Swing Mistral4: ветер перемен

theoretic: Современные интермедиаты радуют нас всё больше и больше. Летучесть и динамика лучших современных представителей этого класса делает их вполне пригодными для серьёзных маршрутных полётов и энергичного пилотирования. «Интермедиаты» с намеренно загрублённым управлением и скромными лётными характеристиками — это уже прошлое. Один из достойнейших представителей нового поколения «интермедиатов» — Swing Mistral 4.

D_i_m: Свинг — старейшая немецкая компания, производящая традиционные немецкие крылья.
Что значит традиционные немецкие — ну это как немецкие авто — надежные, не слишком интересные в езде, доведенные до технического совершенства и скучные на вид.
Нам свинги до этого не попадались.
Мистраль оказался первым, хотя это уже четвертая инкарнация довольно популярного крыла.

Условия испытаний

Испытывался строго серийный Mistral4 28 (весовая вилка 95-115 кг). Полётный вес тестеров во время тест-драйва составлял 105-110 кг, что соответствует верхней трети весовой вилки. Подвесные системы: AVASport Sprinter. Метеоусловия: ветер порывистый 3-8 м/с, турбулентность умеренная, термическая активность умеренная. Полёты производились в Татаринцево с использованием пассивной лебёдки.

Конструкция

D_i_m: Качество изготовления очень хорошее, однако — не без особенностей.
Комплектация ожидаемо богатая, а акселератор, прилагаемый в комплекте просто выше всяких похвал. Другие производители дерут за такой от 35 евро. Металлический, с подачей первой ступени вперед.. в общем — вкуснота.
Рюкзак тоже крайне толковый.
В общем все на хорошем европейском уровне.
Свободные концы и клеванты без излишних понтов, за исключением только разве ручек клевант — на них зачем-то надеты резиновые чехлы, которые мертвой хваткой цепляются за перчатку и не дают стряхнуть клеванту с руки одним движением — на кой чорт это нужно — я так и не понял.
Стропы как у всех.
Купол изготовлен из новомодной тряпки Softel, которая якобы очень крута и вообще лучше всего что было ДО. Статистики по ней пока нет, а по внешнему виду очень напоминает приснопамятный Каррингтон. Может, собственно, это его следующая инкарнация. Тем не менее по лобику крыла тряпка похожа на Гельвенор, во всяком случае, покрытие (пропитка) жирная на ощупь и опять же похожа на силиконовую.
В остальном крыло достаточно традиционно — никаких тебе дырок, ни клапанов. Скукотища… (зевает).
theoretic: Swing верен себе. Аппарат выглядит на удивление просто, но удивляет особенностями конструкции. Чаще это удивление приятное 8)
Удивление номер раз — ткань купола. Ни долговечный гельвенор, ни модный скайтекс немцев не устроили — зато устроила мало кому известная и очень ресурсная ткань Toray Sofly. На ощупь она напоминает гельвенор, но немного легче его. Сам купол выглядит просто и даже консервативно. Здоровенные полностью открытые заборники, классическая форма купола и толстые профиля делают Mistral похожим на учебный аппарат — но не особо маленькое удлинение выдаёт класс этого крыла. По-немецки аккуратный цветовой дизайн не слишком оригинален, но вполне приятен. Качество кроя и пошива на высоте, передняя треть хорды очень гладкая, да и дальше по хорде вполне хорошо.
Второе удивление — свободные концы. Для интермедиата они достаточно громоздкие. Проблем не возникает, но концы попроще были бы кстати. В деталях — всё как положено солидному западному крылу: пластиковые вставки в коннекторах, аккуратный пошив, крючья Бруммеля и прочие опции. Большие ручки клевант, залитые в нескользкий пластик, получили гордое название ergogrip. Звучит хорошо, но пользоваться оказалось очень неудобно — перчатки с кожаными усилениями ладоней цепляются за пластик мёртвой хваткой, быстро вытащить руку из клеванты почти невозможно.
Стропление — традиционное. Количество и диаметры строп типичны для современного «интермедиата». Верхний ярус слегка путается на старте, требуя чуть больше внимания, чем обычно.

Взлёт, работа с куполом на земле

D_i_m: Нормальный старт. Крыло не слишком динамично, не стреляет вверх, однако в сильный ветер требует уверенной компенсации. Это связано со склонностью к подскладыванию передней кромки — она не столь железобетона, как на крыльях Параависа, к примеру. Хорошо это или плохо — вопрос, на старте — не слишком хорошо. В полете в нештатных ситуациях — это скорее благо, так как крыло ведет себя более предсказуемо и мягко.
Но об этом ниже.
Ухи на старте часто складываются, однако проблем это не доставляет.
В целом — за старт твердая четверка.
theoretic: Отлично. Старт настолько простой, что контролировать купол как-то даже забываешь. Конечно, если явно перестараться и рвануть ряды слишком резко, то клевок вперёд обеспечен — но это уже из разряда пилотских ошибок. Назад аппарат не валится практически никогда, легко позволяя довывести себя передними рядами даже при явном и сильном недовыводе. Над головой стоит как влитой, легко прощая ошибки по крену и тангажу. Тест на касание «ухом» земли Mistral проходит ожидаемо хорошо, не складывая законцовку даже при касании ей земли. И только высокое стропление подсказывает пилоту, что над ним не учебное крыло, а нечто более серьёзное…

Буксировка

D_i_m: На буксировке никаких неожиданностей, мягко, спокойно, рулится весом, как мне показалось чуть лучше чем клевантами. Тенденции к раскачке и уходу с курса нет. Назад не заваливается.
Отлично.
theoretic: Отлично. Аппарат хорошо держит курс и на удивление чётко откликается на клеванты и вес. Благодаря высокому строплению все клевки растянуты по времени и не требуют быстрой реакции пилота — тем более что Mistral и так демпфирует колебания достаточно хорошо. Клевок после отцепа под тягой настолько вял и небыстр, что его можно компенсировать одновременно с центрованием стартового потока… или не компенсировать вообще.

Полёт, манёвренность

D_i_m: Погода в тестовый день не радовала, пока не наскреб в слабых соплях пятьсот метров. А вот потом началась веселуха — с поля сошел хороший такой, добрый +4 с забросами до +5,5. И началось родео. Быстро выяснилось, что затолкать мистраль в ядро можно легко и просто, в отличие от многих других интермедиатов. Запаса маневренности хватило, однако в турбулентных краях потока крыло не выглядело слишком уж монолитным. Ушки похлопывали, передняя кромка слегка дышала. Однако на полет это не влияло. Крыло уверенно вкручивалось и выкручивалось из потока, выдавая достаточное количество информации, но в основном на подвеску. Серьезных сложений, однако, не случилось, а то что было никак не влияло ни на курс, ни на раскачку по тангажу.
theoretic: По своим повадкам Mistral с первых секунд полёта напоминает «продвинутые интермедматы» и «перформансы» предыдущего поколения. Та же лёгкая ленца в движениях по тангажу, та же выраженная, но совершенно не напрягающая пилота динамика, тот же быстрый отклик по крену. Последний, впрочем, даже более яркий, чёткий и быстрый, чем у иных «двоек» двух-трёхлетней давности. Mistral на удивление легко становится в крен, почти мгновенно реагируя даже на лёгкие движения рук и подвески. Спиралить на Мистрале — одно удовольствие. При любом крене крыло надёжно стоит в спирали, практически не требуя подруливания, быстро и просто меняет радиус спирали. Работая в потоках, я постоянно ловил себя на ощущении, что пилотирую не «интермедиат», а простой «перформанс» — настолько хорошо реагировал Mistral на управление. Особенно остро и чётко откликается Мистраль на работу весом. В ответ на перекос тела в подвеске Мистраль почти без задержки валится в крен, а если добавить клевантой — то порой даже приходится немного «успокаивать» крыло внешней по виражу рукой. Поведение на вираже получается немного непривычное — не только из-за живости аппарата, но и из-за характера входа в вираж. Пилот, никогда до Мистраля не пробовавший «интермедиатов», будет рад быстроте и чуткости отклика, а тем, кто уже летал на технике этого класса, модет потребоваться небольшое привыкание.
Динамика у этого крыла тоже хороша. Нет излишней резкости или агрессивности — но аппарат очень охотно прыгает вверх, теряя скорость, и не менее охотно её набирает в пикировании. Собственно, это самое страшное, что грозит грубому и неаккуратному пилоту Мистраля — довести это крыло до попадания в опасные режимы очень нелегко. Даже на грубо исполняемых винговерах добиться от этого аппарата чего-то более страшного, чем банальное сложение «уха», просто не удалось. Сами винговеры, кстати, вполне хорошие — легко можно сделать крен больше 90 градусов двумя-тремя движениями.
Летит Mistral отлично. Объективных замеров мы не производили (да это и малореально) — но и без приборов заметно, что максимальное качество Мистраля одно из лучших в своём классе. Нет проблем и с горизонтальной скоростью — по нашим прикидкам, Mistral разгоняется немного за 50 кмч, чем могут похвастаться очень немногие «интермедиаты». Поведение на максимальной скорости безупречное — передняя кромка деформирована слабо, запас хода передних рядов до сложения достаточно велик. Летая в неплохую термичку, жал акселератор до упора — и ни разу не получил даже приличной разгрузки купола, не говоря уже о сложениях. Ещё одна ложка мёда в полную бочку — скорость снижения в прямом полёте и на виражах. Аппарат совершенно не «сыплется» при сужении термической спирали, позволяя уверенно парить даже в трудных узких потоках.
Посадка — тоже без проблем. Аппарат делает именно то, чего от него ожидаешь. Заход приятный — нет ни избытка динамики, ни свойственной многим «интермедиатам» вялости. Финальное торможение очень эффективно, однако и на полном ходу рук аппарат не срывается.

Акселераторные режимы.

D_i_m: Ход Акселя небольшой, усилие тоже. Прирост скорости умеренный. Запас безопасности достаточный, сложение уха на полной скорости не приводит к развороту и открывается само.
Хорошо с плюсом.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

D_i_m: Сложение характерное, всего до одной трети хорды, дальше продавить сложно, надо дергать за а и б ряды вместе, и то не получается. Реакция видна на раскадровке. Все мягко, предсказуемо и просто. Раскрытие прогрессивное быстрое, беспроблемное.
Отлично.
theoretic: И снова отлично. На режиме аппарат отличается подлинно немецкой невозмутимостью, не стремясь ни войти в режим, ни задерживаться в нём. Всё происходит мягко, спокойно, аппарат вызывает вполне законное чувство надёжности. Физически сложение тяжёлое, мешает и немалая нагрузка на передние ряды, и их конструкция.Толстый центроплан содержит столько воздуха, что при сильной разгрузке или сложении он буквально выпирает наружу, быстро наполняя сложенную часть крыла. Но быстро — не значит резко. Все произведённые сложения раскрывались постепенно и плавно. Доворота более 90 градусов добиться очень тяжело, по крену и тангажу движения минимальные. Компенсация сложения клевантой практически не требуется — достаточно нагрузить весом «живую» консоль, и аппарат прекращает вращение, одновременно раскрываясь. Потеря высоты — от силы 10 метров.

Фронтальное сложение

D_i_m: Все штатно, все ровно. Отлично.

Подсрыв из термической спирали
Подсрыв в негатив

D_i_m: : Даже скучно как-то. Все видно на раскадровке. Усилие на срыве умеренное, уменьшение усилия в момент срыва выражено достаточно, выход спокойный, мягкий.
Оценка — «хорошо с плюсом».
theoretic: Очень хорошо. И не «отлично» только потому, что нагрузка на клевантах у Мистраля заметно меньше, чем у большинства его «одноклассников». Это не рассчитанный на идиотов «дуболёт», а полноценный летательный аппарат, который не противится пилоту при намеренном вводе в нештатные режимы полёта. Срыв начинается при опускании руки на полный ход, развивается неторопливо, но захватывает сразу не только «ухо», но и значительную часть консоли. Подсрыв — единственный режим, на котором удалось добиться от Мистраля явно выраженного косого клевка. Но клевок этот невелик по амплитуде (градусов 40), и после него почти не происходит колебаний. Благодаря хорошей эффективности клевант грамотный пилот даже сможет после подсрыва удержать аппарат в термической спирали.

Режимы быстрого спуска

«Уши»

theoretic: Отлично. Складываются удобно, с усилием чуть выше среднего. В процессе сложения-раскрытия аппарат спокоен, не делает лишних движений. Снижение — примерно -2,5…-3. Раскрытие при отпускании рядов самостоятельное, но не мгновенное, постепенное.

Крутая спираль

theoretic: Отлично. Пожалуй, Мистраль — один из самых комфортных на этом режиме аппаратов из тех, что довелось тестировать. Как-то незаметно для себя довёл снижение до -18 — и не ощутил связанного с перегрузкой сильного дискомфорта. Возможно, «виновата» плавность, с которой разгоняется аппарат. Выход тоже плавный, но без проблем с устойчивостью, несмотря на использование достаточно чувствительной подвески. Тангаж быстро приходит в норму, компенсировать клевки практически не нужно.

B-срыв

theoretic: Отлично. Даже не о чем толком писать. Всё как надо — и не слишком тяжёлый вход, и стабильность на режиме, и быстрый чёткий выход.

Выводы

D_i_m: Какой-то скучный крыл этот Мистраль. Все у него правильно, понятно и прозрачно, никаких тебе неожиданностей, никаких глюков, в том числе и приятных. Летучесть вполне на уровне, управляемость тоже простая и понятная. Как-то все просто и без эмоций. Мягковатая передняя кромка дискомфорта не добавляет. Резюме такое — простое и понятное крыло для выпускника летной школы, достаточно летучее для маршрутов, достаточно безопасное для полетов в горах , не несущее никаких революционных новшеств. Потребный опыт пилота оцениваю снизу часов в двадцать.
theoretic: Мистраль — один из лучших современных «интермедиатов». Изюминка аппарата — сочетание весьма спокойного характера с хорошей информативностью, высокой в своём классе манёвренностью и отличной летучестью. Область применимости Мистраля очень широка — это крыло можно использовать и для завершения базового курса обучения, и для парения в термиках, и для очень серьёзных маршрутных полётов. Нельзя сказать, что Мистраль предназначен только для гор или только для равнины — это крыло хорошо проявит себя и там, и там. Безусловно, Мистраль — хорший выбор для достаточно опытных пилотов, которые летают в сложных и сильных условиях, но не хотят жертвовать летучестью в рользу пассивной безопасности. Минимальный потребный налёт — 10-15 часов.

Плюсы
  • Отличные летные характеристики
  • Комфортный, спокойный характер
  • Высокая манёвренность
  • Долговечная ткань купола
  • Высокое качество изготовления, хорошая комплектация
  • Мягкость управления
  • Спокойствие в нештатных режимах
  • Легкое и эффективное управление
Минусы
  • Тяжёлый купол
  • Сравнительно громоздкие свободные концы
Особенности
  • Лёгкие клеванты

Полезные ссылки
Дмитрий Бондарев aka D_i_m
Алексей Тарасов aka theoretic

Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность российскому дилеру фирмы Swing Александру Богаднову AkA BO за предоставленный на тесты параплан.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.