Домбай глазами чайника

Скажу сразу — данная статья заточена под людей мечтающих попасть в Домбай с минимальными затратами и насладиться в полной мере всеми его неповторимыми красотами и возможностями для отдыха (в частности — полетами в горной местности). Все написано исключительно на основе собственных впечатлений — если где допустил неточность или у кого есть другой взгляд на представленные вопросы — пишите. Итак начнем.

1. Вопрос первый — что такое Домбай?

Весьма уникальное и неповторимое сочетание природных данных и местных условий для отдыха, причем отдыхать можно от одного факта пребывания — сказывается абсолютно чистая экология, горный воздух и созерцание горных вершин. Находиться Домбай в Тебердинском заповеднике, с внешним миром сообщается по единственному ущелью длиной 19 км — на одном конце ущелья Теберда, на другом — Домбай. От Домбая ущелье разбегается на три коротких ущелья — Русская поляна (точнее Домбай-Елген), Аманауз и Алибек. В итоге, Домбай оказывается на как бы на дне котловины из которой расходится четыре ущелья.

2. Как до него добраться?

Мы добирались на поезде №61 до станции Черкесск (одна особенность — до Черкесска идет всего два вагона — плацкарт и купе, то есть вагоны прицепные — не задолго до прибытия ваши вагоны перецепляют к местному аналогу электрички до Усть-Джегуты, который собственно и довезет вас до Черкесска). В Москве отправление в 16.56 с Курского, ехать ночь, день и под утро после следующей ночи где-то в 7.27 вам нужно быстро вылезти в Черкесске, ибо поезд-электричка-дизель стоит всего 15 минут. Стоимость билетов в купе около 650 рублей , в плацкарте где-то на 200 рублей дешевле. Кстати, поезд проходит по Украине, так что желательно чтобы с паспортами все было в порядке (фотографии, гражданство и прочее), в случае если у вас с документами что-то не так, то средняя плата таможне около 10 баксов (только учтите — всего их аж 4 штуки — так что смотрите сами). По приезду в Черкесск вы встречаете весьма оживленную толпу водителей готовых отвезти вас до Домбая на чем угодно — если вас много, то просто находите автобус — в среднем доехать можно за 150-120 рублей с носа. Ехать 2-2,5 часа. Нам не повезло, доехав до Теберды, узнали что дорога до Домбая закрыта из-за схода лавины, но вопрос с ночевкой весьма быстро решается, ибо в Теберде к этому привыкли и гостиниц хватает. Утром следующего дня дорога уже была расчищена.

3. Где жить, как жить и как питаться?

Где хочешь — мы жили в квартире (порядка 150 рублей с носа в день).
В гостинице цены можно найти в Инете, мы слышали цены — за трехместный номер 500 рублей в день. Горячая вода дается утром и вечером на пару часов — а больше и не надо. Имеется куча кафе и прочих забегаловок с весьма приятно настроенными жителями, которые готовы вас накормить за умеренную плату (поесть можно за 30-50-80-100-… рублей) всеми яствами местной кухни, из спиртосодержащего подается глинтвейн.

4. Что делать когда нет летной погоды?

Кататься на лыжах (горных) — стоит сие удовольствие (то есть прокат ВСЕГО комплекта: ботинки, лыжи, палки) ВСЕГО, да-да вы не ослепли — ВСЕГО 150 рублей В СУТКИ !!! (в Москве за такие цены вам дадут только за палки подержаться на пару часов). В качестве залога — паспорт.
Кататься на лошадках до Алибека и обратно — на любителя.
Вроде все.
Вечером куча халявных дискотек и баров.

5. Как летать ?

Ехать на Домбай лучше всего как минимум после второго разряда и с налетом после 50 часов. Сам летел в Домбае всего два раза. Летали вниз с «маятника», сначала на «Русскую поляну» (перепад около 400 метров), потом пытался притереться на МТЦ (перепад около 600) — в итоге чуть не оседлал сосну высотой метров 25-30. Летать жестко, при затянутом небе над Домбаем есть нули и иногда потряхивает, что происходит при наличии прогрева — не знаю. Старт в снеге по колено, разбег от купола передним стартом — если не умеете стартовать передним, то в Домбае вам делать нечего. Ветер как правило в спину или боковой. Для пробы рекомендую попробовать выставить купол на ровной площадке — если вам удалось выставить купол с первого раза хотя бы 5 раз подряд, то все нормально, можно в Домбай. Посадки можно сосчитать по пальцам — «Русская поляна» (от нее дальше всего добираться), МТЦ (самая сложная), русло реки Аманауз (как правило снег по пояс — выбираться пришлось по пластунски), дальше по маршруту.

6. Что брать с собой?

Дополнительно ко всему обычному (купол, подвеска, запаска, прибор, комбез, теплые перчатки, каска, ботинки, маска, аптечка) обязательно необходимо взять в полет метров 30-35 крепкой веревки (я брал «шестерку»), «спусковуху» и что-нибудь, чем можно пилить ветки (идеально складные ножи с пилками), ну и разумеется рация на 144 МНц (лучше всего Alinco или Standart). Все это хозяйство необходимо при посадке на дерево, особенно если вы сели бог знает где. Учтите, что средняя высота сосен около 30-40 метров. Если вам светит перспектива посадки на деревья, то (далее следует то, что мне советовали) последовательность такая: выбрать самое густое дерево, прицелиться в центр кроны, влететь ногами вперед, тут же начать хвататься за самые крепкие ветки, как остановились — тут же закрепиться за ствол или крепкую ветку грудным ремнем (некоторые возят для этого даже спецпетлю длиной метра 1,5-2). Итак, сидим. Достаем рацию, сообщаем своим невольным свидетелям и просто всем кто вас слышит, что вы на дереве и собираетесь спускаться. После этого можно попытаться сдернуть купол на землю и затем спуститься на землю. Для этого достаем запасенную веревку, крепим веревку к дереву, пристегиваем «спусковуху» к подвеске, пристегиваемся к веревке и ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО ОТСТЕГИВАЕМСЯ от дерева !!! Как оказались на земле и готовы двинуться до дома, достаньте рацию и сообщите что вы на земле и с вами все o’k. Веревка — хрен с ней. Да, кстати, если у вас при посадке возник выбор — либо на дерево, либо на груду камней — лучше на дерево, ибо люди ломались об камни как в мясорубке. Другая опасность — посадка в реку (даже глубиной 0,5 метра — по колено), так как течение хорошее и вас волочит по камням в ледяной воде. Последствия — множественные переломы, переохлаждение, шок от перепада температур. Если стали свидетелем подобного — бросайте все к черту, хватайте веревку или палку покрепче и бегите что есть духу вытаскивать человека. Вот вроде и все. Да, еще не помешает бутылка с минералкой, ибо пить после полета хочется просто жуть и упаси вас есть снег — он лишен всяких солей и поэтому, жажду не утоляет, а с течением времени, как сходите по малому, солей у вас станет еще меньше, и пошло все по новой.

Счастливого отдыха и приятных полетов !!!

Больнов Алексей, пилот 2-го разряда.

P.S. http://www.kavkazinfo.ru/zip/kchr.zip — «Карачаево-Черкесская Республика» 1:200 000 — 4.61 Mb

Добавить комментарий