Team5 Red: красная пилюля

Давным-давно в одной далёкой галактике обыкновенный хакер Нео съел не ту таблетку и после этого уже никогда не возвращался к себе на работу в душный офис. Заодно и летать научился, правда, далеко не сразу. Возникнет ли желание возвращаться в свой офис у обыкновенного пилота, который скушает красную пилюлю от компании Team5?..

Условия испытаний

Испытывался строго серийный Red M (весовая вилка 75-105 кг). Вес системы во время тест-драйва был близок к середине вилки. Подвесные системы: Advance Impress. Условия полётов: ветер от слабого до умеренного, турбулентность от слабой до умеренной, термическая активность от нулевой до умеренной. Полёты проводились в Татаринцево с использованием пассивной лебёдки.

Конструкция

theoretic: Начну-ка не с концов, как обычно, а с купола. Вроде всё как у всех — но сразу обращают на себя внимание аккуратные круглые дырки ровно посередине верхней «губы» каждого заборника. У пилотов, не первый год держащихся за клеванты, эти дырки сразу вызовут определённые ассоциации — и совершенно не зря. Почти такие же дырки провертел когда-то австрияк Дэнни Лоритц в передних кромках нашумевших за бугром, но совершенно неизвестных в России Гридов и Матриксов. Немало огненной воды утекло с тех пор, и отгорел уже птицей-фениксом брэнд Файербёрд, конструктором которого был Лоритц. А сам Лоритц — в лучших традициях птиц-фениксов — жив-здоров и успешно ваяет парапланы для нового, пока ещё не слишком раскрученного, но вполне уже успешного брэнда Тим Файф.
Ладно, не будем отвлекаться. Дырки в передней кромке Реда ведут в небольшие камеры, которые, по замыслу конструктора, должны надуваться при выходе крыла на малые углы атаки. Нужно это для увеличения жёсткости передней кромки и повышения стойкости к сложениям. Вроде мелочь — но до Лоритца вроде никто ещё не додумался наддувать переднюю кромку.
Стропы — как и положено амбициозному перформансу — в верхних ярусах безоплёточные. Средний и нижний ярусы — в оплётке, и это тоже нормально. Концы — как почти у всех — из сантиметровой кевларовой ленты в оплётке из нейлона. Стандарт де-факто! Клеванты довольно аккуратные, с вертлюгами, а проводка акселератора удивляет своим малым ходом.
Наполненный и поднятый над головой, Ред радует приятным, в меру оригинальным дизайном и гладкими поверхностями. Геометрия этого крыла состоит из компромиссов во всём, кроме удлинения — всё-таки 6.0 при сертификации EN C это немало. Арочность — в пределах разумного, высота стропления — тоже. Форма купола не имеет явных конструкторских огрехов, все сопряжения и крутки плавные, нервюры ориентированы по потоку.

Взлёт, работа с куполом на земле

theoretic: Почти отлично — но всё-таки почти. В умеренный и сильный ветер Red прост и послушен, не предъявляя к своему владельцу каких-то особых требований. А вот в штиль вылазит небольшая, но чётко ощутимая тенденция к недовыводу, которая может аукнуться даже опытному пилоту. При буксировочном старте в щтиль надо обязательно доводить аппарат до полётного положения.

Буксировка

theoretic: Никаких проблем. Высокая манёвренность подопытного начинает ощущаться непосредственно после отрыва. Red ведёт себя под тягой очень приятно — назад особо не заваливается, курс держит хорошо, на управление реагирует и вовсе замечательно. Для удержания курса достаточно лёгкой ненавязчивой работы клевантами. На вес, как это обычно и бывает под тягой, аппарат реагирует несколько замедленно, но при достаточном опыте можно рулить и одним весом. Информативность Реда такова, что пропусить поток в процессе затяжки практически нереально — аппарат очень чётко показывает пилоту, что происходит с воздухом, и сугубо термические забросы по тангажу и изменения скорости очень легко отличить от движений аппарата, вызванных изменениями тяги. Клевок после отцепа, как водится, почти отсутствует.

Полёт, манёвренность

theoretic: С первых минут полёта Ред приятно удивляет. Он не такой, как все — в хорошем смысле слова. Манёвренность и чувствительность подопытного смело и решительно вываливается из рамок привычного для класса EN C, что одновременно и радует, и создаёт ряд небольших проблем. В целом аппарат очень, очень приятный — но требует наличия под куполом достаточно опытного пилота.

