Форумы paraplan.ru ParaForum хайк-н-флай в России
bert
АвторТемы
02 Июн, 18:40
хайк-н-флай в России
коллеги, а есть в нашей стране такие места? чтоб трекинговый маршрут заканчивался полетом, не 500м овраг, а чтоб полноценные красивые горы?

стоит ли вообще смотреть в сторону облегченной снаряги, или это чисто буржуйская тема, а нам туда доступ на ближайшее время закрыт?
theoretic
КМС
02 Июн, 21:10
Мест полно!
Мест полно. Пишу навскидку.

Кавказ. Он не простой большой, а огромный. В т.ч. и с точки зрения хайк-энд-флая. Из посещаемых, неплохо облётанных мест могу упомянуть Чегем, Приэльбрусье, Архыз, Даргавс, район горнолыжного курорта Сочи. Из менее посещаемых, но тоже облётанных -- Хурзук, перевал Актопрак, Тёщины Зубы, Северное Приэльбрусье, долина реки Лаба (населённые пункты Пхия, Загедан, Дамхурц, Закан).

Алтай. Как и Кавказ, он огромен и в силу своей огромности облётан очень кусочно. Для хайк-энд-флая подходят легендарный Курай, гористые борта Чуйской степи, Онгудай. Известен как минимум один случай полёта с Белухи, но это уже серьёзное альпинистское мероприятие.

Цитата:
стоит ли вообще смотреть в сторону облегченной снаряги, или это чисто буржуйская тема

Мне сложно понять эту фразу. Если действительно есть желание заходить на горы пешком и слетать с них на параплане -- берёшь и делаешь. Ищешь места, подбираешь снарягу, которой сейчас полно на рынке. С лёгкой снарягой ходить по горам, естественно, намного проще. А "буржуйская" это "тема", "небуржуйская", "чисто буржуйская" -- это для меня как-то сложновато.
bert
АвторТемы
04 Июн, 7:00
Re: Мест полно!
чисто буржуйская, ну по той же причине. например, что и велосипед для поездок на работу.
у них велодорожки, велопарковки, велосветофоры и тд. у нас аттракцион на выживание

так же я себе и представлял Х-н-Ф трасыы в забугорщчине - тропинки, указатели, скамеечки и карта розы ветров. У нас сунуться в незнакомую гору и полететь первым это нереальный риск для новичка. Я так думаю. Или же есть уже багаж знаний по таким местам
theoretic
КМС
04 Июн, 8:53
Вот теперь более понятно
Цитата:
так же я себе и представлял Х-н-Ф трасыы в забугорщчине - тропинки, указатели, скамеечки и карта розы ветров. У нас сунуться в незнакомую гору и полететь первым это нереальный риск для новичка.

Вообще-то полёты в горах -- это не для новичка априорно. Горы -- они требуют понимания, опыта, уважения к себе. Даже если это цивилизованные европейские горы. Вот тут на форуме недавно проскакивала история про европейца, который с поломанной спиной несколько дней выживал в одиночку не в Гималайях, не на Памире, а в уютной Швейцарии. Бывает и так. Любые горы -- это горы...

С другой стороны -- ходят же люди по горам и даже летают там. И в целом очень неплохо получается. С чего же начать? Что нужно для безопасного и приятного хайк-энд-флая?

1. Понимание гор в целом. Горы -- это среда, опасная для человека. Даже если это небольшие и нестрашные горы. И есть целая куча простых, но очень важных правил безопасности, без которых соваться в горы попросту нельзя. Обязательное уведомление о том, куда вы собрались и когда планируете вернуться (раньше для этого были контрольные журналы у дежурных по горным лагерям, сейчас можно просто написать друзьям). Обязательный аварийный запас воды, еды, горной одежды. Умение правильно вести себя в горах. Правильно распоряжаться своими силами, контролировать время, чтобы не оказаться без палатки незнамо где среди ночи и т.п. Долго можно рассказывать.

2. Физическая форма. Понятно, что её можно наработать тем самым хайк-энд-флаем. Хотя поначалу это может быть с большой вероятностью хай-энд-ноу-флай. При малейших подозрениях на то, что с погодой что-то не так -- берёшь рюкзак и топаешь вниз пешком. Целее будешь, заодно и форма спортивная прокачается. Хороший способ свести риск не полететь к минимуму -- хайк-энд-флаить в хорошо изученных местах рано утром и под вечер. Но лучше рано утром -- в случае проблем больше будет светлого времени суток на спасы. Ещё лучше -- хайк-энд-флаить в компании кого-то, кто хорошо знает местность.

3. Умение летать. Довольно специфическое умение. Прежде всего это безупречный старт в горных условиях (ограниченные площадки, штиль или даже ветер в спину, на высотах больше 3000-3500 добавляется заметный рост воздушных скоростей, затрудняющий старт). Посадка тоже должна быть отличная -- желательно в спокойных условиях гарантированно попадать в квадрат 20х20 м. Конечно, если предполагается хайк-энд-флай с посадкой на поле километр на километр -- садиться можно как угодно. Но вы же не собираетесь всё время летать в одном и том же месте?..

Резюманс. Тропинки, указатели и прочие скамеечки -- это круто. Но всё это не превращает горы в цивильный экстрим-парк с холодной газировкой через каждые 100 метров и скорой помощью, которая дежурит за углом. Горы -- это всегда настоящий, серьёзный экстрим. Хайк-энд-флай в горах -- это двойной экстрим. И даже в цивилизованной Европе можно огрести серьёзных проблем, если не относиться к горам с должным уважением и пониманием.
Олег Вас.
04 Июн, 15:02
еще несколько любительских советов
1. Начинать этот вид полетов одному все-равно, что самостоятельно обучаться парапланеризму вообще - долго и рискованно.
2. Довольно безопасно летается в горах когда устоялся циклон, начальный ветродуй прошел. Сыровато, но спокойно, главное в облака не залетать.
Олег Вас.
07 Июн, 6:54
Re: еще несколько любительских советов
На последок хочу сказать, что дело не столько в тропинках и указателях в Европе, какие-то тропки есть и у нас. Сколько в специфике полетов в горах. Вспомним, что известные альпинисты Лишаев в Крыму и Шейнов на Кавказе разбились при посредстве параплана занимаясь хайкингом.
TPEHAK
08 Июн, 0:16
Re: Вот теперь более понятно
Хайк энд Флай, это не обязательно восхождения и полёты в незнакомых горах. В основном в это понятие буржуи вкладывают восхождение на регулярное оборудованое место стартов пешком вместо шаттла или машины, и воспринимают это, как физкультуру с приятным бонусом в конце восхождения. А так как корячить с собой обычный парапланерный комплект на регулярной основе, даже ради физкультуры, слишком тяжело, а нагрузить организм физически хочется, совместить, так сказать, приятное с полезным, то и появились облегчённые Хайк энд Флай комплекты, когда тебе не надо из последних сил в поте лица бороться с гравитацией ради полёта.

Во многих случаях Хайк энд Флай, это вынужденная мера, а не вещь, к которой стримятся. Например, чтобы сэкономить деньги на шаттле, или ты опоздал на шаттл, а частные машины на дорогу к старту не пускают, или у тебя нет машины, или ты ездишь летать вечером после работы на мотоцикле, чтобы не сидеть в трафике в час пик и пользоваться выделенным линиями, а шаттлы уже не ходят, или подобрать на старт тебя некому, или ты ездишь на полёты на велосипеде или мотоцикле и нужет максимально лёгкий и компактный комплект, ну и так далее.
Редактировалось: TPEHAK (08 Июн, 0:38), всего редактировалось 4 раз(а)
Олег Вас.
08 Июн, 7:04
Re: Вот теперь более понятно
Хайк для тех, кто любит гулять по горам и простые, недолгие, эстетичные слеты. Не один здравомыслящий пилот не потащит при этом маршрутную подвесь. Даже полноценное ресурсное крыло весит 5 кг. С простейшей подвеской, небольшим рюкзаком, свитером, ветровкой и бутылкой воды легко уложиться в 8 кг. Это не тот вес при котором здоровый человек из последних сил в поте лица будет бороться с гравитацией ради полёта.
Правда спортивные буржуи часто предпочитают скоростные подъемы практически только ради физкультуры при этом облегчая груз по максимуму, что странновато. Хотя лишние килограммы без сомнения снижают скорость подъема.
vladk1965
07 Июн, 18:51
Re: Мест полно!
Много лет ежу на работу на велосипеде, правда через лесопарк. Многие знакомые ездят по городу. Это в Саратове. А в Альпах однажды так забурился, гуляя по их дорожкам со скамеечками! Тропинка ушла под снег, вверх было еще нечего, вниз уже страшновато. Вышел на перевал, а на ту сторону сбросы по которым текут ручьи. Сжал булки и спускался лазаньем. Горы, они и в Африке горы. У них конечно геликоптер быстрее прилетит, если позвонить получится конечно.
Олег
08 Июн, 17:36
Re: Мест полно!
Напишу по тем местам, где бывал.

Цитата:
Кавказ. Он не простой большой, а огромный. В т.ч. и с точки зрения хайк-энд-флая. Из посещаемых, неплохо облётанных мест могу упомянуть Чегем, Приэльбрусье, Архыз, Даргавс, район горнолыжного курорта Сочи. Из менее посещаемых, но тоже облётанных -- Хурзук, перевал Актопрак, Тёщины Зубы, Северное Приэльбрусье, долина реки Лаба (населённые пункты Пхия, Загедан, Дамхурц, Закан).

"Приэльбрусье" - наверное, самый реальный вариант из перечисленного. Я летал с Чегета от канатки, правда, это было зимой. Насчет полетов летом у меня большие вопросы, впрочем, были же полеты и с вершины Эльбруса, и от Чегема до Приэльбрусья.

"Район горнолыжного курорта Сочи" - прошлым летом ни одного параплана не видел. Подозреваю, что повяжут на пути к старту, а если нет, то собьют:) Ну по крайней мере проблемы с властями гарантированы.

"Долина реки Лаба (населённые пункты Пхия, Загедан, Дамхурц, Закан)" - бывал там когда-то давно. Помню, что стабильно после обеда на вершину горы Загедан и окрестные перевалы садилась туча, и никто никуда не шел, а тем более не летел. Так-то места красивые и для полета норм, но надо предусмотреть заброску, несколько дней бивачной жизни, а также что делать, если вдруг что. Организовать экспедицию, короче.

"Для хайк-энд-флая подходят легендарный Курай, гористые борта Чуйской степи, Онгудай" - я участвовал в ЧР в Курае. Из минусов этих мест: далеко и неудобно добираться. Вопросы помощи и эвакуации, если вдруг что. Нужна группа товарищей и УАЗик поддержки - кстати, такие экспедиции уже были в соседней Бурятии. Ну или надо быть отморозком уровня Лохматого, готовым неделю-другую в автономке лазить по горам.

Лично я облетал в режиме "хайк энд флай" локальную горку возле Туапсе (2 часа поднимаешься, 15 минут летишь, 4 часа выбираешься из тех мест, куда залетел, т.к. до начала подъема глайда не хватает, везде лес, кроме нескольких полянок). Еще летал с какой-то безымянной горы в Крыму. Так-то в Крыму была цель сделать бивак, но не сложилось.

В целом Крым должен неплохо подходить для хайк энд флая. Ночуешь в гостиницах, залезть-слететь можно в течении дня, везде маршрутки, в горах туристы, местность удобная, погода предсказуемая.
Олег Вас.
09 Июн, 9:43
Re: Крым
Весь южный берег сплошной хайкодром, троп полно, перепад 1000 м. Из минусов часты сильные ветра и много отвесных стартов.
jjjenia
пилот выходного дня
09 Июн, 11:09
Re: Крым
Цитата:
Весь южный берег сплошной хайкодром, троп полно, перепад 1000 м. Из минусов часты сильные ветра и много отвесных стартов.

Да, есть такое, днём летом часто бриза раздувают выше десятки, проще на минивингах маршруты летать. Или стартовать пораньше утром, а потом выкручивать и сваливать. Старты нормальные, чтобы прямо совсем отвесных мало на самом деле. Вот старт 1527 метров, вполне легко туда зайти со снарягой можно.


Олег
09 Июн, 11:26
Re: Мест полно!
Еще вспоминается Джуца, Машук и прочие горы вокруг Пятигорска.

