Форумы paraplan.ru Соревнования, выезды Отчёты о выездах Армения: справочник начинающего
theoretic
АвторТемы
12 Окт 2013
Армения: справочник начинающего
Итак свершилось. Удалось на пару недель съездить в Армению, которой Тоха манил меня без малого год. Докладываюсь...

Давайте попробуем представить себе идеальную парапланерную страну. Она должна быть не слишком далеко от России, чтобы недалеко и не слишком дорого было добираться и быть там. Конечно же, там должны быть горы, не слишком большие и не слишком маленькие -- ну, скажем, от 2000 до 4000 над уровнем моря. Рельефы должны быть разнообразными, но не слишком страшными, чтобы летать было не слишком просто, но интересно. Конечно же, эти горы должны быть покрыты разветвлённой сетью дорог и вообще цивилизованы, насколько это возможно -- чтобы даже в случае посадки в горах рядом всегда были люди. База облачности? Ну, 5000, думаю, достаточно Термики должны быть сильные, но мягкие, а погода должна продолжаться... ну, с марта по декабрь сойдёт. Народ нашего гипотетического Парастана должен, естественно, говорить по-русски, быть дружественным и гостеприимным. И, наконец, страна должна быть очень красивой, чтобы от полётов захватывало дух и было чем заняться в редкие нелётные дни.

Поздравляю! Вы только что прочитали описание Армении. Да, она такая. Специфика, конечно, имеет место быть, но в целом в моём рейтинге лётных мест Армения сейчас претендует на место номер один. Честно, ото всей души. Итак, по порядку...

Транспорт. Лететь от Москвы примерно 3 часа, билеты стоят в районе 15 т.р., если не озаботиться охотой за мега-скидками и супер-акциями авиакомпаний. Аэропорт Звартноц расположен примерно в получасе езды от Еревана, такси до города стоит что-то около 10 долларов, но лучше договариваться с главным местным парапланерным экспертом Арменом -- он всегда готов отвезти-привезти. Альтернативные варианты -- машиной или автобусами через Грузию. Вроде недорого, но достаточно долго (не меньше 2 суток, если на машине).

География. Армения -- настоящая горная страна. Горами высотой примерно от 1500 до 4000 покрыта добрая половина территории Армении. Ереван, столица, уже расположен на высотах от 900 до 1300 метров над уровнем моря, а средние высоты окружающей местности ещё больше. Рельефы очень разнообразные -- есть отдельно стоящие над равниной вершины с перепадом больше 1000 м (напр., Атис в 30 км от Еревана), есть горные хребты с широкими долинами (район Апарана и др.), есть сложно устроенные горные системы. Типичные высоты гор -- что-то около 2500-3000 м., при этом низшие части местности редко опускаются ниже 1000. Наивысшая точка Армении -- Арагац -- имеет высоту в районе 4100 м. Большой (больше 5000) и малый (3800) Арараты, являющиеся символами и талисманами Армении и видимые практически из любой точки страны, увы, Армении не принадлежат -- они находятся близко к армяно-турецкой границе, но на территории современной Турции. Из наикрупнейших гор можно упомянуть ещё вулкан Аджаак (3600) -- высшую точку Гегамского хребта. И, конечно же, нельзя не упомянуть жемчужину Армении -- огромное горное озеро Севан, длина которого -- около 80 км, а высота над уровнем моря -- примерно 2000.

Климат. Очень своеобразное -- и неожиданно суровое! -- сочетание жаркого южного солнца и больших высот над уровнем моря. В сентябре в солнечную погоду температура на равнине южнее Еревана доходила до +27, при этом на пару километров выше дует ледяной ветер. В целом климат очень сухой, дождей мало, и вся влага очень быстро испаряется. Лето длинное, жаркое и достаточно жёсткое по погоде -- тепло и отсутствие снега продолжаются до самого января. Зимой летать, в принципе, можно -- но не очень интересно, мешают низкая инверсия и, возможно, сильные ветра. Весна начинается с марта, погода маршрутная, но влажная, с частыми дождями. Хорошая маршрутная погода с высокой базой устанавливается в июне и продолжается до середины-конца сентября. В октябре база ниже, чаще дожди и ветра.

Специфика полётов. Вспоминая известные мне лётные места, могу сравнить Армению прежде всего с Кураем и Биром. С Кураем Армению роднит неожиданно жёсткий климат и очень высокая база, с Биром -- возможность совершать очень долгие и дальние замкнутые маршруты. Бешеный прогрев и большая высота рельефов гарантируют отличную термичность и очень высокую базу, которая даже в условно-лётную погоду обычно не опускается ниже 3000. А хорошая лётная погода в Армении -- это база под 5000 и обилие широких термиков в районе +5. Сам такую погоду, впрочем, не застал -- осенью база пониже (у нас было до 3800), термики послабее (до +3,5 за 10 секунд). Летом, как говорят, редко бывают сильные ветра, и ветер довольно часто меняет направление, позволяя в разные дни летать с разных стартов. Осенняя погода не показалась особенно жёсткой в плане термичности (хотя стабильные потоки больше +3 в конце сентября -- это впечатляет), основной проблемой стали очень сильные ветра, по словам местных, нестандартные для Армении. При этом на динамик рассчитывать особенно не приходится -- все полёты были только термическими, практически без "висения" у старта, с достаточно быстрым уходом на маршрут.

Аэрология. Несмотря на большое разнообразие рельефов, все они достаточно мягкие -- мало скальников и резких сбросов, рельефы выглажены, долины достаточно широкие. Поэтому ротора, в теории, не так страшны, как где-нибудь в Альпах. Дружелюбный характер рельефов позволил летать при очень сильных ветрах на стартах, не опасаясь сдувания в фатальные ротора. Насколько я понял, для Армении характерны мощные горные бризы, что неудивительно при таком солнце и достаточно больших перепадах высот от стартов до долин. При метеопрогнозе 15-20 км/ч на стартах по факту почти всегда было 25-30 и больше. Несколько дней потеряли из-за ветров с порывами до 14-15 м/с. Готовясь к полётам здесь, надо ожидать достаточно сильного ветра на старте и уметь уверенно стартовать в таких условиях.

Метео. Типичный погодный цикл начну с прохождения холодного фронта. Прохождение достаточно долгое, больше суток, сопровождается холодной ветреной погодой и дождями. Уже на след. день после фронта, как правило, можно летать -- климат сухой, и даже если дождь шёл сутки, на следующий день всё высыхает за несколько часов. После прохождения фронта характерна погода со слабыми бризами, обилием облаков, очень низкой (3000-3500 м) базой и очень частыми, широкими, мягкими термиками. Выраженной инверсии при этом нет, и становятся доступны низкие (по местным меркам) старты высотой меньше 2000 м. По мере установления хорошей погоды база быстро поднимается, через пару-тройку дней после прохождения фронта достигая 4000-4500 м. Облаков с каждым днём становится всё меньше. При этом на высоте примерно 2000 устанавливается инверсия, которая с каждым днём хорошей погоды делается всё более выраженной. В результате старты высотой меньше 2000 метров перестают интересовать местных пилотов -- летать с них в такую погоду можно, но выбраться выше инверсии очень тяжело. Зато в горах, на высотах 2500 и выше, устанавливается прекрасная маршрутная погода с сильными бризами и термиками. Наивысшей базы можно ожидать непосредственно перед подходом следующего фронта, неважно -- тёплого или холодного.

Требования к пилотам. Армения -- далеко не самая простая страна в плане полётов, и ни в коем случае нельзя недооценивать её. Итак, минимальный набор:

+ Уверенные навыки старта со склона в сильный и очень сильный ветер
+ Уверенные навыки посадки в незнакомой местности (в т.ч. пересечённой) в сильный и очень сильный ветер
+ Уверенные навыки пилотирования в слабую и умеренную болтанку
+ Базовые знания в части анализа аэрологии, базовое понимание обтекание рельефа, умение обходить ротора и выбирать безопасные места посадки

Пока что остановлюсь на этом. А вообще -- писать про Армению можно бесконечно...

И напоследок -- фото:

Razer
пилот XC
13 Окт 2013
Re: Армения: справочник начинающего
немного расширим информацию по транспорту.

Цитата:
билеты стоят в районе 15 т.р.
Аэорофлот летает за 10500 из мск. акции можно найти по 5500 =)

Цитата:
Вроде недорого, но достаточно долго
Автобус из мск идет 2 суток. останавливается в городах по пути, но от этого цена билета в точке посадки не меняется и составляет 2500 рублей в одну сторону. есть 3-4 автобусные компании которые ходят по 2 раза в неделю, тем самым перекрывая всю неделю.

Цитата:
машиной
в грузию попасть не проблема - через Верхний ларс что у Владикавказа. В Армению потом тоже но собирают транспортный налог за тачку. рублей 800. (2000 местных тугриков). ну и плюс для инфы - грузию надо проскакивать на российском бензине. В армении бензин не популярен но есть. примерно за евро литр. + в Армении не стоит нарушать даже +10 от знаков. Менты на проценте и цепляются за каждый штраф.


ПРо местность и погоду полностью согласен, на сколько успел понять Армению сам и пообщаться с другими пилотами =)
EuropeCar
14 Окт 2013
Re: Армения: справочник начинающего
Цитата:
При метеопрогнозе 15-20 км/ч на стартах по факту почти всегда было 25-30 и больше
При МЕТЕОветре больше 7 м/c (+ термичка) в горах может быть очень турбулентно. В книге "Perfomance of Flying" Dennis Pegen на 22 странице указывает такое ограничение по скорости ветра для дельтапланов
Цитата:
стабильные потоки больше +3 в конце сентября -- это впечатляет
А можно и в России +4+6 в середине октября покрутить с базой под 4000 (в прошедшую субботу например) http://paraplan.ru/forum/modules.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=26312
Конечно, как появится возможность обязательно надо будет съездить и полетать в Армению, я в детстве там гостил у родственников, только тогда я и не знал что такое параплан Помню, что постоянно было очень тепло и солнечно!
theoretic
АвторТемы
14 Окт 2013
Так и я о том же
Честно говоря, в первые лётные дни в Армении был несколько шокирован силой ветра, но быстро стало ясно, что дружелюбные армянские рельефы и достаточно высокая база позволяют летать маршруты при ветре на старте 7-9 м/с. Естественно, если квалификация пилота позволяет. И да, сравнивать Армению с Чегемом нет смысла -- это совершенно разные полёты, разный кайф. Чегем -- это очень серьёзные горы с узкими ущельями и местами очень жёсткими потоками и болтанкой. Армения более дружелюбная, летается проще и объективно безопаснее, но может не возникнуть такого чувства преодоления себя, как при полётах у Скалистого в Чегеме.
toha
пилот XC
14 Окт 2013
Как приятно это читать ;o)
В этом году я 3 месяца облетывал Армению, доказывая себе, что это и есть та самая Мекка. Июнь-июль мы с женой провели в воздухе Армении. Причем в самом прямом смысле. За 2 месяца мне удалось налетать 120 часов в термичке. Из 30 дней 27 были летными. Иногда мы просто не ехали на старт, потому что устали летать.
К тому, что пишет Алексей добавлю:
1) Штили, треугольная и погода для возвращений тут бывает и бывает часто. Ее просто надо уметь читать. Вот тут можно найти примеры: http://www.paraglidingforum.com/leonardo/tracks/AM/alltimes/brand:all,cat:0,class:all,xctype:all,club:all,pilot:0_0,takeoff:all
2) Очень часто ветер на старте действительно зашкаливает. Причина этому - сильные долинные бризы. Но если отойти от старта на 50-100 метров вперед, то там будет слабый ветерок или штиль. Пользуясь этим можно легко летать возвращения, но всегда надо помнить и роторах около рельефа.
3) Отдельного слова заслуживает местная еда. Она тут вкусная и дешевая. Как я и писал раньше, армянский шашлык - хоровац, самый вкусный шашлык, который я пробовал.
4) Летать маршруты тут не просто. Рельеф разнообразный и изрезанный. Можно стартовать в горах, перелететь равнинную часть, отвисеться на пупырьке и опять попасть в горы. Планировать свой полет надо сидя перед компьютером читая прогноз с картой в руках, продумывая каждый следующий шаг. Однако при высокой базе (4000-4500) очень часто выстраиваются "стриты" по которым можно летать не обкручивая потоки и не думая про рельеф.
5) Еще отдельного слова заслуживают люди. Люди тут добрые и отзывчивые. На посадке будут пытаться всеми силами затащить вас домой(кабак) и напоить и накормить всем, чем есть ;o)

Пишите и приезжайте. В следующем году мы будем набирать группы с весны. Добро пожаловать в Армению!
Мирошник Виталий
пилот XC
15 Окт 2013
Re: Как приятно это читать ;o)
Тоха, соревнования будешь организовывать?
Мирошник Виталий
пилот XC
24 Окт 2013
Re: Как приятно это читать ;o)
Классно!
Только заранее сроки объявляй, чтобы успеть спланировать поездку.
terex
пилот выходного дня
14 Окт 2013
Re: Армения: справочник начинающего
Много красивых букв! А вот треки ГДЕ?
И если честно, не понимаю куда теперь ехать в Грузию (которую так ранее восхваляли ваши друзья) или в Армению?
Скажите пожалуйста сколько стоит у вас по пиарить например х.Безлесный? (там тоже раки есть и не меньше, чем в Севане, а самогон так вашпе убойный и еда дешевле чем в Москве, намного)
да. и зачем фото подкрашивать, тоже у меня вопрос?
theoretic
АвторТемы
14 Окт 2013
Мда...
Цитата:
А вот треки ГДЕ?

Для меня трек никогда не был главным итого полёта. Но если это так уж важно -- вот, например.

Цитата:
И если честно, не понимаю куда теперь ехать в Грузию (которую так ранее восхваляли ваши друзья) или в Армению?

А ещё на Тенерифе, в Бир, в Непал... В нашем мире столько разных замечательных лётных мест!

Цитата:
Скажите пожалуйста сколько стоит у вас по пиарить например х.Безлесный?

Это не по адресу. В отличие от тебя, я не пиар-менеджер -- мне просто нравится писать о местах, которые мне понравились.

P.S. А грустно, наверное, жить в мире, где вместо радости полёта -- длина трека, вместо восхищения красотой мест, людей и полётов -- пиар-менеджмент, и даже чужие фотографии почему-то кажутся раздражающе яркими... Вылезай уже из своего тёмного угла. Настоящая жизнь -- она намного добрее и ярче, чем это ты себе представляешь. Не злись на её, радуйся ей!
terex
пилот выходного дня
14 Окт 2013
Re: Мда...
Цитата:
В отличие от тебя, я не пиар-менеджер

А кто? Ты, директор PR-агентства?! (в твоём профиле Atis )
Обычно как говорят, в таких компаниях- "Мы создаём событие" (правда не бесплатно)

Цитата:
А ещё на Тенерифе, в Бир, в Непал...
Спасибо, я Родину люблю!

Цитата:
А грустно, наверное, жить в мире, где вместо радости полёта
-Сначала наведи справки о том кому ты это написал (хотя бы у Марата)
Цитата:
Вылезай уже из своего тёмного угла.
- Да это и дураку понятно, что за МКАДом жизни нет!

Цитата:
Настоящая жизнь -- она намного добрее и ярче
да я вообще робот, и нет у меня сердца! :P
silovich
пилот выходного дня
14 Окт 2013
Re: Мда...

не портите пожалуста тему. очень интересно и важно все что касается полетов в Армении.
Спасибо.
Daimoon
пилот выходного дня
19 Окт 2013
Re: Мда...
Ты как всегда в своем репертуаре! Я тебя в Чегеме ажж с километра узнал. "Незаменимая" личность! Ты не мог бы "любить" Теоретика как-нибудь в личке?
Игорь В.
2-й разряд
28 Окт 2013
Re: Мда...
Цитата:
Спасибо, я Родину люблю!
Я тоже родину люблю, но зимой маршруты на родине не полетаешь, а в Бире и Непале легко.
terex
пилот выходного дня
28 Окт 2013
Re: Мда...
А Вы простите, про Домбай слышали чёнибудь?

смотреть прямо тут или смотреть с сайта
Редактировалось: terex (28 Окт 2013), всего редактировалось 1 раз(а)
Игорь В.
2-й разряд
29 Окт 2013
Re: Мда...
Про Домбай я услышал первый раз в 1984 г., в те времена съездить полетать на Домбай для меня было равнозначно слетать на Луну.
Ничего не имею против Домбая, и вообще считаю, пускай каждый летает там, где ему нравиться, но в Домбае в феврале холодно.
Я лучше поеду в феврале в Непал - там тепло, и можно маршруты полетать. И ценник гуманный в 2013 г. вышло меньше 30 т. рублей за поездку.

В Бир тоже хочется, но специфика работы не дает возможности с сентября по февраль отлучаться.

Не подумайте, что я пиарю Непал, мне там просто понравилось.
Редактировалось: Игорь В. (29 Окт 2013), всего редактировалось 1 раз(а)
JG52
Гость
29 Окт 2013
Re: Мда...
Помимо Домбая еще что то есть, например Чегет Но всеже Бир наверное получше (почти другое полушарие всеже). Но смех не в этом, а в том, что в БИРе половине форумчан летать просто нельзя именно в силу квалификации, так приедут потупят (из погоды и 20 проц не выжмут) и домой. Уж лучше бы дома на лебедке прыгали зимой, безопасней, дешевле, и никому не мешаются. Кстати про опасности Бира Теоретик оч правильно озвучивал.
Редактировалось: JG52 (29 Окт 2013), всего редактировалось 1 раз(а)
Jnets
28 Окт 2013
Re: Армения: справочник начинающего
На первый взгляд в Армении рельеф гуманнее, чем в Чегеме. А вот с Грузией действительно непонятки - то писали, что Грузия - ваще бомба и нужно срочно туда ехать... А теперь вот Армения - бомба, а про Грузию как то затихло.
kva
Гость
28 Окт 2013
Re: немного ясности в вопрос "Грузия или Армения?"
Мы (в первую очередь Антон Балицкий, который toha) много исследовали Грузию на предмет полетов. Страна удивительная, красивая, солнечная, с разнообразным рельефом. И полеты там тоже очень и очень ( http://paraplan.ru/forum/modules.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=21304 http://paraplan.ru/forum/modules.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=20490 и т.д.)! И мы много писали о том, как хорошо в Грузии, и это правда. Но когда попали в Армению, мы были в шоке от идеальности места: здесь все горы исчерчены дорогами, вся территория страны - либо старты, либо посадки. Очень высокая база, постоянно летная погода и прочие бонусы, о которых не раз писали. Здесь есть все условия для долгих, красивых и постоянных полетов. Единственный нюанс - до стартов добираться можно только на джипе. Причем Армения минимально требовательна к уровню пилотов! В Грузии все немного иначе: несмотря на всю красоту полетов, погода все же сложнее, рельеф серьезнее, посадок меньше и дорог тоже меньше, увы.

По итогам года полетов и путешествий по Армении и Грузии сделали следующие выводы:
Армения - это однозначно полеты! Много полетов! В летний месяц в среднем 28 летных дней. Поэтому если вы хотите хорошо полетать, то вам в Армению.
Грузия - это удивительная страна для путешествия. Природа, крепости, горные монастыри, водопады, снежные вершины, вино, море и т.д. И полеты. Грузию мы всегда рекомендуем тем, кто хочет с семьей поездить по стране, вкусно есть и пить, отдыхать и расслабляться, но параплан все же взять и в каком-то из мест денек-другой полетать. Также многие едут на горнолыжный курорт Гудаури кататься на лыжах/сноубордах, но берут с собой и параплан, чтобы в ясные дни полетать в окрестностях курорта (актуально в феврале-марте). И по нашим роликам можно оценить, насколько достойные и красивые эти полеты.
Резюмирую: Грузия - это комплексный выезд с возможностью полетать, а Армения - целенаправленный выезд с целью полетать.

Немного странно слышать упреки в том, что сперва писали про Грузию, а теперь про Армению Обе страны интересны. Но летать лучше в Армении Увы, мы этого не знали, пока не побывали тут. И очень приятно, что наши хвалебные оды Армении подтверждают люди, приехавшие летать сюда на наш зов. Отчет Теоретика - бальзам на душу! Спасибо!

Надеюсь, что ясность внесена.
И всем хороших полетов во всех странах мира!
chechaco
пилот выходного дня
28 Окт 2013
Re: немного ясности в вопрос "Грузия или Армения?"
Цитата:
Немного странно слышать упреки в том, что сперва писали про Грузию, а теперь про Армению

Ребята, никто вас не упрекает, за исключением одного весьма неординарного товарища!. Наоборот, спасибо за отчеты и "разлетывание" классного места.

Можно чуть больше информации по погоде в промежуточный сезон (весна/осень)? Мы были в Армении в апреле в 2007г. (а кажется - вчера! ), было явно рановато. Могло просто не повезти, правда..

Применительно к нынешнему сезону, если планировать поездку, то для меня (и, возможно, группы) актуален опять апрель.
kva
Гость
28 Окт 2013
Re: немного ясности в вопрос "Грузия или Армения?"
Полноценной статистики по апрелю пока что нет. Межсезонье коварно: будете читать отчеты о супер-полетах, но, приехав, можете попасть как на отличную погоду, так и на что-то невнятное. Мы рекомендуем приезжать в период июнь-сентябрь, но принять готовы и в другое время!
Jnets
28 Окт 2013
Re: немного ясности в вопрос "Грузия или Армения?"
Во первых - никаких упреков нет. Есть недоумение.
Сначала писалось о Грузии
Цитата:
Сейчас мы живем в Грузии, летаем каждый день

Теперь выясняется, что
Цитата:
чтобы в ясные дни полетать в окрестностях курорта (актуально в феврале-марте)
Подразумевается, что приехавший будет бухать и если есть интерес, на лыжах кататься. А полетать - если повезет.
Как понять такие, т. с. взаимно исключающие посылы?

Теперь о восторгах по поводу Армении
Цитата:
Но когда попали в Армению, мы были в шоке от идеальности места: здесь все горы исчерчены дорогами, вся территория страны - либо старты, либо посадки. Очень высокая база, постоянно летная погода и прочие бонусы, о которых не раз писали. Здесь есть все условия для долгих, красивых и постоянных полетов.
Все в очень толстом слое шоколада, на первый взгляд. Однако, копнув глубже, мы уже обнаруживаем, что
Цитата:
Летать маршруты тут не просто. Рельеф разнообразный и изрезанный. Можно стартовать в горах, перелететь равнинную часть, отвисеться на пупырьке и опять попасть в горы. Планировать свой полет надо сидя перед компьютером читая прогноз с картой в руках, продумывая каждый следующий шаг.
Цитата:
Уверенные навыки старта со склона в сильный и очень сильный ветер
Уверенные навыки посадки в незнакомой местности (в т.ч. пересечённой) в сильный и очень сильный ветер
И для поездок необходим джип, который нужно либо с собой привезти, либо арендовать у местных, что недешево.
Что же мы имеем в сухом остатке по Армении?
Нужен джип, обязательно на газу. Сильные ветра, старты на грани сдувания, можно приехать в гору, а там ветрюган 15 м. с.
Нужно досконально знать местность для полетов на маршрут. ( ну, это везде так в горах)
В общем, чего то супер-пупер офигенного пока в ваших отчетах не увидел.
Как и по Грузии, собственно. Видео таки да, красивые. Но потратить отпуск на лотерею с полетами - как то нет желания. Да и по цене, если посчитать, та же Болгария выходит.
Humbert
1-й разряд
06 Ноя 2013
Re: немного ясности в вопрос "Грузия или Армения?"
Цитата:
Да и по цене, если посчитать, та же Болгария выходит.

Ну и чего хорошего в Болгарии? По этой цене это сидение в Сопоте. Если нет северного ветра, то будет та же цена. А если начинаешь ездить в Добростан или Асеновград, то будет существенно дороже. Как раз Болгария в чистом виде лотерея - на укропе 2 летных дня было, да и на этапе КМ судя по репортажам небогато с погодой было.
primus
1-й разряд
15 Окт 2013
Спасибо!
вообще можно нужно было и в главный раздел парафорума запостить. Сюда случайно зашел


п.с. надо сделать подфорум с ссылками на такие отчеты - описания новых (старых) летных мест
theoretic
АвторТемы
15 Окт 2013
Продолжение
Культура. Сразу замечу, что Армения -- страна христианская. Причём это самое христианство армяне приняли лет на 500 раньше русских. И очень этим гордятся. По всей стране разбросаны десятки древних, любовно восстановленных монастырей и храмов. Так сложилось исторически, что с соседями-мусульманами отношения у Армении не сложились. Проще говоря, Турция устроила Армении небольшой армагеддон, который, по разным оценкам, унёс примерно 10-15% всего населения. А ещё к Турции отошли оба Арарата и изрядный кусок Армении, на котором эти самые Арараты и расположены. Так что неудивительно, что отношения с Турцией у Армении сложные. С одной стороны, съездить в Турцию отдохнуть для армян вроде как не проблема. С другой -- дипломатических отношений с Турцией у Армении нет и не предвидится, а на армяно-турецкой границе, если по незнанию попасть на нейтральную территорию, вполне можно попасть под пули бдительных пограничников. Впрочем, никто туда обычно не попадает. С Азербайджаном отношения помягче, но тоже не фонтан. Зато с христианскими Грузией и Россией дружба не разлей вода. Замечу, что одна из лучших ресторанных сетей в Ереване называется "Генацвале", и армяне едят там с превеликим удовольствием.

Ммм, про еду в Армении надо писать отдельную главу... Вернусь лучше к армянам как этносу. Ввиду сложной и тяжёлой истории ярко выраженных этнических армян в современной Армении не так уж много -- видно, что жизнь неслабо перемешала представителей совершенно разных этнических групп. Зато характер у этого собирательного этноса получился -- вах! Армяне -- очень добрые, весёлые и гостеприимные. Но если в Грузии гостеприимство моментально принимает эпические масштабы и легко выходит из-под контроля, что может слегка даже утомлять, то в Армении всё как-то проще и по-домашнему. Хочешь -- накормят-напоят-расскажут, как хорошо жилось при Союзе и какое хорошее кино про Мимино (да-да, его любят и в Грузии, и в Армении). Не хочешь -- никто не будет себя навязывать. В целом армяне показались мне достаточно скромными, вежливыми и работящими. Везде кипит жизнь, все что-то постоянно делают, восточная леность и пофигизм если и присутствуют, то в скромных количествах.

Впрочем, ещё о культуре. Точнее, о Ереване. Современный Ереван -- это занятная смесь старого советского наследия, позднейших культурных наслоений, явно привнесённых отчасти из США, отчасти из Франции, и древней закавказской культуры, которая, наверное, почти вечная. Метро -- всё как в Москве, за вычетом того, что поезда составлены из 3-5 вагонов и даже в часы пик ходят полупустыми, ибо народ равномерно использует все имеющиеся виды общественного транспорта. В центре Еревана -- Каскад, здоровенная система фонтанов, которую начали строить ещё при Союзе, да так и не достроили. Зато щедро уставили ультрасовременным скульптурным концепт-артом, который местами отталкивает, местами радует. В целом город очень разный -- шумный, не везде чистый, но удивительно уютный, с обилием парков и скверов, с неожиданными приятностями вроде частного собрания птиц прямо в одном из городских парков, с приятными розовыми стенами из почти вечного вулканического туфа, который здесь везде. Культурных достопримечательностей хватает, заострять не буду, дабы не отбивать аппетит к самостоятельному поиску.

Благосостояние, финансы. Видно, что лишнего жира у страны сейчас нет, но жаловаться на это -- выше достоинства армян. Все машины, включая пафосные джипы в центре столицы, катаются на газу -- так оно дешевле. Газовые заправки есть везде, а вот бензин попадается нечасто и стоит где-то евро за литр. Из стен вполне приличных современных домов торчат вытяжные трубы газового отопления -- центральное работает плохо или не работает совсем, а зимы в Армении бывают нежаркие, приходится устанавливать газовое отопление. Любопытно дело обстоит с автотранспортом -- с одной стороны, живут армяне небогато, с другой, госпошлины на ввоз машин у них существенно гуманнее, чем в России. Самая дорогая машина с пробегом из того, что я видел -- 600-й мерседес за 12000 долларов. Машины поскромнее в хорошем состоянии стоят 2-3 тысячи, что по карману практически всем. Уровень цен на еду и бытовуху после Москвы приятно радует -- поесть на двоих в средней руки ресторане больше чем на 1000 р. очень сложно. Да, чуть не забыл -- местные деньги называются драмы (drahma), курс у них в районе 12 драм за рубль. Обменники есть везде, примерно как в Москве 90-х, а во многих местах принимают к оплате рубли. При расчётах с местными надо проявлять минимум внимательности -- мне как неместному разок всучили фальшивую бумажку в 1000 драм. Отличить её от настоящей было легче лёгкого -- отсутствовала металлизированная полоса -- но мне проверять сдачу как-то и в голову не пришло.

Еда. О да! Она достойна отдельной главы. Поесть армяне любят и умеют, причём, повторюсь, стоит это совсем недорого. В Ереване заслуженной популярностью пользуется ресторан "Кавказ" и сеть ресторанов "Генацвале". Последние, впрочем, популярны настолько, что мест частенько не хватает; приходя в Генацвале, вы сможете поесть с вероятностью где-то процентов 80-90. Если совсем приспичило, поесть можно где угодно -- разнообразных кафешек и всякого пристойного фаст-фуда в Ереване хватает. Конкретные блюда рекомендовать не буду -- вкусы у всех разные -- зато буду категорически рекомендовать местные овощи и фрукты, в особенности персики. Стоят копейки, растут прямо тут же и потому обладают совершенно сказочным вкусом, который, видимо, безвозвратно утрачивается при перевозке в Россию. Ещё очень впечатляют местные сладости -- от конфет до тортов. Умеют, ничего не скажешь!

Жильё и быт. Ереван -- очень туристический город, и с помощью booking.com всегда можно присмотреть вариант, оптимальный по цене, комфорту и расположению. Но пилотам категорически рекомендую останавливаться у Армена Саркисяна ( http://www.hostelinyerevan.am/ ). Почему? Да хотя бы потому, что Армен -- сам пилот. Причём, пожалуй, самый компетентный в Армении. Конёк Армена -- комплексный сервис для парапланеристов, а без него в Армении летать достаточно сложно (почему -- писал в первой части опуса). Сам Армен -- очень хороший парень, добрый, трудолюбивый и очень ответственный. К пилотам относится как к родне. Понятное дело, при наплыве пилотов хостел Армена перестаёт всех вмещать -- но в этом случае Армен просто контачит со знакомыми владельцами близких хостелов, благо, в Ереване все друг друга знают.

Ну, и ещё немного фото по традиции. Позитивный кучерявый парень на одном из фото -- как раз Армен.

Редактировалось: theoretic (15 Окт 2013), всего редактировалось 1 раз(а)
terex
пилот выходного дня
21 Окт 2013
Re: Продолжение
Тёзка, а случаем не этот парень, что на 6-й фотке стендапы в Камеди читает?
Редактировалось: terex (21 Окт 2013), всего редактировалось 1 раз(а)
theoretic
АвторТемы
22 Окт 2013
Гм...
Не в курсе, что такое Камеди и стендапы.
terex
пилот выходного дня
22 Окт 2013
Re: Гм...
Да я спутал, твоего нового друга с этим парнем!
смотреть прямо тут или смотреть с сайта
DL
24 Окт 2013
Re: Продолжение
Алексей, спасибо за обзор! Возьму на заметку!
Игорь В.
2-й разряд
28 Окт 2013
Re: Продолжение
Спасибо Алексей за такой хороший пост - аж в Армению захотелось.
GArkadiy
Гость
22 Окт 2013
Re: Армения: справочник начинающего
смотреть прямо тут или смотреть с сайта
armen_net
пилот XC
26 Окт 2013
Re: Армения: справочник начинающего
Это видео с полетов на Севане
смотреть прямо тут или смотреть с сайта
Вейрон
26 Окт 2013
Re: Армения: справочник начинающего
Ой, очень извиняюсь за минус, по экрану промазала
АБД
пилот выходного дня
28 Окт 2013
Re: Армения: справочник начинающего
Замечательно что развиваете парапланеризм, есть желание полетать у вас.
Удачи.
Скайнет
пилот выходного дня
29 Окт 2013
Re: Армения: справочник начинающего
Леша, как всегда спасибо за выезд и фотоотчеты с такого, как выясняется, отличного летного места как Армения! Беру на заметку одназначно.
Ну и разумеется респектище Тохе с Александрой Молодцы ребята, что ездиете и сами все разведываете, это дорогого стоит!
Humbert
1-й разряд
06 Ноя 2013
Зачем в Армении нужен гид
Если уж это справочник, то хотелось бы для людей, которые планируют свой выезд осветить эту тему более детально с организационной точки зрения.

Мы все привыкли к типовым парапланерным местам, типа Крушево, Клемуха, Бир, Сопот и т.д. и в голове у многих уже сложился определенный стереотип парапланерного места и стиль поездки по парапланерным местам.

Какие вопросы нужно решать парапланеристу каждый летный день ?

1) Где жить
2) Где летать
3) Как заехать на старт
4) Как вернуться в п.1

Для себя я рассматриваю два стиля поездки:

1) Паратрип - решаешь вопрос с транспортом (берешь машину в аренду, узнаешь о завозе на сайт с посадки и т.д), едешь на сайт, летаешь, хочешь остаешься на следующий день, хочешь едешь на другой. Как правило это "хочешь" продиктовано погодой, то есть непредсказуемо. Можешь взять палатку и ночевать под сайтом, можешь по мере необходимости бронировать гостиницы

2) Выезд - приезжаешь в летное место в период, где вероятность нужной погоды высока и живешь там, откуда нет проблем добраться добраться до старта, там живешь

Паратрипы легче всего делаются в Европе, выезды - Бир, Крушево,Сопот, Клементьева.

Если брать выезд в Армению, то получается что среднее между этими двумя типами:

1) Делать паратрип в чистом виде нецелесообразно потому что

- под стартами особо негде особо жить ( за исключения Севана)
- для заезда на старт нужен джип
- на всю Армению несколько пилотов, если ни с кем не договорится, то вы будете одни на старте с очень большой вероятностью


2) Делать выезд и сидеть под стартом нецелесообразно потому что

- погода в Армении очень разнообразна (можно вьехать в трехкилометровый тоннель из дождя, а выехать на солнышко) и по районам, и по времени дня. Если ее ловить то можно летать каждый день даже в ноябре, хотя это совсем неблагоприятный для полетов месяц
- под стартами особо негде особо жить ( за исключения Севана)

То есть получается, что лучше всего жить прямо в Ереване, с утра решать, где погода лучше и ехать туда на полноприводном автомобиле. Соответственно, чтобы ехать в правильное место, нужен человек, который хорошо знает летные места, понимает динамику погоды на них и вообще умеет определить стратегию поездки так, чтобы полетать лучше всего.

Я уверен, если бы в нашей поездке не было Тохи и Армена, то мы бы полетали гораздо меньше, а может и вообще не полетали. И проблема в том, что кроме этих двоих роль такого гида по Армении никто не может выполнять
И если уж в стремный ноябрь в Армению приперлось больше двадцати пилотов и набивались в делики, как селедки, то что будет в сезон. Их двоих не хватит
ryhor
пилот выходного дня
06 Ноя 2013
Re: Зачем в Армении нужен гид
можно взять еще 2 делики (4, 8, ...) и принуждать их водителей ехать строго за деликами Тохи и Армена...?
Humbert
1-й разряд
06 Ноя 2013
Re: Зачем в Армении нужен гид
Представляешь себе, как организовать подбор 40 (60, 80) пилотов, которые легко в сезон могут делать маршруты по 20-40 км?

Да и делик я думаю в Армении немного.

Это тогда нужно звать айртрибун с их трекерами... Ну и специалиста, который бы координировал работу 4 (6,10) делик. Чтобы возвращаться в Ереван не в 3 ночи...
Скорее напрашивается примерно такая схема - 1-2 делики чисто для заезда + автобус или простой микроавтобус+ грузовик для парапланов, примерно так, как это было в Крушево.
JG52
Гость
06 Ноя 2013
Re: Зачем в Армении нужен гид
Во, оч спасибо, достойная для меня инфа. Уже увидел для себя кучу минусов Я знаете ли привык "все сам" и со своим скарбом (машиной). Что под стартом (на старте) жить нельзя тоже - огорчило Мне бы палаточку, романтику, да поменьше трат И чтобы с утра встал, репу почесал (100 гр выпил) и пошел сразу летать, по типу Чегема и Юцы.
Теперь пора и прилюдно цены озвучивать. 1 Жилье (в день) 2. Такси до старта (сопровождающие мне какбе ненужны) 3. Еда (не в кафе) 4. Еда в кафе. Если такую инфу дадите - многие и я - будут рады. А то пока очень много во всех темах ненужной ин-фы, а фоты и видео -- мне мало о чем сказать могут Кстати реально в Армению попасть на своей машине, если да то ваще -- хорошо, а если нет..... тогда для меня смысл почти весь теряется
Редактировалось: JG52 (06 Ноя 2013), всего редактировалось 1 раз(а)
Humbert
1-й разряд
06 Ноя 2013
Re: Зачем в Армении нужен гид
Цитата:
Во, оч спасибо, достойная для меня инфа. Уже увидел для себя кучу минусов Я знаете ли привык "все сам" и со своим скарбом (машиной). Что под стартом (на старте) жить нельзя тоже - огорчило Мне бы палаточку, романтику, да поменьше трат И чтобы с утра встал, репу почесал (100 гр выпил) и пошел сразу летать, по типу Чегема и Юцы.

Да без проблем с палаточкой. Заедешь на своей машине, можно и на старте, не заедешь, так и под стартом - с утра будешь готовится к Х- alps

Я про гостиницы и комфортное проживание, а чегемско-юцкой стиль без проблем где угодно реализуем.

Ну и нет таких реперных точек, вокруг которых происходит паратусня типа бара Жукарина на Клемухе, или канатки в Сопоте...
Редактировалось: Humbert (06 Ноя 2013), всего редактировалось 1 раз(а)
JG52
Гость
06 Ноя 2013
Re: Зачем в Армении нужен гид
"Я про гостиницы и комфортное проживание, а чегемско-юцкой стиль без проблем где угодно реализуем." -- классно, и последний вопрос - на своей тачанке могу ли я попасть в Армению, и что нужно для этого.
пс загранник обновлять - впадлу, ну если он нужен.... может опять позаморачиваюсь
Humbert
1-й разряд
06 Ноя 2013
Re: Зачем в Армении нужен гид
Думаю, что без проблем. Сейчас один из самых популярных мотомаршрутов Владикавказ-Верхний Ларс- Грузия, а затем Армения, Иран, Турция по желанию.

Если машина на тебя, то обычно ничего не требуется, если доверенность, то нужно узнавать. Страховка обычно на границе покупается.
JG52
Гость
06 Ноя 2013
Re: Зачем в Армении нужен гид
Ясненько это прям классно , а загран паспорт всетаки наверное нужен :
Humbert
1-й разряд
06 Ноя 2013
Re: Зачем в Армении нужен гид
Без заграна можно только в Белоруссию, Украину, Казахстан, может быть в Абхазию,Южную Осетию и ПМР.
Во все остальные страны нужен загран
Razer
пилот XC
16 Ноя 2013
Re: Зачем в Армении нужен гид
Отвечал в другой ветке еще летом, но коль решили все в одном месте собрать, продублирую:

... спрашивайте =) Только что вернулся от туда.

В кратце - ехал от Пятигорска. до Ереванского хостела ровно 700 км получалось от туда.
Сразу хочется сказать - не верьте навигаторам, яндексу, гуглу и прочим.
Во первых - по России едем на Владикавказ, а дальше на Верхний ларс. Будьте готовы потерять на выезде из нашей прекрасной страны два часа. Пост пропускает только 400 машин в сутки, хоть и работает круглосуточно. Есть мнение что ночью он пустой, но дорога дальше по перевалу ночью - только для поднятых 4WD. Забегая вперед - все границы дальше проходятся шустро. примерно через 10 км после грузинской границы кончается асфальт. и километров 30 до Гудаури его нет. Грунтовка с Щебнем и канавами ручьев. Днем проезжал на переднеприводной пузотёрке Shkoda Fabia, так что ничего страшного, просто при цифре в 700 км не надо закладывать что вы будете мчать по хайвею 110 (опять же забегая вперед, Пятигорск - Ереван вместе со всеми границами - 11 часов).
От Гудаури отличный асфальт. после серпантина до Тбилиси шел 110 без проблем. при подьезде к Тбилиси попадете на зеленую магистраль и в один прекрасный момент появится указатель на Ереван - не верим! чешим прямо через город, ибо объездная не асфальтированая и ничерта не кольцевая, да и красивый Тбилиси поглядеть не лишнее. Выскочить из Еревана надо по j4 на Рустави. До рустави не доезжаем, сворачиваем на j6, и вот тут обычно навигаторы так по нему и ведут до Армянской М3. Следовать ему не надо (проверял - серьезно не советую, Красиво конечно, но 40 км убитого асфальта того не стоят). В городке Марнеули сворачиваем на j7 и имеем прекрасную дорогу до Армении.
Граница проходится шустро. Готовьте 500 рублей за временный ввоз тачки в Армению и 400 рублей за страховку на 15 дней. На границе есть и обменник. На Армянской границе с оформлением бумаг потратите минут 30. (на обратном пути за вывоз временно ввезенной тачки готовьте еще 800 рублей. Все в казну, с чеками и бумажками).
Дальше по дороге - через 5-7 км после границы попадете на небольшое круговое движение, в котором надо уйти налево (по главной по-моему дороге) на дорогу H26 (М16). она идет вдоль границы с Азербайджаном, но туда не попадает. В конце сама упирается в Армянскую М4 до самого Еревана. Отличное качество покрытия, красивые виды - в общем на самом деле до Еревана только ради дороги стоит доехать =)
В целом все - Если нет навигатора, заранее изучите дорогу до хостела, ибо от вьезда в Ереван по М4 до него три поворота в нужных местах =)
И еще - по Грузии можно держать 110 - менты не фанатичные, а вот в Армении не нарушать выше 10 км в час от знаков. Реально же все едут строго по знакам. Менты имеют официальный процент со штрафа, так что лютуют за каждую возможную копейку. превышение на каждый километр сверх 10 км/ч стоит 1000 драм (порядка 80 рублей). Дежурящий мент обязательно должен стоять или ехать со включенным проблесковым маячком. если маячок не включен, значит вроде как не имеет права стопить. Но я не проверял. На всем пути не нарушал особо и никому ничего не платил.
Ах да - в Грузии не стоит пытаться дать взятку если вас накроют менты - могут пресануть жестко. Там менты лояльные, и вообще-то как друзья - если сломались, или какие проблемы в целом - ищите мента - реально помогают и поддерживают. =)

Обратный путь - читай с конца в начало.

P.s. В грузии паршиво с Указателями прямо скажем. так что язык ваш - друг ваш =) Нет навигатора - купите хоть карту. Ориентируйтесь по селам которые проезжаете, они подписаны на английском все.

Успехов!
Если есть вопросы еще - спрашивайте.
Вот так "в кратце" получилось =)
toha
пилот XC
06 Ноя 2013
Дима, все будет тип-топ
Еще вчера про Армению никто и слышать не слышал. Да, летали тут кто-то где-то когда-то. Но треков не было, не было тусовки, не было, не было, не было... Да много чего не было.
За этот сезон моими силами и силами Армена Армению посетили порядка 40 пилотов. Причем география пилотов от России до Швейцарии.
В следующем году организуем автобус, машины завоза, спланируем систему подбора. Постараемся как можем.
К тому же в планах уже стоит 1-2 соревнования (это как раз тебе по душе). Тут будет и завоз и подбор и телевидение и медики на старте и вертолет в запасе и...
Поднимать с нуля новое летное место - это не простое занятие.
P.S. И да, спасибо, что приехал. Я был очень рад тебя видеть!
JG52
Гость
07 Ноя 2013
Re: Дима, все будет тип-топ
"Еще вчера про Армению никто и слышать не слышал. Да, летали тут кто-то где-то когда-то." -- ну с этим категорически несогласен, постоянно на форуме тема всплывала, и летали там многие. Другое дело что особо никто ничего не говорил, ну так полетали и ладно, да и никто групы не возил - не обучал. А те кто в форум неходят (хоть и огорчу вас) летали там и маршруты и тандемы катали. Короче неясного было больше чем ясного "В следующем году организуем автобус, машины завоза, спланируем систему подбора. " -- а вот это уже гораздо ВАЖНЕЕ, короче держите вкурсе. Всеже приятно приехать в место , а там уже кто-то вменяемый есть, хотя можно и совсем одному (со своей компанией)
Эх, придется востанавливать загранник, востановлю (без гимороя) - поеду летом (если отпуск будет месяц), нет -- ну и ладно, потом как нить
Редактировалось: JG52 (07 Ноя 2013), всего редактировалось 1 раз(а)

  Форумы paraplan.ru Соревнования, выезды Отчёты о выездах Армения: справочник начинающего