Приключения на Климухе


Приключения на Климухе (или Крымская кампания -2000)

 Авторы сценария и условные обозначения : k - katy D - Дима  N - Надя  Место действия - Крым, гора Клементьева и ее окрестности, время - 24 августа - сентября 2000 года.  k Хорошая все-таки традиция - на сборы ездить. Этакое "запланированное приключение" :). Попытаюсь излагать кратко, но все, а там - пусть меня поправит "суровая рука товарищей". Ну что - поехали... Ехали мы ночь, потом день, а потом еще почти целую ночь, изредка останавливаясь на "гигиенические остановки" и, чтобы подменить уставших водителей. (фото, где все остановились)   Д Водителей было на 3 машины 5 человек, потому менялись хаотически и бессистемно. Дорога в целом приемлемого качества, скорость держали около 100-120 км-час, и то только по причине двух дельтов у меня на багажнике. Машины такие - Святогор, Девятка и Пассат. Бензин есть на всем пути следования, правда не всегда хороший. Ночевать не останавливались. Вообще, поездка не оставила сильных впечатлений. Полосатые палки были закуплены мелким оптом на территории Украины за солидное превышение скорости и за отсутствие каких-то документов у Норда.   k Первый сюрприз ожидал на таможне: никто из таможенников, ни наших, ни украинских, не возбудился на наше снаряжение ... А возбудил их только Глеб - собака Ильи, больше всего времени ему уделили :).   Д Еще один сюрприз ждал нас через 500 метров от таможни - Хитрые ДАИшники затаились на первом же перекрестке, в машине без опознавательных знаков, хищно напрягши радар. Расчет был на расслабленность москалей после прохождения таможни. Но не тут то было! Кстати таможню мы проходили в поселке Грайворон - весьма либерально, таможенник даже не вышел посмотреть что это у меня лежит на багажнике, удовлетворившись сбивчивым объяснением что это-де катамараны. А вот собака действительно их возбудила, на час примерно. Денег содрали немного - Норд, уточни сколько.   k Второй (а также третий) сюрпризы поджидали нас уже на территории незалежной Украины в виде свирепых и жадных украинских гаишников (лозунг ДАI был написан у них не только на лице, как, к примеру, у российских, а даже на машинах и указателях (например даi, 500м)... Пришлось дать. Притом денег! Притом немало. сожалению, не догадались написать на машине "ПОДАВИСЬ, КОЗЕЛ".   Д Ну, могло быть и хуже, кстати за все время пребывания в крыму я видел ДАЙцев один раз, издали, в салоне проезжающей мимо девятки. И ВСЕ!   k Ладно, хватит о вымогателях. Приехали мы глубокой ночью, изрядно вымотанные, практически в состоянии зомби. Может быть, поэтому пейзаж горы показался жутко мрачным и неприветливым, ничего не видно, темно и страшно. Уставший Димка предложил тут же поставить палатки (как мне показалось, в куче мусора) и завалиться спать.   Д Утро вечера мудренее, впоследствии выяснилось, что мы бы поставили палатки напротив входа в бар.   k Однако у Женьки еще хватило сил доехать до ЦАГИ и договориться о ночлеге в домиках. Дальше ничего не помню :). Утром - завтрак и знакомство с местностью. Да - во время завтрака я почувствовала первые симптомы "крымской прожорливости" - недуг, который не оставлял меня во время всей кампании, его еще называют "хороший аппетит на свежем воздухе".   Д Что способствует лучшей загрузке купола...   k Местность оказалась не такой уж и страшной, а даже довольно живописной 
Классический вид с горы Клементьева
 Настроение сразу улучшилось, тем более, что мы встретили земляков (они как раз собирались уезжать), загорелых и довольных, которые рассказывали нам, как они классно летали, а также купались, загорали, и ели мидий, запивая превосходным вином... (Фото земляков) Все это воодушевило меня до такой степени, что я и слушать не хотела о том, чтобы устраиваться на жительство в Коктебеле, как предлагал Женька. Палатка! Гора! Романтика! Долой душный город! Долой стены и потолок! Поэтому наш отряд разделился: одна часть с комфортом разместилась в Коктебеле, в частной гостинице вторая (немногочисленная) решила глотнуть романтики ;).   Д Уж глотнула, так глотнула. Погода резко испортилась, задул сначала ветер, потом _ветер_, потом уже ВЕТЕР. Палатка боролась, только будучи экранирована машиной, затем все-таки промокла.   k Между тем проснулся Илья... Посмотрел на небо, понюхал ветер и тут вдруг оказалось, что он уже в комбезе и в каске, и пробормотав "А погода то летная", взмыл в небо и начал в гордом одиночестве выпаривать над Южным склоном. Это вызвало замешательство у праздношатающегося по горе народа, от которого отделилось человек десять, похватавших парапланы и присоединившихся к Илье. Между тем легкая дымка, сквозь которую утром светило солнце, уплотнилась, и начал накрапывать теплый, но противный дождичек. Так что Илья оказался хитрее всех - он налетался и сел, не успев намочить параплан, как опоздавшие... По традиции первый раз на Климухе надо летать на северном склоне, так что остальные особо и не дергались ...   