Летучесть

Субъективно не разочаровала — и в то же время не вызвала каких-то специальных восторгов. В целом Ред сможет, пожалуй, без стеснения соревноваться с лучшими представителями своего класса — хотя, выигрывая в одном, будет слегка проигрывать в другом. Но в целом — более чем достаточно для маршрутов и просто парения. Собственно, парение — конёк Реда. Аппарат имеет очень небольшое снижение и не торопится наращивать его при плавном сужении термической спирали. Работа внешней рукой — ключ к успеху: достаточно зазеваться на секунду — и излишне расторможенный Ред лихо усвистывает в крутую спираль с недетским снижением. Даём буквально 10 сантиметров внешней руки — аппарат послушно прыгает вверх. Вот он я, а я ничего такого не делал, хозяин, давай парить!
И мы парим. Отлично парим! Осенние потоки устроены сложно: рваная периферия окружает собой узкие мощные ядра. Поначалу я постоянно из них вываливаюсь, но понимание возникает очень быстро. Пока то да сё — вот уже и подошва облака, от которой пора убегать на акселераторе. Жму на полную — и аппарат послушно прибавляет скорость, плавно меняя полётный режим. Состояние передней кромки — идеальное! Похоже, работают хитрые дырки… Вот только прирост скорости получается какой-то неубедительный: от силы километров 12 в час. Для современного перформанса — маловато будет. Зато режим максимальной скорости можно без зазрения совести использовать даже в «колбасную» погоду. При сильных уходах крыла вперёд Ред предупреждающе, чуть слышно похрустывает скайтексом, в крайнем случае начинают морщиться заборники «ушей». Но довести аппарат до такого состояния ох как сложно! Через пол-часика шныряния под облаками, я, осмелев, гонял на полном акселераторе и одновременно снимал фотоаппаратом. Благодаря хитрой передней кромке Ред остаётся наполненным на таких углах атаки, которые были бы опасно малы для типичных перформансов. Передняя кромка у него при этом, естественно, разгружается, но надувная «губа» справляется с нагрузкой, поддерживая заборники открытыми. В целом поведение аппарата на малых углах получается примерно как у техники с риджифойлами — но без опасной резкости в сложениях.
Понять, какое у подопытного качество, не представлялось возможным — бурлящий воздух сводил все мои попытки прикинуть угол планирования на нет. Но аппарат уж точно не разочаровал. Летит вполне хорошо, причём акселератор не портит качество практически совсем. Скорости и качества вполне хвататет, чтобы ходить против ветра 8-10 км/ч — а большего от перформанса никто и не требует.

Манёвренность

Вот она, главная вкусность Реда! В своём классе аппарат впечатляет своей способностью моментально входить в крен и откликом на управление. Да, пожалуй, и не только в своём — такая чувствительность с первых сантиметров хода клевант, такая точность управления, такая реакция на работу весом не всегда встречается и у хай-перформансов. Что удивительно — усилие на клевантах в верхней трети-половине хода очень небольшое, и сочетание неожиданной лёгкости клевант и мгновенного отклика на них получается прямо-таки взрывное. Работать надо быстро, точно, но при этом плавно и коротко. Клевантам определённо не помешали бы бобышки или шарики — чувствовать Ред надо буквально кончиками пальцев. И, поймав это ощущение, понимаешь, что можешь всё. Или почти всё. Выпадаю из ядра — лёгкое, короткое, как атакующий выпад рапирой, движение руки, и Ред, засвистев дайнимой верхних ярусов, в момент наращивает скорость и упруго ввинчивается обратно в поток, как штопор в пробку. А если этого мало — можно добавить ещё и весом. Но тут уже важно не переборщить! Чуткий и отзывчивый Ред воспринимает все команды своего пилота очень быстро и очень буквально. И стоит дать чуть больше руки или чуть сильнее перевалиться весом, чем это нужно — и Ред, повалившись в нешуточный крен, начинает наращивать скорость и идти вниз. Хорошо ещё, что в термической спирали аппарат стоит как влитой, не требуя подруливания. На парении большую, если не решающую роль, начинает играть работа внешней рукой — она позволяет задать нужную скорость и снижение. Причём притормаживать внешней рукой желательно даже в пологих спиралях — уж очень Ред манёвренный, очень охотно он валится в крен и сильно разгоняется в нём.

Энергоёмкость

Заметно выше среднего, но не настолько, чтобы испугать или создать проблемы. Высота стропления у Реда компромиссная. Он не прыгает туда-сюда, как короткостропная техника, но и не играет в крылатые качели а-ля Эйрвейв предыдущего поколения. Все движения крыла по тангажу и скорости в меру быстрые и в меру энергичные. В потоках переходы скорости в высоту и обратно почти не мешают, а вот на винговерах можно очень быстро и очень лихо разогнаться до забросов скорости, зашкаливающих за -20. Горки на выходе соответствуют! Однако даже мощные движения крыла ничем опасным не грозят — ибо Ред весьма стоек к сложениям. Впрочем, об этом ниже. Заходить на посадку лучше с лёгким переразгоном, но можно и без него.

Комфорт и информативность

Комфорт и информативность. Казалось бы, одно другому противоречит — но не у Реда! Лишних движений аппарат не совершает совсем. Несмотря на приличное для перформанса удлинение, он монолитен и ведёт себя практически как жёсткое крыло. Никаких охов-вздохов-колебаний консолей. И это очень приятно. А вот воздушная скорость и тангаж у Реда очень информативные. Искать и центровать потоки очень легко, аппарат передаёт пилоту много информации — и это именно информация, а не беспорядочные движения частей крыла над головой. Клеванты, кстати, тоже очень информативны. В целом — очень, очень приятно, комфортно, удобно… и азартно!

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение 70%

theoretic: Отлично с минусом. Передняя кромка нагружена умеренно, добиться сложения достаточно легко. Далее аппарат ведёт себя совершенно понятно и предсказуемо, в стиле лучших образцов жанра — плавный косой клевок, плавное постепенное раскрытие от центроплана к «уху», плавное восстановление скорости. Минус приходится поставить за амплитуду косого клевка — она заметно выше среднего для перформансов — и за потерю высоты, превышающую 20 метров. Курсовое отклонение невелико, примерно 90-110 градусов.

Фронтальное сложение

theoretic:Отлично. Просто отлично. Писать, в общем-то, особо нечего. Рывок за ряды — сложение — плавное раскрытие с потерей скорости — клевок и набор скорости. Ну, может, проскочил едва заметный намёк на парашютирование — но только намёк. Потеря высоты — средняя в классе, клевок на раскрытии умеренный.

Подсрыв из термической спирали

theoretic: Похоже, ещё год-другой — и пора будет убирать этот режим из программы наших тестов. Слишком уж искусственным он становится. Ред напомнил об этом со всей убедительностью. Аккуратно балансируя клевантами и весом, загоняю аппарат в режим. Чуть левее наклон — упадёт, пропадёт. В смысле пропадёт тест — получится не подсрыв, а банальная крутая спираль. Чуть правее наклон — всё равно не спасти, если не добавить ещё чу-у-уточку веса на левую сторону… Ага, вроде начинает получаться. Нагрузка на левую руку предупреждающе нарастает, скорость падает… и тут же начинает мощно расти! Взгляд на крыло — самое начало подсрыва, деформации почти нет. А аппарат уже успел разогнаться, и левая рука сигналит о подсрыве сильным падением нагрузки на неё. Срочно выходим. Уау!.. Ничего себе клевочек — кромкой почти на горизонт! Пара резвых движений по тангажу — и Ред, даже ухом не шевельнув, невозмутимо летит вперёд. Что это было?.. Оценить режим довольно сложно, но поставлю, пожалуй, «хорошо» — за сильный клевок на выходе.

Режимы быстрого спуска

Крутая спираль

theoretic: Хорошо — из-за появления спиральной нейтральности при снижении больше -13. Вход-выход очень быстрые, не больше оборота. В спирали чувствительность к управлению ожидаемо вырастает, и пилотировать Ред приходится буквально силой мысли. Перегрузка при прочих равных несколько выше среднего. В целом крутые спирали на Реде надо выполнять аккуратно и осторожно, чтобы не переборщить.

«Уши»

theoretic: Отлично. Очень эффективны — снижение превышает -3. Складываются легко, чуть залипают, раскрываются самостоятельно, очень не спеша.

«Уши» + акселератор

theoretic: Отлично. Впечатлён эффективностью — снижение может доходить примерно до -6. Давненько такого не встречал у перформансов!

Выводы

theoretic: В целом Ред, безусловно удался. Он не имеет заметных недостатков, а его достоинства в виде прекрасной, выдающейся в своём классе манёвренности и комфортного поведения позволяют Реду уверенно выделиться из общей массы аппаратов с лейблом EN C. Впрочем, палка-то о двух концах. Лёгкие и точные клеванты Реда требуют от пилота лёгкой и точной руки. Любителей подзажать от души или помахать руками Ред быстро заставит взяться за оттачивание техники пилотирования. Высокая чувствительность Реда ограничивает минимальный потребный налёт солидной цифрой 100-120 часов. При меньшем налёте пилот Реда, вероятно, будет вынужден общаться с аппаратом на Вы и попросту не сможет использовать все его возможности. Зато для достаточно опытного пилота Ред — это просто игрушка. Прекрасная, послушная игрушка, доставляющая радость каждым витком термической спирали. Аппарат получился достаточно универсальным, но лучше всего у него получаются термическое парение и пилотаж. Любителям продавливаться на акселераторе сквозь сильный ветер можно порекомендовать что-нибудь более скоростное — но и имеющейся скорости наверняка хватает для серьёзных маршрутов.

Плюсы
  • Великолепная манёвренность
  • Приятное сочетание комфорта и информативности
  • Хорошее поведение на малых углах атаки
Минусы
  • Невысокая максимальная скорость
Особенности
  • Не замечено
Полезные ссылки

Информация о куполе на сайте производителя

Алексей Тарасов aka theoretic
Андрей Урин aka Drakon (фото)

Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность Николаю Жукову за предоставление параплана на тесты

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.