Форумы paraplan.ru ParaForum Теория Слив. Ломаем стереотипы!
jury
АвторТемы
13 Мар 2020
Слив. Ломаем стереотипы!
Много написано о термике, но о его антиподе, сливе, не так много. А ведь, многим есть что сказать.
Слив, это одно из явлений которое нас сопровождает часто, если не всегда! Он может принести проблему, а иногда работает как индикатор помогая пилоту разобраться, что происходит с окружающим воздухом. О чем говорит слив?
Но сначала, как обычно, подолью масла в огонь!))
Слив может быть следствием изменения времени суток. Вечерний/ночной бриз, если он не передавливается встречным ветром -это слив. Если метео ветер из-за горы, а долина перед склоном прогрета слабо, то это, как правило, слив. Если летим в термическую погоду, то периодически попадаем в зону слива. Вот об этом сливе я и хотел поговорить.
Многие учебники рисуют классическую картину термика в виде некого столба прогретого воздуха идущего на верх, и сопутствующий ему слив вдоль «столба» подъема. Считаю, что рисовать такие страшилки в первой же главе о термиках, большая ошибка. Такое явление может быть, не отрицаю, но это не классическая картина термика.
Часто ли, вы, пилоты, перед тем как попасть в термик чувствовали что слив ударяет по крылу? Я -крайне редко.
Обычно перед входом в термик чувствуется небольшое ускорение, разной степени турбуленция, полёт в нулях, но не слив. Да, слив является следствием термической активности. Природа не любит пустоты, и на место улетевшего тёплого воздуха приходит более холодный. Он приходит как по горизонтали, так и по вертикали. Но! Вертикальные нисходящие потоки (если это не сверхактивная погода) как правило идут на некотором удалении от той зоны термика которая нас поднимает. Другими словами, между зоной подьема и сливом как правило достаточно большое расстояние. Это расстояние иногда гораздо больше зоны термика пригодного для подьема. Можете возразить - а как же сложения? Ответ - сложения часто происходят из-за неравномерного входа или выхода из термика. Ассиметричное -когда одна консоль входит в мощный подьем, вторая за ним не поспевает, а пилот не успевает среагировать на упреждение. Симметричное сложение - то же самое, но при выталкивании из мощного ядра симметрично.
Да, иногда при очень активной погоде, особенно в горах, когда холодный воздух может подсасываться из-за хребта, и ещё в некоторых случаях, граница между термиком и сливом может быть очень узкой, но эти случаи нужно рассматривать как отдельные случаи, а не в первой же главе про термики.
Надеюсь, многим будет что сказать полезного исходя из личного опыта.
Lesy
пилот XC
13 Мар 2020
Re: Слив. Ломаем стереотипы!
Цитата:
Часто ли, вы, пилоты, перед тем как попасть в термик чувствовали что слив ударяет по крылу? Я -крайне редко.
Возможно, Вы редко летаете против ветра.
jury
АвторТемы
13 Мар 2020
Re: Слив. Ломаем стереотипы!
Цитата:
Возможно, Вы редко летаете против ветра.
При полёте против ветра перед термиком обычно чувствуется турбуленция. Иногда эта турбуленция в нулях. Как правило в нулях.
Lesy
пилот XC
13 Мар 2020
Re: Слив. Ломаем стереотипы!
Цитата:
При полёте против ветра перед термиком обычно чувствуется турбуленция
А до турбуленции и чуть сбоку? Если нет, то Вы чертовски везучий человек.
jury
АвторТемы
13 Мар 2020
Re: Слив. Ломаем стереотипы!
дык, я и писал, что он ДО ТУРБУЛЕНЦИИ, или чуть сбоку
rainman
13 Мар 2020
Re: Слив. Ломаем стереотипы!
Что радует, дак это то, что зоны "сливов" линейно больше зон подъёма, поэтому скорость движения воздуха в "сливах" меньше.
Ну или мне все время везло, забросы до +10 встречал, не хотелось бы попасть в - 10:)
jury
АвторТемы
13 Мар 2020
Re: Слив. Ломаем стереотипы!
Цитата:
не хотелось бы попасть в - 10:)
А по тем картинкам которые я критикую был бы переход из +10 в -10. Что ещё круче. Но этого не случается, потому что замещение поднимаемого воздуха происходит и по горизонтали из менее прогретых зон у поверхности земли. Когда резервы исчерпываются, к ним на помощь приходят верхние слои.
rainman
14 Мар 2020
Re: Слив. Ломаем стереотипы!
Картинки - лишь условности. Конечно, я - чайник, но перед входом в зону подъёма очень часто, если не всегда мне встречается зона уменьшения скороподъемности. Не мощная, как я уже писал выше, но тем не менее встречается.
Обычно, это выглядит так: летишь с нормальной скороподъемностью - 1.1, попадаешь в - 1.3-1.5, после этого только идёт зона околонулевая - 0.5 - +0.5, и только потом - зона уверенного подъёма.
Ну и при выпадании из потока скороподъемностью ниже нормальных - 1.1, обычно на 0.3-0.6 единицы.
Видимо картинки не сильно врут.
Lesy
пилот XC
13 Мар 2020
Re: Слив. Ломаем стереотипы!
Цитата:
Что радует, дак это то, что зоны "сливов" линейно больше зон подъёма, поэтому скорость движения воздуха в "сливах" меньше.
Это объяснимо, тёплый поток имеет меньшую плотность, чем окружающий воздух, это препятствует его "расширению" на средних высотах.
Цитата:
Ну или мне все время везло, забросы до +10 встречал, не хотелось бы попасть в - 10:)
Было у меня в Чегеме -7 м/с. Было очень странно наблюдать на приборе аэродинамическое качество 1.3, и это на компете на акселераторе. Рядом скалистый "скользит" вверх, очень неприятное чувство.
jury
АвторТемы
13 Мар 2020
Re: Слив. Ломаем стереотипы!
Цитата:
Это объяснимо, тёплый поток имеет меньшую плотность, чем окружающий воздух, это препятств
Спасибо что вы это написали. Теперь мне понятно стоит ли отвечать на другие посты...
Lesy
пилот XC
13 Мар 2020
Re: Слив. Ломаем стереотипы!
Цитата:
Спасибо что вы это написали. Теперь мне понятно стоит ли отвечать на другие посты...
Я могу ошибаться или не точно выразить свою мысль. Обидеть не хотела, впрочем не навязываюсь.
jury
АвторТемы
13 Мар 2020
Re: Слив. Ломаем стереотипы!
Извините если я был излишне резок! Опыт пилота летающего на компетишене полезен всем! Но, мы тут очень дотошные, придираемся к каждому слову. Последний тренд на п.п. это следить за терминологией.

  Форумы paraplan.ru ParaForum Теория Слив. Ломаем стереотипы!



Перейти: