Sol Synergy: Бразильский стандарт

Synergy оказался вторым куполом, фирмы Sol Paragliders, попавшим в лапы тест — команды Параплан.ру. Аппарат класса Стандарт, модель прошлого года, довольно популярная среди литовских пилотов, но на сегодняшний день в России — темная лошадка. Итак, что же это такое? Мы решили попробовать его на зубок.

Условия

Тестировался серийный Sol Synergy XL (31,8 м2), весовая вилка 105-120 кг. Подвесные системы: Edel RX, Sol Magic Rider. Полеты проводились в Рыболово с использованием пассивной лебедки. Метеоусловия: ветер от 0 до 4…6 м/c, турбулентность слабая, термическая активность умеренная. Полетный вес (105-115 кг) находился в первой трети — середине весовой вилки.

Комплектация

Ах, как он был упакован. Синий кирпич, закатанный под вакуумом в полиэтилен. В комплект, кроме очень приличного рюкзака, хорошего, прочного акселератора и огромного капронового мешка входят колдун, кепка и ремкомплект. Все сделано очень качественно и аккуратно.

Конструкция

D_I_M: Конструкция классическая, на вид очень простая. Кромки усилены майларовой лентой, верх купола изготовлен из Гельвенора, низ и нервюры из Skytex. Жесткости изготовлены из жесткого дельтапланерного Matrix. Воздухозаборники довольно большие, закрытые секции отсутствуют. Стропление четырехрядное, относительно короткое, изготовлено из обычных арамидных строп. Свободные концы с относительно большим ходом акселератора. Проводка акселератора с крючьями Бруммеля. Стропы фиксированы на коннекторах пластиковыми вставками. В целом концы оставляют очень приятное впечатление.
Арочность для аппарата класса Standart очень мала, крыло смотрится очень плоским.
Цветовой дизайн стандартный для Sol — однотонный верх, низ с характерными ушками.
Alaska Pасцветка почти полностью повторяет Eclipse — те же клинышки/клыки на ушах.

Подъем купола

D_I_M: Крыло поднимается легко, хотя не любит перетягивания A-рядов. В этом случае происходит асимметричное подскладывание передней кромки и крыло заваливается набок. В то же время, точек зависания при недовыводе не обнаружено. Ловить крыло клевантами в сильный ветер необходимо, однако потребный ход их при этом невелик.

Затяжка

D_I_M: Клеванты достаточно эффективны, в сочетании с весом позволяют весьма энергичное маневрирование, которое необходимо при старте на пассивной лебедке с боковым ветром с ограниченной площадки. В дальнейшем эффективности управления весом достаточно для любых маневров. Клевок довольно после отцепа под тягой сильный, но передняя кромка сохраняет стабильность. Компенсируется коротким ходом клевант без всяких проблем, если нужно.

Полет

D_I_M: Как оно летит? Летит хорошо. Заявленное качество — 8,5. По ощущениям где-то так и есть. Ощущения — вполне ожидаемые от современного перформанса, но душу греет сертификация по классу Стандарт. Информативность крыла — довольно специфичная. Все движения воздуха замечательно чувствуются через подвеску. Нагрузка на руки умеренная, но усилия при малых ходах уже достаточно высокию. В то же время клеванты, не очень тугие, на потоки практически не реагируют. Почему то, эта особенность на современных машинах встречается все чаще и чаще. В полете крыло постоянно ерзает над головой вперед-назад, пошевеливает ушами, хрустит тряпочкой. На первом году полетов эти движения пугали. Но сейчас я ищу те места, где это происходит — ведь, значит, тут ждет Поток.
На входе в вираж Synergy требует координированной работы клевантами — в противном случае есть тенденция к более крутому развороту с потерей высоты. Вообще, крыло заточено под динамичную манеру работы в потоке, с креном, перегрузкой, переходами высоты в скорость и в обратном направлении.
Маневренность — при работе даже только клевантами — от высокой до пугающей. Новичок будет напуган. Опытный пилот оценит. Чем-то напомнило крыло Бандита от Джин Глайдерс. Несмотря на отсутствие перегруза — очень резвое крыло.
При полете на акселераторе передняя кромка стабильна, флаттер отсутствует. Максимальная скорость при загрузке в середине весовой вилки составила 48 км-ч, акселератор был при этом немного не дожат. Балансировочная скорость довольно высокая, около 38-39 км/ч.
Обработка потока возможна как в энергичном стиле, на большой скорости — и в этом случае требуется точная и скоординированная работа клевантами, так и в полузадушенном варианте — на малых скоростях — здесь не обойтись без работы весом, иначе спираль получается не такой плоской, как хотелось бы. Маневренность и длинные хода клевант позволяют делать мгновенные развороты практически на месте — то есть вокруг уха.
Заход на посадку характеризуется длинной глиссадой и необходимостью следить за запасом скорости, нехарактерным для большинства стандартов — неуклюжее движение клевантами может привести к взмыванию на метр-полтора. Срыв, тем не менее, четкий.
Неприятно удивило крыло при выполнении винговеров — требует очень точного контроля, в отсутствие оного любит хлопать ушами, причем один раз это привело к подобию галстука и раскрутке в авторотации. Прокачка решила проблему, однако лучше бы было до нее не доводить. Винговеры определенно слабое место этого крыла. Очень малая арочность и относительно невысокое стропление формируют необычный вид купола анфас, но именно это сочетание геометрических параметров определяет строгость Synergy на винговерах.
Alaska: Крыло очень любит разгоняться в виражах, взмывая на выходе, поэтому постоянно приходиться работать клевантами по удерживанию крыла (особенно в слабых потоках).

Режимы быстрого спуска

Крутая спираль

D_I_M: Входит — выходит, на выходе необходим контроль над ушами — иначе сложения не избежать.

B-срыв

D_I_M: штатно. Резкий вход, стабильное поведение в стационарной фазе, энергичный выход.

«Уши»

D_I_M: Уши залипают и очень медленно открываются. Прокачка очень эффективна, работа весом для открывания не требуется.

Винговеры

Alaska: Крыло буквально запрыгивает в раскачку — при первом же выполнении, на втором качке середина крыла улетела ниже горизонта. Но при выполнении были допущена одна ошибка — крыло не успело довернуться и в крайней точке крыло было точно под 90 градусов к горизонту — тут же последовало скольжение с полным сложением консоли. Далее последовал каскад глубоких (горизонт — то слева, то справа) раскачиваний по тангажу, при этом уши весьма бодро складывались/раскладывались. В итоге, на одном из сложений правая консоль кончиком уха провалилась между строп в районе центроплана. Авторотация. Однако, консоль удалось растрясти, так что обошлись без запаски
При последующих полетах, после тщательного анализа, было выполнено еще несколько винговеров. При подлавливании (а подлавливать надо обязательно!) крыла в крайней точке по крылу пробегала ощутимая волна. При выполнении винговеров крыло склонно к «запрыгиванию» под пилота с последующим подвисанием и сложением. Сами по себе винговеры получаются достаточно просто, но именно в этом и таится основная опастность — при внешней простоте и, даже можно сказать, предрасположенности крыла к винговерам достатчно легко допустить ошибку, которая может привести с серьезным последствиям.

Экстремальные режимы

Асимметричное сложение

D_I_M: Довольно агрессивное поведение. Раскрытие энергичное, самостоятельное, с сильной просадкой и разворотом. Умеренная компенсация спасает положение, однако расслабляться не следует. Ухо может залипнуть.

Фронтальное сложение

D_I_M: Усилие на ввод умеренно высокое, сложение резкое, однако раскрытие мгновенное, клевок практически не выражен, уши ведут себя правильно — то есть не мешают.

Подсрыв в негатив из термической спирали

D_I_M: развивается очень медленно, с уха к центроплану, ступенька усилия не выражена, однако ход клеванты и усилие огромные. Вердикт — достаточно для выпускника летной школы.
Alaska: До негатива довести не хватило духа (см. Винговеры), но предсрыв информативен — при задавливании клеванты крыло более склонно к виражу чем, к срыву, но при должном упорстве усилие на клеванте весьма увеличивается, а крыло начинает работать очень крутой, плоской и какой-то особенной спиралью …

Выводы

D_I_M: параплан, безусловно, очень интересный. Высокие летные характеристики сочетаются с сертификацией по Afnor Standart, что само по себе уже достаточно для проявления пристального внимания. Точное и жесткое, похожее на таковое у Эклипса, управление и неплохая динамика привлекут амбициозных пилотов — маршрутников. Потенциал крыла довольно высок, несмотря на то, что это уже не крайний писк. Налет для уверенного пилотирования этой машины я оцениваю в 50 -70 часов, и чем ближе к 70 часам — тем лучше. Кроме этого настоятельно рекомендуется _уже_уметь_делать винговеры. В этой области крыло ведет себя как суровый хай-перформанс. Летные характеристики и поведение в нештатных ситуациях позволяют рекомендовать крыло достаточно опытным пилотам для полетов в сильных и жестких условиях, в горах и т.п. Вообще, Synergy очень летуч для стандарта, и по этому параметру выглядит как хороший перформанс, повторюсь, кАк хороший новый перформанс, или DHV-2 из самых свежих, уступая только самым амбициозным и куда более строгим машинам.
Alaska: Крыло НЕ для чайников! Это крыло НЕ для обучения! Это весьма и весьма динамическое крыло, которое весьма быстро реагирует на работу как клевантами, так и весом. При первых полетах весьма рекомендую потратить полчаса-час на освоение управления, особенно если вы любите работать глубокими виражами и спиралями.
Крыло любит летать быстро и динамично, при виражах склонно к разгону и большому крену с последующим набором высоты. Пассивная безопастность достаточна для в меру подготовленного пилота, но только до определенного уровня его нахальства — при грубых ошибках крыло отвечает взаимностью. Что есть из себя пилот собирающийся пересесть на данное крыло — это выпускник летной школы + SIV + налет на более спокойном куполе в хороших болтаночных условиях часов 20-30 (полет в «молоке» по вечерам НЕ считаются) и уверенность в себе и желание летать динамично и, даже, немного агрессивно, особенно в сильных условиях. Чем примечательно крыло: слабо нагруженные уши приводят к сложениям при косых обтеканиях крыла, поэтому доводить крыло до данного режима весьма нежелательно, также крыло весьма мало задемпфировано по тангажу и крену, что и приводит к вышеописанной динамичности купола, но при сложениях и клевках это играет против пилота. По общему балансу плюсов и минусов: динамичное крыло с достаточным уровнем безопастности (как пассивной, так и активной), с весьма высокими летными характеристиками.

Плюсы
  • Высокие летные характеристики
  • Хорошая маневренность
  • Достаточная пассивная безопасность
  • Высокое качество изготовления, грамотный подбор материалов
Минусы
  • Для эффективной реализации возможностей крыла требуется достаточно высокая квалификация пилота
  • Откровенно неприятное поведение на винговерах
  • Ссылки

    Дмитрий Бондарев АкА D_I_M (d_i_m@paraplan.ru)
    Алексей Больнов AkA Alaska (alaska@paraplan.ru)
    Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность Алексею Дремачу ака Maugli за предоставленную технику.

    Добавить комментарий

    Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.