Вообще не понимаю, чего автор темы ноет. Есть гора - бери да лети. Кстати, я видел человека, который доехал до Вяжей на велосипеде, и там летал.
Олег Вас.
10 Июн, 7:48
Re: Мест полно!
Мест действительно полно, но все они далеко от средней полосы европейской части России. У Пятигорска только Бештау претендует на хайковую вершину, остальные больше попрыгушечные (тот же Машук над долиной 300 м или чуть больше.
JG52
пилот XC
10 Июн, 9:08
Re: Мест полно!
Нет.
Бештау это еще не все. Давай по порядку (для хайка).
Бештау, Верблюд, Машук (500 над долиной) и .... Кисловодск и его окрестности. Все же самый большой нац. парк в РФ, можно хоть до Эльбруса дойти попеременно слетая с гор. Даже дорога есть (асфальт). Тут таких мест - валом. Другое дело что лично мне это не очень интересно. Проще погоду дождаться, 20 мин и я на старте, а дальше летай куда опыт и погода позволяет. Т.е я лично с парапланом если и хожу, то редко и как правило зимой, когда термичка слабая и улетов-наборов нет. Для этого беру легкую подвеску и простую (для меня) бешку.
Товарищи уже давно практикуют "хайк" в Чегеме. Вариантов - масса. Но там, я бы не стал. Ходить там - тяжко, погода как правило не самая простая.
Редактировалось: JG52 (10 Июн, 9:44), всего редактировалось 1 раз(а)
Олег Вас.
11 Июн, 7:21
Re: Мест полно!
Пятигорск карабкается на пологую подножную часть Машука довольно высоко. Если садиться там перепад высот никак не более 400 м. Про Кисловодск это интересно. Я представлял там больше высокие холмы и глубокие овраги.
JG52
пилот XC
11 Июн, 9:34
Re: Мест полно!
Камрад, я с Машука летал раз 100 а то и 200 -- 500+ перепад, посадка около рынка "Людмила". Обязательно зайди в Гугл-Земля посмотри окрестности за Кисловодском. Гор там - валом, сам многократно там лазил (точнее ездил на авто) и летал.
Олег Вас.
15 Июн, 7:05
Re: Мест полно!
С Машуком почти согласен. Вершина Машука - горбольница, перепад 420 м. Если учесть, что старт чуть пониже, а улететь можно и поближе, то и я вроде прав. За занудство прошу простить.
JG52
пилот XC
15 Июн, 8:07
Re: Мест полно!
Да не парься. Я тоже больше люблю точность
theoretic
КМС
09 Июн, 19:48
Уточнения
Согласен более-менее со всем, добавлю ещё немного.

Чем выше горы -- тем более в осень сдвигается в них лучшее лётное время года. Это касается и хайк-энд-флая. И это ещё один резон начинать хайк-энд-флай в невысоких горах, где приемлемую погоды с большой вероятностью можно найти почти круглый год. Невысокие горы в моём понимании -- это абс. высоты примерно до 1500-2000 м. Местность вроде Кавказских Минеральных Вод (равнина с отдельными горами с абс. высотой примерно до 1400) -- отличный вариант, летать можно круглый год, в т.ч. хайк-энд-флай. Крым -- знаю его плохо, но, судя по всему, сезонность там похожая.

Пара слов про места посерьёзнее. Приэльбрусье, на мой взгляд, пригодно для хайк-энд-флай примерно с июля по февраль. Весна там слишком бурная в плане погоды, июнь -- тоже (очень частые грозы). Осень и зима существенно более спокойные и понятные в плане погоды.

Долина Лабы -- это влажный Кавказ. Горы не слишком высокие, примерно до 3200, близко море. Поэтому июнь и даже июль часто слишком дождливы. Зато осень -- великолепна. Зимой там полная дичь, даже по дороге добраться до тех мест не очень-то легко. Ходить по горам -- практически никак (запросто может насыпать 1-1,5 м снега).

Алтай. Очень суров и более дик, чем Кавказ. В одиночку лучше не соваться, самый правильный формат -- экспедиция или соревнования. Лётный сезон из-за резко континентального климата сужен, в июне может быть ещё слишком холодно, в сентябре -- уже слишком холодно. В июле-августе днём на дне долин может быть +30 жары, а ночью -- около нуля. Нормальное явление, когда на 3000+ сыплет снежная вирга, которая не успевает долететь до раскалённого дна долины -- испаряется по пути.

