Niviuk NK1: испанец с украинской фамилией

Испытывался строго серийный Niviuk NK1 L (28.42 м2), весовая вилка — 100-130 кг. Полётный вес тестеров составлял 100-110 кг и соответствовал нижней трети вилки. Подвесные системы: AVASport Sprinter. Условия полётов: ветер слабый, турблуентность слабая, термическая активность слабая. Полёты проводились в Татаринцево с использованием пассивной лебёдки.

Конструкция

theoretic: Ничего революционного — зато всё сделано очень тщательно и добротно. Нивюковцы явно замечены в перфекционизме, который иногда становится избыточным. Купол чисто скроен и ладно сшит. Форма — близкая ко классической, однако резко зауженные «уши» придают облику крыла запоминаемость. Поверхности очень гладкие, складок практически нет. Геометрия купола нормальная для современной «единички», удлинение разумное, секции достаточно большие. Заборники имеют лёгкое скругление и усилены по кромкам тонкой мягкой лентой, которая смотрится очень выигрышно и аккуратно. Ткань — обычный тонкий Скайтекс, что немного странно для учебного крыла, которое вроде бы предназначено для грубой эксплуатации «чайниками». Цветовой дизайн у Нивюков странный — пресловутые «усы» кого-то раздражают, кому-то нравятся, но равнодушия точно не вызывают.
Стропление обычное, стропы имеют достаточно небольшие номиналы. Путаться на старте вроде и не путаются, но всё равно надо быть повнимательней во время предстартовой подготовки.
Концы смутили. Аккуратные и качественные, как и сам купол — но почему-то с совершенно неудобным Ear Kit’om, который, к счастью, можно снять насовсем. Мой совет владельцам Нивюков: снимите! Пользоваться этой штукой в полёте не шибко удобно, крепление у «кита» хлипкое (липучка), и вам, возможно, придётся выуживать отлетевший «кит» из стропления после посадки.

Поведение на земле, старт

theoretic: Отлично. Впрочем, чего ещё ожидать от аппарата с сертификацией DHV 1?.. Купол лёгкий, и это хорошо чувствкется даже на земле. Он плавно встаёт, без лишней энергичности доводится в полётное положение и надёжно фиксируется над головой, прощая многие ошибки. Техника старта значения не имеет — быстро поймал себя на том, что не тестирую, а просто играю с крылом, которое послушно и терпеливо выполняет все мои команды. Тест на касание «ухом» земли проходится без проблем, «уши» хорошо нагружены. Взлёт плавный, спокойный.

Буксировка

theoretic: Отлично. Аппарат не слишком заваливается назад, и, что нехарактерно для совсем простых крыльев, сохраняет внятную управляемость даже под тягой. Увод с курса у NK1, впрочем, достаточно быстрый для аппарата такого класса, совсем расслабляться не следует. Клевок после отцепа… Какой клевок? 8)

Полёт

theoretic: Как-то сразу вспомнились старые добрые Озоны ещё тех времён, когда конструктором Озона был сир Голдсмит. Аппарат не особенно быстр, однако хорошо планирует и на удивление приятно управляется, уверенно нарушая стереотипы, гласящие, что DHV 1 — это обязательно затупленные до невозможности учебные «сундуки». Клеванты в первой половине хода достаточно лёгкие, присутствует небольшой люфт, на выбирание которого аппарат практически не откликается. Однако если опустить руки ниже первой трети хода — и аппарат начинает реагировать мягко, но чётко и с очень небольшими запаздываниями. Никакой резкости в поведении NK1, естественно, нет — но нет и ни малейшей загрубленности, вялости реакций. NK1 ведёт себя с достоинством, свойственным не «меньшому дитю в семье», но младшему брату, который хорошо знает о существовании старших.
Виражи и термические спирали для «единички» очень хороши. NK1 — чуть ли не первый тестируемый нами аппарат такого класса, который позволяет крутить узко и не сыпаться при этом сильно. Конечно, отчасти в этом «виновата» сравнительно невысокая скорость этого крыла — но важны не средства, а результат. Крыло хорошо встаёт в термическую спираль, требует небольшого удерживания, но в целом с задачей справляется вполне. Радиус виража меняется достаточно быстро, сменить направление спирали тоже несложно.
Клеванты у NK 1 нагружены слабее среднего. Ход — ожидаемо большой. Усилие на клеванте плавно возрастает в первых двух третях хода, становясь по-настоящему большим только в конце, и воспринимается как комфортное. Оптимальный стиль пилотирования — работа клевантами в средней трети хода: реакция будет достаточно бодрая, но крыло ещё сохраняет достаточный запас скорости. Попытки работать клевантами в верхней трети хода а-ля спортивная техника к успеху не приведут — слишком слабо откликается аппарат на такие движения.
Реакция на работу весом нормальная, приятная — нет остроты, нет излишней загрубленности. Ровно как надо.
Динамика NK1 — пожалуй, самая интересная его особенность. Этот аппарат ведёт себя не агрессивно, но он очень живой и располагает к активному пилотированию, «флайфорфану». Легко можно и по тангажу раскачаться, и в хороший крен встать — было бы желание. Энергоёмкость крыла — на самом высоком уровне в своём классе, сравнить с NK1 можно разве что Ozone Mojo, но тот более резок. А NK1 запасает и отдаёт энергию плавно, без резких движений. Хороший винговер делается примерно с третьего-четвёртого кача, что для «единички» очень хорошо. Вход в спираль и быстрый выход из неё сопровождаются выраженной «горкой» и сильными изменениями скорости, однако риска сложений практически нет.
Информативность NK1 специфична. Попав в болтанку, аппарат легко «проглатывает» турбулентность заборниками, почти не двигаясь по крену и тангажу. А дальше внутри толстого центроплана начинается некая перистальтика. Крыло постоянно «дышит», мягко поигрывает стропами, чуть похрустывает тканью. Нельзя сказать, что все эти движения очень информативны (особенно для неопытного пилота) — но «единичка» и не должна остро реакгировать на болтанку. А того, что есть, вполне хватает, чтобы учиться парению и уверенно центровать не слишком сложные потоки. Клеванты информативными не назовёшь — почти всё «съедает» купол, пилоту остаётся минимум изменений нагрузки.
Лётные характеристики — не выдающиеся, но вполне достойные. Главная приятность — качество. Его вполне достаточно, чтобы в тихую погоду ходить очень хорошие переходы практически наравне с более серьёзной техникой. В умеренный ветер всё будет не так оптимистично — потому что NK1 небыстр, что ожидаемо для DHV 1. Максимальная скорость — примерно 46-47 кмч, балансировочная — ок. 36. Зато вёрткость и небольшое минимальное снижение позволяют очень хорошо парить, а для учебного крыла это немало.
Посадка хороша. Засчёт высокой энергоёмкости крыла можно даже изобразить нечто вроде спортивного захода с выдерживанием и небольшим взмыванием в конце — но это только в штиль. Самый комфортный стиль захода — классический, с мягким торможением на высоте человеческого роста. Сорвать NK1 полным ходом клевант не получается, но работают они весьма эффективно, обеспечивая хорошую «подушку».

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

theoretic: Очень хорошо. Единственное замечание — крыло ведёт себя чуть более агрессивно, чем этого ожидаешь от «единички». Усилие на А-ряду меньше ожидаемого, сложить достаточно легко. Однако сложение с трудом распространяется дальше 50-55% размаха. Для того, чтобы сложить больше, надо дёргать очень сильно. Не менее тяжело развить сложение глубоко по хорде. В момент сложения аппарат резко теряет скорость, затем энергично уходит вперёд и плавно начинает вращаться. Одновременнео с этим раскрывается сложенная часть крыла. Раскрытие быстрое, но без рывков, происходит от центроплана к «уху». Клевок не превышает 30 градусов, а вот доворот в нескольких попытках сложения составил от 60 до 90 градусов. Для DHV 1 это допустимо, но довольно много. Потеря высоты небольшая. Поведение аппарата на сложении не воспринимается как агрессивное, скорее оно живое и динамичное. При удержании сложения аппарат быстро стабилизируется на новом режиме. Умеренной компенсации весом достаточно, чтобы выйти в горизонтальный полёт. Аппарат ведёт себя послушно и предсказуемо.

Фронтальное сложение

theoretic: Отлично. Усилие на А-рядах умеренное. В момент сложения аппарат резко теряет скорость. Клевок после отпускания рядов небольшой, всего около 20-30 градусов, и не резкий. Форма крыла восстанавливается практически моментально. Далее аппарат плавно разгоняется и выходит в нормальный полёт с очень небольшой потерей высоты.

Подсрыв из термической спирали

theoretic: Отлично. NK1 обладает типичной для своего класса «защитой от дурака»: сорвать ненамеренно практически невозможно. Подсрыв наступает при очень большом расходе внутренней клеванты, приходится утапливать руку куда-то под сиденье подвески. Нагрузка на руку в момент срыва очень велика, но не превышает физические способности среднего пилота. Начало срыва опознаётся по ярко выраженному спаду нагрузки на руку. Вращение же ускоряется постепенно и плавно, давая пилоту небольшой запас времени на исправление ошибки. Если выйти из режима сразу после его начала, то клевок получается небольшой, и крыло сохраняет спираль. Доводил подсрыв до четверти витка негативной спирали — тогда выход получался более резким, с клевком градусов на 50-60, но без сложений. Динамичность NK1 ярко ощущается и в подсрыве: энергичный клевок и мощный разгон на выходе из режима способны впечатлить даже довольно опытного пилота. Но пассивная безопасность при этом не страдает, всё вполне безопасно.

Методы быстрого спуска

«Уши»

theoretic: Складываются за стропы с трудом, есть смысл воспользоваться ear kit’ом (который, впрочем, не особо облегчает задачу в силу своей неудобной конструкции). Удерживать тоже довольно тяжело. Раскрываются моментально. На режиме снижение вырастает примерно до -3, горизонтальная скорость практически не меняется, аппарат стабилен.

Выводы

theoretic: NK1 — интересный представитель нового поколения «единичек». Аппарат обладает динамикой, свойственной более «взрослым» аппаратам, но пассивная безопасность от этого не страдает. В целом получился неплохой компромисс между жёсткими требованиями DHV 1, желанием получить современное динамичное и манёвренное крыло и стремлением не слишком навредить его лётным характеристикам. Наилучшее применение этого крыла — «флайфорфан» на небольшом удалении от рельефа, обучение парению в термиках и… SIV-курсы. Несмотря на свою динамичность, это всё-таки «единичка», которая обязана с честью выходить из затруднений, создаваемых неопытным пилотом. Минимальный потребный налёт оценю в 1 час — в первые полёты для подстраховки желательно выпускать на чём-нибудь совсем «дубовом», но если учлёт талантлив и от природы обладает хорошей моторикой, то можно и с нуля.

Плюсы

  • Очень приятный, динамичный характер
  • Высокое качество кроя и пошива, внимание к деталям

Минусы

  • Неудобный ear kit

Особенности

  • Довольно лёгкие клеванты

Полезные ссылки
Алексей Тарасов aka «theoretic»

Команда paraplan.ru выражает благодарность Игорю Волкову, предоставившему аппарат на тестирование

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.