Абхазская авантюра


Абхазская авантюра (начало).

katy Вообще, вторая часть нашего путешествия больше всего напоминала большие гонки — мы все время куда-то ехали в жару по серпантину, нигде надолго не задерживаясь. После поездки в Красную Поляну мы с Лехой почувствовали себя совсем вымотанными и даже устроили Димке «бунт на корабле». Мы предлагали оставшиеся до отъезда два дня просто отдохнуть у моря, загорать, купаться и ничего не делать. А все потому, что Димка очень уж подозрительно поглядывал в сторону границы с Абхазией, до которой было рукой подать, и делал какие-то приготовления — мы подъезжали к границе и Димка узнавал условия перехода. Дело в том, что за неделю до этого в Абхазии на горе Мамзышха (около г. Гагры) летала команда парапланеристов во главе с Кушлевичем. Но мы опоздали со своим бунтом — в глазах Димки уже загорелся маньяческий блеск, и он, обозвав нас лентяями и презренными матрасниками, изложил свой хитрый план.
План был прост и авантюрен: бросить машину на платной стоянке, перейти границу, там найти такси, которое завезет нас наверх на гору, насколько возможно проехать, оставшееся расстояние пройти пешком, найти старт, с которого летали ребята, а там по погоде — либо летим, либо ждем. Дальше — ночевка в частном секторе, полдня на отдых и прогрев боков на солнышке и — в обратный путь.
Было понятно, что от столь близкой цели Димка так просто не отступится, и постепенно он поднял в нас боевой дух. Самым крайним аргументом было — «Неужели вы не хотите, чтобы в вашей летной книжке появилась запись «Абхазия, гора Мамзышха»? Нам хотелось :), и было все же интересно посмотреть на Абхазию, о которой Димка столько много рассказывал. Мы сдались.
D_i_m Я несколько нервничал, но, позвонив Ладе, и разузнав подробности поездки, составил четкий и разумный план — а именно — не дергаться, не волноваться и действовать по обстановке. План сработал, как ни странно.
katy Переход границы на Псоу — не слишком приятное занятие. Все так, как показывают в теле-хронике — маленький загончик-коридорчик, толпа народа, перевозчики с тележками, которые везут туда на себе буквально все товары первой необходимости, жара и грязь… Нам еще не повезло — мы попали в пересменку, когда толпа собралась довольно большая. Но трудностей не было — просто посмотрели паспорта, спросили куда и зачем (абхазский пограничник — «А — парапланы-дельтапланы? Знаю,знаю) — и мы на другой стороне.
Такси нашлось буквально в один момент — их много стоит прямо у пограничного пункта. Водителем оказался здоровенный мужик, Димка ему растолковал, куда нам надо, договорились о цене и поехали…
Контраст мы почувствовали сразу, как только отъехали от Псоу. Особенно это было заметно после бурной, кипящей жизни Сочи. То же море, солнце, растительность… Только людей совсем мало, машины редко встречаются (притом, наш водитель всем им радостно сигналил — знакомые). Не говоря уже о бурном строительстве и чем-то еще в этом духе. Тишина. Это немного напрягало, т.к. одно дело знать, что «обстановка относительно спокойная», а тут кто его знает… Вообщем, мобилизовались. Тут еще мы свернули от города и начали подниматься в гору, и водитель устроил «экскурсию» — «Видите перевернутый автобус? Тут на них засаду сделали, 30 человек перебили… А тут они нас встретили, мы спускались вниз, русский офицер предал, предупредил, троих наших убили — видите памятники?». Димка потом говорил, что он в этот момент засомневался, того ли водителя взял — уж больно здоровый детина.
D_i_m Еще был совершенно инфернальный тоннель, прямо из фильма про ядерную войну. Там в летнюю жару стоял туман и было около +5.
katy Мы поднимались все выше и выше, закончился асфальт, началась грунтовая дорога. Тропическая растительнось сменилась елками, воздух стал чуть холоднее и свежее. Водитель удивлялся — «Ну где вы тут летать будете? Вон деревья какие», было видно, что он нам не особенно верит. К тому же с гор спустилась облачность, видимость плохая. Но мы поднялись выше облаков.
Дорога становилась все хуже и хуже, пошли колдобины с грязью. Двигатель несколько раз закипал, машина прыгала на ухабах. Наконец, стало ясно, что дальше на Жигулях (тройка двадцати двух лет от роду) мы не проедем. Мы рассчитались с водителем, ребята вытолкали машину из очередной канавы, он попрощался и уехал.
Мы остались одни с рюкзаками на лесной дороге. Надо было идти дальше. На дороге были видны свежие колеи — кто-то ехал на более приспособленном транспорте. Несмотря на тяжесть рюкзаков, идти было легко из-за чистого, свежего воздуха. Лес вокруг жил своей зеленой жизнью, пели птицы, ветерок шевелил ветки деревьев.
Шли мы не очень долго, километра два, наконец вышли из леса, и нашим глазам открылась прекрасная картина — зеленые альпийские луга, пастушьи балаганы, синее небо… Слышалось тихое позвякивание колокольчиков — паслись коровы. Все просто дышало удивительным спокойствием. Было такое ощущение, что мы наконец попали в какую-то сказочную страну, о которой мечтали много-много лет. На холме мы увидели скамью, на которой сидели два пастуха. Мы слышали от ребят, которые здесь уже побывали, что это очень дружелюбные добрые люди. Это оказалось действительно так — Димка с ними побеседовал, они показали нам старт, откуда летела команда Кушлевича, спросили, полетим ли мы, и попросили лететь так, чтобы они могли нас видеть :).
Мы забрались на склон-старт. Оттуда, за ущелъями, поросшими лесом, было видно побережъе и море. Честно говоря, мне совсем не хотелось оттуда сразу улетать, я думала, что мы сначала немного отдохнем в этом чудном месте. Сидеть на холме, слушать звон колокольчиков, вдыхать воздух с ароматами трав, смотреть на облака и ни о чем не думать…
Но парни сказали мне, что у нас всего 15 минут чтобы разложиться и стартовать — с гор шла гроза, громыхал гром, шли первые порывы ветра… В принципе, пастухи сказали нам, что гроза до нас не дойдет, и тучи уже подходили и клубились над нами. Мои возражения, что это может быть опасно в незнакомом месте, приняты не были — летим сейчас. Сборы были недолгими, и вот с горки уходит Алексей на Навигаторе, моя очередь, Димка — завершающий. Старт был несложным — дул боковик, но там гора практически на все ветра, и я лечу за Лехой. Лешка пошел прямо над ущельем, по кратчайшему расстоянию, я летела за ним на расстоянии метров 80-100, но на гораздо меньшей высоте (где слила столько высоты — я не знаю, но летела я буквально метрах в десяти над деревьями). Купол весьма ощутимо побалтывало, и тут шарах! — хлоп! — меня подбросило вверх метров на пять, ага — компенсация, раздергать…
Сложение было более 50%, раскрылось секунды за две. За счет подбрасывания я почти не потеряла высоту. Видимо, я влетела в самый ротор от ущелья, Леха прошел по верхней его границе. Слева я видела, что меня обгоняет Димка выше метров на 20 и сильно левее и что-то кричит.
D_i_m Мой старт был со сливом, купол я поднимал задним стартом из долины вверх, а потом разгонялся вверх, по дуге вбок и потом только вниз. Не обошлось, конечно, и без асимметрии, но пастухов огорчать и напрягать выносом тела не хотелось, так что я взлетел и пошел догонять Катю. Это удалось сделать несколько раз, так как я ушел из ротора в сторону и периодически возвращался, выбирая место для посадки на случай если она совьет гнездо. Места для посадки были весьма неприветливые, самое лучшее представляло из себя полянку 10 на 10 с небольшим скальничком в конце. Ветер, как я понял, всегда дует поперек ущелья, поэтому сразу после старта ближе к земле какой-то роторок всегда есть. Учитывая сложность спасательных операций в этой местности, представляется разумным не пытать счастья около склона, а отойти подальше, внимательно следя за ветром и его завихрениями, которые хорошо видны, благодаря клочьям облаков.
katy Как ни странно, с момента сложения все эмоции куда-то ушли, осталось спокойствие и сосредоточеннось. Вперед и только вперед, прорываемся через ущелье. Прямо передо мной чуть ниже клубятся и закручиваются облака. Практически в любой момент я готовилась к посадке на деревья, но откуда-то пришла полная уверенность, что я перелечу — меня периодически подбрасывало вверх на несколько метров, правда уже без больших сложений, и я летела дальше. Наконец, горы позади, и передо мной раскинулось побережье. Город, поля, деревья, море в розовой дымке.
Дул плотный ровный бриз, купол летел, не шелохнувшись, медленно и тихо. Снижение при этом было 0.2-0.5, не более того, полет был какой-то торжественный. Было видно, как Алексей летит над морем, потом он снизился и сел на пляже.
Димкин Прокси обгонял меня несколько раз, потом возвращался, по-моему даже пытался что-то выкрутить, потом опять обогнал меня, свинтил над морем спираль и тоже сел рядом с Лехой. К морю я пришла на высоте 500 метров, наверное, выше всех. За время полета думала — что бы мне такое вытворить, решила, что адреналина на сегодня уже было, поэтому покачала винговеры, покрутила спирали и пошла на посадку.
А на пляже творилось что-то невообразимое — куча загорелых ребятишек, визжа от восторга, облепляли по очереди каждого прилетевшего пилота, как бандерлоги медведя Балу. Где ребята — целы, на кусочки им купола не порвали? Ну ладно — садимся. Теперь вся эта толпа накинулась на меня — ощупывали параплан, меряли каску, задавали кучу вопросов.
Помимо детей были и взрослые, но они как-то опасливо держались в стороне. А рядом стоял и сиял наш водитель, с которым мы расстались на горе. Он рассказал нам, что все же поглядывал на гору, увидел с дороги, как мы летим, и рванул на пляж. Было очень приятно смотреть, как этот взрослый, суровый мужчина, которого мы сперва побаивались, радуется, как большой ребенок. Потом он очень тепло с нами попрощался и уехал.
Мы сложили купола, отобрали у детей наши каски и другие причиндалы. «Скорее купаться!» — рванулась я, но Димка сказал, что мы собираемся и немедленно отсюда уходим искать какое-то кафе. Было очень жарко, море было таким манящим и ласковым, но Димка был неумолим. Чуть не пинками он заставил меня надеть ставший непомерно тяжелым рюкзак, и погнал с пляжа… И тут меня прорвало. На протяжении 20 минут — т.е. почти всю дорогу я высказывала Димке все, что я думаю о тех негодяйских негодяях, которые сначала заставляют меня лететь в горах в грозу, а теперь еще и не дают заслуженно искупаться, а думают только о том, как найти кафе и пожрать и т.д. и т.п…. Наконец, Димка не выдержал потока страшных неопровержимых обвинений, и объяснил мне, что сели мы на окраине города, и, чтобы не испытывать судьбу, надо быстро оттуда смотаться поближе к центру, где больше зданий и людей, а там уже будет и ванна, и какао с чаем. Здравствуй, Абхазия!
Комментарий от katy
У Алексея Больнова про Абхазию получилось свое небольшое эссе, я решила не дробить его на части, чтобы не нарушать целостность повествования.
Алексей Возможно из-за того что, эта доля приключений осталась на сладкое, но от Абхазии остались самые приятные впечатления. Невозможно выделить что-то особо выделяющееся — эта какая-то общая картина из случайных, на первый взгляд, штрихов.
Начиная с того, что после шумного и ярмарочно-веселящегося Сочи попадаешь в спокойную и тихую долину. По дороге проходишь таможню, которая чем- то напомнила проходные пункты на границе Штатов и Мексики, стереотип которых можно представить по фильмам — потоки людей с тележками и баулами и отдельный поток машин. Видно, что народ «делает деньги» — среди тюков можно заметить что угодно — груды туалетной бумаги, стиральный порошок и прочую мелочь необходимую в быту. Потом все это можно было встретить на рынке в Гаграх. Контроль только паспортный — только на обратном пути вещи просматривают на «ренгене». Наша троица с громадными рюкзаками смотрелась как компания Дед Морозов на экваторе — у Катерины местные постоянно интересовались весом ее рюкзака (на вид можно было дать 100 кг).
После этого мы попали под опеку местного водителя. Вначале местность поражает своей пустынностью — пока доехали до подножия горы, то встретили по дороге всего около 20-30 человек и несколько машин. Это все.
В голове стояло постоянное противоречие — такое замечательное место и так мало людей! Привыкнуть к нему невозможно. Чтобы понять это умом, почему все это произошло — как-нибудь потом…
Возникло ощущение, что в связи с тем, что деятельность людей заметно поубавилась и стала гораздо тише и спокойнее, то местной природе удалось гораздо ярче проявить себя. Она проступает сквозь привычные черты пейзажа как-то ярче и ощутимее. Чувство тишины и спокойствия. Спокойствия после бури, когда уже убрали почти все последствия, но восстановление и возврат к прежней жизни только начинается. Причем местное население прилагает все усилия, чтобы закрепить спокойствие — степень их дружелюбия и робкого гостеприимства превзошла все знакомые мне до сих пор значения.
Тем более, что местная природа просто призывает к этому — окружающий нас мир поражал своими контрастами. Ну где вы еще встретите на юге в полуденную жару длинный тоннель полностью заполненный густым туманом (фары машины пробивали его от силы метров на 20-30), где вы еще сможете нестись быстрым шагом по горной тропе с тяжелым рюкзаком и совершенно при этом ни на каплю не уставить? А альпийские луга — запах разнотравья просто валил с ног, стоял аромат настоящего меда!!! Вид на море с высоты старта сквозь долину — это надо увидеть своими глазами !!! Степень спокойствия, с которым местные пастухи осматривали окрестности и, на их фоне, нашу троицу, достойна тибетских монахов. Совершенно не хотелось куда-то лететь из этого замечательного места — здесь царило полное спокойствие.
Описывать это можно долго, поэтому плавно вернемся цели всего этого действия — все-таки мы взлетели и спланировали к морю. Сейчас совершенно отсутствует желание описывать детали полета (благо их не так много — немного сложно было пробиться к выходу из ущелья, затем было интересно пролетать сквозь облако на выходе в долину, ну а после всего этого в воздухе полное спокойствие). Единственное, что можно сказать — вид моря с высоты — уже этого достаточно, чтобы приехать сюда, так что вперед !!!

Продолжение

Добавить комментарий