Тандем Skyman Explorer: тяжёлый пассажир — тяжёлые клеванты

Тандем Skyman Explorer: тяжёлый пассажир — тяжёлые клеванты

Есть такой интересный европейский дядька — Маркус Грюндхаммер. Любит он акро, всякие неимоверно длинные прототипы, но не гнушается и разработкой парапланерного мейнстрима для двух довольно известных парапланерных брэндов: собственного — Wings of Change — и дружественного Firebird’а. С недавних пор к этим двум брэндам прибавился ещё и третий: Skyman, облечённые крылья для полётов в горах. Итак, встречаем первое детище Грюндхаммера под новым брэндом: тандем Skyman Explorer.

Конструкция

Да, умеет Грюндхаммер эффектно подавать свои изделия. Первое впечатление при извлечении тандема из упаковки — какие-то совершенно неимоверные свободные концы. Первый раз в жизни вижу тандем с концами из 10-миллиметровой ленты! Смотрится несколько даже пугающе, хотя проблем с прочностью быть не должно — легкомысленного вида узенькая лента несёт внутри кевларовый сердечник с максимальным рабочим усилием в районе 2 тонн. Концы коротенькие, что для тандема очень удобно. Зато уж на триммерах герр Маркус вес и габариты явно не экономил: широкая лента и мощные металлические пряжки недвусмысленно намекают на то, что триммер для Эксплорера — такой же полноценный орган управления, как и клеванты.

Крыло впечатляет уже не так сильно, как концы. Удлинение — небольшое для современного тандема, всего-то 5.1. Зато материал крыла — какой-то очень хитрый, скользкий и жирный на ощупь, как гельвеноры, но довольно лёгкий. Форма крыла каких-то особых эмоций не вызывает — современный мейнстрим, не более и не менее. Раскраска показалась мне забавной — практически MacPara, только в зеркальном отражении. Зато очередной сюрприз поджидал меня, когда шаловливые ручки наконец добрались до передней кромки. А в ней — риджифойлы! Добротные такие, довольно длинные. Тандем для гоняния на высоких скоростях?.. Судя по ядрёной конструкции триммера, вполне на то похоже.

Взлёт

Особо критичен для любого тандема. В идеале тадем должен чётко останавливаться над головой пилота, не перелетая и не опадая назад при небольших ошибках старта. Нагрузку на руки и корпус хочется поменьше, равно как и чувствительность к ошибкам по крену. По совокупности параметров наш подопытный показал себя молодцом — на твёрдые четыре балла по пятибалльной шкале. Нагрузка на руки и корпус умеренная, сравнительно невысокое удлинение позволяет особо не заморачиваться точностью управления по крену, нагрузку аппарат принимает быстро и надёжно. А почему всё-таки не отлично? Да потому, что перелетает! Да так душевно, что в одной из попыток старта тормозить подопытного пришлось полным ходом рук. Триммера при этом были в нейтральном положении, при котором все коннекторы свободных рядов находятся на одной высоте. Резковато для обычного тандема, терпимо для тандема с амбицией облегчённого горного крыла, да ещё и с хорошей летучестью.

Полёт

Руки! Мои руки! Ещё полчасика полёта в несильном динамике с тяжёлым пассажиром — и они начнут отваливаться. Вот, пожалуй, самое яркое из моих первых впечатлений об Эксплорере. Остальные впечатления получились, может, и менее яркими, зато сугубо более положительными.

Летучесть. Для профессионально-покатушечного тандема — явно выше среднего. Качество, как и у всех парапланов, немереное 8), но всё же побольше, чем можно ожидать от облегчённо-горного тандема. Скоростью Эксплорер не обделён, и при полёте с тяжёлым пассажиром этой самой скорости может оказаться даже многовато. Пожалуй, именно высокая скорость — изюминка этого тандема. И это здорово, когда на старте сильный ветер — но не очень здорово, когда надо с тяжёлым пассажиром набирать в слабых восходящих потоках. В такую погоду и на таком аппарате вся надежда на манёвренность…

Манёвренность. …и её Экспореру тоже отсыпали от души. Единственная проблема — тяжеленные клеванты. Летая на Эксплорере с тяжёлым пассажиром, чувствуешь себя водителем тяжёлого современного лимузина, у которого по загадочным причинам отказал гидроусилитель руля. Аппарат откливается на работу руками очень даже хорошо — но сколько усилий требует эта самая работа!.. Но стоит уменьшить загрузку крыла — и ситуация начинает стремительно меняться в лучшую сторону. Сажаем в переднюю подвеску пассажира полегче — и после пятнадцати-двадцатиминутного полёта руки уже не отваливаются, а всего лишь чуть жалуются на жизнь. А если нагрузить Эксплорер пилотом умеренного веса и лёгкой пассажиркой (спасибо, Настя!) — то жизнь налаживается окончаетльно. Умеренно и даже слабо нагруженный Эксплорер превращается практически в одноместный параплан, причём очень даже прилично летающий и управляющийся. Балансировочная скорость из угрожающе высокой превращается в комфортно повышенную, скорость снижения позволяет уверенно держаться в слабых восходящих потоках, а отличная манёвренность подопытного, наконец, раскрывает себя целиком и полностью. Летая на умеренно загруженном Эксплорере, я почти не ощущал себя пилотом тандема — и полностью забыть про это ощущение мешала, пожалуй, только ответственность за пассажира.

Комфорт. Где-то на среднем уровне или даже чуть ниже среднего. Честно говоря, до Эксплорера я никогда не пробовал тандемов с жёсткими вставками, поэтому сравнение с другими тандемами в данном случае получится несколько притянутое за уши. Плюсы и минусы риджифойлов у Эксплорера вполне очевидны и ничем не отличаются от таковых у одноместных крыльев. Да, аппарат легко наполняется и вылетает над головой. Да, стойкость к сложениям у Эксплорера наверняка повышенная. Но зато в болтанку (даже несильную) аппарат ведёт себя своеобразно, порой совершая короткие, но неожиданно резкие движения по тангажу. Никакой опасностью эти внезапные рывки не угрожают — но и не добавляют комфорта ни пилоту, ни тем более пассажиру. Более летучий Axis Sirius в болатнку ведёт себя поспокойнее — но он и не такой вёрткий.

Динамика и энергоёмкость. Спещу порадовать поклонников очень популярного в России тандема Ozone Magnum — их Эксплорер не удивит. Энергоёмкость этих тандемов примерно одинакова и ощутимо зашкаливает за средний для тандемов уровень. Соответственно, на посадке (особенно с тяжёлым пассажиром) надо управлять достаточно плавно, чтобы аппарат в самый последний момент не взмыл на метр-другой. Всякие лихачества типа винговеров и спиралей в исполнении Эксплорера тоже требуют повышенного внимания — стоит переборщить с интенсивностью манёвра, и сильно впечатлён будет не только пассажир, но и пилот. Естественно, все эти эффекты выражены тем сильнее, чем больше удельная нагрузка.

Посадка. Пожалуй, для тандема эта часть его поведения достойна отдельной главы тест-драйва. Не секрет, что пассажир в очень ответственный момент касания земли часто бывает пассивен, и вся тяжесть (и моральная, и физическая) посадки приходится на пилота. Пожалуй, посадку Эксплорера можно оценить твёрдой «четвёркой»: управлять скоростью на заходе несложно, клеванты очень эффективны, при достаточном умении скорость в конце посадочной глиссады можно убрать практически в нуль. Но не у всякого тандем-пилота на это хватит силы рук. Нагрузка на руки, немаленькая даже при пилотировании на относительно высокой скорости, по мере приближения к срыву становится просто огромной. Посадить тяжёлого пассажира мягко — серьёзный вызов для пилота Эксплорера, особенно если этот пилот и сам весит немало. С более лёгким пассажиром посадка протекает ожидаемо легче.

Выводы

В целом аппарат, безусловно, удался — но какая же бочка мёда без половника дёгтя?… Стартует уверенно, детит очень хорошо, управляется приятно и даже где-то азартно, сделан на совесть. Вроде бы всё при нём — но совершенно недетская нагрузка на руки несколько портит в целом приятное впечатление от нового детища Грюндхаммера. Впрочем, если взять пассажира полегче — то клеванты заметно легчают, и полёт на Эксплорере из тяжёлого физического упражнения превращается в полёт как таковой. Кому можно рекомендовать такой тандем? Прежде всего тандем-пилотам, летающим в сильные ветра. Высокая скорость Эксплорера способна сильно поднять верхнюю границу допустимой силы ветра, и для коммерческих тандемов это означает большее количество лётных дней в году. Определённый интерес Эксплорер представляет в качестве облегчённого горного тандема (каковым он, собственно, и был создан). Повышенные летучесть и манёвренность делают Эксплорер хорошим инструментом для тандемных маршрутов. Но всё это — при одном существенном ограничении: полётный вес должен быть не слишком большим. А если это не так, то пилот Эксплорера должен быть как минимум неплохим культуристом.

Плюсы

  • Высокая горизонтальная скорость
  • Хорошая манёвренность

Минусы

  • Очень высокая нагрузка на руки при загрузке выше середины вилки
А.Тарасов АкА theoretic

Коллектив paraplan.ru выражает признательность Илье Петросяну за предоставление техники на тесты.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.