Nearbirds Zippy: невыносимая лёгкость бытия

Nearbirds Zippy: невыносимая лёгкость бытия

Первый раз я познакомился с подвесками Nearbirds примерно в 2001 году. В то время украинский производитель не хватал звёзд с неба, но был очень силён соотношением «цена-качество». С тех пор прошло немало времени, и похоже, что Nearbirds не терял его зря!


_DSC1353 _DSC1355 _DSC0750 _DSC0755 _DSC0749 _DSC0716 _DSC0736 _DSC0702 _DSC0701 _DSC0699

Преамбула

Технический прогресс в нашем спорте приводит к появлению всё новых и новых классов и типов снаряжения. Погоня за малым весом снаряжения привела к появлению лёгких и сверхлёгких подвесок. А у спортивной техники тем временем, наоборот, происходило постоянное совершенствование комфортна и аэродинамики ценой роста веса снаряжения вообще и подвесок в частности. Совмещение комфорта и малого веса в сегменте подвесок-коконов казалось чем-то несбыточным. Ситуацию неожиданно изменили соревнования X-Alps. Радикальная экономия веса практически без потери комфорта и обтекаемости из мечты стала постепенно превращаться в реальность. А потом грянула «бездосочная» революция: используя опыт X-Alps, Advance создал первую в мире серийную лёгкую подвеску без доски сиденья — Impress3. Прочие именитые производители, впрочем, перенимать инициативу не спешили — уж слишком они специфичны, эти «бездосочники». Свой вариант «бездосочной» подвески представил разве что Kortel Design. И вдруг — как гром средь ясного неба — появляется Zippy. Для кого предназначен этот ультралёгкий кокон и что он из себя представляет — читайте ниже.

Условия испытаний

Испытывался строго серийный Zippy размера M. Парапланы: Independence Geronimo (EN B), Gradient Nevada (high EN B). Условия полётов: турбулентность от слабой до сильной, термическая активность от слабой до сильной.

Конструкция

В тест-драйве подвески это чуть ли не главная глава. И начать её следует с… рюкзака. Нет, даже не так — с рюкзаков! Да-да, Nearbirds разработал для Zippy два разных рюкзака. Идея, странная только на первый взгляд — Zippy настолько легка и компактна по сравнению с классическими «коконами», что классический парапланерный рюкзак был бы для неё великоват. Стандартный рюкзак для Zippy — хороший компромисс между комфортом и массой. Хорошо подобранная ткань, нетяжёлая, но практичная и ноская, довольно аскетичная конструкция — и никаких проблем с удобством. Второй, «экстремальный» рюкзак не отличается от своего «старшего брата» покроем, но изготовлен из очень тонкого и лёгкого, почти парапланерного рипстопа. И этот радикально облегчённый рюкзак носится так же удобно, как и стандартный! Конечно, надо помнить о том, что сверхлёгкая ткань требует более бережного обращения — но это и вся разница. Очень рекомендую защищать облегчённый рюкзак лёгким внешним чехлом со шнуром-стяжкой — весит эта штука очень немного, но защищает нежный рюкзак от грубого обращения на удивление неплохо.

А теперь — барабанная дробь, свет гаснет, и на сцену выходит наш главный сегодняшний фигурант. Собственно подвеска. Шок и трепет, дорогие читатели! Полноценный кокон с полноценным протектором-муссбэгом и кокпитом — и всё это весит меньше 3 кг! В руках Zippy кажется просто невесомой, особенно после тяжёлых стратегических коконов большого радиуса действия (Advance Impress 1/2/2+, Woody Valley X-Rated, AVASport Katana, Kortel Design Cannibal Race и проч.). И даже облегчённые коконы вроде Sup’Air Skypper или Gin Genie Lite заметно проигрывают Zippy по массе.

