ParAAvis Joy: название соответствует!

Испытывался предсерийный Joy M (весовая вилка 85-105 кг). Подвесные системы: Sup’Air Shamane. Полный полётный вес соответствует примерно верху весовой вилки. Полёты проводились в Кончинке при старте с активной лебёдки, на Юце, в Чегеме.

Свободные концы, вид в полёте

Свободные концы, вид в полёте

Конструкция, материалы

Да, ПарААвис расстарался. Сплошной хай-тек без компромиссов. Тут тебе и новейший тонкий гельвенор, и модные лески в передней кромке, и супер-пупер-тонкие безоплёточные стропы, и узенькие концы с софтлинками вместо коннекторов, и даже фирменная стропа-стяжка, которая позволяет быстро и легко убирать аппарат в концертину (кстати, идущую в комплекте!). В общем, всё круто и по-взрослому. И, что важно, без модного нынче жертвования долговечностью. Ещё одна приятная неожиданность — масса аппарата оказалась ниже 5 кг, что позволяет рассматривать Джой ещё и как умеренно-облегчённое условно-горное крыло. Мелочь, а приятно.

Формой крыла Джой подозрительно напоминает кого-то из Менторов фирмы Nova. Те же грубовато обрубленные «уши», такое же небольшое число секций с очень редко поставленными стропами. Однако конструкция передней кромки и форма заборников у Джоя вполне оригинальная. Передняя кромка частично закрыта, а заборники имеют приятные скругления. Жёсткие лески в передней кромке убивают сразу трёх зайцев — поддерживают заборники на высоких скоростях и малых углах атаки, упрощают упаковку крыла и снижают его вес. Да-да, небольшой вес Джоя — заслуга в том числе и лесок. Как ни странно, в суме весят они на несколько сот граммов меньше, чем традиционные вставки из толстого майларизованного трилама, а эксплуатацию переносят намного лучше, практически не деформируясь даже после многих десятков часов надёта. Забегая вперёд, замечу, что и в воздухе Джой мало чем напоминает нововские изделия. Он не лучше и не хуже — просто другой. Впрочем, об этом ниже.

Joy, вид сзади

Joy, вид сзади

Стропление. Нет, это не стропление, это просто какая-то выставка достижений народного хозяйства в области парапланерного материаловедения. По задней кромке у Джоя стоят тонкие-претонкие «безоплётки», причём прошитые в районе силовых петель. Как ПарААвису удалось пошить стропу, по толщине своей мало отличающуюся от нитки — понимаю плохо, но это у них определённо получилось. К нижним ярусам диаметры строп закономерно растут, и на свободные концы приходят уже оплёточные стропы вполне вменяемого диаметра.

Концы. Краса и гордость ПарААвиса. Узенькая 15-миллиметровая лента была бы слишком мягкой и путалась бы, если бы не софтлинки, которыми ПарААвис уже несколько лет как заменил традиционные металлические коннекторы. Для вящей эстетики софтлинки забраны ещё и в аккуратные чехольчики из эластичной ткани. Ручки клевант, впрочем, не впечатлили — диаметр мог быть и побольше, чтобы наверняка пролазила крупная рука в зимней перчатке. И да, хорошо бы ещё в проводку акселератора ставить не начинающие со временем заедать и клиниться блочки Austrialpin, а что-нибудь модное-подшипниковое. Как оказалось впоследствии, такая опция у ПарААвиса предусмотрена и доступна под заказ.

Joy: вид снизу-сбоку

Joy: вид снизу-сбоку

Старт

Совершенно не параависовский. Джой — первые за многие годы интермедиат, который не получается вывести весом. Просто не наполняется до конца и падает обратно. Если выводить, нагружая передние ряды — проблем нет. Тенденции к недовыводу при полётах на равнине не заметил, просто подъём очень спокойный и неторопливый. Зато при старте с крутого чегемского склона Джой продемонстрировал способность неожиданно легко заваливаться назад при некотором недовыводе. На этом, однако, проблемы со стартом у Джоя заканчиваются, и начинается сполошной шоколад. Послушный, реагирующий на движения пилота в меру быстро, но без лишней суеты и резкости, Джой вполне оправдывает своё название уже на земле. Захотел — выставил. Захотел — перебежал туда-сюда на несколько шагов. Захотел — положил «ухом» на землю и потом плавно поднял обратно. И всё это в спокойном темпе, без хитростей и сложностей с управлением. Разве что иногда чуть похлопывают сильно загнутые вниз «уши». В общем, действительно Joy 8)

 

 

Joy: в полёте рядом с Odyssey

Joy: в полёте рядом с Odyssey

Летучесть

Впечатляет. Может, Джой и проиграл бы самую малость какому-нибудь Ментору2, но я в этом далеко не уверен. Балансировочная скорость приятная — где-то в районе 38 км/ч. Немало, но и не настолько много, чтобы возникали проблемы со стартом. Качество на балансировочной скорости внушает всяческое уважение — совершенно без проблем удерживался на Джое рядом с современными «двойками». Но что порадовало ещё больше — примерно до половины хода акселератора качество падает очень слабо. Поведение, достойное не интермедиата, но какого-нибудь хай-перфа! Прирост скорости на первой ступеньке акселератора — уверенные 10 км/ч, на второй — где-то 13-14. Максимальная скорость уверенно зашкаливает за 50 км/ч, что для современного интермедиата большая редкость. При загрузке по верху вилки, думаю, можно выжать из Джоя где-то 54-55 км/ч максимальной скорости, что не может не впечатлять. Погонять против ветра и даже посоревноваться с более серьёзными аппаратами вполне хватит. Скорость снижения обыкновенная, Джой в этом отношении ничем не выделяется на фоне других современных интермедиатов и перформансов. Но сами по себе изолированные лётные характеристики не очень-то и важны. Важно, как они сочетаются с манёвренностью и безопасностью…

Joy: на вираже

Joy: на вираже

Манёвренность

Странноватая. Вроде и выше среднего — но Джой не идёт за рукой, требует довольно сложных движений руками и корпусом. Нужно привыкать какое-то время. Но если привык — вкрутиться в любой поток проблемы не представит. Равно как и заколбасить винговер от души. Период привыкания прошёл у меня в нескольких более-менее удачных попытках прокатиться под осенними облачными дорожками в Кончинке, и первые наши общие с Джоем термики мы выкручивали не без некоторого взаимного недопонимания. Много приходилось работать весом, на что Джой откликается быстро и вменяемо. Но самое главное — постоянно приходилось ловить точно рассчитанные моменты для точно рассчитанных подруливающих движений как внешней, так и внутренней по термической спирали руками. Хорошо ещё, что приятно нагруженные клеванты с прогрессивным нарастанием усилия позволяют точно дозировать ход рук. Потом, в нескучных чегемских термиках, Джой стал уже достаточно привычен и показал себя в потоках во всей красе. В сильных условиях пилотировать Джой, как ни странно, проще — болтанка всё равно сводит на нет попытки пилотировать очень точно, а вкручиваться в потоки, даже неширокие и заковыристо устроенные, на Джое совершенно не проблема. Манёвренности хватает с запасом. Интересно получаются на Джое винговеры — при желании-умении с пары движений можно раскачаться до крена 90 градусов, но никакой строгости или излишней чуткости к действиям пилота Джой при этом не демонстрирует. В самый раз!

Joy: полёт у склона

Joy: полёт у склона

Динамика и энергоёмкость

Как ни странно, где-то на среднем для интермедиатов уровне. Джой мягко запасает энергию и столь же мягко её отдаёт, не совершая как-либо резких движений. Традиционные тесты на энергоёмкость в виде энергичного входа-выхода из спирали и винговеров аппарат прошёл вполне убедительно, не требуя специальных техник пилотирования для накопления и рассеивания энергии. Во многом — благодаря отсутствию резкости при смене полётных режимов. Добиться от Джоя сильного ухода назад или, наоборот, выраженного клевка вперёд очень сложно — на всех эволюциях аппарат лишь умеренно шевелится по тангажу, не демонстрируя и намёка на агрессивность. Впрочем, это не значит, что Джой запасает мало энергии — выходить из тех же винговеров и спиралей желательно постепенно, за пару движений, чтобы потом не приходилось лихорадочно придумывать, куда бы девать накопленный избыток скорости. Посадочный свуп у Джоя вполне выражен, но без чудес. «Побрить траву» ногами получится только в штиль или в околоштилевую погоду, да и то если от души разогнать аппарат с пикирования перед самой землёй.

Joy: в прямом полёте

Joy: в прямом полёте

Комфорт и информативность

Тоже всё довольно необычно. С одной стороны, хорошо летающий и от души нафаршированный жёсткими вставками аппарат просто обязан быть достаточно резким, с другой — ПарААвис явно очень поработал над Джоем в плане комфорта. В результате Джой периодически совершает — точнее, пытается совершить — какой-нибудь резкий финт, но вместо этого получаются лишь короткие судороги ткани над головой. На балансировочной скорости в умеренную болтанку Джой любит похлопать «ушами», что поначалу скорее удивляет, чем пугает — но дело тут исключительно в сильной арочности подопытного и установочных углах концов крыла, из-за чего джоевские «уши» нагружены очень слабо и норовят сложиться чуть ли не сами по себе. Гонял в болтанку и на полном акселераторе — позывов к сложению было много, но каждый раз при опасной разгрузке передняя кромка повисала на риджифойлах. Один раз при обработке термика под самым облаком хлопнуло процентов 40 — сложения не ожидал, произошло оно довольно резко, но аппарат вышел сам, практически без моего вмешательства, быстро и плавно. В целом для интермедиата Джой можно назвать лишь умеренно комфортным крылом, но никаких проблем с безопасностью при полётах в болатнку замечено не было. Скорее наоборот: Джой проявил себя стойким к сложениям и вёл себя вполне предсказуемо. Впрочем, комфорт — это всегда антипод информативности, и с ней у Джоя всё в порядке. Обилие небольших покачиваний крыла над головой и мелких изменений воздушной скорости поначалу способно слегка загрузить не очень опытного пилота, но потом, про мере привыкания, будет лишь помогать поиску и центрованию потоков. Достаточно много информации приходит и на подвеску. Но наиболее существенный канал передачи информации от воздуха к пилоту через крыло в случае с Джоем — это всё-таки изменения воздушной скорости и колебания по тангажу. Информативность клевант можно назвать умеренной, но типичному пилоту Джоя — недавнему выпускнику лётной школы — это не так уж и нужно.

Режимы быстрого снижения

«Уши»

Отлично. Складываются с умеренным усилием, слегка залипают, но всё же открываются сами, если подождать пару-тройку секунд. Снижение — примерно -3, не особо много, но режим можно удерживать долго без проблем с нагрузкой на руки и стабильностью формы крыла.

Крутая спираль

Отлично. Никаких признаков спиральной нейтральности или неустойчивости. До больших снижений не разгонялся, при снижении в районе -10 проблем нет ни с перегрузкой, ни с выходом из режима.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Отлично. Джой — второй на моей памяти аппарат с жёсткими вставками в передней кромке, который умеет плавно выходить из сложений до 60-70 процентов размаха. Сложить Джой, как ни странно, большого труда не составляет — передняя кромка проламывается довольно охотно, но вот развить сложение дальше 25-30 процентов хорды очень сложно. В момент сложения аппарат сильно теряет скорость и заметно уходит назад. Косой клевок начинается после небольшой, но выраженной паузы, дающей пилоту время на осознание и подготовку к компенсации, и амплитуда его невелика — от силы 45 градусов. Потеря высоты на выходе из сложения тоже невелика — метров 10-15. Но главное, за что следует похвалить Джой в этом опасном режиме — плавность, постепенность и предсказуемость его протекания.

