Форумы paraplan.ru ParaForum Теория Метео, Кабаний перевал
Eskoff
АвторТемы
29 Сен 2020
Метео, Кабаний перевал
По мотивам предоставленного в "Отчеты о выездах" видео:
смотреть прямо тут или смотреть с сайта

Надеюсь, автор видео не против?
Сама тема:
https://paraplan.ru/forum/post/2538240
Оттуда же:
Цитата:
Кабаний перевал (гора Ирита-Кая)
(Бахчисарайский район)
Ирита-Кая — с крымско-татарского «крупная скала», трапециевидная гора на северном отроге Ай-Петринской яйлы, в 3 км к югу от села Богатое Ущелье (Бахчисарайский район). Ирита-Кая расположена на северном отроге Ай-Петринской яйлы, высота над уровнем моря более 700 метров.
Старт находиться на вершине горы Ирита-Кая -Хребет Кордон-Баир

Координаты: UTM UPS 36T 570606В 4931437С (44.534053,33.886292)

Направление: Направление ветра : Север, ССВ, Сила ветра — предпочтение слабые ветра 4-5 местров. Термичное место.
Высота: 730 метров. Высота скалы 777 метров.

Старты. Уровень сложности: «легко». покрытие;- луговая трава, склон с углом порядка 30-40 градусов с плавным перекатом.

Полеты. Уровень сложности летного места — «комфортно, умеренное» . Полеты термичные, динамик.
Летные условия — слабые «фоновые» метеоветра.

Особенности (важно) из за близкого расположения к западному берегу Крыма, в второй половине дня возможен бриз! при этом бриз врываться будет по ущелью с запада ближе к посадке что может создавать сильную турбуленцию и срезы ветра. Внимательно смотрите направления ветра на посадке и во время старта.
Посадка Landing — посадка возможна на старт (TOPlanding), перепад высоты до ближайшей посадки около 400 метров, расстояние 2 км. при штилевых ветрах запас высоты над ближайшими посадками при прямом долете около 100 метров (для крыльев EN-B). посадка большая и удобная.

Чисто теоретический интерес - что там творится и почему?

Метеоветер северной составляющей, бриз - западной? (или юго-западной?)

Метеоветер на старте сильный.
Цитата:
Причина одна. Старт открыт. Возможность улететь есть, несмотря на сложные условия. Таск не отменяют.
Соответственно те, кто все-таки стартуют - смогут набрать очки. те, кто не стартует (включая нескольких крутых пилотов) соответственно очки не набирают.
Если бы не соревнования, все бы сидели на попе ровно. Может за исключением тех, для кого эти горы родные, и кто знает, чем опасен, а чем безопасен старт в таких условиях. А в соревнованиях многие рискуют.
Цитата:
Почти все крымчане, для кого этот страт родной, отказались стартовать, сказав что "в такую погоду они тут не летают".
Полетели только Сергей Чепелев (Сразу) и Антон Гончаров (спустя 1.5 часа).

Т.е. это срез ветра непосредственно над стартом?
Несмотря на сильный, почти встречный для бриза метеоветер, бриз все равно "додавливает" до этого места?
А что тогда там в слабый метеоветер?
Jnets
29 Сен 2020
Re: Метео, Кабаний перевал
Цитата:
Север, ССВ


На видео ветер в лоб, просто сильный и порывистый. О каком бризе, додавливающем идет речь? При сильных метеоветрах бриз , как правило, вообще не развивается.
jjjenia
пилот выходного дня
29 Сен 2020
Re: ...
Так и есть, не было там никакого бриза, это был сильный фоновый северо-восток, он шёл через весь полуостров практически. И так несколько дней подряд. При сильных северах бриз на западном побережье либо не развивается или же работает локально на части побережья, обычно в районе Качи. Но когда северный ветер слабый, а прогрев побережья хороший и сильный, западный бриз обязательно включается, обычно после 12 часов дня.
Eskoff
АвторТемы
29 Сен 2020
Re: ...
Есть ли на старте, перед стартом препятствия, создающие турбулентность?
Есть ли перед стартом места, генерирующие сильные термические пузыри, создающие такую турбулентность?
Или это прилетает вообще откуда то издалека?

Я же не рассказываю, что и почему там происходит, а спрашиваю знающих вообще, и это место в частности, об этом.
jjjenia
пилот выходного дня
29 Сен 2020
Re: ...
Если косит с запада, или с востока, то может быть турбула даже в слабых условиях. Там долина ограниченная горными хребтами практически со всех сторон. Долина работает как генератор термички, фоновый ветер её гонит к склону, всё как обычно. Но в сильный ветер всё это понятное дело будет долбить, а если ещё и косит со стороны, то тем более.
Eskoff
АвторТемы
30 Сен 2020
Re: ...
Цитата:
Если косит с запада, или с востока, то может быть турбула даже в слабых условиях. Там долина ограниченная горными хребтами практически со всех сторон.
Турбула с соседних хребтов? На каком они расстоянии?
Цитата:
Долина работает как генератор термички, фоновый ветер её гонит к склону, всё как обычно. Но в сильный ветер всё это понятное дело будет долбить, а если ещё и косит со стороны, то тем более.
То есть в случае облачности и не косящего ветра (но достаточно сильного при этом) там должно быть все ровно, а не так как на видео?
На минивигах там не летают?
Возможен ли старт минивинга в условиях, примерно соответствующим на видео?
jjjenia
пилот выходного дня
30 Сен 2020
Re: ...
Цитата:
Турбула с соседних хребтов? На каком они расстоянии?

2-3 км км и более, самый ближний с левой стороны начинается, который как раз при включении бриза является естественной преградой и летать рядом с ним при западном ветре не рекомендуется. Да в общем, можете сами в программе Google Earth рельеф там посмотреть в 3D.



Цитата:
То есть в случае облачности и не косящего ветра (но достаточно сильного при этом) там должно быть все ровно, а не так как на видео?
На минивигах там не летают? Возможен ли старт минивинга в условиях, примерно соответствующим на видео?

Именно как на видео погода вполне минивинговая, можно и маршруты по долине полетать на крыле 18-20 кв. метров. А так там нередко бывает сильный ветер и ровный при этом, без турбулы, когда приземлиться на старте не получается, только внизу, везде прёт.
FilinSPb
30 Дек 2020
Re: Метео, Кабаний перевал

как уже писали, чуть перед стартом в низу есть лесистая ступенька и она особенно "заметна" когда косит с востока, + от д. Поляны где коренные татары держат не мало скота и лежит слой навоза, прилетают "плюхи",
с D шкой там ни секунды оглядеть купол нет, нужно ещё на 11 часах спиной начинать бежать что есть сил активно пригружая параплан корпусом, разворачиваться в процессе бега, стараться мельком глянуть в беге нет ли завязок, и если есть или попал не в фазу и не поднимает, успеть сорвать купол до критической точки перед леском.
Что бы понять что делаеться на старте, достаточно заехать на центр поля перед серпантином, и порывы и фон там эдентичные.



Каждому безопасных полётов
Shall
пилот выходного дня
30 Сен 2020
Re: Метео, Кабаний перевал
Нет там никакого бриза и турбулентности от соседних хребтов. Просто перед стартом обрывистая ступенька, с которой сходят потоки и за ней при определенном ветре образуется роторная зона. Достаточно ее пролететь и вся долина работает спокойно.
Когда приходит бриз там просто на старте дует в спину.
Eskoff
АвторТемы
30 Сен 2020
Re: Метео, Кабаний перевал
Цитата:
Просто перед стартом обрывистая ступенька, с которой сходят потоки и за ней при определенном ветре образуется роторная зона.
Есть фото ступеньки? Любопытно взглянуть...
jjjenia
пилот выходного дня
30 Сен 2020
Re: Метео, Кабаний перевал
Цитата:
Есть фото ступеньки? Любопытно взглянуть...

Нет там перед стартом никакой обрывистой ступеньки, слева от старта есть обрыв (если лицом к ветру стоять), его видно на фото, но там редко стартуют. Достаточно пологий склон перед стартом на самом деле. Обычное дело, когда сильный ветер неравномерно обтекает рельеф и у самой земли может быть слабее, чем на пять-десять метров выше, что может создавать проблемы на старте. Чем более обрывистый склон, тем сильнее разница по силе ветра по высоте, вплоть до создания роторной зоны у среза обрыва.

Eskoff
АвторТемы
30 Сен 2020
Re: Метео, Кабаний перевал
Север вверху, юг внизу




Масштаб покпупнее


И еще покрупнее
jjjenia
пилот выходного дня
30 Сен 2020
Re: Метео, Кабаний перевал
Цитата:
Север вверху, юг внизу

И что вы хотели этим сказать? Летают при северном ветре, старт пологий, ступенек ярко выраженных там нет, как на Таз-тау, к примеру или Ай-Петри.
Eskoff
АвторТемы
30 Сен 2020
Re: Метео, Кабаний перевал
Цитата:
И что вы хотели этим сказать?
Я? Ничего не хотел сказать.
Хотел вас услышать. А картинки - для помощи или подсказки. Что бы вы могли показать, где старт, где соседние склоны, откуда турбула приходит, откуда термичка.
jjjenia
пилот выходного дня
30 Сен 2020
Re:...
Цитата:
где старт

Старт там, где отмечен кубок, направление старта в сторону севера по карте. Соседние скалы типа Сандык-кая и прочих там не видно при плоском отображении карты, на 3D там всё достаточно очевидно. Как ориентир ровного ветра в склон - небольшое озеро перед стартом, вся долина там как раз работает вполне замечательно.


Eskoff
АвторТемы
30 Сен 2020
Re: Re:...
Спасибо
jjjenia
пилот выходного дня
30 Сен 2020
Re: Re:...
На здоровье Вот ещё два ракурса со старта

Видно горно-скальный рельеф по правую сторону, именно от него может приходить турбула при косом ветре справа.




А здесь немного виден рельеф по левую сторону, плюс от деревьев тоже можно выхватить при косом ветре слева.



Думаю, что происходящее на видео вызывает смешанные чувства в первую очередь из-за сильного и порывистого благодаря рваной термичке ветра около 10 м\с в сочетании с неумением стартовать в сильный ветер. Обычный обратный старт там не подходит. Крылья большие, выстреливает крыло сразу, если его не притормаживать за В-ряды. Так что пилоты из числа тех, кто не решился стартовать в этот день возможно сделали правильный выбор. На буржуйских форумах тоже обсуждая этот видео рекомендовали всем пилотам в такую погоду идти пить пиво и отдыхать.
Eskoff
АвторТемы
30 Сен 2020
Re: Re:...
На видео всякие "бяки" или предпосылки к ним проистекают в приземном слое или на начальном этапе полета (что в общем то совпадает в частном случае, но не одно и то же). С набором высоты и выходом в сторону долины полет выравнивается.
От какого то отдельного препятствия турбулентность (завихрения) идут расширяющейся полосой или конусом, уменьшаясь по силе. Это если рассматривать дальний рельеф. Т.е. от него - вряд ли.
Shall
пилот выходного дня
30 Сен 2020
Re: Метео, Кабаний перевал
Старт пологий, сразу за ним угол наклона резко меняется.

jjjenia
пилот выходного дня
30 Сен 2020
Re: ...
Ну это не ступенька. И не обрыв. На Таз-тау склон куда резче выражен, с обрывом перед стартом.




Ирита-кая на самом-то деле достаточно комфортный старт, главное чтобы не косило. На Таз-тау при косом ветре тоже можно выхватывать, плюс при усилении крыло чаще выстреливает, если не пользоваться австралийским или кобра-стартом.

Типичный старт на Таз-тау при отсутствии навыков

смотреть прямо тут или смотреть с сайта


А тут сдуло в ротор на перегибе, подобное возможно и на Ирита-кая, там роторная зона за лесополосой.

смотреть прямо тут или смотреть с сайта
jjjenia
пилот выходного дня
30 Сен 2020
Re: Метео, Кабаний перевал
Цитата:
Когда приходит бриз там просто на старте дует в спину.

Не обязательно. Нередко фоновый северный ветер заворачивает бриз с запада или южак давит с обратной стороны. Турбулентность от соседних хребтов и скал есть при косом ветре. Понятное дело, что по долине можно комфортно летать, если не приближаться к рельефу с подветренной стороны того же бриза, но в данном случае мы говорим о старте, а там любой косой ветер может вызывать проблемы.


askvortsov
30 Сен 2020
Re: Метео, Кабаний перевал
Бриз не при делах. Подобная ситуация часто возникает когда есть хороший фоновый ветер, впереди стоит мощная зона восходящего потока, и пилоты стартуют в затенении и роторной зоне от этого потока.

Когда такое возникает? Например, в китайском Линжоу - там просто через 40 метров от старта вниз уходит вертикальная скала - 800 метров. Когда есть термичка и фоновый ветер, выше определенной довольно невысокой величины, начинается свистопляска со стартами, как на приведенном видео. И даже "повеселее". С реальными сложениями, фронталами, травмами.

Второй случай - возникает при довольно сильном фоновом ветре, но солнце при этом активно жарит подветренную сторону. Почему-то так происходит что на наветренной, и при этом теневой стороне, формируется мощная восходящая зона, находящаяся немного впереди, что приводит к тому что пилоты стартующие с вершины горы, фактически вынуждены проходить через ротор от этого впереди-стоящего мощного потока.

Это случай Кабаньего перевала. Однако абсолютно такая-же картина наблюдается, например, во французской Лараньи. Там также вершина хребта, старт возможен либо на юг, либо на север. Так вот, когда север достаточно силен, а солнце жарит южный склон, то пилоты стартуют на север, а мы наблюдаем "картину маслом" - пилот с большими усилиями пытается стартовать, даже подъем крыла становится сложен, отрываясь некоторое время огребает "бодрый расколбас", в том числе со сложениями, забросами и просадками, но затем пройдя "кризисную" зону, врубается в восходящий поток и весь дальнейший полет происходит вполне себе спокойно.

Сам лично несколько раз в Лараньи попадал в такой расклад (и не только в Лараньи, но даже и дома в Хакасии), посему происходящее на Кабаньем меня ничуть не удивило. Все по стандартной схеме - метео-ветер, подветренную сторону жарит солнце, впереди стоит широкая мощная зона подъема, а у пилотов "развлекуха" со стартами. Вопрос в том почему она формируется именно там - впереди наветренного склона, а не, в подветренном где жарит солнце, оставляю любознательным на "растерзание"
Редактировалось: askvortsov (30 Сен 2020), всего редактировалось 1 раз(а)
Eskoff
АвторТемы
02 Окт 2020
Re: Метео, Кабаний перевал
Цитата:
Подобная ситуация часто возникает когда есть хороший фоновый ветер, впереди стоит мощная зона восходящего потока, и пилоты стартуют в затенении и роторной зоне от этого потока.
Про это примерно понятно.
И можно даже предположить, что турбулентная зона имеет значительно большие размеры по высоте, да и ширине и глубине.

А вот это:
Цитата:

Второй случай - возникает при довольно сильном фоновом ветре, но солнце при этом активно жарит подветренную сторону. Почему-то так происходит что на наветренной, и при этом теневой стороне, формируется мощная восходящая зона, находящаяся немного впереди, что приводит к тому что пилоты стартующие с вершины горы, фактически вынуждены проходить через ротор от этого впереди-стоящего мощного потока.
не очень понятно.
Может кто нибудь объяснит/прокомментирует?

Опять же, можно предположить, что если подветренный склон достаточно крутой, то на нем может быть ротор приличных размеров вкупе с мощной термичкой.
И у вершины или на хребте встречаются два потока, со встречной составляющей.

Цитата:
Это случай Кабаньего перевала. Однако абсолютно такая-же картина наблюдается, например, во французской Лараньи. Там также вершина хребта, старт возможен либо на юг, либо на север. Так вот, когда север достаточно силен, а солнце жарит южный склон, то пилоты стартуют на север, а мы наблюдаем "картину маслом" - пилот с большими усилиями пытается стартовать, даже подъем крыла становится сложен, отрываясь некоторое время огребает "бодрый расколбас", в том числе со сложениями, забросами и просадками, но затем пройдя "кризисную" зону, врубается в восходящий поток и весь дальнейший полет происходит вполне себе спокойно.

Там (в Лараньи) какова крутизна склона? Особенно южного?

  Форумы paraplan.ru ParaForum Теория Метео, Кабаний перевал



Перейти: