«Синяки и шишки» сезона 2000

В. Павлов

Вот и завершился летный сезон в нашем клубе. В отличии от предыдущих он был характерен большим количеством лебедочных полетов, а где много летают, там случаются и падения. Чтобы ЧП было меньше, полезно их анализировать, тогда в следующий раз не надо будет наступать на «грабли», которые кому-то уже наставили шишек.
Итак, займемся этим самым анализом.
Я не буду перечислять ФИО участников — на их месте могли бы оказаться и другие.

1. Апрель.

Место полетов: Рыболово. Условия полетов: ветер 3-7 м/с, турбулентность слабая. Пилот-парапланерист Татьяна Ф. 3-го разряда очень хотела полетать и побольше. Т.к. клубный параплан один, а летать хочется, она выпросила у одного из не клубных пилотов его личный параплан и стартовала на активной лебедке (лебедка, принадлежит компании AsA). На взлете, на высоте 3 метров получила задний свал и при падении повредила позвоночник. После месяца в больнице и нескольких в корсете сейчас снова летает. В процессе разбора происшествия выяснилось, что параплан, который она взяла, старый с «выбитым» ресурсом и на нем в последнее время летал только хозяин. На старте не было инструктора клуба.
Выводы:

  • отсутствие инструктора,
  • самодеятельность самого учлета,
  • «медвежья услуга» хозяина параплана,
  • ошибка оператора

привели к летному происшествию.

2.Июнь.

Место полетов; Рыболово. Дельтапланерист Сергей М., 3 разряд. К этому времени выполнил около 20 полетов на активной лебедке и летал уверенно. Дельтаплан «Атлас».
Условия: ветер встречный 1-2 м/с., турбулентность отсутствовала (старт выполнялся после 18.00).
Это был первый его полет на пассивной лебедке. Взлет вдоль бетонки, но не с нее, а на расстоянии 5-6 м. параллельно дороге с поля, покрытого травой.
После слабого разбега на старте пилот отдал ручку от себя и взлетел без запаса скорости. На высоте 3-4 м. произошло сваливание аппарата вправо с падением на бетонку. Удар получился скользящим и пришелся на правый нижний узел трапеции. Дельтаплан скользнул на трапеции до края дороги и уперся в высокий земляной бруствер на ее краю. Сергей плечом ударился в этот бруствер и сломал ключицу.
Выводы:

  • до этого Сергей М. летал на активной лебедке около месяца назад. Перерыв в полетах и первый старт на пассивной лебедке оказались слишком сложной задачей для спортсмена 3-го разряда (методическая ошибка инструктора),
  • пилот не принял необходимых мер по самостраховке ( не встретил землю ногами).

3.Июль.

Рыболово. На клубных полетах опять отсутствовал парапланерный инструктор. К полету готовился на «Huntere» учлет Павел Л. Проверку снаряжения проводил другой учлет того же уровня.
После старта на пассивной лебедке на высоте около 200-х метров пилот почувствовал рывок и увидел, что начала отрываться одна из лямок свободного конца. Павел произвел отцепку, на всякий случай взялся рукой за лямки выше карабина и нормально долетел до места посадки. После посадки особого беспокойства не проявлял, считая, что отрывалось что-то несущественное. Подошедший Макс определил, что Павел летел, подцепившись одним из карабинов за конец триммерной (!) петли и не оборвалась она только чудом. Кроме того, когда пилота спросили, а бросил бы он парашют, оторвись лямка полностью — Паша удивился: «А он у меня был?» Паша полетел в чужой подвеске, в которой парашют был, но он не обратил внимания на такую «мелочь».
Выводы:

  • отсутствие инструктора,
  • проверка готовности снаряжения пилота проводилась человеком, который просто не был способен сделать ее как нужно,
  • пилот не знал о наличии у него парашюта.

В этом случае много чего отсутствовало. Много было только везения у Паши, с чем его и поздравляем.

4.Июль.

Пилот-парапланерист Сергей Р. 3 разряд. Условия: ветер 2-3 м/с встречный, турбулентность слабая. Параплан «Блюз»
Взлет на клубной пассивной лебедке. Инструктора на старте опять нет. После взлета, находящиеся на старте заметили, что у купола серьезная завязка на С-ряде левой консоли. К сожалению со стороны оператора это не видно. Пилот поднимается на 10 метров и начинает сноситья влево от дороги. Оператор снижает тягу, чтобы пилот исправил снос. За дорогой пилот выправляет полет. К этому времени он оказывается на высоте 3 — 4 метра Тяга увеличивается и вдруг купол резко оказывается за спиной пилота на одном с ним уровне. Полный свал! Сергей падает на спину. На нем была подвеска «Чарли», взятая в этот полет у товарища и мягкий протектор в ее спинке спас ему позвоночник.
Выводы:

  • перед полетом пилоту следовало более внимательно осмотреть стропы,
  • опытный выпускающий или инструктор заметил бы эту неисправность,
  • если бы была возможность остановить процесс буксировки со стороны выпускающих, ЧП можно было бы предотвратить в самом начале.

5.Август.

Весь день в Рыболово дует приличный ветер. «Чайники» сидят на земле и грустят. Из-за их «бараньего» веса РП не пускает летать пока не стихнет. Парапланерного инструктора нет. Вечером, когда стало стихать, двое парней-учлетов (тяжелых) пошли летать на активную лебедку ASA. Учлет Надя В (без разряда) тоже отправилась туда, предварительно получив «добро» РП. Там она убедила выпускающего дать ей никак не меньше, чем параплан «Proxy». На замечания одного из тех двух «тяжеловесов» взять «Hunter» не соглашается. Довод один: «Ты не инструктор!».
После взлета сразу оказывается в режиме продольной раскачки и при очередном каче вперед ударяется копчиком о землю. В результате компрессионное сжатие позвонков. К счастью, сейчас все позади и она уже летает.
Выводы:

  • отсутствие инструктора,
  • самоуверенность учлета,
  • недостаток контроля со стороны РП

Итог печальный!

6.Сентябрь.

Сборы клуба в Крыму. Северный склон. Ветер 6 — 8 м/с прямой на склон. Вечер, термичность отсутствует. Пилот 3-го разряда Борис К., дельтаплан «Атлас».
За несколько дней до этого Боря освоил упражнение «выполнение галсов» без выпаривания.. Получалось у него хорошо и задачей этого полета была попытка выпарить в динамическом потоке.
После выполнения пары галсов Боря делает энергичный разворот и теряет скорость. Аппарат сваливается с высоты 5 — 7 м. на крыло и падает на склон. Пилот встречает землю, держась за ручку на вытянутых руках. Мер по самостраховке не предпринял. В результате — перелом предплечья правой руки и ушибы.
Выводы:

  • нарушена методика обучения. До вылета на парение в этот день Боре нужно было повторить предыдущее упражнение хотя бы одним полетом,
  • пилотом не отработаны меры самостраховки по встрече земли ногами.

Во всех этих случаях прослеживается отчетливая закономерность: без инструктора летать плохо! Почему же мы летали без него — учителя и «ангела-хранителя» учлетов-парапланеристов?
В клубе три инструктора (парапланерных). Гончарук часто занят на коммерческой лебедке и тех, кто летает на клубной, отслеживать не в состоянии, Больнов бывает не всегда, как и Матвеев, который в июле уезжал на Украину. Вот и приходилось мне быть и РП и привлекать в помощь спортсменов 3-го разряда и даже без него. Оказалось, что цена таким полетам слишком высокая.
Что касается дельтапланерных происшествий, то тут ошибки инструктора (т.е. меня) в нарушении методики обучения.
После случая в августе, совпавшего по времени с ЧП в «Параависе» совет клуба принял следующие обязательные правила безопасности полетов на лебедочных полетах:

  • спортсмены до 2-го разряда летают только в присутствии инструктора.
  • при полетах на лебедке с H 50 м обязательно наличие спасательного парашюта.
  • выпускающим на старте должен быть пилот с уровнем подготовки не ниже 3-го разряда.
  • За выполнением данных правил следит и отвечает инструктор или РП.
    В общем-то все эти правила и не только они, отражены в НППД и КУЛПе, просто не всегда на них обращают внимание. Да и сами спросите себя: давно ли Вы заглядывали в эти документы? Многие (особенно парапланеристы и новички-дельтики) даже могут и не знать, что это такое. Небо же при твоей ошибке не будет спрашивать: был ли инструктор на старте, правильно ты подцепился, почему потерял скорость. Об этом придется вспоминать на больничной койке, да со временем заноет рука от старой травмы к перемене погоды.
    Поэтому и приходится устанавливать жесткие правила, а пилоту рекомендуется десять раз проверить свою готовность к полету и не только техническую, но и психологическую.
    В общем не стоит наступать на «грабли», на которых споткнулись наши товарищи в этом сезоне.

    Добавить комментарий

    Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.