Поездка в Приэльбрусье.


Поездка в Приэльбрусье.

katy А в единственный нелетный день мы решили съездить в Приэльбрусье — Эльбрус-красавец было видно на горизонте в ясную погоду, захотелось посмотреть на него поближе. Взяли на всякий случай и парапланы, т.к. узнали, что там кто-то когда-то летал. Дорога заняла часа три, мы еще по ошибке не там свернули и заехали в Нальчик, потом выбрались на правильную дорогу… Дорога вела выше и выше — мы включили варик, да и двигатель чихал и кашлял… Вокруг пробегали деревушки, чем-то это все напоминало дорогу на Домбай через Теберду.. Хотя один раз по пути попался город и какой-то крупный комбинат.
Да — довольно странно и неестественно смотрятся городские улицы, дома, парки, стадионы, когда кругом нависают горы — кажется, что их просто принесли из какой-то российской провинции, и кое-как втиснули в горное ущелье. Нет — сакли новоаксакалов с глухими заборами и двориками (одна, особо продвинутая, была украшена спутниковой тарелкой), смотрятся куда как органичнее.
D_i_m Город называется Тырныауз, и запомнился мне своим гадким ГАИшником, который хотел проверить у машины СО. Это на высоте в 2 км над уровнем моря, где движок и так уже начинает задыхаться и переливать. Твердость и непреклонность дали свои плоды, и труженик свистка и палки остался без бакшиша. Решающий аргумент был такой — нигде не написано что нужно проверять СО у машины с талоном техосмотра и никто до него не спрашивал. А может ему просто лень было возиться?
katy Но, наконец мы подъехали к подножью Эльбруса, забрались в вагончик канатки. Парапланы оставили в машине, и, как выяснилось, правильно сделали. Конечно, по мере подъема мы осматривали место на предмет — а как бы тут полетать… Но чем выше мы поднимались, тем менее приветливым становился пейзаж. Канатка, ЛЭП, скальники… И, как только я подумала, что сверху вниз слететь, пожалуй, можно, как появилась насыпь, то ли искусственная, то ли природная, над которой один за другим вздымались пыльные смерчики высотой метра по два… Нет — пожалуй, не стоит… Выше — красные камни сменились черными жуткими глыбами, видимо, вулканического происхождения, с острыми краями и полированными сколами. На станции канатки в углу висели таблички в память погибших альпинистов и спасателей, и эти глыбы были также увешаны подобными табличками…
Над черными камнями дрожал воздух, поднимаясь вверх, наверху лежал грязноватый подтаявший снег и по нему между глыбами сновали маньяки-сноубордисты (реальные маньяки, среди лета на сноуборде…:). Наверху были видны синие ледники, не прикрытые снегом. Общее впечатление довольно жуткое, какая-то долина ужаса. Наверное, когда все эти каменюки присыпаны снегом, выглядит посимпатичнее… Правда, напротив открывался потрясающий вид на белые вершины гор. Было бы очень интересно почитать описания, как там летают. Устно сказали, что летали (даже летом!), но не сильно понравилось. Но на вид там очень жестко.
Алексей Пока поднимались по маятникам (2 очереди) и канатке, постоянно напоминал себе — «Спокойно, мы в горах — движемся медленно, дышим глубоко». Сердечко начало постукивать, после нескольких десятков метров быстрой ходьбы уже начинало вести голову — как никак почти 4000 над морем, да еще без акклиматизации. Хотя все это с лихвой окупилось видами, которые представали перед нами в течении всего времени. Снежные вершины, которые были видны едва на горизонте от Юцы уже нависают над нами. Прекрасные виды альпийских лугов, яркое синее небо (сразу одели очки). Облака вертятся прямо над головой, хорошо видно всю кухню, которая твориться внутри них. Потом пошли ледники и абсолютно черные выходы скал. Снег почти весь сошел — начал обнажаться лед на ледниках. Довольно-таки своеобразное зрелище — белое поле сероватого снега, а из под него выглядывают ярко-голубой монолит льда. Зрелище действительно жутковатое — контраст провалов ледников и черных скал с кроваво-красными разломами.
D_i_m Одним словом впечатления — СТРАСТЬ!!! А что там должно твориться в воздухе — представить трудно. Лежит снег и рядом нагретые до 60 градусов черные камни. Острые, между прочим. Нет, только зимой.

Будни.

katy И мы вернулись на Юцу.
Про Юцу вообще можно очень много написать, место действительно уникальное, подходит и для обучения, и для полетов в динамике, и для маршрутов…В качестве иллюстрации хроника одного летного дня из дневника.
28.06.01. Сегодня, кажется, погода была еще более убойной. Прорваться вниз можно было только на ушах. Потоки до +4.5, мы крутимся у горы, никуда не улетая. Я побаиваюсь залетать за гору — могу обратно не пробиться.
В некоторых местах, чтобы не сдувало, приходится выжимать аксель. Народ, чтобы снизится, складывал уши, Димка делал B-срыв, пытаясь снизиться над лагерем. Могу его понять, вчера пыталась сесть полчаса… Отхожу от склона — прет, подхожу — прет, иду к лагерю — прет вверх, захожу на огурец — опять… Сегодня все же пришлось садиться на ушах. Налетали по часу с лишним. Дааа — это вам не Рыболово, можно ничего не обкручивать — все равно поднимает вверх!
После обеда пришла гроза, зацепилась за горку и ходит туда-сюда, поливая нас. Вообще некоторое впечатление уже сложилось — сплошной восторг и визг и… немного стремно. Все приходится постоянно контролировать, и от некоторых тучек-потоков просто удирать. Но все-таки супер!
Что еще добавить? Ну да — насчет экстрима. Да, конечно, и подскладывает, и колбасит, было и у меня, и у Димки, и у Алексея. Оцениваю это, как хорошую практику, благодарна Лехе за то, что он в свое время заставил нас на большой высоте отработать и асимметрии, и B-срыв, и уши разнообразные — как раз нашлось этому всему применение. И потом, у нас как-то так получилось, что погода усиливалась по мере нашего пребывания, и к серьезным вещам оказались более-менее готовы. Ну, малоприятно, конечно, получить складывание, когда идешь у самого склона, как у меня один раз было, уже начало разворачивать в склон, но прокомпенсировала еще прежде чем успела понять, что происходит… Отношу это не только на счет правильных рефлексов, но и в пользу купола (Блюз25), который дает время отработать ситуацию, плюс всегда застегнутые компенсаторы.
Да — еще я всю дорогу боялась, что при усилении ветра меня начнет сдувать назад — все-таки Блюз — не сильно скоростной купол, да и с легким пилотом на борту… Так и произошло. Села на вершину отдохнуть, а когда стартовала, оказалось, что взлетела я в створе расщелины, и дует там сильнее, чем везде. Акселератор не помог — я все равно смещалась назад, к перегибу, и при этом поднималась вверх. Сложила уши, плюх обратно на гору, проехалась за куполом, пока клеванты на руки наматывала. В общем, ничего. В тот день еще гнездо свила на кусте у лагеря — ветер резко усилился и все пошли на посадку, я летела уже стабильно спиной вперед, складывать уши не хотелось — и так было минус два, вот и встретила куст …
D_i_m Гнездо небольшое свил и я — захотелось сесть в лагерь, поближе к палаткам. Нашел полянку, прицелился, попал! А полянка-то метров 8 в диаметре, а купол у меня — все 11 в размахе. В общем как ни старался я его в воздухе налистать, развесил на кусте. Впрочем, обошлось почти без потерь.
Реальный шанс свить настоящее, солидное, трехкомнатное гнездо есть имхо только при старте с помойки и при полете на западном склоне над лесом, если понадеешься на авось. По поводу летных качеств куполов могу только повторить очевидные вещи: Блюз показал себя отличным парителем, хотя для уверенности в сильный ветер необходимо подвязывать акселератор. На высокой скорости — Блюз умеет летать быстро, но только на акселераторе — он именно пробивается, а не летит. В слабую же погоду у него остается мало конкурентов, а если еще учесть что все они (пилоты, естественно) обычно более опытные.
По поводу своей ПроксИ — скорости мне хватало всегда,рючесть тоже оказалась на высоте, хотя я на это и не особенно рассчитывал. Особенно приятной оказалась способность купола идти со по-дельтапланерному, с легким скольжением на консоль в сторону склона в слабом динамике. Выигрыш вертикальной скорости при этом получался около 0,3 мс. Выкручиваешься в подвеске к склону, клевантой удерживаешь купол от разворота в склон и вперед! Ноги вдобавок направлены в сторону склона, так что в случае резкого стихания ветра посадка получается более-менее предсказуемая. Приятным сюрпризом оказался Лехин Хай Спид Навигатор — скоростная модификация навигатора с пузатым параависовским профилем. Балансировочная скорость у него оказалась на уровне современных куполов, хотя отсутствие акселя давало о себе знать. А вот Айвенго разочаровал. Хотя покататься на нем я не успел, полеты Теоретика оставили двойственное впечатление. Может, Алексей прокомментирует лучше.
katy Но — прошло больше недели, мы изрядно налетались (за 8 дней налетали по 9-10 часов), народу приезжало все больше и больше, толпа у горы увеличилась, и мы решили следовать нашему плану — пора к морю!
Продолжение

Добавить комментарий