Фронтальное сложение

Отлично с минусом. Минус придётся поставить за очень сильный уход крыла назад. На потянутых стропах и/или в сильно влажную погоду такое «вспухание» чревато парашютированием. Резко остановившись, Джой берёт заметную паузу и только потом начинает плавно уходить вперёд и столь же плавно раскрываться. Клевок у меня не превышал 40-45 градусов, потеря высоты же несколько больше среднего засчёт неторопливости выхода из режима — примерно 20 метров. Отклонений по курсу замечено не было.

Подсрыв из термической спирали

Хотите верьте, хотите нет — но провести тест толком не удалось. Уж слишком синтетичен этот тест на Джое. Получить подсрыв в реальных условиях парения на Джое, на мой взгляд, практически невозможно. Добиться от подопытного термической спирали любого вменяемого радиуса можно ходом внутренней руки не больше 50-60 сантиметров, и до срыва при этом ещё очень и очень далеко. Если же пытаться поупорстовать и зажать внутреннюю клеванту ещё сильнее — то Джой просто свалится в крутую спираль, и удержать его от этого вполне логичного движения с помощью внешней руки будет очень нелегко. Дело тут в чувствительности к работе клевантами, которая у Джоя сильно нарастает по мере опускания руки вниз. Чуть недодал внешней клеванты — и здравствуй, крутая спираль. Чуть передал — и аппарат вообще не хочет крутиться. Совсем уж дурного пилота Джой удержит от излишней самодеятельности быстрым предупреждающим нарастанием нагрузки на внутреннюю руку — ещё до начала срыва нагрузка становится некомфортно большой.

Joy: полёты в Чегеме

Joy: полёты в Чегеме

Выводы

После затянувшегося молчания ПарААвис достойно заявил о себе в полный голос. Джой — откровенно удачный аппарат, и неизбежные мелкие недостатки теряются на фоне его многочисленных достоинств. Летучести этому крылу не занимать, манёвренностью его тоже не обделили, а безопасность, как ни удивительно, не пострадала. Плюс всякие мелкие и немелкие фишки, типичные скорее для западного производителя — малый вес крыла, концертина в комплекте, система авто-слистывания передней кромки, оригинальные долговечные материалы… В общем, всё при нём. В качестве маааленькой ложки дёгтя можно припомнить Джою разве что лёгкую тенденцию к недовыводу и странноватый вираж, к которому приходится какое-то время привыкать. Джой нельзя назвать «заточенным» под какие-то определённые условия полётов — он хорошо подойдёт и под горы, и под равнину (хотя в горах мне на нём понравилось всё-таки больше). Минимальный потребный налёт — часов 15-20, и связано это с не самой высокой комфортностью и специфическим виражом подопытного. Если покупать Джой в первые полгода-год после лётной школы — то это будет хорошая и правильная покупка «на вырост». Джой долго не надоест своему владельцу, а впоследствии будет очень востребован и на вторичном рынке.

Плюсы

  • Очень высокие лётные характеристики, особенно сочетание скорости и качества
  • Очень хорошая манёвренность
  • Долговечные материалы крыла
  • Относительно лёгкая конструкция

Минусы

  • Не найдено

Особенности

  • Лёгкая тенденция к недовыводу при старте с крутого склона
  • Специфический вираж, требующий привыкания

Коллектив paraplan.ru благодарит компанию ПарААвис в лице Алексея Круглова за предоставление техники на тесты.

Алексей Тарасов AkA Theoretic: текст, фото
Ирина Тарасова: фото
Вячеслав Сапроненко: фото 

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.