Форумы paraplan.ru Соревнования, выезды Отчёты о выездах Таджикистан, Душанбе 2018. ОТЧЕТ, Маршрутные полеты
amashak
АвторТемы
пилот XC
27 Апр 2018
Таджикистан, Душанбе 2018. ОТЧЕТ, Маршрутные полеты
Расширяем зону полетов.

Предлагаю ознакомиться с информацией о полетах в стране Таджикистан, где горы занимают 90 процентов территории. Удалось не только полетать, но встретиться с интересными людьми, которые поделились информацией о условиях полетов и правилах, которые хочу до вас донести.
На данный момент власти ни как не контролируют и не реагируют на полеты парапланов. Тем кто планирует полеты, просьба не нарушать запретные зоны и не создавать предпосылок для запрета полетов в Таджикистане.


Удалось немного полетать в Таджикистане. Давно планировал поездку в эту горную страну, и не зря! Потенциал маршрутных полетов впечатляет. Весной погода постоянно меняется, и мне удалось все три летных дня застать разные условия. Теперь обо всем по порядку.



Многое из ниже описанного, лично мои наблюдения и информация полученная от местных альпинистов, которые и являются теми не многими парапланеристами в Таджикистане. Идейный вдохновитель Евгений Лоренц (мастер спорта СССР, Президент федерации альпинизма Таджикистана). Летают только парящие полеты и слеты с вершин гор. Еще есть парапланерная школа в Худжанде, но с ними еще не встречался лично.

Общая информация.
Условия в Таджикистане позволяют проводить полный цикл обучения пилотов разного уровня, что полезно для летных школ организовывающих выезды.
Предгорья имеют достаточные по площади поля для занятия наземной подготовкой и первыми парящими полетами у склона с безопасными посадками. Горные маршруты очень разнообразные. От линейных до замкнутых. Хорошая транспортная доступность. Маршрутки ходят, даже в самые отдаленные кишлаки, расположенные высоко в горах. Таксистов больше чем в Москве на квадратный метр Многие занимаются извозом.

Население хорошо знает русский язык, многие говорят на английском. В Душанбе возможно недорогое проживание в гостевых домах от 100 сомони в сутки или в хостелах от 50 самони в сутки. Вкусно покушать 40-50 самони на человека. Я воспользовался этим вариантом Sayfi gesthouse
Душанбе очень зеленый город, здесь много парков и мест для отдыха. Вечерми можно прогуливаться по просторным проспектам. Так же есть масса красивых мест в горах, куда организовывают трекинг. Самое популярное место Фанские горы. Сам туда мечтаю попасть. Летом обязательно!

Для Россиян виза не нужна. Гражданам РФ прибывающим на территории страны на период более 10 суток, необходима регистрация в ОВИРе. Регистрацию как правило делает принимающая сторона (гостевой дом, хостел, отель). Уточняйте при бронировании жилья. Без регистрации туристу не продадут сим карту, только на таджикский паспорт. Я попросил таксиста, купить для меня сим карту
Лучше всего работает оператор Мегафон. Интернет 4G ловит даже в горах.

Мои даты поездки с 19.04 по 25.04.18. Три хороших летных дня.

Полетные условия - горные.
Склоны в предгорьях песчаные, высоты от 800 до 1400 метров. Преимущественно состоят из полей поросших травой и мелкими деревьями, а выше 1500 метров скалистые. Преобладающие ветра Юг, Ю-В весной и Юг, Ю-З летом. Район полетов Гиссарская долина, Варзобское ущелье. Ориентировочно с 10.30 утра начинает работать долина и ветер переключается на южный.

Старты и посадки.
Пешком можно зайти до высот 1700-2500 метров. Добраться машиной до кишлака под склоном и дальше подняться пешком. Площадок очень много и довольно просторные. Я использовал для полетов старт Пирзабод, на север от Душанбе, рядом с городом Новобад. Старт ориентирован на восток, юг, запад. Подъем на старт из города занимает час времени. Стоимость за машину 100 сомони. Дорога местами грунтовка, местами бетонированная. Рядом с Новобадом, местные пилоты используют два старта, для парящих полетов над песчаными склонами. Посадка травянистая, но с контр склоном. Особых проблем не испытывал.



Безопасность.
В этом аспекте дела обстоят как в Индии. Спасательная служба отсутствует, достаточно слабо развитая система здравоохранения.

Правила полетов.
В силу того, что местные пилоты не летают маршрутные полеты, вопрос с запретными зонами и районами полетов не проработан.
Перед отъездом провел встречу с Руководителем по безопасности полетов гражданской авиации Таджикистана. Набросал на карту запретную зону в районе Душанбе. Над горами авиация не работет, так что главное не летать над долиной. Гражданская авиация над долиной производит набор и сброс высоты.



Первый летный день.
Испарения накопившейся влаги в горах, способствовали быстрому развитию облаков. База утром 1800м после обеда 2200м. Ветер на старте крутило во все стороны. Решил не рисковать с полетами в таких условиях и поехал в гости к опытнейшему инструктору по альпинизму Лоренц Евгению.

Евгений с единомышленниками, имея за плечами богатый опыт горных восхождений и знание местных погодных условий, в далеких 90-х годах сами постигали азы парапланеризма и совершали полеты в горах Таджикистана.

Вечером, решил все же съездить на страт и посмотреть условия. Забежал на нижний старт в Новобаде и час полетал в мягком вечернем динамике.
Старт и посадка - это великолепная зеленая трава. Сейчас, пока нет палящего солнца, здесь все очень зелено! Все как я люблю


Вид со штатной посадки на горы в Новобаде

Западные горы Варзобского ущелья и там облака угрожающе растут

Посадка в Новобаде

Посадка в Новобаде. Вид сверху


Второй летный день.
Вот он весенний летный день в Таджикистане!
На старт Пирзабод приехал в 10 часов утра. Место для старта много, автомобильная дорога в 50 метрах находиться. Подъем занимает около часа, если ехать из города Душанбе.
Небо чистое, только над северным Памиром виднелись верховые облака. Птицы крутили слабые потоки на восточном склоне, а в 11 часов включилась долина и задул юг. Я дождался, когда птицы смогли выкрутить выше старта 200 метров и стартовал. Все же парапланеризм без пернатых не существует.


Старт Пирзабод. Высота 1900 метров в абсолюте. Поляна на 15 парапланов

После взлета сразу врубился в мягкий поток +1м/с и раскрутив до 2700 метров высоты, полетел на запад в сторону Узбекистана. При переходе через Ворзобское ущелье, заметно чувствовалось, что ветер как в воронку засасывает из долины. Пришел на гору высотой 2500 метров и по отрогам довольно быстро, набрал 3000 метров.
Передо мной открылась панорама на Гиссарский хребер, который покрыт снегом с высоты 3000 метров и до самых пиков. А дорога идущая из Душанбе в Худжанд, терялась среди горных пирамид.


Гиссарский хребет на горизонте. Справа Варзобское ущелье с горами в форме пирамид

Дальше полез на скальную стенку красного цвета, просто вариантов не было Тут такие горы друзья, скалы и камни, а вот отроги ниже 2000 метров уже с мягкой травкой и большими полями для посадки.
Сразу отмечу, что с посадками проблем вовсе нет. Со стороны долины на предгорьях и даже в ущельях под Гиссарским хребтом, есть площадки с футбольное поле. Короче говоря я даже не парился на счет того какое поле я выберу, если понадобится
В Душанбе есть цементный завод, так вот он портит воздух, но отлично показывает направление и силу ветра контрастным белым дымом извергающимся из труб.


Типичная гора в Таджикистане, над которой нужно найти поток

По прогнозу в обед обещали усиление восточного ветра, а это создавало мне проблемы с возвращением. Так что летел на запад, пока дым из труб не поменял направление в мою сторону. Я развернулся и помчал обратно против ветра. База к этому времени подросла до 3600 метров и появились небольшие облака.


Гиссарский хребет на запад от Душанбе

Слева Гиссарский хребет и его отроги. Справа долина и город Душанбе

Когда вернулся к месту страта, ветер с востока уже дул стабильно 15км/ч, а с термичкой у скальников вполне разгонялся до 22км/ч
Пройти на восток смог ровно столько, сколько хватило нервов при полете в таких условиях)))
Итого по дню почти 70км. Для первого раза я решил достаточно, и полетел в сторону посадки. Пока была высота прогулялся над низкими холмами, уходящими в город. Там много посадок, но весной потоков нет) Одни пузыри!


Много полей для посадки. Вам какое больше нравиться?

Штатная посадка в Новобаде. Зеленая как я люблю)

Третий летный день.
Полетные условия слегка изменились. Сегодня снова по прогнозу восточный ветер, хотя не такой сильный как вчера. По верхам включили северо-восток. Стартовав долго не мог набрать высоту. Потоки слабые и пришлось потратить много времени, работая у рельефа.


Дорога на старт

Дорога на старт Пирзабод. Старт на высоте 1900 метров. Зеленая поляна на самом краю отрога над дорогой

Выбрался на 2200 метров и решил проверить горы расположенные севернее. Забрался по ребру на 3000 метров и тут началось веселье. Купол мотылялово все стороны, а на приборе ветер всего 10км/ч. Только вот направление ветра с юга на северо-восток изменилось. Пройдя по гребню горы, снизился до 2800 метров и снова ветер с юга 4км/ч Вот засада, по верхам северо-восток и выше 3000 метров срез ветра. Значит в таких условиях дальше к большим горам идти рискованно. Стиснув зубы набираю в хорошем потоке чуть выше, отлавливая крыло и встаю на переход в сторону долины.


Пирамидные горы Варзобского ущелья. На горизонте Гиссарский хребет

Пришел на гору с очень изрезанным рельефом, где вчера получал пинков))) Но теперь я выше рельефа на 400 метров, а вот не играет роли))) Снова началась турбуляка Эта горка, усыпанная большими каменными валунами как артиллерийская установка расстреливала меня пузырями горячего воздуха. Даже крыло не выдержав, нырнуло вперед с такой силой, что пришлось до задницы клеванты тянуть, чтобы остановить его))) Нафиг, нафиг!


Хребет 2800 метров, отделяющий Варзобское ущелье с юга от Гиссарской долины

Ущелье Кофарнихон

Поворачиваю на запад в сторону страта и на пол акселя валю из этого месева
Высоты особо не удается набрать, а летать у рельефа становиться не безопасно. Перешел через Варзобское ущелье и немного покрутив потоки с маленькими орлами, решил приземляться.


Новобад и дорога Душанбе - Худжанд

На небе верховые облака, указывают на явный признак меняющейся погоды. Из опыта, уже знаю, что на границе таких явлений полеты часто не спокойные. Весна, всегда рулетка! Сегодня погода, завтра непогода Пролетел треугольник 30км и поработал с новым крылом. Плюс к опыту


Четвертый летный день.
Еще один великолепный летный день в Таджикистане!
На старте в 10 часов утра и всю дорогу сомнения на счет погоды. Небо затягивает верховой облачностью с северо-запада, со стороны Фанских гор.
По прогнозу обещали после обеда чистое небо над долиной и прогноз снова не обманул.
Подождав 2 часа прогрева земли, стартую в 12 часов. Очень слабенько вдоль склона поднимает в термодинамике. Дождался слабого потока и набрав 300 метров перехожу по ребру на севере, где горы высотой 2800 метров. На знакомом тригере, с пернатым напарником раскручиваю поток до облака 4300 метров. Вот это база в день, когда все накрыто верховой облачностью)))


База 4300 метров

Погода очень мягкая, потоки ровные до 1.2м/с. Ну раз включили такую базу, пойду прогуляюсь на горы 3000 метров, расположенные восточнее. Ветер по верхам северо-запад 20км/ч, а ниже 3000 метров юго-восток. Быстро сдулся по ветру, а дальше небо открыто и вроде бы лети не хочу, но условия кажутся слабыми. На трехтысячнике потоков совсем не было, а он смотрит на юг и сплошная скальная плита. На восток заманчиво, но там горы с ущельями и речками. Посадок не вижу. А, ну ладно, пойду обратно к старту.


На север от Душанбе в город Ворзоб

Город Ворзоб справа

Над Новобадом, в районе старта и посадки все небо плотно затянуло облаками. Ну вот и все подумал я! Высоты вернуться хватает.
Пока пришел в районе старта, верховые облака растопило солнцем и вуаля, Варзобское ущелье открыто и облачка пыхают. Перехожу на запад и выкрутив 3000 метров иду на север, а там только начали образовываться маленькие облака и потоки такие рваные, что пришлось попотеть пока набрал под базу. Параплан швыряло круче чем в Колумбии. Вот так повеселился)))


На запад в сторону Узбекистана

Пройдя немного в сторону города Варзоб, развернулся, так как с посадками беда, только на плато можно сесть, а как выбираться с такой высоты не понятно))) Потоки дерганные, а облаков дальше нет. Разворачиваюсь и обратно на юг в сторону посадки. По дороге заглянул к красному скальнику у которого два дня назад летал. Высоты 3600 метров, поворачиваю в сторону посадки.


Начало Ворзобского ущелья

Долет обеспечен! Приземлился в спокойных условиях. На посадке ветер всего 3км/ч.
Ура! Еще один день прожитый не зря

Видео полетов
смотреть прямо тут или смотреть с сайта


Отчет живет здесь
https://amashak.livejournal.com/8623.html
Редактировалось: amashak (06 Июн 2018), всего редактировалось 6 раз(а)
Jnets
03 Май 2018
Re: ОТЧЕТ Маршрутные полеты. Таджикистан, Душанбе.
Спасибо за инфу! С интересом слежу за твоими приключениями! Мечтаю о бивак флай!
amashak
АвторТемы
пилот XC
21 Май 2018
Re: Таджикистан, Душанбе 2018. ОТЧЕТ, Маршрутные полеты
Конец июля. Точный день еще не знаю.
Ильгизар
пилот выходного дня
03 Июн 2018
Re: Таджикистан, Душанбе 2018. ОТЧЕТ, Маршрутные полеты
А как там сентябрь-октябрь?
amashak
АвторТемы
пилот XC
03 Июн 2018
Re: Таджикистан, Душанбе 2018. ОТЧЕТ, Маршрутные полеты
По информации от местных, погода сухая и как следствие база низкая, потоки слабые и турбулентные. Часто сильные ветра и пылевые бури. Шквалы тоже посещают. Год на год не приходиться, нужно ехать смотреть.
CyberKexx
06 Июн 2018
Re: Таджикистан, Душанбе 2018. ОТЧЕТ, Маршрутные полеты
Цитата:
По информации от местных, погода сухая и как следствие база низкая,

Вот странно, всегда думал, что низкая база - следствие высокой влажности...

У меня бабушка в детстве в Ленинабаде (ныне Худжанд) жила, по её рассказам летом было много облаков, "как вата", и почти не было дождей - может, там стоит попробовать полетать? Как раз хребет южной экспозиции...
amashak
АвторТемы
пилот XC
06 Июн 2018
Re: Таджикистан, Душанбе 2018. ОТЧЕТ, Маршрутные полеты
В Худжанде хорошо должно быть и там летают пилоты, но все интересные для полетов горы находятся между Душанбе и Заравшанским хребтом. Ну и Памир конечно.

А для формирования потоков, всегда лучше присутствие влаги в воздухе.
Test
07 Июн 2018
Re: Таджикистан, Душанбе 2018. ОТЧЕТ, Маршрутные полеты
Цитата:
Вот странно, всегда думал, что низкая база - следствие высокой влажности...
Если очень просто, то... Влажный воздух - более легкий. Он и формирует высоту базы и потоки. А сухой просто лежит кирпичом, прогреваясь равномерно, вверх не стремится. Тропическая влага потому и поднимается высоко, и формирует перенос осадков на всей планете. А пустыни в этом процессе не участвуют, хоть и сильно прогреваются. Упрощенно все именно так.
Test
07 Июн 2018
Re: Таджикистан, Душанбе 2018. ОТЧЕТ, Маршрутные полеты
Я не стал там про градиенты, инверсии и прочие детали, чтобы не усложнять картину.

В свое время для меня было большим удивлением узнать, что влажный воздух - легче, хотя с молекулярной картинки там все логично, но кто ж их эти молекулы видел? На бытовом уровне, если добавить воды, то будет тяжелее. А оно все наоборот! Кстати, нужно просто задать себе вопрос, как формируются облака, и почему испаряется влага и идет дождь, и тогда картина влажного воздуха становится правильной и понятной. К ней добавляешь немного температуры, циркуляции воздушных масс ... и получаешь почти полную картину. Ну, а в ней уже рассматриваешь детали микроциркуляций, локальных перемещений, высотных срезов, точек росы, влияния горных или равнинных условий. Все очень просто.
niknik
пилот XC
18 Июн 2018
Это не правильное объяснение. "Лёгкость" влажного воздуха не при чём.
И нечего тут усложнять.
Объяснение простое - именно (обладающая большой теплоёмкостью) вода в воздухе является переносчиком тепла.
Есть вода в воздухе - "термичка" работает хорошо, нет - хуже.
Shall
пилот выходного дня
18 Июн 2018
Re: Это не правильное объяснение. "Лёгкость" влажного воздуха не при чём.
Кубический метр воздуха весит примерно 1,2 кг
Воды в кубическом метре при 100% влажности 10 грамм, при температуре 10 градусов
Теплоемкость водяного пара всего в два раза больше теплоемкости воздуха.
Так что теплоемкость практически не влияет на формирование термиков.
Из этих же соображений нет влияния того, что "влажный воздух легче". Слишком мало молекул воды во влажном воздухе.
Для формирования термиков имеет значение только градиент температуры воздуха при изменении высоты.
Влажность будет определять высоту уровня конденсации, т.е. базу облаков.
Proxy(MyMySer)
МС
18 Июн 2018
Re: Это не правильное объяснение. "Лёгкость" влажного воздуха не при чём.
Дело не в теплоемкости, а в энергии фазового перехода на испарение.

А вот разность в плотности воздуха при +10 и +12 (1.247-1.238)=0,009кг = 9 грамм - сопоставимо с 10 граммами согласен? Это на этапе отрыва пузыря от поверхности, чем выше - тем меньше дифицит температуры и меньше ее доля в архимедовой силе.

В горах влажность будет влиять меньше (температуры ниже - меньше абсолютная влажность).

А вот где нибудь на жаркой равнине, когда у земли +35, и температуре на уровне базы +20 - в воздухе уже почти вдвое больше влаги будет чем при базе в +10.
Shall
пилот выходного дня
18 Июн 2018
Re: Это не правильное объяснение. "Лёгкость" влажного воздуха не при чём.
10 грамм воды это при 100% влажности.
В реальных условиях влажный воздух будет на 3 грамма (0,25%) легче.
Согласен, это сопоставимо с изменением веса воздуха в нагретом пузыре воздуха.
Но все таки остается теоретический вопрос, отличаются ли статистически кривые стратификации для условий влажного и сухого воздуха?
И если отличаются, то что окажет большее влияние на подъем пузыря воздуха - его вес или градиент температуры?
Proxy(MyMySer)
МС
18 Июн 2018
Re: Это не правильное объяснение. "Лёгкость" влажного воздуха не при чём.
Если ты температуры приводишь для уровня базы - то там и есть 100% влажность = конденсация подошвы облака.

А так конечно, чем холоднее тем меньше влияние влажности, тем меньше и конвекции в облаках как теплового насоса, тем ближе влажные адиабаты к сухим.


В влиянии влаги есть существенная вещь, если влагу надо испарить с поверхности то энергия потребная ни испарение влаги для создания того же уменьшения веса (силы архимеда) в несколько раз больше чем потребная на ее создание путем прогрева.

Зато "Влажному воздуху" вначале - наплевать на стратификацию, он легче сам по себе, а не из-за разницы температур. Так что важны оба эффекта.
Однако, если стратификация устойчивая, то и влажный пузырь поднимаясь будет расширятся и охладится до температуры ниже окружающего воздуха, что остановит его подъем. (можно летать и в "холодных термиках").

Просто чем теплее и влажнее - тем больше доля влаги в подъемной силе, чем холоднее и суше - тем меньше. В Тропиках "влажная составляющая может быть решающей" поэтому нормальная погода и облачность даже рядом с океаном вплотную., хотя стратификация там - не очень прямо скажем... Поэтому в Бразилии зачастую, зеленые луга термичат лучше чем черные скалы

А в высоких горах, у нас весной или пустынях - там все "сухо".
CyberKexx
20 Июн 2018
Re: Это не правильное объяснение. "Лёгкость" влажного воздуха не при чём.
Но это всё не отменяет моего исходного удивления - я так и не увидел ответа на вопрос, каким образом низкая влажность приводит к низкой же базе... Кажется, что при прочих равных чем выше влажность - тем база ниже, а не наоборот, как это было написано.
Proxy(MyMySer)
МС
20 Июн 2018
Re: Это не правильное объяснение. "Лёгкость" влажного воздуха не при чём.
Если ты имеешь ввиду это сообщение Андрея
Цитата:
По информации от местных, погода сухая и как следствие база низкая, потоки слабые и турбулентные. Часто сильные ветра и пылевые бури. Шквалы тоже посещают. Год на год не приходиться, нужно ехать смотреть.

То скорее всего дело не в базе именно облаков, а в высоте потоков. Скорее всего при сухой погоде блокирующий слой (инверсии) не дает развиться потокам в высоту. И он имеет ввиду именно высоту термиков а не "Базу (как высоту подошвы облаков)". Сухая она или влажная, опять же зависит от того какая именно ВМ пришла в зону полетов.
CyberKexx
20 Июн 2018
Re: Это не правильное объяснение. "Лёгкость" влажного воздуха не при чём.
Всё же я за то, что не путать понятия, и называть базу облака и вершину потока по-разному. Потому что если называть всё одним, у влажного воздуха как база (в значении подошвы облаков) ниже (вследствие более ранней конденсации), так база (в значении вершины потока) и выше (если конденсация начнётся - то за счёт выделения скрытой теплоты парообразования).
... (есть еще ответы) ...
niknik
пилот XC
20 Июн 2018
Re: Опередил
Цитата:
Дело не в теплоемкости, а в энергии фазового перехода на испарение.
Конденсация и испарение воды в воздухе переносит (поглощает и выделяет) огромное количество тепла. Я именно это имел в виду говоря о том, что именно вода (пар) является основным переносчиком тепла в воздухе.
Так же работает и теплоноситель (фреон) в кондиционере.
Shall
пилот выходного дня
21 Июн 2018
Re: Опередил
В кондиционере процентное содержание фреона в смеси несколько другое, чем содержание воды в воздухе.
В любом случаем можно оценить это влияние.
Удельная теплота парообразования 2260 кДж/кг.
10 грамм водяного пара при конденсации выделят 22,6 КДж энергии
Этого должно хватить для нагрева 1 кубометра воздуха на 22 градуса.
Но, фазовые переходы происходят только выше уровня конденсации, т.е. уже в облаке и, теоретически, влияние на термики ниже этого уровня может оказывать только эффект "теплового насоса", о котором писал Мумусер выше. Оценить его влияние я не знаю как.
Еще раз выскажу свой вопрос, на который не получил ответа от Мумусера (все таки он единственный, кто может объяснить метеорологические процессы с научной точки зрения).
Итак, есть одинаковые условия с стратификацией атмосферы. Имеем два варианта с нагретыми пузырями воздуха с различной влажностью. Теоретически, мы должны получить для этих пузырей разную скороподъемность и разную высоту уровня конденсации. И это, например на равнине должно было бы быть сильно заметно по потокам и облакам над влажными и сухими участками.
А вопрос был в следующем. Не является ли определяющим фактором на формирование термиков, в большей мере чем содержание воды в воздухе, именно кривая стратификации атмосферы?
Возможно есть какое-то научное объяснение отличия этих кривых во влажных, горных и сухих районах.
smash
21 Июн 2018
Re: Таджикистан, Душанбе 2018. ОТЧЕТ, Маршрутные полеты
Цитата:

Цитата:
Цитата:
Вот странно, всегда думал, что низкая база - следствие высокой влажности...

Влажный воздух - более легкий. Он и формирует высоту базы и потоки. А сухой просто лежит кирпичом, прогреваясь равномерно, вверх не стремится. Тропическая влага потому и поднимается высоко...

О господи...

Вы что же, действительно считаете что выше влажность воздуха - выше база?
Proxy(MyMySer)
МС
22 Июн 2018
После альтернативной физики - альтернативная метеорология ?
Цитата:
Если очень просто, то... Влажный воздух - более легкий. Он и формирует высоту базы и потоки. А сухой просто лежит кирпичом, прогреваясь равномерно, вверх не стремится.


Саша, а разъясни, как ты сепарируешь сухой воздух (лежащий пластом) от влажного. Вот интересно, почему он у тебя "высыхает"
Почему над одним полем воздух "влажный", а над соседним вдруг - "сухой".



Цитата:
Тропическая влага потому и поднимается высоко, и формирует перенос осадков на всей планете. А пустыни в этом процессе не участвуют, хоть и сильно прогреваются. Упрощенно все именно так.

А из-за чего пустыни возникают? Не путай причину и следствие В словосочетании "Блокирующий антициклон" слово "блокирующий" - тоже важно Вот до Москвы, например, много осадков "тропических" доходят ?
Test
23 Июн 2018
Re: После альтернативной физики - альтернативная метеорология ?
Сергей, если ты прочтешь чуть выше, а не вырванный из контекста и тебе не понятный кусок, то все встанет на свои места. Там был задан конкретный вопрос, с одним параметром. На него и отвечали, причем упрощенно.
А то что ты пишешь - говорит о том, что "не читал, но осуждаю".
amashak
АвторТемы
пилот XC
06 Июн 2018
Re: Таджикистан, Душанбе 2018. ОТЧЕТ, Маршрутные полеты
Полеты в горах Таджикистана, оставили желание вернуться еще не один раз! Набросал видео о моих полетах на параплане в Гиссарской долине.
Надеюсь скоро вернуться

смотреть прямо тут или смотреть с сайта
Archangel
пилот XC
21 Июн 2018
Re: Таджикистан, Душанбе 2018. ОТЧЕТ, Маршрутные полеты
Позволю себе разместить информацию по бюджетному трансферу в Душанбе из Москвы, возможно потенциальным желающим она пригодится. Логистика маршрута следующая:
1. Москва-Кызылорда-Москва~7900 руб. АКЦИЯ! Аэрофлота пока есть на все лето ~5 часов лета в одну сторону, багаж 23кг+8кг клади ручной;
2. Кызылорда-Ташкент-Кызылорда~1000 руб. плацкартом ~14 часов в одну сторону;
3. Ташкент--Худжанд-Ташкент ~1000 руб ~2 часов в одну сторону на автобусе комфортабельном;
4. Худжанд-Душанбе-Худжанд ~1000 руб ~8 часов на такси в одну сторону по красивейшим Фанским горам, с проездом нескольких стартов(Анзобский перевал и др.).
Итого, по грубому подсчету с запасом: 10 900 руб. +затраченное время в дороге(но вы получите колоссальное удовольствие от увиденного по ней).
Крайние 3 пункта подразумевают маршрутные полеты в их окрестностях, еда очень очень дешевая, жилье аналогично. Если будет небольшая группа до 5 человек могу разместить у родителей своих в Душанбе(бесплатно). Добро пожаловать!
MuxA
пилот выходного дня
23 Июн 2018
Re: Таджикистан, Душанбе 2018. ОТЧЕТ, Маршрутные полеты
Шёл второй месяц путешествия, на горизонте маячил океан и пальмы, в какую сторону Памир пилоту ответить уже давно никто не мог

  Форумы paraplan.ru Соревнования, выезды Отчёты о выездах Таджикистан, Душанбе 2018. ОТЧЕТ, Маршрутные полеты