OZONE Rush

Rush — аппарат, завершающий собой новую линейку аппаратов DHV 1-2 от Ozone. Производитель позиционирует это крыло как летучий, но комфортный параплан для маршрутных полётов. Итак, каков же Rush на самом деле?..

Условия испытаний

Испытывался строго серийный Rush M. Полетный вес 85-105 кг. Незначительный перегруз (~5 кг), по мнению Теоретика, только полезен аппарату такой философии и позволяет ярче раскрыть его характер. Подвесная система — AVASport Sprinter и Edel Race. Полёты проводились в Татаринцево с использованием пассивной лебёдки.

Первые впечатления

Theoretic: OZONE хранит верность своему стилю, который узнаётся сразу. Достаточно широкие секции, высокая арочность и гладкая форма купола позволяют предположить, что перед нами аппарат для простых любителей, не лишённых, впрочем, маршрутных амбиций. Выбор материалов не может не порадовать — верх купола целиком гельвеноровый, низ — более лёгкий Скайтекс, нервюры — Skytex HF. Рисунок купола стал ещё более ярким и броским, перепутать Rush с другими парапланами практически невозможно. Форма в плане типично озоновская, хотя сужение по сравнению с другими парапланами этой марки более выраженное. Качество кроя и пошива, как всегда, на высоте.
Свободные концы простые, трёхрядные (A2A’1B4C3). Клеванты удобные, но крепятся к задним рядам консервативными кнопками, которые проигрывают по удобству широко распространённым магнитным фиксаторам. Лента узкая, но толстая, работать с концами удобно. Стропы фиксированы на коннекторах аккуратными резиновыми кольцами. Проводка акселератора соединяется крючьями Бруммеля, ход акселератора выше среднего.
Стропы — нижний ярус арамидный, средний и верхний — dyneema малых диаметров. Строп мало, небольшие проблемы с запутыванием замечены только для верхнего яруса. Порадовала цветовая маркировка строп: все ряды разных цветов, а «галстучная» стропа по B-ряду выделена контрастным цветом.

Работа с куполом на земле

Theoretic: Проблем нет. Аппарат послушен, реагирует на действия пилота быстро и чётко, хотя порой чуть резковато. Техника подъёма значения не имеет — Rush практически всегда выходит в полётное положение, прощая многие ошибки пилота. Тест на касание «ухом» земли дал интересные результаты: коснуться без сложения удаётся, но «уши» нагружены достаточно слабо, что для Озонов нетипично.

Взлёт

Theoretic: Аппарат очень легко и быстро принимает нагрузку, с первых шагов отрывая пилота от земли. Ни малейшей тенденции к недовыводу, что важно для буксировочных полётов — и в то же время отсутствие выраженного обгона и достаточно слабый, легко компенсируемый клевок. Просто и комфортно.
D_I_M: При взлете в умеренный ветер есть тенденция к обгону пилота. Компенсация требуется энергичная с большим усилием на клевантах, в противном случае аппарат может сложиться. Тенденция выражена сильно.

Буксировка

Theoretic: Полёт под тягой очень комфортный, проблем нет. Манёвренность ожидаемо велика — заметно больше, чем это бывает в среднем у аппаратов такого класса, но и не избыточная. Аппарат удерживает курс неохотно, требуя периодического вмешательства пилота. Ошибки курса легко и приятно исправляются как клевантами, так и весом. Заметного завала крыла назад не происходит даже на повышенной тяге. Клевок после отцепа небольшой, аппарат хорошо его демпфирует без вмешательства пилота.

Полёт, манёвренность

Theoretic: Впечатления приятные. Общий баланс летучести и манёвренности у Раша неожиданно оказался сдвинут в сторону летучести — в отличие от «младших братьев» по линейке этот аппарат имеет вполне достойные ЛТХ, а его манёвренность, безусловно более высокая, чем в среднем, тем не менее не оставляет ощущения избыточной остроты. Аппарат имеет яркую динамику, охотно превращает избытки скорости в высоту, но при этом не требует энергичной компенсации на клевках, демпфируя большинство колебаний по тангажу самостоятельно. Полёт оставляет ощущение постоянной игры с куполом — несложной и приятной.
Лётные характеристики Раша более «взрослые», чем у младших аппаратов линейки, но всё же не слищком впечатляющие. Качество субъективно неплохое для класса DHV 1-2, его вполне достаточно для маршрутных полётов как в горах, так и на равнине. Подросли горизонтальные скорости — балансировочная чуть выше типичных для DHV 1-2 значений, а прирост скорости на акселераторе по GPS-измерениям составил 10-12 км/ч, что позволяет ожидать максимальной скорости при нормальной загрузке примерно 50 км/ч. Состояние передней кромки на максимальной скорости отличное, виден очень большой запас устойчивости к сложениям. Качество на Vmax падает несильно — скорость снижения по сравнению с балансировочным режимом возрастает всего на 0.5-0.7 м/с. Поведение крыла на Vmax не становится агрессивным. В целом режим максимальной скорости очень комфортный, его можно смело использовать даже в достаточно сильную болтанку.
Поведение Раша на вираже сохранило характерную озоновскую остроту и динамику — и в то же время стало чуть более спокойным, более ориентированным на парение, а не на fly for fun. В отличие от таких «острых» на вираже аппаратов, как Octane и Vulcan, Rush требует меньше работы весом и клевантой для поддержания постоянного радиуса термической спирали, более устойчив в спирали. Впрочем, надо понимать, что устойчивость эта — относительная. По сравнению с аппаратами того же класса, но других производителей Rush требует больше контроля в спирали. Зато в очень широком диапазоне угловых скоростей вращения Rush реагирует на работу весом и клевантами быстро, точно и практически без запаздывания, «идёт за клевантой». Динамика на переходных режимах полёта классическая, без особенностей — привыкнув к Рашу, его пилот наработает только полезные навыки пилотирования. Энергичный, но послушный, этот купол в любой момент готов выполнить любую команду пилота. Впрочем, присутсвует и пара ложек дёгтя. Скорость снижения на вираже быстро нарастает, требуя аккуратной дозированной работы внешней клевантой. Странно для аппарата, заявленного как High End DHV 1-2 — обычно такими «детскими болезнями» страдают куда более скромные аппараты для начинающих, класса Basic Intermediate. Кроме того, при попытках сузить термическую спираль аппарат охотно наращивает крен и легко может перейти в крутую спираль. Чтобы этого не случилось, приходится достаточно сильно нагружать внешнюю по виражу клеванту.
Характером демпфирования Rush сильно напоминает Vulcan. Малые движения крыла могут быть довольно резкими, но стоит выйти на тангажи более 30-35 градусов — и Rush начинает демпфировать их самостоятельно, быстро гася колебания без вмешательства пилота. Большие клевки, несмотря на не слишком большую высоту стропления, получаются очень растянутые по времени.
Информативность крыла выше среднего. На вход в поток аппарат откликается всеми доступными способами — меняется нагрузка на клеванты, чётко ощущается несимметрия нагрузки на подвеску, происходит небольшой заброс по тангажу, меняется скорость. Все эти эффекты взаимно сбалансированы, трудно сказать, какой из них чувствуется ярче. При сильных забросах крыло может немного разгружаться, хрустеть нервюрами, но до сложения при этом очень далеко. При полёте в умеренную болтанку аппарат может реагировать на турбулентность грубо, относительно резко. Проблем не возникает, но многим пилотам такое поведение крыла может показаться некомфортным.
Очень приятна реакция аппарата на грубое пилотирование. Безусловно, Rush — крыло не для начинающих, но ошибки пилота он всё-таки прощает. Неаккуратно исполняемые винговеры приводят ко хлопанью «ушами», но на массированное сложение аппарат не идёт, оставаясь управляемым и предсказуемым.
D_I_M: Eсли сравнивать с младшими братьями из новой линейки Озона — Раш, безусловно, лучший. Он уже почти летит и еще достаточно безопасно себя ведет. Однако не следует сравнивать это крыло с лидерами рынка, чтобы не портить себе впечатления. Динамика крыла в разворотах сравнима со старыми Nova (Xyon, X-ray), то есть является достаточно сложной в применении. Развороты в потоках получаются со скольжением. Нет, конечно, если включить рефлексы в позицию DHV2-3, собраться и работать — все получится. Но откуда этим рефлексам взяться у выпускника летной школы, для которого вроде бы предназначен Раш?
Максимальная скорость достигается легко и проблем не доставляет. Поведение комфортное, скорость не слишком высока, но, в целом, и не хуже, чем у других.
Поведение Раша на вираже на две головы ниже, чем было у Октана. И на голову ниже, чем у Вайба. Вираж на Раше должен быть четко скоординирован, работа весом должна быть хорошо согласована с дачей клеванты. Если вы умудритесь этому научиться на Раше — никакой DHV2-3 вас уже не напугает. Повторюсь — Октан управляется значительно проще и эффективнее чем этот безусловный шаг вперед в парапланерных технологиях. Имеется в виду, конечно, подопытный.
Alaska: Крыло имеет свойство избыток скорости переводит в высоту. При работе в потоках крыло настолько явно проявляет это свойство, что иногда на пару секунд после входа в поток пропадал привычный свист строп (поток был + 1,5…2 м/с). Поэтому рекомендую пилотировать этот аппарат на отпущенных клевантах.
Крыло обладет хорошей маневренностью, даже немного с избытком, что позволяет точно вписаться в поток. Однако после витка-другого крыло как-то сползает в сторону от потока, так что приходится постоянно контролировать точность «попадания» в поток.
Информативность у крыло более чем достаточная, даже хорошая, вся информативность идет на подвеску, на клевантах почти ничего.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Theoretic: Классика, без проблем. При сложении 50-55% по размаху и бездействии пилота аппарат быстро, но плавно уходит в крен и доворачивает примерно 90-100 градусов в сторону сложения, одновременно плавно и постепенно раскрываясь. При вмешательстве пилота сложение может быть остановлено и раскрыто одним движением клеванты. Колебаний по скорости и тангажу практически нет, аппарат выходит в нормальный полёт быстро, с умеренной потерей высоты.
D_I_M: Выглядит достаточно безопасно. Есть небольшой косой клевок, однако компенсируется легко, снижение резко возрастает. В общем, все как у всех. Хорошо.
Alaska: Все штатно. При сложении более 50% крыло дает немного форы по времени для пилота для компенсации, а затем заваливается в крен. Если хлопать варежкой, то крыло само выходит через виток.

Фронтальное сложение

Theoretic: Есть небольшие особенности. При фронтальном сложении на 20-25% хорды аппарат резко тормозится и уходит за спину, где и раскрывается. Далее происходит очень небольшой клевок по тангажу и плавный набор скорости. Фаза торможения очень выраженная, клеванты в ней лучше отпускать, чтобы дать аппарату разогнаться.
D_I_M: Запас по фронталке не слишком велик, сложение массированное, резкое, открытие быстрое, раскачка по тангажу несущественная. Может ненадолго подлипнуть ухо Достаточно спокойно. Хорошо.

Подсрыв из термической спирали

Theoretic: В первых попытках не смог довести аппарат до входа в режим. Причин две — очень большая нагрузка на внутреннюю по виражу руку и выраженная тенденция к уходу в крутую спираль. Аппарат очень не хочет входить в срыв, сопротивляется всеми силами. Спровоцировать режим нечаянно, на мой взгляд, практически невозможно — при передавливании внутренней клеванты в термике вероятность свалиться в крутую спираль значительно выше, чем вероятность подсрыва. Если всё-таки настоять на своём, и, удерживая аппарат внешней клевантой, сунуть внутреннюю куда-то под сиденье — то подсрыв всё же наступит. Поведение аппарата в подсрыве классическое — присутствует выраженная разгрузка внутренней клеванты и резкое ускорение вращения. Выход хороший, разве что клевок чуть выше среднего. Есть шанс вывалиться из термической спирали. В подсрыв вовлекается достаточно большая часть размаха — примерно 25-30%, что нетипично.
D_I_M: Усилие возрастает, однако резкого ступенчатого его увеличения, как на Вайбе, нет. Тем не менее достаточно информативно, подсрыв развивается медленно и предсказуемо, после отпускания клеванты выход спокойный и опять же предсказуемый. Потеря высоты умеренная. Хорошо.
Alaska: До появления признаков подсрыва клеванту надо тянуть с хорошим усилием, достаточно глубоко (я тянул на полный ход руки) и потом еще немножко подержать (где-то полсекунды). После этого консоль начинает нехотя загибаться назад. Усилие на клеванте немножко ослабевает. Если отпускать сразу, как заметили начало подсрыва, то крыло резво ныряет вперед прямым клевком. Выходит без особых проблем при провороте после подсрыва до половины витка.

Негативная спираль.

Alaska: Сразу отмечу следующий факт: купол грузил по верхней вилке (naked вес — 85 кг). Негатив был сделан в самом жестком варианте. Выход с полностью отпущенными клевантами был в виде косого клевка с подскладыванием нижней консоли. Затем купол прокачнулся с подсложениями еще пару раз и вышел через прямой клевок под горизонт. Общая потеря высоты порядка 50-60 метров. Положа руку на сердце — при подобной маневренности (на винговере уже на втором качке вылетаешь выше горизонта), подобное поведение с максимальной загрузкой — IMHO предельно допустимо для DHV 1-2.

Режимы быстрого спуска

Крутая спираль

Theoretic: Очень энергичный вход и столь же энергичный выход с мощной «горкой». Всё бы хорошо, только перегрузка в спирали нарастает очень быстро, и при снижении более -10 м/с оставаться в спирали было уже не очень комфортно.
D_I_M: Вход быстрый, но не слишком. Выход получился несколько замедленный. Перегрузка растет медленно. Вполне комфортно.

B-срыв

Theoretic: Классический, без проблем и особенностей. Аппарат быстро входит в режим и легко стабилизируется. Снижение — примерно -8 м/с. Выход при быстром отпускании рядов практически мгновенный, с небольшой потерей высоты.

«Уши»

Theoretic: Эффективность умеренная, снижение доходит примерно до -2. Складываются с умеренным усилием, открываются сами (медленно), лёгкими движениями клевант или несколькими резкими движениям корпуса. Аппарат переносит как сложение, так и открытие «ушей» спокойно, сохраняя стабильность формы работающей части крыла. Пара движений по тангажу и плавный набор скорости — и нормальный режим восстановлен.

«Уши» + акселератор

Theoretic: Нагрузка на «уши» под акселератором заметно возрастает, удерживать их становится тяжело. Эффективность достаточно высокая, снижение — более -3. Выходить из режима лучше в два приёма — при одновременном открытии «ушей» и отпускании акселератора аппарат прыгает вверх, резко теряя скорость, что может быть некомфортно для некоторых пилотов.

Выводы

Theoretic: Сдвиг баланса «летучесть-манёвренность» в сторону летучести явно пошёл крылу на пользу. Rush явно оптимизирован под маршрутные полёты — он немного быстрее и чуть спокойнее, чем, например, Vibe. В то же время ЛТХ Раша нельзя назвать выдающимися для «интермедиата» — они нормальные, не более того. Однако фирменная озоновская манёвренность, чуть загрублённая для более комфортной работы в потоках, делают Rush в сильную погоду очень неплохим парителем в руках достаточно умелого пилота. В слабых потоках парить на этом аппарате сложнее, чем в среднем, из-за выраженной тенденции к уходу в крутую спираль и быстрого нарастания скорости снижения при уменьшении ражиуса спирали. В целом аппарат подойдёт для несложных маршрутных полётов в разных условиях, предпочтительно — горных, сильных. Достаточно простой и в то же время энергичный «озоновский» характер этого крыла наверняка понравится многим. Нижнюю границу налёта, как и у многих других Озонов, задаёт достаточно высокая манёвренность и чуткость крыла — полноценно, комфортно и безопасно для себя использовать такой параплан смогут пилоты, успешно закончившие лётную школу и имеющие налёт от 25-30 часов.
D_I_M: Раш — странное крыло. С одной стороны он довольно маневренен. Но этой маневренностью смогут воспользоваться только достаточно опытные пилоты. Чем-то он напомнил мне по структуре виража старое доброе крыло Nova X-ray. С другой стороны — безопасность на достаточно высоком уровне. С третьей стороны – летные качества не слишком высоки. Есть крылья, гораздо более летучие, и не менее безопасные, или такие же летучие – но существенно более комфортные и всепрощающие. Педагогичность поведения – на мой взгляд не настолько ценное качество, чтобы платить только за него. В остальных же своих ипостасях Раш не отличается в лучшую сторону от крыльев фирм второго – третьего эшелонов. Хотя хорошие материалы и неплохое качества изготовления все же остаются его несомненными плюсами.
Alaska: Маневренное крыло — просто ахренеть. В потоках ведет себя не очень, хотя имеет хорошую информативность. Безопастность — достаточная для пилота с думающей головой и нормальными рефлексами. Кому оно интересно? Скорее всего — любителям покрутить что-нибудь эдакое. Садиться на это крыло и уверенно на нем летать рекомендую после 50 часов налета и SIV-курса. В общем — скучно на нем не будет, как в потоках, так и над морем при разучивании чего-нибудь.

Плюсы

  • Достаточно приятный, сбалансированный характер крыла
  • Долговечные материалы (Gelvenor, Liros)
  • Отличная манёвренность
  • Достаточно простой старт
  • Хорошо подобранные материалы
  • Сертифицирован в большом количестве размеров

Минусы

  • Среднего уровня ЛТХ
  • Заметный рост скорости снижения при уменьшении радиуса термической спирали, трудность поддержания спирали малого радиуса с малым снижением при большой нагрузке на крыло — сложный в исполнении скоординированный вираж.
Полезные ссылки
Дмитрий Бондарев aka D_I_M
Алексей Тарасов aka Theoretic
Алексей Больнов aka Alaska

Команда paraplan.ru выражает благодарность дилеру OZONE Игорю Волкову за предоставленную технику.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.