UP Trango XC2: новый стандарт в классе перформанс

UP Trango XC2: новый стандарт в классе перформанс

…Есть такая теория — теория треугольника, вершины которого — летучесть, манёвренность и безопасность. И площадь этого треугольника в пределах одного класса парапланов более-менее постоянна. Пытаясь вытянуть подальше одну из вершин, мы неизбежно вынуждены жертвовать одной, а то и двумя другими. Но с годами площадь этого треугольника имеет свойство расти. Причём не постепенно, а революционными рывками. Каждый такой рывок — это новое, очень удачное крыло, которому удаётся преодолеть ограничения своего класса.

Есть фирмы, которым удаётся устанавливать стандарты, создавая как раз такие прорывные крылья. В разное время к таким тренд-сеттерам относились ITV, Edel, Gin, Windtech, Sky Country, Axis и ещё многие, которых уже и не упомнить. А есть другие фирмы, которые предпочитают спокойное и надёжное эволюционное развитие революционным рывкам. Долгие годы UP была именно в их числе. Нет, это не значит, что UP плелась где-то в арьергарде — скорее эта компания брала за душу комфортом и приятным характером своих изделий. Но времена меняются, и, похоже, пришло время, когда UP с полным правом может занять место в лидирующем пелотоне конструкторов. Давно уже не испытывал такого удовольствия от тест-драйва! Впрочем, ближе к делу…

Преамбула

История Trango XC2 достаточно любопытна, чтобы начать именно с неё. Аппарат вырос из тех прототипов, на которых весьма убедительно выступал на X-Alps румын Toma Coconea. Что требуется от «икс-альповского» крыла? Суперлетучесть? Нет — для полётов в рамках X-Alps вполне достаточно хорошего хай-перфа. Суперманёвренность? Пожалуй, да. Вёрткое крыло будет лучше набирать и позволит садиться практически куда угодно, что в условиях бивачного полёта ох как важно. Супербезопасность? Безусловно! В условиях многодневной гонки на выносливость «икс-альповцы», случалось, засыпали в воздухе… Аппарат, созданный для Коконеа, возложенные на него ожидания оправдал. А опыт, набранный в процессе создания этого специфичного крыла, сильно пригодился при разработке Trango XC2. Изначально аппарат планировали сертифицировать в классе D, но пассивная безопасность прототипов оказалась столь высока, что решено было вести нарождающийся хай-перф в класс EN C. И это получилось! А теперь, собственно…

Конструкция

 

Весь фарш (с). Уж так старались, что практически дальше некуда. Красивые полукруглые заборники. Изрядной длины риджифойлы. Короткие дополнительные нервюры по задней кромке. Обилие силовых стяжек внутри купола, который красив, даже изящен, имеет очень неслабое для EN C удлинение 6,8 и столь же неслабую арочность. Хитрой-прехитрой формы «уши» с лёгким загибом назад. Красиво! Стропы по верхним ярусам, естественно, безоплёточные — по нижним, впрочем, тоже. Довершают всё это великолепие концы, достойные какой-нибудь злющей Мантры-двухрядки. Нет, рядов у Trango XC2 всё-таки три — но концы, в полном соответствии с модой, узенькие, 12-миллиметровые. На задних рядах обосновались изрядных размеров красные пластиковые шары — за них положено держаться при подруливании в полёте на акселераторе. В проводке акселератора замечены добротные подшипниковые ролики. Про вертлюги у клевант можно было бы уже и не писать… Короче, всё, до чего можно было бы додуматься, плюс ещё немножко.

