Gin Nomad. DHV 2-3 против 1-2, что получаем и что теряем

Прошло 2 года, как я успешно отлетал на Mac Eden II около 90 часов (мой общий налет составил около 140 часов за 4 года), и задумался о покупке нового крыла. Было межсезонье, времени было много, подумать было о чем. Хотелось взять какую-нибудь чистую двушку, с нормальными летными характеристиками. Однако, была одна проблемка — мой кошелек не был отягощен лишними деньгами, посему диапазон поиска категорически сужался…

Но тут на горизонте появился змей-искуситель, в образе Николая Шорохова, который предложил мне Gin Nomad (DHV 2-3, Afnor Perfomance), ну по очень интересной цене (связанной с тем, что эта модель менялась на Zoom), и я не смог отказаться. И вот, я счастливый обладатель нового купола, ярко-красного цвета, с синей галочкой. Ну что ж, посмотрим, каков он, этот Странник.

О чем это я?

Рассказывать о нюансах поведения крыла, снятого с производства мне кажется не очень интересным, а порассуждать на тему, что же такое 2-3 против 1-2, что мы получаем и что теряем, и «А оно нам надо?».

Первые впечатления

Для облетывания купола я выбрал не самое удачное место и погоду, был жуткий дульник, на горке под северный ветер в Павловской Слободе, где традиционно роторит от деревьев. В общем, ничего толком не понял. Далее тренировался с куполом на поле — понял, что нужен более четкий контроль при выводе и при удержании.

Гагра, горы, море…

Решил пройти SIV, под собственным руководством, полетать в потоках: в общем, освоиться с крылом.

Старт

Стартовать на Номаде однозначно сложнее, чем на Едене. При отсутствии ветра купол и встает более медленно и нагрузка на клевантах заметно меньше, что требует более тонких воздействий, что требует некоторого привыкания. При наличии ветра чуть сложнее тем, что купол более склонен к ассиметричному выходу, что не доставляет никаких проблем при наличии определенного опыта.

Управляемость

Управляемость порадовала. Крыло живо реагирует на клеванты и на вес, при чем отсутствует как и ненужная резвость в откликах, так и излишняя задумчивость. Этим Номад разительно отличается от Эдена, который как раз вначале был немного более задумчив в реакциях, а затем более резво бросался выполнять маневр. Но, как известно, у любой медали две стороны. Эден зато был отлично сдемпфирован, и позволял комфортно летать в достаточно жестких условиях. Номад же «живет» над головой, постоянно совершая мелкие эволюции в кипяцем потоками горном воздухе, что требует от пилота постоянного контроля купола. Это свойство купола оказалось дополнительным плюсом, крыло чувствует все потоки и по обратной связи на клевантах их легче обрабатывать и центрировать. В общем, мне понравилось.

Нештатные режимы

Не буду повторять отчет о тестировании DHV, расскажу об общих впечатлениях. Первое, и главное, ничего такого супер-страшного, нового и необычного нет. В принципе все тоже самое: но есть нюансы. Если из каких-то режимов Еден выходил сам, то Номад надо оттуда вынимать.
Честно признаюсь, когда крутил весь SIV, хоть дело было и над морем, но, падать в него не хотелось, посему загоняя купол в какой-нибудь режим, я не стремился попасть в полную задницу специально, а честно пытался из режима выйти.
Чего с успехом и удавалось почти всегда. Почти, потому, что один раз, я таки облажался. Расскажу подробнее, ибо мне кажется, что это характерный случай.
Ошибся я на выходе из полного фронтального сложения. На Эдене с этим режимом была одна проблема — было трудно его сделать. Как ни тяни, только подскладывает переднюю кромку, стоит отпустить — тут же наполняется. С Номадом такой фокус не проходил, передняя кромка остается закрытой, и крыло попадает в режим похожий (по ощущениям) на парашютирование. Если аккуратненько притормозить клевантами — четко выходит, но если неаккуратно: в общем, на 4-й раз я, таки, передавил одну клеванту и крыло свалилось в негатив. Да еще в какой !!! Легкий негатив в аналогичной ситуации у меня уже был, но этот — это было что-то. Причем было видно, как крыло меееедленнно и неохотно входит в этот негатив, я отпустил клеванту… Но было поздно. Переход от медленно в быстро-быстро был мгновенный.
Негатив, с сильным подворотом консоли вперед, твист в потора оборота (360+180 градусов) и авторотация. Мне показалось, что все это произошло за секунду. И вот, я уже в авторотации радостно падаю в море. Но, благодаря урокам Шорохова, меня это ни сколько не испугало и (как мне показалось) за 2, максимум 3 оборота я из этой задницы вылез. Адреналину, конечно, полные штаны, высоты 240 м. Народ уже успел захотеть оттолкнуть катер от берега, но не пригодилось.
Отсюда я сделал следующий вывод: что Номад в отличие от Эдена требует более точных и быстрых реакций на нештатные режимы, а последствия ошибок на порядок печальнее. Но если действовать быстро и четко, то никаких проблем не будет.
Видео 397К, задний свал на Эден
Видео 805К, задний свал на Номад
Все что есть из видео по Номанду, это задний свал. Для сравнений даю ссылку на з/с для Эден. Заметно, что Номад гораздо сильнее колбасит и он менее стабилен, купол даже пытался сделать твист. Если б не 100 з/с на Эден (которые я сделал в Турции), не исключено что Номаду бы удалось закрутить стропы, а так, я ему не дал. На Эден все просто.

Акробатика

Сильно портить купол не хотелось, посему покрутил мало. SAT — без проблем, только говорят что медленный получается. Винговеры — плохо получаются. Купол стремиться хлопнуть консолью, когда пилот находится в верхней мертвой точке, приходится его придерживать: а от этого он не разгоняется как надо. В общем, хреновенько получилось. Не могу сказать что у меня на Эден получались отличные винговеры, но все же намного лучше чем на Номаде. Посему о косой петле даже и не думал. Вертолет тоже не стал — помня о жестком негативе и неудачном опыте с Революшн.

Термические полеты

Погода в Гагре была, скажем так, специфическая. Потоков много, вагон, завались: но нет четко выраженного ядра, куда можно вкрутиться и набрать штуку над стартом. Ты все время на небольшой высоте над деревьями обкручивать пузыри, резко переходящие в +3, а на следующем витке тут может быть уже +1, а на следующем -1. В общем, воздух кипит потоками, но не очень стабильными.
Первое, что бросилось в глаза — на много лучше стало получаться крутить нули. Если на Эдене при тех же +0.2,+0.5 изредка пикающих на приборе высота таяла катастрофически, то на Номаде я умудрялся в таких условиях, в целом, даже набирать. Просто супер!!! Второе, поразила глиссада. Если до какого-то места, на Эдене я гарантированно бы не долетал, то на Номаде я приходит туда с приличным запасом высоты. Это порадовало.
Что не понравилось — скорость. Все же куполу не хватает скорости на акселераторе. В один из дней был приличный ветер на определенной высоте (причем ни на старте, ни на посадке его не было), но в какой-то момент мы с трудом пробивались. Так вот, тестирование акселератора показало, что он дает прибавку в скорости где-то около 10 км/ч (по GPS). Это мало. Но что порадовало — купол при этом не сильно сыпется. Т.е. акселератором пользоваться можно. На Эдене максимальная скорость была не сильно меньше, но, увы, он при этом снижение было
намного хуже.

Подмосковье, равнина, лебедка…

Ну, это халява!!! В воздухе так спокойно, что полное ощущение, что летишь на стандарте. Ничего не долбит и не складывает. Ништяк!!! Обрабатывать нули — просто песня, купол крутит настолько плоско, без потери высоты и при этом узко, что в один из дней я долго висел в нулях практически без пика прибора, и таки ушел на маршрут со 140 м. В общем, для наших равнин купол подходит просто супер, ибо против сильного ветра мы не летаем — все равно безполезно. А против слабого он прет, только давай, в один из дней я вернулся против ветра из такой дали, что все решили, что за мной придется ехать. Ан нет, вернулся!!! Короче — ну очень понравилось!!! Если сравнивать с Эденом — заметный выигрыш на переходах против ветра, когда надо пользоваться акселератором, заметный выигрыш при обработке нулей.

Курай

Курай — это что-то в превосходной степени. Огромные широкие сильные высоченные потоки. Не меньше. Ну и минуса такие же, всеобъемлющие. Доставались плюса до +8, минуса до -10.4, хотя это мог быть и клевок на сложении, не уверен. А покуда погода сильная, и вставляет не по детски, по серьезному. Причем не только в потоках, но и в минусах. Ну и что мы имеем? Да все просто супер!!! По совету старших товарищей загрузил купол по полной. В первый день от испуга взял аж 15 л. балласта (отлетав с перегрузом в 5 кг), потом решил, что 7-8 будет лучше. В итоге получил совсем другой купол.
Стабильность повысилась серьезно, все ерзание, замеченное в Гагре, пропало, клеванты стали потяжелее, зато намного лучше управляется весом. Мелкие сложения исчезли как класс. Не могу сказать, что крупные стали протекать более серьезно, нет. Просто более быстро.
Максимальное сложение что я получил в Курае — 80% на акселераторе, над ущельем. И зачем я туда полетел??? Когда мне говорят что сложило без объявления войны — я не верю. Да, складывает очень и очень быстро, но не мгновенно. Я успел почувствовать начало сложения, начал бросать акселератор и компенсировать… но не успел. Зато успел уменьшить последствия. Развернуло всего на 180 градусов… и тут я перекомпенсировал. К счастью, очень удачно, этот негатив как раз развернул меня обратно, по линии маршрута. Легко отловил клевок, и опять можно лететь. В общем, не так страшен черт, как его малюют. То, чего я больше всего боялся, а именно, на загруженном под верхнюю вилку куполе получить именно такую ассиметрию на акселераторе, оказалось вполне рабочим вариантом. Адреналинит… но жить можно. Правда, высоты над рельефом у меня было более километра, так что я был спокоен. Сравнить с Эденом я тут не могу, в Курае я первый раз, а в других местах меня так еще не складывало.
Даже после Курая мне в Карпатах понравилось. Там были такие дружеские, домашние соревнования. Да и горы там такие же, и потоки. Все очень мягко и приятно. Для этих мест купол подходит идеально, никаких претензий. Ни сложило ни разу. Один раз была попытка, но она была пресечена на корню, купол даже ухом хлопнуть не успел. У меня не забалуешь! Не доволен своим местом на соревнованиях только благодаря собственным ошибкам, но, пусть это будет мне уроком на будущее!!! Сравнить с Эденом, опять же, не могу, в Карпатах первый раз.

Резюме

Если сравнивать Номад с Эденом по результатам целого сезона, то
мы имеем следующее:

  • Управляемость у Номада больше заточена под термические полеты, чем у Эдена. У Эдена она более универсальная. Из недостатков Эдена -купол чуть медленнее реагирует вначале маневра и чуть быстрее выполняет его в целом. Из этого мы получаем один нюансик : при обработке узкого потока, когда ты дожимаешь крыло, что бы остаться в потоке, но все же вываливаешься и прокручиваешь часть спирали в минусах, Эден имеет тенденцию «заныривания». Т.е. сильно разгоняется и переходит в крутую спираль, что приводит к потере лишней высоты. У Номада этого нет, он как-то умудряется прокрутиться в минусах, почти не теряя высоты. Просто супер!
  • Стабильность у Эдена несомненно намного выше. Летать на нем намного проще. Но влетавшись в Номад, я не и на нем летаю без проблем. Единственное — нельзя расслабляться, бросать клеванты, фотографировать, ковырять в носу или пить пиво. Надо все время быть на чеку, контролируя купол, но, к счастью, это я уже делаю на автомате. Раньше я думал, что могут быть условия, в которых я полечу на Эдене, но побоюсь на Номаде. Теперь я думаю по-другому. Я уверен в том, что при соответствующем умении летать на Номаде более безопасно исключительно потому, что возможности у него выше. Обратное тоже верно, если опыта не достаточно, то это может быть просто опасно.
  • Аэродинамическое качество у Номада заметно выше. Проявляется при выживании в нулях, полете против ветра, да и просто при полете по глиссаде. Собственно, что и ожидалось от High Perfomance в сравнении с Standart.

Эпилог

Так давайте попытаемся ответить на поставленный вопрос. Что мы получили, что мы за это заплатили, и, главное, а оно нам надо?
Получили купол, заточенный под термические полеты, заплатили при этом пассивной безопасностью. Летать на Номаде при прочих равных однозначно можно дальше и лучше чем на Эдене, если уметь. Кому это надо — каждый решает сам. Но возьму на себя смелость высказать мнение, что пилоту выходного дня, который не ездит на соревнования, а летает для себя это не надо.
Летные характеристики продвинутых куполов 1-2 таковы, что на них можно летать отличные маршруты. Крыло класса Номада имеет смысл брать, если у тебя либо есть спортивные амбиции, а до Competition-а ты еще не дорос, либо есть постоянное желание совершенствоваться, и ты чувствуешь, что крыло меньшего класса уже сдерживает твои возможности как пилота. Но в любом случае, надо быть хорошо технически подготовленным, тогда от полетов вы будете получать только удовольствие. А чего нам еще надо?
Информация о куполе Gin Nomad на сайте фирмы Gin *
Информация о куполе gin Nomad на сайте para2000 *
* — (правка paraplan.ru)

Мазнев Валерий AKA mazneff

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.