Niviuk Peak: на пике формы

…Бескрайние поля снега. Жиденькая кучёвка с синеватым отливом теневых кромок. Высота — 1000 над местностью. Дубняк. Руки замёрзли давно и основательно. Как я тут оказался? Зимой маршруты летать не принято. Может, дело в узком и длинном крыле, висящем непривычно низко над головой?..

Условия испытаний

Испытывался строго серийный Peak 27 (весовая вилка 90-110 кг). Полётный вес во время испытаний примерно соответствовал верху вилки. Подвесная система — Woody Valley. Метеоусловия: турбулентность от лёгкой до умеренной, термическая активность слабая до умеренной. Полёты проводились в Кончинке с использованием активной лебёдки.

Конструкция

theoretic: С подковырками. Ожидал увидеть узенькие спортивные концы — так нет, обычная такая лента миллиметров на 20. Схему стропления условно обзову «три с половиной ряда». B’-ряд, на котором живёт одна-единственная стропа, почти намертво прихвачен к A-ряду хитрой пряжкой на манер шестой и седьмой Омег (да-да, мы помним, откуда убежал в Нивиук Оливье Неф!). B-ряд тоже прихвачен к А-ряду короткой стяжкой. Впрочем, небольшая свобода перемещений у B’-стропы всё-таки есть, и явно эта свобода как-то используется при работе акселератором. Клеванты — скромненькие, аккуратненькие, на вертлюгах и с очень толковыми магнитами в резиноподобном пластике.
Купол тоже не как у всех. Проскакивает некое смутное родство то ли с седьмой Омегой, то ли с пятым Бумерангом, но не более. Недетская арочность и на удивление короткое стропление. Грубо обрубленные узкие «уши». Характерно закрытая центральная секция. Риджифойлы. Куча широких и узких продольных стяжек внутри купола из приятно просвечивающего тоненького Скайтекса. Трёхрядное стропление. Всё серьёзно, одним словом 8)

Взлёт, работа с куполом на земле

theoretic: Ключевое слово — уши. Они у Пика очень нагруженные, и это определяет многое в характере крыла. Поднимая Пик, с непривычки можно легко поймать «бабочку» — уши стремятся вылететь вперёд центроплана. Пробовал поднимать только за центральные стропы А-рядов — получается очень хорошо. В штиль, несмотря на лёгкую ткань, вылезла лёгкая тенденция к недовыводу (у Нивиуков это вообще, похоже, фамильное). Если с первого движения не вывел Пик над головой — скорее всего, он упадёт обратно. При ветре всё становится веселее. При должной настырности можно вывести Пик одним только весом, что для удлинения 6.6 просто из ряда вон. Чрезвычайно весело играть с Пиком в укладывание его ухом наземь с последующим подъёмом через крен обратно в полётное положение. Уши-то нагружены по самое огого! Соответственно, положить Пик ухом на землю проще простого. Равно как и вывести обратно. Чудеса! Ошибки по крену аппарат в целом прощает, несмотря на своё немаленькое удлинение, и это приятно. Отрыв — без чудес: мягко и плавно.

Буксировка

theoretic: Просто. Тем более для такого удлинения. Отлично управляется как весом, так и клевантами, удерживать на курсе труда не составляет. На удивление спокойно реагирует на турбулентность — по крену плавненько туды-сюды, по тангажу — как гвоздями прибили. С тангажом у Пика вообще всё хорошо. Клевок после отцепа в одном из полётов решил не компенсировать вообще — получил несерьёзный клевочек градусов 15-20, хотя скорость после этого плавала ещё довольно долго.

Полёт, манёвренность

theoretic: Первое ощущение — солидность. Пик сидит в воздухе плотно и даже как-то монументально. Наверное, это из-за напрочь задемпфированного тангажа и короткого стропления. Это вам не Омега 7 с её радостным подёргиванием вперёд-назад и не крылатые качели в стиле какого-нибудь Magic FR2. То-есть некое робкое шевеление по тангажу, естественно, время от времени происходит, но от такого серьёзного агрегата ожидаешь совсем иной динамики тангажа, а не этих вялых коротких телодвижений. Зато очень сильно плавает скорость. Собственно, именно в изменениях скорости сидит где-то половина всей информативности Пика. Любит он, почти не шевеля передней кромкой, изрядно разогнаться на выходе из потока или, наоборот, резко подвиснуть в ядре. И очень явственно тянет Пика к потоку, когда до периферии остаётся метров 100-200.
Второе ощущение — центроплан сделан просто чтоб был, а летят в основном уши. И управляются тоже. И информативность у Пика в них же. Точнее, нагрузка на клевантах, которая составляет вторую половину информативности Пика. Ощущения в полёте такие, будто держишься клевантами прямо за уши. Нагрузка на руки плавает очень сильно — пожалуй, Пик один из самых информативных по части нагрузки на клеванты аппаратов, если вообще не самый-самый из известных мне. В сочетании с любовью Пика к резкой потере скорости в ядре внезапно обмякающие там же клеванты поначалу создавали стойкое ощущение подсрыва. Додавливая ватную внутреннюю клеванту в момент потери скорости, я поначалу чувствовал себя довольно стрёмно, но постепенно привык. Пик в такие моменты практически не валился в крен, а проворачивался над головой весь целиком, усиливая ощущение приближения срыва. Впрочем, ничего ужасного, и до срыва было при этом достаточно далеко.
С ушами связано и ещё одно яркое впечатление от Пика. Если в слабую болтанку он монументально летит, не совершая лишних движений, то уже чуть более сильная турбулентность приводит к тому, что аппарат начинает не менее монументально корчиться и корёжиться. Я уже привык к тому, что современные крылья в болтанку дёргаются целиком, но не таков Пик. Удары турбулентности заставляют Пик буквально махать ушами и даже слегка извиваться вдоль всего размаха. Уши, как самая нагруженная часть купола, живут наиболее бурной жизнью, совершая замысловатые движения непредсказуемой амплитуды и резкости, а слабо нагруженный центроплан лишь скорбно похрустывает скайтексом, почти не шевелясь. Пару раз получал предпосылки сложения — в обоих случаях грозящееся сложиться ухо резко вылетало вперёд. Купол при этом угрожающе хрустел и шелестел, заставляя ловить его клевантами, упреждая сложение. Расслабиться в болтанку Пик в целом не даёт, хотя и не угрожает сложением на каждом шагу, требует быстрого и точного пилотирования. Вообще говоря, засчёт риджифойлов Пик способен без сложения выдерживать достаточно сильные удары болтанки, но есть у медали и оборотная сторона — взрывной характер сложений и раскрытий. Впрочем, об этом ниже.
Манёвренность. Не восторг, но жить можно. Откровенно порадовала реакция на вес, однако она не всегда одинаковая — опять-таки многое зависит от скорости. Если пытаешься довернуть крыло в момент потери скорости — эффект слабый, лучше пользоваться клевантами. А вот на затяжке и в обычном полёте Пик реагирует на работу весом просто отлично. С клевантами всё несколько сложнее. Рабочий ход начинается прямо от блочков, и аппарат реагирует на работу рук очень чётко и точно, однако не слишком энергично и динамично. В узких сложных потоках желания работать одними клевантами не возникало, очень помогала работа весом. Что ещё приятно — Пик «идёт за рукой», запаздываний отклика на работу клевантами и весом практически нет, что нетипично для аппарата с таким удлинением (наверное, «виноваты» высокая арочность и короткое стропление). Нагрузка на руки в верхней трети хода очень комфортная, дальше клеванты быстро тяжелеют. В целом пилотируется Пик очень просто, однако не производит впечатления лидера по манёвренности. Скорее это надёжная рабочая лошадка для уверенной, неторопливой и основательной работы в самых разных потоках.
Динамика. Многое уже сказано выше, но некоторые моменты хотелось бы уточнить. Все движения по тангажу малы по амплитуде и очень растянуты по времени. Энергоёмкость Пика производит смешанное впечатление — с одной стороны, вроде бы аппарат и способен запасать много энергии, с другой стороны, резко переводить её в высоту Пик не умеет в силу очень задемпфрованного тангажа. К примеру, быстрый выход из крутой спирали приводит к довольно энергичному, но короткому взмыванию, за которым следует внушительное подвисание и очень плавный, мягкий клевок, который легко останавливается умеренным движением клевант. Винговеры у Пика очень приятные — по мере роста скорости растёт и эффективность клевант, поэтому крены больше 90 градусов достигаются пусть не с первого, но уж со второго-третьего движения наверняка; при этом поведение аппарата очень комфортное. На парении, как и многие «одноклассники», Пик требует внимания к воздушной скорости, ибо без контроля за ней можно легко обмануться со скороподъёмностью. Вкрадчивость движений Пика по тангажу вносит в эту игру особую пикантность. Протягиваешь — и скороподъёмность на пару-тройку секунд волшебным образом вырастает где-то на +0.5; закручиваешь — наоборот. Очень рекомендую при парении на Пике использовать функцию net vario, если она доступна. Посадка на удивление простая — некоторые трудности могут поначалу возникнуть только с попаданием в намеченную точку (ибо качество подопытного впечатляет), а вот динамика вблизи земли проблем не доставляет совершенно. Конечно, если метрах на трёх начать резко махать руками — ничего хорошего из этого не получится, но для адекватного пилота посадка на Пике сложностей представлять не будет. Переразгонов и взмываний даже в лёгкую болтанку у земли не наблюдал, аппарат идёт в намеченную точку ровно и уверенно.
Летучесть. Всё жутко субъективно, но впечатления достаточно яркие. По сравнению с тем же Мистиком Пик производит впечатление аппарата, больше «заточенного» под парение, чем под агрессивные высокоскоростные переходы. Балансировочная скорость субъективно не дотягивает до 40 кмч, что для аппарата такого высокого класса достаточно немного. Пик прекрасно парит даже в слабых трудных потоках, надо только не забывать о том, что показания вариометра для Пика могут сильно меняться в зависимости от того, разгоняется аппарат или замедляется. Умеренная балансировочная скорость позволяет работать в потоках спокойно, без лишней суеты и агрессии. Максимальное качество субъективно не хуже, чем у Мистика, но даже небольшой встречный ветер сильно портит картину из-за относительно невысокой балансировочной скорости Пика.
На половине хода акселератора получил прирост скорости 10-12 кмч по GPS, прекрасное состояние передней кромки и комфортное поведение в болтанку. Качество на таком режиме субъективно практически не изменилось. Акселератор на первой половине хода довольно лёгкий, в первую очередь благодая качественным роликам на свободных концах. Несколько тяжелее выдавливать акселератор на полный ход, но это вопрос скорее конструкции подвески. На полном ходу Пик начинает заметно сыпаться — снижение вырастает где-то на 1.5-2 м/с относительно балансировочного режима. Зато и прирост скорости — один из лучших в своём классе: 20-22 км/ч! Максимальная скорость — соответственно, около 60 км/ч. Состояние передней кромки при этом специфическое 8) Лбы профилей заметно промяты, и чётко видно, что аппарат не сминается и не складывается только благодаря лицензированным у Джина риджифойлам, которые и принимают на себя скоростной напор. На максимальной скорости Пик трясётся и дёргается заметно сильнее, чем на режимах парения, однако до сложений дело так и не дошло. Акселератором можно работать достаточно резко: при выжимании «с места» на 2/3 хода Пик скорее резко спикирует, чем сложится. Бросание акселератора приводит к «фирменной» горке — с короткой фазой взмывания, коротким же рывочком по тангажу и долгими последующими колебаниями воздушной скорости.
Ход клевант. Вопрос был специально поднят владельцем аппарата, поэтому постараюсь написать развёрнуто. Для аппарата такого класса ход клевант достаточно велик, но оценка D за ход клевант представляется мне разумной. При симметричном зажатии клевант первые признаки срыва начинаются примерно на 45-50 сантимерах хода. Подсрыв из термической спирали начинается примерно при таком же ходе внутренней руки. Вроде бы и немного, но для срыва надо очень постараться, потому что нагрузка на клеванты очень быстро растёт по мере опускания рук и становится вблизи срыва просто неприятной.

Опасные режимы полёта

theoretic: Сразу оговорюсь — вздрючивать по полной программе аппарат с сертификацией EN D желания не возникало, кроме того, опрос на форуме parapan.ru показал, что народ больше интересуется описанием характера крыла, чем протеканием опасных режимов. Поэтому были выполнены только подсрыв и асимметричное сложение.

Асимметричное сложение

theoretic: Из-за конструкции рядов практически невозможно сложить Пик как следует: A-ряд связан с B-рядом, который очень сильно нагружен. Соответственно, дёрнуть A-ряд больше, чем на 10-15 см вниз не получается. Само сложение протекает просто и комфортно для аппарата такого класса. Передние ряды достаточно сильно нагружены, дёргать надо от души. Сложение распространяется глубоко по хорде, после чего аппарат кидает во вращение. Раскрытие очень быстрое, сложенная часть крыла открывается с грохотом, напоминающим раскрытие парашюта. Вращение, соответственно, немедленно останавливается. Дальше какое-то время продолжаются хитрые движения по тангажу и пляски скорости, но это уже некритично — аппарат полностью раскрыт и управляем. Разворот составил 90-120 градусов, потеря высоты небольшая. Впрочем, не надо забывать о том, что асимметричное сложение не превышало 50%, а все проблемы обычно начинаются, когда размах сложения переваливает за полкупола.

Подсрыв из термической спирали

theoretic: Тоже очень хорошо. Аппарат приходится сильно притормаживать внешней рукой, чтобы не свалиться в крутую спираль. Нагрузка на внутренней руке быстро растёт по мере опускания, и в момент начала срыва становится некомфортной — килограммов 9-10. Ход руки при этом достаточно невелик — примерно 50 см, сантиметров 10-15 ниже карабинов. Срыв начинается с конца уха и развивается плавно. Падение нагрузки на внутреннюю руку в момент начала срыва слабое, но достаточно заметное. Приотпускание внутренней клеванты приводит к почти немедленному прекращению подсрыва и выходу из спирали. Пик исполняет небольшую горку, подвисает и только после этого может быть переведён обратно в спираль.

Режимы быстрого спуска

Крутая спираль

theoretic: Хорошо. Не отлично потому, что при снижении более -10 заметил признаки спиральной нейтральности — при отпускании внутренней клеванты аппарат не спешил выходить из спирали. Перегрузка при снижении -10 очень комфортная, можно удерживать режим долго (только не забывать о возможной нейтральности). Выход — ожидаемо простой, горка короткая, клевок выражен слабо.

Выводы

theoretic: Пик — комфортный, приятный и спокойный «хай-перформанс», как бы странно ни звучало такое сочетание слов. Аппарат очень интересен российскому рынку, потому что отлично показывает себя в полётах над равниной — то-есть в редко расположенных слабых сложных потоках. Отличное качество и комфортные акселераторные режимы позволяют уверенно дотянуть до потока, умеренная балансировочная скорость и приятная манёвренность — не спеша и основательно отцентровать, низкое минимальное снижение — выпаривать практически везде. Да и в горах, наверное, это крыло сможет показать себя достойно. Любителям «горячей техники», акро, ваггас и прочих развлечений рекомендовать Пик не могу — слишком задемпфирован (конечно, если сравнивать с аппаратами того же класса). Пик — прекрасный выбор в качестве первого «хай-перформанса», потому что по динамике и сложности пилотирования он несильно превосходит топовые «перформансы». Лишь относительно короткий ход клевант не даст расслабиться, но высокая нагрузка на руки при приближении срыва быстро отрезвит вменяемого пилота. Минимальный потребный налёт оцениваю в 150 часов — в основном из-за общего уровня требовательности, присущего «хай-перфам».

Плюсы
  • Прекрасное демпфирование по тангажу
  • Отличное минимальное снижение
  • Приятная манёвренность
  • Высокая пассивная безопасность (согласно тестам EN)
Минусы
  • Лёгкая тенденция к недовыводу
  • Специфическое поведение в болтанку
Особенности
  • Сильно нагруженные уши — со всеми вытекающими последствиями
Полезные ссылки
Алексей Тарасов aka theoretic

Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность Игорю Волкову и Александру Скворцову за предоставление параплана на тесты

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.