И, наконец, Архыз. Уникальное сочетание настоящих, достаточно больших гор (примерно до 3000 м) и практически европейской инфраструктуры. На мой взгляд, одно из лучших мест для хайк-энд-флай. Но место непростое, надо уже иметь приличный багаж полётов в более простых горах.
Олег Вас.
03 Июн, 6:54
Re: хайк-н-флай в России
Полностью солидарен с Теоретиком. Хайк гораздо менее требователен к условиям, чем маршрутные полеты. Везде, где есть полноценные красивые горы можно ходить хоть каждый день. Нужно только знать горы (желательно местные особенности), разбираться в метеорологии и трезво оценивать свой уровень.
niknik
пилот XC
03 Июн, 10:20
Re:это чисто буржуйская тема
Чисто буржуйская. Они так с жиру бесятся. А социалистам надо картошку копать и чугун плавить.
nanaec
03 Июн, 10:25
Re: Re:это чисто буржуйская тема
и при плавке чугуна картоху прошлогоднюю запекать! Что бы дрова с кизяком не пропадали.
JG52
пилот XC
03 Июн, 12:25
Re: хайк-н-флай в России
Вопрос только в твоем желании и опыте. Мне с моим 29-ти летним опытом полетов, на настоящий "хайк энд флай" - ума не хватает, как и смелости-наглости. Пойдешь в настоящие горы с парапланом, а там медведь - что делать будешь. Т.е сначала по горам научись ходить "по взрослому" и летать там тоже "по взрослому" научись, а потом уже можно и "хайкингфлаить". Горы в РФ это не альпы-туреции, ногу подвернешь где-нить, может и не доберешься до жилья и вертолет за тобой не прилетит да и скорее всего никто и искать не будет, ибо не до тебя.
Если есть желание попробывать себя, походи хотя бы у нас (регион КМВ) , по местным "лакколитам" с парапланом и полетай с них. Больше чем уверен, останешься живой и невредимый, а впечатлений будет валом. А там и решишь для себя что дальше делать.
Олег Вас.
04 Июн, 7:40
Re: хайк-н-флай в России
Навеяло про медведя. Как то Леша Метлицкий с Домбая пошел после перелома на костылях собирать малину и встретил медведя. Еле договорились, такой вот реабилитационный хайк бех флая.
JG52
пилот XC
04 Июн, 8:55
Re: хайк-н-флай в России
Забавно. В Чегеме знакомый приземлился, на берег речки. Сначала выбежал медвежонок, а потом мужик бежал быстро и далеко, так как дожидаться медведицы не стал. Зимой возле парадрома волчару видели, друган его с воздуха погонял. Т.е недооценивать "зверье" - без меня.
kenguri
пилот выходного дня
04 Июн, 12:40
Re: хайк-н-флай в России
Сам совершенно не из России, но то, что я знаю точно, Россия - огромная страна со всеми мыслимыми и немыслимыми формами рельефа, климатическими зонами и условиями для полетов. Я просто уверен, что немного поразмыслив, можно найти условия для хайк-н-флая на любой уровень мастерства и бюджета!

Например, в моей маленькой стране нет возможности для бивак флая, так как нет самого главного для этого - гор (и даже горок две штуки)... Но есть морской динамик и, как это ни странно, там можно устроить, пусть не полноценный, а скорее репетицию - волбив. Вполне себе польза и почти что в боевых условиях: как упаковать снаряжение, оценить свою физуху, годится ли палатка и т.п. Но даже несмотря на то, что сие есть "репетиция" - это отличное приключение и для начала сгодится. А Россия в 260 раз больше Латвии, там точно можно все это делать. Главное - не переоценить свои возможности и начинать с самого простого.

Удачи! Я сам по мере сил тоже стремлюсь к этому стилю полетов и стараюсь всячески приблизится к этой цели...
nanaec
10 Июн, 9:54
Re: хайк-н-флай в России
а как же Дагестан? я там не так много был, но как раз для забежать и слететь, особенно под вечер, самое то по моему! К подножью есть дороги, на гору тоже есть дорога обычно но не в лоб, дороги сухие даже зимой, на вершине часто есть даже часовенки с беседками, возле побережья погода предсказуема, шик! если нужны перепады по больше есть горы и по выше, но там не бывал пока, но по видосам транспортная доступность тоже хорошая. Приехал на тачке под гору, в лоб по тропинкам забежал и к машине слетел, кайф!
JG52
пилот XC
10 Июн, 9:57
Re: хайк-н-флай в России
Очень достойно, никто не спорит. Но "хайк" и подобие там, лично я не пробывал, да и кто пробывал - пока не знаю. Но возможности конечно огромные. Еще море рядом, полетал-искупался --- кайф. На черноморском побережье кавказа (отрезок Анапа-Сочи) все печальнее (лесистые горы, толком летать негде). Крым наверное - ДА.
Олег Вас.
11 Июн, 7:26
Re: хайк-н-флай в России
Дагестан тот же Кавказ только леса может поменьше. А есть еще Малый Кавказ. И Хибины вроде не вспоминали.
Кот Федор
пилот XC
13 Июн, 6:18
Re: хайк-н-флай в России
На Кавказе мест для такого времяпровождения море. Осетия - республика просто с неограниченными возможностями для этого. Приезжай, покажем, расскажем. Частенько мы тут этим занимаемся, особенно зимой, когда не выпаришь с основных стартов.
смотреть прямо тут или смотреть с сайта
В Даргавсе снег не лежит долго и ходить - одно удовольствие, а не ходить - другое
JG52
пилот XC
13 Июн, 8:01
Re: хайк-н-флай в России
Тут я полностью соглашусь с Котом. Осетия и правда, для походов с парапланом почти идеальна.
Turbulent
30 Июн, 17:23
Re: хайк-н-флай в России
не то чтоб "в нашей стране", но когда то с упоением занимался этим в казахстане
и даже делали массовые хайк-н-флаи под новый год дружной толпой ))
смотреть прямо тут или смотреть с сайта

  Форумы paraplan.ru ParaForum хайк-н-флай в России



Перейти: