Ozone Octan. Hi Octane!

Вот и свершилось наконец! Самый модный купол 2001 года, наконец, попал в лапы тестовой лаборатории Параплан ру. И, хотя знакомство было кратким, а условия облета — жесткими, я попытался выжать из него (них) максимум возможного.

Сразу хочу поблагодарить Лешу Дочкина (SkyDreamer) за самоотверженную работу оператором на 15-ти градусном морозе, Сашу Кощаева (A_G_K), организовавшему выезд на полеты, и Дмитрия Броновца (Ozone) за предоставленный купол.

Погодные и прочие условия

Испытатель, как и в прошлый раз, был один — опять D_i_m. ТТХ — сухой вес на момент испытания — 94 кг. (толстею, однако) Взлетный — около 112 кг. Вилка весов купола — а это был Ozone Octane XL — 110-135 кг. Подвеска Edel RX с системой ABS, посадка глубокая, расстояние между карабинами несколько больше рекомендованного — иначе застегнуть пряжки не удавалось — было холодно и одежды надето было много. Запаска — сбоку в неопреновом кармане. Акселератор не использовался. Погода — ветер от 0 до 4 м\с, турбулентность практически отсутствовала. Температура -15 градусов. Место полетов — Минское море. Способ старта — активная лебедка. Еще одно замечание — полетов было всего два, поэтому испытания проводились по сокращенной программе, с упором на субъективные ощущения. Данные тестов DHV для этого купола хорошо известны и повода сомневаться в них не было — я просто пытался понять — так ли хорош Октан, как его малютка. То есть малюют.

Конструкция

Четыре ряда строп, разделенный а-ряд с отдельным концом на ушную стропу. Качество изготовления — не придерешься. Особенно меня порадовали свободные концы — поверхности трения (об карабины) защищены чехольчиками из капрона. Вроде и стоит это немного, а делают так только на Озоне. Ну может еще кто, из самых дотошных. Тряпка — отвратительный, скользкий как Жаба, на ощупь, и устаревший Гельвенор сверху и продвинутый модный Скайтекс снизу. Видно, не читал Роб Уиталл форума на параплан ру, не, не читал. Ламер, да и только. Ничего в тряпке не понимает.

Подъем купола

При старте с присыпанного снежком льда есть одна проблема — создать устойчивую тягу без помощи оператора очень сложно. А если купол имеет склонность к заднему свалу при недовыводе — от профессионализма оператора зависит очень многое, если не все. Поэтому перед стартом я волновался как институтка перед первым поцелуем. Опасения не оправдались. Такого легкого старта я еще не встречал ни у одного купола, включая «Блюз». Такое ощущение, что «Октан» прощает все. Это заявление не стоит воспринимать как руководство к действию, но купол действительно не требует высокой квалификации на старте. Ступеньки на выводе нет, тенденции к обгону пилота на старте не замечено. А если в сильный ветер и появится — нужно будет просто не задействовать при подъеме ушную стропу. За старт — «отлично».

Поведение на затяжке

Никаких претензий. Мой «Прокси-30», правда, находится на затяжке несколько более спереди, но никаких претензий к «Озону» не возникло. Одной фразой — «все штатно» — можно описать все особенности затяжки.
Скороподъемность 7 м\с. Обрыв слабого звена — у Минчан его роль выполняет трос в палец толщиной. Пользуясь случаем хочу заявить еще раз — так жить нельзя. Пусть это не будет воспринято как попытка пролезть на территорию чужого монастыря со своим уставом. Ребята, не нужно ждать пока кто-то убъется. Поставьте слабое звено. Вреда от него намного меньше, чем пользы. Так вот — рвется трос, стограммовое (!) стальное кольцо щелкает по забралу шлема — ау любиселям оскрысых слемов, хде мои жубы? Октан начинает клевок, но легкой компенсацией мне удается вывести его практически в горизонтальный полет. Клевок, на мой взгляд, не представляет серьезной опасности. Оценка — «отлично»

Маневренность

Как описать управляемость Октана? Не скрою — я ждал от него многого. Я боялся что недогруз не даст мне насладиться уже многократно описанной управляемостью этого купола. Ничего подобного! Реакция на клеванту — мгновенная и четкая. Причем, появилось ощущение, что купол «идет за ручкой». Поясню. На многих других машинах после начала движения клевантой начинаются переходные режимы — купол клюет, разгоняется слегка, встает с небольшим колебанием в удобную ему позицию и уже потом появляется перегрузка, сопровождающая установившийся вираж. На Октане ощущение было такое, что перегрузка просто линейно связана с ходом клеванты. Без всякой задержки. Ощущение очень необычное и необычайно приятное. Работа телом желательна, но, кажется, необязательна. И так очень хорошо все получается. Сравнить управляемость можно с таковой у «Прокси», вот только на «Октане» все намного проще и субъективно приятнее. Мне трудно об этом писать — ведь я люблю свой купол, но это так. 8-(. То что по английски называется feedback — по русски, наверное, «отдача»- тоже выражено очень хорошо. Однако усилия на клевантах небольшие. По сравнению, опять же, с «Прокси».

Режимы быстрого снижения

Крутая спираль

Если тянуть клеванту дальше и чуть добавить корпусом — Октан очень мягко уходит в спираль. Без пугающих закруток купола относительно подвески, тем не менее уже после одного оборота перегрузка весьма приличная. Высоты было мало, так что я плавно отпустил клеванту. Купол так же плавно вышел из спирали, потребовав, правда, небольшой компенсации противоположной клевантой на выходе и чуть-чуть хлопнув ухом. Компенсируя, я затянул клеванту чуть посильнее, чем надо, и увидел купол на горизонте. Однако, вел он себя при этом вполне миролюбиво. Может выйти, наверное, и без компенсации, но не так красиво. Вот бы над водой и на хорошей высоте его полетать!

«Уши»

Маленькая капля дегтя. За одну стропу — мало. За две — больно и очень неудобно — не удалось. Залипают насмерть, раскрывал по очереди — иначе просто страшно. Бестолково как-то получилось. Не понравилось.
Акселератор не прицепил. Попробовал вытянуть руками за карабинчики — не хватило сил.

B-срыв

Не делал. Мало было высоты.

Экстремальные режимы

Асимметричное сложение

Единственный режим, толком испробованный в этот день. Сложил для поднятия духа одно ушко. Дух не замедлил подняться. Как обычно, крепко взялся и хорошо дернул. За весь А ряд и еще за Б. Скомпенсировал — все-ж таки не стандарт. Констатировал быстрый разворот в сторону от сложения. Плавно перестал компенсировать, и с удовлетворением отметил что купол-то летит почти по прямой, будучи сложен ровно наполовину. Сыпется, правда, очень резво — ну, дык, а что же вы хотите? При полетах вблизи рельефа такое поведение выглядит очень правильным и безопасным. Столкновение со склоном при развороте, вызванном сложением — одна из самых распространенных причин травм пилотов. В данном случае разворот выражен слабо и при должном (вполне умеренном) проворстве пилота, парируется полностью. Оценка — «отлично».

Фронтальное сложение

Посмотрев вниз, и оценив сквозь запотевшие очки высоту по деревьям на берегу, берусь за А-ряды и уже почти делаю рывковое «Ххее!», как вдруг замечаю, что деревья-то, оказывается, совсем не деревья а даже и вовсе кусты, а кое-где так и просто трава. Так что фронталка не состоялась. В следующий раз.

Винговеры

Хорошие винговеры. Разворачивается купол вокруг уха легко. Требует компенсации, но опять же не покидало ощущение легкости и удовольственности управления.

Термическая спираль

Оценка «отлично».

Посадка

Длинный ход клевант позволяет не ошибиться при посадке в штиль, а залипающие уши облегчат посадку в сложной ситуации. Нет претензий.

Выводы

Вспомнился Довлатовский анекдот:
— деньги получил?
— получил
— хорошие?
— хорошие. Но мало…
Хорошо, но мало я тогда полетал. Тому немало было причин, не буду об этом больше. Старался почувствовать купол. Получил море удовольствия — потому что увидел машину, которая летает КАК НАДО. И которая сделана КАК НАДО, а не как получится. Чувствуется что люди не жалели времени и сил на ее доводку, и делали ее с любовью. И к машине, и к тем, кто на ней будет летать. Это действительно ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ купол. Осталось желание полетать на нем еще. Но и на солнце есть пятна. Хорошо, что в данном случае к собственно куполу и его поведению они почти не имеют отношения. Смотрите ниже — на плюсы и минусы. Для кого он? Для пилота, для которого важен сам процесс полета, а не спортивный результат. Хотя и результат можно показать, с таким отношением к процессу, очень хороший. Купол позволит. Крыло не очень требовательно к квалификации пилота, но часов 50 налета иметь, все же, весьма желательно. Летать на нем надо более-менее регулярно — форму тоже терять не стоит — все же это не интермедия, а честный DHV2. Да и удовольствия при грамотном пилотировании получите больше. Лично мне хотелось бы чуть-чуть побольше удлинения и чуть-чуть повыше скорость на акселераторе. Тогда был бы вообще не купол — а голубая мечта.

Плюсы
  • Хорошая летучесть
  • Длинноходные клеванты с хорошей отдачей
  • Эталонная управляемость, даже при загрузке по нижней границе вилки весов
  • Безопасность при асимметричном сложении
  • Наличие сертификата DHV
  • Отличное качество изготовления
  • Возможность использования с парамотором (Есть опция — специальные скоростные свободные концы с триммерами)
Минусы
  • Для этого класса — даже не минус, а, скорее, особенность — залипание ушей
  • И, к сожалению, главный минус, который перечеркивает все плюсы — очень высокая цена. Можно, конечно, долго рассказывать , что цена оправдана, что машина замечательная и т.д. Но при всем уважении к этому куполу, летает он отнюдь не вдвое лучше, и сделан — не вдвое качественнее, чем тот же Ребел. А стоит — почти вдвое дороже. Как ни прискорбно, это делает его покупку, на мой взгляд, неоправданной тратой денег. Очень жаль. Еще пока мало пилотов, которые могут заплатить почти штуку баксов сверху только за удовольствие от пилотирования. Надеюсь, со временем, ситуация с пилотами или с ценами изменится, и Октан за это время не успеет устареть.

P.S. В процессе обсуждения было уточнено имя главного конструктора Октана — и исправлено в тексте. Кроме того развернулась дискуссия относительно главного недостатка купола. Результаты вы сможете увидеть на форуме сами. А что касается Английскости фирмы «Озон» — так ведь тогда и «Клинское» — индийский напиток. Штаб-квартира в Аннеси — значит французы 8-).
Д. Бондарев (D_i_m)

Добавить комментарий