Airwave Mustang: особый аллюр, или Затерянное королевство

Удержать не могу я лихих скакунов, пусть летят…

D_i_m: А вы что думали? Горячий индейский чингачгукский лошадь? Ни фига. Закрытое далекое королевство в Гималаях, просто пеший билет куда стоит немеряно бабла непонятно почему. Ажно типа там его облетывали, оттуда доводили и под те самые каменюки на склонах затачивали. Что получилось — ну, что выросло, то выросло. Ожиданий много, интрига серьезная, но и конкуренты шиты далеко не лыком, а точно такими же белыми капроновыми нитками. И Нова Тот того, и Апка Капоэйровна, и Виндтек Шустрый Гонсалес.
Так что, чтобы сделаться притягательным как то самое далекое королевство, Мустангу придется вести себя смирно а лететь при этом хорошо.

Theoretic: Аллюр три креста? Рысь? Галоп?.. Нет уж, скорее иноходь, как у дорогого породистого коня. Не для всех, но впечатляет. Примерно такие ощущения остались у меня от тест-драйва Мустанга.

Условия испытаний

Испытывалась строго серийный Mustang L (диапазон полётных весов 95-120 кг). Подвесные системы — AVASport Sprinter. Полёты проводились в Татаринцево с использованием пассивной лебёдки и на Юце в разных условиях — от слабых до умеренно сильных по ветру и термичности.

Конструкция

D_i_m: На вид не слишком впечатляет. Нет мегаудлинения, нет каких-либо хитростей, заметных на первый не слишком пристальный взгляд. Только полузакрытые воздухозаборники намекают на навороченность очередного творения Брюса Голдсмита. Стропы малость путаются, свободные концы обычные, клеванты необычные — толстые, жесткие — но мне почему-то не понравились. Может, маловаты оказались?
Гельвеноровый лобик не сильно утяжеляет крыло, остальная тряпка вполне традиционна по нынешним временам — NewSkyTex.
Больше по конструкции сказать и нечего.
Theoretic: Обманчиво простая внешне, сложная внутренне. Видны большое внимание производителя к деталям, тщание, долгая доводка и любовь к своему делу. Изюминка конструкции Мустанга — комбинированный из разных тканей купол: передняя кромка из Гельвенора, остальное — Скайтекс лёгких артикулов. Хорошее решение, которое почему-то никому раньше не приходило в голову. Очень характерная эйрвейвовская передняя кромка с довольно большим числом закрытых секций и хитро сгруппированными скруглёнными воздухозаборниками довольно большого для «перформанса» размера. Форма крыла очень эстетичная, гладкая, с агрессивно зауженными «ушами». Крыло гордо простирает свой немаленький размах более чем в 8 метрах над головой пилота благодаря очень высокому строплению. Удлинение для «двойки» приличное — 5.72. Зато площадь подопытного на удивление мала — размеру L соответствуют всего лишь 26.75 квадратных метров.
Отдельного внимания заслуживают свободные концы. Спартанского вида узкая (20 мм) чёрная лента тонко намекает на спортивный норов подопытного. Очень оригинально сделаны ручки клевант — петли большого диаметра, достаточно мягкие, но отлично держат форму засчёт вставок из пенки. Хват получается своеобразный, мне понравилось. Достаточно жёсткие площадки с кнопками в верхних частях петель при определённых хватах работают практически как модные нынче бобышки, позволяя чувствовать тонкие вариации нагрузки на клевантах. Строп не шибко много — но и не слишком мало (A2A’1B4C3D2). A- и A’-концы можно соединить вместе «липучкой» (на мой взгляд, совершенно не нужной и даже немного мешающей иногда). Очень аккуратно выполнены основные силовые петли — диаметр достаточно большой, удобный, обшиты тканью. Проводка акселератора имеет большой ход и соединяется крючьями Бруммеля.
Стропление по всем ярусам, как ни странно, арамидное, Edelrid. Верхний ярус строп отличается малыми их диаметрами и имеет небольшую тенденцию к запутыванию, на старте надо уделять контролю стропления повышенное внимание.

Взлёт

D_i_m: Выходит крыло легко, не слишком резко, но в силу малой площади старт получается как у реактивного самолета — с большим разбегом и на высокой скорости. Для пилота это означает: повышенные требования к решительности разбега и технике контроля купола на быстром бегу. В остальном без фокусов. Уши на старте могут сложиться, но жить это не помешает, хотя скорости, как горизонтальной, так и вертикальной, добавит.
Theoretic: Очень и очень приятно. Благодаря своей маленькой площади и небольшому весу Mustang легко и плавно выходит в полётное положение практически всегда. Каких-либо проблем с разбегом не заметил — да, Мустангу требуется для взлёта чуть больше скорости, чем это обычно бывает, но сложнее старт от этого не становится. Потребные усилия на А-рядах умеренные, переборщить и сломать переднюю кромку довольно трудно. В слабый ветер аппарат выходит над головой быстрее обычного, но не имеет ярко выраженной тенденции к обгонному клевку, послушно останавливаясь над головой. В умеренный ветер работа с Мустангом на земле превращается в удовольствие. Аппарат очень послушен, быстро и точно реагирует на действия пилота. Удерживать крыло над головой не составляет труда благодаря очень эффективным клевантам. Ещё одна особенность Мустанга при работе на земле в ветреную погоду — он неохотно падает на землю, всё время стремясь оставаться над головой, и даже в случае начала заваливания назад может быть быстро возвращён обратно в стартовое положение небольшим движением А-рядов. В действительно сильный ветер на склоне возникает нетипичная для «перформансов» проблема самопроивольного взлёта. Мустанг настолько лёгок, что требует удержания себя на склоне клевантами. Стоит их отпустить — и Мустанг вылетает над головой! Старт со склона в ветер, близкий к предельному, очень динамичен, при грубой работе рядами возможно резкое взмывание с последующим клевком и набором скорости. Грамотная, аккуратная техника работы с куполом позволяет избежать этой проблемы.
Метод старта большого значения не имеет. Мустанг без проблем позволяет поднимать себя как угодно, легко справляясь с кренами и ошибками пилота. Тест на касание «ухом» земли Мустанг проходит с трудом, но всё-таки проходит — «уши» у него нагружены слабо. Чувствуются пристальное внимание конструктора к геометрии купола и большой объём доводочных работ. Аэродинамическая нагрузка постепенно, очень плавно спадает от центроплана к «ушам»; грубых изменений формы или локальных углов атаки, неизбежных при неаккуратной доводке, нет и в помине.
Взлёт на лебёдке протекает динамично. Несмотря на высокую удельную нагрузку, аппарат быстро отрывает пилота от земли. Разбег обычной длины или короче среднего.

Буксировка

Theoretic: Проще и комфортней, чем ожидал. Даже на повышенной тяге Мустанг практически не уходит назад, идёт стабильно, без резких отклонений от линии буксировки. Все движения крыла под тягой плавные, хотя и энергичные. Эффективность клевант выше средней, чувствуется даже её запас — исправлять уходы с траектории очень легко. Особенно если немного помочь аппарату весом. Мустанг явно очень любит такой стиль пилотирования и откликается на перекос тела точно и незамедлительно. Очень хорошая аэродинамика подопытного хорошо ощутима на затяжке — крыло летит быстро, но при этом и набирает достаточно легко. Клевок при отцепе или обрыве умеренный или слабее среднего, очень растянут по времени и компенсации практически не требует.
D_i_m: Высокая скорость, но и качество высокое. Демпфирование рывков хорошее, курсовая устойчивость тоже неплохая. Высокое стропление позволяет не дергаться при обрывах троса и резких рывках — клевки не приводят к неприятностям, можно не компенсировать.

Полёт, манёвренность

D_i_m: Летит нормально. Нормально летит. По прямой — так просто замечательно — быстро, качественно, не отвлекаясь на возмущения воздуха.
Скорость снижения, впрочем, повыше, чем у других. Но это не слишком большой недостаток для активного пилота.
В повороте — сложнее. С желанием крыла соскользнуть в спираль приходится бороться и все время его от этого дела удерживать. Если же послушаться Мустанга и от души перевалиться в подвеске и давануть клеванту — то на выходе из первого оборота получаем веселые -17. Классно!
Как красиво можно маневрировать! Какие винговеры качать! Но в то же время резкости — нет. И на первые сантиметры хода клевант крыло откликается достаточно спокойно. Нет, не вяло! Спокойно. Вообще, спокойствия я от этого крыла не ждал. Думалось, что полет будет похож если не на родео, то на байга. Нет. Обычный аллюр, даже несколько флегматичный. Может загрузка виновата? Я редко гружу купол посередине весовой вилки. Обычно получается сильно выше. А тут — середина нормы. Может дело и в этом. Но скорее всего — все дело в конструкции и доводке крыла. Оно сделано так, чтобы не нервировать пилота по пустякам. А что произойдет, если случатся _не_пустяки_? А вот сейчас и посмотрим.
Подушка великолепна. Просто великолепна. Как на дельтаплане. Срыв провоцируется коротким движением клевант. Отлично. Но опять же не для всех. Думаю, в определенных ситуациях на ушах на нем садиться будет комфортнее. Столько качества на посадке уже не нужно.
Theoretic: Мустанг — крыло живое, но без излишеств, особенно если вспомнить о его удлинении и площади. Предоставленный сам себе, аппарат идёт ровно, но постоянно «играет» скоростью и тангажом, то чуть заныривая и разгоняясь, то слегка набирая. Скорость при этом «плавает» в достаточно больших пределах, замерить её сложно, но чувствуется, что Мустанг — довольно быстрое крыло. Пологие траектории планирования даже при ощутимом встречном ветре говорят о высоком аэродинамическом качестве подопытного.
Очень характерная особенность Мустанга — быстрое падение скорости даже при малых ходах клевант. Это крыло не любит, когда его «душат» — даже режим минимального снижения достигается где-то в верхней трети хода клевант. А первые же сантиметры хода сильно замедляют аппарат. При желании использовать аэродинамику Мустанга «на всю катушку» работать клевантами надо минимально, не мешая крылу лететь. GPS-замер показал, что выбирание слабины клевант (от полностью отпущенного положения до появления минимально заметной нагрузки на руки) замедляет Мустанг на целых 6 км/ч.
Информативность Мустанга порадовала. Аппарат не совершает избыточно резких движений, но постоянно меняет нагрузку на свободные концы и клеванты, мягко подсказывая пилоту, что происходит с воздухом. Благодаря высокому строплению все движения крыла мягкие, плавные, упругие, хотя они могут быть при этом достаточно энергичными. Чётко ощущаются изменения вертикальной перегрузки: аппарат то чуть вдавливает пилота в подвеску, то слегка разгружает её. По шкале темпераментов Мустанг оказывается этаким сангвиником — очень живым, бодрым, чётким, активным, но без холерической агрессивности или меланхолической вялости. Информации от крыла приходит много, и наряду с хорошо понятными классическими «поклёвками» по тангажу, короткими кренами и рысканьями присутствуют и чисто эйрвейвовские «фишки». На подходе к термику это крыло может, не совершая никаких особых движений по крену и скольжению, тихонько потянуться к потоку, слегка уходя передней кромкой вперёд и чуть добавляя скорости. Поначалу это немного удивляет, но потом, поняв это хитрое движение крыла, начинаешь использовать его себе на пользу. Конечно, Мустанг не «крутит потоки сам», но определённо помогает пилоту, мягко и ненавязчиво предупреждая о приближении к потоку. Поведение крыла на периферии потока классическое — чётко ощущается выкидывание из потока, противостоять которому благодаря высокой скорости и отличной манёвренности очень легко.
Особое впечатление оставляет высокая нагрузка на крыло. Благодаря ей Мустанг чрезвычайно стоек к сложениям, и там, где менее нагруженная техника начинает хлопать консолями, Мустанг едва поводит «ухом». Особенно сильно это проявляется на винговерах — на больших кренах крыло выглядит монолитом, и даже грубое пилотирование приводит к сложениям лишь в единичных случаях. Да и полёт в болтанку оставляет в результате очень приятное впечатление. По критерию «информативность — запас устойчивости к сложениям» Мустанг оказывается одним из лучших в своём классе. Высокая нагрузка отчасти нивелирует достаточно высокое удлинение подопытного: в болтанку крыло вполне жёсткое, консоли слабо двигаются друг относительно друга.
Манёвренность значительно выше среднего, со своими особенностями. Аппарат прекрасно реагирует на работу весом — запаздывания практически нет, эффективность перекоса тела в подвеске ожидаемо высока и, в принципе, позволяет выполнять довольно энергичные виражи вообще без применения клевант. Реакция на клеванты более своеобразна. В первой трети хода особой остроты заметить не удалось, но зато управление очень точное, с небольшими, но очень предсказуемыми запаздываниями. Малые хода влияют в основном на скорость, причём очень сильно. На бОльших ходах эффективность клевант быстро возрастает вместе с усилием на них — вплоть до появления даже некоторого запаса эффективности. Довольно непривычное, но приятное ощущение, которое особенно остро проявляется на винговерах, требующих удивительно небольших расходов клевант. Опускать руки в нижнюю треть хода, конечно, можно, но смысл?.. Мустанг — быстрый скакун. И попытки осаживать его неизменно будут наталкиваться на быстрое падение скорости, деградацию качества и стремительное возрастание нагрузки на руки до некомфортных величин. Да и высокая эффективность клевант редко вызывает желание работать в нижней половине их хода.
Нагрузки на клевантах у Мустанга очень сильно зависят от стиля пилотирования. Некоторым пилотам мустанговские клеванты кажутся «перетяжелёнными» — но если Вы из числа таких пилотов, пора задуматься о смене стиля пилотирования. Ибо нагрузка на клевантах Мустанга становится некомфортной на тех достаточно больших ходах, которые не следует использовать иначе как на посадке, аэробатике и в прочих кратковременных и не вполне штатных режимах. Мустанг очень любит полёт на большой скорости, с минимально искажённым зажатием клевант профилем — и предупреждает пилота о перерасходе клевант жёстким нарастанием усилия на них. Работая клевантами в том диапазоне ходов, где нагрузка на руки комфортная, пилот выводит Мустанг на комфортные для этого крыла режимы полёта.
Характерная особенность Мустанга (и вообще многих Эйрвейвов) — удивительно быстрый переход от прямолинейного полёта к виражу. Одно движение подвеской и клевантой — и крыло, махнув над головой всем своим размахом, через мгновение уже стоит в вираже с приличным креном. Здесь важно не переборщить — иначе высокая эффективность управления приведёт либо к очень быстрому входу в крутую спираль, либо к мощному винговеру с места.
Поведение подопытного в вираже более чем приятно, но имеет свои особенности. Предпочтительный стиль пилотирования — мощная работа весом с небольшой добавкой клевант. Войдя в вираж, желательно чуть «прижать» крыло клевантами — в ответ Мустанг ощутимо замедляется и позволяет при необходимости практически крутнуться на месте. Динамика входа в вираж у Мустанга довольно сложная, несмотря на простой и интуитивный отклик на пилотирование. Крыло совершает много тонких мелких движений, сильно «играет» скоростью, но всё время остаётся послушным и предсказуемым. Встав во вращение, Мустанг достаточно хорошо в нём стоит, не требуя постоянного подруливания. Подобно многим «хай-перформансам», в термической спирали Мустанг остро реагирует на работу внешней рукой. Достаточно чуть отпустить внешнюю клеванту — и аппарат мгновенно сужает спираль, прыгая вперёд и мощно разгоняясь. Чуть осаживаем норовистого скакуна внешней клевантой — и через мгновение снижение снова в норме. Кроме того, работа внутренней рукой позволяет быстро и точно менять радиус виража и характер вращения. Но лучше и правильнее всего в термической спирали работать с Мустангом весом — аппарат очень любит такой стиль пилотирования и чутко реагирует практически на любое движение корпусом. Диапазон скоростей и радиусов вращения очень широк — Мустанг вполне в состоянии крутить компактные плоские спирали, но больше «любит» спиралить с умеренным креном и при необходимости переходит в крутую спираль с неожиданной и с непривычки даже слегка пугающей быстротой. Смена радиуса и даже направления вращения проходит легко, быстро и непринуждённо — причём, что особенно приятно, без сильных потерь высоты. Меняя режим, Мустанг может «просесть» и разогнаться, но при грамотном пилотировании через пару секунд он вернёт «одолженную» высоту, одновременно плавно сбросив скорость. Главное — не мешать этому крылу лететь, работать клевантами дозированно и точно.
Горизонтальную скорость Мустанга померить нелегко из-за слабой его устойчивости по скорости. Тем более сложно измерить прирост скорости на акселераторе. Однако кое-какие цифры получить удалось, и они свидетельствуют в пользу конструктора. Прирост в нескольких измерениях составил примерно 15-17 км/ч, что позволяет поверить в заявленные конструктором 55 км/ч «максимала». При даче акселератора на полный ход Мустанг быстро и эффектно разгоняется, слабо наращивая скорость снижения. Угол планирования даже на Vmax остаётся достаточно небольшим, да и вообще по поведению в правой части поляры Мустанг явно претендует на лидирующие позиции в своём классе. Примерно до полухода акселератора угол планирования изменяется слабо, а поведение Мустанга не становится сложным или агрессивным, позволяя смело летать на таких скоростях даже в умеренную болтанку. На максимальной скорости всё, естественно, немного сложнее. Передняя кромка сохраняет нормальное состояние, нет ни деформаций, ни флаттеров. Но хорошо видно, что запас хода акселератора очень невелик. И действительно — если передавить акселератор (что возможно только при нештатной его проводке) сантиметров на 5 относительно штатного максимума, то Мустанг начинает лихо хлопать «ушами», а при дальнейшем упорствовании начинает довольно резко складываться процентов на 40. Впрочем, такие сложения при небольшом отпускании акселератора проходят практически мгновенно и не успевают повлиять на траекторию полёта.
Минимальная скорость снижения… Возможно, ахиллесова пята подопытного, хотя многое зависит от стиля пилотирования. В прямолинейном полёте Мустанг нельзя назвать выдающимся парителем, в слабом ровном динамике он может слегка проигрывать менее скоростным аппаратам. Зато он очень эффективен в термиках благодаря своему отличному термическому виражу, сохраняющему малое снижение даже при небольших радиусах вращения. Конечно, при условии хорошего чувства крыла у пилота. При недостаточно точном пилотировании Мустанг с радостью свалится в крутую спираль — но дозированная работа клевантами на вираже способна творить с Мустангом чудеса, позволяя этому крылу уверенно выпаривать в весьма проблематичных, узких, слабых потоках. Динамика Мустанга при термическом парении может дезориентировать непривычного к современным крыльям пилота — аппарат постоянно жонглирует высотой и скоростью, и в процессе центрования «поймать» явный набор высоты поначалу не особо просто. Но за пару часов полёта начинаешь понимать, что это просто новый аспект информативности — и всё тут же встаёт на свои места.
На посадке Мустанг также более требователен к пилоту, чем большинство «двоек». И связано это с его высоким качеством и не менее высокой скоростью. Перелететь намеченную точку посадки очень легко — а попытки «душить» Мустанг клевантами скорее приведут ко взмыванию с последующим пикированием, чем к выходу на более крутую глиссаду. Оптимальный стиль захода — спортивный, с «притиранием» аппарата к земле на повышенной скорости, растянутым финалом и мощной «подушкой» на высоте метр или даже меньше. Выглядит и ощущается такая посадка очень эффектно: в штиль, проносясь над самой травой, Мустанг долго идёт почти на одной высоте, плавно теряя скорость, а в конце глиссады, замерев, аккуратно ставит пилота на землю. Очень своеобразна у Мустанга посадка на склон в сильный ветер. Можно и нужно использовать мощную динамику этого крыла — иначе «притереть» этот скоростной и очень летучий аппарат к склону может просто не получиться. Вполне нормальная посадка на склон — с небольшого клевка, с выходом из него на высоте примерно метр и немедленным срывом.
Очень интересные результаты удалось получить при параллельных полётах Мустанга и Magic3 (DHV 2-3). Балансировочная скорость Мустанга при прочих равных явно выше. Снижение, впрочем, тоже (незначительно). А по аэродинамическому качеству Мустанг как минимум не проигрывает старшему (но более старому) брату по линейке — несмотря на меньшее удлинение и меньшее число нервюр. В контрольном полёте «на качество» в спокойном воздухе Мустанг даже чуть-чуть обошёл Magic3…

Винговеры

D_i_m: С винговерами на Мустанге надо быть крайне осторожным. Крыло запрыгивает в них так охотно, что уже со второго качка оказывается на фоне земли целиком. Это здОрово, но опасно. Выходить нужно аккуратно, через виток-другой спирали. Отлично, но не для всех.
Theoretic: Винговеры Мустанга — отдельная песня. Причём песня мажорная, этакий марш авиаторов. Обычно крутые винговеры, плавно переходящие в косые петли, требуют строго дозированной, но очень энергичной работы клевантами и весом и в случае ошибки чреваты всякими бяками — от невинной 50-процентной «асимметрии» до злобно протекающих срывов. Каково же было моё удивление, когда, умеренно орудуя весом и клевантами, после второго движения я увидел центроплан Мустанга ниже себя! И это — при пиковом расходе внутренней клеванты около половины её хода! Причём поведение Мустанга на винговере было близко к образцово-показательному. Чётко наполненное вплоть до кончиков «ушей» крыло, никаких подвисаний и прочих неприятных эффектов… Одно плавное и быстрое движение всего крыла целиком. С таким же плавным и быстрым выходом.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Mустанг, асимметричное сложение.
Частота съёмки — 5 кадров в секунду, отснято не от начала режима.

D_i_m: Если ничего не делать — крыло плавно, но быстро ныряет в сторону и, сильно разгоняясь, не спеша выходит в нормальный полет. Разворот при этом больше 180 градусов, а потеря высоты — огромная. Однако не все так плохо. Если хоть немного компенсировать — разгона не происходит, а если чуть постараться — можно отвернуть от сложения не слишком опасаясь срыва оставшейся консоли. Моя оценка — хорошо с плюсом, с поправкой на класс крыла.
Theoretic: Хорошо. Очень динамичное, но в целом правильное и даже хорошее поведение. При асимметричном сложении 55-60% по размаху и полной пассивности пилота Мустанг первым делом исполняет довольно мощный, почти прямой клевок градусов на 60. Сложенная часть консоли при этом успевает открыться почти вся, остаётся сложенным только «ухо». Если пилот достаточно глуп и ленив, чтобы не начать компенсацию к этому моменту, то крыло начинает плавно, но энергично вращаться. Сложенная часть купола при этом постепенно открывается. До раскрытия «уха» и выхода в прямолинейный полёт Мустанг успевает провернуться на 180 или даже чуть больше градусов. Однако даже небольшое вмешательство пилота резко меняет картину — лёгкая компенсация весом и клевантой быстро останавливает вращение, и выйти из режима можно буквально за секунду. Потеря высоты при бездействии пилота умеренная — примерно 20 метров.
«Боевое» асимметричное сложение 40-50% откровенно порадовало. Несмотря на глубокое развитие сложения по хорде, аппарат сохранил курс и при лёгкой рефлекторной компенсации весом и клевантой раскрылся практически моментально.

Фронтальное сложение

D_i_m: Выглядит жутковато (см. фото), однако пилоту нервничать не стоит — выход мгновенный, спонтанный, начиная с центроплана, уши остаются залипшими. Потеря высоты мала, однако если сразу не раскрыть уши будет больше.
Theoretic: Хорошо. Очень эффектный (см. фото), но достаточно безопасный режим. Массированное фронтальное сложение приводит к очень резкому уходу «ушей» назад, аппарат при этом тормозится. Отпускание рядов приводит к немедленному раскрытию центроплана, «уши» залипают и окрываются несколько дольше. Клевок, как ни удивительно, небольшой, потребная компенсация минимальная. Потеря высоты — примерно 20 метров.

Подсрыв из термической спирали

Theoretic: Отлично. Добиться от подопытного подсрыва тяжело по нескольким причинам — во-первых, нагрузка на внутреннюю руку вблизи срыва откровенно некомфортная, во-вторых, при мустанговской эффективности клевант вряд ли возникнет необходимость пихать клеванту так далеко вниз. Проворонить режим, на мой взгляд, невозможно — крыло сигнализирует о начале срыва всеми доступными методами. Практически одновременно резко падает нагрузка на внутреннюю клеванту, сильно изгибается внутреннее «ухо» (практически до половины консоли!) и ускоряется вращение. Развитие режима умеренно быстрое, на безопасный выход есть примерно полсекунды, если не больше. Приотпускание клеванты приводит к мощному клевку (60-70 градусов), но аппарат не идёт на сложение, сохраняет спираль и даже добирает в дальнейшем часть потерянной в подсрыве высоты, снижая скорость.
D_i_m: Удивительно спокойно. Срывается вся консоль целиком, довольно информативно по нагрузке на клеванту и деформации, однако при отпускании ничего существенно криминального не происходит. Можно даже из спирали не вывалиться. При удержании до полуоборота (надо сказать, проворачивается крыло очень быстро) после отпускания происходит почти прямой клевок в горизонт, или даже слегка ниже, с закономерным сложением, которое желательно поймать. Если этого не сделать, рывок при открытии будет сильным. Однако со мной ничего плохого больше не произошло, хотя готов был к любой бяке. Это не значит, что можно не компенсировать, однако для крыла такого класса поведение очень гуманное. Хорошо с плюсом.

Режимы быстрого спуска

«Уши»

Theoretic: Отлично. Очень эффективны — снижение может превышать -3. Складываются достаточно легко, требуют лёгкого удержания. Раскрываются сами с задержкой 1-2 секунды. Аппарат переносит сложение и раскрытие «ушей» удивительно легко, практически не дёргаясь и не раскачиваясь. Горизонтальная скорость при сложенных «ушах» падает на 2-3 км/ч. Управляемость весом заметно, но не криминально вырастает. Раскачивая крыло весом, доводил снижение примерно до -8, крыло при этом сильно скользит на сложенное «ухо».

«Уши» + акселератор

Theoretic: Отлично. Состояние остатков передней кромки хорошее, аппарат достаточно стабилен. Снижение — примерно до -5, горизонтальная скорость сильно выше балансировочной.

Крутая спираль

Theoretic: Отлично. Главное — помнить о немаленькой эффективности клевант и о том, что в спирали она только возрастает. Мустанг заныривает в крутую спираль с удивительной (и даже немного пугающей) готовностью. В первой попытке с одного витка разогнался до -17.8 , затем крутил уже аккуратнее, примерно до -12. Спиральной нейтральности в обоих случаях замечено не было, приотпускание внутренней клеванты приводит к быстрому и плавному выходу из спирали. Выход желательно растянуть, чтобы избежать мощных «горок» и не менее мощных клевков. Впрочем, и в случае грубого выхода утихомирить Мустанг довольно легко, потому что на клевках складывается он неохотно, а компенсация клевков клевантами весьма эффективна.
D_i_m: Очень эффективно. С одного оборота раскручивается до -17.4. Это много, если кто не знает. Спираль вполне комфортна, выход самостоятельный, простой, но очень энергоемкий. Если выходить резко — легко можно улететь сначала в косую петлю, а потом, вероятно, и в купол. Будьте внимательны и осторожны.
Затрудняюсь с оценкой. С одной стороны, хорошо, что может. С другой стороны — не каждый справится.

B-срыв

Theoretic: Отлично, с особенностями. Нагрузка на B-рядах сильно выше средней — добиться выхода на режим удалось только со второй попытки. Переход в режим происходит плавно, аппарат не улетает за спину и быстро стабилизируется над головой. На режиме аппарат устойчив, хорошо реагирует на небольшие движения B-рядов. Снижение нормальное, нарастает постепенно — потеряв в режиме около 50-60 метров, вышел на снижение более -7, и оно продолжало расти. Выход при быстром отпускании рядов мгновенный, с энергичным коротким клевком градусов на 30 и практически без потери высоты.

Выводы

D_i_m: Мустанг — отличное крыло для маршрутов в любых, но предпочтительнее в сильных условиях. Скорость, маневренность и качество — серьезные аргументы в его пользу, однако в сильных условиях не они определяют возможности системы пилот-крыло. Но и с остальными параметрами у крыла все в порядке — оно относительно спокойное, в меру информативное, адекватное в реакциях и достаточно безопасное. Чем-то Мустанг очень похож на Sol Eclipse. Единственный его недостаток, на мой взгляд — оно слишком послушное. И если дурной пилот отдаст ему дурную команду, времени передумать и исправиться у него не будет. Пилот, способный безопасно и с удовольствием летать на Мустанге — это грамотный, уверенный и хладнокровный человек не менее чем со 120-150 часами налета, умеющий планировать свои действия в воздухе хотя бы на шаг вперед. Как универсальное крыло для такого пилота, Мустанг очень хорош. Конкуренты, тем не менее, у него весьма серьезные. Из тех, на которых я летал — Nova Tattoo сравним по всем параметрам, но у него просто другой характер. И я еще не определился, что мне нравится больше. Apco Lambada летит, пожалуй, получше, но строже в режимах. Advance Sigma 6 — приятнее в управлении, близка по безопасности, и в целом будет близка по выжимаемой «производительности» в километрах маршрута, несмотря на субъективно чуть меньшее на балансировочной скорости качество, благодаря настройке своего акселератора. Победы за явным преимуществом у Мустанга пока не получилось Как всегда, все решают нюансы.
Theoretic: Мустанг — очень интересное, яркое, в чём-то неоднозначное, но безусловно притягательное спортивное крыло широкого диапазона применимости. «Создан для приключений» — заявлено на сайте производителя. И это, безусловно, так. Простой и надёжный старт, лёгкий, но долговечный купол, отличные лётные характеристики, великолепная манёвренность… Это аппарат прежде всего для горного кросс-кантри, для долгих полётов в мощных условиях, для стартов откуда угодно. Это крыло проще нести на себе — этому способствует и низкая масса купола, и облегчённый рюкзак. Это, наверное, отличный выбор для серьёзного акро. Но медаль имеет и оборотную сторону. Мустанг — крыло не для всех. Прежде всего из-за своей манёвренности и динамики. Не имея проблем с пассивной безопасностью, этот аппарат, тем не менее, достаточно строг и требователен к своему пилоту. Сочетанием лётных характеристик и динамики Мустанг практически не отличается от топовых «хай-перформансов» и во многом походит на «компетишены». Целевая аудитория этого крыла — опытные, регулярно летающие и тонко чувствующие крыло любители, спортсмены и все те пилоты, которые желают получить весь букет ощущений от пилотирования настоящего спортивного крыла, не жертвуя пассивной безопасностью. И пусть Мустанг не самый простой в пилотировании аппарат, но сравнительная сложность пилотирования с лихвой окупается его великолепными лётными характеристиками. Минимальный потребный налёт оцениваю примерно в 150 часов (не менее 3-4 сезонов регулярных полётов). Менее опытного пилота Мустанг быстро и надёжно напугает (хотя вряд ли покалечит), а более опытный получит истинное удовольствие от общения с этим тонким и точным инструментом.

Плюсы

  • Очень высокие лётные характеристики, особенно сочетание качества и скорости
  • Пассивная безопасность — одна из лучших, если не лучшая в классе
  • Грамотный подбор материалов — лёгкий, но долговечный купол
  • Маневренность хотя и своеобразна, но очень хороша, высокая чувствительность к работе весом
  • Отточенность реакций. Все или почти все — ровно как надо. Не больше и не меньше
  • Очень хорошо доведен с инженерной точки зрения
  • Эстетичный внешний вид

Минусы

  • Сложности с поддержанием малой скорости снижения на вираже, сравнительно высокое снижение в горизонтальном полёте
  • Строгий в пилотировании, безжалостен к дуракам
Полезные ссылки
Дмитрий Бондарев aka d_i_m
Алексей Тарасов aka Theoretic

Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность Льву Сергееву за предоставление для съёмок тестовых полётов фотоаппарата Canon EOS 20D

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.