Форумы paraplan.ru ParaForum Теория Градиент ветра
major-cap
АвторТемы
3-й разряд
28 Сен 2018
Градиент ветра
Просматривая недавно видео Алексея Тарасова, в котором он говорит о вязкости ветра и том, что выше ветер сильнее, а чем ближе к поверхности, тем слабее, но вспоминая слова пилотов на Юце, которые предупреждали во время сильного ветра не приближаться близко к склону, так как ни к чему хорошему это не приведет, у меня возникло непонимание. Однако я осознаю, что и Алексей и парни с Юцы правы, потому как есть у парней живые примеры, когда человек приближался к склону только бы выбрать высоту и его к склону прибивало и иногда плачевно и Алексей, говоря на лекции явно это не со своей головы придумывал. Как тогда правильно понимать?
A.Krapivin
28 Сен 2018
Правильно поставленный вопрос - половина ответа
Цитата:
Просматривая недавно видео Алексея Тарасова, в котором он говорит о вязкости ветра и том, что выше ветер сильнее, а чем ближе к поверхности, тем слабее

Цитата:
вспоминая слова пилотов на Юце, которые предупреждали во время сильного ветра не приближаться близко к склону, так как ни к чему хорошему это не приведет, у меня возникло непонимание.

Я разделил ваш вопрос на две части только потому, что вы смешиваете два разных явления в один вопрос и требуете однозначный ответ. Отсюда и непонимание.
Определитесь пожалуйста, о чём вы хотите спросить.
major-cap
АвторТемы
3-й разряд
28 Сен 2018
Re: Правильно поставленный вопрос - половина ответа
Тогда ответьте, пожалуйста, на два, как оказывается, вопроса. Я буду только благодарен.
ingener
пилот выходного дня
29 Сен 2018
Re: Правильно поставленный вопрос - половина ответа
Цитата:
Просматривая недавно видео Алексея Тарасова, в котором он говорит о вязкости ветра и том, что выше ветер сильнее, а чем ближе к поверхности, тем слабее
Все верно. Чем выше ветер, тем сильнее.
Цитата:
вспоминая слова пилотов на Юце, которые предупреждали во время сильного ветра не приближаться близко к склону, так как ни к чему хорошему это не приведет, у меня возникло непонимание.
Пилоты на Юце говорили не о ветре, а о роторах в восходящих потоках, которые иногда возникают при сильном ветре на Юце в восходящих потоках близко к склону. При сильном ветре. Там на склоне несколько памятников стоит погибшим дельтапланеристам. Они гораздо чаще летают при сильном ветре.
major-cap
АвторТемы
3-й разряд
29 Сен 2018
Re: Правильно поставленный вопрос - половина ответа
На 13 минуте лекции про горные полеты Алексей рисует склон и изображает на ней такую же эпюру скоростей , что и на равнине и поясняет, что у склона ветер слабый, а чем дальше от склона ветер сильнее.
ingener
пилот выходного дня
29 Сен 2018
Re: Правильно поставленный вопрос - половина ответа
Цитата:
На 13 минуте лекции про горные полеты Алексей рисует склон и изображает на ней такую же эпюру скоростей , что и на равнине и поясняет, что у склона ветер слабый, а чем дальше от склона ветер сильнее.
Верно. В общем и целом.
Но вблизи поверхности, а особенно у горы, ротора гораздо чаще, чем на высоте. А ветер на высоте парапланериста вообще не волнует, если он может долететь куда ему нужно и не нужно соревноваться с другими парапланеристами.
theoretic
КМС
01 Окт 2018
Хороший вопрос!
Хороший вопрос! Ожидал его.

Лекция моя была про полёты в горах, где влияние метеоветра обычно выражено слабо, а роль основного "двигателя воздуха" выполняют бризы и (реже) адвекция. Что же касается Юцы -- это локальный рельеф, стоящий на равнине, где возможны сильные метеоветра. И поэтому начинают появляться другие, не менее важные эффекты.

При обтекании изолированного препятствия (вроде той же Юцы) на скорость потока влияет не только вязкость, но и эффект Вентури. Смысл его вот в чём.

Вдали от препятствия (например, на высоте 500 метров над Юцой или на расстоянии от неё в пару-тройку километров) поток "не чувствует" наличия в нём препятствия, оно практически никак не влияет на поведение потока. А в условной точке, расположенной в 100 метрах над вершиной Юцы, наличие этой самой Юцы ещё как влияет на поток.

Отбросив всю сложную картину обтекания, обратим внимание на самый простой и наиболее выраженный эффект. Повторюсь: в 500 метрах над Юцой (и в 800 метрах над местностью) поток о Юце "ничего не знает", он ровно такой же, как в полях на большом удалении от Юцы. А в 0 метрах над Юцой потока нет. Там Юца (высотой 300 метров над местностью). Получается, что вдали от Юцы поток проходит через некое условное сечение высотой 800 метров, а рядом с Юцой сечение этого же потока уменьшается до 500 метров.

Теперь самое время вспомнить закон постоянства расхода через сечение. Поток воздуха не может порваться, а на скоростях порядка скорости ветра он практически несжимаемый. Следовательно, через одно и то же поперечное сечение нашего потока в секунду проходит одно и то же число килограммов воздуха. Это и есть постоянство расхода. Наш поток -- поток с постоянным расходом, а поперечное сечение у него разное. Следовательно, через более узкое сечение (над Юцой) поток должен течь с бОльшей скоростью, чем через более широкое сечение (где-то в полях). Это и есть эффект Вентури -- локальное увеличение скорости потока вблизи препятствия.

На каких расстояниях от склона проявляется эффект? Сложный вопрос, зависящий от формы рельефа, его характерных размеров, силы ветра и т.п. Но в любом случае эффект Вентури начинает проявляться на расстояниях, бОльших, чем толщина пограничного слоя (в нём существенно влияние вязкости воздуха, и именно в нём присутствует градиент скорости ветра, описанный мной на лекции). А на толщину погранслоя прежде всего влияют характерный размер обтекаемого тела (чем оно больше -- тем толще погранслой) и гладкость поверхности тела (чем она глаже, тем тоньше погранслой).

Конкретно в условиях Юцы погранслой довольно тонкий (потому что гора небольшая и более-менее гладкая) -- примерно 20-30 метров. В слое такой толщины скорость ветра растёт с высотой. Дальше от склона влияние вязкости заканчивается, и начинается уже эффект Вентури. Он для Юцы довольно заметен примерно до 300 метров над горой, причём чем ближе к границе погранслоя -- тем эффект Вентури более выражен.

Сложная получается картина. От земли и примерно до 2-3 высот стропления скорость ветра растёт (влияние вязкости), а потом -- плавно падает (эффект Вентури). Причём эффект Вентури плавно спадает не только при уходе на высоту, но и вообще при уходе от горы в любую сторону. Но в реальности всё ещё сложнее. Потому что вязкие эффекты хорошо заметны и просто для равнины. Да-да, у равнины вокруг Юцы (точнее, у воздуха, который течёт над ней) есть свой пограничный слой! Напомню, что толщина погранслоя зависит от размера обтекаемого объекта, а мы сейчас говорим о неслабом таком куске равнины. И погранслой у неё получается соответственный -- много сот метров толщиной. То-есть на большом удалении от Юцы скорость ветра плавно нарастает с высотой. В реальности ветер на высоте 1000 метров над этой равниной может быть на 3-5 м/с сильнее, чем на высоте 100 метров. Этот эффект накладывается на два вышеописанных, и всё становится совсем сложно.

Итак, на удалении от склона до 20-30 метров скорость потока заметно растёт, потому что локальный погранслой. Этот эффект влияет в основном на принятие решения о старте в сильный ветер -- если ветер ощущается на старте как предельный, то на высоте в 2-3 стропления он будет ещё на пару м/с сильнее, соответственно, лучше не взлетать. На расстоянии от склона метров 50 и больше заметен в основном эффект Вентури -- ветер рядом с горой на несколько м/с сильнее, чем на равнине вокруг горы. А на высоте метров 200-300 над местностью и больше становится заметен "толстый" погранслой от окружающей равнины -- с каждой сотней набранных метров ветер может чуть-чуть усиливаться.

И напоследок -- вот о чём:

Цитата:
человек приближался к склону только бы выбрать высоту и его к склону прибивало

Не надо путать эффект, когда рядом с почти вертикальным склоном есть термик (который может кинуть пилота на клон, если прижаться к склону слишком близко), и обтекание относительно пологого склона ветром, как это обычно бывает на Юце. Юцкие потоки редко кидают пилота на склон -- это скорее вопрос случайности.
smash
03 Окт 2018
Re: Градиент ветра
Цитата:
выше ветер сильнее, а чем ближе к поверхности
...
вспоминая слова пилотов на Юце, которые предупреждали во время сильного ветра не приближаться близко к склону
Наверняка юцкие пилоты имели в виду, что в сильный ветер лучше пройти вперёд от склона. Это действительно благо, и рекомендация хорошо известная, не только для Юцы. Пройдя вперёд, попадаешь в менее сильный подъём, значит будешь висеть как лампочка но хотя бы пониже, а ниже скорость ветра поменьше. Второе, это то, что будешь иметь запас расстояния от холма и перегиба а значит от сдувания, и этот запас позволяет, когда надоест висеть или ветер станет ещё усиливаться, уйти в сторону из зоны динамика и сесть.
Таким образом вы в своём посте мешаете в кучу градиент ветра по высоте, и рекомендации по горизонтальному расстоянию от склона.
Цитата:
во время сильного ветра ...
человек приближался к склону только бы выбрать высоту
Непонятно. Такое ещё можно понять когда ветер слабый. А в сильный тебя выпрет высоко вверх, не успеешь и мама сказать. И для этого совсем не нужно "приближаться к склону".
Цитата:
человек приближался к склону ... и его к склону прибивало
Тоже непонятно. Что будет в этом случае, ещё даже до "приближения к склону", см. выше.

ps картинка для наглядности

ingener
пилот выходного дня
03 Окт 2018
Re: Градиент ветра
Такие картинки - только для неграмотных, никогда не собирающихся летать на Юце.
Потому что на Юце есть целая куча памятников пилотам, погибшим в наветренных роторах.
major-cap
АвторТемы
3-й разряд
03 Окт 2018
Re: Градиент ветра
По поводу совета пройти вперёд от склона, да, действительно Юцкие пилоты тоже говорили.

  Форумы paraplan.ru ParaForum Теория Градиент ветра



Перейти: