контролируя ход рук. Зато снижение получается отличное — в районе 4 метров в секунду. При отпускании рук «уши» постепенно раскрываются, иногда немного подзалипая. Управляемость весом при сложенных «ушах» отличная, но не избыточная.

«Уши» + акселератор

Отлично с минусом. Проблема с большой нагрузкой на руки и неустойчивостью режима только усугубляется с ростом скорости. Впрочем, также усугубляется и скорость снижения — без большого труда смог разогнать подопытного примерно до −6, наверное, можно было и больше. Раскачку весом не пробовал, но ясно, что таким способом можно будет добиться от Ментора Второго снижения в районе −10.

Выводы

Безусловно, Ментор Второй — это очередной прорыв в парапланостроении. Подопытный щедро одарен и в плане летучести, и в плане маневренности, и при этом достаточно несложен и нестрашен, чтобы быть по зубам хорошо натасканному, талантливому и целеустремленному пилоту-любителю с налетом примерно от 40-50 часов.Впрочем, все чудеса летучести начинаются у Ментора Второго после первой ступени акселератора. На балансировочной скорости Ментор2 — обычный хороший интермедиат, и не надо тешить себя надеждой на супер-летучесть на обычных скоростях полёта. Способность аппарата воспринимать все команды пилота очень чутко, буквально и незамедлительно вкупе с агрессивным (в пределах своего класса сертификации) поведением в опасных режимах делают Ментор2 категорически непригодным для обучения несмотря на сертификацию EN B — об этом, кстати, есть специальное предупреждение на стикере. Зато при общем балансе характеристик, достойном хорошего современного «перформанса», Ментор Второй несколько более пассивно-безопасен, чем типичные крылья с сертификацией DHV 2 / EN C. Думаю, что лучший способ применения для такой игрушки — это полеты в сильных и сложных местах и условиях, где одновременно остро нужны и летучесть, и безопасность. Будь Ментор2 чуть полегче — и получился бы практически идеальный аппарат для бивачных полетов; вполне вероятен выход облегченной версии этого крыла в обозримом будущем. А обычный, необлегченный Ментор2 — это, несомненно, один из лидеров рынка «продвинутых интермедиатов». Из конкурентов могу назвать, пожалуй, только Windtech Zenith — но он при похожей летучести не столь информативен, хуже управляется и имеет ряд странностей в поведении. Итак, рынок можно поздравить с очередным расширением границ извечного треугольника «летучесть-маневренность-безопасность». А алчущим Ментора Второго пилотам — порекомендовать хорошо задуматься, ибо оборотной стороной великолепной летучести стали нетипичная для «интермедиатов» чуткость и острота управления и пассивная безопасность, с трудом укладывающаяся в прокрустово ложе EN B.

Плюсы
  • Выдающиеся летные характеристики, особенно сочетание скорости и качества на правой границе поляры
  • Великолепная маневренность
Минусы
  • Агрессивное поведение на опасных режимах
  • Сочетание высокой стойкости к сложениям и резкого, неожиданного характера сложений
  • Высокая острота управления, требующая от пилота тонкого и точного пилотирования
Особенности
  • Не замечено
Полезные ссылки
Алексей Тарасов aka theoretic
Ирина Пронина (фото)
Вячеслав Сапроненко (фото)
Максим Бочкарёв (фото)

Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность дилеру NOVA в России Александру Тронину за предоставление параплана на тесты

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.