Вот ссылка на французкий текст: https://yadi.sk/i/6L7Rm33nEBRohQ
Вот перевод на английский: https://yadi.sk/i/9WWOxaSLsTsHQA Если вкратце, то алюминиевые карабины накапливают микротрещины за долгие часы полета. Это связано с тем, что защелка не запирает карабин плотно и он немного разгибается под нагрузкой (проверьте свои на зазор в замке - чем меньше, тем лучше). Предлагают использовать вместо обычных алюминиевых софтлинки (если нечасто расстегиваешь и знаешь как их запирать), алюминиевые пинлоки (у них система защелки другая и микротрещины не развиваются), стальные карабины (сталь более вязкая и не накапливает микротрещин) или 6-7 мм маллионы (сталь + отсутствие люфта в замке). ВНИМАНИЕ!! Маллионы нужно брать из нержавеющей стали и только родные французские!! Те, что из оцинковки (даже родные), держат нагрузку в два раза меньше. Это информация с сайта производителя. |
Test
20 Мар 2019
|
Цитата: защелка не запирает карабин плотно и он немного разгибается под нагрузкой (проверьте свои на зазор в замке - чем меньше, тем лучше). Вся причина в материале, а не в защелке. Иначе появиться соблазн контролировать ее, а не то, что материал не выдерживает многократных повторяющихся нагрузок. Сталь работает иначе, и имеет иную структуру, поэтому безопаснее на порядок во временной реальности. |
Racer_pk
20 Мар 2019
|
Если ставить нормальный софтлинк, то и карабин не нужен (за исключением "паранойи" по распределению усилий на лентах подвески и СК при использовании мягкого соединителя). Если всё же отцеп крыла необходим, то просто ставьте надёжные карабины, никогда не цепляйте на них парашют и чаще его переукладывайте.
|
Test
20 Мар 2019
|
Приведите пример.
Мое общение с карабинами на протяжении десятков лет, говорит об обратном. Ну или просто возимите в руки карабин, и обратите внимание, что защелка теоретически не может прилегать без зазора. |
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a5018956f8e99ec6e3268736e51bfe3f-l&n=13
Ну вот например. Две цифры 26 кН для закрытой защелки и 10 для открытой. Зазор то есть, безусловно. Но при нагрузки за счет деформации он выбирается. |
astr
20 Мар 2019
|
Пробовал тянуть стальной карабин, параметры - 24кН с закрытой, 7кН с открытой.
Примерно с 300-400 кг зазор закрывается. Пробовал открывать в полете, при загрузке карабина 150 кг - открывается, зазора ещё много. |
Test
21 Мар 2019
|
Да, все правильно. У карабина есть пружинная деформация.
И в наших диапазонах нагрузок именно эти деформации приводят к накоплению "трещин" у алюминиевых сплавов. Защелка выполняет свое основное действие - это препятствие для самопроизвольного открытия карабина. Любому технически грамотному человеку понятно, что крепится она на два штифта, которые на порядок слабее основной части карабина. На тех же альпинистских карабинах зачастую нужно под нагрузкой добавить еще веревку, поэтому защелка должна открываться. Ну, и как обычно, маркетинг побеждает. Ну, указывают две цифры. Понятно, что в случае, когда карабин начинает разгибаться, защелка тоже начнет работать, "помогая" основному профилю. |
Test
21 Мар 2019
|
А вы никогда не натягивали переправу? Или что-то другое, связанное с работой с карабинами в процессе?
|
Test
21 Мар 2019
|
Я намекал про переправы, но не все изучают все многообразие работы с карабинами.
Можно даже сделать вывод, что в советское время в альплагерях учили лучше. |
astr
21 Мар 2019
|
Цитата: Любому технически грамотному человеку понятно, что крепится она на два штифта, которые на порядок слабее основной части карабина. Как видно, штифт выдержал примерно 1000 кг нагрузки на срез. смотреть прямо тут или смотреть с сайта |
Test
21 Мар 2019
|
Вы же понимаете, что нагрузка указана на карабине гарантированная. Иными словами, любое изделие выдержит свои 2,5 тонны. При этом разрушение вполне может быть и на 3 тоннах, и на 3,5. Разрушение штифта на 1 тонне примерно дает гарантированную эксплуатацию этого узла на 500-700 кг.
Я же и не спорю, что когда пойдет разгибание карабина, то защелка будет включена в систему. Но при таких усилиях мы не работаем в принципе. |
Test
21 Мар 2019
|
Цитата: Хорошо, не работает. Тогда давайте считать, что предельная нагрузка для карабина та, которая указана для открытой защелки. А для закрытой - это маркетинговая фишка. |
Test
21 Мар 2019
|
Наверное, зазор минимальный. Так тоже может быть.
Там зазоры на закрытие и в рабочем положении могут быть разными. Кстати, хорошая тема, поменяю, пожалуй, свои люменьки от WV на стальной проверенный вариант. |
Eskoff
20 Мар 2019
|
Не верно. Защелка работает. Все дело в величине деформации и развиваемых при этой деформации напряжениях. Если они, эти напряжения (от изгиба плюс растяжения), меньше предела выносливости, то число циклов нагружения стремится бесконечности. А если напряжения больше, то их число (циклов) очень даже и конечное.
|
Ресурс мототехники обычно сильно не дотягивает до момента, когда это начинает играть роль. Но вообще да.
Плюс в алюминии добавляются коррозионные трещины- он корродирует не так, как сталь. Гораздо опаснее. Поэтому алюминиевые конструкции эксплуатируется по назначенному ресурсу. И списываются безо всякой жалости. И только чугунные паровозы вечны :| |
Eskoff
21 Мар 2019
|
Цитата: У алюминия ограниченный предел выносливости и усталостные трещины развиваются при сколь угодно малых напряжениях |
Test
21 Мар 2019
|
Цитата: Не верно. Защелка работает. В обсуждаемой теме разрушения карабина защелка не имеет отношения. |
Eskoff
21 Мар 2019
|
Цитата: Не работает. У меня, кстати, оказались в наличии и стальные и алюминиевые карабины (парапланерные). Нагрузил своим весом - 78 кг - сначала стальной, потом алюминиевый. На обеих защелка "замкнулась", на стальном раньше - "по ощущениям" 50-60 кг, на алюминиевом позже - опять же, "по ощущениям" где нибудь за 70 кг. |
Test
21 Мар 2019
|
Владимир, хорошо, я проверю свои примерно так же. Результат сообщу. Мне не сложно проверить и в подвеске и отдельно.
Отмечу только, что на карабин в полете приходится только половинка веса...поэтому открыть можно. |
Eskoff
25 Апр 2019
|
Цитата: Результат сообщу. |
Test
25 Апр 2019
|
В выходные буду собираться в поездку, проверю.
|
Eskoff
26 Апр 2019
|
Тогда, если не сложно, отфиксируйте данные по подвеске (впишу в табличку для сравнения), что есть от производителя, чего нет - измерить. Про оценку объема багажника я говорил здесь: https://paraplan.ru/forum/post/2409479 про упаковочный объем - подумаю, как измерить, быстро и с приемлемой точностью. Можете то же подумать на эту тему - все больше пользы, чем от ряда других действий.
Желаемые данные по подвеске в таблицу: Название подвески - Размер - Тип - кокон, открытая, открытая трансформер, облггченная. Размещение запаски - Вес - Упаковочный объем- Протектор - тип, толщина Перегрузка при тестировании - Ширина доски - Высота карабинов - Расстояние между карабинами - Мидель - Сх - Объем багажника - |
Test
26 Апр 2019
|
Владимир, у меня несколько подвесок, и были разные, но смысла в сборе этих бесполезных данных я совершенно не вижу. Для меня при выборе подвески важными являются совершенно другие параметры, например, удобство. Я пытаюсь донести до тебя, что все эти цифры не имеют принципиального значения.
Цитата: Размер - ПОДБИРАЕТСЯ ПО ПИЛОТУ. ТОЧКА.
Тип - кокон, открытая, открытая трансформер, облегченная. ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ДО ВЫБОРА. Размещение запаски - ДЛЯ МЕНЯ УДОБНО ВНИЗУ. Вес - ОБЫЧНЫЙ, НЕ ЛАЙТ И НЕ СПОРТИВНЫЕ ТЯЖЕЛЫЕ. Упаковочный объем- НЕ ВАЖНО. ЗАВИСИТ ОТ ВЫБОРА. Протектор - тип, толщина. НЕ ВАЖНО. ТОТ, ЧТО ПОСТАВИЛ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ. Перегрузка при тестировании - И ЗНАТЬ НЕ ХОЧУ. СЕРТИФИКАЦИЯ ВАЖНЕЕ. Ширина доски - ЗАВИСИТ ОТ РАЗМЕРА ПОДВЕСКИ. Высота карабинов - КОНСТРУКТИВНО ЗАДАННЫЙ РАЗМЕР. Расстояние между карабинами - КОНСТРУКТИВНО ЗАДАННЫЙ РАЗМЕР. Мидель - ЕВРЕЙ. Сх - ДОЛГО СМЕЯЛСЯ. УБЕРИ ЭТОТ КОЭФФИЦИЕНТ. Объем багажника - ЛУЧШЕ БОЛЬШОЙ, НО ДРУГИЕ ПАРАМЕТРЫ ВАЖНЕЕ. Кроме того, как и крылья, подвески все плюс/минус имеют похожие характеристики. Но у каждой есть свои особенности, не отраженные в спецификациях или технических данных. Если пилот выбирает минимальный вес или объем, то он и не будет смотреть на весь рынок предложений, он будет выбирать из нескольких позиций легкого снаряжения. Хотя и в легком сегменте уже есть расслоение на легкие и сверхлегкие. Если при этом, пилоту нужен емкий багажник, то из двух предложений он выберет подвеску именно с ним. Я люблю, когда багажник большой, не хочу минимизировать, кладу рюкзак в него как есть, не складывая даже. У всех моих подвесок он большой, но это вышло случайно, на размер этого параметра я не смотрел вообще. Если пилот новичок, то ему правильнее выбрать подвеску с боковыми протекторами. У меня была такая, помогла не раз, хотя, наверное, и увеличивала объем упаковки за счет дополнительных вставок, не замечал, потому что функция защиты важнее. Если нужен "хвост", то выбор тоже будет их хвостатых, т.е. из нескольких, и сюда не войдут все эти перечни и таблицы. Попытки сделать описания всех подвесок (а это несколько десятков моделей) обречены, т.к. это никому не нужно, а через год на рынке будут новые модели. ВЫБИРАТЬ НУЖНО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ПИЛОТА. А для этого их нужно сформулировать. Если нет четкого понимания, что нужно, то и выбирать не получится. Как в магазине. Если идешь покупать мыло, то не тратишь время на полки со стиральным порошком. А если изменил критерии выбора на порошок, то забываешь про мыло, и выбираешь из порошков, опять же имея требования. Например, берут обычно или проверенное, или самое дешевое. В зависимости от целей. Так и с подвесками. Ниже переписка с Теоретиком с просьбой по выбору подвески-кокона ровно из двух коротких писем. Вопрос-ответ. Потому что я точно знал, что мне нужно, но совершенно не знал, что есть на рынке, в отличие от Алексея, который следит за всеми новинками, и пробует разные варианты. "Если знаешь, что хочешь..." На сегодня для меня: - лучшая сидячая подвеска - это APCO Ritma - лучший кокон - это Woody Valley X-Alps GTO Какие там у них размеры, высоты, протекторы, ширина доски - мне не ведомо. Багажники - большие. Это я отметил. |
Eskoff
26 Апр 2019
|
Цитата: но смысла в сборе этих бесполезных данных я совершенно не вижу Хороший пример тому - обсуждение выше, про работу карабина. Когда возник вопрос о проверке защелки - вы пообещали это сделать - и разумеется не сделали. |
Test
26 Апр 2019
|
Цитата: Не вижу никакого смысла в том большом количестве слов Кроме того, не вы один читаете эту тему, кому-то будет на пользу. Цитата: вы пообещали это сделать - и разумеется не сделали. |
Eskoff
26 Апр 2019
|
Цитата: Да, обещал |
Test
26 Апр 2019
|
Владимир, вы не поверите, но люди бывают заняты.
У меня рабочий день в среднем 12 часов. Плюс отъезды. Как появится возможность. Срочного там ничего не было. |
Eskoff
26 Апр 2019
|
Цитата: вы не поверите, но люди бывают заняты |
Test
26 Апр 2019
|
Как и следовало ожидать, что люменевые, что стальные парапланерные карабины совершенно спокойно открываются под нагрузкой.
Прилагаемая нагрузка была на карабин 100 кг. Защелка и карабины открываются совершенно спокойно. Полетная нагрузка составляет примерно по 50-60 кг на каждый карабин, что почти в два раза ниже испытательной. Проверки на нагрузку, когда карабин перестанет открываться не проводилось в связи с бессмысленностью этого испытания. Было бы наивно думать, что карабины расчитанные на 2 тонны, начнут разгибаться на несколько миллиметров от 10% паспортной величины. Такие деформации привели бы к их разрушению в первом же полете. Кроме того, конструкция, например алюминиевых карабинов, затрудняет, но не блокирует их открывание. Как уже говорил, принцип работы альпинистских карабинов, не позволяет констуктивно блокировать их открывание под нагрузкой, что будет препятствовать продеванию веревки при необходимости. Итого. Элементарное материаловедение, механика и разряд по альпинизму легко побеждает теоретизирование вокруг карабинов, противоречащее здравому смыслу и фактам того, что карабины в полете могут открываться сами. |
astr
10 Сен 2020
|
astr
29 Янв 2021
|
Цитата: открылся и закрылся Цитата: т.е. если он всегда открывался а тут вдруг перестал, то повод задуматься |
И в Индии и тут карабины было вроде этих: aliexpress
Мне такие недавно попадали в руки, снял с поюзанной подвески. Там люфт в защелке больше пяти мм. Пока все разрушенные карабины на тандемах. На всех алюминиевых карабинах у серьезных производителей написано, что для тандема они не годятся. На тандемах и часто используют как-то так: смотреть прямо тут или смотреть с сайта На видео люминиевые Супэир, если ничего не путаю. Шитые белыми нитками коромысла тоже впечатляют. Не закрученная малья не держит почти ничего. После полусотни-сотни закручиваний резьба прослабнет, и сколько оно будет держать это загадка. Рекомендовать такое соединение всем и вся я бы поостерегся. Опять таки, в авиации не законтренные резьбы это дурной тон. Готов летать со стальными карабинами, 300 грамм пара — нет вопросов. Противоречий летать соло на алюминиевых от изветного производителя не вижу. Поменять раз в 5 лет или 1500 часов, как рекомандовано. На тандеме или в акробатике сталь. Или софтлинк. Но за состоянием и правильнойстью соединения софтлинка тоже нужно следить. Наплевательское отношение к состоянию снаряжения, рвущиеся отцепки и.т.д. видел не однократно. |
Иван, прочти вот это: https://finsterwalder-charly.de/images/stories/produkte/bauteile/karabiner/dokumente/eng/karabinertest_april05_eng.pdf
Тут похоже все в первую очередь определяется наличием и величиной люфта в замке, а не материалом. Поэтому ИМХО пинлоки, софтлинки и малионы рулят... |
На подвеске, которая специально не заточена под софтлинки, они вполне могут повредить ремни. И с этим будут летать.
После нескольких десятков закручиваний/раскручиваний в малье прослабнет резьба и несущая способность упадет катастрофически. При этом не зафиксировано случаев поломки карабинов у соло пилотов вообще. Про Грузию доподлинно известно что там были китайские карабины с алиэкспресс. Я общался с очевидцами. Про Индию ничего не знаю, но, судя по остальному снаряжению, там могло быть все, что угодно. Статья от 2005 года, в которой один производитель карабинов поломал карабины пары основных конкурентов. Продолжения эта тема не получила. На текущий момент подтвержденных случаев разрушения алюминиевых карабинов при штатной эксплуатации НЕТ. Их в эксплуатации сотни тысяч штук. Всех пересадить на мальоны, количество происшествий уменьшится? Кто-нибудь обязательно забудет закрутить. Или не уследит что открутилось. С защелкой проще. Всех перевести на софтлинки? У них тоже есть минусы. На пинлоках многие современные подвески не соберешь. Для того чтобы так уверенно давать РЕКОМЕНДАЦИИ, не вижу достаточно фактов. Твои рекомендации уменьшат количество ЛП? С учетом что их до сих пор нет, не уменьшат. Увеличить могут. Действенная рекомендация — при прочих равных лучше использовать стальные. Впрочем, проблем в полетах на алюминиевых не вижу. И буду продолжать на них летать. |
Цитата: На текущий момент подтвержденных случаев разрушения алюминиевых карабинов при штатной эксплуатации НЕТ.
Их в эксплуатации сотни тысяч штук. https://paraplan.ru/forum/topic/28050 |
Обратную сторону с лейблом конторы покажи?
Использовали они его в соло или на тандеме? Я недавно, по случаю, прикупил тандем пасажирскую подвеску. На ней стояла такая красота: Разрушающая нагрузка даже не промаркирована. Есть подозрения что на этом можно летать? Тут реплики почти всех популярных карабинов: aliexpress Даже упомянутые выше Austrialpin parafly, которые запрещены к эксплуатации с 2000 г. Карабины на вашей фотографии скорее, всего, эти: aliexpress По пути стали прочнее. В здравом уме можно решиться летать на карабинах с aliexpress? Пусть даже стальных. Или на мальях с aliexpress? Или софтлинках? |
Цитата: Обратную сторону с лейблом конторы покажи?
Использовали они его в соло или на тандеме? |
Байку по теме расскжу.
Лет 30-35 назад местные жуковские альпинисты активно ходили в горы. Снаряжение купить было не возможно, его делали самостоятельно. В десятках и сотнях килограммов. Типа берем лист какого-то алюминия (не помню детали), мажем хозяйственным мылом, нагреваем на горелке и гнем когда оно начало слегка коричневеть. Получам крюк. Который потом куда-то вбивается и используется для страховки. Отчаянный поступок, не спорю. Если перегреть, получается хрупким, рассыпается в руках. Смотри, какую офигенную тинановую спусковуху я сочинил! Тюк ей об ручку двери. И она рассыпается на части на глазах изумленной публики. Как стеклянная. Висеть на кустарных поделиях дядюшки Ляо, без разрушающего контроля в каждой партии, это от 1 до 5 пуль в барабане. Как повезет. Крутите. |
sky_dreamer1
24 Мар 2019
|
Сколько крюков , анкеров и шлямбуров на станциях стоит?
|
Gluk
28 Мар 2019
|
Почитал ветку на буржуйском форуме. Это карабин от woody valley
Они даже дали ответ, владельцу: "Their answer was that they sold over 80,000 such carabiners, and I am the first to break at least one." Т.е. статистика 1 из 80000. Далее очень хорошее фото разлома, спасибо владельцу. Что я там вижу, не претендуя на истину. Поверхности не совпадают на 100% особенно это видно в верху сечения (около внешней сторонв), значит, трещина была.. Далее множество линий концентрических с радиусом изнутри говорит, что была деформация по нагрузка/разгрузка при наличии трещины. Не знаю насколько реально, но если взять карабин и посмотреть с лупой при нагрузке и без неё то трещину наверняка можно увидеть если она есть. И нагрузки 50-60 кг достаточно. Видел как незамуфтованый иремель можно погнуть руками, правда рывком. Срочно менять карабины не нуно )) |
astr
25 Янв 2021
|
После этой темы заменил алюмишку на сталь, не стоят дополнительные 100 грамм веса, одного грамма сомнений.
|
Austrialpin Powerfly самые правильные из карабинов.
https://paraplan.ru/forum/post/2532020 |
astr
25 Янв 2021
|
Если это покрытие, твердость которого больше, чем у материала карабинов, на них нанести, и не сделать при этом медную подложку, то малейшая трещина на покрытии спровоцирует трещину уже в карабине.
А подложка увеличивает стоимость покрытия более чем вдвое. Это один из инженерно-конструкторских идиотентестов, если что. |
спасибо, кэп.
только анодирование это не совсем покрытие, ближе к травлению, медную подложку под него никак не сделать. если только поверх меди опять алюминия не накидать. в советской авиации часто встречал на силовых элементах в том числе. впрочем, про идеотентест скорее соглашусь. есть правда оговорки, но это уже оффтоп жесткий. |
ddosoff
21 Мар 2019
|
Какие конкретно стальные карабины самый айс?
|
Эти самые самые попуплярные: http://austrialpin.net/product/powerfly-inox/
|
ParaNolik
22 Мар 2019
|
подскажите знающие по таким карабинам
это люминь или что-то другое? |
Это титан. Кстати очень характерная форма, у этого карабина защелка действительно не несет нагрузки. Но ресурс, в отличии от стальных, тоже ограничен.
https://finsterwalder-charly.de/en/finsterwalder-karabiners/snaplock-karabiner.html p.s. Правда там по ссылке и стальные ругают. |
Это не титан, к сожалению. Титанал. Что-то на тему сплава титана и алюминия.
Как колбаса из конины с рябчиком. В соотношение 1 к 1. Одна лошадь один рябчик. Но они реально массивные. Форма выглядит правильно. Из алюминиевых эти, пожалуй, лучшие. Защелка как-то работает. Там черным по белому написано, что разрушающая нагрузка с открытой защелкой 20 кН, с закрытой 30 кН. |
astr
22 Мар 2019
|
По Вашей ссылке:
Цитата: The crack in the steel carabiner on the left occurred after 1.739.700 load changes between 5 and 50 daN. The steel carabiner on the right broke after 287.000 load changes between 7 and 70 daN. For comparison: Titanal Pin Lock carabiners withstood 5.000.000 load changes between 40 and 400 daN without failure.
Цитата: Трещина в стальном карабине слева произошла после 1 739 700 нагрузочных циклов 5-50кг.
Стальной карабин справа сломался после 287 000 циклов 7-70кг. Для сравнения: карабины Titanal Pin Lock выдержали 5 000 000 циклов 40-400кг без разрушения. |
karp2005
22 Мар 2019
|
нет неправильных материалов, есть их неправильное использование: как в варианте с карабинами - кто считает налет и меняет их каждые 50- 100 часов? стальные карабины тоже не вечные, но их ресурс гораздо больший: у меня ломалась защелка раньше. не хотите с этим заморачиваться- ставьте стальные и за проблему можно забыть, тем более что разница в 50-100гр не принципиальна.
|
Есть материалы DHV, которые подтверждают важность небольших зазоров в замке карабина: https://finsterwalder-charly.de/images/stories/produkte/bauteile/karabiner/dokumente/eng/karabinertest_april05_eng.pdf
Вплоть до того, что стальные карабины могут разрушиться раньше алюминиевых если у них зазор сильно больше. Точнее говоря важно, чтобы замыкание замка карабина происходило при нагрузках меньших, чем нагрузка усталостного разрушения карабина. Для стальных усталостное разрушеине происходит при существенно больших нагрузках, чем у алюминиевых. Но и карабин замыкается при больших нагрузках. Так что все зависит от соотношения этих параметров. Но в в отношении Пинлоков у DHV те же положительные выводы - они практически не подвержены усталостному разрушению. Я думаю и к малионам это относится, потому что и там и там в принципе отсутствует зазор в замке. |
Еще в 2005 DHV разработало процедуру определения безопасности карабинов для полетов.
Вот суть: - для карабина измеряется нагрузка, при которой замыкается замок (карабин нельзя открыть под этой нагрузкой). Для большинства алюминиевых карабинов эта величина составляет от 15 до 80 кг в зависимости от величины зазора и геометрии карабина. - для карабина измеряется величина нагрузки усталостного разрушения. Для этого производитель должен определить при какой минимальной силе импульсного воздействия с амплитудой в 90% карабин разрушается при 2 млн циклов для стали и 5 млн циклов для алюминия. Для большинства алюминиевых карабинов эта сила составляет 30-100 кг. - если сила замыкания замка, помноженная на 1.2, меньше, чем сила усталостного разрушения, то карабин считается безопасным. DHV обязала производителей карабинов для авиации производить соответствующие измерения и предоставлять им данные. Чем дело кончилось я не знаю. Хочется надеяться, что этот механизм работает. Но в любом случае по этой методике абсолютные лидеры - это соединительные элементы без зазора в замке. А это пинлоки, софтлинки и малионы. |
jury
19 Авг 2020
|
макс68
10 Фев 2021
|
кто думает о разрушении карабина можно дополнительно дублировать карабин толстой стропой или 2-3 мм шнуром на удавку без нагрузки. Софтлинк в данном случае менее удобен т.к. без нагрузки его завязать не получится как правило он получается меньше карабина. да и не нужет он такак сложно предположить нагрузку на свободный конец более 300 кг а 3 мм шнур и 400 выдержит.
|