Aircross USport: fly different!

Этот тест-драйв сложно назвать тест-драйвом, ибо проходил он в формате… участия в соревнованиях. Чудес я не продемонстрировал, в число победителей не вошёл — но дело тут не в аппарате. А вот узнать аппарат при общении с ним в таком формате удалось очень даже подробно. Подобности и впечатления — ниже.

Конструкция

Куча наворотов плюс определённое своеобразие, оригинальность конструкции. Тон задаёт удлинение; 6.8 — на время написания теста это рекордная цифра для класса EN D. Передняя кромка, мелко нарезанная на частые секции, оснащена всеми обязательными аттрибутами современного спортивного крыла. Закрытые секции, риджифойлы — всё при нём. Плюс ещё кое-что. Точки крепления строп изнутри купола усилены мощными полукружьями из дакрона, а те, в свою очередь, подкреплены чем-то вроде риджифойлов, идущих по большому радиусу. Оборотная сторона такой навороченности купола — он получился довольно тяжёлым, несмотря на применение относительно лёгких артикулов скайтекса.
Как это ни удивительно, УСпорт сочетает приличную арочность с большой высотой стропления. На фоне таких «короткостропиков», как седьмая Омега или Нивиук Пик, УСпорт кажется просто великаном. Впрочем, изрядная высота стропления предрекает спокойное поведение подопытного в болтанку. Забегая вперёд, замечу, что в этом отношении УСпорт совершенно не разочаровал… Форма в плане достаточно агрессивная, с сильно зауженными «ушами» — фирменная особенность всех Эйркроссов. Крой и пошив нареканий не вызывают.
Что удивительно — нижний ярус стропления УСпорта сделан из самого что ни на есть обычного суперарама в оплётке. С одной стороны, это хорошо и практично, с другой — тонко намекает на богатый потенциал крыла и на искусственно введённые производителем ограничения, от которых счастливый владелец УСпорта наверняка со временем захочет избавиться.
Свободные концы — из стремительно становящейся традиционной узенькой сантиметровой ленты. Причём это ещё простецкая комплектация Успорта: под заказ доступны более хитрые, но и более дорогие концы из трубчатой дайнимы-чулка. Схема стропления, естественно, трёхрядная. Что интересно, стропы нижних ярусов полностью оплёточные. Ручки клевант — без чудес, добротные, довольно большие, с вертлюгами.

Взлёт, работа с куполом на земле

Впечатления интригующие. Совсем не то, чего ожидал. С одной стороны, для своего удлинения аппарат на диво послушен, легко прощает несимметричный вывод и вменяемо реагирует на работу рядами и весом. Но в слабый ветер большая масса купола ощущается постоянно, и ощущение это не из самых приятных. Есть риск недовывода, и если аппарат не дошёл до рабочего положения — то он почти наверняка брякнется на землю. Конечно, опытный и быстрый пилот в состоянни будет «подхватить» УСпорт А-рядами от самой земли — но в любом случае не следует рассчитывать на лёгкость выхода купола, когда ветер слабый. Зато при ветре от 2-3 м/с всё становится намного проще. Аппарат вылетает над головой ожидаемо быстро и даже лихо, но остановить его над головой не составляет большого труда.
Про развлечения вроде укладывания аппарата ухом на землю и вывода обратно можно почти забыть. Почти — потому что это всё-таки возможно при достаточно бодром ветре и наличии под куполом хорошо тренированного, вменяемого пилота. Крыло при таких развлечениях корчится и корячится ничуть не хуже современных компетишенов, но, в отличие от них, всё-таки позволяет некоторую фамильярность при работе на земле.

Полёт, манёвренность

В целом впечталение от УСпорта осталось приятное и необычное. Этакий Эппл Макинтош на фоне бесконечных ПиСи. И прежде всего такое впечатление создано необычной идеологией, в которой построен УСпорт. Обычно «хай-перфы» пректируются и доводятся именно как «хай-перфы», пусть и с разным балансом летучести, манёвренности и безопасности. УСпорт же — не будем лукавить! — это «компетишен», который искусственно ограничили и упростили, загнав в довольно жёсткие рамки класса D системы EN.
Летучесть. Для «хай-перформанса» — просто отличная. Думаю, что на время выхода тест-репорта конкурентов у УСпорта в этом отношении просто нет. Главный козырь подопытного — качество в правой половине поляры, на скоростях 40 и больше км/ч. Оно просто великолепное. В цифрах выражать не буду — слишком сложно измерить, но это и неважно. Повторюсь — конкурентов УСпорту по этому параметру на время написания репорта я просто не вижу. Более того — первые 40-50 процентов хода акселератора как минимум не ухудшают качество, а стабильность подопытного на достигаемых при этом скоростях настолько велика, что акселераторные режимы можно использовать практически без ограничений по силе болтанки. Впрочем, есть в этой бочке мёда и ложка дёгтя — максимальная скорость УСпорта, увы, достаточно скромна даже по меркам класса «хай-перформанс», от силы 55 км/ч. Искусственность этого ограничения просто бросается в глаза. Акселератор лёгкий и удивительно короткий, и на полном его ходе постоянно хочется выжать ещё. И ещё, и ещё! Ведь аппарат так здорово терпит болтанку и почти не «сыплется»! Но увы — блочки уже упёрлись друг в друга… А теперь — тсс, никому не говорите! — лёгким движением рук, тьфу, заменой строп и концов УСпорт можно превратить в полноценный «компетишен». И имя ему — USport FR. Конечно, о безопасности EN D после такого апгрейда придётся забыть. Зато аппарат избавится от сковывающих его ограничений и обретёт, наконец, свою полную скорость. Которая, если верить производителю и очевидцам, зашкаливает за 60 км/ч.
Впрочем, и та скорость, которая доступна владельцам обычных УСпортов, в сочетании с удивительно высоким качеством аппарата на этой скорости позволяет просто творить чудеса. Одно такое глупое чудо я нечаянно сотворил, пытаясь взять ошибочно выставленный мной старт-цилиндр. Для этого надо было пройти километра 2 против сильного ветра в слабую термичку. И ведь, что характерно, почти прошёл! В целом картина вырисовывается интересная. При полёте против ветра УСпорт заметно отстаёт от типичных «хай-перфов» по горизонтальной скорости, но зато не менее заметно превосходит их пологостью траектории. На соревнованиях это, пожалуй, даже бывает удобно — на переходе конкуренты улетают вперёд, а владелец УСпорта не спеша, но верно догоняет их, «прыгая на крышу» найденного лидерами потока. В среднем может получиться даже быстрее, чем у лидеров…
Со скоростью снижения у УСпорта тоже нет ни малейших проблем. Несмотря на высокую балансировочную скорость, аппарат прекрасно парит как в сильных, так и в слабых потоках. Прекрасная манёвренность и покладистый нрав подопытного провоцируют пилота на агрессивный и даже наглый стиль пилотирования в потоках. Отличная информативность позволяет выживать в «соплях», постепенно перецентровываясь и находя, наконец, достойное обработки ядро. Благодаря высокому удлинению и отличной аэродинамике аппарат способен сохранять пристойное снижение даже в компактных, скоростных спиралях. Несколько раз слышал от других пилотов вопрос — почему у УСпорта не триммеров? А зачем? И без них всё хорошо!
Манёвренность. Опять-таки без нареканий. Для своего удлинения, для своей философии аппарат на удивление прост и доступен. Нет нужды филигранно работать клевантами — они довольно длинные, и при всей своей остроте реакций УСпорт прощает более-менее грубое пилотирование. Конечно, всё относительно — я сравниваю УСпорт с другими «хай-перфами». Читатель должен чётко понимать, что в сравнении, например, с «двойками» УСпорт существенно более строг и чуток. Руками особо не помашешь — но от владельца «хай-перфа» таких грубых ошибок ожидать просто нельзя. А если пилотировать УСпорт так, как это принято в его классе — то впечатления только положительные. Очень хорошо подобрана нагрузка на клеванты — они ни тяжёлые, ни лёгкие, самое оно. Люфт клевант практически отсутствует, и с первых сантиметров хода начинается чёткая, быстрая и предсказуемая реакция. Вход в вираж происходит практически мгновенно, большое удлинение и размах при этом не ощущаются совершенно. Естественно, начинать вираж надо движением корпуса и только потом помогать себе клевантами. Реакция на вес, кстати, тоже близка к образцово-показательной. Аппарат постоянно провоцирует пилота на быстрое и динамичное пилотирование. Как-то раз шёл переход — и вдруг буквально через секунду мы с УСпортом уже стояли в хорошей термической спирали, крепко зацепившись за неожиданно подвернувшуюся узкую «двойку». Для УСпорта это в порядке вещей!
Если в пилотировании захочется пойти несколько дальше термических спиралей — то УСпорт тоже не разочарует. Конечно, аппарат не предназначен для акро, но полноценные винговеры он выполняет просто замечательно. Ограничением УСпорта становятся очень, очень большие периоды колебаний по тангажу. Спровоцировать этот аппарат на действительно быстрый и резкий клевок очень сложно. Зато по крен-скольжению всё заметно проще. Поймав неторопливый ритм движений крыла и действуя в фазу с ними, эти движения можно довольно быстро сделать очень амплитудными. На винговерах задача упрощается тем, что УСпорт одновременно стоек к сложениям и имеет длинный ход клевант. Попытки намеренно выполнять винговеры неаккуратно не позволили добиться от УСпорта даже сложения «уха»!
Информативность и энергоёмкость. И снова всё хорошо, если не отлично. Как это часто бывает при большой высоте стропления, УСпорт слабо информативен по тангажу — зато очень здорово «играет» воздушной скоростью. Нагрузка на клевантах тоже весьма информативна. В болтанку аппарат не кажется нервным на фоне других «хай-перфов» — скорее он живой, весёлый и в меру азартный. УСпорт постоянно подталкивает своего пилота к активным действиям, рвётся вперёд по маршруту, прекрасно входит даже в узкие сильные потоки и самостоятельно в них «завинчивается». Энергоёмкость УСпорта выше среднего, но благодаря неторопливости движений по тангажу она редко когда мешает. Проблемы возникают только в сложных резких потоках — поначалу при перецентровке бывает трудно отделить движения крыла, спровоцированные болтанкой, от движений, вызванных переходами скорости в высоту. В потоках надо стараться вести УСпорт как можно ровнее, избегая забросов скорости — и тогда чере пару-тройку часов налёта всё встанет на свои места.

Безопасность

Полноценного тестирования УСпорта на поведение в опасных режимах я не проводил — всё-таки это почти «компетишен», да и лейбл EN D говорит сам за себя. Однако некоторые ремарки всё же вставлю. Как и другие аппараты с риджифойлами, УСпорт отличается очень высокой стойкостью к сложениям — но протекают они резко и жёстко. Благодаря риджифойлам аппарат имеет своеобразный режим «недосложения» — передняя кромка обмякает, и чётко видно, как нагружаются риджифойлы. Особенно часто это происходит в полёте на максимальной скорости. Аппарат предупреждает о том, что надо приотпустить акселератор — и стоит чуть подобрать ноги, как передняя крома снова наполняется и принимает безукоризненный внешний вид. Несколько раз при входе в сильные потоки хлопали «уши» — но более мощных «боевых» сложений на УСпорте получить не удалось.
Особенность УСпорта на спровоцированных сложениях — крайне резкий характер раскрытия. Похоже, мощные усиления точек крепления строп нужны для того, чтобы стропы банально не вырывало из купола при раскрытиях! Асимметричное сложение 40% раскрывается мгновенно после отпускания А-ряда с грохотом, напомниающим раскрытие спортивного парашюта. Сильно отклониться по курсу и потерять больше 5-10 метров высоты аппарат не успевает, но проблемой становится непредсказуемость следующего за раскрытием косого клевка. Вблизи склона резкое раскрытие «асимметрии» может как окончиться без последстий, так и привести к резкому развороту в склон.
Что неприятно, примерно то же самое происходит и при попытках сложить «уши». Пожалуй, это главный недостаток УСпорта. Пользоваться «ушами» на нём практически невозможно. Складываются они с умеренным усилием, но буквально через секунду после сложения теряют стабильность, начинают хлопать. «Ушную» стропу после пары-тройки хлопков попросту вырывает из руки, даже если держать очень крепко.
Фронтальных сложений, как «боевых», так и спровоцированных, на УСпорте не имел. Со срывными режимами на УСпорте столкнуться тоже очень сложно — хода клевант велики, манёвренности хватает с избытком, «душить» аппарат даже в слабых потоках нет никакого смысла, ибо он отлично парит даже на высокой скорости.

Выводы

УСпорт — безусловно, очень удачный и интересный аппарат. Однако это нишевый продукт, игрушка не для всех. Похоже, аппарат создавался под вполне определённый, довольно узкий круг пилотов. Это идеальный выбор для тех, кто уже практически исчерпал возможности класса «хай-перформанс», но ещё не готов пересаживаться на полноценные аппараты open-класса. Повторюсь, по сути своей УСпорт — это скорее не «хай-перф», а упрощённый «компетишен». Соблазн переделать УСпорт в USport FR после одного-двух интенсивных лётных сезонов будет почти непреодолим — и думаю, что практически все владельцы этого аппарата не будут ему противиться. Думаю, что немаловажным фактором выбора станет и оригинальность, необычность аппарата, возможность не быть как все.
Несмотря на введённые производителем ограничения, УСпорт обладает прекрасными лётными характеристиками, которые позволяют летать отличные маршруты и в горах, и на равнине. Минимальный потребный налёт — не меньше 150-170 часов, из которых не меньше 70-80 — в предшествующий покупке сезон.

Плюсы
  • Отличные совокупные лётные характеристики
  • Очень приятный характер, спокойное поведение в болтанку
  • Отличная манёвренность
Минусы
  • Искусственно ограниченная максимальная скорость
  • Невозможность использовать «уши» как метод быстрого спуска
Особенности
  • Не замечено
Полезные ссылки
Алексей Тарасов aka theoretic

Коллектив paraplan.ru выражает глубокую признательность дилеру Aircross в России Сергею Мизурову AkA Aircross за предоставление аппарата для участия в Кубке России.

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.