Д Дернулись но тут же и обмякли. Купола не надуты, аксели не привязаны, запаски не уложены - Агульная млявасць и абыякавасць до жицця - это шикарное незалежное белорусское выражение - при некоторой смекалке можно понять... (всеобщая расслабленность и безразличие к жизни) Кстати о выражениях - меня плющило от обалденной надписи на самостийных бензовозах "ВОГНЕНЕБЕЗПЕЧНО". О как!   k Теплый дождичек, однако, в этот день не закончился, а даже усилился, и мы проводили время по злачным местам Коктебеля... Не закончился он и назавтра, и на послезавтра, только перестал быть теплым, а стал холодным и мерзким.   N Вообще, вечером первого дня настроение у нас было на 3 с минусом. После nn партий в бильярд в слегка пьяном и насквозь мокром состоянииотчетливо вспомнилась майская Юца, кто был - поймет. Не год, а день Сурка, честное слово.   Д Вода кстати остыла до 10 градусов, что ввергло меня в состояние глубокого уныния. Я за первые два дня уже успел искупаться в прелестных волнах Фото с волнами И хорошенько простудиться. И столь драматическое завершение купального сезона меня нисколько не прельщало. Но на самом деле все только начиналось..., впрочем Катя продолжает   k Ветер усилился до 20 метров и больше, палатки на горе срывало, а те, которые не срывались, складывались и мокли, вылазка от палатки до туалета была подвигом.   Д В такой ситуации палатка закрывается машиной со стороны ветра, можно еще привязать дополнительные растяжки багажнику. Не забыть только отвязать когда соберешься куда-нибудь съездить 8-)).   k Народ жался по барам, трясясь от холода. Через три дня такой жизни, когда намокли спальники, с романтикой было на время покончено и пришлось перебираться в Коктебель. Так что первую неделю почти не летали. Была, правда, одна вылазка на мадам Бродскую, даже удалось немного полетать.   Д Мадам Бродская мне не очень понравилась, по причине неудобного для посадки склона с большим количеством острых каменьев 8-). Динамик узкий, садиться вниз - стремно, в сильный ветер колбасит ощутимо, правда серьезных инцидентов не было. Ехать на нее тоже неприятно - очень крутой подъем, дорога местами размыта, если машина загружена или низко сидит - можно не доехать. Полетали мы там совсем немного.   k При этом, правда, у меня, как у новичка, обозначились проблемы, которые потом "расцвели пышным цветом" и порядочно отравляли мне существование на протяжении всей кампании. Это "проблемы лебедочного воспитания", уже описанные ранее на других сайтах и довольно таки подробно... Вспоминать о некоторых моментах мне до сих пор не очень приятно. :( Но придется сделать их достоянием обoщественности, может это кому то поможет в дальнейшем. А вылезло вот что: во-первых, тот ветер, в который на лебедке уже закрывают полеты (начиная, как правило, с легких пилотов), на Климухе (да наверное и на других склонах) как раз считается рабочим. Опыта подъема купола в такой ветер у меня как раз и не было. В Волошино меня в такую погоду уже не выпускали, в полях при такой силе ветра тоже не тренировалась (учебный купол - 30 метров),и, "справедливо полагая", что раз на лебедке не выпустят, то мне это и не понадобится. Вот в более слабый - пожалуйста, это мы умеем... Да и инструкторы не настаивали, скорее наоборот (ветер сильный, тебя унесет). И тот факт, что купол надо поднимать в ветер более 5-6 метров, был полной неожиданностью. Поэтому на вопрос инструктора (Женьки) "Так, Катерина, в чем дело?" я даже не знала, что и ответить. Ну, получается через 5 раз на шестой...   Д Да уж, проблема была серьезной. Пан Полковник, несмотря на всю свою аккуратность, брякнулся на старте на Прокси, сильно ушиб ногу и порезал мне штаны стропой. Чуть-чуть косо вывел купол. А бежать-то некуда! Кусты с одной стороны, и камни острые. Я сам взлетая на Южаке в сильный ветер, несмотря на свой большой вес (85кг) чувствовал что одна ошибка - и все... Кирдык... Один раз развернулся после старта не в ту сторону - хорошо хоть сообразил за какую клеванту тянуть чтобы от склона отойти. Все же у меня, как у более тяжелого, был опыт полетов и стартов в относительно сильный ветер, и с лебедки, и обратным стартом, да и просто побегать с куполом по полю я люблю и никогда не упускаю такой возможности. Но все равно было страшновато. Ну ладно...   k Вообще, если уж говорить откровенно, то на лебедке необходимость отработки обратного старта является настолько неочевидной, что, освоив какой-то минимум, ты перестаешь уделять ей должное внимание... ЭЭэх... Ну ладно, кое-как подняв купол и стартовав, я наблюдаю следующую картину - я лечу на бреющем полете у самого склона, а на меня со страшной скоростью несутся острые камни. Мамаааняяя! Такого на лебедке пожалуй тоже не наблюдалось, отсюда, мягко говоря, "резковатое управление" - кому охота в склон то. Но это как бы за проблему не считается на фоне всего остального, а именно - а как садиться-то?! Итак, Проблема N 2 - посадка. Ну - мне сказали - садись на склон, а что конкретно имели ввиду? Я лечу, земля набегает очень быстро, дай ка еще галсик... все равно быстро... В итоге садилась по ветру, слегка подвернув ногу (не сильно). Ага, ругают, говорят "перед приземлением доворачивай против ветра". Запомним. Впечатляющее событие произошло в один из первых дней пребывания... Дул слабенький ветерок, никто не летал... Ну мы решили - не зря же на гору лебедку привезли! Айда летать! Дорога там для буксировки ну очень подходящая... "Разведчиком погоды" отправился Денис.Затянули его над горой, чтобы не соврать, метров на триста, а там он в термиках еще поднабрал, и полетел к бару на открытие соревнований. Покружился там над построившимися участниками, "поприветствовал" их (не скажу как, но все были довольны :)), налетался и сел, причем сесть была проблема. А теперь представьте картину - слабый ветер вдоль склона, летать в динамике нельзя, народ сидит... И тут на высоте 300 метров над горой появляется невесть откуда взявшийся парапланерист и нахально обкручивает термики у всех на виду. Стали появляться любопытные, притом появление обычно сопровождалось вздохом облегчения "Ну мы так и знали, что это провокация", а продолжалось изучением лебедки. Лебедка вообще все время пребывания на Климухе была предметом вожделения, ее даже пытались померять линейкой, но мы строго охраняли know-how Пана Полковника. Итак, первую неделю погоды нет, а мы ехали : 1. летать 2. купаться 3. пить вино и есть виноград , с первыми двумя пунктами неувязочка, так, остается третий. Минздрав предупреждает: пить местное вино, купленное на рынке, небезопасно для вашего здоровья! Козленочком станешь! Пьется эта бормотуха как компот, а последствия могут быть непредсказуемые. Другие сами за себя скажут,(если захотят), а мое поведение показалось окружающим настолько странным, что они решили вызывать скорую.   Д А ведь предупреждал минздрав, предупреждал. И бутыль отбирал... Вино как вино, Агдам не лучше, на мой взгляд... Но на рынке брать можно только попробовав специалистом. Дилетанты не канают. Кстати, скорая там платная, это надо иметь в виду будущим героям.   k Придя в себя на следующий день, я поняла, что общими усилиями (потравилась не я одна) МЫ СЛОМАЛИ ПОГОДУ! Светило солнце, а ветер, может, был и сильноват, но дул в правильном направлении и имел тенденцию к тому, чтобы стихнуть до приемлемого. Так, собственно, начались ПОЛЕТЫ. Мы примчались на гору, пока ветер был действительно сильноват, и там выпаривали дельты. Но ветер дул на южный склон! Парапланеристы пока слонялись по горе в предвкушении полетов. Наконец кто-то полетел и началось... Однако в этот момент на горе не оказалось нашего инструктора. Поэтому я как-то не решилась лететь, однако других это не остановило... Ну ладно, они сами лучше расскажут о своих впечатлениях.   Д Вообще, если бы мой опыт ограничивался полетами на лебедке - я бы просто побоялся лететь с такого старта. Но в пору мятежной юности доводилось летать на дельте с таких буераков (ностальгически вспоминаю старт над поселком с многозначительным названием Ширяево, там была осыпь метров 50 высотой, с камнями и высоковольткой вверху, и телефонными проводами, которые тоже искрят здорово, проверено, внизу. Еще там была действующая автодорога и Волга), что южак вызвал только улыбку. Хотя впоследствии, при посадке на полгоры я оценил его крутизну и осыпчивость.  k Наблюдать было приятно и немного (ну совсееееееем!) завидно, т.к. летать хотелось тоже. Единственное, что как-то подсознательно меня напрягло - это крутизна склона... Волошино, Бродская - это все-таки более-менее пологие горки, а тут... Достаточно круто, а потом обрывчики всякие, скальные выступы, камни торчат... Ну ладно - вон другие стартуют и летают, целая толпа, и ничего. Кстати о толпе. Что-то их там как-то много на один квадратный метр... Да, такой толпы на буксировке в одном месте тоже не бывает, тут глаз да глаз нужен. Это еще маленькая толпа Потом ветер немного сменился, и поступило преложение ехать летать к пограничной вышке. Вот это было красиво! На фоне синего неба, моря и скал - цветные парапланы. Фото с погранцов
 Не обошлось и без неприятных моментов... Отсутствие инструктора, незнание местных рельефных приколов и при этом мощное желание летать в сумме дают предпосылки летным происшествиям. В результате Пан Полковник чуть не сел на провода, Сергей (пилот, Жуковский аэроклуб, приехал на гору раньше), садился за пограничной вышкой в очень опасных условиях...   Д Пан Полковник элементарно сдулся за перегиб, и спасла его только железная выдержка и правильно принятое решение перелететь через высоковольтку, а не пытаться упасть перед ней. А вообще ветерок был такой, что меня, пилота тяжелого и скоростного 8-), без акселератора на прокси 27 иногда сдувало назад. Серегу тоже сдуло, сел он по ветру, немного поцарапавшись.   k Димка тоже отличился - сел на пляж под обрывом и мокнул купол в море - пришлось отстирывать Фото постирушки  Д Да, в километре от вышки есть бочка с пресной водой, предназначенная именно для этого. Купол надо стирать до полного пропадания соленого вкуса, иначе он впоследствии быстро теряет. Спросите у местных пилотов, кстати без них там лучше не летать - с погранцами надо договариваться заранее, а то они люди нервные, могут и пальнуть сгоряча.  N Наверно, самые яркие летные впечатления в этом году - это полеты в Тихой бухте. Красотища, открывающаяся там уже метров с 300, без всякого преувеличения, необыкновенна. Горный Крым вообще замечательный край, а с высоты птичьего полета (простите за банальность) особенно. Перед тобой все как на ладони: Кара-Даг, Орджоникидзе, мыс Хамелеон и совершенно бескрайнее Черное море. При этом видно, что Земля наша круглая, маленькая и какая-то беззащитная что ли. И тут приходят довольно странные мысли, возникает чувство какой-то безграничной любви ко всему живому, понимаешь, что мир наш удивительно гармоничен, но хрупок и страшно становится нечаянно нарушить это природное равновесие. Ну, да в сторону лирические отступления. Первый раз взлетая в Тихой бухте, меня посетило необыкновенное волнение, более того, скажу честно - было страшно. Тем более, что РП наш в это время был в облаке примерно в 600 метрах над Орджоникидзе, предоставив своим курсантам полную самостоятельность. Спасибо Илюхе, который поддержал морально и не дал залететь в ротор, куда могла запросто попасть, так как летать над самым морем, где не совсем понятно, что держит, было с непривычки стремновато. Поболтавшись так минут 15, мне удалось сесть прямо в руки к своим, которые на всякий случай отловили и крепко держали :). От пережитого волнения очень захотелось ринуться в море, тем более что уже несколько дней нас удерживала от этого чрезвычайно низкая температура воды, а тут она потеплела, вобщем, когда мы это осуществили, то это был кусочек счастья. Бывают такие моменты в жизни, когда чувствуешь себя человеком :), вот у меня в тот день был один из них. На следующий день мы опять с утра пораньше помчались в Тихую бухту, летали над хребтом больше часа, потом я в результате своих непродуманных действий схлопотала фронталку, удивительно резвую и симметричную, что повлекло вынужденную посадку на самом верху хребта, была справедливо всеми обругана, но это уже совсем другая история...   k Потом вернулись на гору и полетали еще и там. По-моему, я в этот день так и не полетела, (купол Дениса один на три человека, да и не выпустили), но - все впереди! Погода ведь наладилась :). Дальше у меня провалы в памяти - полетела я, по-моему, на второй день. С ЮЖного склона. А дело было так. Меня все-таки выпустили с Южного склона из лягушатника. Помучившись на старте с подъемом купола положенное время, (Димка старался мне помочь, как мог, но его объяснения мне как-то впрок не шли - все же 50 и 85 кг - две большие разницы, когда речь идет об одном и том же куполе - Прокси 27 - где ему достаточно одного движения, чтобы выровнять купол, меня подбрасывает вверх и куда-то тащит)... итак, помучившись на старте положенное время, я все-таки взлетела, и, попарив над лягушатником, полетела вдоль горы куда-то в район парапланерного бара, где летала вся остальная толпа... Ух! В воздухе я почувствовала себя гораздо увереннее, чем на старте и "бессистемная толпа" оказалась на удивление организованной...   Д Кстати, хоть многие и гнули пальцы на москалей-лебедочников, которые-де не умеют летать в толпе, подразумевая что у "горцев" этот навык отшлифован до сияния, вдруг обнаружилось, что вообще-то очень многие этого не умеют. Парапет - штука небыстрая, но маневренная, потому время на отворот есть почти всегда. Только этим и спасались. Головой вертеть надо, не останавливаясь, господа пилоты. Все время. По восьмерке. Спереди-вниз-влево-назад-вверх-вперед-вниз-вправо-назад-вверх-вперед. А то летит этакий грациозный красавец, руки на груди сложены, смотрит прямо перед собой, и думает - ну молоко, ну пролечу сейчас километр, дерну за клеванту, развернусь и назад. Я как-то попал в этом "молоке". Но об этом потом.   k У - радость моя была почти безгранична :).( хотя границы скоро бозначились - я увидела, что по склону идет Денис (хозяин купола) и машет мне, чтобы я садилась. Правильно, надо и честь знать - уже летаю минут 40... И я полетела обратно в лягушатник, там как-то по удобнее садиться... Итак, полет вдоль склона, заход на посадку, перед приземлением разворот против горы (как учили, ветер на гору) и... взмываю вверх ! Ой! Как же так? ладно, попробуем еще раз - опс ! опять то же самое.... Со стороны это, наверное, смотрелось прикольно - подлетает склону, пытается сесть, потом - дерг - и вверх, потом разворачивается, еще раз - дерг - опять, такие жуткие зигзаги вдоль горы вниз, раз шесть заходов на посадку... ооооооооойй! шлеп! села кое-как, как с велосипеда свалилась... И ничего смешного, вообщем-то. Опять таки, меня же еще и отругали за такие фортели. А я причем? Делала, между прочим, как учили... ну да ладно.   Д Я на склон тоже садился с проблемами, пару раз даже, когда была альтернатива улететь в овраг, просто подлетал к склону и на высоте 30 см, направив ноги в сторону земли, срывал купол в негативку, заодно выясняяя как она начинается. Мэтров прошу не пинать, тогда другого выхода не было. Купол падал на склон воздухозаборниками вниз и попыток взлететь больше не предпринимал. Посадка на склон стала более-менее уверенно получаться только после шикарных попрыгушек на северном склоне.   k Проблема номер три лебедочного воспитания обнаружилась при старте с более крутой части южного склона, а именно - надо бежать вниз с горы, притом, с хорошей скоростью. И не смотреть на острые камни под ногами, и не тормозить перед перегибом. Да я с этого склона могу бежать только на пятках, тормозя по возможности! Да упасть ведь можно... Короче, инстинкты самосохранения вопят, что я сошла с ума. Но все равно как-то еще удалось взлететь и оттуда и налетать примерно столько же (30-40 минут)...   N Насчет бежать вниз с горы хочется вспомнить свои первые впечатления. Помню, как еще едучи в поезде первый раз на Климуху, мне, закошмаренной рассказами о крутизне южака, приснился сон, что надо во что бы то ни стало стартовать, а склон почти отвесный, и не 30-40 градусов, как на южаке, а все 90, что, конечно же, нереально, но тем не менее. Вобщем, первые старты с южака, наверно, у всех связаны с некоторым преодолением себя, что, впрочем, само по себе весьма увлекательно.   Д Жукарин говорил, что было два случая, когда люди не могли перебороть инстинктов и не взлетали с южака. Слишком круто и страшно.   k А потом меня отстранили от полетов...   N В тот день Катюхой была высказана идея, похожая на афоризм, мол, все хорошие полеты начинаются с моего от них отстранения :)   k Виной этому послужила проблема номер четыре, вытекавшая из проблемы номер один ... Я тоже запуталась :). Так вот - пока мучаешься с подъемом купола, задним стартом, можно и забыть, в какую сторону потом разворачиваться... Ну вот я и забыла, а уже оторвалась от земли... В голове моей быстро пронеслись строчки из парапланерных учебников "Развернулся не в ту сторону - не страшно, продолжай полет, развернешься в воздухе"... Но полет почему-то продолжался недолго, и я шлепнулась обратно на склон, по дороге подсчитывая предполагаемые переломы и вывихи...   N Меня в этом году на Бродской тоже как-то подняло метров на 5, прежде чем я смогла развернуться в нужное положение. Но, спасибо Женьке, который, еще когда первый раз показывал мне, как клеванты в руках держать, говорил, что хорошо разворачиваться всегда в одну сторону. А есть ведь люди, которые до сих пор не верят, какая это замечательная привычка :(.   k ...Однако обошлось без них - ссадины, царапины, а также изгвазданная подвеска (снаружи изгвазданная об траву и камни, не изнутри :), кстати чужая подвеска, Лены, и отстранение от полетов - терпение РП на этом лопнуло, хотя я так и не поняла, в чем конкретно состоит моя провинность. Было рекомендовано потренироваться в поле поднимать купол... И тут ситуация зашла в тупик, т.к. Денис совсем не рассчитывал на то, что его купол будут "тренировать" по камням и я его в этом прекрасно понимаю. В общем, впереди были еще недели полторы пребывания на Климухе и что было делать - непонятно, летать нельзя, тренироваться не на чем, а Крымские развлечения - купаться, есть виноград (вино было исключено из рациона) и т.д. в отсутствие полетов потеряли свою привлекательность. Надо было что-то решать... Попав в безвыходную ситуацию, начинаешь отчаянно шевелить мозгами :). Поэтому, проглотив все обиды, выплакав злые слезы и хорошенько подумав, я приняла решение пойти поучиться в местную парапланерную школу, которая базируется на Климухе. Инструктором я выбрала Валериана Хегая, потому что видела, как безжалостно он гоняет учеников по склонам, как раз и заставляя их делать то, чему мне надо было научиться а именно - выводить купол не только в сильный ветер, но и почти в штиль; летать в динамике; садиться на склон и т.д., и т.п... К моим проблемам Хегай отнесся с пониманием и принял "в ученики". К тому же там в арсенале нашелся подходящий по размеру учебный купол (Aeros A-4, 24). Это удовольствие, конечно, не бесплатное, но, во-первых, стоит с2овсем не дорого (как выяснилось, один летный день - это от двух до четырех реальных дней, в зависимости от погодных условий), а во-вторых, вряд ли можно придумать лучшее вложение денег, чем в свое обучение... В это время погода стала хорошей настолько, что мы вернулись жить на гору в палатку. И теперь каждое утро, в момент самых сладких снов (а именно, в 6-6:20 утра) у палатки раздавался тихий голос, который действовал как десять будильников и ведро холодной воды в придачу "Катя, подъем". Несколько секунд природная лень боролась с желанием летать, проигрывала, я вскакивала, и ежась от утреннего холода топала на урок. Там собиралось еще несколько учащихся (Михаил из Москвы, позже присоединилась Юля из Харькова) и мы компанией отправлялись на наиболее подходящий склон, в зависимости от направления ветра... Утренний холод вкоре перестаешь замечать, согреваешься, знаете ли. :) За время обучения я весьма окрепла физически, потому что с горы бежишь, как лошадь (особенно в штиль и слабый ветер), в гору потом тащишься, как ишак, и все это для того, чтобы наконец летать, как птица :). Огромное спасибо Валериану за его долготерпение с тупоумными учениками ;), все объяснялось по нескольку раз, пока не начнешь делать, как нужно. Так как постепенно от более слабого ветра мы переходили к выводу купола в более сильный, я не заметила, когда это перестало быть такой уж проблемой, так же, как и посадка на склон... И когда на склон приходили "коллеги" меня проведать (Димка и Макс, который недавно приехал с Юцы и присоединился к нам), то их злорадные комментарии постепенно теряли свое ехидство...   Д Все-же не утратив его окончательно.   k Занятия проходили два раза день, утром и вечером часа по три . И если сначала тренировки были - в основном побегушки по горе, то ближе к окончанию занятий это были уже реальные полеты, как на северном, так и на южном склоне, в крайний день занятий летала на южном склоне два раза минут по сорок... Одно упражнение достойно отдельного описания - это прыжок с крутой части южного склона вниз, в долину в полный штиль (лететь вдоль дороги мимо виноградников, посадка на поле между виноградником и соленым озером). Когда Хегай предложил это сделать, я конечно согласилась, хотя поджилки тряслись - это же надо бежать вниз с очень крутого склона и очень быстро, а за перегибом придется практически прыгать! Приехали, разложились. Поскольку был уже вечер и полеты у всех закончились, недостатка в зрителях у "воздушного цирка" не было, по-моему, сбежалось полгоры... Первым разбежался Михаил, - ух! - полетел, потом слетел Макс. Я со всей целеустремленностью начинаю разбегаться, потом - ой, перегиб! - торможу, купол перелетает через голову, по толпе проносится вздох разочарования ;)... Попытка номер два полностью повторяет первую. Уже Валера предлагает прекратить дергаться и отложить до другого раза.   Д Как я уже писал - случай не первый, ничего зазорного в этом нет. Старт действительно для бойцов.   k ...Но упрямство победило, и с мыслями примерно, "да пропади все пропадом!" я разбегаюсь, выдергиваю купол и улетаю вниз. Дим, а что ты не расскажешь, как за виноградом летал?   Д Расскажу. Лечу это я из лягушатника вниз. То есть хотелось вверх конечно, но ветер был косой и слабый, посадка на склон не задалась, колбасило сильно - в общем под ехидные комментарии двух дельтиков я первый раз в сезоне полетел на виноградники. Приземлившись - вылез из подвески и побежал есть - бо с утра не успел. Краем глаза замечаю две фигуры, быстро приближающиеся от деревни. Поскольку идти им около километра, да еще в гору, решаю еще 10 минут пожевать, а потом действовать по обстановке. В момент, когда уже надо уходить, на мой купол садится сверху еще один пилот, выстегивается и присоединяется ко мне. Когда до врага остается метров сто, берем пару кило винограда и дипломатично отходим к куполам. Два запыхавшихся сторожа подбегают к нам и сдуваются на глазах. Я их вполне понимаю. Прилетевший мужик весит килограмм 80, и хотя настроен миролюбиво, чувствуется что это нестабильное состояние. Я тоже вблизи, наверное, смотрюсь весьма живописно. во всей красе
 А если абстрагироваться от антуража, то, наверное, вообще жутко. И мой скверный характер весь торчит наружу... В общем, подходят они тихонько, и спрашивают дрожащими голосами - ну как дела, космонавты? Мы - хором: НАРМАНА! Виноградику не хотите? Да нет, нам бы закурить. (Хе-хе, канэшно, так я и поверил, что вы в гору километр за сигаретами по жаре бежали). В общем, поплакались они нам на горькую судьбину, выяснилось, кстати, что они из Харькова. Местным охрану колхозного добра не доверяют. И пошли они, солнцем палимы... Вниз. А мы,не спеша, вверх. Пан Полковник, кстати, видя все это сверху, рванулся на выручку, но хитрые враги перекопали дороги на стратегических направлениях, так что спасательная операция не удалась. Катя продолжает...   k После приземления я не успела еще прийти в себя, как из камышей у соленого озера вылетела туча комаров, развернулась и принялась меня жрать. Пришлось по-быстренькому складываться, а там и подбор приехал (вообще, проехать там нельзя -все перегорожено, но Димка ехал по помойкам, не щадя машину ). Так что удовольствие было полным и не омраченным пешим подъемом на гору :).   Д Я положил через противотанковый ров, выкопанный местными, старый холодильник. И еще кучу всякого барахла. И все равно разбил противотуманку. Вообще, москвич зарекомендовал себя очень хорошо при езде по бездорожью. После полугода поездок на полеты, в том числе зимой, буксировок, перевозок невообразимого количества вещей, лебедок, парапланов, и ралли по бездорожью подвеска не требует ремонта. А на гору лезть пешком по южаку - это кошмар. Я сел как-то на полсклона. Пока купол держал - я еще как-то стоял, но когда ветер стих окончательно - только чахлая растительность спасла меня от падения вниз. Хорошо еще что рядом оказалось некое подобие тропинки.   k А, кстати, еще один момент во время обучения вызывал просто дикое напряжение и дрожь в коленках - другие чайники. Брррр ... Тут даже дело не в том, кто как летает, а в том, как люди ведут себя в воздухе. Ей богу, на Южном склоне в довольно-таки плотной толпе пилотов мне было гораздо менее страшно, чем в компании четырех человек на северном. Там все летают галсами, все смотрят по сторонам, я тоже смотрю. Вообщем, делаешь как другие, не делаешь резких движений и все в порядке, а тут... Ну куда этот на красном куполе на меня несется? Он что, один на этой горе? Сейчас сшибет. Так, отворачивать то будем? Да ты меня вообще видишь? Да ты куда вообще смотришь?! А, понятно, куда угодно, только не туда, куда летишь. Да ну тебя, #$$%&#@, от греха подальше, сама лучше отверну, хотя по правилам ты должен. А этот на белом? К чему эти жуткие зигзаги поперек горы, наперерез всем, неужели нельзя летать галсами? Тоже горы мало? Уф, тут приходилось держать в поле зрения вообще все пространство и смотреть за всеми "особо опасными объектами", которые летали, как бог на душу положит. Один раз меня даже заставили сесть из-за того, что один такой товарищ летал уж очень непредсказуемо. Ну что же, в этом наверное, упущение их инструкторов, что тут поделаешь. Но мне от этого не легче - было страшновато, да и отворачивать от них приходилось не в самых пригодных для этого местах, в результате сыпешься вниз и садишься.   k Так вот и протекало время, во всяком случае для меня - подъем-занятия-завтрак, потом наблюдаю, как летают другие, либо на горе, либо в Тихой бухте. Как раз тогда шли соревнования Коктебель 2000, наблюдать за "компетиторами" было не только интересно, но и полезно. Еще, конечно, можно купаться и валяться потом на песке, наслаждаясь бездельем и поедая фрукты и другую вкусную еду :). А вечером опять занятия... В итоге после ужина падаешь, как подкошенный и засыпаешь. Да, видеорепертуар бара на Климухе мы теперь знаем наизусть - матрицу смотрели два раза, четыре раза - "Стюарт Литтл", про мыша, "Миссия на Марс" - наверное тоже четыре, но безусловным лидером является глупейшая комедия - "Мистер Магуу", тут я просто сбилась со счета. Но это все компенсировалось довольно вкусной и качественной кормежкой (гвоздь программы - горячие бутерброды). Еще мы повстречали старого знакомого еще с Волошино - дельтапланериста Юрия Липко. Вспомнив, как он в Волошино крутил косые петли, вылезая из подвески на трапецию и как потом сел на лес и упал с дерева, мы поняли, что скучно нам в ближайшее время не будет. И наши ожидания не были обмануты. Итак, летная погода, хороший ветер, над склоном чинно летают парапланеристы. И тут эту иддилию нарушает Липок, влетающий в эту толпу, как птиродактиль в лебединую стаю. Хищно ухмыляясь, он заходил в атаку то на один, то на другой параплан, шугая их направо и налево, потом с видом победителя просвистел над сколоном, распевая "И слева наша рать, и справа наша рать..." и аккуратно приземлился на склон.   Д Эх, как он сел! Змей: Смотреть было приятно! Учитесь! Молодежь   k Как я уже говорила, под конец занятий меня выпустили летать "по-взрослому". Не знаю, все ли недостатки ликвидировались (по-моему, учиться можно до бесконечности), но чувствовала я себя гораздо увереннее и шоу на старте и посадке не устраивала. Выводы, сделанные мной на основе своего и чужого Крымского горького опыта: 1. Отрабатывая подъем купола в поле или на учебной горке, экономишь себе время на горе, чем дальше - тем в более сильный ветер (до разумных пределов, конечно). Но на горе, конечно, тоже лучше сначала пролететься в более безопасном месте и в мягких условиях. 2. На куполе большей площади летать, конечно, можно, если больше не на чем. При наличии очень хорошей техники старта. Но сочетание такого купола с отсутствием опыта его подъема в сильный ветер - большая засада. Да и, говорят, из складываний выходит хуже. И сдувает, если что. Вообщем, добавляешь себе проблем. Оно надо? 3. Насмотревшись на то, как народ хлопает ушами, на фронталки и прочие прелести, я решила, что крутой competition купол - это конечно хорошо, но неплохо, чтобы купол брал на себя что-то в смысле безопасности... С другой стороны, на тормозном учебном совсем скучно летать. Так что себе присматриваю кое-что постабильнее, но шустрое. 42. На незнакомой горе лучше смотреть за поведением местных пилотов, расспрашивать, не стесняться. Они знают все местные "приколы", которые, наверняка, есть на каждой горе, особенности погоды и т.д. На моих глазах один пилот компрессию заработал - полетел в слишком сильный ветер, когда только дельтики летали, да и Надежда нас напугала с "барабашкой".   Д Отвезли мы его в армейский госпиталь. Местный он был, да еще и военный. Но нашим в высшей степени желательно иметь страховку. Или пару-тройку лишних сотен баксов на экстренную доставку в Москву. Иначе может приключиться нехорошо. Надежда заработала фронталку в тихой бухте - есть там пара неприятных мест. Это еще раз подтверждает необходимость консультаций с местными.   N В один из нелетных дней мы ездили в Ялту. На море был шторм, волны изо всех сил обрушивались на волнорезы, а чайки, крича от волнения, летали над прибрежной волной и кормились глупыми рыбешками. Дорога до Ялты необыкновенная - замечательные горы, скалы, интересно было бы здесь полазить в отсутствие людей, чтобы не было на каждом шагу бесконечных санаториев, домов отдыха и дворцов всяких нью хохлов. Нам очень хотелось попасть на вершину Ай-Петри, но когда мы, наконец, добрались до канатки, то последний фуникулер, конечно же, уже ушел наверх. Обойдя вокруг здания, нас повергла в недоумение надпись на стене. Полметровыми синими буквами было написано "Подвиг твой бессмертен! Имя твое Кушлевич" и нарисован рыжий человек на рыжем парапенте. Причем, слово Кушлевич было кем-то замазано белой краской, наверно завистниками, но надпись сделана на совесть, и поэтому все равно видно. После расследования обстоятельств появления этих синих букв выяснилось следующее. Версия первая - официальная, от самого Олега: во время соревнований в 1992 году на Ай-Петри он сломал об эту стену пятку (крепкая стенка!), а его друзья потом решили увековечить его на этой стенке. Вторая версия гласит, что здесь убился парапланерист, и вот в годовщину гибели его последователи пришли, помянули и написали. Ну, а версия третья и вовсе неправдоподобна, ее нам сообщила тетушка, работающая на канатке. Согласно ее показаниям, здесь снимали художественный фильм про подвиг парапланериста, чуть ли не во время Великой Отечественной. Фильм сняли, а надпись осталась. На обратном пути был ночной серпантин, поломка генератора, привидения на дороге, но об этом, наверно, Димка лучше расскажет.   Д Ага, сломались. Но что удивительно в половине двенадцатого ночи в незнакомом городе нашелся работающий сервис, нашлась запчасть и мастера, которым отдельное спасибо. А привидения это указатели причудливой формы, установленные на серпантине. Ночью прикольно смотрятся.   k Три недели пролетели быстро, и вот настала пора паковать вещички и домой. На обратном пути я была не только пассажиром, но и водителем, помню только состояние зомби, мокрую дорогу, слепящие фары и Макса, который был штурманом и подсказывал знаки. Полосатую палочку купили только один раз - не остановились на знак stop :), а дальше - обошлось, правда мы ничего и не нарушали - я первый раз по трассе без присмотра ехала. Да и дорога, вообщем-то, была пустая, особенно ночью.   Д Строго говоря знака стоп не было. Была табличка <пункт досмотра>. Еще один неприятный момент - подлые крысы - украинские таможенники все-таки вытрясли из нас 10 баксов. Практически крайних. Путем обычного шантажа. Да подавитесь! Российские нас заставили выйти из машины под дождь, но зато последующее прохождение таможни заняло 30 секунд. Имейте в виду - обменных пунктов по дороге нет, а рубли на бензин и штрафы надо иметь. Баксы в глубинке не ходят 8-(. Еще один нюанс - не расслабляйтесь. Я въехал в задницу семере уже в Жуковском. В обычном состоянии харю бы набил, подрезал он меня слегка, но тут просто сил не было ругаться.  k, Д, N:  Ну вот и все. Удачных полетов! 20.10.2000  

Фотографии здесь

Добавить комментарий