Форумы paraplan.ru ParaForum Отчеты о ЛП Затяжка дельтаплана на малинке.
vmaya
АвторТемы
пилот выходного дня
29 Дек 2014
Затяжка дельтаплана на малинке.
01.05.2013

Наработанного опыта затяжки дельтаплана нет. До ЛП, успешно, несколько раз затягивалали дельтаплан, опытного пилота, как в спокойных так и в термических условиях.
Команда малинки двое: водитель и выпускающий, выпускающий я. До этого ЛП опыт 80-100 затяжек парапланов.
Метеоусловия:
Утро, термичка от слабой до умеренной. Ветер слабый с-в, от 0 до 30 град к линии затяжки. Подопытный пилот имеет небольшой опыт затяжек.
Начало затяжки, старт нормальные, в процессе затяжки аппарат уводит то вправо, то влево. Локаут возник на высоте, визуально 300 м.

Скриншоты трека:
тынц1
тынц2

Видео, составлено из фотографий
(Момент до локаута и после приближен, для детализации. Думаю комментарии в видео, некоторые ошибочны)
смотреть прямо тут или смотреть с сайта


Мои комментарии:
В процессе затяжки, когда я заподозрил ненормальное поведении аппарата, послушался присутствовавшего опытного дельтапланериста и не стал прерывать затяжку. Перед наступлением локаута, аппарат резко пошел в левый вираж. Я подумал что пилот уже отцепился, и не сигнализирует по причине невозможности взять рацию (надо держать спидбар), через ~1 сек. дельтаплан разваливается. Пилот бросает запаску.
Считаю виной ЛП послужило:
Неподготовленность лебедочной команды к затягиванию дельтаплана и излишняя самоуверенность .
Непродуманная и сложная система отцепки на стороне дельта.
Отсутствие связи с пилотом

Для себя уяснил если у выпускающего возникли малейшие подозрения на ненормальность ситуации, или непонятные моменты. Сразу командовать стоп-отцеп со стороны водителя, даже если решение ошибочное. Ну и понятно: к новациям подходить осторожно, с перестраховкой.
Честно, сказать сейчас не могу вспомнить знал ли я тогда что у пилота нет рации, но думаю что вполне мог на это пойти.
Сейчас упало всякое желание затягивать дельтики.

Комментарии 1 (опытный дельтапланерист)
У нас тут на буксировке случилось типа ЛП, но никто не пострадал. Вовка решил лететь с перецепкой, и все шло хорошо, пока не пришло время отцепляться второй раз. И тут-то случилась первая засада - веревка оторвалась от чеки отцепа. В перчатках чеку он тоже ухватить не смог. А внизу, в машине, не было адекватного буксировщика, который представлял бы себе что происходит. Собственно в машине никто даже не смотрел на затягиваемого. Рации у Вовки не было, сказать он ничего не мог, и пока пытался выдернуть чеку свалился в локаут. Когда начала быстро расти тяга, означающая локаут, а дельтаплан уже развернуло на 180 градусов (на старте мы все были уверены что он уже отцеплен, никто и не думал что это можно творить под тягой) - машина просто врубила заднюю и поехала назад. Типа парапланеристов нельзя отцеплять под тягой, и водитель решил что и дельтапланеристов нельзя. Кончилось все аццким локаутом с кувырком, сломанным дельтапланом (тут трос наконец скинули ))) ) и запаской. Парашют раскрылся, сел нормально, жив, цел, орел. В дельтаплане в хлам порван парус, килевая и несколько лат. Как ни странно остальное цело.

Причины:
1). Непродуманная конструкция перецепки
2). Отсутствие связи с пилотом
3). Неквалифицированный буксировщик (не было визуального наблюдения за пилотом, не знал что делать в случае локаута)
4). Отсутствие слабого звена


Комментарии пилота:
1. Был без перчаток, но все равно выдернуть чеку не смог/не успел.
2. Низко перецепился (высоту не помню), но я не смог задавить аппарат - спидбар просто упирался в веревку и так было до самого локаута (330 м превышения). Поэтому я так летел вальяжно болтаясь из стороны в сторону. И мне не очень понятно как летают без перецепки на малинке с тележкой.
3. В каркасе сломана область центроплана: килевая в двух местах и центральные латы. Я думаю, что килевая сломавшись спасла поперечку и отсальные трубы, т.к. крылья просто "подсложились". При осмотре на земле был выявлен только один дефект: на поперечке втулка для бокового узла несколько болтается в одном из отверстий. Но складывается впечатление, что это уже очень давно, к тому же я натыкался на форумах на похожую проблему, появляющуюся без всяких ЛП.
4. Из впечатлений: посадка на парашюте - это жесть! Снижаясь на парашюте вблизи земли искренне думал, что что-нибудь себе сломаю. Ноги вместе, чуть согнул, после удара сразу перекат на бок и ... - уффф, все цело, только коленку ушиб. Также доставляет неприятностей бесконтрольное вращение аппарата под парашютом. Так как тебя несет по ветру, то лучше всего встречать землю развернувшись к ней лицом, а тут не угадаешь, возможно и по ветру приземлиться - ногами/спиной. Я впечатался бочком в планету.
Редактировалось: vmaya (29 Дек 2014), всего редактировалось 1 раз(а)

  Форумы paraplan.ru ParaForum Отчеты о ЛП Затяжка дельтаплана на малинке.