Форумы paraplan.ru ParaForum Обучение Новичкам и желающим познать вкус полёта на параплане или как я пришёл в парапланеризм
csa221179
АвторТемы
пилот выходного дня
22 Дек 2017
Новичкам и желающим познать вкус полёта на параплане или как я пришёл в парапланеризм
В этот вид спорта я пришёл совершенно случайно, наверное, так же случайно, как и многие другие. В определённый момент, захотелось украсить свою жизнь каким-нибудь ярким событием. В голове возник один единственный вариант, и в выходной день, на просторах интернета я начал интересоваться, сколько стоит прыжок с парашютом. Долго искать не пришлось - примерно в 1500-2500 руб. можно было уложиться, чтобы реализовать задуманное.
Но в результатах поиска так же фигурировали строки про полёты на параплане. Не знаю, что это было, просто любознательность, либо на экране я помимо слова параплан, одновременно увидел и название моего родного города - Алма-Ата, но факт остаётся фактом, я наткнулся на интереснейшее описание полёта на параплане в Алма-Атинских горах.
На одном дыхании, взахлёб я прочитал статью, как в течении 3-ёх с небольшим часов пилот облетел два, до боли знакомых мне ущелья. Описано было всё в таких деталях, что после прочтения, было ощущение, что это я сам совершил столь невероятный полёт с возвращением из одного ущелья в другое, мимо заснеженных вершин Тянь-Шаньских гор Заилийского Алатау!
Прочитал ещё раз, более вдумчиво и понял, насколько это захватывающий вид отдыха!
Следующий запрос, который я ввёл в поисковик, был предсказуем: парапланеризм в Томске.
В результате нашёл клуб Поднебесье , и с конца сентября началось обучение. Начальный этап - это теория, позже практика. Так как заинтересовался я серьёзно, то решил не откладывать в долгий ящик покупку крыла. Акция-распродажа от Паррависа оказалась очень кстати, и к началу практических занятий у меня уже был новенький Парравис Арго и новая же подвеска Октопус!
К весне мы уже делали более-менее хорошие слёты в Магадаево и несколько раз нас запускали в лагерном саду.
http://www.izmerteh.ru/content/images/001.jpg http://www.izmerteh.ru/content/images/001-1.jpg http://www.izmerteh.ru/content/images/001-2.jpg

Полноценного полёта к тому моменту я не ощутил, так как не хватало времени для обдумывания своих действий в полёте. В Магадаево полёт в среднем длился не более 1,5 минут, и этого времени катастрофически не хватало, чтобы понять поведение своего крыла, как оно входит в повороты, как при этом оно сливает высоту в поворотах и прочие моменты, связанные с полноценным полётом. В лагерном саду, хоть полёт и длился дольше, но постоянный мониторинг окружающих препятствий не позволял понять поведение крыла.
На весеннем выезде на затяжки затянуться так и не получилось - произошло ЛП с дельтапланом, после чего я понял, что в небо больше не сунусь без запасного парашюта.
Встал вопрос либо выставлять своё оборудование на продажу, либо купить запасной парашют.
Бюджет был ограничен, а результаты обучения немного не соотносились с моими изначальными ожиданиями, и выиграл первый вариант. Продать крыло не получилось, так что оно у меня лежало без дела. Пока оно собирало пыль на дальней полке антресоли, мысли вернуться в небо посещали меня все чаще и чаще.
http://www.izmerteh.ru/content/images/002.jpg
В 2016 году я решил вернуться в небо.
Так как прошло практически 5 лет, то от теории и практики остались только общие представления. И вот, я заново прохожу обучение в том же самом клубе - Поднебесье!
Результаты примерно те же. Отработаны те же навыки, что и были отработаны 5 лет назад. Полноценно летать в динамике всё ещё не получалось. Причины - скорее всего, недостаток опыта, а так же лишние несколько килограммов, накопленные за 5 лет, которые вогнали меня под самый верх вилки полётных возможностей моего крыла. Но желание летать всё же никуда не делось. На запасной парашют денег я нашёл, благо финансовое положение это позволяло сделать без особых трудностей.
Основное, и очень важное отличие того Поднебесья и нынешнего - это сплоченность его коллектива.
Сейчас это клуб с опытными и начинающими пилотами. И этот коллектив постоянно пополняется единомышленниками по своему увлечению. Понятно, что не все, кто прошёл обучение продолжают дальше летать, но те, кто остаются и формируют состав клуба. И это прекрасно! Это объединяет! Выпускники школы продолжают дальше летать с остальными членами клуба, и получают от более опытных пилотов очень много полезной и ценной информации.
Единомышленники находят себя очень быстро в любом коллективе, и вместе с некоторыми пилотами нашего клуба мы решаем ехать на обучение в Алма-Ату к именитому профессионалу и мастеру своего дела в области полётов Орешкину Евгению. Чётко сформировав свои пожелания, в августе 2017 года мы приезжаем в Алма-Ату. Знакомство расселение в квартиры
http://www.izmerteh.ru/content/images/003-2.jpg
и вот он долгожданный выезд на учёбу.
31- й километр. После небольших слётов с 20 метровой горки, а скорее, оценке Женей наших навыков владения крылом на старте-посадке, едем на 100 метровку.
Прекрасная погода, стартую. Лечу и понимаю, что-то не так с крылом. Оно постоянно в движении. К этому я был не готов и совсем этого не ожидал. Но полёт продолжается, никаких препятствий в виде деревьев, кустов, столбов и проводов под горой нет. Вот она посадка, немного пролетаю мишень, так как солнце очень хорошо припекает полянку на посадке, и на посадке очень нехило держит!
Заострить бы сразу на этом факте внимание, не пришлось бы при следующих посадках выпутывать крыло из колючек растущих рядом.
Следующий заезд на трехсотку.
http://www.izmerteh.ru/content/images/004.jpg
Стартую и лечу в сторону 100 метровки, безоговорочно следуя инструкциям Жени. Крыло всё так же надо мной постоянно в движении, но постепенно привыкаю к этому новому чувству.
И вот, команда пошёл влево! Затягиваю клеванту и начинаю входить в левый поворот. Через секунды заброс крыла и начинается подъём. Непонятные инстинкты пытаются приотпустить клеванту, но четкая команда - держим поворот, не отпкскаем клеванту, и подъём продолжается. Через некоторое время понимаю, что кручу поток выше старта (потом глянул по
треку - набрал 135 м над стартом)
Но, разинув варежку, теряю этот поток и начинаю сливаться. Дальнейшие попытки зацепиться за потоки в этом полёте так и не увенчались успехами. 13 минут полёта и я на позиции посадки собираю крыло, и готов снова бежать в гору, чтобы повторить и улучшить результат.
Так началось обучение. Каждый день отрабатывали поиски потоков. У кого-то получалось лучше, у кого-то хуже. Теперь для меня постоянное движение крыла над головой уже стало нормой, и появилась какая-то уверенность в небе. Эта уверенность позволила акцентировать внимание на особенностях рельефа. Оценивать, в каком месте искать потоки, учитывая скорость и направление ветра. Через несколько дней едем на стартовую площадку на Уш-Коныр
http://www.izmerteh.ru/content/images/005.jpg
На Уш-Коныре сильный ветер, ждём погоды и наблюдаем за более смелыми и опытными пилотами. http://www.izmerteh.ru/content/images/005-2.jpg
Ближе к 4 часам стартуем и по очереди слетаем на поле перед горой. Поле довольно сильно прогрето, и над ним держит очень хорошо. Как раз самое время узнать, как правильно делать уши на параплане.
Тяну крайние стропы А ряда, и крыло лихо начинает сбрасывать высоту. Собираю крыло, ждём подбора http://www.izmerteh.ru/content/images/006.jpg
И опять полёты, поиски потоков, их потери выбор посадки. Для пилота, который еще толком не научился летать в динамике, за 7 дней, опыт неимоверный!
Были в процессе обучения и нелётные дни. Но это не освобождало нас от наземки и от работы на довольно таки интересном тренажёре - отработке поведения пилота в случае ассиметрий и фронталок.
Вечерами, после полётов, либо в кафе на ужине, либо собираясь вместе на квартире, мы вникали в лекции Жени. Стиль описания физических процессов в атмосфере нам открывался с абсолютно другого ракуса, нежели это описано в большей части литературы, касаемо подготовки пилотов СЛА.
Все обоснования этой теории подтверждалось логическими доводами.
Вот заканчивается наше обучение, и мы переезжаем на проживание в бывший пионерский лагерь в посёлок Каргалы (ранее именуемый Фабричным)
http://www.izmerteh.ru/content/images/007.jpg

Именно здесь собираются все участники международных соревнований - Чемпионата Казахстана по парапланеризму. Здесь пилоты с разных стран: и из России и с Казахстана, и с Узбекистана, так же Тайцы, Китайцы, Турки и Иранцы и т.д. Это что-то новое и неизведанное сначала пугает, но постепенно в это втягиваешься.
Плюсы участия в соревнованиях очевидны:
- это проживание в лагере вместе с огромной компанией единомышленников!
- грамотно организованное кафе в лагере.
- душ и бассейн (хоть и с холодной водой, но проплыв с утра в этом бассейне 50-100 метров, заряжаешься бодростью на весь день)
- организованный завоз КАМАЗами участников соревнования на гору
- подбор участников соревнований вдоль основных трасс
- приятная атмосфера, знакомство с новыми интересными людьми!
- для любителей пошастать по окрестностям тоже есть что посмотреть
В первый облёточный день, на гору приехали уже глубоко после обеда. Завоз на гору. Недолгий брифинг и идём на старт. Нахожу поток, но немного выкрутив высоту вываливаюсь и сливаюсь, не находя по пути новых потоков. В последующие дни при ранней посадке под горой, успеваю поймать попутку, и доехав до старта обычно стартую второй раз. Благо, под горой для посадки достаточно мест. Вот выкрутив немного поток, теряю его, и лечу на запад. Подо мной молодой сад, в который лучше не приземляться, т.к. сторожа штрафуют за сломанные деревья. Дальше мотодром, на него приземляться можно, но по периметру этого мотодрома 10кВ линии передач.
Рассчитав глиссаду, делаю поправку на небольшой перелёт, т.к. поле жутко прогрето. Класс, всё, как и предвиделось. Мягкая посадка и меня окружает весёлая казахская ребетня, щупая крыло и стропы. Поболтав с ними, пока упаковываю крыло, двигаюсь в сторону дороги! 5 минут, и я уже еду в сторону лагеря на пойманной попутке за 200-300 тенге. Скачанная много лет назад программа «МоиТреки» с ГуглПлэя, очередной раз выручает. Заранее записав трек до лагеря, теперь уже ориентируюсь, где я нахожусь от основных трасс и близлежащих посёлков.
http://www.izmerteh.ru/content/images/008.jpg

Соревнования дают ещё один неоспоримый плюс молодым пилотам - летая большой компанией, смотришь на других пилотов, где они крутят потоки. Если кто-то поднимается, летишь туда же и в этом же потоке поднимаешься! В один из таких полётов удалось набрать 720 метров над стартом
В этот день восточный ветер был сильнее, чем в предыдущие дни, и, вывалившись из потока по ветру получаю свою первую ассиметрию (7:49).
http://www.izmerteh.ru/content/images/009.jpg
К слову сказать, что перед моей ассиметрией один пилот уже бросил запаску над посёлком и я видел пилота спускающегося на запасном парашюте.

Всё прошло мгновенно, потерял высоту примерно 40 метров и получил разворот примерно 180°.
Испугался, в этот момент очень захотелось на землю. Тридцать секунд размышлений, и согласившись со своими же доводами, что когда я окажусь на такой высоте, продолжаю искать поток. Пока я всё обдумывал, меня снесло по ветру. Сплошные минуса. Лечу в сторону посёлка, там три крыла уверенно набирают высоту. Но, к посёлку подлетаю уже довольно таки низко и не рискую, а приземляюсь на уже знакомое мне поле. Погода отличная, времени ещё полно и решаюсь на ещё один старт. Доехав на попутке до поворота на Уш-Коныр, пытаюсь поймать другую, которая сможет меня закинуть на старт. Разговорились с одним парнем на дороге, он ждал своих друзей, которые планировали приехать и слететь в тандеме. Дождавшись их, едем все вместе к стоянке тандемщиков. Те конечно очень рады запустить за один заезд три тандема, и вот мы все вместе на новом для меня старте тандемщиков (старт на 200 м ниже основного старта соревнований). Объяснив мне о деталях старта, тандемы уходят в небо.
Через минуту я тоже взлетаю. Так как над этим отрогом я выкручивал поток дней пять назад, то мне не составляет труда его отыскать заново. Набираю 200 метров над стартом. Два тандема улетают в сторону их штатной посадки, с третьим мы летим параллельным курсом на одной высоте, и махаем друг другу!
Погода прёт по полной, но ветер тоже не ослабевает. Регулярно прилетают непонятные пузыри. Вот третий тандем тоже рванул в сторону посадки и, оставшись один в небе, решаюсь тоже на посадку.
Мне кажется, Алма-Атинские горы идеальное место для получения первых шагов в получении опыта в термодинамике, тем более у такого инструктора как Орешкин Женя.
Получив хороший опыт полётов в термодинамике, возвращаюсь в Томск.
Очередные выезды на наши горки в Лучаново и в Лагерный сад подтверждают, что опыт приобретённый в Алма-Ате - бесценный!
Теперь, летая в динамике, чувствую уверенность в своих движениях, понимаю поведение своего крыла. При старте, нет лишних и необдуманных действий, как это было в начале обучения. И это действительно прекрасное чувство контроля крыла. Это именно тот прекрасный переломный момент, когда у тебя появляется уверенность в своих действиях, и я не спешу сразу улететь с горы, как только крыло оказалось над головой. Теперь есть возможность стабилизировать и проконтролировать состояние крыла, перед прыжком в полёт!
Несколько не отношу себя к профессионалу, скорее обозначил бы себя новичок, почувствовавший лёгкость полёта, но глядя на пилотов, только делающих свои первые шаги в небо могу дать совет: больше практики, больше наземки, выезды на учёбу в другие летные места и результат придёт. Он придёт обязательно! И когда он придёт, вы почувствуете этот момент. Это именно то чувство, когда выводя крыло, тебе не обязательно его видеть. Ты, чувствуя на клевантах нагрузку, понимаешь какие действия от тебя требуются, чтобы ты дошёл с поднятым крылом до края и отправился в полёт легко и непринужденно!

И тут, зачастую, дело не в крыле, как думают многие начинающие пилоты. В том числе и я так думал: у него крутое крыло, и он летает как птица!
Летая на одном и том же крыле, я начал летать значительно лучше, хотя со временем одно и то же крыло новее не становится! Опыт и немного терпения!
Редактировалось: csa221179 (22 Дек 2017), всего редактировалось 1 раз(а)
csa221179
АвторТемы
пилот выходного дня
19 Фев 2018
Re: Новичкам и желающим познать вкус полёта на параплане или как я пришёл в парапланеризм
Этим летом обязательно приеду!
Все тридцать три удовольствия - полёты, родня, друзья, одноклассники, если бы ещё и море было, то вообще бы не уезжал )
Strannik4159
пилот выходного дня
01 Мар 2018
Re: Новичкам и желающим познать вкус полёта на параплане или как я пришёл в парапланеризм
Вы хорошо описали впечатления и ощущения первых полётов Для того, что бы более
полно ощутить, что такое полёт параплана, его поведение в воздухе, а заодно досконально
познакомиться с ощущениями возникающими в нашем мозгу и теле при возникновении фронтальных
и ассиметричных сложений, имеет смысл продолжить знакомство с Женей и пройти у него Курс
Активного Пилотирования в Киргизии (КАП) .
Ощущений и впечатлений - выше крыши - аттракцион американские горки отдыхают в сравнении с КАП .
Удачи Вам в ваших начинаниях!!!
Редактировалось: Strannik4159 (01 Мар 2018), всего редактировалось 1 раз(а)

  Форумы paraplan.ru ParaForum Обучение Новичкам и желающим познать вкус полёта на параплане или как я пришёл в парапланеризм