Летное путешествие.

Эпиграф.

Курс свой с параплан.ру сверяя
смело ТОВАРИЩ! со временем спорю
Мы говорим «В отпуск!» — думаем «Полетаем!»
Мы говорим — «В горы!» съездим и к морю!

katy И мы решили следовать вышеуказанному плану. Закончены утомительные сборы, доделаны крайние дела перед отъездом. Позади шумная суматошная столица, впереди ПРИКЛЮЧЕНИЯ.
Мы в пути на Юцу. Время выезда — час ночи с 22 на 23 июня. Это хорошо — светлого времени будет больше. Сама дорога туда запомнилась мало, вела я не очень много — в основном D_i_m, на ГАИ-шников нарвались два раза, по-моему оба раза за обгон штрафы по 50р, по-моему, под Ростовом и под Краснодаром..
Ах да — остановили нас на одном посту и дяденька мент, по виду обкуренный, или на солнышке перегрелся, перерыл нашу машину буквально сверху донизу, залез в рюкзаки, в аптечку, обнюхал все таблетки, забрался в бардачок (притом забавно было наблюдать, как он сначала все оттуда вытаскивал, а потом старательно обратно запихивал…) и т.д.. Вместо желаемых наркотиков и оружия нашел он только грязные носки и штаны :), которые тоже не поленился достать и ощупать, за сим нас и отпустил, притом выражение лица у него не менялось на протяжении всего обыска, так и было сонно-перегрето-обкуренным.
D_i_m Оружие он, кстати, чуть не нашел — тесак весьма угрожающего вида, хорошо что я вовремя отвлек его внимание. Вообще мы планировали доехать примерно за сутки, с тем чтобы не терять ни одного потенциально летного дня. Расстояние около 1800 км, дорога в целом неплохая и по сравнению с предыдущими поездками в этом же направлении становится все лучше и лучше. Гаишников оказалось на удивление немного, и аппетиты их были вполне умеренными. Набор нарушений стандартный — обгон через сплошную и превышение скорости. Кстати, крайние 300км мы пролетели со скоростью 150 кмч, благодаря предупредительности местных джигитов, предупреждавших о засадах. Бензин, в отличие от предыдущих лет, есть везде, приемлемого качества. Торговцы фруктами в Ростовской области предлагают заодно и воду для их мытья. Вообщем, впечатления от дороги остались вполне приятные.
Да, доехали мы до Юцы еще засветло, потратив на дорогу 20 часов ровно.
katy Но, долго ли, коротко ли, въехали мы в славный город Пятигорск, с тем, чтобы по нашему маршруту отсчитать «восьмой светофор, пятый поворот», и повернуть на Юцу… И тут же на въезде были остановлены радостным парубком в гаишной форме… Обычные вопросы — кто-куда-откуда — парапланеристы, из Подмосковья, на Юцу… «Гы — а где же ваши самолеты?». Самолетов не было, поэтому нас еще раз штрафанули за РЕМЕНЬ… Как поняла, Пятигорские менты приезжих не очень жалуют, в чем еще была возможность убедиться… Наконец, забравшись в горку, мы оказались на желанном месте. время — 21-00, дорога Москва-Юца заняла у нас около 20 часов.
В самом лагере нас встретили куда более приветливо, притом никто иной, как сам Александр Клепов, показал лагерь и удобное место для палатки. Перспективы полетать назавтра он оценил в 70%. Вообще у людей, которые там долго живут и летают, было забавно спрашивать погоду на завтра… Они смотрели на закат, на небо, на ветер, потом вздыхали и говорили «А хрен его знает…»
Алексей Да, доехали достаточно быстро, в дороге постепенно проходил акклиматизацию (кстати — по возращению домой почти такая же картина), самое интересное было, когда подъехали к Пятигорску — пошли горки, начали ориентироваться по местности, искать Бештау, Машук, Джуцу. Поднимаемся на плато, смотрим — а где лагерь-то ? Нашли лагерь — ну все, приехали, вроде на месте. Бодро ставим палатки, раскидываем шмотки и спать, завтра — ПОЛЕТЫ !!!

Пребывание на Юце.

katy В первый день не очень хотелось вставать, хотелось поспать еще с дороги но… на горе уже кто-то упражнялся в утреннем молоке и ребята «били копытом». Подъем на Юцу с парапланом — занятие для истинных маньяков с железными мышцами на ногах и на спине. Потом, правда, мы стали халтурить — парапланы и нас за небольшую плату возил на гору на Ниве Викторович — очень бодрый дедушка, с которым мы познакомились на Юце (летает на параплане MAC). Стартовали с огурца, попрыгали в динамик и… села я только через полтора часа! Просто потому, что устала. Но, к сожалению, на склон у меня приземлиться сразу не получилось, села под горку, пришлось ползти наверх по склону… Бррр. Залезла, полетала еще минут сорок, потом просыпалась вниз, и решила, что на сегодня хватит.
D_i_m Викторович — это Вячеслав Клепиков — старый мудрый орел. Все время нашего пребывания мы чувствовали его заботу.
Алексей Юца приятно поражает своими возможностями в плане полетов — полеты больше напоминают плавание по морю — летать легко и приятно, мягкие пузыри поднимают подобно океанским волнам и ты, подобно стремительному паруснику, бороздишь воздушные просторы. Тем не менее, приходиться кроме наслаждения полетом, еще и весьма чутко и внимательно работать — ветра хватает ровно на то, чтобы выставить купол и еле держаться в воздухе, лишь только благодаря наличию пузырей можно набирать высоту и выбираться над горой.
Поэтому полеты протекают весьма своеобразно — часть пилотов барражируют возле склона, дожидаются пузыря, поднимаются с ним на сотню метров, затем продолжают «тусовку» в том же стиле, но повыше. И так с каждым пузырем, как по ступенькам, поднимаешься до уровня, когда можно ловить потоки. Другие пилоты, более опытнее и посмелее, сразу уходят в долину и там плавно скользят по пузырям, выискивая устойчивый поток.
D_i_m Продолжая аналогию с парусником, хочется добавить — уворачиваясь от пиратов-чайников и обходя мели и рифы. Я, руководствуясь правилом «веди себя как местный», избрал тактику прыжка в подходящий к горе поток и посадки на вершину когда поток проходит. Таким образом удается без лишней нервотрепки и вылизывания склона в толпе быстро набирать 200-300 м над вершиной. И так же быстро их сливать. Вылизывание склона с цеплянием травы за ухо я оставил только для низких стартов — из лагеря и из долины, с высоты метров 40 над полем.
Алексей Да, кстати. Народ летает весьма спокойно и без лишних движений. В первый день выкрутил почти штуку над горой, но пришлось возвращаться — не успел карту изучить, а здесь я в первый раз. Так вот, возвращаюсь к горе на большой высоте и решил слить высоту В-срывом. На моем старом Навигаторе это не так как обычно — крыло утончается и консоли сходятся спереди, причем сложение не всегда симметричное и поэтому снижение идет с вращением (оборот за несколько секунд). Далеко не самое приятное состояние. Однако, подобные маневры всполошили весь народ в воздухе, на старте и в базовом лагере — оказывается, что со стороны смотрелось как вообще непонятно что — свистит вниз, его крутит, запаску не кидает — сами понимаете, какое состояние у тех, кто наблюдает это со стороны. В общем, ТАК делать НЕ надо. Поэтому весьма рекомендую подобные финты делать только в случае действительной необходимости. Подобная строгость весьма оправдана — если человек складывает уши — значит так оно и надо, а уж если его колбасит и вертит, то сами понимаете
D_i_m Да уж, колбашения хватает и так. И адреналина можно хапнуть будь здоров. Да и высоты обычно маловато.
katy Вечером решили съездить в Пятигорск — прикупить продукты, фотопленку… Были остановлены ментом, который сначала гонял бабушек-торговок, а потом обратил свое высочайшее внимание на нас. Проверив паспорта и прописку, он заявил, что сейчас будет составлять протокол об административном правонарушении — пребывании в городе Пятигорске без регистрации. «А мы не живем в Пятигорске» — «А где вы живете?» — » под горой в палатке» — «Тогда должны были зарегистрироваться на Юце в сельсовете» — «Но мы приехали вчера вечером (в субботу), а сегодня воскресенье — даже если и хотели, не зарегистрировались бы » — «Это вы так говорите, вы может месяц тут живете. Вот сейчас проследуем в отделение и составим протокол. Или можно составить протокол на месте…» — тут последовала многозначительная пауза, означающая, видимо, что при наличии некой суммы «охранник правопорядка» может и смягчить свой гнев и не трактовать «закон» так сурово. Но Димка разозлился и заявил, что с этим протоколом мы пойдем к его, мента, начальнику. Переругиваясь таким образом мы дошли до машины, на которой предполагалось нас доставить. Там сидел другой страж закона, постарше (и, видимо, слегка поумнее), который быстро сообразил, что случай не тот, забрал первого мента и они уехали.
Настроение было слегка испорчено. Мы спрашивали у ребят на Юце, может действительно зарегистрироваться, чтобы не было проблем, но они сказали, что не стоит создавать прецедент, и вообще первый раз такой случай, видимо, мы на идиота нарвались.
Далее дни шли примерно по такой схеме. Утром подъем, завтрак, заход или заезд на гору, взлет, а там как повезет :). Чаще всего везло, и полет полтора часа у горки (потом уставали и садились уже на горку, чтобы опять можно было взлететь) не был редкостью. Потоки +4, +5 — тоже явление совершенно обычное. Улетать мне особенно никуда не хотелось из-за отсутствия раций и подбора, а Димка пару раз летал до Ессентуков… Часа через 2-3 либо формировалась гроза и надо было приземляться (кстати сесть было часто довольно проблематично, один раз пыталась это сделать полчаса, но все время поднимало)… Приходилось уши складывать или спирали винтить.
D_i_m Когда мы влетались в местность и с погодой и потоками все стало примерно ясно, я понял, что на Юце инициативу пилота ограничивает только отсутствие подбора. Пару раз я говорил себе — ну все, хватит болтаться у горы, полетели на маршрут. Один раз улетел со 150 м над вершиной в минусах — по дороге нашел два потока в гиблых, со слов Теоретика, местах. Пролетел 13-14 км. Второй раз летел из хорошего набора, метров 500 над горой, проткнув зарождающееся облако. Мишка Нюхтиков стоял в 50 метрах внизу, как потом рассказал, ему не хватило бы скорости — облако росло на глазах. На долете и в слабых соплях дошел почти до Ессентуков. Весело было садиться в ветер около 10 мс — облако оказалось грозовым. Было пасмурно, но на Юце, как я понял, держит всегда и везде. Вообще, место замечательное, и радость полета для Чайника может быть омрачена только необходимостью переть купол по жаре в гору, чего на лебедке не наблюдается, сложностью для лебедочника полетов в группе и достаточно жесткой термичкой, которая с непривычки слегка пугает. Не стоит, по моему скромному мнению, ехать туда на куполе, которому не доверяешь на все 100%.
Если не лениться и встать пораньше, практически ежедневно можно было слышать дикие вопли инструкторов «ЛЕВУЮ !!!!» или «ПРАВУЮ!!!». Это шла дрессировка неофитов на жутко выглядящих СПП-30. Да, таких раритетов на буксировках я не встречал, да и на Климухе тоже. katy Где-то на второе-третье утро мы проснулись покрытые волдырями, похожими на ожоги… Оказалось, слава Богу, что это не тропическая ужасная болезнь, но тоже ничего хорошего — ожоги от местного растения ясенец. Вещь совершенно жуткая, заживает очень долго, остаются шрамы… Мы попали как раз на момент цветения этой гадости, именно когда она опасна. К сожалению, знающие люди предупредили нас уже постфактум, а до этого мы с Лехой беззаботно лазили по склону и траве в шортиках (Димке меньше досталось, он был хитрый и в штанах 🙂 Оказалось, этого делать нельзя, или ходить только по дороге, где нет травы. Ну что же — впредь будем умнее (надеюсь :).
D_i_m Конечно я был в штанах. Хрен с ним, с загаром. Когда такое разнотравье — обязательно найдется какая-нибудь гадость, которая испортит всю малину. Да хотя бы та же крапива…
Алексей Да, ясенец этот при желании завалит кого угодно, ожоги напомнили картинки из учебника по ГО — поражение ипритом. Волдыри начали подсыхать только через неделю, да и то еле-еле. Местные пилоты показывали рубцы от ожогов годичной (!!!) давности. Хотя не всем везет, Петр Поздняков нам рассказывал, что был случай, когда девчушка пыталась сплести из цветков ясенца веночек, для красоты (потом рассказали, что еле успели отобрать)

Добавить комментарий