Краткое описание л.п.: Непреднамеренный срыв обеих консолей с последующим переходом в негативку и благополучный выход из этого режима.
Пилот: Собсно я, самоучка, налёт 200+, годовой налёт 50ч., сив курсов не проходил, срывных режимов не изучал. Крыло: Firebird Eagle2 Место: Клемуха. Сентябрь. Неспешное описание: Весь день южный дульник. где то в 17:00 стало утихать и парики начали летать. Небо закрыто на 100% но в 17:20 начали работать облака, база 600м. над горкой. Выкручиваю под базу, летаю от потока к потоку, где то в 17:40 уже наблюдаю некоторых спускающихся на ушах, оно и понятно, облачность плотная безпросветная, боятся что засосёт. Кручусь под облаками, сосёт не везде и не сильно, по этому да же без ушей скидывал высоту когда надо. Я на расслобоне, треплюсь по рации с приятелями, не предавая особого значения тому что воздух становится всё более турбулентным. (в этот момент ветер с юга поворачивал на север, думаю по этому турбулило). Привёз не летающих друзей посмотреть что такое парапланеризм, они на земле, треплюсь с ними по рации. Не могут меня разглядеть (Высота где то 500м. над горой.), говорю по рации: "Смотрите я ща уши сложу, это я". Складываю уши, на Игл2 они сами не раскладываются, по этому что бы их разложить начинаю грубо и небрежно, глубоко прокачивать клевантами где то раза 3, на 3-й раз крыло срывается, первые 2-е секунды не распознал срывной режим, воздух турбулентный, нагрузка на клевантах умеренная, подумал что в хрень какую то залетел, преотпустил правую, крыло уходит в негатив, вижу сорванный аппарат на фоне горизонта, чувствую перегрузку, только в этот момент происходит полное осознание происходящего - "я в негативке, и сейчас не самый подходящий момент отпускать" Держу, жду момента пару секунд, как только перегрузка немного спала и крыло оказалось на фоне неба а не горизонта (это произошло примерно через один виток в негативе) резко отпускаю клеванты, ожидаю клевка в ноги, крыло почти мгновнно после этого выходит из срывного режима и вместо клевка делает мощную горку с последующим сильным клевком. Клевок после горки компенсировал минимально, только что бы не получить сложения, боялся снова сорвать. Выйдя в нормальный режим полетал ещё минут 10 и сел уже на северном старарте, ветер окончательно повернул на север и стало спокойней. Лирика: Часто шарюсь в безопасности, видел много видосов л.п. со срывными режимами, больше всего боюсь именно их, сложений не боюсь. Больше всего в душу запало видео с гибелью Альберта Кима, которое неоднократно просматривал и анализировал. Ошибки: Слишком расслабился, слишком грубо прокачивал, не учёл что воздух турбулентный, не распознал во время срывной режим. Скорее всего в спокойном воздухе бы не сорвал. Выводы лично для себя: 1) Да же чисто теоретическое понимание, без наработанных навыков - может помочь. 2) Быть аккуратней с режимом "уши", особенно в турбулентном воздухе, понимать что горизонтальная скорость сильно уменьшается. 3) Ни когда не расслабляться, да же если до заката осталось всего час-полтора - следить за погодными условиями, анализировать ситуацию. (т.к. не сразу заметил что ветер поменялся на северный, думал что турбулит из за облаков) 4) Регулярно проверять стропную на аппарате. В принципе весной выправлял, накидывал узелки на мальи А ряда, но много тягался этим летом, А ряд мог чутка подрастянуться (максимум на сантим). |
smash
09 Окт 2018
|
Цитата: Складываю уши, на Игл2 они сами не раскладываются, поэтому чтобы их разложить начинаю грубо и небрежно, глубоко прокачивать клевантами |
dobres
09 Окт 2018
|
У меня на Комете-2 тоже уши сами не раскладываются. Поэтому приходится так: весом резко в одну сторону а с другой стороны клевантой помогаешь раскрыть одно ухо. Второе раскрывается самостоятельно. Остается только переложить вес на открывшееся и не допустить изменение курса.
|
smash
09 Окт 2018
|
Цитата: Цитата: Одновременно обе консоли что ли прокачивал, синхронно? Цитата: Пилот: Собсно я, самоучка Цитата: налёт 200+, годовой налёт 40-50ч.,
Часто шарюсь в безопасности Второе, опять же, в начальном посте написано: "начинаю грубо и ... глубоко прокачивать клевантами..." - мало того что по очереди, но и "глубоко" не следует, короткими резкими рывочками нужно. И делая паузы, как раз для того, чтобы параплан скорость не терял... Запасной вариант, как тут уже написали, это весом. И вообще, нужно было этот режим как-то заранее изучить и попробовать. А то ведь всякое бывает, что если бы это случилось без должного запаса высоты? |
Я специально на этом заострил внимание, что бы подчеркнуть свою ошибку. Прокачивал кратковременно конечно, но слишком глубоко. Естессно много раз делал уши (летаю на нём уже часов 100), и обычно растряхивал поаккуратнее, а тут расслабился чё та. Про то что по отдельности надо - действительно не читал.
На малой высоте не люблю делать уши, ну и растряхивал бы поаккуратнее, да же еслиб сделал, а тут 500м под задницей, осмелел черезчур.. |
theoretic
09 Окт 2018
|
Жаль, что нет видео. Потому что описание вызывает вопросы.
Цитата: преотпустил правую, крыло уходит в негатив, вижу сорванный аппарат на фоне горизонта, чувствую перегрузку В "негативке" перегрузки нет, ось вращения более-менее вертикальна, аппарат никак не может оказаться на фоне горизонта. Больше похоже на выход из срывных режимов с мгновенным переходом в крутую спираль -- такое иногда бывает. Цитата: Держу, жду момента пару секунд, как только перегрузка немного спала и крыло оказалось на фоне неба а не горизонта (это произошло примерно через один виток в негативе) Судя по всему, срыв действительно был, но перегрузка началась уже после выхода из срыва и была вызвана попаданием в спираль с клевка. Тебе сильно повезло -- чуть более злобный аппарат мог оставить тебя в этом режиме до самой земли. Цитата: резко отпускаю клеванты, ожидаю клевка в ноги, крыло почти мгновнно после этого выходит из срывного режима и вместо клевка делает мощную горку с последующим сильным клевком. 1. Резкость пилотирования -- главный враг пилота. 2. Горка после отпускания клеванты -- ещё одно подтверждение того, что крыло не было сорвано. Сорванное крыло восстанавливает нормальный режим полёта через клевок, но никак не через горку. В общем, учи режимы. Судя по всему, тебе не удалось понять, во что ты попал, и потому действия по выходу были не самые правильные. Спасли хорошая пассивная безопасность крыла и большой запас высоты. |
Да, без видео уже не определить что это было, а память - штука ненадёжная и да же изменчивая. Но перегрузка была не сильной и кратковременной, примерно как от спирали до -4м/с. Мне показалось что это всё же была негативка, т.к. конфигурация крыла уж очень была похожа на сорванное крыло. Отпустил резко.
А как нужно отпускать клеванты при выходе из срывных режимов, плано, резко ? У меня в голове алгоритм был такой: если, не дай Бог, сорву - не спешить отпускать, дождаться пока крыло будет над головой (а не за спиной, или сбоку) тогда отпускать быстро (не плавно, не потихоньку), затем готовится компенсировать клевок, но только не переборщить, что бы снова не сорвать - это правильный алгоритм действий ? |
theoretic
09 Окт 2018
|
Цитата: перегрузка была не сильной и кратковременной, примерно как от спирали до -4м/с Вот это чувствительность! Спираль со снижением -4 м/с даёт столь небольшую перегрузку, что её очень сложно заметить. Цитата: Мне показалось что это всё же была негативка, т.к. конфигурация крыла уж очень была похожа на сорванное крыло. Сорванное крыло не может лежать на горизонте (точнее, может -- но надо быть акробатом, чтобы исполнить такой трюк, нечаянно это не получится). Цитата: А как нужно отпускать клеванты при выходе из срывных режимов, плано, резко ? Зависит от класса аппарата и от ситуации. Но в целом пилотировать надо по возможности максимально плавно. Классика выхода из срывных режимов -- быстрое, но не резкое отпускание клевант (или одной клеванты) в момент, когда крыло максимально уходит вперёд (в заднем свале и негативке крыло редко уходит вперёд больше, чем на 45 градусов). Цитата: У меня в голове алгоритм был такой: если, не дай Бог, сорву - не спешить отпускать, дождаться пока крыло будет над головой (а не за спиной, или сбоку) Я не большой специалист по срывам, но, по-моему, всё правильно. Цитата: тогда отпускать быстро (не плавно, не потихоньку) Лучше быстро, но плавно, без рывков и "бросаний рук вверх". Цитата: затем готовится компенсировать клевок Да. Причём чем точнее выбран момент отпускания клевант -- тем меньше будет клевок, тем мягче будет выход в целом. |
Спасибо Алексей, тебя всегда приятно почитать/послушать - всё по полочкам разложишь)
Да тут игра слов - "плавно, резко, быстро", мы можем немного по разному понимать эти слова, для меня например - что "резко" что "быстро" - одно и то же, а для тебя разница всё же есть, но я думаю что тебя понял - отпускать быстро, но плавно. Я действительно чувствительный к перегрузкам, поэтому не люблю делать спираль, после -4м/с - начинаю плоховато себя чувствовать, на -6м/с уже чувствую что могу вырубиться, по этому избегаю этого режима, хотя пробовал много раз её тренировать. Последний вопрос: а почему на более агрессивном аппарате я мог бы свистеть до земли ? Перегрузка - Отключка ? В чём была бы проблема выйти из неё ? |
YaGo
10 Окт 2018
|
Коль, что бы разделить понятия быстро и резко, представь себе график параболы - кривая уходит плавно вверх, это и есть плавно, при этом наклон может быть любой крутизны. А вот прямая линия, уходящая вверх - это резко. Сравнение грубовато, но может дать общую картину.
|
theoretic
10 Окт 2018
|
Цитата: отпускать быстро, но плавно Да, именно так. Цитата: а почему на более агрессивном аппарате я мог бы свистеть до земли ? Перегрузка - Отключка ? В чём была бы проблема выйти из неё? 1. При входе в спираль с клевка можно очень быстро получить большие скорости и перегрузки в районе 4-5G, а такую перегрузку без потери способности пилотировать типичные пилоты уже "не держат". Начинается замедление мышления и реакций, сужение поля зрения и т.п. Было дело -- хорошенько раскрутил спираль, потооом поооняяял, чтооооо тооооормоооооожууууууууууу, и вышел в итоге метров на 100 ниже, чем хотел. Впритирку к земле. 2. На работу мозга очень сильно влияет не только перегрузка, но и т.н. нарастание -- скорость изменения перегрузки, вторая производная скорости по времени. Нарастание больше 1-1,5G/сек "отрубает" даже лучше, чем перегрузка сама по себе. Насколько понимаю, от большого нарастания буквально схлопываются некоторые кровеносные сосуды, и сознание быстро гаснет. Сам имел такой опыт, увы. 3. Большие скорости -- это ещё и большие усилия при пилотировании. Вес переносить становится очень тяжело (плюс добавляются эффекты от перегрузки), клеванты становятся "каменные". Короче, даже если хочешь выйти и можешь пилотировать -- придётся делать это постепенно... 4. ... но даже если организм позволяет пилотировать мощно -- лучше в крутой спирали этого не делать. Потому что эффективность управления на большой скорости сильно растёт, и довести крыло до чего-нибудь вроде тамблинга становится удивительно лего. Такой опыт, к сожалению, у меня тоже был -- пролетел в метре от крыла. |
Спасибо за подробный ответ) Тема спирали мне интересна, но думаю не буду здесь её раскручивать, т.к. уже наверняка где нибудь есть.
Для себя решил - что не буду ей пользоваться, т.к. на -6м/с уже "торможу" сильно и боюсь отключиться. Лучше не лезть на рожён, ну на крайняк - поскорей покинуть зону подъёма, уши+аксель в помощь) |
Да, тут много тонкостей.
1) Перегрузка не всегда равномерна, да же при удерживании клевант в одном положении, во время спирали, она то резко возрастает то спадает (думаю в силу неоднородности, ну или подвижности, правильней сказать, воздуха), по этому нужно оставлять своему организму запас. 2) Положение тела во время перегрузки - то же играет роль. Я не знаю как лучше она переносится - в горизонтальном положении туловища (в коконе например) или вертикально (в открытой подвеске) 3) Тут ещё играет роль физическое состояние в этот момент (выспался-невыспался например), напряжён ты или расслаблен, положение рук, ног, головы. Тема на самом деле широкая и я многого не знаю. Если эта тема широко освещалась где то, кто знает - киньте ссылочку, почитаю) Ну или сам ща поищу) |
https://paraplan.ru/forum/topic/70710 вот нашёл, может кому ещё полезно будет почитать. Но тут флуда много.
|
enduro75
Гость
03 Ноя 2018
|
https://paraplan.ru/forum/topic/28416
Вот изучай. Длительные перегрузки вредны, но даже в спирали их можно чередовать. |
Ученик Мира
Гость
10 Окт 2018
|
Цитата: Я действительно чувствительный к перегрузкам, поэтому не люблю делать спираль, после -4м/с - начинаю плоховато себя чувствовать, на -6м/с уже чувствую что могу вырубиться, по этому избегаю этого режима, хотя пробовал много раз её тренировать. Нужно обязательно присмотреться к состоянию своего здоровья, такая чувствительность должна иметь причины. Вот возможные: 1. Слабый вестибулярный аппарат. Укачивает ли вас в транспорте, насколько сильно "поплывете" если быстро раскрутится на месте (в сравнении с другими людьми). Лучшее средство для тренировки вестибулярки - Фиговер, потому что Винговер хорош только с уже тренированной вестибуляркой. 2. Плохое кровоснабжение головного мозга (и как следствие недостаток кислорода)... 2.1. из-за напряжения мышц шеи... 2.1.1. по причине сильного стресса (вроде не ваш вариант, но на самом деле это только вам известно точно) 2.1.2. по любым другим причинам + стресс. Массаж! Только настоящий, больнючий. 2.2. из-за проблем с сосудами (в основном если вы возрастной пилот). Тут нужно к врачам обращаться, с такими вещами не шутят. С Уважением, |
Эх, давно спиралей не тренировал, нужно будет попробовать при возможности внимательно проанализировать - на каком снижении как себя чувствую. Последний раз это делал на Юце прошлым летом, много раз делал спираль, но больше смотрел по усреднителю, вроде больше -6м/с не было. сливал спиралью метров по 200-300 за раз, потом снова набирал и снова сливал. Ориентировался по состоянию, как чувствовал что зрение сужжается, торможу - выполаживал.
В транспорте ни когда не укачивало. С вистибуляркой всё нормально - стою на руках, делаю фиговеры - особенно люблю в динамике вблизи рельефа так покуражиться в ЖО. |
Ученик Мира
Гость
10 Окт 2018
|
Цитата: т.к. изменяется направление Это всегда недостаток кислорода для мозга, а его причины могут быть любые: у пилотов кровь отливает от башки в спирали, во фридайвинге кончается воздух (кислород) в легких плюс это могут быть любые проблемы со здоровьем, влияющие на доступ крови в голову (сосуды, спазмы мышц и пр.) - нельзя их игнорировать! Причем все эти факторы замечательно могут складываться. И если у кого-то во время спирали, скажем, замирает дыхание - то риск отключки возрастает многократно (а человек может этого не осознавать). В общем вы это, того, берегите себя. |
Test
10 Окт 2018
|
Важно, что он знает свои ограничения.
При этом большинство о таких вещах даже не догадываются.... |
Цитата: Больше похоже на выход из срывных режимов с мгновенным переходом в крутую спираль -- такое иногда бывает. |
На заметку. Не обязательно прокачивать уши резкими глубокими движениями. Попробуй как-нибудь, просто замедлиться с помощью клевант до посадочной скорости. Медленно, плавно уменьшить горизонтальную скорость, контролируя чтоб до срыва еще оставалось запас. При уменьшении скорости набегающего потока, уменьшится и сила прижимающая ухо к центроплану. И вместе с тем, увеличится угол атаки. Так даже некрупные галстуки развязывать можно, не то что уши.
Но лучше попробуй сам в спокойной обстановке. |
Доводить крыл до предсрывного состояния на сложенных ушах - нет спасибо, лучше просто по очереди их растряхивать буду, или одновременно - но поделикатней)
Вот ты знаешь - я хорошо чувствую границу срыва в обычном режиме, а на ушах не смог распознать( Когда, например, топлендюсь в родном ЖО, или в Вороново (на склон) - если воздух не турбулентный и динамиком выперает - намеренно довожу его до режима парашютирования, или да же намеренно срываю (если например высоты 1-1,5м и чувствую что могу проскочить хороший момент для посадки на склон.) Отлично чувствую эту границу, т.к. крыло уже давно как родное. А вообще я его этой зимой менять собрался, жаль конечно с ним расставаться, но пришло время, налёт - под 300 уже. |
theoretic
10 Окт 2018
|
Цитата: на Дельте 3, на которой уши залипают, попробовал, и сильно удивился как это, оказывается, просто Это очень специфично и про Озоны. Конкретно у Дельты, как и у многих Озонов, нерационально огромен ход клевант до срыва, а "уши" действительно залипают почти всегда. Поэтому приходится их раскрывать большими ходами клевант, почти на грани срыва. У хорошо знакомого мне Зено таким макаром приходится развязывать галстуки. Манёвр на самом деле очень стрёмный -- эффект от зажатия клевант начинает появляться на самой грани срыва, чуть ошибся -- сорвал. На аппаратах без проблем с "залипанием" и галстуками, но с более традиционными ходами клевант этот манёвр не нужен. Для раскрытия "ушей" достаточно бывает просто отпустить A-стропы и пару раз энергично перевалиться весом вправо-влево. |
YaGo
24 Окт 2018
|
Когда не умеешь применять и не знаешь особенности своего крыла, то вред.
|
YaGo
25 Окт 2018
|
Цитата: Таких тут 99% |