Форумы paraplan.ru Соревнования, выезды Отчёты о выездах По просьбам друзей про треугольник 124,7 км
theoretic
АвторТемы
24 Июн 2019
По просьбам друзей про треугольник 124,7 км
Несколько дней конца июня-2019 подарили подмосковной Кончинке совершенно фантастическую маршрутную погоду. Мне повезло -- была возможность выехать в Кончинку на неделе! И вот что из этого вышло...

...Вечер среды. Позади длинный и неоднозначный маршрутный день, который оказался для меня неожиданно удачным -- удалось уйти от старта примерно на 60 км и вернуться назад на 40. Шесть часов в воздухе... Мне повезло -- удалось довольно быстро вернуться к машине, и теперь передо мной -- длинный вечер с пением птиц и долгожданной, пусть и почти призрачной, прохладой. Надо расслабиться, как следует отдохнуть перед завтрашним днём. Ведь прогноз -- ещё круче, чем был на сегодня!

Отдых так отдых. Новенькая, с иголочки, гостиница рядом с трассой. Долго не могу заснуть -- отчасти сказывается усталось, отчасти хочется побыстрее попасть в завтрашний день, который так много обещает. Прохлада затекает в открытое окно, мягко обволакивая усталое тело. Спать...

И вот он, четверг. Для меня он начинается с первыми лучами солнца. Часам к десяти надо уже быть на парадроме, до которого от дружелюбной гостинички буквально 10 минут езды. С самого утра день быстро набухает ликующим жаром. Уже к девяти утра по всему небу смело стреляют вверх впечатляющие башни кучевых облаков. Красотища! Но не переразвилось бы... Жёсткое солнце ощутимо, вещественно давит на кожу, выжаривает изнутри остывший за ночь машинный салон. Пора на парадром!

Да, сегодня, несмотря на рабочий день, сегодня старт совсем не пустует. Серьёзность погоды создаёт серьёзное настроение у пилотов, и обычно расслабленный кончинковский старт сегодня живёт в необычном для него напряжённом ритме, который скрывается за обманчивым внешним спокойствием. Тихо и сосредоточенно, как на больших соревнованиях, пилоты готовят к вылету своё лётное добро. Каждый уже наполовину в небе, уже построены в головах схемы маршрутов, уже уловлен правильный настрой...

-- Привет, Теоретик! А я тут собрался твой прошлогодний рекорд побить!

-- Ну, так бей.

К чему это было? Зачем это было сказано? Загадка. Внутри меня сейчас правильный, немного ленивый покой, который мало что может потревожить. Так и должно быть, когда ветроуказатель у лебёдки вяло пошевеливается, отмечая изредка прилетающие со всех сторон порывы ветра, а пронзительно-яркое небо уже испятнано щедрой, но не стремящейся к переразвитию кучёвкой. Такую погоду нельзя упустить. Это редкий шанс, но воспользоваться им получится только тогда, когда то, что у тебя внутри, соответствует тому, что ты видишь снаружи. Думаю, что я готов. Всё получается как-то само собой -- неторопливо, но очень во-время. И вот, едва успев это осознать, я уже стою на старте, полностью готовый лететь.

Старт! По штилям лебёдка вынуждена давать много тяги, и мы с верным крылом карабкаемся вверх по впечатляюще крутой траектории, уже в процессе затяжки прошивая парочку довольно перспективных потоков. Эх, не ошибиться бы после отцепа -- в такую погоду надо уходить на маршрут как можно раньше, так что рестарт крайне нежелателен... Поток находится почти сразу после отцепки. Слабый, но довольно широкий и вполне надёжный. Пока бултыхаюсь в нём, набирая первые пару сот метров высоты -- лебёдка закидывает в небо ещё пару человек, и у них дело идёт явно веселее, чем у меня. Короткий переход до потока, который уверенно оседлал яркий Вольт по управлением Саши Рыжова. И вот она, первая за день "двойка"! Работаем на пару в стремительно крепчающем потоке. Ого, плюс три по усреднителю! Поток бурлит -- видно, как ходит вперёд-назад сашино крыло. А над головой -- плотное, красиво очерченное облако, тоже первое за этот день, который окажется очень длинным.

И вот она -- подошва облака. Прохладная серо-лиловая реальность, едва ощутимо, но так привычно пахнущая свежим бельём. Стремительный темп набора заставляет быстро принимать решение. Юг или на юго-восток? Второй вариант выглядит перспективнее -- и, недокрутив до серой пелены метров сто, впервые за день встаю на переход. Пока небыстро, без акселератора -- зачем спешить, если облако щедро дарит так нужную на равнине высоту?..

Взгляд на часы. Семнадцать минут от старта! Радостное чувство свободы охватывает меня. Обычно полёт над равниной, тем более замкнутый -- это борьба с ветром, "голубыми дырами" и "нисходняками", это трудные тактические решения и в целом тяжёлый полёт. Но сегодня, кажется, можно всё! Длинное облако, лихо прокатив меня под собой, в какие-то минуты выносит нас с верным крылом в район трассы М6, которая, если всё получится, приведёт меня в окрестности Серебряных Прудов. Отличное начало!

...А через какие-то полчаса я осознаю, что уже довольно давно и не менее уныло ковыряю какие-то нули в районе дружественного парадрома Каменка. Вот тебе и чувство свободы! Нулей много, но толку от них -- разве что получается не терять высоту. Таким макаром до Серебряных Прудов придётся часа три лететь, ох как не хотелось бы... Концентрируюсь. В штиль потоки всегда имеют очень сложную форму, которую не просчитает никакой флайт-компьютер. Вся надежда -- на тонкие ощущения, которые даёт крыло. Глаза привычно ловят расфокус -- зрение мне сейчас не особо нужно, оно только отвлекает от микроскопических изменений нагрузок на руки и корпус, от тонких вариаций шума обтекания, который глухо урчит где-то за моей спиной. И мы с крылом начинаем сложный танец с плавными округлыми протяжками и неожиданными резкими движениями. Минута такой игры -- и волшебным образом находится нормальный сильный поток! Включаю зрение и, от души навалившись на одну сторону подвески, со смаком, с плотным ощущением лёгкой перегрузки, ввинчиваюсь в такой приятный, прохладный здесь воздух. Мой поток дарит мне ещё один сюрприз -- он пахнет! Пахнет какими-то полевыми цветами с неярким, но удивительно тонким, деликатным ароматом. Потом окажется, что этот запах будет ненавязчиво сопровождать меня весь день...

Час полёта. Пройдено километров двадцать -- вполне нормальный темп! Да, после первого великолепного рывка вперёд я несколько подзастрял, но в целом летится очень неплохо. Удивительно, что в обозримом объёме воздуха я лечу один. Что странно -- моё первое тактическое решение идти на восток было очень логичным, и сейчас, на очередном переходе между облаками оглядываясь во все стороны, я вижу, что облака по выбранной мной линии "старт -- Пруды" стоят лучше, чем по линии "старт -- Венёв", которую, судя по всему, выбрала основная масса других пилотов. Что ж, полечу в одиночку...

...А вот уже и Пруды. Никогда до них не летал! Симпатичный городок, к которому с разных сторон стягиваются светлые нитки грунтовок. А погода между тем потихоньку набирает силу. Каждый следующий поток находится проще и поднимает вверх быстрее и надёжнее предыдущих. Спохватываюсь, что ни разу с начала полёта не пил -- но что-то случилось со шлангом питьевой системы, и вместо долгожданной прохладной воды мне достаётся скрипучая резина клапана. Не очень хорошо -- если полёт будет долгим, крайне желательно пить, чтобы голова работала нормально. Между тем нормально работающая голова мне сейчас ох как не повредит! Район Прудов -- первая из прикидочно выбранных мной поворотных точек. Маршрут выгодно вытягивать на восток, но там как раз город. А над городом -- почему-то голубая дырка, в которой нет даже намёков на формирование кучёвки. Быстро приходит компромисс: лететь в дыру, пока высоты больше километра, а дальше поворачивать и искать какой-нибудь поток. Сильно ниже тысячи проседать сегодня нежелательно -- потоки внизу есть, но они существенно менее сильные, чем наверху, тысяч от полутора и выше.



