Форумы paraplan.ru ParaForum Новые технологии и укладка парапланов с нитинолом.
NetKot
АвторТемы
1-й разряд
24 Июн 2021
Новые технологии и укладка парапланов с нитинолом.
Вот собственно вопрос

Сейчас летаю на Sigma 10, укладка не вызывает вопросов - есть видео и т.д. и т.п. Все ровно, привычно.
И тут, смена крыла (Artik 6), нитинол во всю крыло-мать. И как его укладывать?

Почитал кучу теории по нитиноловой нити, но, так-как я не профи в теории сплавов металлов, то не смог внятно оценить прочностные характеристики на изгиб - излом -скручивание.
Допустим:
- теперь я могу "ногой в мешок параплан запихать (все равно восстановит форму)"?
- ничего не поменялось и надо его вокруг подвески, как современные скакалки наматывать?
- или есть метод, рекомендации, типа как у Sigma10?
Вдруг кто задумывался - поделитесь опытом
tagir
24 Июн 2021
Re: Новые технологии и укладка парапланов с нитинолом.
Слистать. Намотать вокруг цилиндра. По четным дням вправо, по нечетным влево.

Цилиндр - это принцип, он может быть отдельным элементом или просто седушкой, которую желательно упаковать в мешок, что кстати сильно облегчает многие моменты упаковки-распаковки вообще.
NetKot
АвторТемы
1-й разряд
24 Июн 2021
Re: Новые технологии и укладка парапланов с нитинолом.
Ну я тоже все больше и больше склоняюсь, что инновации инновациями, а жесткий изгиб проволки недопустим даже для нитинола. По сути - механизм слистывания и наматывания вокруг цилиндра оптимален.
niviuk (перевод через Яндекс):
Цитата:
3.7 УПАКОВКА
ARTIK 6 имеет сложную переднюю кромку, изготовленную из различных материалов, и она должна быть тщательно упакована.
Правильный метод складывания очень важен для продления срока службы вашего параплана.
Он должен быть упакован гармошкой, усиление передней кромки должно быть плоским, а гибкие стержни уложены друг на друга.
Этот метод сохранит профиль в его первоначальной форме и защитит целостность крыла с течением времени.
Убедитесь, что арматура не согнута и не сложена. Не складывайте слишком плотно, чтобы не повредить ткань и / или линии.
Редактировалось: NetKot (24 Июн 2021), всего редактировалось 1 раз(а)
mortazar
пилот XC
24 Июн 2021
Re: Новые технологии и укладка парапланов с нитинолом.
Цитата:
жесткий изгиб проволки недопустим даже для нитинола
Плоскогубцами гнуть не стоит, ага.

А без плоскогубцев - попробуйте и погните. Познавательно.

И вся эта дичь с цилиндрами сразу улыбку вызовет.

Ничего Вы нитиноловой проволоке не сделаете даже при желании. Можете сложить крыло в 5 раз и походить по нему ногами. Тряпку покоцаете этим самым нитинолом скорее.

И да, я использую "валик" в виде S.E.A. Runa + WTF (подвеска с запаской) :)

Но причина - не беречь лески, а так просто подвеска не расползается и мешок максимально компактен :) Но и у этого минусы есть: подвеской бы крыло защитить хоть с одной стороны в рюкзаке, а тут - нету этого :(

Такой способ упаковки, что на фото выше, я считаю для себя самым быстрым и самым вредным для крыла.

Потому, "щадящий" или же "походный" режим с этой подвеской и рюкзаком:

Первый по хорде изгиб - срелка слева. Плевать на лески, но лоб (стрелка справа) завернут в крыло и защищен.

А подвеска же замотана между 2й и 3й третями крыла.

Чуть менее компактно, но все еще быстро и бережет главное - лоб. А лескам все будет фиолетово.

И да, это все полвеска-надувастик, которая мелкая. С "боевой" большой подвеской я кину на нее крвло, сложенное в 3.5 раз, безо всяких изысков.

Разумеется, это лишь мои личные заморочки, я вот пришел к этому, конда искал свой баланс удобства/спокойствия :)
Редактировалось: mortazar (24 Июн 2021), всего редактировалось 6 раз(а)
NetKot
АвторТемы
1-й разряд
24 Июн 2021
Re: Новые технологии и укладка парапланов с нитинолом.
Спасибо за ответ. Познавательно и полезно. Про то, что крыл будет более подвержен механическому износу, при намотке вокруг подвески я понимаю.
На мысль об укладке навела вот эта фраза:

Цитата:
Нитинол имеет близкие свойства. Обладает памятью формы и невероятной
эластичностью. Это означает, что стержни сохраняют свою оптимальную
форму даже после сверхкомпактного или плохого складывания, так что крыло
не страдает от деформации, если радиус в точке изгиба меньше 1 см.
vladk1965
25 Июн 2021
Re: Новые технологии и укладка парапланов с нитинолом.
"При деформации изделий из нитинола и последующем нагревании изделие возвращается к изначальной форме. Температура активации этого сплава - около 40 градусов. " Надо понимать, что таки деформируется.
Eskoff
25 Июн 2021
Re: Новые технологии и укладка парапланов с нитинолом.
Какой там толщины проволока? Сколько нитей, плетение?
Есть где ни будь макрофото жесткости с нитинолом?
Если что - просто любопытствую
theoretic
25 Июн 2021
Небольшой ролик от Нивиука
смотреть прямо тут или смотреть с сайта


Добавлю от себя, что тестировал несколько парапланов с нитинолом внутри. Это достаточно тонкая одножильная проволока, диаметр навскидку около 1-1,5 мм. Очень заметно пружинит. Специально деформировать не пробовал, при радиусе изгиба ~5 см (меньше попросту не встречается на практике) деформация упругая. Тем не менее рекомендую всё-таки оборачивать крылья с нитинолом вокруг подвески. Хотя бы потому, что налистанное крыло с нитинолом -- это фактически довольно мощная пружина. Согнуть налистанный пакет с радиусом меньше 20-25 см не так легко. Проще обернуть вокруг подвески.
Stasmor
Гость
25 Июн 2021
Re: Небольшой ролик от Нивиука
А какие же усиления на ткани должны быть вдоль жесткостей, чтоб стойко переносить постоянное трение и натяжение от такой пружинки???
или с этим уже все выверено???
Eskoff
25 Июн 2021
Re: Небольшой ролик от Нивиука
Я как то полагал, что оно тоньше и внутри пластика. 1 мм диаметра на 1 м длины дает примерно 1 см3, это 6-7 г. Немного, но на все крыло набегает прилично.
theoretic
25 Июн 2021
Нивиук утверждает...
Нивиук утверждает, что переход с лесок на нитинол снижает массу крыла примерно на 13%.
theoretic
25 Июн 2021
Не так всё страшно
Не так всё страшно. Единичный отрезок нитиноловой проволоки не настолько пружинит, чтобы создавать для ткани проблемы. Никаких специальных усилений у карманов для проволок не наблюдал, разве что по торцам, где проволока запросто может пропороть ткань. А вот несколько десятков проволок пружинят уже достаточно сильно.
NetKot
АвторТемы
1-й разряд
25 Июн 2021
Re: Не так всё страшно
Алексей, а ты же летал на Артик 6 - ка упаковывал? Концертина + обмотал вокруг подвески?
theoretic
25 Июн 2021
Да, летал
Цитата:
Алексей, а ты же летал на Артик 6 - ка упаковывал? Концертина + обмотал вокруг подвески?

Да, именно так. У меня основное крыло с лесками на 100% хорды, привычка оборачивать парапланы вокруг подвесок выработалась уже давно. Не оборачиваю разве что тандемы.
AlexPv
25 Июн 2021
Re: Новые технологии и укладка парапланов с нитинолом.
Свой Артик 6 укладываю в три сложения концертины, так же как до этого укладывал Чили 3. Проволочки очень тонкие, думаю 0,5мм или меньше, поэтому создать опасный радиус изгиба нужно постараться.
theoretic
25 Июн 2021
О, спасибо!
О, спасибо! Это я насчёт диаметра проволок. Сейчас под рукой нет ни одного "нитинолового" крыла, про 1-1,5 мм написал навскидку. Скорее всего, действительно тоньше.

  Форумы paraplan.ru ParaForum Новые технологии и укладка парапланов с нитинолом.