Юг. Лагерь матрасников. Сочи.
katy Вы думаете, настоящие пилоты могут приехать на море, чтобы там просто загорать и купаться (пить пиво, ходить на дискотеки etc)? О, нет! Так поступают только презренные матрасники! А настоящие пилоты и на море ищут места, где можно летать! И приключения! К чему это я? Наш приблизительный маршрут вел в Джубгу, поскольку где-то в ее окресностях есть гора у моря, где летают.
D_i_m Да, Петр Поздняков говорил что есть там какая-то горка, но мы ее не нашли. В Анапу ехать не хотелось, хотя в другой раз обязательно съездим, говорят, там прикольно.
katy Дорога заняла часов шесть и к Джубге мы подъехали затемно. Пытались найти это место с горкой, но никто ничего не знал, и мы удалялись все дальше и дальше от Джубги в сторону Сочи. Тем временем темнело все больше и больше и было пора уже думать о ночлеге.
Решили либо поискать жилье, либо найти съезд к морю, поставить палатку и переночевать. Мы уже проехали приличное расстояние вдоль побережья, но в темноте подходящий съезд так и не находился — все было перекопано глубокими траншеями, чтобы такие как мы к морю пробраться не смогли ;). Ребята уже собрались ставить палатку у самой дороги, но к счастью машина туда не заехала. Наконец, нашли какой-то поворот, шлагбаум — платная стоянка и кемпинг и поняли, что приехали. Стоянка представляла собой поросший деревьями склон, там и сям утыканный машинами и палатками, внизу плескалось море и был небольшой пляж. Увы — большое скопище людей никогда не отличалось аккуратностью, а местная «администрация», видимо, была озабочена только взиманием денег — кругом валялись кучи мусора, даже на пляже. Мы еле-еле нашли место для палатки, машину пришлось ставить на косогоре под углом градусов сорок, подперев камушками. Но зато выход палатки был прямо на море, под его тихий и умиротворяющий плеск мы и уснули. Утром проснулись довольно рано, искупались… Место при свете дня оказалось очень живописным, если бы не замусоренность и куча народа… Из-за того, что склон был довольно крутой и палатки были расположены на разных уровнях, казалось, что просыпается большой многоквартирный дом, в котором исчезли стены — народ просыпался, завтракал, переругивался, раздавал подзатыльники детям, а в двух метрах происходило то же самое, но только в другой семье или компании.
Потом все шли на пляж — вот оно, счастье дикаря :). Нам же надо было ехать дальше, и вытолкав машину с помощью добрых дядек-дикарей, мы двинулись в путь. В Джубгу решили не возвращаться — уже отъехали порядочно, и бармен в кафе сказал, что вроде знает какое-то место, где летают. И мы поехали вперед по серпантину… На указанном месте мы нашли аэродром с самолетами/вертолетами и военную часть. Ну что же — вперед и только вперед, не возвращаться же, наш путь лежит уже в Сочи, где у Димки есть знакомые, которых он хочет повидать. По дороге останавливались, чтобы искупаться, и ехали дальше. По мере приближения к Сочи местность все более и более крутела — появлялись здоровенные пансионаты всяких ресурсодобывающих монстров (Нефтегазов, Алмазов и прочее) из стекла и бетона, множество маленьких частных отелей в поселках (не просто в доме комната сдается, а весь дом спланирован и построен, как отель, притом, часто довольно неплохой), везде велось строительство новых и новых зданий. В самом Сочи Димка чуть не каждую минуту находил новое или реконструированное здание, хотя был там не так давно — в общем, не только Москва отстраивается, и не беднеет у нас население, все это пропаганда ;). Сам город зеленый, строится и очень дорогой — в сезон, видимо, чуть ни дороже Москвы (по крайней мере цены на фрукты на рынке московские). Знакомых мы нашли и остановились ночевать на квартире, поскольку наутро решили ехать в ближайшее летное место — в Красную Поляну . Вечером гуляли по набережной — да, модный курорт, что и говорить, на каждом шагу какие-то развлечения, караоке поют, брейкеры танцуют, — напоминает Арбат, только у моря. Посидели в кафе (хорошее и не очень дорогое, какое — не скажу), очень вкусно и даже изысканно поели всяких форелей и жюльенов, запили темным пивом и — спать. Впереди — Красная поляна.
D_i_m Я тогда скажу — лучшие кафе — те в которые ходят местные. А этому я, пожалуй, сделаю рекламу — я туда хожу уже лет 8, как в Сочи попадаю, и ни разу не разочаровался. Называется «Лино», располагается на главной набережной, но в самом ее конце, и потому курортники обычно до него не доходят. Хорошо поужинать, с хорошим пивом, на нос примерно 300р, что, учитывая общий уровень цен в Сочи — не так уж и много.
Красная Поляна.
Небольшое предисловие от Дима
Объем повествования про Красную Поляну и Абхазию мы сделали побольше, потому что Юцу все уже знают, и читать наверное уже неинтересно. А вот в Абхазии, да и в Красной Поляне летали немногие, а уж рассказать об этом вообще никто пока не удосужился. Мы попытаемся исправить этот пробел.
katy Про дорогу в Красную Поляну Димкины знакомые нам рассказывали такие ужасы, что было вообще непонятно, как туда кто-то ездит… Все оказалось, конечно, не так страшно, но приятного мало — узенький карнизик над пропастью, две легковушки еле разъезжаются, повороты чуть не на 180 градусов, да еще и камушком сверху может пригреть. Машины еле ползут, перед поворотами бибикают, так как видимости нет никакой, во многих местах висят зеркала, чтобы хоть что-то было видно. А вот представить, что там творится зимой или в гололед — вот это действительно страшно…
Вокруг, конечно, красота неописуемая — пропасти, ущелья, водопадики, но ей богу — останавливаться в узеньком карманчике и снимать просто не хотелось — хотелось поскорее оттуда убраться :). Когда выехали с этого участка, я еле оторвала руку от дверной ручки, в которую вцепилась.
Наконец, въехали в ущелье. Место, конечно, очень живописное и красивое, к тому же в деревне стали появляться домики «швейцарского» типа, что придает ей еще более приятный вид. Склоны, поросшие зеленью, жара.. Но что нам все это — мы видим, как нам навстречу летит тандемщик на оранжевом ASA-вском куполе! Тандем изрядно мотыляет, он складывает уши и заходит на посадку на поляну. Мы подошли к пилоту на предмет выяснения метеоусловий и как бы нам здесь полетать. Еще мы рассчитывали встретить там Сергея Острицова (Шутика), чтобы он нас проконсультировал.
Пилот встретил нас приветливо-настороженно, сказал, что Шутик уже уехал, что для полета нужно разрешение местного РП, который скоро тоже прилетит, а так погода сегодня ничего, есть потоки до +5. Правда, мотыляет и колбасит а наверху ветер дует метров 10, поэтому идти надо, прижимаясь к склону на расстояние 50-100 метров, чтобы пробиться…
Я немного сникла — 10 метров для блюзика 25 — многовато, вперед я не пробьюсь и на акселе. Ну — посмотрим, там видно будет. Поговорили еще с одним пилотом, и он, между прочим, рассказал, что Шутик недавно совершил посадку на дерево с девушкой — пассажиркой из-за облачности. Да — на дерево там сесть — раз плюнуть, сдует чуть-чуть, и «здравствуй, елка»…
Мы сели ждать прилета РП и наблюдать за полетами тандемов — их было довольно много, и они садились на поляну с интервалом минут в десять.
Было заметно, что при заходе на посадку роторит, купола подбрасывало вверх метров на пять, но ребята были как на подбор, крепкие и опытные, и проблем у них не возникало.
Все было вполне организовано — пилоты садились, быстренько складывались и опять ехали наверх на канатке. Внизу дежурили два мужика с рациями, один наблюдал в подзорную трубу. Мера вполне оправданная — один раз на соседнюю поляну приземлился здоровенный вертолет, ветром от винта посносило столики и стулья в кафе…
Наконец прилетел и РП, его звали Андрей. Он сказал, что полетать мы тут вполне можем, спросил только налет и какие купола. Про погоду сказал, что нам повезло — сегодня турбулентность меньше, чем обычно, а ближе к вечеру ветер ослабнет (ура, значит и у меня есть шанс!). Слив с гор начинается примерно в шесть вечера, канатка закрывается в пять и примерно тогда же закрываются полеты. Про посадку — садиться можно на эту поляну, где тандемщики, правда тут турбулентность из-за бугра, если будет сдувать, то сзади тоже есть полянка, но маленькая и совсем турбулентная, а так же есть хорошее место для посадки, примерно километром впереди. Ободренные, мы взяли парапланы и поехали наверх.
Поездка вверх на креселке с рюкзаками мне запомнится надолго. Димка садился первым, Леха закидывал его рюкзак, потом закидывал мой, потом садился сам с рюкзаком, а Димка снимал рюкзаки на выходе. И так четыре раза… Пока мы ехали, отдыхающий народ буквально на каждом встречном кресле показывал на нас пальцами — «Смотри, инструкторы с парашютами! Ой — параплан везут! — Да не, не может быть». Было немного не по себе от такого повышенного внимания, я пыталась любоваться окружающим пейзажем и заодно повторяла примерный маршрут полета — сюда, потом сюда, прижаться к склону, вправо соваться нельзя, посадочная площадка там или там… Наконец приехали и пошли на старт.
ММММ…. Старт представляет собой наклонную площадку, перпендикулярную долине (и ветру, который в этой долине дует). Но туда задувает видимо местный, встречно-боковой ветерок. Размер пригодного для старта места — где-то метров 20 в ширину и 30 в длину (это на взгляд, я могу, конечно, ошибаться). Слева — деревья, справа — канатка. Впереди — спуск заканчивается небольшой ямой, а потом идет бугор, который надо перелететь. На бугре справа стоит опора канатки — домик, слева продолжаются деревья. Канатка проходит довольно высоко над землей — метров 15, под канатку уходит дорога-просека между деревьями… Под ногами — каменья типа крупной щебенки. К сожалению не сфотографировали — не до того было. Чтобы стартовать, надо резво бежать вниз по каменюкам, тогда отрываешься от земли, перемахиваешь бугор (с ветром где-то в полутора метрах над ним) и поворачиваешь влево, чтобы идти вдоль склона. Наверное, при встречном ветре или с небольшим боковиком это не представляет трудностей для опытных пилотов.
Надеюсь, D_i_m или Алексей составят более грамотное описание дельтадрома, но ясно было, что место это совсем не для чайников. Да — хлеб местных тандемщиков легким не назовешь…
Андрей советовал нам немного подождать, чтобы ветер подстих и первый полет мы делали в спокойных условиях. Я тянула время, а Димка, почувствовав необходимое количество шворца, разложился и полетел.
D_i_m Я-то думал отловить что-нибудь от потоков — черта с два. Погода сдохла мгновенно.
Ну, может для первого раза это и к лучшему. Старт — действительно жуть во мраке. Особенно меня достали острые камни, которые так и норовили зацепиться за стропы. Пролет над описанным бугром, если есть хоть метр в секунду ветра и разбег энергичный, происходит метрах на 8. Но чувствуется, что этих 8 м может и не случиться.
katy Была моя очередь, я стала раскладываться (места для старта не очень много, и не хотелось мешать тандемщикам).
Но, видимо, погода в тот день была совсем нетипичная — встречный ветерок взял и стих, и лишь изредка еле-еле шевелил ленточку на колдуне. Две неудачные попытки старта (недостаточно энергичный разбег), меня не обескуражили, я продолжала пытаться, мучая несчастного Леху, который не мог улететь до того, как я стартую, а сейчас терпеливо помогал мне. В это время очередной (предкрайний) тандемщик прицепил пассажира и стоял в ожидании хотя бы слабого порывчика. Не дождавшись, он начал разбег, но пассажир бежал плохо и потом вообще повис мешком. В результате оторвались они слишком низко… Ясно, что им бугор уже не перелететь, еще секунда — и они врежутся в него или в домик! Но тандемщик принял единственно правильное решение — резкий качок тандема — и он ушел ПОД канатку! Пролетел по просеке, не зацепив деревья, и ушел на трассу. На старте остались только мы с Лехой и девушка, которая ждала Андрея, обещавшего ее покатать (Кстати, спрос на покатушки превышает предложение, несмотря на нехилую стоимость полета (еще к вопросу о бедности населения)… Люди, поднявшись вверх и приняв в ресторане алкоголесодержащих жидкостей, весьма готовы к подвигам. За то время, пока мы сидели на старте и все полеты были уже распланированы, подходили человек пять желающих и очень огорчались, что опоздали). Канатку уже выключили. Ветра не было. Остатки шворца у меня быстро испарились, перед глазами маячил проклятый бугор и тандем, летящий под канатку. Мне казалось, что бугор я ни за что не перелечу, а «подвиг тандемщика» мне повторять не хотелось. Поэтому, разбежавшись, я тормозила у ямы — крымский синдром, от которого я вроде вылечилась, разыгрался с новой силой. Я готова была уже топать вниз пешком, но Лехе все это надоело, и он просто вытащил меня за ремень и я «таки взлетела» (c) Лада. Ура! Гордиться, правда нечем, ну и ладно…Я лечу! Красота неописуемая! Горы, покрытые лесом… В воздухе ощутимо побалтывает, иногда поднимает, но это узкие пузыри (или ротора), обрабатывать уже нечего (как выяснилось, летели мы уже в слив). Ага — вот и поляна, на которую приземляются тандемщики (решила на более спокойную не лететь)…
Заходим, разворачиваемся. Плям-плям, подбрасывает вверх, ушами хлоп-хлоп, купол кач — все, на земле, быстро подмотать клеванты, чтобы не тянуло — все. Подбежал Димка — «А ты завязку видела?» Оказывается, я взлетела с большой завязкой на заднем ряду (на фотографии видно), и не замечала всю дорогу, хотя и смотрела на купол после взлета. А Леха с Андреем посмотрели на это безобразие и пожали плечами — летит, да и ладно :). Хорошо, Блюзик меня выручил, а не наказал за разгильдяйство.
D_i_m Завязка была серьезная, очень серьезная. Просто везение, что все так хорошо закончилось. О посадке — не очень приятное место, рядом с кафе. Постоянно прилетают порывы ветра из долины, бьют по куполу, раскачивают и складывают. Нужно быть очень сосредоточенным чтобы отловить все поганки этой посадки. Если нет возможности посмотреть на посадки тандемщиков и скопировать их заходы — надо помнить, что лес слева по ходу генерит ротора, и ветер, который якобы дует вверх по горе, на самом деле, выворачивает из-за этого леса. В общем будьте предельно осторожны, и, кстати, без приличного запаса высоты вперед в долину не суйтесь — до поля можете и не долететь, а растительность там очень колючая.
Алексей Про Красную поляну можно сказать следующее. Место красивое и интересное — вот только летать на свободный полет с наборами — это только с GPS — это все-таки горы. Во всяком случае, есть желание полетать там еще раз. Добавить что-то сложно, чтобы составить детальное описание и не быть голословным, надо там еще много раз полетать, ибо места замысловатые и, если честно, его с одного наскока не просечь — надо летать, летать и еще раз летать!
katy Мы ждали Леху с фотоаппаратом наготове, наблюдая, как на маленьком склоне тренируются чайники, развешиваясь на кустах, но Алексей перелетел поляну и полетел вперед по ущелью — решил разведать более хорошее место посадки…
Но, уперевшись во встречный ветер (внизу дуло метров 6-8), не долетел туда и сел между деревьев — команда подбора (мы), долго его ловила по ущелью.
Ну что же — худо-бедно, но мы сделали это! Обратно ехали с осознанием сделанного дела, дорога казалось менее страшной, просто несколько напряжной, останавливались, умывались в водопадике и фотографировали виды.
Дневная норма адреналина была получена, жажда приключений ненадолго утолена.