Работа с крылом на земле

Хорошее, простое и понятное поведение при большом удлинении, похоже, постепенно входит в моду. Помнится, несколько лет назад меня приятно удивил Icaro Ice2, который при «наземке» был на диво прост и изумительно послушен для своего огромного удлинения 6. Теперь почти то же самое я с удовольствием пишу про Trango XC2. Правда, удлинение у нашего сегодняшнего подопытного — не скромные по нынешним временам 6, а целые 6,8 . Если и есть в классе EN C другие крылья с таким удлинением, то на время написания этого тест-драйва они мне неизвестны. Плавно, но энергично выходит Trango в полётное положение, требуя от пилота лишь чуть больше внимания, чем какая-нибудь рядовая «ен-цешка». Над головой крыло стоит как влитое, никуда особо не клюя и не заваливаясь, но чётко и быстро реагируя на короткие пробные движения моих рук, продетых в клеванты. В движениях Trango нет той мощи, которая свойственна более длинностропым аппаратам — это крыло двигается над головой довольно быстро, но его так же легко и быстро можно остановить. Упражнение «положи меня ухом на землю» заставляет меня немного напрячься, но и эту задачу мы с Trango решаем с пары-тройки попыток. Для удлинения под 7 — просто отлично. В принципе, при несильном ровном ветре и на земле с таким крылом сможет справиться даже продвинутый выпускник лётной школы. В более сложных условиях ему банально не хватит точности и быстроты реакции.

Взлёт, буксировка

К сожалению, мне довелось полетать на Trango только с лебёдки. К сожалению — потому, что это крыло явно создавалось для горных полётов, и буксировочные полёты над равниной на Trango воспринялись скорее как нонсенс, единственная доступная мне возможность попробовать это крыло в деле. Нет, никаких проблем с буксировкой у подопытного не обнаружилось. Едва заметный завал крыла назад можно вполне простить, а фирменная чуткость и точность клевант позволяет удерживать крыло на линии буксировки практически силой мысли. В реакциях на работу весом под тягой Trango тоже вполне жив, хотя и без излишеств. На сладкое — практически отсутстсвующий клевок после отцепа.

Полёт

Да, это практически любовь с первой затяжки! Тест-драйвы сделали меня изрядным привередой, но Trango — один из немногих аппаратов, который понравился сразу и безоговорочно. Понравился интересным сочетанием какой-то почти кошачьей мягкости, плавности во всех своих движениях — и при этом мгновенной, точной, почти взрывной реакции на работу корпуса и рук. И всё это — при очень-очень достойной летучести на уровне типичных крыльев из начала-середины класса EN D! Из более-менее свежей техники к неповторимому стилю Trango, пожалуй, ближе всего подходит поведение его «младшего брата», имя которому — Summit XC2. Фирменная точность и быстрота реакций свойственны и ему, но, несмотря на вроде бы один для этих двух крыльев класс сертификации (EN C), Саммит воспринимается именно как младший брат — поскромнее да попроще. И не рискну сопоставлять эти два крыла ни с чем больше из недавно протестированных мной «перформансов». Восьмая Сигма от Эдванс ведёт себя более спокойно и респектабельно, озоновская Дельта, на мой вкус, брутальна и непроста, и лишь файербёрдовский Игл2 несколько приближается к Саммиту и Транго своим сочетанием покладистого характера и очень приличной манёвренности.

Летучесть

Очень быстро, с первого же полёта, становится ясно, чем же пожертвовали в UP ради сертификации EN C для столь длинного крыла. Скоростью! Жертва эта вполне типична и даже ожидаема, но это всё-таки ложка дёгтя в бочке мёда, и слаже от этого она не становится. Измерить скорость корректно возможности не имел — сильно мешала термичность — но думаю, что верхний предел скорости для Trango находится где-то в районе 55 км/ч. Для столь амбициозного крыла это очень и очень немного. Зато безопасность! Зато глайд! Думаю, что явных конкурентов по максимальному аэродинамическому качеству у Trango XC2 на время его выхода в серию просто не было. На скоростях от балансировочной до 50-52 км/ч Trango XC2 планирует не хуже типичных аппаратов середины класса EN D. Конечно, против какого-нибудь насильственно запихнутого в EN D суперкрыла вроде Ozone Enzo или Niviuk Icepeak6 шансов у Trango будет маловато, но затрудняюсь сказать, что летает лучше — Trango XC2 или, например, Ozone Mantra M4. Всё очень серьёзно и по-взрослому. Масла в огонь соревновательных амбиций подливает лёгкий удобный акселератор, на полном ходу которого Trango сохраняет не только комфорт и мягкость поведения, но и вполне приличный «глайд». Гонять на акселераторе в хвост и в гриву хочется сразу, с первого же полёта. А вот ощутить недостаток скорости (по сравнению с достаточно летучими и быстрыми «дэшками»!) удаётся далеко не сразу — сказывается высокое качество на правой стороне поляры. Вообще-то Trango очень красноречиво намекает на то, что не будь он стиснут рамками EN C — мог бы гонять намного быстрее. Состояние передней кромки на максимальной скорости — безукоризненное, а стойкость к сложениям на такой скорости остаётся ещё очень и очень велика. Постоянно ловил себя на желании взять и втихую увеличить ход акселератора — но тогда прощай, EN C! Зато скорость снижения у Trango достойна всяческой похвалы. Вроде бы и создавалось это крыло для гор, но с таким прекрасным термическим виражом они отлично покажет себя и на равнине. В прямом полёте с нормальной загрузкой снижение очень невелико, где-то в районе 1-1,1 м/с. А в термической спирали начинает сказываться высокое качество подопытного — и без того небольшое снижение по мере уменьшения радиуса спирали нарастает удивительно неохотно. И тут самое время вспомнить о том, насколько здорово управляется Trango…

Манёвренность, работа в потоках

Ну ладно, максимальная скорость у Trango XC2, может, и не лучшая в классе EN C. Зато манёвренность… Ууу… Короче говоря, за всю историю моих полётов мне встретилась, может, пара-тройка крыльев, потенциально способных уделать Trango в термической спирали. Причём были это крылья опен-класса. А среди хай-перфов и тем более перформансов, в число которых волей судеб попал и наш подопытный, мне пока ничего подобного не встречалось. Реакция на клеванты — точная, мгновенная, но при этом ни малейшей резкости или грубости! Аппарат «идёт за рукой» настолько точно и плавно, что поначалу это даже как-то и не осознаёшь. Просто мы вместе с крылом, как одно целое, без видимых запаздываний и сложностей, крутимся куда угодно и как угодно! Прочувствовать тонкости в поведении крыла удаётся, только перехватив клеванты кончиками пальцев. Жёсткие ручки клевант этому крылу не просто полезны — они ему необходимы! Повысив таким макаром чувствительность рук, начинаю замечать едва приметные запаздывания и переходные процессы в момент входа в вираж и изменения его радиуса. Эти тонкие движения крыла как раз и придают фирменному транговскому виражу ту самую упругость и, если угодно, наполненность, которой не может похвастаться ни одно другое известное мне крыло этого класса. Что интересно, примерно так же дело обстоит и с реакцией подопытного на работу весом. А в совокупности получается такой вираж, с которым важно не переборщить. Пожалуй, именно способность Trango мгновенно и очень ярко реагировать на команды пилота становится основным ограничивающим фактором, задаёт порог вхождения для этого крыла. Пилот с недостаточно тонко настроенной моторикой и без должной быстроты реакции попросту не будет хозяином положения. Точность и быстрота реакции — неотъемлемые свойства Trango, но того же этот аппарат требует и от своего пилота. Зато если получается — то это восторг!.. Любой термик, любые радиусы вращения этому крылу по силам. Плавно и быстро меняя крен и скорость вращения, Trango сразу же накрепко «цепляется» за поток, а поиск ядра и центрование происходят как будто сами собой, быстро и точно. Если же хочется более радикальных манёвров — то и они для Trango совершенно не проблема. Крутую спираль надо раскручивать с оглядкой на высочайшую чуткость этого крыла — загнать снижение за -10 можно с одного оборота. Впрочем, при достаточном умении пилотировать и чувстве крыла можно так же быстро вывести аппарат из спирали — он выполнит любую команду пилота моментально, не раздумывая. Винговеры на Trango легко и естественно переходят в косые петли с одного-двух движений, а если постараться чуть больше — то можно, наверное, вывести аппарат и на тамблинг безо всяких предварительных разгонов-переразгонов. Короче, восторг! Аппарат может всё. Нужен только адекватный такому крылу пилот, чтобы полностью раскрыть возможности этого замечательного крыла.

Динамика, энергоёмкость и информативность

Пожалуй, хорошо, что создатели Trango сделали его таким низеньким. Будь Trango высокостропным крылом старой школы — «стрелял» бы после каждого манёвра с чудовищной силой, и никакие супер-чуткие клеванты не помогли бы обуздать его мощь. Но сейчас над моей головой аппарат, построенный в современной идеологии, с небольшим количеством на удивление коротких строп. Да и моментные характеристики профиля у Trango, вероятно, способствуют высокой устойчивости этого крыла по тангажу. Да, Trango, конечно, способен совершать всякие клевки и переразгоны, но для своего очень немаленького удлинения Trango просто фантастически спокоен. Накопление и отдача скорости происходят плавно, без взрывных, мощных движений крыла. Любой клевок, быстро начавшись, быстро и заканчивается, а остаточные колебания крыла обычно невелики, хотя при полностью пассивном пилоте могут продолжаться довольно долго. Послушная, контролируемая энергия — вот что такое Trango. В потоках все движения крыла отличаются быстротой и небольшой амплитудой. Причём резкости в них нет — аппарат не дёргается, не трясётся, а упруго и быстро перепрыгивает из одного термического пузыря в другой, чуть помахивая консолями. Жёсткости по размаху у Trango чуть-чуть не хватает — не надо ожидать от этого крыла «монолитности» в болтанку. И чем меньше удельная нагрузка, тем больше Trango будет махать консолями и извиваться над головой. Впрочем, даже при загрузке по низу вилки эти движения крыла достаточно комфортны и не доставляют пилоту проблем — амплитуда их невелика, и ничем серьёзным они не грозят. Так же мягко и упруго меняется у Trango и воздушная скорость. Лёгкое подвисание на входе в ядро — как вдох, как пауза между двумя фразами. А дальше — такой же лёгкий, но быстрый клевок, решительный набор скорости, на котором самое время чуть дать аппарату клеванты — и через секунду мы уже крутимся точно вокруг ядра. Клеванты у Trango, что удивительно, информативны ничуть не меньше, чем движения по тангажу и колебания скорости. Обычно у сертифицированных крыльев ярко выражен только один какой-нибудь аспект информативности. Аппарат может общаться с пилотом посредством вариаций скорости, движений по тангажу или изменений нагрузки на руки и корпус — но и тут Trango отличился. Есть всё. И если информации многовато — то можно просто игнорировать часть её, сосредотачиваясь на том, что удобнее воспринимать. Поначалу, центруя узкое ускользающее ядро, я по старой привычке прислушивался в основном к шуму потока и внимательно отслеживал каждое движение по тангажу — но быстро понял, что для уверенной обработки потока достаточно только информации, приходящей с крыла на клеванты. А если немного влетаться в Trango и начать одновременно использовать это всё — то, наверное, не найдётся такого потока, который Trango не сможет найти и отцентровать!

Опасные режимы полёта

Асимметричное сложение

Пять с жирным плюсом. Честно говоря, морально готовил себя к тому, что «асимметрия» на крыле с таким серьёзным удлинением будет не самой простой. Но как же я ошибался! Поведение на «асимметрии» у Trango оказалось просто великолепное. Сложить крыло от души, как ни странно, оказалось не слишком сложно — если дёрнуть от души, то сложение распространяется процентов на 70 размаха и примерно на половину хорды. А дальше… Дальше всё просто. Крен-скольжение в пределах 60 градусов, косой клевок градусов на 45, потеря высоты метров 15 — и всё! Снова прямой полёт. Выглядит впечатляюще, особенно на раскадровках. Да, именно таким должен быть аппарат, созданный для полётов впритирку к скальникам где-нибудь в районе Мармолады. Сложение вряд ли застанет пилота врасплох, а выйти из него большого труда не составит.

Фронтальное сложение

Тут у меня уже начинает кончаться шкала оценок. Лучше, чем «асимметрия». Добиться от Trango глубокой «фронталки» оказалось нелегко — линия сложения упорно не хотела сдвигаться дальше, чем концы жёстких вставок, да и усилие на руках оказалось немаленькое. Получив сложение, Trango впечатляюще тормозится, но никакого мега-клевка за этим торможением, как ни странно, не следует. Амплитуда клевка редко превышает 45 градусов, а скорость (да и вообще нормальный режим полёта) восстанавливается очень быстро. И никаких тенденций к подвисаниям-парашютированиям! Единственное, на что можно было бы чуть ругнуться — так это на залипающие после «фронталки» «уши», но это мало на что влияет.

Подсрыв из термической спирали

«Пятёрка» с особенностями. Хитрая конструкция транговского «уха» и верхних ярусов рулевых строп позволяет «посадить» локальный срыв на самую законцовку крыла, не срывая остаток консоли. В результате уже сорванное «ухо» уезжает далеко назад по потоку, изгибая крыло так, как будто это хороший спортивный лук перед выстрелом. Но аппарат при этом ещё летит! Летит, предупреждающе сбрасывая нагрузку на руку и давая раззяве-пилоту добрую секунду, если не больше, на исправление собственной глупости. Замечу, впрочем, что нагрузка на руку вблизи срыва у Trango поменьше, чем у более простых крыльев, да и сам ход руки до начала срыва не слишком велик. Спасает прекрасная манёвренность, требующая очень умеренной работы руками. Выход из подсрыва — быстрый, но плавный, с некоторым переразгоном. Остаться в термической спирали вполне реально.

Режимы быстрого спуска

«Уши»

Очень хорошо. Режим стабилен, что по нынешним временам большая редкость. Сложить «уши» достаточно легко, раскрываются сами, с запаздыванием в пару секунд. А вот скорость снижения на «ушах» не слишком велика — в районе 2 м/с.

«Уши» + акселератор

Очень хорошо. Стабильность «ушей» при использовании акселератора никуда не девается, а снижение вырастает где-то до -3… -3,5.

Крутая спираль

Хорошо. Проблем со входом и выходом нет, спиральной нейтральности не обнаружено. Но использовать крутую спираль как средство снижения сложновато — перегрузка при снижении больше -10 м/с становится некомфортной.

Выводы

Похоже, UP сейчас в ударе. Trango XC2 не просто получился — он задаёт новые стандарты в классе EN C. Всё при нём — очень амбициозная конструкция, отличные лётные характеристики (впрочем, максимальная скорость могла бы быть и поболее), прекрасная манёвренность и очень, очень высокая пассивная безопасность. Выход этого крыла фактически переопределяет класс «перформанс». Конкурентов на время выхода для Trango XC2 не прослеживается, и теперь всему остальному рынку придётся играть в догонялки, пытаясь добиться такого же удивительного сочетания свойств. В силу своего высокого технического потенциала Trango XC2 — универсальное крыло, которое прекрасно покажет себя и в горах, и на равнине. Равнинным или горным стилем полётов определяется и возможный владелец такого крыла. На равнине это может быть продвинутый пилот-любитель, который уже практически исчерпал возможности типичных «перформансов» (EN C), но пока ещё не рискует пересаживаться на «хай-перфы» (EN D). В горах же Trango XC2 вполне устроит и существенно более опытных пилотов, которые давно уже освоили опен-класс, но готовы сознательно пожертвовать толикой летучести и скорости ради высокой пассивной безопасности. Думаю, полностью себя раскрыть этот аппарат смог бы как раз в руках такого многоопытного пилота в серьёзных горах со слабыми ветрами — например, в Бире. Минимальный потребный налёт для уверенного владения таким крылом определяется в основном быстротой реакции и точностью пилотирования и составляет где-то часов 100. При меньшем суммарном налёте пробовать Trango вполне можно, аппарат не убьёт и даже не испугает своего пилота, но взаимопонимания не случится — пилот просто не сможет воспользоваться теми блестящими возможностями, которые предоставит ему этот аппарат.

Плюсы

  • Очень высокая пассивная безопасность
  • Выдающаяся, вероятно, лучшая в классе манёвренность
  • Высокие в целом лётные характеристики (особенно радует минимальное снижение)
  • Продвинутая конструкция и эстетичный внешний вид

Минусы

  • Некоторый недостаток максимальной скорости
  • Высокая цена

Коллектив paraplan.ru благодарит Романа Ваварина и Виктора Усанова за предоставление аппарата на тест-драйв.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.