Первым учителям посвящается.
Желание летать помню у себя с сознательного детства. Спящее глубоко внутри, оно просыпалось, когда, заглядываясь, на летящий над домом, во Фрунзе, «кукурузник», вспоминая родного дядю летчика, представлял себя на месте пилота. Как я в кожаном шлеме, щедрой рукой разбрасываю листовки. Мы собирали их пачками и использовали, как деньги при обмене мальчишескими ценностями, типа альчики* или рогатки. Содержание листовок помню плохо, кажется, что-то о борьбе с сорняками.
Желание летать проснулось в очередной раз в десятом классе, при раздумьях, а куда направить свои стопы. Мой пыл был остановлен врачом окулистом в специализированной поликлинике при городском аэропорте. Приговор звучал не понятно, –0,5. Потом разъяснили, предлагали выучить таблицу, но поскольку Желание было не достаточно страстным, оно заснуло. Но в полудреме заставляло меня искать варианты, коих в моей жизни почти не было. Увлеченно читал все научно-популярные журналы про все, что летает, сам пытался изобретать вертолет, автожир, придумывал, как приспособить крылья к велосипеду. Интуитивно чувствовал, что проще найти человека, малозатратно решившего эту проблему. Тщетно.
Жизнь шла, даря другие радости и впечатления. Как все учился, занимался, спортом, работал, женился, рожал, воспитывал, подрабатывал, служил, опять работал. Искал свой путь, пытался быть умнее всех, не особо получилось, но вроде устаканилось.
По телеку и в прессе мелькали самодельные самолеты, дельтапланы, позже дельталеты и парапланы. Очень хотелось потрогать и попробовать, но рядом этого не было, а искать, где-то далеко не получалось.
И вот уже исполнилось 43. Алтай, лето 2005, едем с женой по горной извилистой дороге. В стороне, на поле увидел дельтолет. Спящее желание приоткрыло один глаз, но в тот же момент не остановило, продолжая потягиваться, позволило проехать мимо. Поскольку наша турбаза «Катунь» находилось недалеко, тело, натренированное диваном, не сильно сопротивлялось предложению вернутся и поразузнать. Взятый на прокат мотороллер, на следующий день резво отвез к дельтодрому.
Простота и доступность развлекухи слегка озадачили, и только какие-то мелкие неисправности, не позволяющие пилотам летать, спасли меня от конфуза. Полет в авиалайнере не отличим от поездки на автобусе и по этому боязнь садиться в этажерку и лететь присутствовала. Честно говоря, это был настоящий мандраж. Но вида не подал. Сумма в полтора косаря за двух пассажиров оказалась вполне подъемной и уже на следующий день, и уже на велосипедах, и уже полностью настроенные полететь, мы были на поле.
В этот раз была профилактика, и пока мы ждали, катаясь на перегонки по полю, оказавшимся, местным ипподромом, изображая из себя лошадок, за нами скопилась очередь.
Миг настал! Первой полетела жена, естественно, дамы вперед. Да и кто его знает, как там после разборки-сборки? Все обошлось, плавный взлет, ровные круги над рекой и деревьями, мягкая посадка, впечатлений полные… много, в общем! Короче с тех пор она знает, какого цвета адреналин (шутка). Следующий был я. Сказать, что было здорово, не сказать ничего! Восторг, дикий поросячий визг от радости, от не бывалых ощущений, не смолкал внутри меня до самой посадки. Вслух кричать я постеснялся, вроде взрослый дядька! Да и только необходимость говорить, приглушило внутренний вопль. Степенно отстегнулся, поблагодарил, рассчитался, завел разговор. Поскольку немножко следил за темой, слова глиссада, подъемная сила, взлетная скорость, оторопи не вызывали. В беседе узнал, что начать летать это просто! В тот момент было произнесено заветное слово ПАРАПЛАН! Желание полностью проснулось, и я почувствовал, что пока оно не реализуется, покоя мне не будет!
По приезду в Новосибирск взялся искать братьев парапланеристов, начал с интернета. Первый, найденный, был Андрей, попытка дозвониться ничего не дала. Искать снова. Следующий был Александр. Дозвонился, короткий разговор, приглашение приехать на поле. И вот они большие и красивые, запросто поднимающие пилотов в воздух. Неспешное кружение куполов завораживало, звало присоединится!
Присоединится сразу, не получилось, опустили на землю. Канешна, как без наземной подготовки? Старый выцветший купол, со странным названием «еврейский» был передан мне двумя симпатичными девушками Олей и Оксаной. Показали, как пристегнуться, как поднимать, как управлять. Ну, я лихой казак, голый по пояс, тряся любимым животом, побежал по полю. Подкожные отложения, с трудом накопленные ранее, сразу стали расходоваться и стекать на землю. Первые десять метров, полет нормальный, но купол не встал над головой, как обещали. Потом я понял, что поднять то, что я поднимал, ввиду отсутствия ветра, и по причине ветхости, было не возможно даже с помощью виагры. Результатом первого дня был обморок жены, когда она увидела мои руки в районе локтевого сгиба. Сплошной кровавый синяк размером с варежку украшал внутреннею поверхность предплечий! Чайник! Я думал: — голый по пояс, оказалось алюминиевый!!! Свободные концы в момент подъема купола, терли по голой коже! Жена быстро в себя пришла, а синяки сходили долго!
Подошла моя очередь лететь в тандеме с инструктором. Саша дал все необходимые указания, мы пристегнулись, приготовились, команда лебедке на старт, короткая пробежка, отрыв, плавный набор высоты! Описать все чувства, посетившие меня сложно, основных было два: страх и восторг! Непривычность обстановки, боязнь высоты, присутствие другого человека не дало ощутить всю радость полета. Плавные повороты над полем, приближали параплан к земле. Посадка была комфортной и безболезненной.
Громкий хор голосов — «халява», услышанный мной на старте означал, что я слишком быстро плюхнулся в подвеску, не утрудил себя пробежкой! Единственное объяснение, которое могу дать, так это то, что должен сделать ветер, пусть делает ветер!!
Второй полет с Сашей был привычней, бежал уже от души, долго еще семенил ногами после взлета, порулил клевантами, смог посмотреть по сторонам, вниз. Стало смешно, вспомнил глупое сравнение, размеров людей с высоты. Посадка опять прошла хорошо.
Настало время всерьез готовится к самостоятельному полету. К счастью, был ветерок, и купол удалось поднять почти сразу и без проблем. Освоил прямой старт, приемы гашения купола, управление с помощью клевант. Теоретическая подготовка по книгам Тюшина, Волкова и Ричарда Баха, к очередному выезду в поле, и наблюдение за другими курсантами и пилотами, дали возможность понять суть процесса. Головой понимал — готов, а другие части тела говорили: — может не надо!!
Надо, Федя, надо! Настал мой звездный час! Я в подвеске, фал пристегнут, купол лежит сзади подковой. Старт лебедке, упираюсь, выбираю слабину, команда «пошел!!!». В следующую секунду, после первого шага, трос волочет меня боком по земле, «стоп тяга!!!». Понял – лажа! Процедура подготовки повторилась, сосредоточился, потянул за первый ряд строп, купол поднялся, разбег, взлет, подрулил по команде руководителя полетов на трос. Подъем, уже высоко, а команды на отцеп нет, лебедка уже подо мной, а команды нет!!! Ё – моё!!! Панику загрыз зубами! Сигнал прозвучал райской музыкой, дернул ручку, свободный полет! Плавные, нежные движения руками. Красивый красный параплан над моей головой не пугал, летел уверено. В ухе спокойный голос инструктора, давал команды на маневрирование.
Желание спокойно лежало и наслаждалось, свершенным действом, давая возможность телу научиться чувствовать себя уверенно и без страха! Оно уступало место другому Желанию – летать часто!
Земля приближалась обидно быстро, приготовился к посадке, приблизился на метр, по команде, быстро затянул клеванты, мягко коснулся травы.
Летать начал в августе, сезон близился к завершению. Были следующие полеты, еще наземная подготовка, освоил обратный старт, а предполетный мандраж не проходил. Только в октябре, в один из солнечных дней, сделав подряд пять полетов, почувствовал некоторую уверенность и смог порадоваться за себя! К сожалению, день завершился летным происшествием. Жизнь показала свою правду, и совсем ровные места, где может быть опасно!
Вспоминая, становится очень грустно. В голову приходят думы о бренности бытия и всякие философские размышления.
Увидев Леонардо, смотрящего в небо, Бог подарил ему мечту! Братья Монгольфье, сумели выпросить воздушный шар! Братья Райт, обласканные Богом, получили возможность совершать управляемый полет, подобно птицам.
Все больше людей смотрело в небо и мечтало о полетах! Ну, нате вам дельтаплан! Бог думал, ну что им всем надо, почему они рискуют своей земной жизнью и постоянно стремятся в небо? Бог очень любит своё дитя – Человека, и вторым величайшим даром, после возможности свободы выбора, была возможность летать. И чтобы довести свой дар до совершенства, Бог дал людям Параплан! Как и револьвер Кольт, сто пятьдесят лет тому назад, сегодня, Параплан уравнял всех жителей планеты Земля. Не надо быть ни миллионером, ни олимпийским чемпионом, чтобы летать вместе с птицами. Независимо от пола и возраста, за исключением, редчайшей физической неспособности, каждый землянин может взять в руки первый ряд строп, клеванты и совершить свой Полет!
Летний сезон закончился. Осталось малое: — ностальгировать в форуме и рассматривать летние фотографии (цитирую Андрея). К тому времени я уже знал, что он инструктор по парамоторам. Ему то я и позвонил. В этот раз мы поговорили, и я был приглашен на встречу. Недолгое обсуждение деталей и мы на поле. К тому моменту я уже видел вблизи эту технику и полеты с её помощью. Понимал, что надо совместить две физические моторики: управление парапланом и управление двигателем. Предполагал, что занятия спортом в детстве и оставшиеся навыки, с учетом выполнения инструкций по безопасности, помогут мне справиться.
Первым упражнением было управление куполом. Снег был еще не глубокий, и я смог пробежать метров тридцать. Каждодневная борьба с четвероногим другом – диваном, не оставляет сил на занятия физкультурой, но небольшой опыт парящих полетов, не дал уронить крыло и ударится лицом… в снег!
Второе упражнение позволило освоить управление силовой установкой. Сидя на снегу встегнулся в подвеску. Тридцать килограмм за плечами с трудом и помощью инструктора позволили подняться. Ну всё, подумал, здесь меня и закопают! Мама забери меня домой!!! Одно успокаивало, щас я её потаскаю, потом она меня полетит! Руки в стороны, рукоятка управления двигателем в левой, плавный газ, почти до полного, опереться спиной на тягу, и весело понесли, то есть весело побежали! Опять стало смешно, банальная мысль, чувствую себя Карлсоном, главное чтобы штаны с моторчиком не потерять!
Получив, пять за оба упражнения, я стою на старте, являясь частью летной системы. На спине пламенный мотор, сзади крыло, как всегда подковкой, пятая точка мандражирует, готовясь стать шасси, ежили чо не так! Потянуть передние концы, дать газ, примерно десять шагов, и я лечу! В этот раз я не стеснялся и заорал от радости! Если быть до конца правдивым, то скупая мужская слеза тоже была! Второй полет, как и первый в этот день прошел успешно.
Всю ночь снились парапланы! Их было много, и все пилоты улыбались мне и приветственно махали руками! Я тоже демонстрировал им свой восторг!
На следующем занятии я узнал, что такое «черепаха», жаль до того, как мне об этом успели рассказать! Ветер был посильнее, а снег поглубже! Отделался легким испугом! Протерли мокрый двигатель, осмотрели винт, мне повезло, не надо было покупать новый! Снова разложились! Обороты успел дать вовремя, и взлетел почти с места! Да, ветер был посильней, чем прошлый раз. Чувствовал себя не комфортно, болтало, не мог втиснуться в подвеску, морду лица заметало снегом! Все, не буду сегодня изображать из себя космонавта! Одного пятиминутного полета было достаточно, чтобы решить навсегда, не летать в таких условиях!
Увиденные на видео, горные полеты завораживали и четко показывали разницу с лебёдочными! Новосибирск хороший город с умеренным климатом, но ближайшая горка высотой в 50 метров находится на расстоянии 80 километров от центра. Повыше, метров 400, находится в 450 километрах. До всего остального реально подходящего для полетов добираться не менее трех часов на авиалайнере! Невыразительный пейзаж привычен и только лес у воды, хоть как-то, его скрашивает. Леса и воды у нас достаточно, а вот горы только в воспоминаниях об исторической родине – Киргизии. Уж горы там, где я родился, так горы!!! До ближайших, час езды на рейсовом автобусе! Однажды ночью, после того, как был отпущен с военных сборов, дошел от предгорий до дома за три часа.
Андрей купил новый буржуйский купол, очень красивой красной расцветки. Святое дело, надо облетать! И вот мы, за компанию, на той самой горке, в восьмидесяти километрах от города. Мой высунутый язык пришел за мной минут через десять. Большой сложности не составило поднять крыло, развернуться, немножко пробежать и полететь! Единственное сожаление было о том, что мы не на 2000 метров!
Потом был освоен кайт! Зима проходит замечательно, каждый день можно приезжать на водохранилище. Ветер есть катаешься на кайтах, ветра нет, летаешь на мотопараплане.
Теперь предстоит приобретать снаряжение, приятные хлопоты!!! Но это уже тема для отдельной саги!!!!
Петр Гулевцов AKA «Director»