Форумы paraplan.ru ParaForum Вопрос о волновой турбулентности
IvanSpb
АвторТемы
пилот XC
26 Июл 2019
Вопрос о волновой турбулентности
Коллеги,
буду благодарен за мнение.

Заранее прошу прощения что запостил не в моторный форум (я моторщик), вопрос по метеорологии и вероятность получить ответ в вашем форуме намного выше.

Намедни, будучи уже достаточно опытным кросс-кантри пилотом, с опытом полётов в сложных метеоусловиях, попал в крайне неприятную (и что самое плохое, абсолютно неожиданную) для себя ситуацию.

Итак...

Супер день для полётов с мотором, нет проходящих фронтов, полный штиль, отсутствует градиент давления в пределах 500км.
Ветер по высотности почти отсутствует (3м/с на 5000м по Виндгуру, то же по Vindy и т.д.)
Температурный градиент 3 градуса на км - сказка, супер стабильная атмосфера.

Время - 5:10 утра, солнце только восходит.
Чистое небо, небольшая кучёвка принесённая с моря.

В общем - ничто не предвещает.

Взлетаю, штиль, безветрие, набираю 1500 метров, выхожу за облачность и вдруг начинается... всё неправильно... турбулентность сильная относительно, болтанка, это "неправильно" над облачностью. Поскольку героизм - это однозначно не про меня, принимаю решение снижаться, двигаться в сторону посадки, благо в 20 минутах от места старта.

И тут "начинается". За 10 лет полётов (85 часов в прошлом году) это самое худшее что я испытывал.
Забросы во всех направлениях, +/- 5 постоянно и во всех плоскостях. Как будто термики (которых в 5 утра быть не может как и турбулентности на срезе ветра так как ветра нет) сошли с ума и пробивают воздух во всех возможных направлениях.

И это по высотам от 1500 до 0...

Сел. писец. Полный штиль на земле...

Самое интересное - по Гоупро видео, за 10 (!!) минут небо от чистого с остатками ночной кучёвки превратилось вот в ЭТО.

И это - за 10 минут (??!!)

Мнения?





PS Ни до не после не видел ничего подобного - как будто "включили" отображения радиоволн...
Лайнер
27 Июл 2019
Re: Вопрос о волновой турбулентности
...по верхам начал продавливать тёплый фронт.
Оказался в ненужное время в ненужном месте!
d_i_m
пилот XC
27 Июл 2019
Re: Вопрос о волновой турбулентности
Мелкая регулярная структура облаков - признак нестабильности кельвина-гельмгольца
Artemii1000
пилот XC
30 Июл 2019
Re: Вопрос о волновой турбулентности
Цитата:
кельвина-гельмгольца

Красивая нестабильность..
Получается пилот попал не в волновые облака, а просто в "роторную-турбулентность"



Ещё это может выглядеть, как облака Асператус



он же аналог Асператуса (в простонародном - "Вымеобразные облака")

niknik
пилот XC
30 Июл 2019
Обратите внимание
Цитата:
И это по высотам от 1500 до 0...
antonio parashutist
2-й разряд
27 Июл 2019
Re: Вопрос о волновой турбулентности
А накануне какая погода была?
Iv
пилот XC
28 Июл 2019
Re: Вопрос о волновой турбулентности
Очень полезно смотреть распределение ветра по высоте. Существенные изменения всегда дожны напрягать.
Посмотреть можно на meteo.paraplan.ru, или в windy, например.

Если на какой-то высоте ветер существенно меняет силу или направление, скучно не будет.
IvanSpb
АвторТемы
пилот XC
01 Авг 2019
Re: Вопрос о волновой турбулентности
Спасибо за ответы.
Сдвига ветра практически не было. Смотрел и по Виндгуру (у меня подписка) и по Vindy.

Накануне - медленно двигающееся ядро высокого давления. Ничего всерхъестественного...

Напрягает именно своя неспособность предусмотреть подобное развитие событий на основе имеющихся знаний и информации...
Iv
пилот XC
01 Авг 2019
Re: Вопрос о волновой турбулентности
Важно посмотреть именно распределение по высотам.
Windguru этого не делает. В windy нужно таскать ползунок, не наглядно.


Тут хорошо видно: https://play.google.com/store/apps/details?id=origo.weathixcpro

askvortsov
01 Авг 2019
Re: Вопрос о волновой турбулентности
Цитата:
Важно посмотреть именно распределение по высотам.
Windguru этого не делает.

Нажми на значек 2D, выбери в каком диапазоне, и увидишь искомое в windguru
Eskoff
02 Авг 2019
Несколько уточняющих вопросов
1. Географически это где? Ни по сообщению, ни по профилю не понятно.
2. Дата всего этого?
3. Есть ли фактические данные с ближайшей метеостанции? На этот момент и позже? Вопрос как продолжение первых двух.
4. По изображению. Сложно понять, это верхний ярус и перистые облака? Нижние космы, частично чем то затененные, как бы понятно, а вот выше?
5. Ваше наблюдение о изменении погоды в следующие дни? Что произошло?
IvanSpb
АвторТемы
пилот XC
03 Авг 2019
Re: Несколько уточняющих вопросов
Владимир приветствую.

1. Географически - Северный Уэльс, гористая местность, граница с морем.
2. 7 июля
3. Нет, пользовался только Windguru, Vindy, Metoffice при планировании полёта. Насколько я знаю они все подкачивают данные с локальных метеостанций, понятно что разрешение не слишком высокое при этом но обычно этого более чем достаточно. Тем более что на Виндгуру у меня подписка, смотрю прогноз по собственным точкам.
4. Владимир, не знаю. Всё произошло настолько стремительно что смотреть за небом времени не было, нужно было работать с крылом. Судя по видео с Гоупро волновой формы облака развились в течении 10 минут, взлетал в чистое небо. Почти чистое. Остатки морской кучёвки и совсем немного перистых не в счёт.

Температурный градиент 3 градуса на километр соответствовал прогнозу Виндгуру. При этом атмосфера должна была быть супер стабильной. Полчаса после восхода... Как я писал выше, ветер по высотности был очень слабый.

Волны облаков просуществовали в течении 30 минут примерно. Затем полностью исчезли.

На фото - начало полёта, до появления волн. Высота 1500м.



5. Обычный дни зоны высокого давления - солнце, средняя термичка, бризовые ветра как обычно и т.д. Ничего сверхъестественного. Повторюсь - волны просуществовали около 30 минут.

Грустно господа. Расписался в своей неспособности спрогнозировать задницу...

Перед посадкой...



Тему можно наверное закрывать, показал фото местным пилотам летающим по 20 лет и хорошо знающих местную аэрологию - никаких идей... после 10 лет полётов впервые настроение - "до свидания параплан, здравствуй Сессна"...
Редактировалось: IvanSpb (03 Авг 2019), всего редактировалось 1 раз(а)
d_i_m
пилот XC
03 Авг 2019
Re: Несколько уточняющих вопросов
Надо было морякам показывать.
Они уже минимум лет пятьсот знают, что появление любой мелкой регулярной структуры в небе- признак надвигающейся жопы, в виде усиления ветра, иногда до ураганного.
Механизм обычно, но не всегда, конечно,такой -
приходит по верхам ветер, это может быть или отрог циклона, тогда этот процесс занимает несколько часов, или заблудившийся джет - тогда счёт может идти на минуты - слой ветра вызывает на подстилающих слоях воздуха рябь, или иными словами нестабильность Кельвина Гельмгольца. Гребни этой ряби - видны как вспышки мелких полупрозрачных облачков, которые могут ещё и двигаться, хотя могут и стоять на месте. Надо понимать, что ветер может ехать гораздо быстрее, чем движение этих облаков. Иногда в разы. Когда вся эта история перемешивает воздух до земли - на земле начинается пц. В воздухе же он начинается ещё раньше, естественно, и чем выше- тем раньше. Линзовидные облака - это признак другого процесса, более стационарного, без развития характерных признаков нестабильности. Хотя тоже признак очень сильного ветра на высоте, который до земли может и не добраться
IvanSpb
АвторТемы
пилот XC
03 Авг 2019
Re: Несколько уточняющих вопросов
Цитата:
Они уже минимум лет пятьсот знают, что появление любой мелкой регулярной структуры в небе- признак надвигающейся жопы, в виде усиления ветра, иногда до ураганного.

Спасибо огромное за ответ

Занесу в копилку знаний, предупреждён - вооружён.
Eskoff
03 Авг 2019
Re: Несколько уточняющих вопросов
Да... Даже не предполагал, что такое бывает - столь стремительное развитие событий - за полчаса. Как в локальном образовании, типа грозы.

Все это очень интересно, с точки зрения любителя метеорологии, только наш опыт (Россия) очень далек от всего этого.
У нас влияние воды мало (климат все больше континентальный) и в основном в это время года определяется все тем, на какой широте и как проходит полярный фронт, насколько загибается туда или сюда

это в глобальном масштабе (так сказать, макро метеорология).
А в среднем масштабе, и более мелком - куда эти изгибы двигаются над конкретной точкой местности и какие воздушные массы сменяют друг друга и где и как проходит граница раздела этих масс.
Но все достаточно не быстро и изменение за пол дня а не полчаса.

Полюбопытствовал, что у вас происходит, насколько можно посмотреть.
На https://ready.arl.noaa.gov/READYcmet.php хорошо видны в малом размере границы раздела воздушных масс, когда они сменяют друг друга или просто противостоят, мало смешиваясь. По направлению и скорости ветра по высоте и температурам.
Вот для примера близкие к вашим координаты, на сегодняшний вечер

Граница раздела воздушных масс на 1500 - 2000 м, сильный сдвиг ветра по силе и направлению и турбулентность там наверняка очень значительная.
Но если полистать по времени эти диаграмки, в течении дня, то просто поразительно, с какой скоростью все меняется, даже в прогнозе.
IvanSpb
АвторТемы
пилот XC
03 Авг 2019
О северном Уэльсе в целом...
Спасибо за ответ.

Вы абсолютно правы, меняется погода очень и очень быстро, плюс сильная бризовая компонента. Зато маршруты с возвращением можно летать с попутным ветром и туда и обратно просто выбирая высоту полёта.

Плюс к этому окклюзионные фронты которые - вещь в себе и рядом с которыми иногда можно летать. Впечатления сильнейшие.

Иногда можно летать безопасно рядом вот с такими вещами. При этом нужно конечно очень хорошо понимать что ты делаешь и что скорости на акселе хватит что бы свалить в безопасную зону до того как это дойдёт до места взлёта/посадки…



Иногда бывает вообще непредсказуемо - но фото ниже - штиль, нет турбулентности от слова совсем, погода не "двигается".



Ну и горы, пусть они у нас и не очень высокие, чуть выше километра, но далеко не простые если хочется полетать у рельефа. Но когда это удаётся, это кайф неимоверный.



А на виды можно просто медитировать.





А в плане облачности я уже “сдаюсь”. После вот ЭТОГО готов увидеть всё что угодно )) Раннее утро, ветер около 6 м/с на высоте 1км.

Редактировалось: IvanSpb (03 Авг 2019), всего редактировалось 3 раз(а)
Eskoff
03 Авг 2019
Re: О северном Уэльсе в целом...
Классные фото

Нижние - просто супер! "Вымеобразные" наоборот. Обычная логика тут "бастует". Любые облака (или почти любые) это поднятие воздуха и охлаждение его от этого. А тут...
Eskoff
03 Авг 2019
Re: О северном Уэльсе в целом...
А вы давно в северном Уэльсе живете? Откуда приехали, из Питера, судя по нику?
Интересны наблюдения/впечатления/сравнения по поводу климата и погоды, от предыдущего места жительства, к сегодняшнему.
"Разовые" поездки, которые мы все совершаем, не в счет. Не дают картины.
IvanSpb
АвторТемы
пилот XC
04 Авг 2019
Re: О северном Уэльсе в целом...
Да, из Питера. Плотно летаю 3 года.

Климат... это объёмный вопрос, тема на которую можно часами разговаривать.

Всё другое. Температура, ветер, стабильность атмосферы... метеорологию пришлось учить заново и совершенно на другом уровне. Это для того что бы летать более-менее приличные маршруты по 120 - 140 километров да ещё в горы. У нас всё-таки кросс-кантри команда, нужно соответствовать.

Если совсем кратко - Британия это остров в океане, отсюда сильные бризовые ветра, летом дует по 8 метров в секунду. Набираешь 500 метров, проходишь зону турбулентности на срезе ветра и попадаешь в основной ветер дующий в противоположную сторону.

Плюс Гольфстрим. Плюс факт что Британия ловит весь сильный ветер который приходит с Северо-Запада, на Исландии не слишком много задерживается. Поэтому кстати во Франции погода на порядок лучше всегда.

Плюс горы, хоть и не высокие, как я раньше уже говорил. При полёте очень часто в течении часа моя скорость (относительно земли) прыгает на плюс минус 20 кмч, происходит постоянное смешение разнонаправленных потоков воздуха. Это я про высоту до одной мили примерно, дальше естественно всё стабильнее, после 2000 - 2500 метров всё меняется на фоновый более стабильный ветер.

Плюс облачность, плюс ротора, нужно очень хорошо понимать что ты делаешь и где тебя быть не должно. Один раз, три года назад залез под линзовидное облако, научился тому "что такое хорошо что такое плохо".

Плюс сильные ветра в принципе. Часто когда выхожу на пляж выгулять собаку мне сложно ходить - дует по 16 метров в секунду и это далеко не редкость. Каждый год сдувает прибитую гвоздями черепицу с крыши (в этом году уже ремонтировал), переворачивает грузовики на дорогах.

Но при этом часов 100 в год налетать не проблема, было бы желание, время и знания/понимание того где и как ты можешь позволить себе летать. Ну вот как-то так.

Раз фото понравились, получите ))



Волков Василий
08 Авг 2019
Re: Вопрос о волновой турбулентности
Красивые фото.
Кратко по делу. Очень похоже, что прогноз что-то не показал. Любой прогноз носит вероятностный характер.
Есть прогноз и есть фактическая погода. Из того что Вы рассказали где-то произошло усиление ветра.
Вы летаете с GPS и можете контролировать путевую скорость. Ничего не заметили?
А ветерок должен быть приличным - порядка 10 м/с
А что еще может быть? Как может быть турбулентность в штиль и в отсутствие термички?
Да и еще - дорога оказалась не ровной
V

  Форумы paraplan.ru ParaForum Вопрос о волновой турбулентности