SOL Synergy2 – классика в жёлтом

Условия испытаний

Тестировался строго серийный Synergy2 L (площадь 29,27 м2). Подвесная система AVASport Sprinter. Метеоусловия: сильный ветровой градиент (от 2-3 у земли до 8-10 на высоте 500-600 метров), мороз, термическая активность отсутствует, турбулентность слабая. Полёты проводились недалеко от г. Тверь при старте с пассивной лебёдки.

Конструкция

Без новаторства, однако добротная и хорошая именно своим консерватизмом. Главная особенность всех массовых крыльев SOL — обе внешние поверхности купола, изготовленные целиком из гельвенора. Масса купола за счёт этого несколько выше, чем в среднем по классу. Немного удивили крупные (не сказать бы — здоровые) воздухозаборники и полное отстутствие модных ныне игрищ с частичным закрытием передней кромки. Крупные усиления носков нервюр изготовлены из весёленького полосатого трилама. Качество кроя и пошива поверглось пристальному вниманию — как-никак, производство у бразильцев своё! — и заслуживает только положительных оценок. Всё сделано добротно и аккуратно.
Стропление арамидное и дайнема. Верхний ярус имеет малые диаметры, но, как ни странно, во время тестов практически не путался. Общее количество строп совершенно обычное для современного «перформанса». Усилия конструктора по уменьшению суммарной длины строп совершенно не бросаются в глаза, что вкупе с традиционной конструкцией купола, создаёт ощущение «классики».
Свободные концы из немного необычной, неширокой, тонкой и мягкой ленты. Внешний вид их традиционно спартанский, работать с ними вполне удобно. Небольшие нарекания вызывают разве что простецкие, довольно мягкие ручки клевант сравнительно небольшого размера. Проблем с ними нет, но можно было уделить этой части конструкции чуть больше внимания. Фиксируются ручки обычными магнитными клипсами, которые довольно надёжны, но могут залепляться снегом. Небольшая особенность конструкции — A’-ряд крепится фактически к B-ряду, что во время тестов даже привело к некоторой путанице при исполнении опасных режимов.
Поднятый в полётное положение, Synergy2 демонстрирует классическую форму купола с плавным сужением «ушей». Эстетика купола не несёт в себе ни намёка на возможную агрессивность подопытного — забегая вперёд, замечу, что аппарат действительно очень спокойный. Крыло «вылизано» очень хорошо, складок практически не видно. Впрочем, своя изюминка у этого аппарата есть — это малая арочность.

Работа с куполом на земле

Опасения, связанные с повышенной массой подопытного, в целом не оправдались. Аппарат спокойно, без больших усилий со стороны пилота, выходит в полётное положение и надёжно в нём остаётся. Подъём технически и физически такой же лёгкий, как и у изготовленных из более лёгких тканей одноклассников. Хотя определённые особенности, связанные с повышенными массой и моментом инерции, всё же присутствуют. Недовыведенный и оставленный в таком состоянии купол почти гарантированно падает обратно на землю, а излишне резкое начало подъёма купола приводит к достаточно мощному клевку, который настоятельно требует компенсации. Особенности эти становятся очевидны только при намеренном их выискивании; если поставить себе целью старт, а не придирчивое изучение поведения подопытного, то их можно и не заметить.
Тест на касание «ухом» земли оказался неожиданно тяжёлым из-за большой массы купола. Для уверенного «притирания» аппарата «ухом» к поверхности нужен достаточно свежий ветер. В слабый ветер аппарат соскальзывает на «ухо» и начинает, сдуваясь, опадать на землю уже на сравнительно небольших кренах. Впрочем, почувствовать характер круток подопытного тест всё же позволил. «Уши» нагружены средне или чуть выше среднего, отрицательная крутка если и присутствует, то очень слабая.
Техника старта значения не имеет. Аппарат можно дёргать, выводить мягко, пользоваться одной, двумя или тремя стропами А-ряда или рядами A и B. Подъём в любом случае плавный, спокойный и надёжный. Важно только помнить о небольшой склонности подопытного ко клевкам при излишне резком выводе и заваливанию назад при выраженном недовыводе. При интенсивной работе A-рядом без захвата третьей, A’-стропы возможна «бабочка» в начале подъёма, но обычно она проходит сама и без последствий. Подъём через крен происходит без малейших проблем, да и вообще, ошибки по крену на старте аппарат прощает на удивление легко. Спокойный, выдержанный и даже снисходительный к пилоту купол будто спрашивает у пилота — ну что, пора взлетать или как?..

Буксировка

Взлёт под тягой порадовал плавностью и спокойствием. Аппарат не «рвёт с места», не требует длинного разбега — но мягко и аккуратно снимает пилота с земли после нескольких шагов разбега. Манёвренность под тягой чуть выше среднего — аппарат реагирует на клеванты и вес спокойно, но достаточно быстро и вполне чётко. Уходы с траектории затяжки исправляются без малейших проблем, существенного заваливания назад при скороподъёмности до +5 заметить не удалось. Клевок после отцепа под тягой выраженный (25-30 градусов), но происходит плавно и не требует энергичной компенсации. Плавно «вспухая» сразу после отцепа, аппарат столь же плавным, но мощным движением «обваливается» вперёд и вниз и через пару-тройку секунд уже выходит на режим свободного полёта.

Полёт, манёвренность

Нет, всё-таки не зря едят бразильские конструктора свой латиноамериканский хлеб! Ибо успешно совмещают в одной конструкции противоречивые, в общем-то, черты лётного характера. Первое впечатление, которое производит Synergy2 в свободном полёте — это стабильность и комфорт. И в дальнейшем это впечатление только крепнет. Но динамика, реакция на болтанку и манёвренность остаются при этом достойными высокого звания современного «перформанса»! Основная причина столь интересного поведения Synergy2 — его способность накапливать и отдавать энергию плавно, постепенно. Причём по своей «энергоёмкости» этот аппарат мало чем отличается от таких ярких и динамичных современных «двоек», как, например, Advance Sigma6 или Airwave Mustang.
В лёгкую болтанку Synergy2, не стремясь уйти с курса или свалиться в крен, постоянно поигрывает скоростью и тангажом. Движения эти плавные, но полные скрытой силы, и информации от купола приходит достаточно много. В по-настоящему турбулентных условиях аппарат опробовать не удалось — но, судя по всему, и в них он сохранит свою специфичную, вкрадчивую, но энергичную манеру полёта.
Манёвренность Synergy2 хороша, но не избыточна. Аппарат плавно, без сложных движений переставляется из крена в крен, отлично стоит в спиралях разного радиуса. Чемпионом по остроте и точности реакции этот аппарат не назовёшь — но зато управление простое, интуитивное и не особо требовательное к пилоту. Прекрасно исполняет Synergy2 термические спирали — как плоские, так и энергичные, с большим креном. Реакция на дачу клеванты или веса приходит не мгновенно, аппарат реагирует на управление с достоинством и выдержкой. При этом аппарат в меру чуток и не разочарует тех, кто любит пилотировать филигранными движениями. Впрочем, в спиралях и виражах заметно начинает сказываться малая арочность подопытного: аппарат заметно скользит на внутреннюю по виражу консоль, и чем энергичнее пилотирование — тем этот эффект более выражен. На режимах, близких к несимметричному срыву, и на крутых спиралях иногда даже кажется, что крыло, как авто на крутом повороте, «уходит в занос». Это не мешает и даже не раздражает, но безусловно является характерной особенностью этого крыла.
А вот для чего Synergy2 вряд ли подходит — так это для акро. Сказывается неторопливый, плавный характер перехода скорости в высоту и наоборот. Этот аппарат практически неспособен к резким клевкам и прочим взрывным, очень быстрым изменениям полётного режима. От накопленного избытка скорости крыло избавляется плавно, постепенно, и даже специально спровоцировать его, например, на мощный косой клевок после крутой спирали оказывается нелегко. Крыло скорее докрутит ещё полвитка-виток или, плавно разогнавшись до свиста строп, «просядет», чтобы затем так же плавно «вынырнуть» в нормальный полёт. Винговеры, впрочем, выполняются без проблем — хотя поставить крыло «на нож» одним движением, пожалуй, не получится. Грубое исполнение винговеров аппарат прощает, складывается крайне редко и только при действительно сильной разгрузке, а вот постоянное «проскальзывание» внутренней по виражу консоли чётко ощущается практически всегда.
Нагрузка на руки по всем режимам приятно сбалансированная. Клеванты не слишком тяжёлые, но и не «пустые». Нагрузка на руки чувствуется хорошо, но не утомляет и не раздражает. Вблизи срыва нагрузка на руки вырастает сильно, но не настолько, чтобы затруднять намеренно выполняемый срыв. Ход клеванты до несимметричного срыва несколько меньше, чем у «одноклассников», но всё равно большой, сорвать случайно вряд ли получится.
Объективно замерить лётные характеристики из-за очень хитрого поведения довольно стабильного зимнего воздуха не представлялось возможным. Прирост скорости на акселераторе при пролёте по ветру составлял не больше 10 км/ч, а при пролёте против ветра — порой и до 18-20 км/ч. Примерно то же происходило и со скоростью снижения — от -1.0 до -2.6 в прямолинейном полёте. Субъективно же Synergy2 обладает вполне достойными ЛТХ, ничем принципиально не проигрывая другим современным «двойкам». Угол планирования невелик, качество субъективно достаточно высокое. Скорость снижения в узких энергичных термических спиралях сильно не вырастает, что опять-таки говорит о высоких значениях качества. Балансировочная скорость субъективно вполне нормальная для аппарата такого класса, равно как и максимальная. Разгон на полностью выжатом акселераторе быстрый, аппарат заметно ускоряется. Состояние передней кромки на максимальной скорости отличное, поведение аппарата не становится сложным или агрессивным.
Посадка не представляет никаких проблем. Аппарат не требует особой техники захода, не склонен к взмыванию и последующему пикированию на финальной стадии посадки.

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Без проблем, даже лучше среднего для аппарата класса DHV 2. Сложить переднюю кромку достаточно тяжело — A-ряды нагружены сильно. Так же тяжело добиться массированного, глубокого сложения больше 50% — внутреннее давление в куполе велико, аппарат стремится быстро восстановить сложенную часть себя. После сложения 60% по размаху Synergy2 вначале исполняет почти прямой умеренный (градусов 30) клевок, затем — при бездействии пилота — начинает «просаживаться», входя во вращение и постепенно разгоняясь. Сложенная консоль открывается постепенно, не вся сразу. Обычно после доворота в пределах 120-150 градусов аппарат успевает полностью раскрыться и даже более-менее восстановить нормальный полётный режим, хотя часто залипает несколько секций «уха». Они практически не влияют на полёт, но требуют прокачки для раскрытия.

Фронтальное сложение

Выполнять только за все три стропы А-ряда, захватывая не только A-, но и A’-конец! В первых попытках выполнения я складывал аппарат только за A-ряды — и ни к чему хорошему это не приводило. Массированная «бабочка» с выраженным уходом в парашютирование заставляла бросать ряды и интенсивно выводить аппарат в нормальный полёт. Решение выполнять «фронталку» именно так (А + А’) пришло потому, что A’-ряды у подопытного фактически соединены с B-рядами, и идущая к «уху» стропа переднего ряда поначалу не воспринимается как стропа A-ряда.
При более правильной технике исполнения проблем замечено не было. Массированное фронтальное сложение до 20-25% хорды приводит к резкой потере скорости, однако аппарат не стремится уйти в парашютирование, практически вырывает ряды из рук, и, выполнив небольшой клевок, быстро восстанавливает форму, а через секунду-другую — и нормальный полётный режим.

Подсрыв из термической спирали

Очень хорошо. Несмотря на чуть меньше, чем у большинства «одноклассников», усилие и ход до срыва, прозевать режим очень сложно. Прежде всего — из-за фирменного «проскальзывания», которое на входе в срыв ощущается как «срыв в занос» с практически мгновенным проворотом купола на 20-30 градусов. По ослаблению нагрузки на внутреннюю руку подсрыв также диагностируется хорошо, падение нагрузки выраженное. Резкое ускорение вращения действует очень отрезвляюще, заставляя быстро приподнять внутреннюю руку и вернуть аппарат в более комфортные полётные режимы. Что незамедлительно и происходит. Аппарат плавно, но довольно мощно клюёт градусов на 40, но остаётся управляемым и даже сохраняет термическую спираль.

Режимы быстрого спуска

«Уши»

Залипают! Причём явно и сильно. Сам по себе режим хорош, эффективен, снижение доходит примерно до -3.5, но раскрытие «ушей» требует добросовестной работы клевантами и наступает даже не с первого движения рук. При брошенных A’-стропах можно спокойно управлять весом и даже качать небольшие винговеры, «уши» от этого не раскроются.

Крутая спираль

Достаточно эффективна, но не очень комфортна из-за мощного скольжения на внутреннюю консоль. При скорости снижения около -10 даже возникает ощущение спиральной нейтральности, которое не подтверждается поведением аппарата при приотпускании внутренней клеванты. Выход плавный, растянутый примерно на полтора оборота, «горка» и клевок после неё сравнительно несильные и растянутые по времени.

B-срыв

Классика. Усилие на B-рядах обычное или чуть меньше среднего. Аппарат быстро стабилизируется на новом режиме, практически не шатаясь на входе над головой; снижение нарастает несколько секунд, доходя при умеренно втянутых рядах примерно до -8. Выход при резком отпускании рядов простой — с небольшим клевком аппарат почти мгновенно восстанавливает форму и полностью выходит в нормальный полёт примерно за 2-3 секунды.

Выводы

Synergy2 — вполне удачный, хорошо сбалансированный, хотя и немножко выпадающий из современной философии класса DHV 2 аппарат. Вполне приличные ЛТХ и более чем хорошая манёвренность сочетаются у этого крыла с неожиданным для современной «двойки» спокойствием и даже некоторой ленцой в исполнении манёвров. Аппарат явно ориентирован не на акро, а прежде всего на маршрутные полёты в широком диапазоне условий, и благодаря своему комфортному поведению должен радовать своих пилотов при таком его применении. Явного преимущества или отставания по техническим характеристикам от известных «одноклассников» почувствовать не удалось. Конечно, Synergy2 не обладает взрывной реакцией Мустанга или остротой отклика Сигмы-6 — но это и не увалень Icaro Ice. Прелесть этого крыла именно в плавном, выдержанном характере отклика на управление. Рекомендовать такое крыло можно как тем, кто только начинает знакомиться с аппаратами класса «перформанс», так и достаточно опытным пилотам, предпочитающим пикантной остроте управления относительный комфорт и спокойствие. Минимальный потребный налёт — примерно 60-70 часов.

Плюсы

  • Спокойный, комфортный, приятный характер
  • Долговечный материал купола

Минусы

  • Сильно залипающие «уши»

Особенности

  • Выраженное скольжение практически во всех режимах с вращением
Полезные ссылки
Алексей Тарасов aka Theoretic
организация фотосъемок:
Андрей Урин aka Drakon
Михаил Арзуманов aka Sadko

Коллектив paraplan.ru искренне благодарит ТАГИРа за содействие в предоставлении купола для тестирования.
Коллектив paraplan.ru от всей души благодарит за полноценное обеспечение и организацию полетов (и послеполетного отдыха в особенности!) буксировочную команду в г. Тверь и лично Олега Бондаренко.
Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность Льву Сергееву

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.