Голубая дыра встречает меня щедрыми развесистыми минусами, что логично. Приходится поворачивать, слегка до Прудов не долетев -- тянуться к следующему потоку пришлось бы слишком далеко. Менее логичен лёгкий, но довольно зловредный при таком раскладе встречный ветер, который, объединившись с минусами, съедает мне несколько единиц драгоценного глайда. Таакс, два с небольшим часа полёта -- первый "поворотник" взят, темп пока более-менее нормальный, но лучше ускориться. Впервые за день жму акселератор на полную, и симпатичные Пруды послушно начинают уползать назад. А впереди -- замечательные, свободно и широко лежащие поля, которые вот так и лежат километров 30 до самого Венёва. И облака над этими полями... С утра облачность была рыхловата. А сейчас, во втором часу дня, облака уже налиты могучей послеполуденной силой. Резко срезанные, насыщенно сумеречные нижние кромки -- и удивительная плавность, текучесть форм, свободно и причудливо клубящихся на высоте далеко за две тысячи... Это лучшее время дня. Это лучшее время для быстрого полёта. Вхожу в раж и щедро разгоняюсь на каждом переходе (тем более что встречный ветер и минуса). И облака не подводят! Минутное бултыхание в нулях -- и очередное мощное ядро возносит нас с крылом в прохладу и сизо-лиловый сумрак границы очередного облака. Болтает теперь тоже пободрее, чем с утра -- зато на очередном переходе обнаруживаю, что моя бодрая работа корпусом разблокировала шланг "питьевухи", и теперь у меня снова есть прохладная вода! Хорошо-то как!.. А впереди тем временем уже показались светлые пятна карьеров, обозначающие собой близость Венёва.



Венёв. Чудесный городишко, который почти всегда дарит щедрые, широкие и мощные потоки. Судя по мощным наливным облакам, есть они там и сейчас. Хехе, да я в воздухе не один! Неожиданно замечаю целую кавалькаду разноцветных парапланчиков, которые медленно, но решительно ползут далеко внизу на встречных курсах. Время -- три часа, то-есть я в воздухе уже около четырёх часов, а эти ребята, судя по всему, только повернули на Пруды, откуда я как раз и прилетел. На что они рассчитывают?.. Погода кончится часов в шесть, то-есть на всё про всё у них есть три часа. Смело! И даже слишком смело. Не думаю, что им удастся вернуться на старт по воздуху. Впрочем, о чём это я? Мне надо ещё дотянуться до венёвской развязки на трассе М4, чтобы мой потенциальный треугольник получился FAIшным. И после этого -- обратно к старту!

Венёвская развязка на этот раз дарит мне очередной поток. Всегда бы так -- поток на запланированной точкой поворота! Спокойный, широкий, но довольно мощный. Пока кручу -- над соседним карьером обнаруживается на головокружительной высоте зелёно-чёрный Рэй. Ба, да это же Дима Бондарев! Этот не ошибётся. Бросаю свой вполне приличный поток и в темпе перепрыгиваю в соседний, до которого пара-тройка километров лёта.



Поток оказался качественный. Если бы не истошное чириканье вариометра -- могло бы показаться, что я неподвижно стою в довольно ощутимом крене, впаянный в плотный воздух, а облако стремительно, но плавно надвигается на меня сверху. Вот и база! Облака сейчас довольно плоские, и я позволяю себе ухнуть в призрачно-серую массу до кратковременной -- на несколько секунд -- потери видимости. Перед глазами возникает сплошной, абсолютно непроницаемый серый экран -- но вот в его плотном теле начинают образовываться какие-то сложные завитки и завихрения, сквозь которые начинают проглядывать первые робкие пятна лазури неба. И вдруг -- как всегда, внезапно -- пелена рвётся, и уносит холодным ветром назад изогнутые причудливыми шупальцами облачные клочья, и снова распахивается во всю необъятную ширь уже предвечерний, чуть тронутый солнечной позолотой горизонт.



Две четыреста. До старта (он же и финиш) -- километров тридцать, причём по ветру (он, пусть и слабенький, но вполне заметен на этой высоте). А времени-то -- ещё и четырёх часов нет! Отлично. Возврат к старту выглядит задачей более чем реальной, но по опыту предыдущих попыток понимаю, что расслабляться пока рановато. Сколько раз в похожих условиях меня припечатывал к земле коварный Мордвес! Вот для того мне и нужны были эти две четыреста, этот короткий, но такой яркий по эмоциям контакт с облаком, которое выметнуло высоко надо мной свою тёмную корону, красиво подсвеченную солнцем по верхней кромке. Который раз за день втопив акселератор, чтобы побыстрее убежать от послеоблачного "нисходняка", тщательно выбираю свой дальнейший путь. Левее трассы? Правее трассы?.. Вроде бы облака чуть лучше стоят по левой, западной её стороне. Так и пойдём. И чихать, что далеко внизу -- большие пятна сизоватого за лёгкой дымкой леса: запас высоты даёт свободу выбора, свободу манёвра. Уйдём от леса, если что. Глайд тем временем великолепен: развалившаяся линия облаков оставила после себя прощальные вкрадчивые нули. Если не врут приборы -- то старт уже достижим без дополнительных наборов высоты! Конечно, я в это не верю. Это просто циферки. А лететь между тем ещё километров 20 с гаком, и на пути обязательно будут "минуса"...

...в которые я втыкаюсь буквально через пару минут сладкой жизни, подаренной мне остатками облачной дороги. Высоты ещё много, но без дополнительного набора -- никак. А погода между тем уже совсем вечерняя. Потоки широченные, завораживающе плавные -- но сила их тает, и расставлены они всё реже и реже. Но способностей моего крыла пока ещё хватает, чтобы дотянуться до очередного потока, не потеряв при этом слишком много высоты.



Окрестности парадрома. Какое же это сильное ощущение -- снова увидеть их после без малого шести часов полёта, с другой стороны, в другом ракурсе, в ином свете... Теперь уже нет никаких сомнений, что я долетаю. Долетаю надёжно, с большим запасом и времени, и высоты. На часах -- всего пол-пятого, и, судя по виду неба, у меня есть ещё как минимум полчаса погоды. Но и усталось уже начинает брать своё. Мысли ворочаются в голове вязко и неохотно, и сводятся они к тому, что пора бы уже аккуратненько свинтиться вниз умеренно крутой спиралью -- и обратно на старт, где, судя по всему, ещё потихоньку идут затяжки и полёты. Знакомое состояние -- примерно так же было год назад, когда я тоже замыкал большой треугольник. Но сколько бы ты ни пролетел -- если есть возможность сделать лучше, надо делать лучше! Остатки воли пробивают вязкую усталую ленцу, и руки как бы сами собой, почти без участия разума, начинают центровать какой-то очередной поточек. Почему-то мне в него не верится, и совершенно зря. Да, слабенький (до "единички" по усреднителю), да, высоко не поднимет (хотя это смотря как центровать)... но это же поток! Это возможность удлинить треугольник! Триангл-ассист включён у меня уже с пол-часа как (на таких маршрутах он здорово выручает, особенно в самом конце) -- и, судя по хитрым фигуринам на экране, лететь мне предстоит на северо-запад. Что я и проделываю, наблюдая как будто со стороны, как усталый и потому уже не совсем адекватно соображающий человек в лице меня, упорно давя акселератор, ползёт сквозь лёгкие минуса от манящей своим удобством посадки в какие-то кущерявые кущеря, откуда так муторно выходить пешком, и где уже, кажется, нет нормальных потоков... Сто двадцать два километра -- это если я поверну назад прямо сейчас. Сто двадцать три. Впереди -- огроменная, солнечная и голубая дырка, в которой уж точно не будет ничего, кроме нисходняков. Как несколько часов назад, решаю "дожечь" остаток высоты до километра и возвращаться. Сто двадцать четыре... До круглой цифры 125 мне не хватает совсем чуть-чуть -- высота над уровнем моря стала меньше 1000, а лететь до финиша почти 7 кэмэ. Слишком жадничать тоже нехорошо -- и вот я поворачиваю обратно. Летится между тем "внатяг" -- парадром прекрасно освещён солнцем, и безо всяких приборов мне очевидна точка, в которую я прилечу, если глайд не будет меняться. А он всё время меняется! И моя "точка прибытия" то втыкается в лесок, отделяющий меня от парадрома, то расслабляюще уползает далеко за него.



В паре километров до финиша втыкаюсь в выраженные "минуса", которые практически лишают меня надежды. Но парой сотен метров дальше минуса сменяются слабым, но широким восходящим "молоком", которое нежно поддерживает меня, позволяя перемахнуть лесополосу с запасом в добрые 200 метров и даже сделать пару винговеров перед посадкой.



Сто двадцать четыре километра. Из которых финальные километров семь-десять летелись уже скорее на силе воли. И именно эти километры, как оказалось после посадки, отделили мой результат от результатов других, кто тоже пытался прыгнуть выше головы и превзойти собственные лучшие достижения. Пока можешь лететь -- лети. Пока можешь делать -- делай. Как и всё, что имеет смысл делать в этой жизни.
zlydene
01 Июл 2019
Re: По просьбам друзей про треугольник 124,7 км
Прочитал, как-будто сам пролетел, очень красиво написано!!!

  Форумы paraplan.ru Соревнования, выезды Отчёты о выездах По просьбам друзей про треугольник 124,7 км