Антипод (SOL Eclipse)

Кто такой? Откуда взялся? Это крыло свалилось нам на голову как снег посреди лета – то-есть абсолютно неожиданно. Нет, теоретически мы, конечно, знали, что существует такая бразильская контора – Sol (тарелька, вилька, бутылька) и типа шьет парапланы. Но, поскольку находится она ровно на той стороне земного шара, интерес был скорее академическим. На Ред Булл Вертиго в Швейцарии удалось пообщаться немного с дилером Сол во Франции – ну, контора как контора, ничего особенного. Подвески шьет, рюкзачки всякие. Крылья даже… И вдруг один знакомый увлекающийся человек купил себе крыло SOL, практически только прочтя его описание. Крыло, вообще говоря, довольно серьезное…

Условия

Тестировался серийный Sol Eclipse L (29 м2) весовая вилка 95-120 кг. Подвесная система: Edel Rx. Полеты проводились на Новорижском шоссе и в Рыболово с использованием как активной, так и пассивной лебедки. Метеоусловия: ветер от 0 до 7 м/c, турбулентность слабая до умеренной. Полетный вес пилотов (105…110 кг) находился от трети до середины весовой вилки.

Комплектация

Без изысков, но все что надо есть. Рюкзак вполне приличный, ремкомплект, чехол для свободных концов, кепка 8-).

Конструкция.

D_I_M: Конструкцию можно назвать архаичной, а можно классической. Нет ни закрытых секций, ни косых воздухозаборников, ни двухъярусного стропления, ни хитрейших свободных концов, ни строп Liros, ни безоплеточных строп в верхнем ярусе. Зато есть висячие нервюры — аж по две сразу, мелко нарезанные секции, мощные жесткости из матрикса, ленты — усиления внутри купола, крепление клевантных строп за дырочки в усилении задней кромки. Материал — Гельвенор сверху, Порше марин снизу и на нервюрах. Свободные концы четырехрядные из очень узкой толстой жесткой ленты. Маленькие стальные мальи снабжены пластиковыми вставками. Поводки роликов клевант очень короткие — и это правильно. Дисциплинирует. Ход акселератора довольно длинный.
Theoretic: Этакая современная классика. Ничего лишнего – ни частично закрытой передней кромки, ни клапанов, ни каких-либо специфичных конструктивных особенностей. Секций немного, воздухозаборники сравнительно велики. Купол классической, простой и благородной формы, с относительно большим удлинением. Арочность невелика. Поверхность очень чистая, без складок. Цветовой дизайн достаточно строг и в меру оригинален.
Материалы: верх купола – Gelvenor, низ и нервюры – SkyTex, стропы – предположительно Cousin. Строп мало, как и должно быть у хорошего «перформанса». Концы строгие, аскетичной конструкции, из узкой мягкой ленты. Схема стропления A3B4C3D3. Стропы фиксированы на коннекторах мощными пластиковыми вставками. Клеванты крепятся к задним рядам магнитными клипсами.
Alaska: Весьма порадовал внешний вид – классические эллиптические обводы безо всяких излишеств.

Подъем купола

D_I_M: Старт легкий. Для крыла этого класса. Выстреливает вверх резко, сильно, нужно ловить клевантами, благо их короткий ход облегчает задачу. При перетягивании а- ряда, кстати он не раздельный, а классический, без а-штрих стропы, происходит не подскладывание передней кромки и зависание в недовыведенном состоянии, как, скажем, на Прокси, а полное складывание всей консоли. Так что на старте не забалуешь. Тенденции к недовыводу и точек зависания обнаружено не было. Даже в штиль при аккуратной работе а-рядами крыло взлетает уверенно и ровно. Клеванты очень эффективны, это надо учитывать и не перестараться.
Theoretic: без сюрпризов. Подъем плавный, но достаточно быстрый. Удлинение очень даже ощущается – ошибок на старте лучше не допускать, исправление потребует быстрых и точных действий. Нагрузка на руки и корпус умеренная.

Затяжка

D_I_M: Крыло висит довольно далеко сзади, однако ощущения дискомфорта это не вызывает. Клеванты и перемещение веса одинаково эффективны, однако требуется некоторый опыт. Крыло очень чуткое, передоз управляющего усилия может быть опасен. Вообще, на затяжке серьезность подопытного чувствуется очень сильно и немного даже напугала, хотя объективно ничего страшного не происходило. Раскачки и рысканий практически не было, клевок после отцепа под тягой не привел к сложению.
Theoretic: все очень хорошо, если не считать заметного ухода купола назад (впрочем, это часто случается у аппаратов с высоким строплением). Устойчивость по курсу хороша, демпфирование неплохое. Управляемость клевантами отличная – аппарат без запаздывания откликается даже на малые хода клевант. Весом – несколько хуже, для подруливаня на затяжке достаточно работать руками. Клевок после сброса тяги несколько растянут, но все же требует своевременной компенсации.

Планирование

D_I_M: Очень хорошо. Качество на брошенных клевантах высокое. Выше, по ощущениям, всего, на чем я до сих пор летал, за исключением, пожалуй Apco Keara. Но это все, конечно субъективно. На акселераторе качество падает незначительно. Оптимальный на мой взгляд, для перехода режим — половина – две трети акселя.
Theoretic: с первых секунд свободного полета аппарат недвусмысенно проявляет характер. Реакция на малейшую турбулентность или действия пилота следует незамедлительно. Динамика превосходная, что указывает на высокое аэродинамическое качество.
Очень специфична реакция на клеванты: они нагруженные с первых сантиметров хода, а отклик аппарата настолько быстр и точен, что кажется, будто переносишь купол из крена в крен, держа его руками не за клеванты, а… сразу за весь его немаленький размах. Сильное, запоминающееся ощущение. На виражах аппарат сильно ускоряется, щедро отдавая накопленную энергию горкой на выходе. При маневрировании нагрузка на консоли очень сильно «плавает» – выход из неаккуратно выполненного винговера, как правило, сопровождается 15…20% сложением внешнего «уха». В общем, управляемость и динамика замечательные, но расслабиться даже в спокойном воздухе аппарат не даст.

Теперь цифры

D_I_M: Скорость, намеренная моей вертушкой – 55 кмч стабильно, 58 в забросах. Аксель выжат до упора, вес пилота точно в середине вилки, поведение крыла стабильное, флаттер отсутствует, А-ряды нагружены с хорошим запасом. Пилот, кстати, был не в лайкровом комбезе, а в джинсах и рубашке. Хорошо? Мне тоже стало интересно. Балансировочная скорость, кстати, довольно высока – 38-39 км/ч. Снижение при этом 1.1 -1.2 мс. Минимальное – около 1.0, хотя определенно сказать, конечно, сложно. Под конец теста, потеряв всякую осторожность, выжимал аксель в приземной турбулентности на малой высоте, заходя на нем на посадку – никаких поползновений к сложению (специально смотрел).

Маневренность

D_I_M: Жесткие, тяжелые, чуткие короткоходные клеванты – вот впечатления от управления. И очень серьезная динамика. Крыло, набравшее в вираже скорость, буквально выстреливает вверх при малейшем шевелении клевантами. Признаться, на затяжке чуткость Эклипса меня даже слегка напугала. И только на четвертом полете наступило оно — Слияние с крылом. И ощущение полного контроля. Оно может все. И я тоже могу все. Винговер – одним коротким движением, и ухо сразу уходит под горизонт. Спираль – и крыло послушно ввинчивается в воздух. Перегрузки нешуточные, но реакция на клеванты мгновенная, четкая, даже чуть жесткая. По нижней поверхности гуляют волны изменения нагрузки, даже в крутой спирали аппарат четко передает на подвеску все движения воздуха. Наверное, так же себя ведут аппараты, на которых летают чемпионы мира. После каждого маневра с потерей высоты следует горка. Уши у крыла хотя и разгружены по сравнению с центропланом, но не настолько, чтобы хлопать при малейшей ошибке. Хотя Эклипс любит собранных пилотов. Это особенно заметно в потоке. Одно неверное движение – и ты уже проткнул ядро. Чуть перетянул клеванту – и бодро свистишь вниз. Плоская спираль довольно сложна в исполнении и не слишком эффективна – крыло заточено под динамичную и агрессивную манеру управления.
Alaska:С управляемостью у купола все в порядке – винговеры качаются только так, в потоках крутиться как щенок вокруг своего хвоста — по общему характеру поведения чем-то напоминает Прокси, но только свободнее, проще и чуть быстрее. При полете на полностью выжатом акселе на куполе не было ни одной морщинки, крыло летит прямо без колебаний и рывков. При работе в потоках позволяет работать спиралями без заморачивания головы плоскими спиралями так как само крутится с малым снижением.

Режимы быстрого спуска

Крутая спираль

D_I_M: Разгонялся до -11. Все штатно, выходит сам, на выходе необходим контроль.

B-срыв

D_I_M: Откровенно страшный режим. Усилие ввода умеренное, вход резкий, как в задний свал, крыло буквально падает за спину, стабилизируется над головой с резким клевком, после чего начинается стационарная фаза процесса – ничем не примечательная. Однако что будет, если отпустить ряды раньше времени или несимметрично – страшно подумать. Выход мгновенный с жестким резким клевком, градусов в 45 а то и больше. Снижение около 9-10 м\с. Будьте внимательны и аккуратны.
Alaska: Нужен контроль – я затягивал ряды незначительно (разогнался до 7-8 м/с) при этом крыло действительно улетает назад и затем ныряет вперед, но достаточно медленно и равномерно, выход резкий.

«Уши»

D_I_M: Не очень эффективны, раскладываться не спешат, однако и насмерть не залипают. Если затянуть стропы поглубже – уши начинают полоскаться. Неприятно.

Посадка

D_I_M: Красивая «подушка»-свуп на бреющем полете заканчивается жестким срывом, который следует за коротким движением клевантами. В то же время крыло позволяет сбрасывать высоту прокачкой. его клевантами. Однако движения пилота должны быть очень дозированными и точными. Одна допущенная ошибка может привести к жесткому заднему свалу или посадке с клевка, а клевок у Эклипса – о-го-го! В нормальном режиме высокое качество затрудняет расчет захода на посадку, большинство посадок происходило со взмыванием в конечной фазе.

Экстремальные режимы

Асимметричное сложение

D_I_M: Начинается страшновато. Консоль складывается целиком, однако косой клевок в сторону сложения невелик по амплитуде, разворот легко парируется весом и клевантой, а раскрытие идет от центроплана и довольно мягкое. Ухо остается залипшим, раскрывается медленно. Если удерживать а-ряд консоль начинает сильно полоскаться, раскачивать крыло, и в конце концов вырывает коннектор из рук. Вердикт — приемлемо для опытного пилота.
Alaska: При сложении за 2 стропы из трех улетает 25-30 процентов купола, подворот в сторону сложения на 45-60 градусов с самостоятельным раскрытием. При сложении за весь ряд разворот на 120 и более с незначительным косым клевком и последующим разложением. При компенсации весом и клевантой – прямолинейный полет с раскрытием.

Подсрыв в негатив из термической спирали

D_I_M: С высотой были проблемы, однако несколько попыток подсрыва были сделаны. Крыло удивило – несмотря на чуткость и жесткость клевант, подсрыв произошел при очень немаленьком ходе и серьезной нагрузке. Учитывая серьезность подопытного до раскрутки доводить не стал. Выход вполне нормальный, с клевком но без сложений. Контроль, конечно, весьма желателен. Спонтанно сорвать очень сложно, аппарат дает время понять, что происходит.

Фронтальное сложение

D_I_M: Усилие на ввод умеренное, сложение массированное, резкое, но раскрытие мгновенное. Клевок от почти не выраженного до умеренного. Очень хорошо.

Выводы

D_I_M: Крыло чем-то очень напоминает Параависовский Дарт. Динамика, качество, манера поведения – не то чтобы братья близнецы, но концепции явно схожи. Но я не смогу объективно его описать. Если скажу, что Эклипс – лучшее из того, на чем я на данный момент летал (а летал на многом..), не покривлю душой, но ведь не поверят. Начнут хвалить свои болота… Пилоты, выросшие на динамичных крыльях, вроде Прокси, Дарта и им подобных, будут в восторге. Любители пободаться на соревнованиях – будут от восторга пищать. Остальные – хм, Эклипс, пожалуй, крыло не для всех.
Alaska: Крыло динамичное, требует внимательного подхода, но при достаточном опыте позволяет буквально врасти в себя.
Theoretic: трудно делать выводы на небольшом материале, зато первые впечатления – самые запоминающиеся… Эклипс – яркий представитель современного класса Performance. Аппарат быстрый, очень чуткий и к воздуху, и к действиям пилота. Настолько чуткий, что для недостаточно опытных летунов это послужит труднопреодолимым барьером. Летные характеристики на высочайшем уровне, особенно это относится к сочетанию скорости и качества. Аппарат настоятельно требует от своего пилота энергичного, агрессивного пилотирования, быстрого принятия решений, спортивной борьбы. Это отнюдь не крыло для ленивого бесцельного висения в слабых равнинных термиках – но если пилот ставит перед собой серьезные спортивные задачи и не боится связанного с ними риска, то Эклипс полностью раскроет свои возможности, ведя своего счастливого владельца к новым высотам.
Минимум налета для перехода на Эклипс оцениваю в 150-200 часов. Пытаться освоить это крыло, имея меньший налет, наверное, можно, но тогда хозяином положения будет уже не пилот, а аппарат.

Плюсы
  • Отличная, жесткая, агрессивная маневренность, острые, точные клеванты
  • Великолепная динамика
  • Информативность в потоках
  • Простота конструкции
  • Высочайшие, в комплексе, летные характеристики, рекордная (по замерам команды paraplan.ru) в своем классе горизонтальная скорость
  • Высокая пассивная безопасность, в том числе на акселераторе
  • Достаточно простой старт, в том числе в штилевых условиях
  • высокое качество изготовления, грамотно подобранные материалы
Минусы
  • Все плюсы касаются только регулярно летающих, опытных пилотов. С общим налетом менее 100-150 часов и годовым меньше 70 на этом крыле просто нечего делать
  • Большие усилия на клевантах
  • Технически сложная плоская спираль
  • Недостаточно информативные клеванты (все рывки передаются на подвеску)

Ссылки

Дмитрий Бондарев АкА D_I_M (d_i_m@paraplan.ru)
Алексей Больнов AkA Alaska (alaska@paraplan.ru)
Алексей Тарасов AkA Theoretic (theoretic@paraplan.ru)
06.07.03
Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность за предоставленную технику Алексею Дремачу aka Maugli.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.