Форумы paraplan.ru ParaForum Теория Пара вопросов про горную метеорологию.
Razer
АвторТемы
пилот XC
04 Янв 2016
Пара вопросов про горную метеорологию.
Будучи равнинным хомяком и ни разу не побывав на учебных выездах в горы ссу от полетов в горах. все опасения от незнания.. Читал Мартинса, слушал лекции.. имею следующие представления описанные ниже, прошу прокомментировать бывалых горняков правильно ли я всё понимаю (Картинка чиста теоретическая, лезть туда я не собираюсь =) ).

Синей стрелкой - фоновый ветер. Фиолетовыми и красными - долинные ветра.



Пока не выбрал 1000 метров над вершинами - фоновый пофиг. Пока работаем по рельефу - правильно ли я понимаю распределения долинных ветров по ущельям?

И собственно основной вопрос - высока ли вероятность огрести в жёлтых точках? как я понимаю - в этих местах основной долинный ветер (фиолетовый) создает роторные зоны. На сколько можно надеяться что развернувшийся в ущелье красный ветер создаст в этих местах конвергенцию нейтрализуя ротор. Штили не рассматриваем - пусть долинный дует 5-6 метров по дну долины.
ingener
пилот выходного дня
05 Янв 2016
Re: Пара вопросов про горную метеорологию.
Желтые точки отметил правильно.
Самые опасные места.
Только там не ротор, а термики отрываются.
Значит лететь нужно именно туда. Желательно на высоте, достаточной для раскрытия запаски. Потому как бывает складывает.
Цитата:
лезть туда я не собираюсь =) ).
И это правильно. Сначала в Альпах нужно потренироваться. Большой Кавказ - он для взрослых.
Razer
АвторТемы
пилот XC
05 Янв 2016
Re: Пара вопросов про горную метеорологию.
Цитата:
Самые опасные места.
...
Значит лететь нужно именно туда.

Что-то у меня не согласуются эти два предложения

А если упростить задачу и разобрать условия без термички, учёта времени дня и ориентированности склонов. Исключительно динамическую часть так сказать.
ingener
пилот выходного дня
05 Янв 2016
Re: Пара вопросов про горную метеорологию.
Цитата:
А если упростить задачу и разобрать условия без термички, учёта времени дня и ориентированности склонов. Исключительно динамическую часть так сказать.
Это не очень интересно. В горах долинный ветер течет по дну ущелий как вода в реке и есть очень мало мест с сужениями, где он вынужден карабкаться на склоны, создавая возможность для полетов в динамических восходящих потоках. Все эти места уже облетаны и самое разумное - спросить у местных, где там можно летать, а где нельзя. Надеяться на свою прозорливость и способность предсказывать опасные места не стоит. Слишком дорого стоят ошибки. Например в динамическом потоке Чегема есть совсем не очевидное место между двумя стартами на наветренном склоне, где довольно часто возникают ротора. Предсказать это, внимательно разглядывая местность, маловероятно. А люди падают. А в нормальных горах, типа Альп, в динамике обычно вообще не летают. Там стратегия - устроить старт повыше (разумеется с дорогой или подъемником), чтобы от него можно было долететь до одного из дежурных термиков.

В местах, отмеченных вами желтыми точками, при отсутствии термички тоже бывают ротора. Но при отсутствии термички там просаживает и делать там нечего. Это только в термичку в эти задницы лезут. Правда при этом нужно понимать, куда лезут, быть к этому готовым и трезво взвесить, действительно ли нужно это вам.
Но это специфика Кавказских гор - узкие ущелья, рельеф выше высоты инверсии, сильные долинные ветра, очень мало мест, где можно из динамического потока попасть в термический и необходимость обрабатывать очень рваные роторно-термические потоки на малой высоте. Учиться летать в горах именно на Кавказе можно только под руководством очень опытного инструктора. Все предполагаемые маршруты тщательно продумывать заранее, на земле, консультируясь с несколькими опытными пилотами. И все равно это будет обучение по бразильской системе. Если выживешь, значит будешь классным пилотом.
Редактировалось: ingener (05 Янв 2016), всего редактировалось 1 раз(а)
Eskoff
07 Янв 2016
Re: Пара вопросов про горную метеорологию.
Цитата:
рельеф выше высоты инверсии
Какой это эффект дает?
ingener
пилот выходного дня
07 Янв 2016
Re: Пара вопросов про горную метеорологию.
Цитата:
Цитата:
рельеф выше высоты инверсии
Какой это эффект дает?
Невозможность вылететь из ущелья, запертость в нем. И с учетом ограниченности выбора маршрута малая вероятность маршрутных полетов.
Редактировалось: ingener (07 Янв 2016), всего редактировалось 1 раз(а)
z_max
07 Янв 2016
Re: Пара вопросов про горную метеорологию.
Цитата:
на наветренном склоне, где довольно часто возникают ротора
это как?
ingener
пилот выходного дня
07 Янв 2016
Re: Пара вопросов про горную метеорологию.
Цитата:
Цитата:
на наветренном склоне, где довольно часто возникают ротора
[Ничо не понимаю.] это как?
Это как показывает самая левая и самая нижняя стрелка на этом рисунке:
z_max
07 Янв 2016
Re: Пара вопросов про горную метеорологию.
Здесь нет никакого "наветренного ротора"
Proxy(MyMySer)
МС
07 Янв 2016
Re: Пара вопросов про горную метеорологию.
Это не значит, что его нет вживую на вертикальных стенках
z_max
08 Янв 2016
Re: Пара вопросов про горную метеорологию.
Это не ротор. это турбулентность на границе потока. не нужно путать понятия.
также есть турбулентность с подветренной стороны мощных потоков, но ты же не называешь ее ротором
Test
08 Янв 2016
Re: Пара вопросов про горную метеорологию.
Максим, читай литературу. Турбулентность, вихри, роторы - это все одно и тоже, только добавочные термины.
Книжку найдешь сам, подсказывать не буду. Да и гугл ищет все хорошо ...
"Цитата из одной хорошей книжки"
Proxy(MyMySer)
МС
08 Янв 2016
Re: Пара вопросов про горную метеорологию.
Ротор - вихревая турбулентность. Из самого названия ясно что это - вихрь вращающийся.
Может быть как за препятствием, так и перед. Почитай аэродинамику, или просто посмотри как в речке вода течет
z_max
08 Янв 2016
Re: Пара вопросов про горную метеорологию.
Ребят, вы "масштаб бедствия" ни разу не попутали? )) откуда-то дома высотные на склоне появились))
Хватит теоретизировать, вернитесь в реальность )
Test
08 Янв 2016
Re: Пара вопросов про горную метеорологию.
Никакой теории, исключительно практические наблюдения.
Бывают склоны, и повыше твоих "домов высотных".
Ну и рельеф бывает разный у этих стенок.

