Форумы paraplan.ru Снаряжение Лебедки Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
lenfel
АвторТемы
пилот выходного дня
17 Янв 2017
Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
APEW 390.5500 Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка !!! Фото с испытаний !
Brandvik
18 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
А подробности будут? А так, по фоткам все красиво
kolonel
1-й разряд
18 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Как-то сомнительно она выглядит....
kolonel
1-й разряд
18 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Судя по фото: неудобная в транспортировке, неустойчивая, тяжёлая, маломощная, ненадежная.
grez
пилот выходного дня
18 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Да, мощность генератора, двигателя и суммарная установки, интересна.
kolonel
1-й разряд
18 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Движок сил ~6, вот от сюда и "пляши"...
grez
пилот выходного дня
18 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Редактировалось: grez (19 Янв 2017), всего редактировалось 1 раз(а)
kolonel
1-й разряд
18 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Для смотчика слишком сложный, тяжелый с громоздкий.
Евгений Мирошников
Гость
19 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Осторожно на смотке, тяга до 100 кгс !
Евгений Мирошников
Гость
19 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Немного мощнее, Хонда на 13 л.с.
Евгений Мирошников
Гость
19 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Имеем поток механической мощности, создаваемый Хондой GX390, преобразуем в переменный электрический ток, накапливаем в промежуточном контуре постоянного тока. Далее преобразовываем его в переменный с необходимыми частотными характеристиками и подаем на асинхронный элекродвигатель, который в итоге выдает до 5500 Вт механической мощности, стабилизированных по моменту (тяге) с учетом скорости и инерционности системы. Отсюда и внутреннее название проекта - Активная Парапланерная Электро Лебедка - АПЭЛ.390.5500.
Редактировалось: Евгений Мирошников (20 Янв 2017), всего редактировалось 1 раз(а)
Iv
пилот XC
19 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
И барабан, скорее всего, раздавит.
selivan
пилот выходного дня
19 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Электрическая? Как устроена? Сомнительно это...
kolonel
1-й разряд
19 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Под нагрузкой щёчки барабана разойдутся и барабан заклинит... А ещё будет геморрой, если трос намотается мимо барабана. Да и тросоукладчик со штангой слишком хлипкие...
Iv
пилот XC
19 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
В штанге тросоукладчика смущают только пластины по бокам. Жесткости может не хватить.
Квадратная труба там выглядит более уместно.

Но сама принципиальная схема мне нравится. Шаговый мотор, самый простой кулачек и управляемый контроллером закон отклонения в этом есть здравое зерно.
Евгений Мирошников
Гость
19 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Можно позавидовать способности по фотографиям оценивать прочность конструкции, мне бы в профессиональной деятельности здорово пригодилось бы.
Iv
пилот XC
20 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
У меня есть коллекция раздавленных барабанов, и укладчиков разных реализовано порядочно.

Евгений Мирошников
Гость
20 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Барабан выполнен со слишком большим соотношением внешнего диаметра к внутреннему. Получаются большие усилия на боковые щеки и малое количества металла на цилиндрической части, а ему необходимо будет воспринять сжимающие напряжения от уложенной бухты. В моем случае это соотношение около 1,6, а на фотографии в 2 раза больше. А напряжения в боковых щеках от их высоты растут в кубе, вот и приходится на подобных барабанах боковины делать минимум из 10 мм, а лучше из 12 мм. Цилиндр малого диаметра вообще бедолага, должен выдержать сжимающие напряжение стольких слоев натянутого троса, а материала то нет, который, к тому же, должен воспринять осевую растягивающую нагрузку от распирающих щёки сил и передать крутящий момент. Вот и получается втулка из стальной трубы со стенкой минимум 10 мм, а с запасом все 15 мм.
Редактировалось: Евгений Мирошников (21 Янв 2017), всего редактировалось 7 раз(а)
Евгений Мирошников
Гость
19 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
На тросоукладчике применен асинхронный мотор-редуктор, на которой подается ток той же частоты, что и на основной тяговый мотор, чем достигается полная синхронизация их вращения. Усилие необходимое для раскладки троса на барабан очень сильно зависит от возможности барабана ориентироваться по направлению затяжки, для этого лебедка имеет возможность вращаться относительно неподвижной рамы генератора. Кинематика вращения лебедки сделана на рычагах, что существенно снизило усилия при раскладке тросы. Для понимания эффекта, если барабан установить на двух паралелльных рычагах, так что траектория его качания будет перпендикулярна тросу и почти прямолинейна, то трос будет сматываться с нулевыми усилиями самостоятельно. Так как сила тяги вдоль троса, на перпендикулярной ей траектории, не сможет совершать работы, а значит и тросоукладчику нет необходимости совершать дополнительной работы.

Можно также обратить внимание, что при реализованной схеме укладчика, трос не переламывается на пути от параплана к барабану, а направляющие ролики далеко удалены от лебедки. Что приводит к минимальному количеству усилий в конструкции, легкому сходу троса с барабана с минимальными перегибами на роликах во время смотки-размотки, и как следствие его хорошему ресурсу.
Редактировалось: Евгений Мирошников (19 Янв 2017), всего редактировалось 5 раз(а)
BAV
Гость
20 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Частота вращения асинхронного двигателя по определению не равна частоте питания. Питающеее поле всегда вращается быстрее ротора. И частота скольжения зависит от момента на валу.И два асинхронника запитанных одной частотой не могут быть синхронны. Например, если застопорить барабан установится какая-то частота скольжения при заданно моменте. Если подать эту частоту на второй двигатель укладки, то он в общем случае будет вращаться.
Евгений Мирошников
Гость
20 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Не придирайтесь. Скольжение асинхронников, под одной частотой питания, около 5%, это и есть примерная точность поддержания шага укладки. На околонулевой частоте, когда тяговый двигатель стоит, двигатель тросоукладчика также не вращается, потому что у него скольжение в 2-3 раза больше, и он не может на этой частоте создать достаточного момента для вращения кулачка.
Евгений Мирошников
Гость
20 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Это просто лебедка с укладчиком троса, а не двухкоординатный ЧПУ станок с микронной точностью. Для таких целей и 25 процентного рассогласования было бы достаточно, а тут где то 5%.

Сам немного удивился, когда под тягой на околонулевой скорости, качая трос взад-вперед рукой с полуметровой амплитудой, ролики тросоукладчика ходили вправо-влево относительно исходного положения, без видимого гистерезиса, хотя казалось бы и крутизна характеристик моторов и минимальная стартовая частота разные. Но видимо не настолько, чтобы на участке, где осуществляется управление моментом (то есть далеко от зоны насыщения), тяга двигателей с высокой точностью линейно не зависела от скольжения. А значит и скорость вращения под нагрузкой будет пропорциональной частоте, а это и есть условие синхронизации движений обоих моторов, так как нагрузка на укладчик также примерно пропорциональна натяжению троса.
Редактировалось: Евгений Мирошников (20 Янв 2017), всего редактировалось 1 раз(а)
BAV
Гость
21 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Попробуйте провести следующий эксперимент. Дайте максимальную тягу и медленно разматывайте трос, имитируя попадание в термик. Думаю укладчик будет двигаться причем в неверном направлении.
Евгений Мирошников
Гость
21 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Это будет происходить именно так, если жесткость моментной характеристики двигателя тросоукладчика от частоты будет выше, чем основного тягового двигателя. Но в жизни, будет происходить скорее всего наоборот.

Сами понимаете, что тяговый мотор на два порядка мощнее, тяжелей, и существенно больше. С увеличение размерности КПД двигателей растет, а скольжение неизбежно снижается. То есть на практике, тяговый двигатель будет обладать заметно более жесткой характеристикой, и на любой частоте иметь скольжение существенно меньше, чем двигатель тросоукладчика. Так как поперечная нагрузка, необходимая для раскладки троса, напрямую зависит от натяжения последнего, двигатель тросоукладчика, скорей всего начнет "пробуксовавать" ещё раньше тягового, сдаваясь под действием нагрузки. То есть, можно подобрать такие условия, что тросоукладчик, будет менять направление раскладки в околонулевой по скорости зоне ещё раньше, чем основной!

Понимание, выше изложенного обстоятельства, дает возможность подобрать производительность двигателя укладчика такой, чтобы конечное скольжение обоих двигателей в околонулевой зоне, под действием взаимозависимых нагрузок было примерно одинаковым. Тогда и смена направлений вращения, на обоих механизмах, будет происходить одновременно! Поэтому и пришлось поставить, во второй попытке, мотор-редуктор в полтора раза мощнее, чем изначально установленный двигатель, ненадолго позаимствованный с работы.
Редактировалось: Евгений Мирошников (21 Янв 2017), всего редактировалось 4 раз(а)
Iv
пилот XC
20 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Почти все современных лебедки крутят барабаном.
Но в случае синхронного вращения круглый кулачек это не верно.

Или считать кулачек (а для двух опорных подшипников нет точного решения), или играть с законом вращения оси кулачка.


смотреть прямо тут или смотреть с сайта


В первом приближении нужно считать так, чтобы ролики напротив каждого участка барабана находились одинаковое время.

https://gist.github.com/Iv/a26f2a94d568ea06c2973241b19e5b34

Но круглый кулачек и шаговый мотор с заданным законом может быть проще.
Или просто линейная направляющая с шаговым мотором.
Евгений Мирошников
Гость
20 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
На тросоукладчике не круглый кулачек! А в виде кордиоиды. При соотношении ширины установки параллельных рычагов и расположения роликов обкатки кулачка в двойку (этой осенью до этого дошел), последний будет иметь симметричную форму и безлюфтовое силовое замыкание роликами во всем диапазоне углов. Можете проверить с помощью Вашей программы. У Вас же, на видео, с одной точкой вращения, такого силового замыкания не будет, что приводит к появлению зазора и прерываний в процессе движения рычагов.

Скорость движения тросонаправляющих роликов равномерная, и отличается на верхнем и нижнем секторе вращения кулачка процентов на 20 (собственно как и в Вашем примере на видео), что также не критично. Ведь не обязательно иметь шаг раскладки на четных и нечетных витках бухты одинаковым.

Представленная на видео схема отличается тем, что, в зависимости от возвышения троса, меняется радиус вращения направляющих роликов, а значит и амплитуда раскладки, когда, например, параплан высоко и близко находится от лебедки. Не зря на машинах, что я видел, с подобным механизмом укладки, фиксируют подвижность стрелы, загруженной газовыми пружинами, в вертикальной плоскости. А это приводит к лишнему перегибу троса и дополнительным нагрузкам на механизм раскладки троса.
Редактировалось: Евгений Мирошников (21 Янв 2017), всего редактировалось 3 раз(а)
Iv
пилот XC
21 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
В данном случае это была готовая железка которую нужно было доукомплектовать укладчиком.

Если наматывать трос снизу, расположить дышло сверху, правильно выбрать ось вращения и ось перегибания дышла,
то амплитуда в рабочем диапазоне углов меняется мало.
Евгений Мирошников
Гость
21 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
В идеале, вслед за изменением возвышения троса по мере затяжки параплана, изначально вертикально расположенная ось вращения рычага должна доворачиваться, и оставаться перпендикулярной тросу. Для этого в механизме укладчика должна быть организована ещё одна степень свободы.

С практической точки зрения, когда основное количество троса сматывается в начале, на возвышениях близких к горизонту, этот механизм нормально работает. Это не так уж и принципиально, что трос в конце будет раскладываться несколько уже. Можно сказать, что для боковых стенок барабана, с позиции распирающих нагрузок, будет даже немного лучше.
Редактировалось: Евгений Мирошников (21 Янв 2017), всего редактировалось 3 раз(а)
Iv
пилот XC
24 Янв 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка


Не вижу я идеального решения. Думаю, что его и нет. Для идеального решения ролики должны двигаться параллельно оси барабана,
а тут они все равно двигаются по окружности.

Впрочем, в вашей версии ошибка не многим больше точности изготовления кулачка. Можно считать это достаточно хорошим решением.
Скриптик, если кто еще захочет подумать.

kulak_parallel.m
Евгений Мирошников
Гость
22 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
На двух параллельных рычагах с двумя опорными роликами можно получить вполне точное решение, при котором кулачок обкатывает без зазоров оба подшипника, отсутствуют прерывания в движении рычагов, а поперечное отклонение пропорционально углу поворота.

Кинематика тросоукладчика.gif
Редактировалось: Евгений Мирошников (23 Янв 2017), всего редактировалось 2 раз(а)
Евгений Мирошников
Гость
23 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Боковые стенки рамки тросоукладчика не плоские, а имеют Г-образный профиль с 15 мм ребром жесткости, по фотографиям этого не сразу видно.
Евгений Мирошников
Гость
19 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Усилие на боковые щечки барабана сильно зависят от шага смотки троса. Если он нулевой, то трос впивается в предыдущие слои, и сильно распирает бухту. К тому же сильно перетирается, быстро изнашивается, и вяжет бороды при размотке. А теперь вспомните катушку с нитками, у которой из-за большого шага намотки угол подъема витков достигает 45 градусов, нить самообжимается и не расползается, даже при отсутствии боковых щек!!! Получается, что можно организовать намотку троса с минимальными распирающими нагрузками на боковые реборды и при минимальном перетирании витков, правда, для этого необходимо несколько повысить производительность тросоукладчика, но и эта проблема сильно нивелируется, если с умом организовать кинематику ориентации барабана по направлению смотки.
Редактировалось: Евгений Мирошников (19 Янв 2017), всего редактировалось 3 раз(а)
Евгений Мирошников
Гость
19 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Барабан самая тяжелая сталюка в этой лебедке - килограмм 15-16, стенки то по 5 мм. Если сматывать трос с достаточно большим шагом, витки не расползаются, соответственно боковые щеки не распухают, а каждый последующий намотанный слой разгружает бухту от тангенсальных напряжений, созданных предыдущими слоями. Поэтому усилия сжатия барабана быстро стабилизируются, и не нарастают после определенного количества уложенных витков! Заметная разгрузка внутренних витков от напряжений происходит при слабо растяжимом тросе, вроде высокомолекулярного полиэтилена. На сильно растяжимых тросах силы сжатия барабана с каждым витком нарастают пропорционально, отсюда растут требования к прочности конструкции, тем более при отсутствии упорядоченной тросоукладки. Вот и получаются "мясистые" барабаны для намотки простых полистеровых тросов в режиме самоукладки.
Редактировалось: Евгений Мирошников (19 Янв 2017), всего редактировалось 2 раз(а)
Евгений Мирошников
Гость
19 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Лебедка (беленькая) крепится к генератору (оранжевая рама) на двух болтах, откручиваем, и легко все это хозяйство помещаем в багажник универсала, кроссовера или нечто подобного. Не сказал бы, что 160 кг так легко сдернуть с места, тяга то стабилизированная, процесс смотки получается совершенно без рывков. Вряд ли можно найти нечто надежнее, чем асинхронный двигатель, на основе которого сделан генератор и собрана электролебедка. Электрика на основе промышленной автоматики (паяльник использовался лишь для того, чтобы опаять концы проводов), с самодиагностикой и всевозможными защитами. Про надежность промышленных Хонд распространяться излишне. Мощности у Gx 390 оказалось, для затяжек соло крыльев, более чем достаточно. Система имеет высокий КПД, соответственно как любой контур с малой диссипацией, требует педантичной настройки регуляторов. В прошлом сезоне, при выявлении областей устойчивости и настройке PID и PDFF регуляторов, отлетали на 60% мощности.

Топикстартеру и Кириллу Гончарову отдельно большое Спасибо, что с мужеством и терпением, преодолевали колебательные режимы во время затяжет, которые осознанно и намеренно создавались для выявления запасов устойчивости в контуре регулятора скорости и тяги!
Редактировалось: Евгений Мирошников (19 Янв 2017), всего редактировалось 5 раз(а)
grez
пилот выходного дня
19 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
А как реализуется торможение барабана, в случае сильного ветра, когда надо не наматывать трос, а стравливать как на пассивке. Да и как ведет себя лебедка в пограничном состоянии, когда и сматывать нельзя, и трос отдавать еще рано.
И как реализовано измерение тяги или может быть по какому то другому параметру оценивается "нагрузка на тросу"?
Евгений Мирошников
Гость
19 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Зная величину и фазу токов в обмотках, матмодель асинхронного двигателя и инерционность системы (после автотестирования) и скорость вращения с энкодера, система контролирует величину момента, и с помощью трехступенчатого ПИ регулятора поддерживает его у величины, заданной с пульта, даже в режиме генерации энергии. То есть во время размотки троса, когда, к примеру, параплан попадает в восходящий поток. Сначала система стремиться рассеить избыток энергии на обмотках двигателя, генерируя в фазах токи с постоянной составляющей. Далее, после превышения энергетических возможностей (информация для системы известна после автотестирования) по теплосбросу асинхронного двигателя, избыток электроэнергии направляется на принудительно вентилируемые проволочные резисторы, где она рассеивается в виде тепла. Немного энергии также высаживается на вентилируемом радиаторе IGBT транзисторов.

Действительно в первом поколении, когда не было энкодера, система непредсказуемо сбрасывала тягу во время перехода нулевой по скорости точки, во время старта или начала размотки троса. С энкодером тяга стабильна, в том числе и на нулевых скоростях, можно лебедку использовать хоть в качестве весов. Тяга во время старта не пульсирует и стоит колом, пилот опирается спиной на трос через подвеску, силы распределяются по телу, и возникает иллюзия, что тяги не много. Но стоит сделать пару-тройку шагов, из-за высокой приемистости и стабильности по тяге электролебедки, пилот оказывается в небе. С ощущениями близкими к старту со склона, так как не было рывков и паразитных качей параплана, а тяга своей стабильностью напоминала гравитационную.

Пульт настроен так, что в крайнем положении ручки регулирования тяги, минимальный уровень будет не нулевым, а соответствовать усилию в 4-5 кг. В этом режиме преднатяга и происходит размотка троса, что исключает появление бороды.
Редактировалось: Евгений Мирошников (19 Янв 2017), всего редактировалось 4 раз(а)
Brandvik
19 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Может асинхронник еще и на "славянку" перемотан? :idea:
Если не военная тайна, не поделитесь что за частотник использовали и до какой частоты токи на двигателе разгоняете?
Судя по размерам, энергию с генератора в литий сохраняете, какой емкости батарея получилась? Спасибо.
Евгений Мирошников
Гость
20 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Асинхронный двигатель стандартный, без каких либо доработок, по паспорту и ГОСТ Р 52776 их и так можно в кратковременном режиме форсировать в 1,5 раза без ущерба для ресурса, который итак избыточен, 25 000 часов до первого ремонта! Частотник на 7,5 кВт Delta C2000, на работе использовали несколько десятков ПЧ этой фирмы, ни одного не спалили. Да и инструкции у них путевые, будучи конструктором по железу, освоил по ним программирование подобных приборов. Максимальная частота выставлена 100 Гц, в жизни больше 65 Гц на старте не было, дальше с ростом высоты, скорость только падает.

АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ НЕТ!!!

С асинхронного генератора электроэнергия напрямую поступает в частотный привод, причем частотник питает не только тяговый мотор, но выполняет роль ККМ и подмагничивает генератор в зависимости от нагрузки, отсюда высокая перегрузочная способность и КПД системы. Асинхронный генератор собственной разработки, заточенный на работу с вентильной нагрузкой, с малыми габаритными размерами.
Редактировалось: Евгений Мирошников (20 Янв 2017), всего редактировалось 5 раз(а)
selivan
пилот выходного дня
21 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
А че расписывать то!? Если лебеда хорошо работает, то зачем искать в ней недостатки? Надо хорошее взять как пример!
У меня вопрос. Так ли важен на активке с укладчиком поворотный механизм? Неужели трос так сильно уходит в сторону при работе?
Как высоко затягивает она среднего пилота в штиль?
Перегрев не наблюдается?
Евгений Мирошников
Гость
21 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Возможность, лебедки доворачивать на угол + 20 градусов по направлению затяжки, позволяет сильно снизить нагрузки на механизм раскладки и уменьшить уровень потребной мощности для этого действа. В итоге, тросоукладчик с непривычки, по первому впечатлению, выглядит слишком ажурным. В конструкции эта возможность обошлась не большой ценой, выглядит в итоге система на двух рычагах и одной направляющей достаточно тривиально. Да и разборка всего комплекса, на два примерно равновеликих модуля, через него упростилась, необходимо вынуть вилку питания и выкрутить всего два болта М10.

Дело даже не в уводе в сторону троса, а в разгрузке системы от дополнительных сил. Выглядит, подчас, это как будто направление смотки троса остается почти неподвижным, а барабан извивается из стороны в сторону, обеспечивая его раскладку. Так уравновешиваются силы создающие момент, чем по конструкции длиннее штанга и уже барабан, тем спокойней будет вести себя первая и больше суетиться второй. Природное естество вещей.

Стандартные для километрового троса - 300 метров в штиль, для пилота со 100 кг взлетного веса. И дело даже не в тяговооруженности, а скорее в безопасности, чтобы параплан под избыточной тягой не уходил на большие углы атаки. На мой взгляд оптимальная скороподъемность 3,5 м/с, на ней и затягиваемся. Повторюсь, мои два пилота испытателя в прошлом году, отлетали цикл настройки регулятора тяги вообще на 3,5 кВт, а в них брутто 80-100 кг. Правда всегда был небольшой 1-2 м/с ветерочек, интересно то днем, в термичку. При более сильном ветре понятное дело ещё проще, тягу от 0,7 взлетных немного даже убирал. Таскались и в штиль, с интенсивностью старта и набором высоты проблем не было, правда и расход мощности был 4-4,5 кВт мощности. Трясите топикстартера, он затеял беседу, пусть хоть немного поучаствует, пороется у себя и найдет пару дюжин треков со стартами. В штиль из-за ещё не настроенного регулятора, для 125-ти моих килограммов взлетного веса, предсказуемо 4 кВт было маловато.

Поясню, что это за регулятор, это защитная функция в терминологиях ПЧ называется DEB (Deceleration Energy Backup), смысл её - убавить дури электролебедке, если начинает не хватать электрическое мощности, чтобы генератор не перегрузил ДВС, и тот вообще не остановилcя. Тогда напряжение, как собственно и тяга совсем пропадет. А так лебедка немного снижает скорость, чтобы уменьшить величину расходуемой в пике электрической мощности и дает возможность регулятору дроссельной заслонки ДВС поддать газу. Ведь скорость роста потока электрической мощности можно легко организовать в разы больше, чем приёмистость ДВС. По сути это одно из основных достоинств этой электрической системы, реальный расход энергии в режиме ожидания небольшой и быстро может быть увеличен по мере необходимости, отсюда приемистость и экономичность. Например с гидравликой, необходимо изначально создавать избыточный поток мощности, а потом с помощью системы клапанов направлять либо в исполнительный механизм или пускать в обратку по кругу, а это лишний расход энергии, связанный с нагревом масла и его охлаждением. В том числе из-за требований повышения экономичности, гидроусилители в автомобилях стали электрическими, а дизельные тепловозы и тяжелая карьерная техника окончательно перешли на электричество ещё в 60-х. Обвесить автоматикой и сделать мозги агрегату, который изначально построен на электродвигателях, очевидно, представляется наиболее удобным, естественным на пути развития техники шагом. Большая авиация также перешла на компьютеры и электромоторы.

Продолжая тему с затяжками тяжелых пилотов в штиль, испытаний на полную ожидаемую мощность в 5,5 кВт, естественно на мне, не успели провести. По сути это последнее, что оставалось сделать, перед тем как, по моим представлением, показывать агрегат на свет, даже толкового имени ещё не придумали. А так в Хонде GX390, в режиме задействования на лебедке 4-4,5 кВт мощности, чувствуется запас, с началом сезона предполагаю погонять её уже на максимуме. С электроникой, в части мощности, проблем и не было, компоненты итак подобраны на одну ступень больше, чем это надо было. Перегревом система не страдала, у преобразователя частоты, тягового двигателя и разрядных проволочных резисторов организована принудительная вентиляция. Трос тягался машиной на размотку с генерацией около 3 кВА (механическая ещё больше), ничего не сгорело. Больше проблем с образованностью, чтобы запрограммировать несколько сотен параметров в ПЧ, пришлось во всем последовательно разбираться, учить в итоге теорию, и отрабатывать это всё в применимых для нас режимах на опытном образце, который на фотографиях несколько выше Вы смогли увидеть.
Редактировалось: Евгений Мирошников (21 Янв 2017), всего редактировалось 1 раз(а)
Brandvik
21 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Из ваших же слов я сделал такое заключение.
Цитата:
Имеем поток механической мощности, создаваемый Хондой GX390, преобразуем в переменный электрический ток, накапливаем в промежуточном контуре постоянного тока.
Ибо "накопление в промежуточном контуре постоянного тока" можно трактовать по-разному...

Я как-то размышлял над подобной конструкцией. Была идея использования заведомо слабосильного ДВС с накоплением энергии в аккумуляторах в периоды простоя. При затяжке все это работает в параллельном режиме, обеспечивая потребною мощность. А так же рассматривалась возможность использования асинхронника перемотанного на так называемую "славянку" (если верить автору идеи то есть неоспоримые плюсы в такой обмотке) и на частотах до 200 гц. При этом правда необходимо так же заменить подшипники и использовать редуктор. Зато можно использовать не большой двигатель стандартного порядка 2.2-3 кВт.

Меня вот какой вопрос интересует, какова воздушная скорость параплана на затяжке со скороподъемностью скажем в 3м.с? Это к вопросу о потребной мгновенной механической мощности... Может кто считал, измерял?
selivan
пилот выходного дня
21 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Я ради интереса посмотрел как из ассихронника делают генератор. Оказывается, что надо навестить между фаз офигенной ёмкости кондеры! Какие у вас стоят? Сколько волтей он выдаёт?
Что касается гидравлики, то тут Вы немного неправы. Для обеспечения высокого КПД гидросистемы имеются следящие устройства, по сложности гораздее вашего изобретения, самые простые носят название порционеры.
Где то на форуме, лет 15 назад, была тема о скорости параплана под тягой . Кажется это было 25-27 км/ч.
Евгений Мирошников
Гость
21 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Кто бы сомневался в гидравлике, можно навернуть и так, что до 60-х годов не оставлялись попытки по КПД в дизельных тепловозах с гидроприводом сравняться с локомотивами на электроприводе постоянного тока, а у них, как известно, дела с энергоэффективностью всегда обстояли лучше, чем у асинхронных двигателей. И это в таком широком диапазоне дросселирования по скорости и тяге как у локомотива. Но с усложнением конструктивно первых, упрощением и удобством вторых, электрические стали полностью доминировать.

По сути в ответах на вопросы, за которые отдельное Спасибо (у меня нет 20 сообщений, так что плюсики всем задающим вопросы в карму даже не поставить), раскрывается тема частотного привода - стандартная по нынешним временам промышленная автоматика.

Молекулярный накопитель энергии весом в 50 кг с номиналом 1ф / 450В - вот офигительная емкость, а в лебедке баловство на 150 мкФ, напряжение 3 ф 400-430В. Ещё чут-чуть и чертежи просить начнете.
Редактировалось: Евгений Мирошников (21 Янв 2017), всего редактировалось 3 раз(а)
Евгений Мирошников
Гость
21 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Там в контуре постоянного тока стоит всего, по моим понятиям, несколько тысяч мкФ емкости.

Для того, чтобы сократить время экспозиции рентгеновским излучением пациента до десятков миллисекунд и получить качественные не размытые снимки (аналогично фотографии, короче выдержка - резче снимок), приходится создавать импульсные источники питания мощностью до 100 кВт, в общей рентгенографии 40 кВт сейчас норма. Понятное дело, что не одна сеть такую нагрузку не тянет. Поэтому у нас на работе имеется большой опыт работы с устройствами с накоплением энергии, где использованы молекулярные источники, суперконденсаторы или аккумуляторы. Даже если применить стандартный преобразователь частоты на 230В, то в контуре постоянного тока будет около 315 В, с запасом необходимо рассчитывать на все 350В. Собрать и эксплуатировать гирлянду аккумуляторов без хорошей земли очень опасно! Помимо проблем с выравниванием потенциала и бед с неравномерной деградацией банок, главная сложность работы с такой электроустановкой, что её нельзя по сути обесточить. У нас на работе, после того, как шарахнуло током по очереди всех профессиональных электромонтажников (к счастью только жала отверток пооплавлялись, и это ещё не самое жесткое, на 100 кВт источнике и рожковые ключи 19х22 испарялись, ток КЗ там под 5000А), имеющих дело с палатным аппаратом, который должен эксплуатироваться автономно, это изделие решили перевести на питание сначала от молекулярного накопителя энергии, а потом и на суперконденсаторы (ионисторы). И даже сейчас, электронщики по-тихому закапывают этот проект, потому что нет нормального доступа к контуру заземления. Чтобы набрать энергию, для приемлемого количества затяжек, необходимо будет применить аккумуляторы достаточно большой емкости, которые смогут выдать в случае КЗ ток в 100 ампер и это при потенциале 350 вольт, оторваться можно не успеть (специфика удара постоянным током). Поэтому кормить преобразователь частоты, рассчитанный на сетевое напряжение 230 или 400 вольт, аккумуляторами, по моим понятиям не очень безопасно.

По Вашему упоминанию, поинтересовался "славянкой". Моё ИМХО. Гибрид звезды с треугольником, общий КПД на переменных нагрузках при питании напрямую от сети будет непринципиально выше, а в узком диапазоне 70-80 % номинальной нагрузки будет немного ниже. С преобразователем частоты асинхронный двигатель, существенно будет иметь КПД выше, на нагрузках далеких от номинальной. Во время пуска (режим низких оборотов), от сети - напряжение номинальное, ток раз в 7 выше. От ПЧ - ток номинальный, напряжение раз в 7 ниже. Получается на порядок меньше энергопотребление на совсем низких скоростях. Никакая намотка такого не обеспечит. Теории частотного регулирования полвека, человечество ждало лет 30, когда появиться элементная база в виде MOSFET и IGBT-транзисторов, чтобы реализовать эти принципы. Еще 10 лет ушло на запуск и удешевление такого рода приборов массового промышленного производства.

Перегрузочные возможности асинхронного двигателя ограниченны, в том числе и насыщением железного ярма статора, как не раскладывай обмотки. Зафорсировать асинхронный двигатель раза в два, для кратковременного режима, можно с помощью любого нормального частотника. Во-первых чутка поддав обороты, для 4р двигателя подшипники будут штатно работать и на 75 Гц, и потери на вихревые токи в железе не вырастут принципиально для кратковременного режима эксплуатации. Во-вторых, в полтора раза можно поднять и момент, согласно тому ГОСТу, который я упоминал ранее, где написано о допустимости 150 % нагрузки в течении 2 минут, и это при том, что до этого двигатель работал со 100% нагрузкой (у нас до этого ноль). Чтобы был повыше КПД в существенно нагруженном состоянии, можно сильнее подмагнитить двигатель и уменьшить скольжение, желательно поднять напряжение процентов на 15. Вот Вам и двоечка без насилия над двигателем.

Электролебедка может выдать и 12 м/с, сам не знал режимов. На деле в штиль начинается с 8-9 м/с, но запас по скорости смотки должен быть. В конце при ветре 3-4 м/с считай стоит. С ветерком, даже небольшим в 1-2 м/с, а это бывает чаще всего, дела обстоят заметно лучше. Потому что, после добавления тяги после старта, параплан встает под заметным углом к горизонту, путевая скорость немного падает и смотка в штиль идет со скоростью 5-6 м/с, на этом фоне и 1 м/с встречного ветра положительно влияет на набор высоты.

Пилот со взлетными 100 кг, параплан со скоростью снижения 1,2 м/с. Летим рассеиваем потенциальную энергию с производительностью 1,2 кВт. С порядком потерь определились. Принимаем 1,5 кВт мощности рассеивания на затяжке, лебедка закачивает 5 кВт в систему параплан-пилот, осталось 3,5 кВт, которые кроме как в набор высоты деть некуда. Получаем штатные 3,5 м/с. Сильно примитивно, но представление сформировать можно.
Редактировалось: Евгений Мирошников (21 Янв 2017), всего редактировалось 8 раз(а)
Brandvik
22 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Не поймите превратно, я например не ищу в вашей лебедке недостатков, мне интересен конструктив и схемотехнические решения которые вы применили. Вы на мой взгляд пошли правильным путем, взяли стандартное оборудование (с которым работаете и имеете большой опыт эксплуатации) и грамотно его объединили в систему. Для первой модели получилось отлично! Я надеюсь вы не остановитесь на достигнутом... Однако, я вижу пути уменьшения масса габаритных показателей с сохранением мощностных характеристик, о чем и пишу.

По славянке, не скрою я тоже достаточно скептически отношусь к этой теме, однако не стоит так сразу отметать данную тему. Копните глубже в сторону электротранспорта, где люди перематывают асинхронники на славянку под напряжение 200В и частоту 200гц и снимают с этих двигателей пиковые мощности 4 раза выше номинальных по заводу и в 2 раза выше при номинальной нагрузке. Правда нужен соответствующий частотник. Что это в перспективе дает? У вас сейчас наверняка тяговый двигатель массой не менее 30 гк. Если взять асинхронник на 2,2кВт. то его вес будет составлять 15 кг. и меньшие габариты. Это уже плюс. Есть конечно и минус, нужен редуктор. т.к. мощность прибавляется из за возросшей частоты вращения двигателя. В результате что окажется выгоднее нужно вдумчиво оценивать.

Что касается попытки постройки гибрида с накопителем энергии. Скажем так, для затяжки в самых худших условиях нам нужна мощность в 6кВт на тросу. при оптимистичном КПД 0,75 получаем что нужно иметь 8кВт электричества. Половину этого нам даст батарея. Половину генератор. Отсюда потребная подводимая мощность к генератору 5кВт. Что ведет к выбору установки ДВС.
Почему пополам? Что бы скорострельность лебедки была время затяжки помноженное на 2. 3 минуты тянем 3минуты заряжам. Все красиво.

Но, есть одно жирное НО. Батарея в классически доступном исполнении имеет зарядные токи в 1С. отсюда максимальная мощность поглощаемая на зарядке 1С. Значит нам нужна батарея в 20Ач на 200В. Что очень много на такой батарее можно "пол дня" тягаться без дополнительной подпитки . Пожалуй супер нано конденсаторы нас спасли бы... для 3х минутного цикла достаточно было бы батареи ионисторов (с запасом) 3000Ф или 2,2Ач. батарея на 200В весила бы 37кг и стоила бы 3к$

Ну, это грубый подсчет, если поснимать логи с затяжек на реальной лебедке и собрать значительную статистику с практических полетов то можно было бы значительно оптимизировать систему как по стоимости так и по масса габаритным показателям.
Редактировалось: Brandvik (22 Янв 2017), всего редактировалось 1 раз(а)
Мирошник Виталий
пилот XC
22 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
А в чем смысл уменьшать массу на активке? Если она будет слишком легкой, то придется делать усиленное крепление ее к земле, иначе она взлетит.
Iv
пилот XC
23 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Крепление к земле это 4 кола забитых под разными углами.

Вариаторная активка весом в 50 кг исправно тягаяет тандемы. Ее можно вдвоем закинуть в прицеп или багажник,
поставить на старый капот от машины и вдвоем отволочь по снегу на другой конец поля.
Редактировалось: Iv (23 Янв 2017), всего редактировалось 1 раз(а)
selivan
пилот выходного дня
23 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
А здесь выходит два блока по 80 кил! В одиночку не осилить при погрузке. Вес имеет огромное значение.
Евгений Мирошников
Гость
22 Янв 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Видите и Вы уже опус написали, так и я старался быть услышанным. А если учесть, когда опаздываешь с ответом в ветке форума, что твой текст встает в конец, то автоматически выпадаешь из контекста текущего обсуждения. Смотрите на нити связи с левой стороны, и тогда будет понятно на какой вопрос идет ответ.

Паспортные данные рассчитаны на то, что двигатель сможет выдавать номинальную мощность и КПД на пониженном на 10% напряжении в течении 25 000 часов до наработки на отказ! Падение напряжения квадратично сказывается на тяговых возможностях, отсюда можно считать, что даже с номинальным моментом скромничают процентов на 20. Тепловой режим и обмотки рассчитаны на работу с запусками от сети, а это штуки с короткозамкнутым ротором, отсюда токи в 7 раз больше номинальных, с ПЧ такой участи в их судьбе не будет. Получается, что при оптимизации экономической составляющей во время эксплуатации асинхронников, ресурс по форсировке в них заложен изначально.

Любой нормальный асинхронник под ПЧ, только тихо, выдаст и 300% номинального момента. Давать больше 75 Гц для 2р и 100Гц для 4р не стал бы, выпускаются они массово, играться с дополнительной балансировкой роторов никто не будет. Так что и без всяких "славянок" с 2,2 киловаттного по паспорту двигателя на раз снимется 6 кВт, но с потерей ресурса. Чтобы отрабатывать в гараже параметры настройки ПЧ, питается он трехфазным напряжением 400В, сделал примитивный умножитель напряжение на 230 В с питанием от однофазной сети, и подавал выпрямленное напряжение прямо в цепь постоянного тока у частотника, они на это рассчитаны. Если поднять теорию частотного привода, то найдется форсированный способ подключения с 87 Гц. Объединив эти идеи, можно сделать небольшую и относительно доступную лебедку с 2,2 кВт двигателем и питанием от бытового одного или нескольких генераторов! Эта идея мне самому нравиться, если делать агрегат только для себя и эксплуатировать его с пониманием.

Представляете в каком искушении я пребываю, когда у нас на работе в силовые шкафы устанавливаются модули накопления 2 Ф/ 450 В, собранные на суперконденсаторах (ионисторах). Но понимание того, что для их зарядки - разрядки нужен полноценный ККМ, по сути и функционально ещё один инвертор, делает экономическую целесообразность такого решения сомнительной. Это не касаясь вопросов электробезопасности. Ток КЗ у такой сборки просто жуткий.
Редактировалось: Евгений Мирошников (22 Янв 2017), всего редактировалось 10 раз(а)
EfremKos
02 Авг 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Как дела продвигаются, долго ещё до испытаний? Интересно ведь.

Я так полагаю частотный преобразователь работает в режиме «контроль момента».
Евгений Мирошников
Гость
16 Авг 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Лебедка за это время достаточно предсказуемо эволюционировала. Зимой были переделаны рычаги и кулачок тросоукладчика, обеспечивающий ход направляющих роликов без замираний, по кинематической схеме, которая уже описана несколько выше. Мощность генератора и лебедки была выведена на полную, в итоге получилось на барабане более 6 кВт. В штиль пилота со 100 кг взлетного веса на крыле В, С класса (других не испытывали) комплекс затягивает со скроподъемностью более 4 м/с.

Как раз после повышения мощности, случилось так, что лебедкой были выполнены затяжки с применением смотчика, у которого усилие размотки около 15-20 кг. Подумалось, что с таким сопротивлением мы вообще никого не вытянем. Ничего, хоть на смотчик и ушло 1,5 кВт мощности, но народ с 2-2,5 м/с все таки тянулся. Конечно на дистанции в 900 м бороться с гидравлической лебедкой, работавшей на параллельном старте мы не могли, но разница по высоте была всё же не критической.

Как со всяким событием, нашелся и положительный момент. Фрикционное торможение смотчика, оказывало сильное демпфирующее воздействие на систему, отсутствовали любые проявления колебательности в контуре управления тягой и на параплане. Опасаясь, что с повышением мощности вероятность таких проявлений повысится, регулятор тяги был заранее перенастроен на "слабые" параметры. Что в купе с огромным демпфирующим воздействием смотчика, привело к вялому и сильно замедленному отклику лебедки на команды управления и внешним возмущениям - эффект проседания тяги при входе в поток, и разгона параплана при выходе из него был выражен не столь ярко, да и со старта пилотов уносило в небо не сразу. Но все было очень мягко, избыточно мягко.

С параметрами лебедки, которые отвечают за управление и стабилизацию тяги, пришлось повозиться. Так как в начале их коррекция происходила по наитию, по результатам отдельных стартов, в купе помноженное на желание активировать все возможные алгоритмы управления в ПЧ. После того как был добыт интерфейс с 485 на USB, телеметрия (логи) стали писаться в компьютер с графическим представлением информации (см. фото), из которых стало проще вынимать частоты колебательных процессов и их систематизировать. В результате, с природой системы (параплан-трос-лебедка) разобрались, алгоритм стабилизации тяги совсем упростился.
Лебедка в поле.bmp

Сейчас занимаемся проблемой возврата троса. С началом опытов по электротяге, осталось два двигателя и простенький ПЧ - всё на 2,2 кВт мощности. Из них по весне сделан смотчик, тоже электрический с динамическим торможением, в два раза легче лебедки и несколько меньших размеров. Если рама основания генератора лебедки в длину 750 мм, то у смотчика 600 мм.
Смотчик электрический.bmp

Когда с этой игрушкой стали заниматься, сразу возникло желание проверить его в режиме лебедки. По полю побегать с парапланом его хватило. Но из-за отсутствия обратных связей по скорости и грубого режима работы регулятора тяги, смотчик не мог выдать всю мощь на трос. Он то перегружался по току, то сбрасывал тягу. Лето выдалось по погоде не сильно летное, в итоге, как смотчик агрегат толком и не испытали, но не теряем надежды.
Редактировалось: Евгений Мирошников (17 Авг 2017), всего редактировалось 4 раз(а)
dobres
28 Ноя 2018
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Всем хороша данная лебёдка, но со старта снимала очень грубо относительно гидравлики. При выборе слабины, скорость смотки была огромная, далее как слабина кончалась ощущался довольно сильный рывок вперёд (может инерционность большая, поэтому так получалось? Или оператор такой попался?). Для сравнения, на гидравлике всегда оператор мягко и медленно выбирал слабину, затем давал небольшую тягу и тогда старты получались без экстрима. Я конечно просил оператора аккуратнее стартовать, но у меня возникло ощущение, что при малой тяги барабан крутиться медленно не умеет ))
Редактировалось: dobres (28 Ноя 2018), всего редактировалось 1 раз(а)
Евгений Мирошников
Гость
01 Дек 2018
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Если оператор не вкуривает, как выбирать слабину, то на любой системе можно получить рывки, независимо от принципов работы лебедки. Если б даже барабан ничего не весил, из-за хорошей приемистости электролебедки, резкий приход тяги был бы всё равно обеспечен. Головы никакая автоматика не заменит, лишь избавит от рутины.

Регулятор тяги на данном агрегате является и регулятором скорости смотки. В области малой тяги скорость ограничивается, по следующему линейному закону - от нулевой при 3 кгс тяги до полной при 50 кгс.
Редактировалось: Евгений Мирошников (01 Дек 2018), всего редактировалось 2 раз(а)
Евгений Мирошников
Гость
16 Авг 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
В лебедке ПЧ стабилизирует момент на валу электродвигателя, в контуре обратной связи имеется Н-кодер.
Волков Игорь
17 Сен 2017
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Отличная тема! Давно не встречал столько новых идей и технического позитива.На данный момент планирую ваять новый стартовый комплекс из прицепа с энергетической станцией  и 2 смотчиков. Минус - провода по полю. Плюс - тишина на старте.Все будет работать на солнечной энергии. Генераторы только в резерве
head
Гость
21 Дек 2018
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Всех приветствую.
Недавно стал обладателем электрической активки.


на базе


Как работает- разобрался, но нет никакой технической документации, электросхемы.
Кто нибудь сталкивался с такой лебедкой?
Стоит шесть АКБ 6СТ-110. На сколько затяжек хватит? Что то не хочется определять имперически...
Jnets
22 Дек 2018
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Осторожно с АКБ. При попадании параплана в поток лебедка должна уметь поддержвать тягу на тросу, пр этом барабан может не только останавливаться, но и вращаться в обратную сторону, причем очень быстро. Как при этом будут вести себя двигатель лебедки и акб ? А то уже были эпизоды с взрывом аккумуляторов и пожаром...

На данный момент разумной альтернативы гидравлике ни на активке, ни на пассивке - пока, увы, нет. Ни по цене, ни по мягкости работы.
head
Гость
22 Дек 2018
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Цитата:
На данный момент разумной альтернативы гидравлике ни на активке, ни на пассивке - пока, увы, нет. Ни по цене, ни по мягкости работы.
В данной теме этот миф развенчивают. Электрические лебедки имеют право на существование. Дело осталось за "Кулибиным" который доведет это дело до ума и поставит на поток.
Iv
пилот XC
22 Янв 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Наш прототип закрутился осенью.

смотреть прямо тут или смотреть с сайта


Лучшая ручка за которой я сидел. Сколько выставил, столько держит.
И даже не даст слишком резко добавить. Операторы дрались за ручку.

Сейчас строим двухголовую.
А следом еще переделаю маленький электромобильчик в версию с батарейкой. Там запас позволяет мелкий планер подбрасывать.
Jnets
22 Янв 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Расстояние от лебедки до пилота - метров 300? Что будет, если аппарат попадет в поток + 5?
На гидропассивке оператор вообще не маневрирует ручкой в процессе затяжки - при старте плавно дал усилие и все! А тут постоянно мануирование ручкой. представляю, что будет, когда крыло войдет в поток....
TPEHAK
23 Янв 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
В таком потоке и лебёдка не нужна, можно сразу отцепляться и крутить.
Iv
пилот XC
23 Янв 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Будет выдавать трос с тем же усилием. И сбрасывать энергию в балластный резистор.

Пилот даже не заметит.
Iv
пилот XC
23 Янв 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Оператор один раз выставил момент (усилие на тросе) и больше не вмешивается в процесс. Его задача сбросить в конце затяжки или уменьшить если пилот ушел с курса.

Собственно на создание этой лебёдке сподвигла лебедка Евгения. На гидравлике, особенно когда насосы не новые, есть нелинейность в районе нуля.

В сложных условиях, когда большой градиент ветра, лёгкий пилот, это приводит к запросу после старта. Смотреть не приятно.

На электрической пилот любого веса уезжает как по рельсам. Без забросов. Время авторегулирования у электрической меньше.
Лебедку Евгения облетывали в условиях когда у земли штиль, а на высоте 50 метров пилот едет спиной вперёд. Старты лёгких девочек произвели крайне положительные впечатления.


Технология работы оператора у нас:

У него одно ручка и один регулятор ограничивающий максимальную тягу.

Со старта заявили среднего пилота. Выставляем ограничитель на 100 кг.
Ручка теперь работает линейно от 0 до 100 кг.

Даём чуть тяги, выбираем слабину.

Плавно добавляем тягу пока пилот не начнет поднимать крыло. Задерживаемся на этом месте, смотрим как поднимает.
Если успех, добавляем чуть, летит.

По команде "Чисто, полетели" со старта, плавно ручку до упора и все. До конца затяжки можно ничего не трогать.

В конце даём команду "Приготовиться к отцепке", и плавно убираем тягу.

Для лёгкого пилота ручка от нуля до 60 кг. Для тандема до 200.
Любого вменяемого пилота через десяток затяжек можно оставить на ручке. С затяжками уверенно летающих справится без проблем.

Мы предельно упростили задачу оператора.
А ещё у него есть электричество. Можно добавить холодильник и кондей.
Редактировалось: Iv (23 Янв 2021), всего редактировалось 2 раз(а)
selivan
пилот выходного дня
23 Янв 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Отличное изобретение!
Интересно посмотреть на резистор. Большой он?
Iv
пилот XC
24 Янв 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Есть на видео. Тепловентилятор на 6 кВт перекоммутирован на 600В постоянного тока.
Компактный, 5 кг весом. Пока ни разу не перегрели. Двигатель тоже холодный во всех режимах.
Монтировать принудительное охлаждение не стали.

Они есть всех типоразмеров, не сложно добавить. Такого размера он из соображений, что когда меня на тяжелом тандеме выматывает спиной вперед быстрее 3 м/c,
я в такую погоду летать не хочу.
selivan
пилот выходного дня
24 Янв 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Зачетно.
На какие высоты затягиваете?
Iv
пилот XC
24 Янв 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
400 метров в околоштилевых условиях на километровом тросе.



Это обусловлено не лебедкой, а разумной тягой и физикой процесса. Мы воздерживаемся давать
тягу большую взлетного веса. Вообще стараемся ограничиваться тягой в 0.8 м*g.

В ветерок 500+ метров это нормально.




Скриптик на матлабе (или gnu octave), можно подставить свои циферки и прикинуть что будет.
lebedka_tandem.m

Выше можно при ступенчатой затяжке. Нам пока размотка не позволяет. Построю правильную, будем практиковать.
Впрочем, хорошее поле, приличная скорострельность, 3-4 пилота в воздухе, маркеров хватает. Обычно нет большой проблемы улететь.
selivan
пилот выходного дня
24 Янв 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
А моторчика не видно и не слышно. Где он стоит?
Iv
пилот XC
24 Янв 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Дизель генератор Honda рядом с газелью за спиной оператора. Они весьма тихие.

У двухголовой будет два бензиновых по 10 кВт. Эти ощутимо громче. Но и 30 метров удлинителя не сильно напрягают.
Хуже что запретили езду с двумя прицепами. Придется сгружать и отъезжать чуть в сторону. Или пикап. Отцепил прицеп и порядок.

Впрочем для большой клубной двухголовой лебедки это приемлемые сложности.

Как правильно, разумно сделать маленькую одноголовую на батарейке я уже придумал. Покажу чуть позже.
evgen kirov
09 Фев 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Привет всем, не подскажите какие обороты на барабане во время затяжки ну или скорость какую нужно поддерживать
evgeniygrekov
09 Фев 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Зависит от погодных условий и от летательного аппарата.
Этот параметр у лебедок не является основным и обычно не составляет труда сделать его с большим запасом.
Например для медленного параплана в сильный ветер и термичку возможна размотка троса со скоростью до 10 м/с
Для дельтаплана или для акрокрыла с попутным ветром в нисходняке возможна смотка до 20м/с
Обычно диапазон скоростей 0-10 м/с
Iv
пилот XC
09 Фев 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
На графиках скорость есть - скорость наматывания троса на барабан, в м/c.
Но поддерживаем мы не скорость. Задача выдержать постоянную силу на тросу. А скорость какая получится.
evgen kirov
11 Фев 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
валяется мотор 3-х витковый QS 4квт, и есть еще 5 витковый MXUS около такой мощности у QS 1100об/мин при 54в у второго 600об. мин. Хочется попробовать для себя лебедку сделать, вес пилота 65кг, есть батарея 54в 13с из пакетов LG60ah есть контроллер программируемый инфиенон 18фет 80а длительно интетесно затянет ли такой набор
Iv
пилот XC
11 Фев 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Принципиально скорее да. 5 кВт для одиночного пилота в ветрок достаточно.
Но контроллер скорее всего придется поменять: https://paraplan.ru/forum/post/2459053
Этот может поддерживать постоянный момент. Чуть хуже чем частотный преобразователь с обратной связью по положению вала через энкодер, но может.
Jnets
11 Фев 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
Цитата:
Привет всем, не подскажите какие обороты на барабане во время затяжки ну или скорость какую нужно поддерживать

Должен быть автомат тяги. Если будет фиксированная скорость смотки - то попадание аппарата в поток вызовет, в лучшем случае, обрыв обрывного звена. В худшем - разрушение аппарата в воздухе.

смотреть прямо тут или смотреть с сайта
Редактировалось: Jnets (11 Фев 2021), всего редактировалось 1 раз(а)
Iv
пилот XC
12 Авг 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка


Если кому еще придется решать проблему укладки троса вращающимся кулачком,
есть аналитически точное решение с силовым замыканием. Выглядит так. Рекомендую.
Stasmor
Гость
12 Авг 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
а какая ширина барабана для укладки?
Iv
пилот XC
12 Авг 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
В моей конструкции 160.

Но это не принципиально. В связи с тем, толкатели ходят по окружности, а не линейно, траектория
для правого и левого отличается.

Простая идея что надо сделать два разных кулачка в голову почему-то не приходила.



Проверено в железе, работает.
Iv
пилот XC
20 Окт 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
смотреть прямо тут или смотреть с сайта
ddosoff
12 Авг 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка
А в чем плюс такой конструкции по сравнению с одной кардиоидой?
Iv
пилот XC
13 Авг 2021
Re: Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка


Если исходить равномерной укладки троса на барабан, при качающемся барабане траектория левого и правого толкателя получаются разными.
Можно чуть поиграться с геометрией, качать параллелограмм, отклонения меньше, но все равно разные.

Можно обойтись одним толкателем и запустить его бегать скажем по канавке. Но канавку сделать сложнее.

Тут простые кулачки, которые можно резать лазером из листа и силовое замыкание. С точностью зазора в 0.3 мм на погрешности изготовления и сборки,
мы всегда касаемся обоих толкателей. И решение есть любого разумного соотношения длинны дышла, ширины барабана, положения оси качания барабана и дышла.

PS: на картинке красным и зеленым траектории центров правого и левого толкателей за один период.

  Форумы paraplan.ru Снаряжение Лебедки Активная Парапланерная Электрическая Лебёдка