Форумы paraplan.ru ParaForum "Парапланы. Первый шаг в большое небо" - закончил большое обновление (2004-2019)
Тюшин Вадим
АвторТемы
08 Дек 2019
"Парапланы. Первый шаг в большое небо" - закончил большое обновление (2004-2019)
Первая версия полноценной книжки вышла в 2004 г. Много времени с тех пор прошло. Желания что-то в ней обновить потихоньку копились, копились и накопились. Печатать бумажную версию не хочу. Электронная у нас на сайте в техническом разделе библиотеки.

Библиотека:
http://firstep.ru/library/library.php

Прямая ссылка на "Парапланы. Первый шаг в большое небо". Версия 2004-2019 от 08.12.2019:
http://firstep.ru/library/technical-books/Tyushin_Paraplani.pdf

Заголовочная страничка всей учебной программы на сайте:
http://firstep.ru/kulp/kulp.php

Отдельно курс теории с разбивкой по темам:
http://firstep.ru/kulp/theory/theory.php

Постановки парапланерных упражнений:
http://firstep.ru/kulp/paraplan/paraplan.php

Постановки парамоторных упражнений в книжку включать не стал, но на сайте присутствуют:
http://firstep.ru/kulp/paramotor/paramotor.php
Редактировалось: Тюшин Вадим (08 Дек 2019), всего редактировалось 1 раз(а)
Andrey Yartsev
26 Дек 2019
Re: "Парапланы. Первый шаг в большое небо" - закончил большое обновление (2004-2019)
Очень полезная книга. Вадим, спасибо за Ваш труд!
Редактировалось: Andrey Yartsev (28 Дек 2019), всего редактировалось 1 раз(а)
su7bkl
2-й разряд
03 Мар 2020
Re: "Парапланы. Первый шаг в большое небо" - закончил большое обновление (2004-2019)
Вадим, ты супер!
Столько труда, времени личного угрохать на создание конспекта инструкций на все случаи в этой области; с учетом опыта человечества в авиации вообще. Замечательный конспект самого необходимого для любого пилота и ВАЖНО- алгоритм, последовательность изучения, методика.
Это настольная книга пилота! Просто подарок щедрый всем начинающим и не очень. Тем более все проверено твоим личным, не малым опытом "безаварийной" работы и твоими курсантами в течении десятилетий.
Думается, ты уже в истории парапланеризма!

Кто имеет глаза, увидит! Имеющий разум-поймет.
phoma
пилот XC
13 Мар 2020
Книжка полезная, но вредная
Очередная перепечатка с непониманием, почему летит параплан. Из книжки в книжку рисуют принцип образования подъемной силы с крылом, стоящим под ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ углом к горизонту, что справедливо только ДЛЯ УСТРОЙСТВ С ДВИГАТЕЛЕМ. Для безмоторных устройств надо рисовать крыло под ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ углом к горизонту.
Я 10 лет назад еще поднимал эту тему. А то ДО СИХ ПОР ИНСТРУКТОРА УЧЕНИКАМ рисуют парапланы с КОРОТКИМИ ЗАДНИМИ СТРОПАМИ! Из-за таких перепечаток и вред. А надо обучение начинать сразу с бумажного самолетика, а не железных. Вот тут про наклонную плоскость https://paraplan.ru/forum/post/2258978
Test
13 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
Цитата:
Для безмоторных устройств надо рисовать крыло под ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ углом к горизонту.
А вы разберитесь, чем отличаются угол к горизонту, угол атаки, установочный угол, и как они друг с другом связаны.
Цитата:
Из-за таких перепечаток и вред.
Нет никакого вреда. И парапаланы и бумажные самолетики летают с положительным углом к горизонту. Я сам видел
Andrey Yartsev
13 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
Учитывая Ваш воинственный тон, хотелось бы видеть доказательства.
Лично я считаю, что Вы не правы, но не буду делать скоропалительных выводов, возможно Вы сможете обосновать свою позицию.
Lesy
пилот XC
13 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
Цитата:
Для безмоторных устройств надо рисовать крыло под ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ углом к горизонту.

Вы неправы. Я вам сейчас математически докажу
Аэродинамическое качество параплана на балансировочном режиме может достигать 10-ти единиц. Грубо, с высоты 1 метр параплан пролетает 10 метров.
Рассчитаем угол планирования, мы имеем прямоугольный треугольник, где один катет (a) = 1 метр, а второй (b) = 10 метров.
Угол планирования "Alfa", это угол противоположный катету (a) = 1 метр. Тогда угол Alfa = arcTan (1/10) = 5,7 град.

Если профиль параплана имеет относительную толщину 16% (типичная толщина профиля параплана), то максимальное аэродинамическое качество таких профилей достигается на углах атаки 8 ~ 10 град.
Отнимаем от угла атаки угол планирования и получаем +2,3 ~ 4,3 град - угол тангажа, при установившемся прямолинейном полёте параплана на балансировочной скорости.

Я понимаю, что это может выглядеть контр интуитивно - "крыло" задрано вверх и при этом без мотора летит вперёд, но это действительно так, и чем "толще" профиль, тем сильнее выражен этот эффект. Это связано с особенностями обтекания профиля и возникающими в связи с этим силами. "Суммарный" вектор подъемной силы (полученный из эпюр давления на аэродинамический профиль) на наивыгодном угле атаки, немного наклонён вперёд относительно нормали к хорде профиля.
phoma
пилот XC
13 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
Если я правильно понимаю, "балансировочный режим" - это вы имеете в виду когда центр давления совмещен по вертикали с ЦТ системы. Так вот, если в штиль с воздушного шара сбросить с вашим углом нижней поверхности +2-4 град(т.е., подъемная сила направлена назад) привязанный параплан, то он и полетит назад (в лучшем случае будет парашютировать).
В вашем примере с таким положительным углом к горизонту углом параплан летит вперед по инерции за счет предыдущего разгона. Плавать можно и в серной кислоте. Но недолго.
А то что несимметричный профиль создает подъемную силу даже при 0 град нижней поверхности знают даже пингвины(гибрид рыбы и птицы). Но речь тут о движение вперед по горизонтали
Andrey Yartsev
13 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
Вы бы хоть базовыми знаниями обзавелись прежде чем обвинять кого-то в чем-то. В том числе понятие "балансировочный режим" относится к совсем базовым в аэродинамике параплана. И что такое "угол нижней поверхности"? Она же не плоская )) Фраза "подъемная сила направлена назад" вообще безграмотна - подъемная сила, по определению, перпендикулярна вектору набегающего потока.
Ну и собственно Олеся писала про установившийся режим планирования, так что никаких "предыдущих разгонов" ))
phoma
пилот XC
13 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
Угол нижней поверхности имеется в виду усредненный, т.е., надо проинтегрировать по длине и поделить на длину.
Подъемная сила направлена ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО К ЭТОЙ УСРЕДНЕННОЙ НИЖНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ, а не вектору набегающего потока.
Судя по-вашему знанию аэродинамических терминов, у вас авиационное образование. У меня его нет, я рассуждаю как физик.
Andrey Yartsev
13 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
Видите ли - аэродинамика это наука. Её надо изучать а не выдумывать.
И да, у меня авиационное образование.
phoma
пилот XC
13 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
Условно наука. На самом деле всё там определяется опытным путем, а не выводится, как в физике и математике.
Н.п., коэф. подъемной силы Су, о которой речь, зависит и от профиля, и от угла атаки НИЖНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ. И он определяется ТОЛЬКО ОПЫТНЫМ ПУТЕМ, а не рассчитывается.
Lesy
пилот XC
13 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
Цитата:
Условно наука. На самом деле всё там определяется опытным путем, а не выводится, как в физике и математике.
И опять Вы неправы. Если Вы физик, то не можете не знать работ Жуковского.
Эти работы (и другие) легли в основу современных компьютерных моделей, которые позволяют достаточно точно определить аэродинамические характеристики любых экзотических моделей ЛА.
В советские времена было много книг с формулами и графиками, полученными эмпирическим путём, но это только для того, что бы упростить расчёты. суперкомпьютеров на это не было.

Цитата:
и от угла атаки НИЖНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ. И он определяется ТОЛЬКО ОПЫТНЫМ ПУТЕМ, а не рассчитывается.
Даже комментировать это не хочется...
phoma
пилот XC
13 Мар 2020
Про поляру
Возможно, я не прав. Аэродинамику я изучал в 80-е по книжке "Учись летать на дельтаплане", из которой кое-что перетекло
в книгу Тюшина (которая тоже вредная в этой части, потому что меня и сбила с понталыку в то время).
Там и сказано, что поляра определяется опытным путем, путем продувок в трубе
Lesy
пилот XC
13 Мар 2020
Re: Про поляру
Цитата:
Там и сказано, что поляра определяется опытным путем, путем продувок в трубе

У дельтиков всё сложно с профилями.
В основном там используются тонкие вогнутые профиля. Кроме того, у дельтаплана очень большие "крутки" консолей крыла, и на балансировочной скорости у центральной трубы профиль может "лететь" с положительным углом тангажа а законцовки с отрицательным.

Цитата:
Аэродинамику я изучал в 80-е по книжке "Учись летать на дельтаплане"

Возможно авторы посчитали, что пилота нет необходимости "грузить" фундаментальными науками. В полёте точно об этом не вспоминаешь.
smash
13 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
Цитата:
Цитата:
Н.п., коэф. подъемной силы Су, о которой речь, зависит и от профиля, и от угла атаки ... И он определяется ТОЛЬКО ОПЫТНЫМ ПУТЕМ, а не рассчитывается.

Даже комментировать это не хочется... [FacePalm]

Хм... а что так огульно-категорично?
Ну допустим, зависимость Су от угла атаки, это более-менее понятная физика.
А если например взять два разных профиля, А и Б, при одном и том же угле атаки, скажем, в 6 градусов. У профиля А коэф. подъёмной силы Су при этом угле атаки равен 0,6, а у профиля Б - 0,7.
Как определены, как были найдены эти Су?
Lesy
пилот XC
13 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
Я про это категоричное высказывание...
Цитата:
И он определяется ТОЛЬКО ОПЫТНЫМ ПУТЕМ, а не рассчитывается.
Он может и так и так определяться, можно и рассчитать, сейчас на компьютере это делается вполне успешно.
phoma
пилот XC
13 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
Олеся, ну ты же должна знать, что основное уравнение гидро- и аэродинамики - это уравнение Навье-Стокса. И оно до сих пор не решено, хотя за его решение и обещан миллион долларов. Так что пока только опытным путем, с потолка и пальца.
А расчеты - для "сухой воды" и "идеальной жидкости", т.е., не для практики, т.е., не для нас
Lesy
пилот XC
13 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
Цитата:
основное уравнение гидро- и аэродинамики - это уравнение Навье-Стокса. И оно до сих пор не решено, хотя за его решение и обещан миллион долларов.
Там мильён обещают за доказательство (или опровержение) глобального решения уравнений Навье-Стокса, но этож не означает, что они не решаются при определенных допущениях.

Цитата:
А расчеты - для "сухой воды" и "идеальной жидкости", т.е., не для практики, т.е., не для нас

Наоборот, самое оно для нас. Скорости у нас небольшие, воздух не сжимается почти, от трения не греется.
Lesy
пилот XC
13 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
Цитата:
Так вот, если в штиль с воздушного шара сбросить
... Условие - "штиль" в данной ситуации бессмысленно, мы рассматриваем движение летательного аппарата относительно воздуха. Ну хорошо, допустим сбрасываем наполненный параплан с воздушного шара, находящегося "неподвижно в воздухе".

Цитата:
с воздушного шара сбросить с вашим углом нижней поверхности +2-4 град(т.е., подъемная сила направлена назад)

Почему по-Вашему подъёмная сила будет направлена назад? Как минимум, она будет направлена вверх. И нижняя поверхность профиля не плоская кстати.

Цитата:
то он и полетит назад (в лучшем случае будет парашютировать).

Первую секунду так и произойдёт, и если параплан исправен, далее будет разгонный клевок и через 20-30 секунд установившийся полёт с углом тангажа +2~4 градуса.

Давайте по шагам...

В первые мгновения после сброса угол тангажа +2~4 градуса, при таком угле тангажа, проекция ЦТ на хорду профиля крыла (условно будем считать параплан прямоугольным) будет находится в районе 25~30% хорды от передней кромки крыла.
При этом угол атаки будет равен примерно +92~94 градуса. Центр давления, это такая точка, которая постоянно перемещается по профилю, в зависимости от угла атаки, так как её положение сильно зависит от условий обтекания этого самого профиля.
Так вот, при угле атаки в +92~94 градуса, центр давлений будет "условно" находится где-то в районе 40% хорды от передней кромки.
Грубо говоря, сила тяжести и подъёмная сила не будут находится на одной оси, что породит мощнейший пикирующий момент.
Почему я написала, что "центр давлений будет "условно" находится где-то в районе 40% хорды от передней кромки", а не 50% например?
Потому что есть ещё один фактор "профиль крыла", задняя кромка профиля "острая" (если клеванты не тянуть), а передняя имеет округлую форму. На углах атаки под 90 градусов, поток с задней кромки будет просто срываться, а передняя кромка будет частично обтекаться. Обтекание "лобика" профиля крыла приводит к появлению сил, которые направлены вперёд, и немного сдвигают вперед центр давлений. Эти же силы не дадут крылу уйти в парашютирование или тэйлслайд (скольжение назад).

Для парашютирования нужен бОльший чем 2-4 градуса угол тангажа. И в обще, на исправном параплане этот режим крайне неустойчив, необходимо постоянно балансировать, поджимая клеванты компенсировать силы на пикирование.

Цитата:
В вашем примере с таким положительным углом к горизонту углом параплан летит вперед по инерции за счет предыдущего разгона.
И при чем тут разгон? Просто посчитайте сами, если не доверяете мне.
Ваши "выкладки" справедливы только для абсолютно плоского крыла - без профиля.
jury
14 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
Цитата:
Так вот, при угле атаки в +92~94 градуса, центр давлений будет "условно" находится где-то в районе 40% хорды от передней кромки.

Вы уверены, что написали все правильно? При угле атаки 92~94 градусов? На параплане? Без учёта инерции? .... наверное мне стоит вчитаться в это в более подходящее время, а не в пятницу вечером после трудовой недели)))
Griffin
пилот выходного дня
14 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
Речь о первой секунде после сброса параплан с воздушного шара.
jury
14 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
Да, даже не читая всю предисторию. Как можно рассуждать о подъёмной силе крыла при угле атаки больше 90 градусов? Нет там ни какой подъёмной силы! Ни приложенной в точке 40% от хорды, ни к какой другой... МиГ-29 и Су-27 (и далее) могут лететь с положительным углом тангажа при угле атаки гораздо больше 90 градусов при выполнении фигур пилотажа (кобра Пугачева), но за счёт инерции, совсем не долго, секунды.
Мой мозг готов взорваться)))
Большая просьба к пользователям форума, не перечисляйте своих регалий в познании аэродинамики, лучше проще, оперируйте конкретными законами, фактами, выкладками. А то утомляет читать кто что заканчивал....
Lesy
пилот XC
14 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
Параплан круче любого СУ-27 и 57. Он может лететь много секунд при угле атаки больше 90 градусов и без всякой инерции, например при помощи силы тяжести пилота.

смотреть прямо тут или смотреть с сайта
jury
14 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
Я скажу больше! Параплан может лететь при угле атаки больше 90 градусов вообще без пилота.
Иногда это случается на стартах))))
jury
14 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
Акро пилотаж тогда по настоящему красив, когда пилот держит крыло на рабочих углах атаки. Тогда крыло наполнило, управляемо, и все выглядит гармонично. Если акро пилот не совсем подготовлен, то он допускает выходы на запредельные углы, и пилотаж выглядит коряво.
Lesy
пилот XC
14 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
Цитата:
Акро пилотаж тогда по настоящему красив, когда пилот держит крыло на рабочих углах атаки.
При Acro пилотаже, почти все углы атаки рабочие, если они положительные. Например, при выполнении "Helico", одна консоль летит на угле атаки чуть меньше +90 градусов, другая чуть больше (условно, на самом деле тоже чуть меньше +90).
Lesy
пилот XC
14 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
Цитата:
Вы уверены, что написали все правильно? При угле атаки 92~94 градусов? На параплане?

Весьма примерно, за точность не поручусь. Можно на компьютере "продуть" профиль в таких условиях.
jury
14 Мар 2020
Re: Книжка полезная, но вредная
У меня есть опыт общения с АйТишниками! Вы очень креативны! Почему бы не «продуть» на компьютере?!

  Форумы paraplan.ru ParaForum "Парапланы. Первый шаг в большое небо" - закончил большое обновление (2004-2019)



Перейти: