Форумы paraplan.ru ParaForum Безопасность топ лендинг
IL55
АвторТемы
пилот выходного дня
16 Авг 2013
топ лендинг
это частное сообщение от друзей пилота, а не официальный разбор

кратко: При совершении топ лендинга на горе Гайсберг (Gaisberg Австрия) разбился насмерть опытный пилот
предполагаемая причина падения: ротор за перегибом и деревьями

Длинно:
время: около 17:00
метео условия: конец жаркого дня, затухание термической активности, ровный динамик, спокойный воздух, ветер СВ, В 5 м/с в редких порывах до 7 м/с

пилот: пилот выходного дня, 7 лет полетов, с налетом 500 часов в различных метео-условиях, в том числе не менее 200 часов в горах,
пилот имел за собой около 6 сив курсов в том числе акробатику, различной сложности экспедиции
пилот не принимал участие в соревнованиях (даже в заочных), так как летал "для радости"
пилот не имел привычки исполнять опасные акро-маневры низко над землей, или летать в пред-грозовую погоду
т.е. суммирую: это был опытный, осторожный пилот не склонный к позерству и ненужному риску.

крыло: спокойное EN C, Antea-1, пилот летал на нем 3 сезон, крыло регулярно проходило технические осмотры,
крыло соответствовало уровню пилота (по подтвержденной квалификации пилота)
крыло не было "заезженным", пилот имел еще одно для полетов осенью/зимой и третье для занятий на земле

Описание происшествия (могут быть неточности):
Пилот совершал посадку на восточной стороне плато, против ветра (В) на высоте 20-30 метров произошло асимметрическое сложение 2/3 крыла,
крыло начало интенсивно разворачиваться. Пилот остановил вращение, но аппарат успел развернулся на 180 градусов (по ветру).
После разворота последовал интенсивный кач наверх (пилот вылетел наверх как из пращи). Крыло ушло назад за пилота и полностью потеряло форму.
последние 2-3 секунды было неуправляемое свободное падение, крыло так и не регенерировалось. пилот упал на бок. повреждения не совместимые с жизнью.
Запасной парашют не был применен и остался зачекованым.

описание места и условия полетов (так как вроде никто не описывал на форуме опишу подробнее):
гора Гайсберг хорошо известное место (кто смотрел XAlps) для полетов города Зальцбург, с 3-мя стартами для всех кроме южных ветров (З, С, В)
http://www.paraglidingearth.com/photos_sites/9046-2.jpg
На старт можно доехать на городском автобусе или своей машине, посадка находится прямо возле кемпинга на западной стороне от Гайсберга. Живописные места и т.д.

Ограничения:
1) Зона полетов находится в воздушной зоне аэропорта Зальцбург, поэтому местные договорились о специальной 150 метровой по высоте над рельефом зоне для полетов.
Первый кто начинает летать, должен позвонить в аэропорт за разрешением и чтобы зона была освобождена для наших полетов. Это можно сделать из местного кафе на вершине,
там же и платится стартовый взнос 5 евро в день. Выше 150 метров над рельефом и дальше над Зальцбургом летать запрещено (ВВП аэропорта просто как на ладони).
Бывает что воздушные зоны аэропорта не активированы и можно летать по соседним горам (и к озерам), но для этого надо связаться с местными (http://www.paragleiter.com/)
или самому убедится (через службу воздушного контроля) что зоны свободны для парящих полетов.
Иначе просто ненулевая вероятность встретить в воздухе сначала боинг, потом полицейский вертолет и после посадки штраф и даже уголовный срок.
Ну еще создадите проблемы ни в чем не повинным местным пилотам, которые вложили немало труда для разрешения на полеты на этой горе.

2) Т.е. так как обычно улететь никуда нельзя то в основном это локальные полеты (до 150 метров над рельефом) в динамике.
Гайсберг - наклоненная плоская вершина одиноко-стоящей горы. Поэтому зона динамика не очень большая. Через час-два 100% наскучит летать на одном месте.

3) При восточном, северо восточном ветре официальная зона для посадки находится в роторе. Т.е. реально за горой сильная турбуленция.
Не для новичков да и опытным ну какое счастье садится в роторе?

4) При безветрии и хорошем солнце сходят смерчики, так как вершина и часть горы голая.

5) Садится на другие поля кроме официального (возле посадки) крайне не рекомендуется, там не решены какие-то имущественные вопросы.

Краткий вывод: гора не для групп с начинающими при СВ В, да и не для опытных пилотов - никуда особо не полетишь.
Наверное только для тандемов это хорошее место.

Топлендинг немного подробнее. гора имеет достаточно крутые склоны, но наверху плато,
наклоненное с востока на запад, на востоке чуть выше с запада чуть ниже. в центре плато небольшой котел-яма
Хорошо видно на этой фотографии, что тропинка идет немного вверх.
Если бежать на старт в суматохе и не приглядываться, то можно этот наклон и не заметить.
http://radiomap.eu/at/salzburg_land/gaisberg_03.jpg

Посадка при СВ, В на гору смертельно опасна, так как даже при средней силе ветра сразу за перегибом и за деревьями ожидается сильный ротор.
Вид с воздуха: Взгляд оператора направлен на В/СВ старт. Вершина кажется почти идеально плоской.
http://www.flyingmax.com/wp-content/uploads/2011/06/P6040199.jpg
При других ветрах посадка в центре плато тоже может вызвать проблемы.

Назад к происшествию:
То как пилот реагировал на сложение уже находясь в роторе, кидал или не кидал запасной парашют, делал ли уши/вывешивался из подвески - вторично.
На мой взгляд за те 3-5 секунда пока он боролся за жизнь он уже не сделал критических ошибок. Умер молча до конца борясь за жизнь с клевантами в руках.

Главная ошибка и причина падения - его решение садится в роторе (в сильнейшей его части) сразу за перегибом, на вершине.
Важна не конкретная причина захода на посадку: захотел ли пилот в туалет или беспокоился за машину, а ответ на вопрос:
почему опытный пилот не увидел опасности в этом месте.

На этот вопрос, к сожалению, уже никто не ответит. Но мы можем строить догадки.

Гипотезы:
1. Не знал.
Гайсберг не был для пилота домашней горкой, и он не знал особенности местной аэрологии, где можно садится и где нельзя.
Вершина представляет собой немного наклонное плато, при подготовке к полету пилот не увидел этот небольшой наклон и в центре яму.
Хоть пилот и должен был пройти по тропинке к восточному старту, но, видать, пока шел, думал о чем то другом, не сильно смотря по сторонам.
А сверху из-за огромности горы, кажется что плато ровное или даже имеет обратный наклон. Пилот возможно не обратил на это внимание.

2. Видел, но не предполагал что ротор будет такой силы.
Из-за усталости или думал о чем то другом, не видел что фактически посадка будет в "яме" за перегибом.
Возможно пилот сделал оценку - ветер 5 м/с - ОК, время - вечер. Немного за деревьями похлопают ушки, иду на посадку!

3. Выбрал из зол наименьшее.
Как я уже писал выше при СВ В на официальной посадочной площадке ротор. причем если следовать правилу 150 метров, то нырять надо сразу
за Гайсберг летя в роторе и в роторе же пытаясь сесть. Пилот знал все ограничения по зонам и решил что посадка на вершине более безопасна чем в роторе за горой.


Рекомендации:
Не топ-лендить в незнакомых местах. Официальное место для посадки проверено и выбрано не случайно. Зачем стартовать если сразу же надо приземляться?
А и в знакомых местах делать топ лендинг? Ведь если есть погода - вершина "кипит" сходят потоки,
если "держит" ветер то на вершине за деревьями ротор. Лишний риск, никому не нужный.
tagir
16 Авг 2013
Re: топ лендинг
Для топ-лендинга надо иметь опыт собственно топ-лендинга. Количество часов налета к опыту топ-лендинга отношения не имеет. Сив и акро тоже... По тексту, похоже, что опыт именно топ-лендинга у пилота отсутствовал...

Добавлю, что в описании топикстартером захода на посадку отсутствуют детали, важные для пилотов, знакомых с топ-лендингом...

Выводы однако верные... Не надо топ-лендить, если нету опыта. Надо выбирать площадку для спокойной посадки... Пусть это будет далеко и надо будет потом долго топать уставшим, злым, проигравшим, но живым...
ingener
пилот выходного дня
16 Авг 2013
Re: топ лендинг
Цитата:
Не надо топ-лендить, если нету опыта.
В смысле опытный пилот не допустил бы фронталки или сумел бы нормально приземлиться после фронталки на 20-30 метрах?
А отчего они тогда бьются после фронталок на большей высоте?

(Потом еще один вопрос задам)
tagir
16 Авг 2013
Re: топ лендинг
ingener:

Цитата:
В смысле опытный пилот не допустил бы фронталки или сумел бы нормально приземлиться после фронталки на 20-30 метрах?

Виктор Иванович! Я что-нить писал, похожее на то, что вы написали?! Нет, я писал исключительно про топ-лендинг. Тема топикстартера тоже называется аналогично - "топ-лендинг"...

Причем тут - "нормально приземлиться после фронталки на 20-30 метрах". Какое это имеет отношение собственно к топ-лендингу?

Грохнуться на вершину горы мало чем отличается от грохнуться внизу, если что... А вот топ-ленд отличается.
IL55
АвторТемы
пилот выходного дня
17 Авг 2013
Re: топ лендинг
На мой взгляд пилот обладал навыками посадки на вершину, т.е. на домашних горках пилот этим часто пользовался
Но все домашние горки хорошо изучены в том числе и костями других пилотов.

Конкретно это место при В ветре: разговаривал с местным тандемщиком (уже потом):
его рекомендации: при В СВ ветре категорически не садиться на верху.
Он в тот день тоже летал, но приземлялся внизу на официальной посадке, в роторе.

Думаю такие опасные места встречаются и на ваших домашних горках.
Я уже "открывшимся" взглядом нашел пару мест (яма немного вниз за деревьями) на горках где летаю,
где нет нет а кого-то "запрёт" и он не дотянет до старта и сядет прямо в яме в достаточно сильный ветер.
Посыпаю голову пеплом: пару раз я тоже приземлялся в таком месте.
Да турбуленция, пару раз мотнёт и уже стоишь на земле улыбаешься.
mmm
пилот выходного дня
16 Авг 2013
Re: топ лендинг
маленькое имхо:
разворот на 180 после сложения это либо не очень опытный пилот либо пилот в расслабленном состоянии.
М
пилот выходного дня
17 Авг 2013
Re: топ лендинг
- Да. Обидно, серезной погоды (условий) вроде не было.
d_i_m
пилот XC
17 Авг 2013
Re: топ лендинг
сколько лет пилоту, каковы физические кондиции, сколько продолжался последний полет?
IL55
АвторТемы
пилот выходного дня
18 Авг 2013
Re: топ лендинг
38 лет, физически подтянутый, полет продолжался 15-20 минут
d_i_m
пилот XC
20 Авг 2013
Re: топ лендинг
однако... ну может затупил немного - плюс неудачное стечение обстоятельств - то что и называется "несчастный случай"

очень жаль.
TPEHAK
22 Фев 2021
Re: топ лендинг
Топ лэнинг по ветру в склон

смотреть прямо тут или смотреть с сайта
Ставр
пилот выходного дня
22 Фев 2021
Re: топ лендинг
Тест пилот Нивьюка, если не ошибаюсь? Что позволено Юпитера, зачастую смертельно для всех прочих.
А главное, в данном конкретном ролике - зачем? Что мешало сесть туда же, но против ветра?
d_i_m
пилот XC
22 Фев 2021
Re: топ лендинг
Штиль на дворе, какая разница как садиться?
В склон даже проще
Oleg66
пилот выходного дня
26 Фев 2021
Re: топ лендинг
Что такое топ лендинг, прошу дать формулировку.
ОчУмелый
3-й разряд
26 Фев 2021
Re: топ лендинг
Top Landing - топ лендинг - посадка на верх, на старт, на склон

  Форумы paraplan.ru ParaForum Безопасность топ лендинг



Перейти: