Форумы paraplan.ru Снаряжение Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Jnets
АвторТемы
23 Янв 2014
Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Камрады, многие сталкивались с проблемой изменения геометрии стропной системы. Как правило, садились задние ряды строп и совет был однозначный - тянуть стропую до номинала. Усилием в 20 кг. Ну, все и тянули. Однако, есть и другой способ укоротить ряды, до совпадения перепадов стропной, т. .е если А ряд по карте строп длинее на 40 мм, то вот и нужно не тянуть севшие ряды, а укорачивать те, которые не сели.

А теперь собственно вопрос, что же лучше? Как мне кажется, проще укоротить, приведя перепады к номиналу. Но тут еще одна проблема - как правильно мерять длину? Вот на моем крыле 3 яруса строп и в самом верхнем ярусе 3 или 2 точки крепления к крылу. Как правильно мерить общую длину?

Может у кого то есть ссылка на видео? Как проверить соответствие длин на всех стропах - понятно. А вот как правильно посчитать перепады - не совсем.
Humbert
1-й разряд
23 Янв 2014
Лучше менять
Если стропная поехала все эти протяжки дают кратковременный эффект.Еще сопряженный с уменьшением остаточной прочности
ingener
пилот выходного дня
23 Янв 2014
Re: Лучше менять
Цитата:
Если стропная поехала все эти протяжки дают кратковременный эффект.Еще сопряженный с уменьшением остаточной прочности
Прочность строп от нагрузки 20 кг не уменьшается.
А вот если не тянуть задние, а подмотать передние, то задние сами вытянутся в полете после крутого виража или сложения. А это не хорошо.

Протяжка оплеточных строп - это необходимый элемент их эксплуатации. А вот безоплеточные стропы не требуют регулярной протяжки, их можно и подмотать, если при проверке перепадов выявлены отклонения. Хотя вытяжка 1-2 безоплеточных строп говорит о том, что параплан подвергался опасным нагрузкам. Тут лучше голову у пилота поменять.
Airhead
пилот выходного дня
31 Янв 2014
Re: Лучше менять
Цитата:
А вот если не тянуть задние, а подмотать передние, то задние сами вытянутся в полете после крутого виража или сложения. А это не хорошо.
Опыт показывает что не вытянутся.
Доцент
1-й разряд
01 Фев 2014
Re: Лучше менять
У меня безоплетка садилась очень сильно! Из за севших строп попадал в парашютирование и кидал запаску. Так что утверждение спорное...
Мирошник Виталий
пилот XC
23 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Зачем тебе мерять общую длинну?
Меряй перепады. Привяжи свободный конец, натяни две стропы за петли на крыле и померяй разницу. Удобнее мерять вдвоем.
Dzhus
(аноним)
пилот выходного дня
23 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Цитата:
Меряй перепады. Привяжи свободный конец, натяни две стропы за петли на крыле и померяй разницу. Удобнее мерять вдвоем.
ну, померил он перепады и дальше что.. мотать?
Мирошник Виталий
пилот XC
23 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Оплетку тянуть, безоплетку мотать, если перепады восстановить не получается - стропы менять.
Jnets
АвторТемы
23 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Понятно. Еще тупее вопрос - сколько милилметров съедают соединения строп? Т. е. по карте одна стропа 5897 мм, второго яруса 1923, третьего 564.
Всего будет 8384 мм. Нужно ли учитывать, что в местах соединения ярусов строп чать длины теряется на узлах?
Мирошник Виталий
пилот XC
24 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Еще раз - забей на полные длины. Меряй разницу между ними.
VVS_
пилот выходного дня
23 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Как делал я.
Брал стропную таблицу. Взял стропы А,Б,С.Д рядов на одинаковом расстоянии по размаху от центра в опорных точках: в районе близком к уху, по центроплану(обе половинки центроплана), близко ко второму уху.
Нашел в таблице длинны строп именно в этих точках на А,Б,С.Д, ряду, посчитал перепады по таблице банальным вычитанием и нахождением разницы между стропами. За "Нуль" берется самая короткая стропа (обычно В-ряд).
Далее фиксирую свободные концы, расправляю стропную, натягиваю слегка (чтобы померить) убеждаюсь в том, что согласно перепадам, задние ряды короче на 3 см чем в таблице.
Убеждаюсь в этом по всем опорным точкам.
Прогружаю на все стропы 20 кило обычным безменом. Повторяю измерения, убеждаюсь в том что все соответствует заводским установкам.

Один раз прогружал на все 30 кило, убедился, что ничего не изменилось и в дальнейшем эта операция не имеет смысла. 20 кило достаточно чтобы вытянуть севшую оплетку, больше не нужно, зачем лишний раз насиловать.

На счет советов "менять" так усаживаться будут любые стропы после циклов тепло-холод-влага-сушка, даже самые новые. Не укупишься.
Jnets
АвторТемы
23 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Спасибо! На счет советов - менять - ерунда, согласен.
zamorem
24 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Менять стропы надо изза их износа а не усадки.

Сам раньше тянул стропы регулярно без промера (попарно правая/левая). Потом убедился что они садятся очень быстро (10-20 часов) и тогда уж надо это делать перед каждым полетом, что совершенно не практично...

Посмотрел систему измерения, которую братья Выпарины построили. Очень занятная вещь. Если коротко - доска с подвижным креплением свободных концов, блочком, веревкой и грузом в 10 кг. На одном уровне с краем свободного конца мишень для лазерного измерителя. Стропа берется за место крепления к крылу вместе с лазерным измерителем и натягивается, чтобы приподнять груз от пола. Наводим на мишень, нажимаем на кнопочку. По blue tooth измерение передается на компьютер. Сразу в эксель, куда предварительно закачиваются данные стропной с сайта производителя. Абсолютные величины нас не интересуют - только перепады. Т.е. самую короткую стропу признаем за правильную, а остальные накручиваем вокруг мальона...

Сразу загорелся себе такую построить, да все руки не доходят. При желании можно конечно и рулеткой это делать. Особенно если сразу перепады мерять, а не сами стропы - погрешность рулеткой получается неслабая.
VVS_
пилот выходного дня
24 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Перепады мерить можно обычной линейкой, можно точной стальной линейкой Лазер для этого не нужен. Стропы это все же не резина, а +- 5мм погоды не делает.
Airhead
пилот выходного дня
24 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Я раньше тянул,теперь на мотание перешол. Один раз сделал и забыл,а тянуть каждый месяц надо.
Dzhus
(аноним)
пилот выходного дня
24 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
недавно при протяжке порвал ещё две стропы (оплётка) верхнего яруса (на усилии 5-7кг).
если бы не тянул, так и летал бы и наверняка ничего не порвалось в воздухе..
но поскольку люблю покрутить спиралечки и тп, то как-то не расстроился такой беде.

крыло 2011г
все три обрыва в одном и том же месте, стропа верхнего яруса, в начале прострочки.

погуглил форумы.. в этом месте и рвётся чаще всего.

тяните, господа.. тяните!)
VVS_
пилот выходного дня
24 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Легкое снижение ресурса + лебедочка и обрыв строп гарантирован. Это прецедент и жирный болт производителю. Брак!
VVS_
пилот выходного дня
24 Янв 2014
А как у аксисов?
Интересно на аксисах 2012 года как дела с выдерживанием 20 кг в верхнем ярусе?
mityaika
пилот выходного дня
25 Янв 2014
Re: А как у аксисов?
Цитата:
Интересно на аксисах 2012 года как дела с выдерживанием 20 кг в верхнем ярусе?

Надо знать, что тянуть. В верхнем ярусе стоят стропы разного номинала. В центроплане прочные, которые выдерживают большую нагрузку. По ушам - нет. Порвались несколько строп в прошлом году (тянул начитавшись форума). Писал через дилера производителю. Ответ был мол. А на ушах столько стропы и не обязаны держать. Поменял порванные. И успокоился. Возможно раньше и надо было тягать 20кг на каждую. Сейчас придерживаюсь следующей философии:
- те что стоят по центроплану хорошо держат нагрузку (половина номинала, это не 20 кг, а куда больше, если кому интересно), т.е. по любому не упаду
- производитель ставит стропы как можно тоньше, логично предположить, что не нужно ставить канат на 100 кг в том месте, где нагрузка не превышает 5 кг.
- нормальные стропы тянутся под нагрузкой 10-12 кг. Это если нужно вытянуть подсевшую стропу (советы знающих людей; ю-туб от СОЛа, личный опыт)
- длину перепадов нужно мерять под нагрузкой 5-6 кг. Организовать точновыверенную нагрузку в домашних условиях не так просто.
- Стропы даже при сверх чудовищной эксплуатации (мокнут в хлам каждые выходные зимой на кайте), после полутора сезонов не задятся больше чем на 1,5 см (А может и меньше в кустарных условиях 1 см. это погрешность так сказать).
И еще: на практике ПРАВИЛЬНАЯ организация протяжки строп не такой уж простой процесс, который дает не длительный эффект.
Хотите померять прочность стропной. Возьмите 2-3 стропы из разных мест и понагружайте до разрыва. Все станет ясно. Только делать так никто не будет. Это ж надо стропы менять, которые сознательно порвали.
Шарки
пилот выходного дня
26 Янв 2014
Re: А как у аксисов?
мне кажется тебя разводят как лоха. если там стоит стропа 40 кг, она должна держать не меньше половины. Не держит - брак или износ. Они что там, нитки хб ставят?
mityaika
пилот выходного дня
27 Янв 2014
Re: А как у аксисов?
Если 40, то да. А если 30? Или 20? Так что бабушка на двое сказала.
При этом ситуация, при которой на ушные стропы будет приходится нагрузка хотя бы в 20 кг как-то совсем малореальна получается. Даже если вес пилота под действием перегрузок составит 4 его собственных веса (100кг полетный вес х 4) то нужно 20 строп на ухе, чтобы выдержать такую нагрузку. А это хорошо если 15-20% крыла.
Такие же стропы ставят на венусы 2 и 3. Ни одного пилота пока не пострадало. Я себе все стропы заменил этого материла, для собственного дополнительного спокойствия.
Редактировалось: mityaika (27 Янв 2014), всего редактировалось 1 раз(а)
Шарки
пилот выходного дня
27 Янв 2014
Re: А как у аксисов?
Это же твое крыло, неужели там стоят стропы на ушах визуально тоньше чем на центроплане? 20 кг, это леска , 0,25 кажись.
mityaika
пилот выходного дня
27 Янв 2014
Re: А как у аксисов?
Ну не знаю, как насчет тоньше, микромиллиметры я не вымерял, но то, что там стропы из другого материала, это факт.
slasapro
1-й разряд
27 Янв 2014
Re: А как у аксисов?
Там на ушах и материал, и толщины другие - см
http://www.axispara.cz/manuals/vega3/axisVegaIIImanual_engl.doc
Шарки
пилот выходного дня
27 Янв 2014
Re: А как у аксисов?
И какая разрывная нагрузка? я не шарю в вектранах
slasapro
1-й разряд
26 Янв 2014
Re: А как у аксисов?
Дима - по моему опыту 10-12 кг недостаточно, чтобы убрать усадку оплётки. Я даже в разных документах от производителей парапланов читал про рекомендованную нагрузку "20 и более кг".
Самый свежий пример, из руководства к Sky Atis 4:
http://www.sky-cz.com/soubory-ve-skladu/download/atis_4_manul.pdf
страница 40, справа внизу - два упоминания:
Цитата:
1) Before checking the wire length, pre-tension the line by the load of 22 kilograms for about 3 seconds per each line.
2) Always measure the wire length only when the line is tensioned by 5 kilograms.
3) If you need to cut the new line, the line has to be stabilized by the tension of 22 kilograms and only then could be cut under the tension of 5 kilograms.
Если же боишься за самые тонкие и слабые стропы (у тебя рвались именно они - я помню ), то в этих местах просто можно тянуть все ярусы кроме вернего, самого тонкого - на нём и стропы самые короткие и безоплёточные, на них усадка (материала, а не оплётки!) если и есть - то точно не критичная.
VVS_
пилот выходного дня
26 Янв 2014
Re: А как у аксисов?
Самые тонкие номинал 40 кило? Хотя-бы на 10 тянуть надо.. Лучше пусть порвется так чем в полете.
Airhead
пилот выходного дня
25 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Цитата:
недавно при протяжке порвал ещё две стропы (оплётка) верхнего яруса (на усилии 5-7кг).
Я так на соревновании в Мексике порвал одному тоже,прям перед стартом грит тянуть надо не летит крыло,я грю стрем прям перед стартом,надо вечером намотать с чуством расстановкой,нет грит щас надо ,ладно привязали к дереву начали тянуть тынннь порвалась легко так, хорошо у меня запасная стропа была быстро поставили. Потом он мне благодарен был грит крыло лучше полетело и сложений ассиметричных меньше.
Zakhar
25 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Стропа на крыле 2011 года не может рваться без нагрузки. Проверь ее в других местах. Может быть изготовитель ослабил стропу, обжигая нитки, чего делать нельзя на дайниме. Так бывает. В таком случае все стропы этого изготовителя под вопросом.
Dzhus
(аноним)
пилот выходного дня
26 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Цитата:
Стропа на крыле 2011 года не может рваться без нагрузки. Проверь ее в других местах. Может быть изготовитель ослабил стропу, обжигая нитки, чего делать нельзя на дайниме. Так бывает. В таком случае все стропы этого изготовителя под вопросом.
стропы кевлар
не думаю, что это какой-то брак
на втором - третьем году интенсивной эксплуатации протяни любое крыло, думаю будут обрывы.
другое дело, что тянут единицы..
на моём крыле 106 точек, это чуть менее 1 кг на каждую, поэтому, что значит - "..не может рваться без нагрузки"?
у меня рвалось при нагрузке 5-7 кг - летать и летать.
одним словом, для себя выбираю регулярную протяжку) особливо после дождичка и зимних динамиков
VVS_
пилот выходного дня
26 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Тяну Вегу 2 все вместе с верхним ярусом 20 кило. И даже 30 кило. Никаких обрывов нет. На счет 1 кило - ошибка. На сложенных ушах будет иная нагрузка, в спирали и при раскрытии фронталки совсем другая.
Посмотрите номинал строп. если рвется на 20% - брак!!!
Zakhar
26 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Влажный кевлар теряет более половины прочности, это надо помнить.

Возможно, стропы рвались от какого то концентратора напряжения. Это все равно брак изготовителя.
Dzhus
(аноним)
пилот выходного дня
26 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
если бы был брак, то рвалось бы на первых протяжках.. их было три или четыре до этого.
думаю таки ресурс и намокания..
заменим!)
Proxy(MyMySer)
МС
27 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
А представь сложение 70% и авторотацию.
Выдеожат ли твои 30% Строп перегрузку 2g?
А учитывая неравномерную загрузку по рядам???

если стропа при 10кг рвется - меняй однозначно!!!!
ciddharta
пилот выходного дня
25 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
тянуть однозначно, так как у большинства крыльев центроплан больше нагружен чем уши, из этого следует что укоротив А, Б, ряды мы еще больше укоротим ушные, в этом случае постоянно будете ловить фронталки и ассиметрии.
подвязкой нижнего яруса вы не добьетесь исправления геометрии верхнего!!!!!
читаем блог.... кому интересно.
http://www.chex.ru/2013/11/blog-post.html
Dzhus
(аноним)
пилот выходного дня
26 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
мне полный хер на твой минус.. но ты хоть намекни, что именно тебя смутило?
Airhead
пилот выходного дня
26 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Цитата:
из этого следует что укоротив А, Б, ряды мы еще больше укоротим ушные,
Бред.
Если укоротить центральные то ушные не укоротятся.
Цитата:
подвязкой нижнего яруса вы не добьетесь исправления геометрии верхнего!!!
Бред.
VVS_
пилот выходного дня
26 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Ничего не бред. Если качество строп настолько плохое, что гуляния в верхнем ярусе несколько сантиметров, выправления нижнего яруса будет недостаточно для восстановления заводских перепадов.
Здесь сообщают об обрывах на 5 килограммах.. это повод задуматься вообще, стоит ли брать данного производителя.
Вообще об этом надо писать куда положено.
Airhead
пилот выходного дня
26 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Цитата:
Если качество строп настолько плохое, что гуляния в верхнем ярусе несколько сантиметров, выправления нижнего яруса будет недостаточно для восстановления заводских перепадов.
А его по любому будет недостаточно,кое где нормально будет кое несовсем,но итоге все же крыло лететь лучше будет чем до выправления.
А протягивать каждую стропку долго и муторно,потом они назад через пару недель сядут,опять протягивать надо будет.
VVS_
пилот выходного дня
26 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
У меня уходит 35-40 минут на протяжку всех строп.
Dzhus
(аноним)
пилот выходного дня
26 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Цитата:
У меня уходит 35-40 минут на протяжку всех строп.
вы точно о протяжке разговор ведёте?
VVS_
пилот выходного дня
26 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
В чем проблема? Свободные концы к грузику весом 20 кило через ролик. С крылом отходишь, за стропы (за место крепления их к крылу) протягиваешь все до поднятия груза. И так по всем прохожу. Делов то? Естественно не выдерживаю каждую по 10 секунд и не делаю по много раз. Однократная нагрузка 20 кило на все и не более. Достаточно чтобы все вернулось к заводским..
Но на веге оплетка кевлар. С безоплеткой пока дела не имел, скоро опробую
Airhead
пилот выходного дня
26 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Цитата:
Свободные концы к грузику весом 20 кило через ролик.
От 20 кило нижний ярус непротянется,больше надо. Cамый верняк просто руками на ощущениях.
VVS_
пилот выходного дня
27 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
По моим личным замерам, при нагрузке 12 кило, нижний ярус недоходит до заводских перепадов на 5-8мм. При нагрузке 20, все уже встает на место, больше 20 нет смысла.
Airhead
пилот выходного дня
27 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Эт потому что у тебя кевлар,он не садится,оплетка садится.
Airhead
пилот выходного дня
26 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Цитата:
У меня уходит 35-40 минут на протяжку всех строп.
Каждый месяц по 40 минут,пощитай за год сколько времени потратишь.
VVS_
пилот выходного дня
27 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Не каждый месяц. Актуально после просушки крыла. А это или зима, или попадание во влажные условия летом.
Но летом в облаках не летаю, поэтому протяжка весной и осенью.
Dzhus
(аноним)
пилот выходного дня
27 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Всё верно..
но на счет 40мин таки не соглашусь))
кратковременное усилие не вытянет оплётку - я держу около 10сек
VVS_
пилот выходного дня
27 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Разница в результате 1 сек против 10 секунд - 3-4 мм, или на грани погрешности измерений.
Так что 40 минут на все стропы и не греть голову.
Airhead
пилот выходного дня
27 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Цитата:
Но летом в облаках не летаю, поэтому протяжка весной и осенью.
Если одно крыло тогда может и имеет смысл и то я сомневаюсь что на все лето хватит,раз крыло на росу в траве положил пиши пропало. Другое дело когда крыльев много накопилось плюс для каждого члена семьи по крылу тандем учебные крылья итп в таком случае протяжку отказать однозначно надо придумывать другие методы более радикальные чтоб надолго хватало. Наброска петель решает эту проблему,все довольные,летают.
VVS_
пилот выходного дня
28 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
В таком случае тянуть все кроме верхнего яруса. Тогда за 10 минут управиться..
И заставить каждого пилота тянуть свои стропы.
Airhead
пилот выходного дня
28 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Да ну нах тянуть,я не одно крыло уже намотал все пучком,летают. Сизон на таком можно отлетать,а потом по любому стропную менять либо наземкой тока заниматься.
Denmax
Гость
26 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
При выборе тянуть или мотать надо наверное исходть из чего стропа сделана, а так можно долго спорить и все будут правы.
P.s.
цитата из топика:http://paraplan.ru/forum/topic/110196/highlight=регулировки+длин+строп+с+помощью+петелек

Они кевлары (вектран) в основном используют, а у кевларовых ползучести практически нет. Тяни не тяни разницы мало.
У нас полно народа летает на полиэтилене (дайнема), а у него ползучесть в разы больше и его надо тянуть (если размеры ушли).
Airhead
пилот выходного дня
26 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
Цитата:
У нас полно народа летает на полиэтилене (дайнема), а у него ползучесть в разы больше и его надо тянуть (если размеры ушли).
Он назад опять садится быстро.Лучше уж намотать и забыть.
SAF
пилот выходного дня
28 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
кстати по поводу измерений... недавно сверял чек протокол и стропную карту и заметил одну интересную вещь. все разводки строп состоящие из двух ярусов в чек протоколе короче на 20мм от суммы в стропной карте. и на 35мм короче при трех ярусной разводке. самое интересное что всё сходится.
я так понимаю эта разница вычитается на соединение ярусов. единственное что я не понял почему вычитается 20мм при духярусной и 35мм при трехярусной.
Iv
пилот XC
28 Янв 2014
Re: Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.
И, главное, все производители тут подходят по-разному.
Типа если в таблице написано, что стропа 5050, то не так очевидно, какого именно размера делать ремонтную —
возможны весьма разные варианты.
Alaska
пилот выходного дня
05 Фев 2014
Тема перенесена.
Тема перенесена из форума "Форумы paraplan.ru -> ParaForum"

  Форумы paraplan.ru Снаряжение Так тянуть или мотать? Актуальный вопрос по стропной.