Как же Перевалову это удалось? Ответ не поместится в пару слов. В Zippy облегчено всё, что можно было облегчить. А что облегчить быть невозможно — то просто выкинули из конструкции. Прежде всего это касается доски сиденья. Да, Zippy — это типичный «бездосочник» со всеми его плюсами и минусами, о которых — позже. Вместо доски пилотское седалище опирается на нечто вроде вытянутого по горизонтали гамака. В комфорт такого решения верится с трудом, но забегу вперёд — в полёте Zippy показала себя чрезвычайно комфортной подвеской. Опорная площадка для ног соединена с центральной частью подвески обычными парапланерными стропами, причём не самыми толстыми. При этом удобство регулировки длины этих строп (а это крайне важные регулировочные точки!) не пострадало — для настройки длины используются короткие отрезки обычной ленты с обычными пластиковыми пряжками. Передний обтекатель, понятное дело, надувной, а опорная площадка может быть как фанерной (при этом облегчающих отверстий в ней больше, чем фанеры!), так и карбоновой. Система подачи акселератора под ногу — одноточечная. Впервые вижу такое решение в серийной подвеске, и это очень радует. На мой взгляд, одноточечная система подачи не только проще и легче, но ещё и лучше работает. Штатный акселератор — очень лёгкий, гибкий, двухступенчатый. Проводка акселератора — чрезвычайно аскетичная, всего на двух блочках. Зато это не какие-нибудь хлипкие бесподшипниковые Аустриальпины, которые могут намертво заклинить после 50-100 часов агрессивных полётов на акселераторе, а полноценные яхтенные блочки достаточно большого диаметра.

Собственно кокон. Форма и конструкция у него достаточно консервативания, а вот материал, из которого он сделан — нет. Это спандекс — нечто вроде толстой лайкры, только прочнее и долговечнее. Материал кокона очень лёгок, но при этом упруг, эластичен и на удивление хорошо выдерживает превратности парапланерной жизни в виде истирания, загрязнения от контакта с ботинками, взаимодействия с поверхностью старта и проч. Слышал нарекания на то, что засчёт продуваемости спандекса кокон Zippy греет хуже, чем более традиционные неопреновые коконы — но, на мой взгляд, теплоизоляция кокона в основном определяется тем, насколько хорошо он запахнут в полёте, а у Zippy с этим проблем нет.

Система застёгивания кокона состоит из лёгкого пластикового кольца, двух узелков на стропе-стяжке и двух алюминиевых «пуговиц», которые надо последовательно продеть в кольцо. Простота и аскетичность конструкции поначалу шокирует, но никаких проблем не доставляет. Производитель даже получил патент на это внешне простое, но не такое уж очевидное техническое решение.

Сиденье. Доски, естественно, нет. Вместо неё — длинный «ковш» из мягкой ткани, чуть подкреплённый узкой горизонтальной полосой из тонкого пластика. Под передней частью «ковша» расположен балластный карман на 5-10 литров балласта. Вполне можно использовать его просто как карман для вещей — пара кроссовок туда влезет, но не больше.

Протектор.  Их у Zippy номинально аж целых два: вполне серьёзный, толстый и довольно длинный муссбэг, сертифицированный по EN, и надувной задний обтекатель, по совместительству играющий роль эйрбэга. И если «эйрбэг» кажется у Zippy весьма условной защитой (он невелик по объёму и расположен не там, куда приходятся наиболее опасные удары), то муссбэг у Zippy достоен всяческого уважения. Он толстый, достаточно длинный и прикрывает собой наиболее уязвимую часть тела — низ спины.

Основные замки. Всего два, что хорошо и правильно. Причём это очень лёгкие, но надёжные кнопочные замки. Двухточечная схема из недостатков имеет разве что узкий диапазон регулировки длины грудного обхвата — кстати, здесь она реализована на пластиковой пряжке с полиспастом. Очень удобно, если бы не кокпит.

Кокпит. Одна из наиболее важных — и одновременно наиболее спорных — частей Zippy. В погоне за радикальным облегчением и упрощением кокпит оказался совмещён с контейнером запаски. При этом парашютные концы приходят на основные карабины. К счастью, мне пока не довелось проверить это на деле, но такое расположение парашютных концов не гарантирует вертикальное положение корпуса пилота при посадке на запаске. Кокпит получился вполне в духе Zippy: маленький, лёгкий, аскетичный, но неожиданно удобный. Приборная панель невелика: пара приборов или один прибор + рация занимают панель целиком. Угол наклона приборной панели регулируется специальной стропой, а ручек запаски в комплекте оказалось целых две: очень большая горизонтальная (всегда маячит перед глазами, но может закрывать приборы и цепляться за них) и более компактная вертикальная (её не видно за кокпитом, зато и приборы не закрывает). Кокпит-запаска — это одновременно и плюс, и минус Zippy. С одной стороны, конструктору не пришлось жертвовать частью объёма протектора ради размещения запаски под сиденьем, заодно упростив и облегчив конструкцию. С другой — кокпит-запаска требует чуть больше возни при подготовке к полёту. Знаю пилотов, которые для упрощения жизни вовсе не отстёгивают кокпит от основных карабинов, а просто влазят в Zippy как в штаны, благо, конструкция ножных обхватов этом совершенно не препятствует. Удобная в теории регулировка грудного обхвата из-за наличия объёмного кокпита на практике оказывается малодоступной в полёте — впрочем, это не недостаток, а скорее особенность подвески.

Основные точки подвеса. Как и многие другие лёгкие подвески, Zippy «собирается на карабинах». Каждый силовой карабин надо продеть последовательно в три петли, которые в совокупности образуют основные точки подвеса. Проблем с такой конструкцией не заметил — карабины стоят на месте надёжно, вероятность расчековки звена карабина какой-либо из силовых лент практически отсутствует. «Собрать» подвеску на карабинах лучше один раз в самом начале эксплуатации — дело это требует аккуратности и времени.

Плечевые обхваты у Zippy узкие, и это скорее минус. Распираться ногами и плечами в Zippy надо достаточно сильно, и плечевые обхваты могут слегка врезаться в плечи. Зато в штатную комплектацию Zippy входит горизонтальная стяжка для плечевых обхватов — очень полезная штука.

Задний обтекатель. Он полностью надувной, наполняется через единственный заборник, вынесенный на правую сторону подвески. Обычно такие заборники имеют неприятное свойство мяться при транспортировке, после чего задний обтекатель может не наполняться как следует — но у Zippy эта проблема решена капитально. Пластиковое усиление заборника имеет два положения — рабочее и транспортировочное; в нужном положении усиление фиксируется «липучкой». В положении для транспортировки заборник становится плоским, и никакие деформации ему не грозят. Сам обтекатель недлинный и не очень объёмистый; эффективность его как эйрбэга вызывает вопросы.

Карман для балласта и вещей у Zippy невелик, но для идущего в комплекте с этой подвеской рюказа и необходимого минимума вещей вполне хватает. В принципе, конструкция подвески позволяет класть вещи непосредственно в задний обтекатель — но тогда он наверняка утратит свои защитные свойста, да и с наполнением возможны проблемы.

Эстетика

Для коконов это немаловажный критерий выбора. И тут Zippy тоже не разочаровывает. В полёте, при полностью надутом заднем обтекателе, Zippy смотрится удивительно гармонично. Компактные габариты, зализанные обводы, ничего лишнего. Чёрный цвет, немаркий и скромный — практически стандарт для серьёзного спортивного снаряжения. Агрессивный красный принт на заднем обтекателе — на любителя, но в целом вполне вписывается в стилистику подвески.

Работа с подвеской на земле

Кокпит-запаска ожидаемо усложняет предстартовую подготовку. Помимо застёгивания двух основных силовых замков нужно ещё навесить на один из карабинов парашютный свободный конец — и только после этого застёгивать кокон. Впрочем, существует и более простой альтернативный способ одевания Zippy — это забыть про грудной обхват и просто влезть в неё ногами. Получается на удивление хорошо.

Одетая и застёгнутая, Zippy становится почти неощутимой на теле — странное, но приятное ощущение. «Виноваты» в этом крайне низкая масса подвески и её удивительная гибкость, пластичность, объясняемая отсутствием доски сиденья. Поначалу стоять на старте в Zippy бывает даже как-то неуютно — в первые несколько стартов может возникать ощущение, что подвески на тебе нет совсем. И это ощущение не покидает пилота в процессе «наземки» и старта. Zippy облегает тело как вторая кожа, совершенно не мешая работать с крылом и удивительно точно передавая нюансы нагрузки на свободных концах. Настолько естественно и комфортно я не чувствовал себя на старте, пожалуй, даже в самых простых и лёгких классических подвесках.

Полёт

Взлёт. Войти ногами в кокон Zippy несколько труднее, чем в кокон из традиционных материалов — кокон Zippy сильнее сдувает назад, под сиденье. Неплохое средство борьбы с этим затруднением — почти вертикальная поза в подвеске. Можно и просто помочь себе одной рукой. В целом получается чуть сложнее, чем с традиционными коконами, но минусом это не назову — некритично.

Устроившись в подвеске, поначалу ощущущаешь… удивление. Трудно сказать, чем конкретно отличаются ощущения при полёте в Zippy — но они другие, совсем другие, чем при полёте в традиционных коконах. Не имея собственной жёсткости, Zippy волшебным образом приспосабливается к телу пилота, к особенностям его посадки — и в результате пилот ощущает не подвеску, а непосредственно крыло. Очень своеобразное ощущение, которое поначалу скорее «загружает», но потом, по мере привыкания, начинает нравиться всё больше и больше. Как сказал один опытный пилот, с которым я обсуждал «бездосочники» — «первые 20 часов ты будешь удивляться и привыкать, зато потом уже не захочешь возвращаться к обычным подвескам». В точку! Совершенно удивительное, особенное чувство крыла, которое даёт Zippy, вряд ли достижимо с подвесками более традиционной конструкции. Обычный «интермедиат», прицепленный к Zippy, по тонкости и остроте передачи информации становится похожим на «компетишены». Нет, даже не так. Это просто другие ощущения, более тонкие и яркие, чем обычно. Пилот, попробовавший и понявший философию «бездосочников», уже никогда не будет прежним!

Помимо отсутствия доски, точность и острота «чувства крыла», создаваемого Zippy, объясняется ещё и достаточно низким положением точек подвеса. Даже имей Zippy доску — всё равно была бы она достаточно острой и чуткой подвеской. Однако эта острота имеет и оборотную сторону…

Отдельной похвалы заслуживает комфорт Zippy. Поначалу, рассматривая аскетичную конструкцию Zippy, я с трудом верил, что в этом сверхлёгком гамаке из строп и спандекса можно провести в воздухе больше одного-двух часов. Ничего подобного. По уровню комфорта Zippy практически ничем отличается от существенно более «взрослых» коконов-тяжеловесов. Полётов дольше 2-3 часов за время тест-драйва Zippy у меня не было — но к концу даже самых долгих полётов в этой подвеске я не ощущал ни малейшей усталости.

Комфорт, острота и точность передачи ощущений от крыла к пилоту и обратно у Zippy зависят от настроек ещё сильнее, чем у традиционных коконов. Настраивать Zippy надо долго и вдумчиво, и даже небольшая ошибка в настройках способна сильно исказить почти магическое чувство единения с крылом, которое способна давать эта подвеска. Очень легко ошибиться с углом наклона кокона — у Zippy он зависит и от настроек передних силовых строп, и от длины плечевых обхватов. Почти полное отсутствие жёстких деталей в конструкции приводит к тому, что комфорт и даже положение пилота в подвеске начинают сильно зависеть от длины практически любой силовой ленты — благо, точек регулировки у Zippy хватает. Первые полётные впечатления от Zippy почти всегда оказываются не совсем верными. Поначалу я постоянно сползал с сиденья вперёд и вынужден был сильно упираться ногами в переднюю площадки — но после тщательной регулировки эта проблема ушла, и положение в подвеске стало намного более комфортным.

В полёте надо постоянно помнить о том, что единственная по-настоящему жёсткая деталь Zippy — это… пилот. Постоянный и выраженный распор ногами и лопатками задаёт форму Zippy, позволяет полноценно пилотировать и ощущать крыло. Снимаем распор (поджимаем ноги или подаём корпус вперёд) — и из удивительно тонкого и точного инструмента пилотирования Zippy превращается в некий мягкий аморфный гамак, который позволяет с относительным комфортом в нём сидеть, но почти начисто лишает пилота чувства крыла. Да, Zippy категорически не предназначена для полёта в сидячем положении. Технически это возможно, но о точности управления при этом придётся забыть. Сидячее положение в Zippy допустимо как кратковременное, на взлёте-посадке и, возможно, при серьёзной турбулентности. Привычные к коконам пилоты при угрозе попадания в опасные режимы часто поджимают ноги во избежание возможного твиста и для лучшей координации движений корпусом. С Zippy этот фокус приводит к резкому ослаблению «чувства крыла». Особенно неприятной эта особенность Zippy оказывается при асимметричных сложениях. При поджатых ногах и отсутствии распора в подвеске попытка опереться бедром на «живую» сторону подвески не приводит ни к чему. Вместо передачи усилия на нагруженную часть крыла Zippy мягко деформируется — и только. Спасти положение можно, захватив локтевым сгибом свободные концы на нагруженной стороне крыла и оперевшись на эту руку. При использовании подвесок с доской сиденья этот трюк приходится применять только при очень серьёзных сложениях; летая в Zippy, рано или поздно начинаешь воспринимать такую технику пилотирования как норму жизни.

Для суровых компетиторов, которые, глазом не моргнув, проглотили и переварили предыдущий абзац, Zippy приготовила ещё один сюрприз: снижение спиральной устройчивости. В общем-то, ничего удивительного. Подвеска чувствительная, карабины расположены ниже обычного, да ещё отсутствие доски… Крутить спирали в Zippy надо очень внимательно. Летая в этой подвеске на «интермедиатах», я встречал первые признаки спиральной нейтральности уже при снижении около -10 м/с. Напомню, что сертификация гарантирует вменяемую спиральную устройчивость при снижениях до -14 м/с — но это при использовании более традиционных подвесок с доской, нормальным положением точек подвеса и без кокона. Пониженная спиральная устройчивость придаёт особую пикантность поведению системы «параплан-Zippy» в асимметричных сложениях. Почти полное отсутствие реации на вес при поджатых ногах и выраженная тенденция ко входу во вращение — такова типичная «асимметрия» при использовании этой подвески. Поначалу это даже несколько пугает, но повторюсь — захват свободных концов локтем спасает положение.

Ещё одна ложечка дёгтя в бочке мёда — недоведённость Zippy в некоторых мелких деталях. Основательные яхтенные блочки проводки акселератора лежат непосредственно на бёдрах пилота и при интенсивной работе весом могут врезаться в тело. Предельное упрощение конструкции заставило конструктора пожертвовать карманами для рации и фотоаппарата, что тоже не добавляет удобства в полёте. Карманов у Zippy только два — на спине и под сиденьем — и оба они недоступны в полёте. Отсутствие боковых карманов можно объяснить соображениями упрощения. Карманы на переднем обтекателе пришлось упразднить из-за сильной склонности тонкого спандекса к флаттеру на больших скоростях . Короче, маловато карманов… Силовые стропы переднего обтекателя прикреплены к обтекателю всего в одной точке каждая и потому могут слегка путаться в ногах на взлёте и посадке. Нет, всё это некритично, но дьявол, как известно, живёт в мелочах…

При заходе на посадку желательно вытаскивать ноги из Zippy на высоте не больше 5-10 метров. Повторюсь — в отстутствие распора Zippy становится не самой удобной и далеко не самой информативной подвеской, поэтому взлётно-посадочное положение корпуса желательно принимать и удерживать минимально возможное время. Было дело, при заходе на посадку привычно «выпустил шасси» на высоте метров 50, но быстро передумал и снова убрал.

Упаковка

Без проблем. В отсутствии пилота внутри Zippy самой жёсткой частью этой подвески становится передний ножной упор, а самой объёмной — либо кокпит, либо протектор-муссбэг. Всё остальное можно очень компактно свернуть, и в результате укладочный объём Zippy получается раза в два-три меньше, чем он обычно вывает у подвесок-коконов. Самое время вспомнить о фирменном рюкзаке, который как раз и рассчитан на столь компактную укладку.

Выводы

Пожалуй, столь неоднозначного изделия я не встречал уже очень давно. Рекордно низкие вес и объём — но нехватка некоторых полезных мелочей и необходимость долгой и вдумчивой настройки. Фантастические ощущения при работе с крылом в нормальных режимах полёта, неожиданный комфорт — и сложности с контролем над крылом при асимметричных сложениях и в крутых спиралях. Для кого эта подвеска?.. Для опытнейших, матёрых спортсменов, готовых на многое ради улучшения «чувства крыла». Для продвинутых бивак-флайеров, которые экономят каждый грамм веса снаряжения, но не готовы летать в подвесках а-ля альпинистские обвязки. Для тех, кто в погоне за остротой чувства крыла готов простить любимой подвеске некоторые её тонкости и странности. В любом случае Zippy — это изделие экспертного уровня, которое очень много даёт своему владельцу, но и немало требует взамен. Мне Zippy, безусловно, понравилась — даже несмотря на мелкие недоработки, даже с учётом неизбежных для «бездосочника» проблем. Это подвеска, с которой хочется экспериментировать, настраивать и даже слегка дорабатывать её под себя, постепенно получая индивидуальный, уникальный, идеально подходящий тебе полётный инструмент. Рад буду иметь Zippy второй, резервной подвеской для полётов в очень слабых равнинных условиях, где очень кстати бывает обменять нескольких лишних килограммов веса снаряжения на повышенную чувствительность подвески. Минимальный налёт, начиная от которого имеет смысл переходить на Zippy — не меньше 150 часов, причём хотя бы часов 50 из них желательно налетать в классических коконах с доской сиденья. Известны, впрочем, прецеденты пересаживания на Zippy при существенно меньшем налёте. Но в таком случае безопасно освоить, понять и принять философию «бездосочника», тем более такого хитрого, как Zippy, получится вряд ли.

Плюсы

  • Рекордно низкие для полноценного маршрутно-соревновательного кокона вес и габариты
  • Неожиданно высокий уровень комфорта
  • Очень высокая чувствительность и информативность подвески
  • Высокие защитные свойства — полноценный муссбэг плюс дополнительный эйрбэг
  • Возможность введения запаски любой рукой из любого пространственного положения
  • Эстетичный внешний вид

Минусы

  • Выход из асимметричного сложения может требовать специальных техник пилотирования
  • Проблемы со спиральной устройчивостью из-за повышенной чувствительности подвески
  • Кокпит-запаска не слишком удобен на старте
  • Лёгкая недоведённость в мелких деталях

Выражаю глубокую благодарность Владимиру Перевалову, Дмитрию Гусеву и Дмитрию AkA Mityaika за предоставление подвески на тесты.

 

Добавить комментарий