SKP Gliders S’Pace: Смесь про спесь, или Французский космос

…Хорошо быть большой, всем известной парапланерной фирмой. Подкинул на ютьюб пару роликов с подписью «а это наш шеф-пилот тестирует новый прото, который всех уделает», тиснул на сайте рекламную статейку, написал несколько глубокомысленных постов на параглайдингфорум — и готово. Счастливые потребители сами допридумают всё остальное, и не успеет ещё лучший дилер получить первый экземпляр нового крыла, как очередь за ним выстроится в пол-Европы.

Молодым производителям приходится куда как тяжелее. У них нет спеси, нет репутации, нет армии поклонников, готовых восторженно встречать любой новый аппарат. И метод завоевания рынка у молодых да дерзких есть только один. Делать качественную технику, скупо тратясь на рекламу, но щедро вкачивая средства в конструкторов и тест-пилотов. А остальное приложится.
Я люблю новых производителей. Особенно тех, кто старается завоевать рынок честно. И наш сегодняшний гость как раз вышел из-под швейных машинок мало кому известной французской фирмы с гордым названием SKP Gliders. А имя ему — S’Pace. Итак, каков же он, французский космос?..

Условия испытаний

Испытывался строго серийный S’Pace M (весовая вилка 80-105 кг). Вес системы во время тест-драйва был близок к верху рекомендованной производителем вилки весов. Подвесные системы: Advance Impress. Условия полётов: ветер от слабого до умеренного, турбулентность от слабой до умеренной, термическая активность от нулевой до слабой. Полёты проводились в Новом с использованием пассивной лебёдки.

Конструкция

Для начала я несколько умерил тест-драйверский пыл и, с трудом заставив себя не распаковывать аппарат сразу, попользовался фирменным рюкзаком. Рюкзак у Эскейпа получился хороший: без чудес в плане конструкции, зато оригинально раскрашенный, большой и вполне себе удобный. Именно рюкзак из-под Эскейпа служил мне верой и правдой во время майских парапланерных путешествий и стойко перенёс запихивание в него двух парапланов и прочие прелести бивачно-колёсной жизни. Первые пять баллов в копилку французам!
Первая же распаковка параплана порадовала. Концы у Спейса основательные, без модной узости, но более чем практичные и удобные. Толстые стропы нижних ярусов — явный намёк на готовность подопытного к долгой и многотрудной службе. Купол неожиданно порадовал цветовым дизайном — аляповатый на сайте производителя, в жизни он оказался существенно более приятным, чем на картинках.
Стропление у нашего подопытного высокое — значит, быть ему стабильным по тангажу. Арочность не запредельная, зато удлинение вполне приличное для скромного «интермедиата» — можно ждать неплохой летучести. Внешность у Спейса очень располагающая — аппарат не выглядит агрессивным или излишне «хай-течным». Всем своим видом Спейс говорит: да, я простой трудяга-интермедиат, добрый и дружелюбный.

Взлёт, работа с куполом на земле

Первый подъём при слабом ровном ветре. S’Pace, как это и положено длинностропному крылу, выходит над головой плавно, несколько замедленно — но без тенденции к недовыводу. Ровный, спокойный и уверенный подъём делает S’Pace хорошим выбором для тех, кто испытывает проблемы со стартом. Проверено как минимум на одном начинающем пилоте — проблем не возникло никаких!
При более сильном ветре S’Pace превращается в замечательную игрушку для граунд-хендлинга. Единственный замеченный недостаток — всё слишком просто. Аппарат спокойно, но быстро и точно слушается и веса, и клевант, и всяческие игры с укладыванием подопытного ухом наземь никакого труда не вызывают.
При совсем сильном ветре может вылезти небольшая тенденция к обгону куполом пилота — но для аппарата с такими высокими стропами это, в общем, нормально. Да и слишком слаба она, эта тенденция, чтобы серьёзно помешать даже не особо опытному пилоту.

Буксировка

Как и положено длинностропному крылу, S’Pace отрывается от земли энергично, но мягко, и так же спокойно ведёт себя на затяжке. Уход назад выражен несильно, необходимости в разгонниках нет. Управляемость и весом, и клевантами очень приятная — её ни много, ни мало, ровно сколько нужно. Аппарат не имеет привычки дёргаться даже в турбулентную погоду, что в совокупности с простым и понятным поведением позволяет использовать S’Pace как учебный аппарат для талантливых учлётов. Клевок после отцепа под тягой ленив и нетороплив — можно откомпенсировать, но нужно это бывает редко.

Полёт

Да, это настоящая рабочая лошадка — простая, неприхотливая, надёжная, покладистая и потому сразу же завоёвывающая искреннюю симпатию своего владельца. Возможно, нет у S’Pace того лоска, который есть у породистых немецких и австрийских крыльев — но всё равно аппарат нравится сразу, и это первое впечатление потом только усиливается.

Летучесть

Цифры в данном случае не так важны, как возможность выжать из крыла 101 процент того, на что оно способно — а покладистый нрав Эспейса очень к тому располагает. Параллельно с Спейсом я пробовал Тим Файв Блю и несколько более-менее современных «перформансов» — и на их фоне летучесть Спейса меня не разочаровала. Всё при нём: и хороший глайд, и правильное поведение в термических «пузырях», и способность противостоять болтанке на полном ходу акселератора. Качество при полётах на лебёдке оценить сложно, но по субъективным ощущениям S’Pace летит на достойном современном уровне, что вполне подтверждается усреднёнными показаниями «глайдометра» моего XC-Trainer’а. Термическая спираль у Спейса хороша — аппарат спокойно и комфортно стоит в вираже любого вменяемого радиуса и не начинает заметно «сыпаться» при заужении спирали. Акселератор для «интермедиата» лёгкий и удивительно длинный, и пользоваться им можно без стеснения. Во-первых, качество в начала хода акселератора падает на удивление слабо, как будто на головой «перформанс», а то и «хай-перф». Во-вторых, стойкость к сложениям на максимальной скорости у Спейса достойна всяческой похвалы, равно как и поведение на грани сложения. Намеренно гонял аппарат по полной в рваную ветренную погоду — передняя кромка ёжилась, морщилась, похрустывала, но складываться Спейс упорно не хотел. Удалось домучить аппарат разве что до несущественных сложений «ушей», и всякий раз нагрузка на ноги предупреждающе падала. Одним словом, славная игрушка для тех, кто хочет как следует освоить полёт на акселераторе, почувствовать себя спортсменом! Жаль только, что максимальная скорость ограничена типичными для «интермедиата» цифрами 50-52 кмч. Впрочем, типичному владельцу такого крыла, как S’Pace, сильно много и не нужно. В общем, сплошная приятственность — и ни грамма разочарования.

Манёвренность

Ещё одна приятная сторона Спейса. Демпфирование и реакции на управление сбалансированы в лучших традициях немецкой и австрийской техники — вроде бы аппарат и спокоен, но если хорошо попросить, то будет тебе и винговер от души, и спираль с рёвом потока и вжиманием в подвеску. Чует моё сердце, что «виноваты» в этом прежде всего длинные стропы нашего подопытного — длинностропные парапланы почти все ведут себя очень спокойно, а у Спейса высота стропления под 8 метров, как у иных перформансов. Клеванты чуть люфтят в начале хода, но это не напрягает совершенно, потому что уже на уровне плеч реакции на управление у Спейса становятся вполне вменяемыми. Аппарат откликается на работу руками без лишней остроты и нервозности, но очень точно. Точнее управление я встречал, пожалуй, только у Firebird Raven. Некоторое запаздывание присутствует, но, пожалуй, можно сказать, что аппарат «идёт за рукой». Реакция на вес тоже хороша — в широких потоках можно вообще рулить одним только весом, придерживая Спейса клевантами только ради поддержания нужного снижения. Динамичные манёвры вроде винговеров Спейс выполняет с оттяжкой, но ожидаемо мощно и полно — опять-таки сказывается немаленькая длина строп. Винговер с места вряд ли возможен — но со второго-третьего движения загнать «ухо» под горизонт труда не представляет. Нордическое спокойствие и надёжность подопытного также способствуют разучиванию винговеров и получению от этого занятия незамутнённого ничем кайфа. В крутых спиралях я не слишком усердствовал — но до −14 м/с никаких проблем заметить не удалось, аппарат ведёт себя ровно так, как и положено.

Динамика и информативность

От высокостропного параплана можно было бы ожидать мощной динамики — но нет, французским конструкторам удалось изрядно задемпфировать S’Pace, и любое серьёзное движение по тангажу довольно быстро кончается ничем. Конечно, можно специально спровоцировать Спейс на горку или переразогнать его перед землёй ради эффектной «спортивной» посадки — но всё это доступно, что называется, по запросу. А по умолчанию S’Pace не прыгает вверх-вниз и не особенно играет скоростью. Впрочем, информативности при этом остаётся вполне достаточно, чтобы искать и обрабатывать потоки. Но не более. Всё-таки S’Pace — очень спокойный аппарат. Информативность клевант, впрочем, вполне на уровне — нагрузка на руки меняется понятно и предсказуемо, хотя и в небольших пределах, позволяя чувствовать потоки руками. Информативность нагрузки на концы — средняя или ниже того. Что-то можно почувствовать, но достаточно немного.

Комфорт

В этом отношении S’Pace — один из уверенных лидеров своего класса. Болтанку подопытный, конечно, как-то воспринимает — но выражается это «как-то» в коротких, деликатных движениях крыла по тангажу и крену и в неторопливо происходящих изменениях воздушной скорости. Даже редкие предвестники сложения — разгрузки «ушей» и обмякания передней кромки — у Спейса происходят вполне спокойно, без резкости. Что особенно приятно, то же можно сказать и про полёт на акселераторе. Настоящих, «боевых» сложений на полной скорости за время тест-драйва получить не удалось, но выскочить на грань сложения пару раз получалось. Предупреждающая разгрузка передней кромки и акселератора, приотпускание ноги, немедленное восстановление формы и почти полное отсутствие шевелений по тангажу — вот и все приключения.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение 70%

Халява, сэр! Оценка — «отлично». Даже из суровых, брутально выполненных сложений 60-70% подопытный выскакивает на удивление хорошо. Достаточно плавное, постепенное раскрытие от центроплана к «уху», курсовое отклонение — в пределах 90-110 градусов, мизерная потеря высоты и очень скромный косой клевок. Этот аппарат не застанет своего пилота врасплох даже вблизи рельефа.

Фронтальное сложение

Пожалуй, «отлично с плюсом». Вот такой и должна быть «фронталка» у хорошего современного интермедиата. Уход назад после сложения — не больше 30 градусов. Клевок вперёд даже при сильно развитой «фронталке» — не больше 30-40 градусов. Раскрытие — почти мгновенное, но без рывков. Восстановление воздушной скорости… А она терялась, эта самая воздушная скорость?..

Подсрыв из термической спирали

И снова хочется назвать этот тест синтетическим, не имеющим отношения к реальной жизни. Нечаянно подсорвать Спейса в термической спирали крайне сложно. Причины хорошо известны по тест-драйвам других хороших и правильных интермедиатов — нагрузка на руки быстро вырастает до некомфортных величин, и более вероятен уход в крутую спираль, а не подсрыв. Да и манёвренности у подопытного с лихвой хватает для парения, и вряд ли кому-то придёт в голову «душить» аппарат, выводя его на грань опасного режима. Подсрыв развивается небыстро, давая пилоту время на осознать и исправиться. Клевок после выхода из режима невелик, но засчёт своей неторопливости может привести к вываливанию из термической спирали.

Режимы быстрого спуска

Выводы

Да, давно я не испытывал столь приятных эмоций при тестировании интермедиатов. И дело тут не в мега-летучести или суперманёвренности. Адекватность, мягкость, предсказуемость поведения — вот чем «зацепил» меня Спейс с самого первого полёта. Дебют на мировом рынке — дело ответственное, и французы подошли к нему просто образцово. Аппарат не разочаровывает ни в чём (хотя ни в чём особо и не блистает), он нравится сразу и безоговорочно, ибо совершенно не требует привыкания и удобен, как разношенные домашние тапочки. Летучести Спейса вполне хватит для первых маршрутов, причём неважно — будут они пройдены на равнине или в горах; подойдёт он и для первоначального обучения, пусть производитель его для этого и не позиционирует. Из конкурентов в рамках выбранной концепции могу назвать разве что U-Turn Infinity3 и, пожалуй, Sky Country DiSCovery3. Минимальный потребный налёт — нуль! И это, пожалуй, очень весомая похвала для аппарата, который летает на уровне многих других, часто куда более строгих интермедиатов.

Плюсы
  • Очень приятный, простой и дружелюбный характер
  • Эстетичный внешний вид
  • Приятная манёвренность
Минусы
  • Не замечено
Особенности
  • Не замечено
Полезные ссылки
Алексей Тарасов aka theoretic
Ирина Пронина (фото)

Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность дилеру SKP Gliders в России Виталию Передерееву за предоставление параплана на тесты

Добавить комментарий