Aeros Style: стилевой баланс

Условия испытаний

Испытывался строго серийный Aeros Style 30. Полетный вес участников примерно соответствовал верхней границе весовой вилки (110 кг). Подвесные системы: Edel Rx, AVA Sport Sprinter. Условия полетов: ветер умеренный, термическая активность от слабой до умеренной, турбулентность от слабой до умеренной. Полеты проводились в Гагре с основного старта и в Татаринцево с использованием пассивной лебедки.

Конструкция

Theoretic: форма купола классическая, приятная. Плавный изгиб центроплана переходит в более изогнутые, быстро сужающиеся «уши». Поверхности, как и положено, гладкие, практически без складок. Толстый профиль и относительно небольшое количество секций сомнений не оставляют — перед нами Intermediate для пилотов-любителей. А вот передняя кромка подопытного обзавелась новомодными клапанами а-ля APCO. Впрочем, при внимательном рассмотрении обнаруживается, что клапана эти скорее декоративные — воздух может поступать в купол и в обход них.
Концы — из широкой, но тонкой ленты, скромные, вполне удобные. Приятно сделаны ручки клевант — они в меру жёсткие, достаточно большого размера, крепятся к концам магнитными кнопками. Схема стропления немного необычная — A2A’1B4C1D2; на C-ряд приходит всего одна стропа. Проводка акселератора обычная, для соединения вместо крючьев Бруммеля используются мелкие коннекторы. Стопы фиксированы на концах резиновыми колечками; кроме того, каждый коннектор обтянут термоусадочным кембриком.
Стропление — арамидное, стропы больших диаметров, совершенно не путаются.
Alaska: Относительно конструкции сказать что-то принципиально новое сложно… Можно только отметить что зачем-то добавлены «полузакрытые» секции с клапанами. Судя по фотографиям, толку от них немного — кромка так вминается под акселератором, что глобального эффекта от таких введений можно добиться только при 100% покрытии по размаху подобными сетками с клапанами.
D_i_m: Хочу внести ясность — у Стайла не клапаны а-ля АПКО, как говорит Теоретик. Просто некоторые воздухозаборники завешены сеточкой или треугольными тряпочками. По краям эти тряпочки не пришиты, и, лично мне их великого физического смысла понять не удалось. В остальном — крыло как крыло. Гельвенор сверху увеличит его ресурс. Толстые стропы внушают уверенность. Качество изготовления вполне на уровне.

Подъем купола, работа с куполом на земле

Theoretic: впечатление осталось очень приятное. Аппарат спокойный, клевать вперёд не хочет, но и тенденции к недовыводу заметить не удалось. Подъём плавный, без точек зависания. При намеренном недовыводе аппарат самостоятельно стремится выйти над головой. Техника подъёма и аккуратность движений значения не имеет — аппарат терпеливо всё выносит, прощая ошибки и неизменно оказываясь в полётном положении. Порадовала эффективность клевант при наземном исправлении кренов — аппарат не падает назад, позволяя перемещать себя по крену в больших пределах, вплоть до подъёма с земли через крен. Тест на касание «ухом» земли пройден вполне успешно: разгрузка «ушей» ощущалась, но до сложения было очень-очень далеко. Не менее трудно добиться от подопытного сложения передней кромки при передавливании А-рядов: запас очень велик, что заслуживает похвалы.
Alaska: В условиях горного старта нарекания к куполу отсутствуют. Информативность при подъеме купола передним стартом хорошая, купол поднимается достаточно легко, без особых сложностей. На разбеге в полностью поднятом состоянии легко подруливается клевантами.
D_i_m: Старт простой, спокойный, хотя и несколько «как бы замедленный». Однако точек зависания нет, перелета через пилота, естественно, тоже. Все очень плавно и надежно. Оценка хорошо с плюсом.

Буксировка

Theoretic: комфортно и спокойно. При умеренной тяге (+3) аппарат уходит назад слабо и очень хорошо держит курс без вмешательства пилота. При этом эффективность клевант и веса остаются на достойном уровне: в лёгкую болтанку без проблем получалось удерживать крыло на линии буксировки при брошенных клевантах одним только весом или работой клевантами в пределах 15-20 см. Аппарат реагирует спокойно, но не вяло и без задержек. Клевок после отцепки под тягой практически отсутствует.
D_i_m: Никаких претензий. Демпфирование рывков хорошее, заваливается назад умеренно. Хорошо.

Полет

Theoretic: несмотря на приличный объём тестовых полётов, моё впечатление о подопытном сложилось практически сразу и практически не менялось в дальнейшем. Style — этакий трудяга, который, стоически перенося болтанку и неграмотные движения висящего внизу любителя, честно и вполне хорошо делает своё дело и лишь иногда жалуется на судьбу, робко пошевеливая «ушами» или похрустывая жёстким нервюрным скайтексом.
Манёвренность подопытного настроена очень удачно для аппарата такого класса. Особенно вёртким Style на назовёшь, но для нужд любителя хватает с запасом. Аппарат не отличается сложной динамикой входа в вираж, всё происходит просто, предсказуемо, плавно и без сильных задержек. В термических спиралях Стайл стоит хорошо, надёжно, не требуя постоянного внимания к себе. Любимый аппаратом стиль термического парения — активные, но не агрессивные спирали с креном градусов 30. Усилие на внутренней клеванте в такой спирали умеренное, руки не устают. Сменить радиус или переложить крен можно достаточно легко; аппарат откликается на действия пилота спокойно, уравновешенно, с чувством собственного достоинства. Приятно, что даже в приличную болтанку поведение аппарата позволяет пилотировать комфортно, вдумчиво, не отвлекаясь на посторонние факторы.
Своеобразное впечатление оставили винговеры. Чувствуется, что аппарат не предназначен для энергичного пилотирования, ему очень не хочется резко менять крен — но раз уж пилот попросил, то надо… Впрочем, с двух-трёх движений можно утопить «ухо» под пилота. Грубость в пилотировании Стайл охотно прощает, недоумённо поёживаясь над головой. Сложений на грубых винговерах умеренной амплитуды не удалось получить ни разу.
Полетав на Стайле зимой, в совершенно спокойном воздухе, я хотел было поругать его за некоторую бесхарактерность, излишне спокойную динамику. Попробовав же этот аппарат в хорошую летнюю болтанку, решил Стайл не ругать. Да, в классе Intermediate есть значительно более «живые», активные крылья — но динамики Стайла вполне достаточно для освоения термического парения и первых маршрутов. По тангажу аппарат задемпфирован достаточно сильно, скорость тоже меняется в умеренных пределах — зато крыло постоянно «живёт» над головой сложной внутренней жизнью. Очень характерны небольшие, упругие движения «ушей» относительно центроплана и короткие, но чёткие «поклёвки» по тангажу. Аппарат не раскачивается, не дёргается — а просто чуть подаётся вперёд-назад или вправо-влево. В сильную погоду частенько похрустывают, нагружаясь и разгружаясь, изготовленные из жёского «хард финиша» нервюры. Интересно, что украинские конструктора решили достаточно сильно задемпфировать и крен — впрочем, проблем это не доставляет, а лишь делает полёт более комфортным.
Лётные характеристики не топовые для «интермедиата», но тем не менее вполне достойные. Качество субъективно достаточно хорошее, балансировочная скорость — тоже, примерно 36-37 км/ч при загрузке по середине вилки. Минимальное снижение даже лучше, чем в среднем (примерно 1.1) — как и многие аппараты Аэроса, Стайл достаточно хорошо парит. Прирост скорости на акселераторе по GPS-измерениям — примерно 12 км/ч, что даёт максимальную скорость около 48-49 км/ч. Некоторые нарекания вызывает состояние передней кромки подопытного на максимальной скорости — чётко видны вмятины выше линии воздухозаборников. Иногда на большой скорости начинаются сложные колебания небольшой амплитуды — аппарат начинает «грести консолями». Однако проблем в полёте на Vmaх не возникает, а запас устойчивости к сложениям очень и очень велик даже для «интермедиата». Даже наглое хождение на полностью выжатом акселераторе в 50 метрах над поверхностью в приличную болтанку не привело ни к единому сложению.
Посадка классическая, без особенностей. На больших ходах клевант нагрузка на руки заметно вырастает. Аппарат допускает как классическую посадку, так и более спортивный её вариант с растянутой глиссадой и энергичным торможением в конце.
Alaska: Основная часть моих полетов на этом куполе прошла в Гагре. Удалось полетать в горных потоках и над морем в спокойной обстановке.
По маневренности при полетах в горах можно сказать следующее — для обработки узких сильных потоков, особенно в близи высоких сосен и скал, приходится ощутимо поджимать клеванты и работать на средних ходах клевант в большом промежутке. Сразу замечу, максимальный ход клевант — на полную руку. Для энергичных разворотов приходится работать как весом, так и клевантами, хотя на клеванты купол откликается лучше. Радиус разворота в плоской спирали легко регулируется внешней клевантой, при незначительной подработке внутренней клевантой.
D_i_m: Крыло достаточно простое. Эта мысль появилась сразу, впоследствии я несколько раз хотел ее передумать наоборот, но так и оставил. В спокойном воздухе Стайл не вызывает вообще никаких эмоций — летит себе по прямой и все. На легкие движения клевант и тонкие перемещения попы не реагирует абсолютно, а отрабатывать развороты на 90 и 180 градусов мне уже скучно. В болтанку и термичку появляются легкие шевеления купола над головой, однако без глупостей — сложений и похлопываний. На сильную турбулентность крыло тоже практически не реагирует. Минус у такого поведения один — к поведению купола надо очень чутко прислушиваться, чтобы хоть что-то узнать о состоянии воздуха. То есть информативность очень невысока. На клевантах нет вообще никакой информации, на подвеске — чуть побольше, но тоже мало. Ну и ладно. Зато нервы целее будут. В сильную погоду все равно будет понятно, где поток, а в слабую пилоту Стайла придется полагаться на везение и тренировать чувствительность пятой точки. На акселераторе крыло достаточно стабильно, оно неплохо пробивается против не слишком сильного ветра, хотя и без того не слишком высокое качество при этом еще больше падает. Тем не менее, технические характеристики крыла вполне позволяют уверенно летать даже неопытному пилоту.

Режимы быстрого спуска

«Уши»

Theoretic: Отлично, но есть особенности. Очень эффективны — снижение не менее -3…-3.5 . Складываются с усилием немного выше среднего. В момент сложения аппарат немного «аккордеонирует», но быстро успокаивается. Горизонтальная скорость на сложенных «ушах» немного падает. Открываются «уши» самостоятельно, хотя и довольно вяло, можно немного помочь им клевантами. На раскрытии наблюдается всё тот же характерный «аккордеон», который самостоятельно успокаивается через пару секунд после раскрытия.

B-срыв

Theoretic: Отлично, эффективность выше среднего. Нагрузка на руки обычная, проблем со входом в режим и его удержанием нет. Вход быстрый, почти с невесомостью, аппарат совершает при этом несколько небольших движений по тангажу. Вертикальная скорость в стабильной фазе режима быстро нарастает, доходя примерно до -8.5 . На режиме аппарат очень стабилен, держать и контролировать режим легко и физически, и технически. Выход при быстром отпускании рядов очень энергичный, клевок при бездействии пилота достигает 40-45 градусов, но развивается плавно и предсказуемо. Горизонтальная скорость набирается достаточно быстро, восстановление после режима требует буквально нескольких секунд и 15-20 метров высоты.

Крутая спираль

Theoretic: Хорошо, есть особенности. Аппарат входит в спираль довольно быстро, но плавно. Достаточно высокая эффективность клевант в сочетании с их большим ходом очень приятна на этом режиме. При снижении более -10…-12 аппарат в спирали стабилен, но очень заметно вырастает чувствительность его к управлению как клевантами, так и корпусом. Пульсирующая спираль исполняется на Стайле очень легко, в первых попытках выполнения обычной крутой спирали надо быть внимательным, и, выйдя на режим, просто держать его, не провоцируя раскачку. Признаков спиральной нейтральности замечено не было, при отпускании клеванты аппарат немедленно, но плавно начинает выходить из спирали. При бездействии пилота выход происходит примерно за три четверти оборота. Горка на выходе очень плавная, амплитуда клевка невелика, всё очень комфортно.

Экстремальные режимы

Асимметричное сложение

Theoretic: Отлично. Даже как-то неинтересно. Развить сложение глубоко по хорде рывком за А-ряд сложно, но можно. Внезапно потеряв половину несущей площади, Стайл с недоумением ныряет вперёд и вбок, плавно входя во вращение, но стабилизируется самостоятельно, довернув от силы градусов на 90-100. Далее сложенная консоль начинает плавно открываться. Больших колебаний по тангажу, крену, скорости на режиме нет — поведение аппарата остаётся спрокойным. Потеря высоты — примерно 10-15 метров. Прямолинейный полёт со сложенной консолью возможен при компенсации одним только весом.

Фронтальное сложение

Theoretic: Хорошо. Выполняется труднее, чем в среднем, прежде всего из-за достаточно высокой нагрузки на А-ряды и очень большого потребного их хода. Чувствуется очень большой запас устойчивости к сложениям. На входе в режим аппарат ведёт себя своеобразно. Чем ниже уходят руки, тем больше деформируется передняя кромка; в какой-то момент начинаются сложения отдельных секций, аппарат ёрзает над головой, ведёт себя нестабильно и очень не хочет складываться по всему размаху. Упорствуем дальше, додавливая ряды практически до пояса — и только тогда сложение развивается полностью. Аппарат резко теряет скорость, уходит назад. При отпускании рядов и бездействии пилота передняя кромка практически мгновенно открывается, аппарат совершает короткий энергичный клевок градусов на 30 и плавно разгоняется, постепенно выходя на обычный полётный режим. Потеря высоты — примерно 10 метров.
Alaska: При сложении за А-ряд купол немного дергается назад, проваливается и затем энергично наполняется. По наблюдениям — купол наполняется при первой же возможности, энергично и по всей кромке. Чувствуется большой запас по устойчивочти по передней кромке. В боевых условиях надо хорошо постараться чтобы довести купол до подобного сложения.

Подсрыв из термической спирали

Theoretic: Отлично, с особенностями. Нагрузка на руку вблизи срыва откровенно некомфортная, в начале срыва заметно падает. Но самая интересная особенность Стайла на подсрыве — режим можно удерживать примерно до полувитка, и негативная спираль всё ещё не развивается! У пилота есть изрядный запас времени на распознание режима и выход в нормальный полёт. Клевок на выходе выраженный (примерно 40 градусов по тангажу), заметно вырастает скорость, но при должной настойчивости можно даже удержать аппарат в термической спирали.

Негативная спираль.

Alaska: над морем позволил себе на этом крыле немножко больше обычного. В хорошо развитой негативке крыло можно довести до состояния, когда оно вертится с ахрененной прецессией, так что я в конце концов просто терял ориентацию в пространстве. Поведение при этом относительно стабильное. Сорванная консоль классически полощется как тряпка. Но даже при таком, грубейшем обращении, крыло сразу же выходило в нормальный полет после отпускания сорванной клеванты. Причем, практически все выходы из негатива (даже самого грубого — см. выше) в нормальный полет проходили через более-менее прямой клевок. Хотя подобные клевки были почти до горизонта, но зато без каких-либо тенденций к подскладыванию передней кромки. После такого обращения это — более чем благородно со стороны купола. Так что осмелюсь предположить достаточно гуманное поведение этого купола на выходе из нештатных ситуаций — хотя бы без косых клевков …

Выводы

Theoretic: Стайл — приятный, спокойный аппарат для выпускников лётных школ и начинающих любителей термического парения и маршрутных полётов. Комфортный характер подопытного и хорошие ЛТХ делают Стайл неплохим выбором для первого-второго маршрутного сезона. Умеренные манёвренность и динамичность не являются минусом, но и в плюс их записывать тоже не получается. В целом характер аппарата получился цельный, чётко «заточенный» под определённые задачи. Потребный минимальный налёт — примерно 5-10 часов, причём аппарат не разочарует и тех пилотов, которые летают уже третий-четвёртый сезон.
D_i_m: Неплохо. Но и не слишком хорошо. По всем параметрам Стайл — ровный середнячок. Можно сказать и другими словами — гармонично сбалансированное крыло. Летучесть вполне на уровне, скорости чуть меньше, чем у большинства конкурентов. Однако, несмотря на невысокое снижение, в сравнении с современными крыльями класса DHV 1-2 Стайл уже не выглядит лидером. Он берет другим — безопасностью и задемпфированностью при не выдающихся, но вполне приемлемых скорости и качестве. Управляемость нельзя назвать чуткой, однако для пилота с небольшим опытом, еще не переставшего бояться полетов, это примерно то, что надо. Впрочем, любителям изюминки в поведении, острого управления, динамики виража, на Стайле будет скучновато. Это же касается и пилотов с налетом более 40-50 часов. Пилоту же, только начинающему свой путь в парапланеризме, Стайл сбережет немало нервных клеток, и это — самое большое его достоинство.
Alaska: Типичная «рабочая лошадка» для выпускников летных школ. Без особых подвохов, с достаточной маневренностью, с большим ходом клевант и изрядным запасом по пассивной безопастности. Также рекомендуется как первое крыло при выезде в большие горы. Выпускник летной школы, купив это крыло, особых чудес не получит, но летать будет спокойно и осваивать новые ньюансы пилотирования.

Плюсы
  • Долговечные материалы (Гельвенор по верхней поверхности)
  • Комфортный, спокойный характер
  • Небольшое мин. снижение
  • Высокая пассивная безопасность на максимальной скорости, большой запас устойчивости к сложениям на акселераторе
  • Высокая пассивная безопасность на переходных режимах на выходе из нештатных ситуаций
Минусы
  • Невысокие ЛТХ. В особенности максимальная скорость.
Особенности
  • повышенная чувствительность в крутой спирали
  • небольшая склонность к «аккордеону»
Информация о куполе Стайл на сайте производителя

Алексей Больнов aka Alaska
Алексей Тарасов aka Theoretic
Дмитрий Бондарев aka D_I_M

Команда paraplan.ru выражает благодарность Школе Шеленкова (shelenkov.ru) за предоставленную технику.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.