Форумы paraplan.ru ParaForum Безопасность История о семидневном выживании в швейцарских Альпах
GriXa
АвторТемы
23 Апр 2021
История о семидневном выживании в швейцарских Альпах
Очередную любопытную историю о семидневном выживании в Альпах принёс я вам.

На дворе 21 век. Антенны бесплатно раздающих интернет роутеров торчат из под каждого куста. На карте покрытия мобильной сети почти не осталось белых пятен . В Альпах сложно найти тихое, уединённое место. Каждая тропинка в европе подписана, промаркирована, каждый поворот серпантина, ведущего к ресторану на леднике, пронумерован.

И тем не менее. В сентябре 2020 года, пятидесятиоднолетний парапланерист из северной Германии, Олав Салевски, в полёте над швейцарскими горами потерял сознание. Очнувшись на земле, среди высоких гор, с серьёзными травмами, он, находясь в шоковом состоянии, не подумал позвать на помощь и решил самостоятельно идти вниз. И ему пришлось в течении семи дней выживать в горах.
История действительно удивительная. Интервью с Олавом опубликовал в своём аудио-подкасте Люциан Хаас.
https://lu-glidz.blogspot.com/2021/04/podz-glidz-54-verschollen.html
Здесь я опубликую краткий перевод рассказа самого Олава из этого интервью.



Сентябрь 2020 года. Олав Салевски едет с организованной коммерческой группой в сердце швейцарских Альп, мекку парапланеризма - Фиш. Олав достаточно опытный пилот, решил поехать с группой, чтобы было проще с логистикой, чтобы местные пилоты показали и рассказали ему о районе. Каждый год он проводит свой отпуск где-нибудь в горах, летая на параплане.
В первый же день, в воскресенье, они с группой утром поднимаются на старт. Погодные условия в тот день были великолепными. Прогнозировался хороший день, с не жёсткими термиками, но хорошей базой. Отличная видимость и небольшая облачность. Без особых планов на длинный маршрут Олав стартует, без проблем выкручивает под базу на высоту 3700-3800 метров и летит на запад, в сторону Алечского ледника.

Последние, что он помнит об этом полёте - как он делал фотографии гор и селфи. Затем он потерял сознание.
Полёт в бессознательном состоянии продолжался до удара о склон. Из обрывков воспоминаний того дня, он смог приблизительно рассчитать, что в общей сложности он провёл без сознания 3.5 часа.
Следующий момент, который остался в его памяти - как он стоит на каменистом осыпном склоне. Высота примерно 3200 метров. Параплан кое-как убран в рюкзак. Подвеска лежит рядом, шлема на голове нет. Высотник и рация разбиты в дребезги, телефон повреждён, но работает. Тело сильно болело, на голове, под шапкой, он обнаружил большую рану, которая к тому времени затянулась ссохшейся кровью.
Он не помнил, как очнулся, снял подвеску и упаковал крыло.

Как Олав узнал уже позже, после обследования в больнице, у него были множественный перелом таза, травма позвоночника, разрыв печени, двадцатипятисантиметровая рана на голове и травма подбородка. Находясь в шоковом состоянии, единственная мысль, которая пришла ему в голову - спускаться вниз. Идти было больно, поэтому большую часть времени он сползал на четвереньках. Нести снаряжение, конечно же, было невозможно. Поэтому он просто скидывал рюкзак с парапланом и подвеску вниз по склону, затем карабкался сам. Когда стемнело, он продолжил движение. Регулярно пользовался фонариком телефона, чтобы найти рюкзак и подвеску, которые в падении разлетались друг от друга. Спускаясь всю ночь, к рассвету, он со снаряжением добрался до более пологого плато.
Плато показалось ему удобным для старта. Олав провёл почти весь день в тщетных попытках распутать параплан, чтобы стартовать и полететь вниз. Примерно к 16 часам он понял, что это бесполезное занятие. Тогда он решил написать СМС. Почти через сутки после своего падения.

И он написал два сообщения - одно в общую группу пилотов, с которыми он поехал в Швейцарию, другое жене. Содержание было примерно следующим "у меня проблемы со спиной, продолжайте без меня". О том, что он находится в критическом состоянии, серьёзно травмирован и срочно нуждается в медицинской помощи, в своём сообщении он не упомянул. После второго смс телефон разрядился полностью, и далее был непригоден...

Столь неадекватные действия в течении долгого времени он объясняет шоковым состоянием - помутнённое сознание, неспособность критически мыслить. Тогда идея идти вниз и попробовать полететь ему казалась верной.

Вторую ночь он провёл на том же плато, укутавшись в параплан и сев в подвеску. У него не было еды и после полёта осталась лишь бутылка воды - 750 мл. Воду он допил уже на плато.
На следующее утро он начал мыслить более логично. Он понял, что ждать спасения на плато ему не стоит. Кратчайший путь вниз вёл к леднику, и в его состоянии был непреодолим. Ниже по склону он видел что-то похожее на домики, и решил спускаться к ним. Олав упаковал снаряжение в рюкзак и оставил его под скалой. Взяв с собой только пустую бутылку, он пошёл по направлению к домикам. Идти было очень трудно, скорость передвижения была слишком мала. Добравшись наконец-то к постройкам, он увидел не домики, а нечто похожее на метеостанцию. Камера, металлический ящик и солнечная батарея.
Судя по комментариям к интервью, эта станция выглядела примерно так:
https://www.researchgate.net/figure/The-Great-Aletsch-area-Swiss-Alps-a-Overview-of-the-study-region-with-indications-457_fig1_325544556
Принадлежала она университету Цюриха, и с её помощью изучались различные метаморфозы рельефа.
Камера периодически двигалась, делая панорамные снимки. В ящике Олав нашёл картон, бумагу, инструменты и электронную начинку станции. Он решил написать призыв о помощи на картоне, поставить его перед камерой, в надежде на то, что кто-то посмотрит изображения. Для большей уверенности он решил отключить на время электричество на установке, с расчётом, что сообщение об ошибке привлечёт внимание в пункте наблюдения.

Этот день и следующую ночь он провёл рядом со станцией, спал прямо на земле. По его подсчётам, ждать на этом месте помощи раньше, чем через четыре дня, не было смысла.
И эти четыре дня он провёл рядом со станцией. Метрах в ста в стороне он нашёл некое подобие укрытия - нависающий камень, под которым он спал. Ночью он набивал под одежду всю бумагу и картон, которую нашёл в ящике, чтобы не так сильно мёрзнуть. Неподалёку, на крохотной лужайке, нашёл маленькую лужицу, из которой можно было черпать воду. С помощью отвёртки из ящика, он обрезал края бутылки, чтобы сделать стаканчик и иметь возможность набирать воду.

Четыре дня он ел собранные поблизости ягоды, их было не так уж и много, и на сборы уходило очень много сил.
В эти дни он видел пролетающие над ним парапланы, работающие невдалеке вертолёты. Но послать сигнал о бедствии никак не мог.
В один из дней поблизости появилось стадо горных коз. Позже, ночью, он всерьёз думал о том, как бы поймать самую слабую из них, и убить её молотком или отвёрткой, если они ещё раз появятся рядом с ним. Но они больше не появлялись.

Через 4 дня ожидания, он понял, что ждать больше не имеет смысла.
Он оставил сообщение на станции, написав на картонке куда он пошёл, и направился в сторону, куда чаще всего летали вертолёты.
Вертолёты в том районе летают регулярно - они доставляют еду, стройматериалы и прочие грузы в приюты.
В путь он взял с собой только молоток.
Ближе к концу дня он наткнулся на тропу и по ней вышел к небольшому приюту.
Опять же, судя по комментариям, к вот этому домику:
https://www.myswissalps.ch/poi/431
Домик был закрыт, поблизости никого не было. Он нашёл ящик, в котором могли лежать ключи от приюта, разбил его молотком, и действительно нашёл там ключ.
В приюте была печь, остатки еды, кровать и спальники.
Так же он нашёл там бинокль и работающее радио.
Следующие два дня он провёл в доме. Почти как на курорте. Было тепло, имелась еда. Но всё равно никто не торопился к нему на помощь.
Было понятно, что погода портится. По радио тоже сообщали не самые радужные метеопрогнозы. На второй день в приюте, это было воскресенье, ровно неделя с его полёта, он решил начать самостоятельный спуск вниз.
К четырём часам того же дня в приют пришли два егеря.
Дальше, как я понимаю, несколько минут ушло на объяснение ситуации, и пятнадцать минут на прибытие вертолёта. Всё.

Прибыв в больницу, врачи сделали ему полное обследование. Рассказали ему о всех травмах. Сказали, что большой удачей было то, что разрыв печени сам "закупорился" (прошу прощения, не знаю подходящего медицинского термина), и благодаря тому, что во второй день Олав мало двигался, он потерял не слишком много крови.
В больнице он провёл одну неделю. К счастью, переломы срастались тоже удачно, и проводить операцию нужды не было. По большей части, вся медицинская помощь заключалась в постоянных обследованиях.

Вот такая вот история.
В ней, на мой взгляд, много чего удивительного.
К примеру, группа, которая в первый же вечер не начала искать пропавшего пилота. Они хоть и получили на следующий день сообщение, из которого сделали вывод, что у Олава какие-то проблемы со спиной, и он не будет летать с ними дальше, но к тому моменту прошло уж слишком много времени. Им только показалось странным большое количество грамматических ошибок в смс.
Своей жене он сказал, что в Швейцарии и в горах будут проблемы со связью, и что он не будет часто ей писать. Поэтому она тоже всю неделю не подозревала, что Олав борется за свою жизнь. О том, что он был на волоске от смерти, она узнала от егерей.

Олав думает, что правильно поступил, решив уйти с метеостанции - после его ухода пошёл снег. И наверху, без тёплой одежды, он точно замёрз бы ночью.

Причиной потери сознания он считает дегидратацию.
Олав живёт на севере Германии. Высота над уровнем моря не больше ста метров. За один день он доехал до Швейцарии, по пути почти ничего не пил. На следующий день поднялся на высоту почти 3000 метров, и сам полёт проходил немногим ниже 4000. Усталость, высота, обезвоживание и вдобавок возраст, по его мнению, привели к тому, что он в полёте потерял сознание.

А рюкзак с подвеской и парапланом так и лежат где-то в горах...

Вот карта места событий. На ней я обозначил точки его маршрута, как их понял из рассказа:
1bar
23 Апр 2021
Любые горы ошибок не прощают.
Любые горы ошибок не прощают.

Случилось мне быть в гималаях и после них в альпах. До сих пор помню зафиксированное своё ощущение победителя и царя природы к вершинам Альп - "холмикам" на фоне Гималаев когда с смотрел на вершины почти что сверху вниз с очередной обзорной площадки, куда легко добрался на канатке + лёгкая прогулка (или даже без - уже не помню). В Гималаях всегда есть вершина (даже несколько!), на которую смотришь снизу вверх.

А тем временем

2018 год. Уже существуют и повсеместно используются SPOT, GPS(Глонасс, и вроде байду с галлилео), HSPDA, 4G, GoreTex, Carbon, спец вертолёты для работы в горах, службы спасения и т.п.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Tengelmann_Group:
Цитата:
Карл-Эриван Хауб является безвести пропавшим, 7 апреля 2018 года Хауб исчез во время подготовки к традиционной лыжной гонке Patrouille des Glaciers в районе Маттерхорна, организованной швейцарской армией. Он считался очень опытным ски-альпинистом и много лет участвовал в гонках. Около 9.10 утра видеокамера на горной станции Кляйн Маттерхорн зафиксировала это в последний раз; оттуда его след теряется. 13 апреля семья Хауба объявила, что у них больше нет никакой надежды найти его живым, поскольку после более чем недели «в экстремальных климатических условиях в районе ледника» шансов на выживание практически не было. Активизация поисков стала возможной только после таяния снега. 8 июня 2018 г. состоялась панихида по нему и его отцу Эривану Хаубу, скончавшемуся в марте. В октябре 2018 г. поиск был прекращен «ввиду отсутствия шансов на успех».[5][6]



По теме: удивительные отношение внутри коллектива. Просто супермаксимальное невмешательство в частную жизнь. Такое повсеместно в городах, но про горы и места "вне цивилизации" (да хотя бы Калужское Жёлохово) лично через меня примеров ещё не проходило и не будет, надеюсь.
Razer
пилот XC
23 Апр 2021
Re: История о семидневном выживании в швейцарских Альпах
Цитата:
Усталость, высота, обезвоживание и вдобавок возраст, по его мнению, привели к тому, что он в полёте потерял сознание.

Самое главное в этой истории - то с чего она началась. Человек потерял сознание во время полета в горной местности. Остальные приключения не менее увлекательны, но сам факт того что в горах, на высотах где даже кислород ещё не требуется пилот отключается... Там где молодой 20-ти летний организм пролетит и не заметит, тут превратилось в зачин гигантской истории с реальными шансами окончиться трагический.
ОчУмелый
3-й разряд
23 Апр 2021
Re: История о семидневном выживании в швейцарских Альпах
Цитата:
потерял сознание во время полета
скорее всего он упал, а несколько минут, что было до падения не помнит.
Kedr
02 Май 2021
Re: История о семидневном выживании в швейцарских Альпах
Цитата:
на высотах где даже кислород ещё не требуется пилот отключается..
Цитата:
скорее всего он упал, а несколько минут, что было до падения не помнит
Вопросы спорные!
Юным (и не совсем юным) пилотам на заметку- гипоксия, горняшка, высотная болезнь дама коварная:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8C
Редактировалось: Kedr (02 Май 2021), всего редактировалось 1 раз(а)
zamorem
28 Апр 2021
Re: История о семидневном выживании в швейцарских Альпах
Цитата:
на высотах где даже кислород ещё не требуется
Это смотря по какой шкале мерять. В австралии полеты без кислорода в кабинах без давления запрещены свыше 3км. Всем видам авиации. Значит всеже требуется кислород
theoretic
23 Апр 2021
Полезный пост
Полезный пост, спасибо! Добавлю свои традиционные пять копеек.

К сожалению, травматический шок очень часто приводит к неадекватной оценке ситуации. Наблюдал такое много раз и пришёл к очень простому выводу: если пилот приложился, но немедленно после этого сообщает, что с ним всё более-менее ок -- надо подождать минут 10 и запросить пилота ещё раз. Результат часто бывает диаметрально противоположным.

Это я к чему. Если случился ждамс -- не надо изображать из себя МакЛауда. Надо минут 10-15 отохнуть, понять, всё ли с организмом хорошо, а если нет -- то что конкретно не так. И честно об этом доложиться. Если кто-то сообщает, что случился ждамс, но всё более-менее хорошо -- не верить ни в коем случае! Проверять и перепроверять, если есть связь. И да, лайв-треккинг никто не отменял. Очень полезная штука, особенно в случаях, когда пилот летит вне визуального контакта с другими.
Jnets
23 Апр 2021
Re: История о семидневном выживании в швейцарских Альпах
Цитата:
Сентябрь 2020 года. Олав Салевски едет с организованной коммерческой группой в сердце швейцарских Альп, мекку парапланеризма - Фиш. Олав достаточно опытный пилот, решил поехать с группой

В смысле с группой??
Некая группа совместно едет в горы.
Член группы пропадает и не подает вестей несколько дней. Группа не беспокоится о пропавшем.
Это может быть только в одном случае - это группа гнойных педерастов!

Второе - чувак экономит 320 евро на инрич. Гребаные 320 евро.
Для европейца с заработками в 3000 - и более евро - потратить 320 евро на Инрич!!! Премия Дарвина!!!!
Ну и потом он ползет там себе по горам без связи...
Занавес!
d_i_m
пилот XC
24 Апр 2021
Re: История о семидневном выживании в швейцарских Альпах
С одной стороны все так, с другой в этих Альпах под каждым кустом проведена канализация.
Мужик чувствовал себя слишком расслабленно.
С третьей - я к то почитал местные новости - зимой там, несмотря на весь комфорт, регулярно кто то теряется и замерзает насмерть
Горы есть горы
zamorem
28 Апр 2021
Re: История о семидневном выживании в швейцарских Альпах
Цитата:
Член группы пропадает и не подает вестей несколько дней.
Вобщето сутки. Но этого достаточно чтоб бить тревогу. Действительно очень странные какие-то немцы. В тех группах где я участвовал все участники обязаны доложить в конце дня где они и что с ними. Иначе спать никто не ложится. А старший группы и вовсе не пьет и не отдыхает. Но правда найти старшего в группу летающую без трекеров тоже непросто будет. Был случай у меня когда с трекером человека искали. И не в горах... К сожалению труп нашли только. без трекера не нашли бы никогда.
некто Василий
12 Май 2021
Re: История о семидневном выживании в швейцарских Альпах
Теперь всё понятно, в случае чего, сразу надо складывать крыло, чтоб ни кто не заметил...

  Форумы paraplan.ru ParaForum Безопасность История о семидневном выживании в швейцарских Альпах