Посадка в цель — самое приятное для инструктора упражнение курса начальной подготовки парапланеристов. Самостоятельно стартовать курсанты более-менее научились. Управлять парапланом в воздухе (в спокойных метеоусловиях) тоже. Приземляются на ноги. То, что заходить на посадку нужно против ветра знают. Ежесекундный контроль, как это было на наземной подготовке и в первых подлетах, уже не требуется. Сидит инструктор на старте, наблюдает за беготней курсантов и периодически выдает какое-нибудь из заранее заготовленных четырех ценных указаний...
Продолжение тут: http://firstep.ru/library/instructor/landing/landing.php |
Сергей_ТМ
03 Фев 2020
|
Цитата: Пилот снижается по произвольной траектории до высоты 30-50 м. К достижению этой высоты он должен оказаться с ? подветренной ? стороны от метки цели на расстоянии 50-100 м от нее. |
ParaNolik
03 Фев 2020
|
что смущает? ну если только ветер сильный и летишь жопом вперед - то в этом случае, естественно, с наветренной
|
Сергей_ТМ
03 Фев 2020
|
Цитата: что смущает? ![]() |
Test
03 Фев 2020
|
![]() Цитата: он должен оказаться с подветренной стороны от метки цели на расстоянии 50-100 м от нее. С этого момента начинается заход. |
Сергей_ТМ
03 Фев 2020
|
На мой взгляд рисунок неудачно иллюстрирует цитату, так и в ротор можно залететь.
![]() |
Test
03 Фев 2020
|
При чем тут ротор, если мы говорим про заход на посадку. Поставь вместо холма мишень для посадки, или посадочное поле. Наветренная и подветренная сторона от этого не поменяются. Как и на яхте борта.
Мне эти морские термины тоже не нравятся, но их выучить не сложно, нужно понять смысл. Там приставки несут смысловую нагрузку. ![]() |
Правильная посадка:
![]() Реальные посадки: ![]() https://www.facebook.com/otmorozok/posts/10213041677311622 Посадка для опытного пилота: ![]() ![]() ![]() ![]() Посадка для Маурера: https://www.facebook.com/TeamChrigelMaurer/videos/2429688890622081/?t=151 |
Реальные посадки несколько отличаются от учебных, выполняемых в идеальных, искусственных условиях.
Акценты смещаются в сторону выбора правильного места и времени, направления захода и преодоления (обхода) препятствий, мешающих безопасному приземлению. Учить онлайн неблагодарное занятие, дам лишь несколько советов для опытных пилотов, основанных на собственном опыте. Увы, аксиомы, которые дает Вадим в своем курсе, в реальной жизни часто не применимы. Начнем по-порядку: 1. Цитата: То, что заходить на посадку нужно против ветра знают. В горах мы летаем используя термичку или динамик, ориентируясь на рельеф (с наветренной стороны), а посадки в этих условиях обыкновенно имеют некоторый наклон и ветер в термических условиях чаще всего дует в гору (в направлении повышения рельефа). Поэтому, если вы будете заходить на посадку против ветра, вы просто не сядете. Следуя понижению рельефа, вы скорее перелетите или, хуже того, загнездитесь куда-нибудь. Ведь посадочная поляна всегда ограничена препятствиями: деревьями, проводами, оврагами, чеками, стенами, камнями и т.п. В реальных полетах чаще всего нужно заходить на посадку боком к ветру (в отдельных случаях по ветру) и только в последний момент, когда до земли осталась не более пяти метров, разворачиваться против. То же правило применимо и для полетов на равнине. Никогда не стоит садиться целясь в середину поля/поляны. Это ошибка. Так же как и в горах, целиться надо в препятствие с наветренной стороны посадочной площадки, заходя боком к ветру и лишь в последний момент, когда вы снизились до минимально возможной безопасной высоты препятствия (края), ограничивающего посадку, надо развернуться против ветра и переключить внимание на относительно чистое место, куда вы собственно будете опускать своё посадочные шасси - ноги ![]() В термических условиях вам возможно придется сделать несколько проходов поперек ветра, разворачиваясь на 180 градусов, пока вы не снизитесь до высоты препятствия. Разворачиваться рекомендую в "минусах" (техника прямо противоположная полетам в динамике, где для набора высоты надо разворачиваться в "плюсах). Смотрите первое видео 2. Цитата: Очевидно: без умения приземлиться там, где этого хочет Пилот, а не там, куда его случайно занесет порывами ветра, говорить о больших высотах и маршрутах преждевременно. Запомните - если не получается, не надо тупо упорствовать, "делать уши", прокачивать клеванты или, не дай бох, срывать крыло. Не суетитесь, дождитесь нужной фазы, отвиситесь. Не получилось с первого раза, получится со второго или с десятого. В конце-концов, поменяйте место посадки. Никогда не надо идти напролом. Приемы "точнистов" для посадки в цель на минимально возможной скорости не годятся для безопасной посадки на нормальном крыле. Более того, они часто опасны. Это "неправильная" техника. Не надо так делать. 3. В условиях термички, заходить на посадку надо на большой, балансировочной скорости, не зажимая клеванты и не тормозя крыло предварительно, а напротив, желательно в "разгонном клевке" и "с горочкой". Крыло стабильнее на скорости. И не надо пытаться устоять на ногах, если, вдруг, ветер на посадке поменялся (в термичку бывает и такое). Лучше пробежаться, перекатиться или, просто упасть набок, если велика скорость или ваше положение неустойчиво. Таким образом, вы перераспределите энергию удара на большую площадь и растяните во времени ускорение (уменьшите нагрузку). Да, некрасиво. Зато целее будете )) Только руки не выставляйте. Попутно опровергаем аксиому №2: Цитата: После приземления пилот должен остаться стоять на ногах. Продолжение следует. P.S. Безусловно, все, что я тут насоветовал - не для новичков. Но ведь форум читают не только чайники ![]() |
Дополнение к П. 2
Маршрутные полеты летаются в термичку. Термично бывает и на посадке. Пока вы не стоите на земле и крыло не погашено, полет не закончен. Значит и мыслить вы должны как пилот, а не как парашютист-точнист. Ваше внимание должно быть направлено на пилотирование, а не на приземление до того момента, пока вы не сняли подвеску. В любой момент, даже когда вы уже выпустили шасси и даже когда вы коснулись земли, вас может снять потоком и вы можете снова уйти на маршрут ![]() Со мной такое не раз случалось. Поэтому всегда будьте готовы к пилотированию. Запомните, Вы - пилот, а не парашютист. |
1bar
25 Фев 2020
|
Цитата: P.S. Безусловно, все, что я тут насоветовал - не для новичков. Но ведь форум читают не только чайники Вау, какой шрифт-кегель. Пожалуй, оставлю так. Это я не ору, если что, это для привлечения внимания. ![]() |
1bar
25 Фев 2020
|
Ой, чуть главное не пропустил:
Цитата: Обсуждая упражнение "посадка в цель", нужно отметить две задачи, стоящие перед курсантами: очевидную и главную.
Очевидно: без умения приземлиться там, где этого хочет Пилот, а не там, куда его случайно занесет порывами ветра, говорить о больших высотах и маршрутах преждевременно. Главное: курсанты должны научиться "чувствовать" свой параплан (для начала на простых маневрах), научиться планировать свои полеты на земле и с достаточной точностью реализовывать запланированное в воздухе. Что значит научиться "чувствовать" параплан? Приведу наземный аналог. Если вы не художник, не чертежник-профи, возьмите карандаш, лист бумаги и проведите прямую линию. Затем приложите к ней линейку и посмотрите, что вы нарисовали на самом деле. А теперь давайте учиться рисовать прямые, круги, квадраты… |
1bar
25 Фев 2020
|
Благодарю за ценный совет. Данная тема больше про чуство крыла, а не про приземление.
|
Когда вы летите по маршруту, у вас должно быть всегда несколько вариантов посадки на расстоянии долёта. Это правило.
Но какую из альтернативных посадок лучше выбрать, если вы летите не над равниной а над гористой или пересеченной местностью? Ответ непростой и ответ на него я дам основываясь на своей гипотезе образования нисходящих потоков. Теорий восходящих потоков - термиков множество, а вот теории нисходняков пока еще, кроме меня никто не придумал или мне об этом не известно. Во всех летных школах учат, как находить и обрабатывать восходящие потоки, а вот о нисходящих информации никто не даёт. Подробно рассматривать свою гипотезу в этом разделе не буду, дам лишь один из выводов, который нам пригодится при выборе посадки. Холодный нисходящий поток воздуха движется по оврагам, ущельям и руслам рек, как и вода, и в том же направлении. Поэтому, заходя на посадку, выбирайте те поляны, которые находятся на возвышенности или на плато, или на широком открытом пространстве. Не пытайтесь садиться в оврагах, ущельях, на берегу реки, в низинах и впадинах. В крайнем случае, лучше сесть на склон. Как я писал уже в предыдущем посте, днем, в термичных условиях, основной ветер (если не рассматривать локальное обтекание рельефа) направлен обычно с равнины/низины в гору. Поэтому и на посадке, которая находится на широком открытом месте, на возвышенности или на склоне вы всегда можете определить направление ветра и надеяться с большой вероятностью, что это направление не изменится в процессе снижения. Если же вы пытаетесь долететь, протянуть подальше используя понижение рельефа в ущельях, опускаясь, вы с большой вероятностью на посадке попадёте в сильный обратный градиент ветра. Он может измениться со встречного на попутный у самой земли. Ведь как я писал выше, холодный воздух течет по оврагам, как вода. Вы можете быть неприятно удивлены, когда внизу у земли, мимо вас начнут проноситься со устрашающей скоростью деревья и камни, а повернуть назад у вас уже нет ни запаса высоты, ни воздушной скорости. Причем, если вы будете пытаться погасить скорость зажав клеванты до жопы, вы рискуете сорвать крыло. Посадка на возвышенностях тоже имеет свои трудности - восходящие потоки могут вам мешать приземлиться, но это временные трудности. Как я писал в первом своем посте - не суетитесь, отвиситесь, дождитесь благоприятного момента и садитесь без рискованного пилотирования. По крайней мере сюрпризов у вас не будет. Продолжение следует. |
askvortsov
25 Фев 2020
|
Цитата: Холодный нисходящий поток воздуха движется по оврагам, ущельям и руслам рек, как и вода, и в том же направлении. Что-то вы батенька зарапортовались. ![]() Холодный воздух делает именно так. Стекает по ущельям, оврагам и руслам рек в том же направлении что и вода. Ночью. Днем-же в разгар термички по ущельям/оврагам/руслам рек дует термичный бриз в направлении противоположном течению воды. Собственно это прекрасно знают все кто живет в горной местности - солнце клонится к закату, подуло из ущелья и так всю ночь, утром с началом прогрева ветер разворачивается и начинает дуть в ущелье. Схематично бризовые потоки днем можно увидеть, например, на подробной карте бризов Альп https://lu-glidz.blogspot.com/2014/10/das-pumpen-der-schweizer-alpen.html или тут https://paraplan.ru/forum/files/17850/I_Iso6rc.pdf Как раз в подавляющем большинстве долинные ветры дуют по ущельям и руслам рек в направлении против течения воды. Есть единичные и редкие исключения, но это именно исключения(красные стрелки на схеме) Цитата: Поэтому, заходя на посадку, выбирайте те поляны, которые находятся на возвышенности или на плато Николай, ты жестокий человек - садиться на тригер можно очень долго ![]() |
Test
25 Фев 2020
|
Саша, теорию Коля скрыл, об этом он сразу предупредил.
![]() Цитата: садиться на тригер можно очень долго По сути он прав, хоть и пытался так скрыть свое сакральное знание, недоступное никому, как он справедливо считает. ![]() |
Цитата: Как я писал уже в предыдущем посте, днем, в термичных условиях, основной ветер (если не рассматривать локальное обтекание рельефа) направлен обычно с равнины/низины в гору На обычной, лётной высоте. Но: Цитата: Если же вы пытаетесь долететь, протянуть подальше используя понижение рельефа в ущельях, опускаясь, вы с большой вероятностью на посадке попадёте в сильный обратный градиент ветра. Он может измениться со встречного на попутный у самой земли. Ключевое слово - высота. На разной высоте направление ветра может быть разным. https://paraplan.ru/forum/post/2487769 |
Еще один фактор, который надо учитывать при выборе посадки - эффект Вентури.
Он усиливает, а также является одной из причин "эффект Нисходняка", о котором я писал в предыдущем посте. "Сужение трубы", применительно к нашему парапланеризму - это те же понижения рельефа, впадины, ущелья и овраги. Поэтому ветер там будет усиливаться, как в воронке. Это ещё одна из причин выбирать для посадки или широкие места и поля, или при отсутствии оных - возвышенности, Все точно так же, как я писал в предыдущей главе, посвященной нисходнякам. Однако, бывают нештатные ситуации, когда нисходняки и эффект Вентури нужно использовать для безопасности. Опишу один случай. Летали мы как-то в турецком Чамели в мае. Погода была мощная и неоднозначная. Ближе к середине дня с разных сторон образовались четыре-пять мощных облака с угрозой перероста в грозовые. В воздухе начало, что называется, "переть везде". Некоторые пилоты пытались скручивать высоту в глубокой спирали, складывать уши и совершать другие бесполезные действия, которым принято учить студентов на SIV-курсах. Я же просто использовал то знание, о котором писал в этой и предыдущей главе, а именно связь нисходящих потоков с эффектом Вентури. Вывел свою группу в сторону глубокого ущелья, которое находилось в нескольких километрах на западе. Там мы спокойно слили высоту до безопасной и спокойно сели на поле у дороги. Немного не успел последний студент, его подсдуло начинавшимся грозовым шквалом на дерево у края посадочного поля и один самостоятельный пилот, который присоединился к нам слишком поздно и его унесло этим самым шквалом на тридцать км. |
Цитата: И не надо пытаться устоять на ногах, если, вдруг, ветер на посадке поменялся (в термичку бывает и такое). Лучше пробежаться, перекатиться или, просто упасть набок ![]() ![]() ![]() ![]() |
Цитата: В реальных полетах чаще всего нужно заходить на посадку боком к ветру Цитата: Никогда не стоит садиться целясь в середину поля/поляны. Это ошибка. Так же как и в горах, целиться надо в препятствие с наветренной стороны посадочной площадки, заходя боком к ветру и лишь в последний момент, когда вы снизились до минимально возможной безопасной высоты препятствия (края), ограничивающего посадку, надо развернуться против ветра и переключить внимание на относительно чистое место, куда вы собственно будете опускать своё посадочные шасси - ноги ![]() В термических условиях вам возможно придется сделать несколько проходов поперек ветра, разворачиваясь на 180 градусов, пока вы не снизитесь до высоты препятствия. |