Irtish
20 Янв 2016
Re: Пара вопросов про горную метеорологию.
Макс, я когда летал на 19 метровом крыле в Желохово в ветер около 8-10 м/с "нижний" ротор (или турбулентность) вполне себе ощущал, когда садился под склоном. Ручками вполне приходилось помахать на посадке, тем более, что крыло с короткими стропами существенно шустрее клюет и по крену колбасится... Так что оно там есть
ingener
пилот выходного дня
09 Янв 2016
Re: Пара вопросов про горную метеорологию.
Цитата:
Здесь нет никакого "наветренного ротора"
Как хочешь...
Можешь и не верить. Когда в него попадешь, все ясно будет.
z_max
07 Янв 2016
Re: Пара вопросов про горную метеорологию.
Цитата:
А если упростить задачу и разобрать условия без термички, учёта времени дня и ориентированности склонов. Исключительно динамическую часть так сказать.
Нельзя рассматривать "динамическую составляющую" без термички, тем более в горах, тем более в высоких.
ingener
пилот выходного дня
07 Янв 2016
Re: Пара вопросов про горную метеорологию.
Цитата:
Нельзя рассматривать "динамическую составляющую" без термички, тем более в горах, тем более в высоких.
Вернее динамические потоки в горах неразрывно физически связаны с термическими. Но рассматривать термодинамические потоки можно как угодно. В том числе и по частям. Особенно в тех местах, где из динамического потока невозможно попасть в термический, потому что после преодоления хребта он превращается в нисходящий.
HeavyRain
пилот XC
17 Янв 2016
Re: Пара вопросов про горную метеорологию.
Ничего не понятно из предлагаемой картинки. Где север? Вверху? Старт где? Почему отмечены указанные точки? Заведомо подветренные выбраны... Что за границами изображения? Есть ли высоченные горы или широкая долина, которые будут в течение дня менять силу долинного ветра? Откуда взята 1000 метров безопасности над вершинами? Имхо неверный подход абсолютно к пониманию горных полетов. Основное - это понимание работы окружающих высоких гор и долин, экспозиция и время дня. Невозможно даже предположить что будет в отмеченных точках без этой информации. Если предположить, что север вверху и дует северный ветер, а старт расположен в любой из отмеченных точек, будут спасработы
С высотой в горах совсем не обязательно становится безопаснее, при метеоветре будет срез. При полётах в горах с ощутимым метеоветром нужно понимать, что будет ждать тебя по ветру, на уровне хребтов ущельев держаться только наветренной стороны (тем более если по ущелью дует 5-6 м/с, опять же сколько времени? Что освещено и как оно долго будет освещенным, что работает такой сквозняк? Будет ли ещё сильнее?)

Отмеченный красным ветер в ущелье может и не заглядывать, если к примеру горы внизу не освещены и их склоны не работают. Это если внизу не юго-восток, да и при юго-восточном расположении может дуть вниз...

Давайте тему поковыряем со всех сторон? Где кто стал стартовать бы в таком месте в ветер по ущелью 5-6 м/с и куда лететь с таким метеоветром?
Razer
АвторТемы
пилот XC
18 Янв 2016
Re: Пара вопросов про горную метеорологию.
Цитата:
Что за границами изображения? Есть ли высоченные горы или широкая долина, которые будут в течение дня менять силу долинного ветра?

Идея как раз не вдаваться в конкретику места. Реально ли это по отношению к горам? Многие говорят что книга термиков Мартинса это вот ну только про Альпы. Неужели такая жёсткая зависимость и нельзя предсказать на месте только из информации метеосводок?

Цитата:
Где север? Вверху? Старт где?

Пусть будет Север вверху да. Старт - давайте обсудим =)
Олег Вас.
21 Янв 2016
Re: Пара вопросов про горную метеорологию.
Может я мало летал летал в горах, но огребаешь порой где и не ждешь. Красные стрелки, желтые точки - это для общего развития. Ориентироваться нужно на рекомендации тех кто облетал район.
А в остальном - выбирай погоду не стремную, дорастай до пилотирования на уровне рефлексов, и "придерживаясь за ручку запаски" с богом.

  Форумы paraplan.ru ParaForum Теория Пара вопросов про горную метеорологию.



Перейти: