Тандем Skyman Explorer: тяжёлый пассажир — тяжёлые клеванты

Тандем Skyman Explorer: тяжёлый пассажир — тяжёлые клеванты

Есть такой интересный европейский дядька — Маркус Грюндхаммер. Любит он акро, всякие неимоверно длинные прототипы, но не гнушается и разработкой парапланерного мейнстрима для двух довольно известных парапланерных брэндов: собственного — Wings of Change — и дружественного Firebird’а. С недавних пор к этим двум брэндам прибавился ещё и третий: Skyman, облечённые крылья для полётов в горах. Итак, встречаем первое детище Грюндхаммера под новым брэндом: тандем Skyman Explorer.

Конструкция

Да, умеет Грюндхаммер эффектно подавать свои изделия. Первое впечатление при извлечении тандема из упаковки — какие-то совершенно неимоверные свободные концы. Первый раз в жизни вижу тандем с концами из 10-миллиметровой ленты! Смотрится несколько даже пугающе, хотя проблем с прочностью быть не должно — легкомысленного вида узенькая лента несёт внутри кевларовый сердечник с максимальным рабочим усилием в районе 2 тонн. Концы коротенькие, что для тандема очень удобно. Зато уж на триммерах герр Маркус вес и габариты явно не экономил: широкая лента и мощные металлические пряжки недвусмысленно намекают на то, что триммер для Эксплорера — такой же полноценный орган управления, как и клеванты.

Крыло впечатляет уже не так сильно, как концы. Удлинение — небольшое для современного тандема, всего-то 5.1. Зато материал крыла — какой-то очень хитрый, скользкий и жирный на ощупь, как гельвеноры, но довольно лёгкий. Форма крыла каких-то особых эмоций не вызывает — современный мейнстрим, не более и не менее. Раскраска показалась мне забавной — практически MacPara, только в зеркальном отражении. Зато очередной сюрприз поджидал меня, когда шаловливые ручки наконец добрались до передней кромки. А в ней — риджифойлы! Добротные такие, довольно длинные. Тандем для гоняния на высоких скоростях?.. Судя по ядрёной конструкции триммера, вполне на то похоже.

Взлёт

Особо критичен для любого тандема. В идеале тадем должен чётко останавливаться над головой пилота, не перелетая и не опадая назад при небольших ошибках старта. Нагрузку на руки и корпус хочется поменьше, равно как и чувствительность к ошибкам по крену. По совокупности параметров наш подопытный показал себя молодцом — на твёрдые четыре балла по пятибалльной шкале. Нагрузка на руки и корпус умеренная, сравнительно невысокое удлинение позволяет особо не заморачиваться точностью управления по крену, нагрузку аппарат принимает быстро и надёжно. А почему всё-таки не отлично? Да потому, что перелетает! Да так душевно, что в одной из попыток старта тормозить подопытного пришлось полным ходом рук. Триммера при этом были в нейтральном положении, при котором все коннекторы свободных рядов находятся на одной высоте. Резковато для обычного тандема, терпимо для тандема с амбицией облегчённого горного крыла, да ещё и с хорошей летучестью.

Полёт

Руки! Мои руки! Ещё полчасика полёта в несильном динамике с тяжёлым пассажиром — и они начнут отваливаться. Вот, пожалуй, самое яркое из моих первых впечатлений об Эксплорере. Остальные впечатления получились, может, и менее яркими, зато сугубо более положительными.

Летучесть. Для профессионально-покатушечного тандема — явно выше среднего. Качество, как и у всех парапланов, немереное 8), но всё же побольше, чем можно ожидать от облегчённо-горного тандема. Скоростью Эксплорер не обделён, и при полёте с тяжёлым пассажиром этой самой скорости может оказаться даже многовато. Пожалуй, именно высокая скорость — изюминка этого тандема. И это здорово, когда на старте сильный ветер — но не очень здорово, когда надо с тяжёлым пассажиром набирать в слабых восходящих потоках. В такую погоду и на таком аппарате вся надежда на манёвренность…

Манёвренность. …и её Экспореру тоже отсыпали от души. Единственная проблема — тяжеленные клеванты. Летая на Эксплорере с тяжёлым пассажиром, чувствуешь себя водителем тяжёлого современного лимузина, у которого по загадочным причинам отказал гидроусилитель руля. Аппарат откливается на работу руками очень даже хорошо — но сколько усилий требует эта самая работа!.. Но стоит уменьшить загрузку крыла — и ситуация начинает стремительно меняться в лучшую сторону. Сажаем в переднюю подвеску пассажира полегче — и после пятнадцати-двадцатиминутного полёта руки уже не отваливаются, а всего лишь чуть жалуются на жизнь. А если нагрузить Эксплорер пилотом умеренного веса и лёгкой пассажиркой (спасибо, Настя!) — то жизнь налаживается окончаетльно. Умеренно и даже слабо нагруженный Эксплорер превращается практически в одноместный параплан, причём очень даже прилично летающий и управляющийся. Балансировочная скорость из угрожающе высокой превращается в комфортно повышенную, скорость снижения позволяет уверенно держаться в слабых восходящих потоках, а отличная манёвренность подопытного, наконец, раскрывает себя целиком и полностью. Летая на умеренно загруженном Эксплорере, я почти не ощущал себя пилотом тандема — и полностью забыть про это ощущение мешала, пожалуй, только ответственность за пассажира.

Комфорт. Где-то на среднем уровне или даже чуть ниже среднего. Честно говоря, до Эксплорера я никогда не пробовал тандемов с жёсткими вставками, поэтому сравнение с другими тандемами в данном случае получится несколько притянутое за уши. Плюсы и минусы риджифойлов у Эксплорера вполне очевидны и ничем не отличаются от таковых у одноместных крыльев. Да, аппарат легко наполняется и вылетает над головой. Да, стойкость к сложениям у Эксплорера наверняка повышенная. Но зато в болтанку (даже несильную) аппарат ведёт себя своеобразно, порой совершая короткие, но неожиданно резкие движения по тангажу. Никакой опасностью эти внезапные рывки не угрожают — но и не добавляют комфорта ни пилоту, ни тем более пассажиру. Более летучий Axis Sirius в болатнку ведёт себя поспокойнее — но он и не такой вёрткий.

Динамика и энергоёмкость. Спещу порадовать поклонников очень популярного в России тандема Ozone Magnum — их Эксплорер не удивит. Энергоёмкость этих тандемов примерно одинакова и ощутимо зашкаливает за средний для тандемов уровень. Соответственно, на посадке (особенно с тяжёлым пассажиром) надо управлять достаточно плавно, чтобы аппарат в самый последний момент не взмыл на метр-другой. Всякие лихачества типа винговеров и спиралей в исполнении Эксплорера тоже требуют повышенного внимания — стоит переборщить с интенсивностью манёвра, и сильно впечатлён будет не только пассажир, но и пилот. Естественно, все эти эффекты выражены тем сильнее, чем больше удельная нагрузка.

Посадка. Пожалуй, для тандема эта часть его поведения достойна отдельной главы тест-драйва. Не секрет, что пассажир в очень ответственный момент касания земли часто бывает пассивен, и вся тяжесть (и моральная, и физическая) посадки приходится на пилота. Пожалуй, посадку Эксплорера можно оценить твёрдой «четвёркой»: управлять скоростью на заходе несложно, клеванты очень эффективны, при достаточном умении скорость в конце посадочной глиссады можно убрать практически в нуль. Но не у всякого тандем-пилота на это хватит силы рук. Нагрузка на руки, немаленькая даже при пилотировании на относительно высокой скорости, по мере приближения к срыву становится просто огромной. Посадить тяжёлого пассажира мягко — серьёзный вызов для пилота Эксплорера, особенно если этот пилот и сам весит немало. С более лёгким пассажиром посадка протекает ожидаемо легче.

Выводы

В целом аппарат, безусловно, удался — но какая же бочка мёда без половника дёгтя?… Стартует уверенно, детит очень хорошо, управляется приятно и даже где-то азартно, сделан на совесть. Вроде бы всё при нём — но совершенно недетская нагрузка на руки несколько портит в целом приятное впечатление от нового детища Грюндхаммера. Впрочем, если взять пассажира полегче — то клеванты заметно легчают, и полёт на Эксплорере из тяжёлого физического упражнения превращается в полёт как таковой. Кому можно рекомендовать такой тандем? Прежде всего тандем-пилотам, летающим в сильные ветра. Высокая скорость Эксплорера способна сильно поднять верхнюю границу допустимой силы ветра, и для коммерческих тандемов это означает большее количество лётных дней в году. Определённый интерес Эксплорер представляет в качестве облегчённого горного тандема (каковым он, собственно, и был создан). Повышенные летучесть и манёвренность делают Эксплорер хорошим инструментом для тандемных маршрутов. Но всё это — при одном существенном ограничении: полётный вес должен быть не слишком большим. А если это не так, то пилот Эксплорера должен быть как минимум неплохим культуристом.

Плюсы

  • Высокая горизонтальная скорость
  • Хорошая манёвренность

Минусы

  • Очень высокая нагрузка на руки при загрузке выше середины вилки
А.Тарасов АкА theoretic

Коллектив paraplan.ru выражает признательность Илье Петросяну за предоставление техники на тесты.

Добавить комментарий