Форумы paraplan.ru ParaForum Обучение Первые термики, первые спирали - курс маршрутных полетов у Евгения Орешкина - Алматы - 2015 - ощущение учлета)
Obermax
Гость
23 Сен 2015
Первые термики, первые спирали - курс маршрутных полетов у Евгения Орешкина - Алматы - 2015 - ощущение учлета)
Всю неделю общался с летающими товарищами и нет, нет да проскальзывала тема термических потоков для начала освоения, обозначая и сужаясь вокруг одного города и одного инструктора – Алматы и Жени Орешкина. Почему-то многие Сибиряки начинают летать в термиках именно в Алмате.

Решившись - написал, согласовал, полетел.



Встречал в аэропорту непосредственно Женя, который в течение полутора часов перетаскивания вещей, поиска квартиры, встречи другой делегации учлетов, повторного перетаска крыльев стал больше другом нежели грозным преподавателем. В нем, как ни в ком другом сразу чувствуется привычка теплых встреч учлетов в теперь уже иностранном государстве Казахстан.

На второй день, после обустройства, закинув крылья в видавшую виды ниву, поехали на дельтадром.



Место обучения учлетов - дельтадром «31 километр». Нам повезло – улётов всего четыре. Из них двое – летают уже более-менее прилично, двое (мы) – приехали только учиться летать в термиках. Все первичное обучение прошли в серьезных школах.

Дельтадром - место в полном смысле клубное. Представьте себе площадку, с одной стороны ограниченной приличными горками разных размером – от 20 до 300 метров, с другой кладбищем автомобилей, с третьей – поселком с красивыми, отчасти олигархическими поместьями, с четвертой - низкой ЛЭП и проволочным забором , в свою очередь огораживающей небольшой домик с участком соток в 200. По всему этому пространству носится стая ручных щенков, поголовьем штук в 20, и козлов/овечек значительно меньшего количества. Эпизодически из поселка чинно выезжает пара аксакалов на красивых лошадках, лихо щелкая плетками собак/овечек и по-казахски обсуждая степные новости.

Посреди дельтадрома сделан песчаный круг для посадки в цель, который, в свете грозящего проведения в Алматы чемпионата на точность, изрядно эксплуатировался для тренинга местными пилотами.

Технологически дельтадром обустроен хорошо. Отличное место для посадки, есть сухое место хранения крыльев и прочей снаряги, есть мощная машинка для завоза на гору, здоровенный стол, для поедания арбузов с лепешками и куриц после полетов. На дельтадроме в парапланерной тусовке летает врач, с серьезным опытом военно-полевой медицины, необходимость применения которой все-же эпизодически возникает в условиях подготовки спортсменов )

Вот на этом квадрате и становятся парапланеристами.

Пока ехали на дельтадром Женя проявил себя уже как опытный преподаватель. Провел семинар о метеорологии с точки зрения физики процесса протекания конвекции в облаках. Удивил абсолютно нестандартный и нигде не опубликованный (в доступной мне парапланерной литературе) подход к трактовке процессов в облаках, взаимодействия солнца, воды, и воздуха в свете физики процесса.

Условия полетов в Алматы– ветра нет, динамика нет, лебедки тоже нет. Есть – старт с триггера, мягкие дежурные термические потоки, горки их генерирующие, долины с роторами, и куча места для посадки.

Оговорюсь сразу – ехать в Алматы на курс парящих полетов надо с железобетонно отработанными стартами с горки и посадками. Первичная программа подготовки учлетов у Орешкина «с нуля» подразумевает порядка 200 взлетов/посадок до момента выпуска на старт на 300 метров. И это вполне оправдано.

Вначале курса, как обычно, тест на профпригодность. Старт в штиль с горки 20 метров. Все приехавшие стартуют почти адекватно, и конечно немного напрягает отсутствие ветра, или даже периодически возникающий попутный ветер). В общем несколько раз тестовая беготня туда-сюда. Подлётики.

Вот тут начинается учеба.

Привычная для нас техника старта в средний-сильный ветер, характерный для большинства мест в России, здесь малоэффективна. Женя детально объясняет и показывает три новых (для всех присутствующих) метода старта в слабый ветер: один обратный - подъём крыла на вытянутых руках с хватом за внутренние стропы А-рядов, и два прямых – один для штилевого старта, другой для старта с попутным ветром.
Оказалось, что поднять крыло можно и очень медленно, плавно, как бы вытягивая его над головой, отпуская процентах на семидесяти подъема и давая ему полностью распуститься уже за полметра до апогея. Замечательная методика, но требует тренировки.

Побегав с крыльями едем на старт на трехсотку. Дорога - серпантин несколько километров, с подъёмами до 45 градусов, тянется в обрамлении кустов до самого верха и дальше куда-то в горы. Ехать в открытой машине лучше в шлеме, дабы сильно не биться головой о ригеля тента - везет Женя целеустремленно, рельеф игнорируя полностью)



Старт основательно вытоптан от растительности, можно сказать чисто земляной и очень пыльный. Как показала практика белые купола очень быстро меняют цвет на грязно-серый.

Накануне прошел грозовой фронт, поэтому сильно облачно, солнца нет, база низкая. Стартуем – ожидаемый прыг вниз. Полет 7 минут. Ветра нет. Потоков нет. И так 4 раза подряд. Попытки крутить у троих из нас безуспешны. Четвертый ас выкрутил как-то под базу и летал относительно дольше.

Свернулись и покатили в город, по ходу дела слушая рассказ о классификации и режимах полета параплана в разных условиях.
Вечером знакомство с корейским кафе ))

Кстати по организации процесса жизни учлетов на курсе. Наверное там нет неисполнимых желаний. Надо тебе батарейки для вариометра, симку, интернет-модем – на, надо съездить куда или квартиру поменять – сейчас, надо стропы протянуть – сам тебе и протянет, порванные поменяет, подвеску отрегулирует, собственноручно подножку пришьет, крыло/подвеску из имеющихся полетать даст (а еще и сам предложит). Очень комфортно. Так же важно на такой учебе не стесняться задавать вопросы – ответы будут всегда конкретные.

Питались во время курса отлично. Для российских пилотов еда в Алмате хорошая, и поглощение ее идет без приключений. Воду из крана при желании можно пить. Цены умеренные. Местная валюта – теньге. Карта виза в магазинах принимается не во всех, потому как терминалы не везде. Но каждом углу отделения Сбербанка. Получается снять в местной валюте, без какой-либо комиссии. В аэропорту менять нет смысла.

День второй. По ходу утренней поездки объяснения процесса полет, аэрология. По приезду – опять на трехсотку. Разложились – старт – опять прыг 7 минут. Небо без облачка, потоки есть, но слабые пока. Завоз обратно – дальше объяснение – «подмотай на один оборот, руки будут выше, потом все время помни об этом, чувство крыла повыситься, ищи дежурный поток на двухсотке, дальше по обстоятельствам».

Старт, согласно вчера освоенной методике, подматываю оборот клевант, руки к роликам, и пилю прямо на двухсотку. И тут в рацию - «крути, поток справа». Клеванта внутренняя на 15, клеванта наружная поджата – и вот первые спирали… на вариометре +0,5 .. +1,0, то вываливаюсь на - 0,7… в рацию «протяни против ветра» … протяжка … и поток +1,7 – +2,0 …«сильно круто, шире спираль» … «отпусти внутреннюю» … «больше внешнюю» … … «держи …держи…» … каруселька потока … не потерять бы эту карусельку … и вот результат 1500… 1600 … 1700… и 1850 ... и мой первый поток взят.

В рацию … «ну вот, работаем …». Дальше минуса … второй, третий поток, инверсия на 1850 … и тут поймал упорный поток за инверсионным слоем +2,5 … результат 2186. Какой же там дубак… а никто и не одет подобающим для зимы образом ))...

Летали час с лишним. Потом второй заход. Через полтора часа от начала второго захода и многочисленных каруселек потоков, правых спиралей решил расслабиться и спокойно полетать – кругом красота, горы, холод. И тут начало подташнивать. Для самого было откровение, никогда до этого не тошнило в полете. Захотелось на землю, а сесть уже сложно – кругом прет. Иду направо прет, налево – прет нехило) Такой вот «термический стол» из потоков на 1800. Ловлю минуса и обходя (!) и пропиливая потоки сливаюсь вниз …

Посадка в 100 метрах от круга.

Стою, молчу, говорить не хочется совсем, в голове сохраняется ощущение карусельки, думать о спиралях не могу ) разминаю затекшие руки в перчатках, кругом тишина, послеобеденное солнце клониться уже к закату в степи, пасутся три лошадки… никого … ощущение как у космонавта после посадки.

Так, немного ошалевший молчал еще минут 15 - пока складывал крыло в пончик, пока шел до вагончика на дельтадроме. Сел на автопокрышки, в голове мыслей нет, смотрю на поселок и поля. Тихо. Спокойно.

Через минут 7 прилетели коллеги и сенсей. А у меня первые в жизни потоки за две тысячи!

А дальше были дни работы в потоках, подьемы до инверсии, сливы в минуса, лекции о термических потоках, их стратификации, поиске и т.д.
Определенно Женя летает виртуозно. То поднимется под инверсиию, то в тугой спирали сливает высоту, подлетает к учлету, крутит нужный диаметр спирали, показывая где поток и как его крутить. Следит за всеми сразу. Безопасность, безопасность.

По тошноте вопрос решаем просто – драмина вам в помощь. Таблетка утром – хоть весь день на центрифуге крутись.

В один из дней буквально «скипя зубами» выкрутив дежурный поток над стартовым холмом на очередные 1800 вдруг слышу «пошли за мной, полетаем». Иду за сенсеем, влетаем в потоки, раскручиваем, летим дальше и так по горам – долинам вокруг дельтадром. Расслабился и тут из рации «… … … зачем в долину зашел… а ну марш на хребет … …». Волшебный пендель. Лихорадочно выкручиваю поток от хребта… Летим дальше. Конечно, не возможно передать ощущение полета по первому, еще миниатюрному маршруту, но это уже настоящий полет. По своей воле. Вечер. Начинает всех сливать. Мы не исключение. Садимся. Маленький маршрутик с возвращением 7 километров.

Женя крутит свои фирменные три тугие спирали перед посадкой.

А у меня сохраняется ощущение первого выхода в космос.

И очень важно, чтобы этот выход прошел правильно, вовремя и безопасно. Это прежде всего заслуга инструктора, который направит в полете, подскажет и при необходимости даст волшебного пенделя, но и что самое основное не будет мешать тебе осваивать небо, применяя полученные знания на практике. Именно такими инструктором является Евгений Орешкин.

Да, подходы к полету у него не всегда стандартны, но самое главное в них есть принцип. Насколько я понял - это целостная система для достижение максимальной эффективности в полете – начиная от размещения в подвеске, техники старта и высокочувствительного управления крылом до отработки безопасности на КАП.

И уверен, что прохождение у Евгения Орешкина курса работы в термиках и освоение маршрутных полетов - это правильно, в свете подготовки и совершенствования учлета парапланериста.

«Мы летаем для себя».
Редактировалось: Obermax (23 Сен 2015), всего редактировалось 1 раз(а)
Yohi
Гость
28 Сен 2015
Re: Первые термики, первые спирали - курс маршрутных полетов у Евгения Орешкина - Алматы - 2015 - ощущение учлета)
красиво. )))
отличный отчет!

удачи и новых достижений.

в Индию или Непал на курс, теперь уже кросс-кантри к Орешкину поедешь?
Obermax
Гость
28 Сен 2015
Re: Первые термики, первые спирали - курс маршрутных полетов у Евгения Орешкина - Алматы - 2015 - ощущение учлета)
Спасибо)

Да, конечно хочется поехать и уже обсуждали это с ним. По честному считаю, что Непал мне несколько рановато, но Женя полагает, что уже вполне можно подумывать. Вот - пока соизмеряю себя и Непал в феврале ) осторожничаю вобщем...

Больше про КАП на следующий год думаю ... Он когда объяснял про безопасность и КАП, то по мне там подход полностью с моим внутренним пониманием и базовой учебой согласуется: учиться не перекомпенсировать ... уверенности больше хочется при работе в термичку.

  Форумы paraplan.ru ParaForum Обучение Первые термики, первые спирали - курс маршрутных полетов у Евгения Орешкина - Алматы - 2015 - ощущение учлета)