Ozone Mojo L: Ё-моё!

Фирма Озон уже очень хорошо известна на нашем рынке. Наряду с положительными качествами ее продукции, такими как хорошая маневренность, неплохие безопасность и летучесть, характерной чертой крыльев Озона можно считать и невысокую скорость. Одно из относительно новых крыльев со странным названием Мойо (или Моджо?) попало к нам на тест и вызвало несколько противоречивые впечатления. Крыло имеет сертификацию DHV-1, что раньше ассоциировалось только со школьными дуболетами, и только в последнее время усилиями фирмы Ozone эта однозначность начинает исчезать.

Условия испытаний

Испытывался строго серийный Ozone Mojo L. Подвесные системы: AVA Sport Sprinter. Полетный вес участников находился в пределах рекомендованного веса.

Конструкция

Theoretic: Классический OZONE со всеми его характерными особенностями. Купол с довольно большим для DHV 1 удлинением имеет плавную, гармоничную форму. Воздухозаборники очень велики, а на «ухе» закрыта всего одна секция. Верх купола — традиционный для OZONE долговечный Gelvenor, низ и нервюры — NewSkytex. Крой и пошив вполне добротные, никаких сюрпризов.
Свободные концы тоже типичны для OZONE, они у Mojo трёхрядные: A2A’1B4C3. Довольно узкая мягкая чёрная лента, клеванты на кнопках, большие мягкие петли клевант — всё как обычно.
Стропы — Liros, достаточно толсстый внизу, но небольшого диаметра по верхним ярусам. Может неприятно путаться на старте, требуя повышенного внимания. Удивили неожиданно толстые стропы D-рядов.
D_i_m:Каких-либо конструктивных излишеств замечено не было. Традиционно вызвала раздражение фиксация клевант на рядах кнопками, а не магнитами. Стропы толстые.

Работа с куполом на земле

D_i_m: Подъем не вызывает никаких эмоций. Все просто и надежно, как и должно быть на крыле такого класса. Крыло может перелететь пилота если ветер сильнее 4-5 м-с, но поймать его клевантами несложно. Несимметричность подъема компенсируется легко. За старт оценка хорошо.
Theoretic: Аппарат хорошо слушается пилота, но всё-таки оставляет характерное для DHV-1 ощущение «сундучности». На земле Mojo похож на прилежного неторопливого учителя, который не преминет указать ученику на ошибку, но наказывать не станет. Все движения крыла плавные, небыстрые. Даже резкий подъём в сильный ветер не вызывает энергичных клевков и тенденции к обгону куполом пилота. «Уши» нагружены до чрезвычайности: Mojo позволяет придавить себя «ухом» к земле и потом поднять обратно над головой небольшим движением клеванты и подбеганием. Ошибки по крену аппарат прощает очень легко и валится назад довольно неохотно. Техника подъёма купола — любая, ограничений нет.

Взлёт

Theoretic: Первые взлёты на Mojo я проделывал в штиль, а разбегаться приходилось по толстому слежавшемуся снегу. Однако, в таких тяжёлых условиях Mojo показал себя с лучшей стороны. Очень плавно, неторопливо, но без «зависаний» аппарат выходит над головой и чётко фиксируется во взлётном положении. Такой «педагогичный» старт хорош для малоопытных пилотов: на резкие движения Mojo реагирует вяло, но довольно охотно прощает ошибки по крену и усилию на А-рядах. Аппарат довольно быстро, но плавно принимает нагрузку, отрыв происходит спокойно и очень предсказуемо.
В более сильный ветер старт также не представляет никаких проблем. Даже при грубой работе рядами и весом Mojo не обгоняет пилота и требует лишь незначительной компенсации клевка. Аппарат допускает любую технику старта и довольно легко прощает ошибки.

Буксировка

D_i_m: На буксировке Mojo довольно сильно уходит назад. Это приводит к меньшей высоте затяжки при прочих равных. Мне показалось, что есть легкая тенденция к курсовой неустойчивости, однако не слишком выраженная чтобы реально мешать. Уметь держать направление надо, и учиться этому нужно смолоду. Ничего страшного. Тенденции к недовыводу и срыву на старте не замечено. За буксировку — хорошо с минусом. Или три с плюсом.
Theoretic: Очень комфортно. Уход назад под тягой немного выше среднего для DHV 1, но проблем это не создаёт. Очень стабилен на траектории. Управляемость клевантами под тягой выше среднего для аппарата такого класса, а управляемость весом при использовании спортивной подвески настолько хороша, что удерживать аппарат на линии буксировки можно одной только работой корпусом. Реакция аппарата на движения клевантами и весом спокойная, но Mojo практически лишён столь характерного для «единичек» запаздывания — даже под тягой управление быстрое и точное. Клевок после отцепа (и даже обрыва под тягой) очень скромный, компенсации практически не требует.

Полёт, манёвренность

D_i_m: Если быть кратким — объективно маневренность крыла не слишком впечатляет.Однако она вполне адекватна для машины с сертификацией DHV-1. С другой стороны, для чисто школьного крыла — маневренность великовата. Странно получается. Крыло, если не лениться махать клевантами, очень быстро раскачивается. Скоординированная термическая спираль получается компактной. Разворот простой, работа весом не требуется. Оценка — хорошо.
Летные характеристики неплохи дя школьного крыла — то есть в том рыночном сегменте, где они совершенно не важны. Снижение, и без того немаленькое, сильно возрастает на не слишком эффективном акселераторе. Удовлетворительно.
Theoretic: Первые впечатления от Mojo оказались яркими и довольно неоднозначными. Mojo удивительным образом сочетает в себе способность очень многое прощать пилоту и весьма приличную манёвренность и даже динамику, что встречается далеко не у всякой «единички». Первые 15-20 сантиметров хода клевант в заводской регулировке слабо влияют на крен и тангаж, но позволяют пилотировать тонко и точно. «Чайник» этого просто не заметит, а более опытный пилот получит много удовольствия от довольно быстрой и чёткой реакции аппарата на мелкие управляющие движения.
Опускаем руки ниже (25-30 см) — и можно пилотировать более энергично. Подобно своим «старшим братьям», Mojo имеет отличную манёвренность и очень информативные, «острые» клеванты. Чудес ожидать не приходится — всё-таки это DHV-1, но для «единички» Mojo на удивление энергичен и быстр в реакциях. Все манёвры происходят плавно и мягко, но сопровождаются всеми эффектами, характерными для более «взрослой» техники. На «горках» Mojo очень эффектно зависает и разгружается, настоятельно требуя компенсации, а на клевках заметно разгоняется. Для минимально опытного пилота это полезно и даже интересно. Для начинающего же такое поведение наверняка станет источником лишнего адреналина, типично школьные аппараты ведут себя заметно спокойнее.
Очень забавное впечатление произвели винговеры. Mojo отлично их выполняет, а грубая работа с куполом в моменты разгрузки немедленно «наказывается» сложением ровно одной, крайней секции «уха». Трудно сдержать улыбку, глядя на аккуратную границу такого «мини-сложения» — весь купол при этом хорошо нагружен, и до «боевого» сложения очень и очень далеко. Похоже, озоновцы специально настроили аппарат так, чтобы «мини-сложения», совершенно безопасные и проходящие сами собой, предупреждали неловкого пилота о его неловкости. Аппарат как будто снисходительно и по-доброму усмехается, ненавязчиво намекая, что пора бы и поджать клеванту.
Очень приятно крутить на Mojo разные спирали — от пологих термических до крутых. Аппарат легко и довольно быстро встаёт в вираж и хорошо его держит, что для большинства Озонов нетипично. Перекладка (изменение направления спирали) получается быстро и не сопровождается опасными клевками и разгрузками. Разгрузка на выходе из энергичной спирали может впечатлить — но аппарат достаточно хорошо задемпфирован, и последующий клевок обычно несилён и требует умеренной компенсации.
Нагрузка на клевантах в диапазоне рабочих ходов умеренная, чуть выше среднего. В нижней части хода нагрузка быстро вырастает до некомфортных величин. Примечательно, что аппарат может быть сорван полным ходом рук при заводской настройке клевант, но изрядное возрастание нагрузки и медленное развитие срывов не позволят «чайнику» совершить грубых ошибок.
Высокая точность и информативность клевант делает Mojo отличным инструментом для посадок на точность. С первой же попытки удалось «притереться» к пятачку примерно метр на метр. Посадка достаточно энергичная, с быстрой потерей скорости и выраженной «подушкой».

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

D_i_m:Ничего сверхъестественного. Раскрытие быстрое, прогрессивное, однако косой клевок великоват для крыла этого класса. Возможна компенсация и разворот от сложения с сильной просадкой, однако до лучших образцов в этом жанре подопытному очень далеко. Удовлетворительно.
Theoretic: Весьма «педагогичное», как, впрочем, и многие другие режимы Mojo. Усилие на А-рядах велико, и для полноценного сложения приходится грубым рывком дотягивать ряд практически до пояса. В результате происходит классическое, глубоко развитое по хорде 55-60% сложение. От такого надругательства в первый момент Mojo возмущённо дёргается одновременно по крену и тангажу, доворачивая градусов на 20 в сторону сложенной консоли, но немедленно после этого происходит самостоятельное раскрытие примерно 70-80% сложенной площади. После этого заметных движений по крену и тангажу практически не происходит. Оставшееся сложенным «ухо» слабо влияет на поведение аппарата, открывается само за 1-2 секунды или от первого же движения клевантой. Такое поведение на сложении отлично подходит для прохождения SIV-курса: присутствуют все характерные элементы динамики «боевого» асимметричного сложения, но в то же время аппарат ведёт себя очень безопасно и предсказуемо. Спровоцировать режим технически (но не физически!) достаточно легко, выйти — ещё легче. Потеря высоты — примерно 10 метров, разворот — менее 90 градусов. Смущает только повышенная динамичнось подопытного. Это школьное крыло или спецкрыло для прохождения SIV?..
Удерживаемое асимметричное сложение 50% также протекает без сложностей. При использовании спортивной подвески удавалось лететь по прямой при компенсации сложения только весом.

Фронтальное сложение

D_i_m: Довольно просто, но чуть резковато. Хорошо.
Theoretic: Умеренная «фронталка» проста и незамысловата. Сильный рывок за А-ряды — и передняя кромка ломается примерно по 20% хорды. Аппарат резко тормозится, уходит немного назад и открывается сам немедленно после отпускания рядов. Колебаний по тангажу практически нет, потеря высоты — менее 10 метров.

Режимы быстрого спуска

Крутая спираль

Alaska: Ничего особого. Классика
Theoretic: Классика. Разгон достаточно плавный, постепенный. При снижении более -10 перегрузка вполне комфортна и проблем не доставляет. Выход быстрый, примерно 1 оборот. Горка на выходе умеренная, клевок слабый.

«Уши»

Theoretic: Эффективность умеренная, снижение доходит примерно до -2. Складываются с довольно большим усилием, открываются сами (медленно), лёгкими движениями клевант или несколькими резкими движениям корпуса. Аппарат переносит как сложение, так и открытие «ушей» с редкостным стоицизмом, практически не качаясь над головой и сохраняя стабильность формы работающей части крыла.

В-срыв

Alaska: Снижение до -8 м/с. Вход: резко валится назад, быстро успокаивается над головой, на выходе ощутимый клевок, но ничего страшного.

«Подсрыв»

D_i_m: А вот тут — засада. Нет, крыло уверенно выходит из подсрыва. Оно даже не всегда требует компенсации при этом. Однако если не скомпенсировать, когда оно все же этого требует — косой клевок будет до горизонта, с хорошим сложением и второй серией кино… Если не делать ничего — становится страшно, и, как показал опыт, недаром. Усилие при срыве не слишком высокое, но достаточное даже для новичка. Пропадание усилия на клевантах при срыве не полное, но опять таки, достаточно информативное. Спонтанно сорвать крыло в негатив сложно. Оценка — удовлетворительно. Для крыла, не претендующего на простоту и некоторую даже учебность — было бы хорошо. Чтобы было понятно, проиллюстрирую — мой личный DHV2-3 Airea Revolution ведет себя на выходе из подсрыва похожим образом. Но это совсем другой класс крыльев.
Theoretic: И снова «педагогичность» в сочетании с повышенной динамичностью и даже агрессивностью. Для подсрыва приходится опускать руку до предела и некоторое время удерживать, что некомфортно из-за большой нагрузки на клеванту. Аппарат изо всех сил сопротивляется глупому пилоту: сначала заметно падает скорость, потом чуть снижается нагрузка на клеванту — и наконец начинается собственно подсрыв. Начинается он, как и положено, на «ухе» и прогрессирует медленно и даже как-то вяло. После характерного загибания «уха» у пилота есть ещё добрых полторы-две секунды на исправление своей ошибки — всё это время срыв, начавшись на «ухе», постепенно «отвоёвывает» себе всё большую часть площади консоли, но приотпускание клеванты в это время не приводит к опасным и резким эволюциям. Приподнимаем руку — и Mojo радостно клюёт градусов на 30-40, быстро набирая скорость и выходя из спирали. Одно-два затухающих движения по тангажу — и аппарат снова в нормальном спокойном полёте. Очень хорошо.
Более энергичные подсрывы с выходом на негативную спираль (до четверти оборота) выявили у подопытного способность хорошо демпфировать неизбежные в таком случае клевки — но и способность легко выходить на большие углы тангажа. Клевки получаются весьма энергичными. После поднятия внутренней руки тангаж может доходить до 70-80 градусов, но даже без компенсации клевантами аппарат сохраняет нормальное состояние передней кромки и на сложение не идёт. Выход получается достаточно быстрый, скорости набирается много, избыток энергии лучше превратить в один-полтора оборота спирали. Для аппарата такого класса поведение неоднозначное. С одной стороны, это полезно в рамках SIV-курсов, с другой — таких мощных клевков не совершала, пожалуй, ни одна из опробованных мной «единичек». Напугать неопытного пилота Mojo может легко и непринуждённо.
Alaska: Достаточно затупленное поведение. При глубоком задавливании консоль начинает морщиться, загибаться «серпом», но еще продолжает нести. При отпускании — средненький косоватенький клевок на 30 градусов вперед и продолжение полета.

Негативная спираль

Alaska: Если так и далее продолжать удерживать клеванту и, даже если немного еще поджать, то где-то 30% крыла сминается и начинает «полоскаться», крыло при этом начинает характерно вращаться. При отпускании сорванной клеванты крыло делает резкий выход с серией быстрых и энергичных косых клевков — ощущения не для «чайника». При особо сильном вращении и активном «полоскании» на выходе можно отловить небольшой галстучек — расправляется ударом клеванты, но, если оставить все как есть и «активно тупить», то для авторотации хватит.
Самое неприятное — можно получить на стадии перехода между этими двумя режимами: тупящего «недосрыва» и активного «полоскания». Этот переход происходит достаточно быстро, но попасть в него можно следующим образом: если отпустить клеванту именно в момент перехода от «тупления» к «полосканию» (при этом крыло начинает явно закручиваться в «негатив»), то получим самый агрессивный выход с косым клевком до горизонта. Да, при этом явственно пропадает нагрузка на клеванте.

Выводы

D_i_m:Вывод неутешителен. Невысокие летные характеристики крыла отнюдь не компенсируются высокой безопасностью. Для школьного аппарата — Mojo чрезмерно живой и веселый. Это веселье при обучении не принесет радости учлету, но вполне может прибавить седин его инструктору. Для редко и нерегулярно летающего пилота выходного дня советовать крыло тоже сложно — не настолько хорошо оно летит, чтобы покупать его для себя за свои деньги. Для полетов в горах более-менее опытному бойцу? Есть крылья и поинтереснее, полетучее и побезопаснее. Осталось впечатление легкой недоведенности крыла, вполне простительной продукции фирм второго-третьего эшелона. Однако Озон своими предыдущими крыльями поставил себе очень высокую планку, и соответствовать ей в дальнейшем будет очень непросто. В случае с Mojo это совершенно явно удалось не в полной мере.
Theoretic: Mojo — интересный, но весьма неоднозначный аппарат класса Basic Intermediate, пригодный скорее не для первоначального обучения, а для продвинутых пилотов, которые хотят прочувствовать тонкости и нюансы пилотирования с минимально возможным риском. Правильное, «педагогичное» поведение Mojo на большинстве обычных и опасных режимов полёта в сочетании с пассивной безопасностью DHV 1 делают этот аппарат отличной «рабочей лошадкой» для сравнительно безопасного освоения опасных режимов в рамках SIV-курсов. Однако живой и даже агрессивный характер подопытного на некоторых нештатных режимах вполне может напугать неопытного пилота. Mojo обладает определённым избытком динамики и манёвренности — это соответствует фирменному стилю OZONE, но вызывает как минимум удивление. Лётные характеристики субъективно достаточно скромные — для аппарата DHV 1 это не особо критично, но виден явный акцент производителя на динамике и манёвренности в ущерб другим характеристикам крыла.
Alaska: Хорошо затупленно на срывных режимах — для «школьника» это, может быть, и хорошо, но зачем такой агрессивный выход??? Если бы крыло немного задемпфировали по тангажу, то получили бы прекрасное учебное крыло. Резюме: пассивная безопастность вполне достаточна для учебного крыла за исключением режимов с клевками по тангажу. Информативность крыла и летные характеристики средние для своего класса. Для обучения годится с некоторыми ограничениями, для полетов — на любителя. Можно покупать после выпуска из правильной школы с налетом порядка 10-15 часов. Обязательно умение отлавливать клевки.

Плюсы
  • Довольно простой старт
  • Легкое управление.
  • Высокий ожидаемый ресурс, долговечные материалы (Gelvenor, Liros)
  • «Педагогичное» поведение на большинстве режимов полёта
  • Отличная манёвренность
Минусы
  • Умеренные летные характеристики
  • Достаточно агрессивное поведение при подрыве в негатив и асимметричном сложении
  • Тонкие стропы, которые легко путаются
  • Возможно, некоторый избыток манёвренности и динамики
Полезные ссылки

Дмитрий Бондарев aka D_I_M
Алексей Тарасов aka Theoretic )
Николай Добросов aka D_N_I )
Алексей Больнов aka Alaska

Команда paraplan.ru выражает благодарность Игорю Волкову за предоставленную технику.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.